Подготовка мотоцикла к соревнованиям - часть 9

 

  Главная      Учебники - Мотоциклы     Подготовка мотоцикла к соревнованиям (Мамзелев И.А.) - 1982 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  7  8  9  10   ..

 

 

Подготовка мотоцикла к соревнованиям - часть 9

 

 

В головке цилиндра двигателя К-650 растачивают

посадочное место под седло увеличенного диаметра.'Это

легко сделать на токарном станке, используя приспособ-

ление, показанное на рис. 18. Технология расточки та-

кова: из головки выпрессовывают направляющую втул-

ку, приспособление закрепляют в патроне токарного

станка, на разжимную шейку приспособления надевают

головку цилиндра и закрепляют разжимным винтом.

Расточку ведут при частоте вращения 200—300 об/мин.

Седло изготовляют из бронзы АЖН-10-4-4 и запрес-

совывают в головку с натягом 0,25—0,3 мм с помощью

специальной оправки (см. рис. 17). Перед запрессовкой

седло фиксируют на оправке с помощью полоски бума-

ги. Головку цилиндра разогревают двумя паяльными

лампами, на газовой плите или в печи до температуры

300°С. Температуру нагрева определяют просто: дере-

вянной палочкой надо провести по нагретому металлу;

если палочка обугливается, значит, головка цилиндра

нагрелась до нужной температуры и седло можно за-

прессовывать. Для этого вводят конец оправки в нап-

равляющую и, не давая седлу коснуться гнезда, резко

ударяют молотком по оправке. Запрессовку следует вы-

полнять очень быстро, чтобы седло не успело нагреться

от головки цилиндра.

Более точно момент запрессовки можно определить,

пользуясь штангенциркулем, которым измеряют наруж-

ный диаметр седла. В процессе нагрева измеряют об-

ратными концами штангенциркуля диаметр отверстия в

головке. В тот момент, когда обратные губки штанген-

циркуля начинают входить в отверстие под седло, можно

производить запрессовку.

Далее шарошками обрабатывают впускной и вы-

пускной каналы, делают плавные переходы для прохода

топливной смеси.

Направляющую втулку (см. рис. 17) рассверливают

до диаметра 8,9 мм и запрессовывают в головку. После

запрессовки втулку разворачивают, обеспечивая зазор

между клапаном и втулкой, равный 0,05—0,08 мм. Так

как диаметр впускного клапана увеличился, необходимо

применить более жесткие клапанные пружины. Для это-

го под существующие пружины подкладывают шайбы

толщиной 2 мм или используют более жесткие пружины

от двигателя автомобиля «Москвич». Под эти пружины

3—1187 33

вытачивают из титана

новую верхнюю тарел-
ку клапана.

Размеры головки

цилиндра от двигателя

К-650 позволяют уста-

навливать клапаны

большего диаметра

(рис. 19), изготовлен-

ные из стали ЭИ-72

(Х12Н7С), ЭИ-437Б,

ЭИ-617, ЗХ13Н7С2.

Надо сказать, что

для спортивного двига-

теля клапаны лучше

всего изготовлять из

уже имеющихся авто-

мобильных, вертолет-

ных или самолетных

клапанов, не подвергая

их термообработке или

сварке. Вся переделка

осуществляется только

за счет механической
обработки.

Цилиндры от дви-

гателя К-650 можно

устанавливать с сохра-

нением их анкерного

крепления, если пере-

нести отверстия крепления цилиндров на картере или

подогнать шпильки. В первом случае отверстия, пред-

назначенные для верхних шпилек, заваривают, затем

рядом с ними — в соответствии с отверстиями на ци-

линдре — просверливают новые и нарезают резьбу

М10х1,5. Если нет возможности заварить отверстия в

алюминиевом картере, то следует изменить их конфигу-

рацию на цилиндре по всей длине. Шпильки изготовля-

ют заново и подгибают по месту.

Изготавливаются новые кожухи штанг увеличенной

длины. При установке кожухи слегка подгибают, так

как расстояние между толкателями на двигателях М-63

и К-650 разное.

34

Рис. 20. Рубашка цилиндра дви-

гателя Д-ЗА

Рис. 21. Гильза цилиндра двига-

теля Д-ЗА

Под цилиндры укладывают дюралюминиевую прок-

ладку т®лщин«й 14 мм.

Для отвода масла из крышки головки изготовляют

сливную трубку. В картере для нее делают выемку, в

которую устанавливают резиновое кольцо, уплотняющее

масляный патрубок.

На головках поршней фрезами диаметром 47,5 или

44,5 мм делают пазы для клапанов увеличенного разме-

ра.

Двигатель Д-3 имеет мощность 33—-38 кВт. Цилинд-

ры для него можно изготовить с увеличенным оребрени-

ем. Возможна и дальнейшая модернизация двигателя

М-63 с целью его форсировки (условно эти двигатели

названы нами Д-ЗА и Д-4).

Рубашку двигателя Д-ЗА вытачивают на- токарном

станке из дюралюминия Д16 или Д16Т (рис. 20). Гиль-

зы делают из высоколегированного чугуна с аустенитной

структурой, имеющего твердость НВ 156—187, или из

перлитного серого чугуна с твердостью НВ 207—225

(рис. 21).

Для запрессовки гильзы рубашку цилиндра, нагре-

тую до 300°С, устанавливают на два кирпича и быстрым

движением вставляют гильзу. Цилиндр с гильзой раста-

— 0,1

чивают до диаметра 78 _

 Q 2

 мм, затем с помощью хона

или притира, изготовленного из старого поршня, дово-

дят до 78—78,01 мм. Хон устанавливают в шпиндель

сверлильного или токарного станка. Цилиндр при при-

тирке держат в руках.

При изготовлении двигателя Д-4 используют криво-

шип от двигателя М-63, а головки и цилиндры — от

двигателя К-650. Форсировку осуществляют путем улуч-

шения наполнения (увеличенные клапаны) и увеличения

степени сжатия. Цилиндры К-650 укорачивают на

13 мм.

Двигатели Д-1 и Д-4 показывают неплохие резуль-

таты в многодневных соревнованиях и кроссе; двигате-

ли Д-2 и Д-3 лучше использовать в кроссе. Пр^ подго-

товке двигателей спортивных мотоциклов следует поль-

зоваться табл. 5.

В двигателях Д-2 и Д-3 целесообразно в верхней го-

ловке шатуна иметь игольчатый подшипник (рис. 22)

3* 35

Соединение

Поршневой палец —

бобышки поршня

Поршневой палец —

втулка верхней головки

шатуна

Цилиндр — поршеняъ*

Направляющая втулка —

ножка клапана

Вид и размер

соединений

Натяг

0,0045-fO,0095

Зазор

0,01-f-0,015

0,0045—0,0095

Зазор

0,05—0,08

0,075-0,1

Зазор

0,05-fO,08

Назначение

двигателя

Кросс,

многоборье

Кросс,

многоборье

Многоборье,

1ФОСС

Кросс,

многоборье

Т а б л и ц а 5

Размеры зазоров между сопрягаемыми деталями двигателя

спортивного мотоцикла

* Меньшие зазоры приняты для цилиндров с дюралюминиевой

рубашкой, большие — для чугунных цилиндров.

или хотя бы увеличить зазор на 0,015—0,02 мм больше

стандартного.

Используя головки от двигателя К-650 с увеличен-

ными клапанами, которые были изготовлены для двига-

телей Д-3 и Д-ЗА, можно модернизировать двигатель

Д-1, сохранив чугунные цилиндры М-63. Такой двига-

Рис. 22. Игольчатый под-

шипник верхней головки

шатуна:

/ — иголки 1,5x20 мм;

2 — шайба (сталь 45, ка-

лить HRC 40—45)

36

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  7  8  9  10   ..