Подготовка мотоцикла к соревнованиям - часть 30

 

  Главная      Учебники - Мотоциклы     Подготовка мотоцикла к соревнованиям (Мамзелев И.А.) - 1982 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  28  29  30  31   ..

 

 

Подготовка мотоцикла к соревнованиям - часть 30

 

 

М-6, которые для этой цели вставляют в отверстие сту-

пицы. Под головки болтов и гайки подкладывают шай-

бы.

Стандартный руль в сочетании с седлом-подушкой

оказывается низким для спортивного мотоцикла, поэто-

му изготовляют и подгоняют новый индивидуально для

каждого гонщика. Средняя ширина руля по концам ру-

чек для мотоцикла с коляской составляет 800—900 мм,

а высоту подбирают так, чтобы при нормальной посад-

ке предплечья находились примерно в горизонтальной

плоскости.

На спортивных мотоциклах лучше применять руль

без перемычки, изготовленный из цельнотянутой трубы.

24X3 мм.

Сначала делают шаблон из проволоки и подгоняют

его по водителю, затем по шаблону сгибают руль.

На руль устанавливают резиновые ручки. Ручку газа

можно оставить от дорожных мотоциклов, например,

двухтросовую короткоходную ручку от мотоцикла

ИЖ-П. На стандартную ручку газа устанавливают сни-

зу ( под пальцами) и приматывают изоляционной лен-

той с хлопчато-бумажной основой деревянную палочку

диаметром 6—7 мм и длиной во всю ручку. Это при-

способление позволяет точнее регулировать подачу газа.

На концах рычагов сцепления и ручного тормоза

обязательно наваривают шарики диаметром 20—25 мм.

Тросы управления подготавливают так же, как для

дорожных мотоциклов. Их необходимо регулярно про-

мывать и смазывать летом веретенным маслом, а зимой

тормозной жидкостью.

Свободный ход троса газа должен составлять 1—

1,5 мм, троса сцепления — 4—5 мм, троса переднего

тормоза — 6—8 мм.

Подножки желательно сместить несколько назад, при

этом переделать педаль стартера. На подножки педали

тормоза и переключатели передач наваривают пластины

с нарезанными на них зубьями.

ТЕХНИКА ВОЖДЕНИЯ ДОРОЖНОГО

МОТОЦИКЛА с коляской

Техника вожденид мотоцикла складывается из от-

дельных элементарных приемов вождения: трогрнье С

Ш

места, набор скорости, изменение направления движе-

ния, остановка мотоцикла. При езде на мотоцикле на

выполнение этих приемов существенное влияние оказы-

вает наличие коляски. При малейшем нарушении прямо-

линейного движения на мотоцикл с коляской начинают

действовать силы, препятствующие восстановлению

прямолинейного движения. Только при прямолинейном

движении на мотоцикле с правильно отрегулированным

развалом и схождением влияние коляски практически

не сказывается.

Следует также иметь в виду, что мотоцикл с коляс-

кой имеет большую массу, чем мотоцикл-одиночка, по-

этому значительное влияние на движение оказывают си-

лы инерции.

Приемы вождения мотоцикла с коляской существен-

но различаются в зависимости от категории дороги: на

широком асфальтированном шоссе применяют одни спо-

собы выполнения элементарных приемов вождения, на

разбитой проселочной или лесной дороге — другие.

Независимо от категории дороги водитель мотоцикла

должен строго выполнять правила дорожного движения,

помнить, что езда допустима только на технически ИС'

правном, прогретом мотоцикле. Водитель и пассажиры

перед началом движения должны надеть и затегнуть

шлемы.

Основным положением водителя на мотоцикле явля-

ется  н о р м а л ь н а я  п о с а д к а . В этом положении

водитель сидит на середине седла, держа корпус прямо,

с немного наклоненной вперед головой. Это позволяет

расслабить плечи. Руки должны быть согнуты в локтях,

кисти без излишнего напряжения удерживают концы ру-

ля за рукоятки, ноги — согнуты в коленных суставах и

внутренними частями бедер слегка прижаты к баку, сто-

пы параллельны грунту. Удобную посадку находят, ме-

няя высоту руля (расстояние от подножек), а также рас-

положение подножек. Посадку можно считать удобной,

если в течение длительного движения по хорошей трас-

се водитель утомляется сравнительно мало,

В процессе движения, особенно по плохим дорогам,

водитель может несколько сдвинуться на седле вперед

для загрузки переднего колеса или назад для загрузки

заднего колеса. В этом случае говорят о  п е р е д н е й

и  з а д н е й  п о с а д к е водителя.

!!•

При выполнении поворотов или во время движения

по проселочной местности, когда коляска располагается

выше или ниже мотоцикла, водителю приходится сме-

щаться вправо или влево. Такие виды посадки водителя

называют  б о к о в ы м и .

В отдельных случаях во время движения по просе-

лочной местности водитель может встать на подножки,

держась руками за руль. Такое положение называется

с т о й к о й и применяется при езде на дорожном мо-

тоцикле лишь в экстремальных ситуациях. Однако при

езде на кроссовых трасбах спортсмены применяют его

довольно часто, так как в стойке водитель хорошо видит

дорогу и может более быстро и точно выполнять различ- -

ные корректирующие движения.

Пассажир в коляске дорожного мотоцикла сидит на

специальном сиденье и не должен отвлекать водителя во

время движения.

Троганье с места

Трогаясь с места на ровном твердом участке дороги

водитель, занимая положение нормальной посадки, уста-

навливает минимальные обороты двигателя, выключает

сцепление, включает педалью правую передачу, затем,

плавно отпуская рычаг сцепления, одновременно увели-

чивает подачу горючей смеси до тех пор, пока мотоцикл

ие сдвинется с места.

Если трогаться приходится по скользкой дороге, пес-

чаному или болотистому грунту, водитель занимает поло-

жение задней посадки и производит все вышеперечис-

ленные операции. При этом нужно весьма плавно увели-

чивать подачу горючей смеси и столь же плавно отпус-

кать сцепление, чтобы не допустить пробуксовки ко-

леса.

Начинать трогаться на рыхлом снегу или скользкой

зимней дороге при возникновении буксования лучше на

второй передаче, поскольку в этом случае легче избе-

жать буксования заднего колеса. Трогаясь на второй пе-

редаче, следует установить более высокие начальные

обороты двигателя.

Свои особенности имеет троганье на спуске. Заве-

денный мотоцикл на спуске водитель удерживает руч-

ным тормозом, а, сев в седло, — ножным. Трогая»,

120

плавно отпускает педаль тормоза, чуть,позже - рычаг

сцепления и прибавляет обороты.

Возможен еще один вариант троганья на спуске:

удерживая мотоцикл ножным тормозом, включают за-

жигание, но мотоцикл не заводят. Выжимая рычаг сцеп-

ления, включают первую передачу и, удерживая сцеп-

ление выжатым, отпускают педаль тормоза Мотоцикл

по инерции начинает катиться. Набрав определенную

скорость, отпускают рычаг сцепления и заводят мото-

цикл. При выполнении этого приема нужна определен-

ная ловкость, а кроме того, следует убедиться в том, что

первая передача надежно включилась.

Движение по прямой с изменением скорости

Тронувшись с места, водитель переключением пере-

дач увеличивает скорость мотоцикла. Скорость выбира-

ют в соответствии с дорожными условиями и Правилами

дорожного движения.

Оптимальная скорость обеспечивается изменением

числа оборотов двигателя и передаточного соотношения

в коробке передач. Число оборотов двигателя зависит от

количества горючей смеси, подаваемой в карбюраторы.

Подачу смеси в карбюратор регулируют, меняя положе-

ние дросселя карбюратора вращением ручки газа.

Меняя обороты и выбирая необходимую передачу,

обеспечивают скорость, соответствующую оптимальному

режиму работы двигателя. В противном случае происхо-

дит потеря скорости, перегрузка двигателя, а также уве-

личивается расход горюче-смазочных материалов. Оди-

наково вредно для двигателя как движение на занижен-

ных, например, на второй вместо третьей, так и на за-

вышенных передачах.

Высокие обороты двигателя, сопровождающиеся по-

вышенным шумом и не обеспечивающие увеличения ско-

рости движения при большом открытии дросселя, соот-

ветствуют движению на пониженной передаче. Необхо-

димо включить следующую более высокую передачу.

Рывки мотоцикла при движении, малое ускорение

при подаче газа означают, что движение происходит на

завышенной передаче, необходимо быстро переключить-
ся на пониженную передачу.

Если на мотоцикле нет автомата опережения зажига-

121

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  28  29  30  31   ..