Подготовка мотоцикла к соревнованиям - часть 6

 

  Главная      Учебники - Мотоциклы     Подготовка мотоцикла к соревнованиям (Мамзелев И.А.) - 1982 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..

 

 

Подготовка мотоцикла к соревнованиям - часть 6

 

 

фовальный брусок. После такой обработки головки кла-

пана и седла клапан легко притирается пастой из мел-

кого порошка, разведенного маслом до густоты сметаны.

Затем фаску клапана и седло полируют пастой ГОИ.

Для притирки клапанов головку цилиндра зажимают

в тиски так, чтобы тарелка клапана оказалась парал-

лельной губкам тисков. Клапан вставляют в направляю-

щую, и на выступающую часть ножки надевают бензо-

шланг длиной 150—200 мм. Вращая шланг между ладо-

нями и приподнимая его, притирают клапан, добавляя

время от времени притирочную пасту.

Чтобы проверить качество притирки, на фаски клапа-

нов и седел наносят мягким карандашом поперечные

черточки и проворачивают клапан в седле на пол-оборо-

та с легким нажимом (см. рис. 9,6). Если черточки стер-

лись — клапан притерт хорошо. Если черточки остались,

значит, тарелка клапана не перпендикулярна ножке,

т. е. клапан погнут. Если черточки остались на гнез-

де — перекошена направляющая втулка. Герметичность

собранного с пружинами клапана проверяют, заливая

бензин во впускные и выпускные головки цилиндра: В

течение 5—10 мин бензин не должен вытекать.

ПОДГОТОВКА

ДВИГАТЕЛЯ К СОРЕВНОВАНИЯМ

Материалы этого раздела предназначены в основном

для подготовки двигателя к спортивным соревнованиям,

хотя некоторые советы будут полезны и при подготовке

дорожных мотоциклов к пробегам.

Основные характеристики двигателя и пути их

улучшения

Каждый двигатель характеризуется следующими па-

раметрами: эффективная мощность N

 е

, число оборотов

коленчатого вала в минуту п, крутящий момент М,

удельный расход топлива g

e

. Эффективная мощность —

это полезная мощность, снимаемая с коленчатого вала

двигателя. Она определяется по следующей 'формуле:

21

где N i — индикаторная мощность, т. е. мощность, раз-

виваемая газами внутри цилиндра и переда-

ваемая на поршень;

Nтр

_ мощность трения (часть мощности, затрачи-

ваемой на механические и насосные потери).

Индикаторная мощность, в свою очередь, определяет-

ся так:

где Vi— объем одного цилиндра, см

3

,

i — число цилиндров,

п — частота вращения коленчатого вала, об/мин,

Р

 t

 — среднее индикаторное давление.

Аналогично индикаторной мощности эффективную

мощность можно определить так:

где Р

 е

— среднее эффективное давление,

п

е

 — частота вращения, соответствующая макси-

мальной мощности, об/мин.

Рабочий диапазон чисел оборотов двигателя ограни-

чивается величинами п

м и н

 и n

M a K C )

 где n

М

ин минималь-

ное число оборотов, при котором двигатель может ра-

ботать при полностью открытом дросселе; n

макс

— мак-

симально допустимое число оборотов, при превышении

которых двигатель может выйти из строя.

Крутящий момент определяет тяговые свойства дви-

гателя. Зависимость между мощностью и крутящим мо-

ментом выражается формулой:

При самостоятельном изготовлении или модерниза-

ции двигателя его основные характеристики можно ори-

ентировочно рассчитать, пользуясь соответствующей ли-

тературой. Практически эти характеристики определя-

ются на тормозном стенде.

Из приведенных формул видно, что для повышения

мощности двигателя нужно увеличить объем цилиндров,

22

повысить число оборотов коленчатого вала и среднее

эффективное давление.

Для увеличения среднего эффективного давления не-

обходимо повысить степень сжатия до максимальных

пределов, допускаемых применяемым топливом, улуч-

шить коэффициент наполнения. С этой целью увеличи-

вают проходное сечение впускного клапана, подбирают

оптимальное соотношение проходных сечений впускных

и выпускных клапанов, уменьшают гидравлические соп-

ротивления впускного и выпускного трактов, подбирают

оптимальные размеры выпускной системы и длины-

впускного тракта.

Для повышения оборотов коленчатого вала стан-

дартных двигателей необходимо снизить мощность тре-

ния и увеличить механический КПД, улучшить коэффи-

циент наполнения, уменьшить влияние инерционных наг-

рузок.

Модернизация серийного спортивного двигателя

М-63К не требует особых затрат времени и сложного

оборудования. Сначала увеличивают степень сжатия с

7,2 до 8,5. (В дальнейшем этот двигатель будет обозна-

чаться индексом Д-1. Желательно таким же способом

модернизировать любой новый спортивный двигатель)/

Рис. 10. Поршень К-650, подготовленный к установке на

двигатель мотоцикла М-63

23

Рис. 11 Ручная фреза для обработки поршней

При таких степенях

сжатия можно исполь-

зовать только бензины

АИ-93, А-95, А-98,

«Экстра» и им подоб-

ные с октановым чис-

лом не ниже 85—95.

Повысить степень

сжатия до таких пре-

делов, используя стан-

дартные поршни двига-

теля М-63, нельзя, поэ-

тому с учетом данных

табл. 2 рекомендуется

подобрать поршни от

двигателя К-650 со

сферической головкой.

Чтобы юбка такого

поршня не задевала за

цапфы кривошипа, с помощью фрезы или точильного

камня делают на ней специальную выборку, а на голов-

ке поршня изменяют гнезда для клапанов, так как уг-

лы развала клапанов двигателей К-650 и М-63 различны

(рис. 10). Это делают обычно ручной фрезой (рис. 11),

изготовленной из старого автомобильного клапана с

плоской головкой. Фрезу вставляют вместо клапана в

головку, выводят поршень в ВМТ и фрезеруют паз для

клапана. Перед установкой на двигатель поршни взве-

шивают, причем разница в массе не должна превышать

2г.

24

 '

Рис. 12. Прокладка под цилиндр М-63

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..