Подготовка мотоцикла к соревнованиям - часть 28

 

  Главная      Учебники - Мотоциклы     Подготовка мотоцикла к соревнованиям (Мамзелев И.А.) - 1982 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  26  27  28  29   ..

 

 

Подготовка мотоцикла к соревнованиям - часть 28

 

 

кой, удобной для колясочника, иметь хорошую аморти-

зацию и обеспечивать устойчивость мотоцикла на пово-

ротах. К сожалению, стандартные коляски не удовлетво-

ряют этим условиям, поэтому спортсмену приходится

их переделывать. При этом можно использовать основ-

ные узлы и детали от стандартной коляски мотоцикла

М-63 или целиком изготовить новую коляску.

При облегчении стандартной коляски ее пол делают

из дюралюминиевых листов с отверстиями или из ме-

таллической сетки. Диаметр проволоки сетки 4,5—5 мм.

Чтобы задняя часть коляски не провисала, вводят до-

полнительную плоскую тягу (рис, 67 и 68). Верхнюю ее

часть соединяют с рамой мотоцикла двумя болтами

крепления крыла. Для крепления нижней части тяги к

коляске приваривают проушину.

Переделанную коляску крепят к мотоциклу двумя

шаровыми шарнирами и тремя тягами (тягу устанавли-

вают по месту). К раме коляски приваривают стальные

гребенки для удобства работы колясочника, зубья кото-

рых по мере износа затачивают.

Стандартное крыло укорачивают, от него отделяют

стальную боковину и заменяют ее дюралюминиевой.

Для крепления передней части крыла из трубы диамет-

ром 22—25 мм предназначено металлическое полуколь-

цо, которое служит также ручкой для колясочника. К

нижней части полукольца приваривают болты крепления

крыла.

Рукоятки-поручни, за которые держится колясочник,

изготавливают из труб диаметром 20—22 мм и обматы-

вают изоляционной лентой с текстильной основой.

Колесо для коляски имеет облегченную ступицу и

длинные спицы (рис. 69). Готовую коляску окрашивают

нитроэмалью.

Коляска для кросса с колесом размером 16" (рис.70)

предназначена для экипажа, использующего современ-

ный стиль езды: при правых поворотах колясочник са-

дится на специальное седло. В этом случае уравновеши-

вающая сила действует по радиусу поворота, что умень-

шает силы, препятствующие повороту, а также имеется

возможность значительно смещать общий центр тяжести.

Коляска состоит из пространственной рамы, на кото-

рой размещается седло колясочника, выполняющее так-

же функции щитка колеса коляски. Вверху раму к мо-

110

Рис. 70. Общий вид мотоцикла с коляской с колесом

размером 16"

Рис. 71. Рама коляски с колесом размером 16"

Ш

тйциклу крепят тягами с регулировочными вилками,

внизу — такими же вилочными соединениями, а не об-

щепринятыми цанговыми шарнирами (рис. 71).

Колесо коляски качается на маятниковом рычаге и

снабжено пружинно-гидравлическим амортизатором.

Ось качания рычага подвески не перпендикулярна пря-

мой, соединяющей колеса мотоцикла, а расположена

под некоторым углом. Это сделано для улучшения ус-

тойчивости мотоцикла на поворотах.

Для изготовления коляски необходимо три отрезка

трубы: первый длиной 1 м, диаметром 42—50 мм и тол-

щиной стенки 2,5—3 мм, второй — длиной 5—6 м, диа-

метром 30—35 мм и толщиной стенки 2—2,5 мм, тре-

тий —• длиной 4—5 м, диаметром 20—24 мм и толщиной

стенки 2 мм. Трубы обязательно должны быть цельно-

тянутые, бесшовные, из конструкционных сталей (сталь

35 или 45). Наиболее легкая коляска получается из хро-

мансилевых труб (ЗОХГСА). Для сварки конструкций из

стали ЗОХГСА применяют специальные электроды, а де-

талл подвергают последующей термообработке.

Процесс изготовления начинается с нарезания заго-

ловок, их подгонки друг к другу и сварки рамы. В концы

труб вваривают вильчатые (or старых тяг) наконечники

для крепления рамы к мотоциклу. Втулку на раме мото-

цикла, предназначенную для крепления задней тяги, пе-

реносят в другое место. Приваривают нижний крон-

штейн крепления рамы коляски.

Шар переднего цангового крепления обрабатывают

напильником и в нем сверлят отверстие диаметром

10мм для крепления передней части основания коляски.

Подобная конструкция крепления коляски позволяет ре-

гулировать только развал, а величину схождения колес

мотоцикла и коляски устанавливают при изготовлении

коляски и в процессе эксплуатации не меняют.

После того как на раме мотоцикла подготовлены

места крепления, коляску крепят к установленному на

колесах мотоциклу и подгоняют заготовки передней и

средней тяг. К мотоциклу вилки тяг крепят болтами, а к

раме коляски приваривают.

Следующий этап — изготовление узла подвески

(рис. 72). Маятник сваривают из четырех трубчатых за-

готовок (рис. 73).

От колеса кроссового мотоцикла ИЖ используют ось

112

Рис. 72. Узел подвески колеса коляски

крепления маятника, подшипник № 202 и распорные

втулки, но дополнительно изготовляют распорные колеч-

ки.

После изготовления деталей в предварительно раз-

вернутую разверткой диаметром 25 мм втулку маятника

запрессовывают ось колеса, затем подшипники с распор-

ной втулкой.

Чтобы облегчить конструкцию, снизить общий центр

тяжести и создать условия для уравновешивания коляс-

ки непосредственно по радиусу поворота, для коляски

используют колесо размером 16". Обод этого колеса бе-

рут от мотоцикла «Ява» или К-175, спицы и ниппели —

от колес кроссового мотоцикла ИЖ, ступицу вытачива-

ют на токарном стайке из стали 45. В ступицу запрессо-

вывают (см. рис. 69) два подшипника № 205 с распорной

втулкой между ними. После того как изготовлены и соб-

раны колесо и маятник, можно приваривать ушки креп-

ления маятника. Для этого сначала насаживают колесо

на ось, затем вставляют ось маятника и надевают ушки

крепления маятника, потом «выставляют» коляску по вы-

соте так, чтобы задняя труба была параллельна опоре.

После этого устанавливают схождение, колес коляс-

ки и мотоцикла (оно такое же, как и на дорожных), де-

лают нулевой развал и, зафиксировав в этом положении

8—1187

113

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  26  27  28  29   ..