Подготовка мотоцикла к соревнованиям - часть 10

 

  Главная      Учебники - Мотоциклы     Подготовка мотоцикла к соревнованиям (Мамзелев И.А.) - 1982 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  8  9  10  11   ..

 

 

Подготовка мотоцикла к соревнованиям - часть 10

 

 

тель будем обозначать индексом Д-1А. Для того чтобы

использовать головки К-650 на верхней части чугунного

цилиндра, прилегающей к головке, делают проточку,

диаметр и глубина которой такие же, как на гильзе ци-

линдра Д-ЗА (см. рис. 21).

В ребрах цилиндра сверлят отверстие и нарезают

резьбу для шпилек, крепящих гильзу. В гильзу запрес-

совывают трубку для отвода масла. Крепление цилинд-

ра к картеру сохраняется.

Головка К-650 имеет сферу большего радиуса, чем

головка М-63. Поэтому, даже используя поршни К-650,

в двигателе Д-1А не удается обеспечить таких высоких

степеней сжатия, как в двигателе Д-3. Тем не менее

этот двигатель из-за лучшего наполнения обладает дос-

таточно высокой мощностью и хорошим крутящим мо-

ментом. Кроме того, двигатель Д-1А весьма надежен в

работе и может быть использован как в мотокроссе, так

и для многодневных соревнований.

После сборки двигатель необходимо обкатать. Сна-

чала его подвергают холодной обкатке с вывернутыми

свечами. Двигатель вместе с коробкой перемены пере-

дач закрепляют на станине токарного станка типа

ДИП-200 и карданным валом соединяют со шпинделем.

В течение 10 ч двигатель обкатывают на третьей пере-

даче при частоте вращения 300—500 об/мин. После хо-

лодной обкатки двигатель промывают, ставят на мото-

цикл, регулируют и приступают к горячей обкатке. Го-

рячая обкатка считается законченной после прохожде-

ния 500—600 км.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ МОТОЦИКЛА

Электрооборудование тяжелых мотоциклов^ состоит

из источников и потребителей электроэнергии, а также

вспомогательной аппаратуры.

Электрооборудование подразделяют на две группы

в зависимости от типа источников энергии — динамо-ба-

тарейное и использующее магнето.

В дорожных мотоциклах и мотоциклах некоторых ти-

пов, предназначенных для многодневных соревнований,

применяется динамо-батарейное оборудование, в крос-

совых — магнето.

37

Подготовка электрооборудования дорожных

мотоциклов

К источникам электрической энергии в этой системе

относятся аккумуляторная батарея и генератор посто-

янного тока с реле-регулятором.

Потребителями являются приборы освещения (фара,

габаритные фонари), сигнализации (электрический сиг-

нал) и зажигания (катушка зажигания, прерыватель,

свечи).

Электрическая сеть тяжелых мотоциклов выполнена

по однопроводной системе, т. е. от источников энергии

к потребителям подведено по одному проводу от акку-

муляторной батареи и генератора, а другим проводом

служат различные металлические части мотоцикла, в

частности рама.

В дорожных мотоциклах различных моделей и пост-

роенных на их основе мотоциклах, предназначенных для

многодневных соревнований, используются системы

электрооборудования, рассчитанные на напряжение 6

или 12 В.

Мотоциклы М-63, М-66, К-750 М, К-650, МТ-9 имеют

6-вольтовую систему зажигания с генератором постоян-

ного тока Г-414 мощностью 65 Вт и аккумуляторной ба-

тареей ЗМТ-12.

В мотоциклах МТ-10 и М-67 применяется более сов-

ременное 12-вольтовое зажигание с генератором пере-

менного тока Г-424 мощностью 150 Вт и аккумулятор-

ной батареей МТС-9 (или спаренными аккумуляторами

ЗМТ-6).

При подготовке электрооборудования дорожного мо-

тоцикла к пробегу следует проверить визуально провод-

ку, пользуясь схемами электрооборудования мотоцик-

лов К-750М, К-650 (рис. 23), М-63-66 (рис. 24), М-67,

МТ-10 (рис. 25). Следует обратить внимание на то, что-

бы вся проводка была прикреплена к мотоциклу и ни"

где не соприкасалась с вращающимися частями, прове-

рить надежность контактных соединений и отсутствие

замыканий на корпус.

В схему электрооборудования мотоцикла, использу-

емого в мотопробегах, целесообразно ввести розетку для

переносной лампы. Как это сделать, показано на схеме

38

электрооборудования мотоциклов К-750М, К-650 (см.

рис. 23).

Розетка устанавливается в коляске мотоцикла.

Аккумуляторную батарею следует поместить в целло-

фановый мешок во избежание расплескивания электро-

лита. Перед поездкой желательно сделать цикл заряд-

разряд батареи и снова зарядить ее. По результатам та-

кого цикла легко определить исправность батареи и сте-

пень ее износа.

Степень заряженности батареи проверяют нагрузоч-

ной вилкой, а при ее отсутствии — включением света

фар. Если на малых оборотах двигателя (когда лампа

получает питание от аккумуляторной батареи) свет фа-

ры слабый, а с увеличением оборотов двигателя (т. е.

при переходе к питанию от генератора) свет фары резко

увеличивается, значит, батарея разряжена.

При подготовке генератора постоянного тока Г-414

проверяют состояние пружин, щеток и коллектора гене-

ратора. С этой целью снимают защитную ленту, про-

веряют перемещение щетки в держателе и износ.

Щетки не должны иметь износа по высоте более чем

на '/4 от первоначальной длины. При замене новые щет-

ки предварительно притирают стеклянной шкуркой по

дуге коллектора (рис. 26). Коллектор при наличии из-

носа прошлифовывают шкуркой, после чего с помощью

ножовочного полотна прочищают пазы между ламелями

коллектора и углубляют их на 0,5—0,1 мм.

Загрязненный и замасленный коллектор промывают

чистым бензином.

Для замены смазки в подшипнике генератора, рас-

положенном со стороны коллектора, необходимо пред-

варительно снять крышку подшипника.

В заключение регулируют зазор между зубьями шес-

терен привода генератора. Для этого ослабляют болт

стяжной ленты, запускают двигатель и, поскольку вал

якоря генератора расположен эксцентрично по отноше-

нию к его корпусу, то, поворачивая генератор за кор-

пус, устанавливают такой зазор между шестернями, при

котором они работают бесшумно. Затем стяжную ленту

закрепляют.

Подготовку генератора переменного тока Г-424 про-

изводят так же. Следует только иметь в виду, что кон-

тактные кольца генератора изнашиваются очень мало, и

39

40

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  8  9  10  11   ..