Подготовка мотоцикла к соревнованиям - часть 26

 

  Главная      Учебники - Мотоциклы     Подготовка мотоцикла к соревнованиям (Мамзелев И.А.) - 1982 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  24  25  26  27   ..

 

 

Подготовка мотоцикла к соревнованиям - часть 26

 

 

Рис. 62. Длиннорычажная вилка, изготовленная на основе узлов

вилки мотоцикла М-63.

; — верхний мостик, 2 — нижний мостик, 3 — перо вилки, 4 — удлини-

тельная втулка, 5 — ось колеса, 6 — крыло, 7 — амортизатор, 8 — ось

рычага, 9 — кронштейн крепления амортизатора; 10 — качающийся рычаг

(маятник), 11 — проушины, 12 — ушки крепления амортизатора

Подготовка экипажной части спортивного мотоцикла

При подготовке кроссового мотоцикла М-63К к со-

ревнованиям выполняют большие работы по регулиров-

ке и доводке узлов экипажной части.

К наиболее крупным переделкам относится изготов-

ление длиннорычажной передней вилки (вместо теле-

скопической) и облегченной коляски с пружинно-гидрав-

лическим амортизатором. Мотоцикл с длиннорычажной

передней вилкой более устойчив на неровностях и пово-

ротах. Параметры вилки можно легко отрегулировать

в зависимости от трассы.

По кинематической схеме рычажные вилки можно

102

разделить на толкающие (ось качания рычагов распо-

ложена сзади оси колеса) и тянущие (ось качания ры-

чагов находится впереди от колеса). В зависимости от

конструкции качающихся рычагов как тянущие, так и

толкающие вилки подразделяются на длиннорычажные

и короткорычажные. У длиннорычажных вилок длина

рычагов близка к величине радиуса колеса. Длина ры-

чагов короткорычажной вилки значительно меньше ра-

диуса колеса. Примером короткорычажной вилки явля-

ется вилка мотоцикла К-750, а длиннорычажной — пе-

редние вилки отечественных мотороллеров. Подавляю-

щее большинство спортсменов нашей страны использу-

ют толкающие длиннорычажные вилки.

Рассмотрим конструкцию длиннорычажной вилки

(рис. 62). Два ее пера соединены нижним мостиком при

помощи сварки. В этот мостик запрессован стержень, на

который надевают верхний мостик при монтаже вилки

на раму. В нижние концы перьев вставлены удлиняю-

щие втулки, к которым приварены втулки для размеще-

ния подшипников осей качающегося рычага, а в средней

части перьев под нижним мостиком приварены кран-

штейны под амортизаторы.

Качающийся рычаг выполнен в виде единой изогну-

той трубы, к которой приварены проушины для крепле-

ния осей и ушки для крепления оси колеса. Амортиза-

торы через резино-металлические шарниры крепят верх-

ней втулкой к кронштейну пера вилки, а нижней — к

ушкам качающегося рычага.

При изготовлении длиннорычажной вилки от унифи-

цированной телескопической берут трубы перьев вилки,

мостик рулевой колонки со стержнем траверса, затяж-

ные гайки, детали крепления вилки в раме мотоцикла,

наконечники перьев.

Дополнительно следует изготовить удлинители перь-

ев, маятник, кронштейны и ушки, крепления амортиза-

торов, проушины крепления маятника, усилительные

стяжки, узел крепления маятника. Перья вилки можно

сделать из цельнотянутых труб, имеющих внешний диа-

метр 36 мм и толщину стенки 5—6 мм. При использова-

нии хромансилевых труб толщина стенки может быть

уменьшена. Усилительные стяжки делают из цельнотя-

нутой трубы диаметром 20—22 мм с толщиной стенки

1—1,5 мм.

- юз

Рис. 63 Детали и узлы передней вилки:

а — маятник с вставками крепления оси б — ушко крепления амортиза-

тора, в — проушина крепления маятника, г — распорная шайба между

подшипниками и проушиной, д — обойма крепления подшипников, е — рас-

порное кольцо между подшипниками, ж — развертка крепления кронштей-

на амортизатора, з — крепление удлинителя и обоймы к перу вилки, / —

вставки для крещ-ения оси, 2 — места сварки, 3 — обойма, 4 — удлинитель,

5 — перо

Качающийся рычаг (маятник) изготовляют, пользу-

ясь трубогибом, из цельнотянутой бесшовной трубы ди-

аметром 32 мм с толщиной стенки 2,5—3 мм. Из нако-

нечников перьев вилки М-63 делают вставки для креп-

ления оси колеса. С этой целью наконечники протачива-

ют на токарном станке. Проточенные вставки запрессо-

вывают в торцы маятника и закрепляют сваркой. Из

стали 20 (рис. 63) изготовляют две проушины для креп-

ления маятника и два ушка крепления амортизатора, а

также два кронштейна для крепления верхней втулки

амортизатора.

Существуют различные варианты узла крепления ма-

ятника. В одном варианте маятник качается на шари-

ковых подшипниках № 202, запрессованных по две шту-

ки в обоймы, которые приваривают к удлинителям перь-

ев. В другом варианте конструкция крепления маятника

более проста. Маятник качается на резино-металличес-

104

ких втулках, в качестве которых используют укорочен-

ные резиновые сайлент-блоки заднего маятника ирбит-

ского мотоцикла, т. е. узел решен так же, как узел зад-

него маятника.

Примерный порядок сборки вилки таков: в перья

вилки (если применяются перья от М-63) вставляют уд-

линители и закрепляют сваркой Затем к удлинителям

(или непосредственно к перьям), если они изготовлены

из целой трубы, приваривают обоймы подшипников. На

раму ставят и закрепляют в подшипниках нижний и

верхний мостики, устанавливают перья вилки. В обойму

крепления подшипников вставляют втулки, с помощью

вспомогательной оси размещают отверстия соосно и за-

крепляют перья в мостиках вилки. Прогревая перья га-

зовой горелкой, загибают их у основания нижнего мос-

тика до тех пор, пока расстояние между осью подшип-

ника маятника и осью крепления двигателя не составиn

360 мм (см. рис. 62).

В торцах маятника размещают вставки крепления

оси вместе с осью и приваривают. Затем устанавливают

проушины относительно передней оси. После этого про-

ушины крепят сваркой к маятнику. На правый рычаг

маятника наваривают стальное полукольцо для крепле-

ния тормозного барабана. Устанавливают и приварива-

ют усилительные стяжки, а затем ушки крепления амор-

тизаторов по месту в соответствии с имеющимися амор-

тизаторами. После окончательной сборки проверяют

среднюю длину вылета которая должна составлять 40—

60 мм.

В качестве амортизаторов для такой вилки можно

использовать любые гидравлические амортизаторы, имо-

ющие ход 120—150 мм. Нужно только подобрать пру-

жины соответствующей жесткости. Хорошие результа-

ты дает применение амортизаторов от автомобилей

«Москвич» и «Жигули» в соединении с пружинами от

мотоцикла М-63.

Рассмотрим изготовление амортизаторов из перед-

них амортизаторов автомобиля «Москвич».

Автомобильные амортизаторы разбирают, верхнюю

часть поршня, к которой прижимаются пружинящие

шайбы, притирают на плите, переделывают или изготав-

ливают заново шток длиной 177 мм. После изготовле-

ния его обязательно хромируют и полируют, чтобы он

105

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  24  25  26  27   ..