Подготовка мотоцикла к соревнованиям - часть 4

 

  Главная      Учебники - Мотоциклы     Подготовка мотоцикла к соревнованиям (Мамзелев И.А.) - 1982 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  ..

 

 

Подготовка мотоцикла к соревнованиям - часть 4

 

 

тщательно промывают бен-

зином и обдувают сжатым

воздухом. Все резьбовые со-

единения прочищают.

При сборке не следует

использовать старые бу-

мажные прокладки.

Прокладки под цилинд-

ры 'и корпус заднего под-

шипника вырезают из чер-

тежной бумаги (ватмана),

а под переднюю крышку —

из тонкого пресс-шпана или

обложек папок-скоросшива-

телей. Чтобы проделать ак-

куратные отверстия, выре-

занную прокладку кладут

на уплотняемую плоскость,

например на цилиндр, и

металлическим шариком

пробивают в нужных местах

отверстия. Прокладку кор-

пуса заднего подшипника перед установкой смазывают

бакелитовым лаком или герметикой. Герметик можно

получить, если в бакелитовый лак засыпать сухую

алюминиевую краску.

При сборке двигателя сначала запрессовывают кор-

пус переднего подшипника вместе с предварительно ус-

тановленным в нем подшипником.

Коленчатый вал устанавливают в следующем поряд-

ке: ориентируют вал относительно картера, причем про-

резь для шпонки маховика должна быть снаружи; вво-

дят шатуны внутрь картера и, направляя их в отверстия

для цилиндров, опрокидывают коленчатый вал в картер

двигателя; втягивают вал в передний подшипник; за-

прессовывают заднюю крышку в картер, центрируя ее

предварительно болтами по отношению к отверстиям

крепления; затягивают болты крепления крест-накрест

и зашплинтовывают их.

Затем устанавливают распределительный вал с пред-

варительно запрессованным подшипником. Шестерня

газораспределения напрессовывается на вал с помощью

оправки. Устанавливая вал, риску на ведущей шестер-

13

Рис. 7. Ориентировка коленча-

того вала пра его монтаже и

демонтаже

не коленчатого вала совмещают с меткой между Зубья-

ми шестерни распределительного вала. Ведущая шестер-

ня крепится болтом и контршайбой, а шестерня распре-

делительного вала — гайкой с контршайбой (см. рис. 2).

При установке поршневого пальца пользуются уни-

версальным приспособлением или выколотками. При ис-

пользовании выколотки палец устанавливают в поршень,

нагретый в кипящей воде, причем палец предварительно

центрируют относительно головки шатуна.

Перед установкой цилиндра кольца разводят так,

чтобы стыки верхних трех колец были расположены под

углом. 120°, и зеркало цилиндра смазывают моторным

маслом. При монтаже цилиндров надо обратить внима-

ние на совпадение отверстий в прокладке с отверстия-

ми в картере. Надо следить, чтобы резиновые уплотни-

тельные колпаки кожухов штанг правильно (черта на

уплотнительном колпаке должна находиться в верхнем

положении) и плотно были установлены на свои места.

При установленной штанге кронштейны оси коромысла

должны доходить до опорных площадок и иметь тепло-

вой зазор. Если этого нет, значит, штанга не встала на

место или толкатель находится на подъеме кулачка

распределительного вала, или вывернут регулировочный

винт. Необходимо обеспечить правильную установку

кронштейнов, иначе можно погнуть клапаны или штан-

ги. Гайки цилиндров и головок затягивают крест-на-

крест.

Далее устанавливают переднюю крышку двигателя

с сапуном. Перед установкой сапун смазывают мотор-

ным маслом.

Потом размещают масляный насос и крепят поддон.

Сборка сцепления и установка магнето рассмотрены в

соответствующих разделах.

Собранный двигатель помещают на раме с левой сто-

роны. Соединив упругий шарнир с карданным валом и

навернув трубку сапуна, вставляют заднюю шпильку

без регулировочных шайб, затем устанавливают перед-

нюю шпильку с регулировочными шайбами. Заднюю

шпильку после этого вынимают и ставят вместе с регу-

лировочными шайбами.

14

Определение неисправностей и восстановление

работоспособности дорожных Двигателей М-63—М-66

Двигатели спортивных мотоциклов приходится раз-

бирать, как правило, по нескольку раз за один спортив-

ный сезон. В отличие от них двигатель дорожного мото-

цикла разбирают и ремонтируют один раз в несколько

лет. Поэтому необходимо уметь, найти неисправности

без разборки, путем определение эксплуатационных ха-

рактеристик и прослушивания двигателя во время ра-

боты.

Крайне желательно прослушать работу двигателя

перед дальним пробегом. Для прослушивания двигателя

удобен медицинский фонендоскоп. Вместо него можно

использовать сухую деревянную палочку или металли-

ческий стержень.

Причиной появления стуков по мере износа двигате-

ля может быть увеличение зазоров в соединениях порш-

невого пальца с верхней головкой шатуна, между порш-

невым пальцем и бобышками поршня между поршнем и

цилиндром, между нижней головкой шатуна и пальцем

кривошипа.

Увеличение зазора в соединении поршневого пальца

с верхней головкой шатуна приводит к резким металли-

ческим стукам, появляющимся в области цилиндра на

прогретом нагруженном двигателе при резком увеличе-

нии оборотов коленчатого вала. Особенно хорошо этот

стук слышен, если водитель пытается увеличить обороты

двигателя, когда включенная передача не соответствует

скорости движения (обычно при завышенной передаче).

При установке более позднего зажигания стук уменьша-

ется и может совсем исчезнуть. Если стук исчезает, мо-

тоцикл можно некоторое время эксплуатировать с такой

регулировкой.

В том случае когда стук остается, снимают головку

и цилиндр, извлекают палец из поршня и определяют

зазор между пальцем и втулкой верхней головки шату-

на. Для этого микрометром измеряют внешний диаметр

пальца и внутренний диаметр втулки, а затем находят

величину зазора как разность этих диаметров, которая

не должна превышать 0,03 мм, Износ пальца и втулки

допускается до 0,015 мм от предельных размеров, при-

веденных в табл. 1.

15

Т а б л и ц а 1

Марка

двига-

теля

М-63

МТ-8

(К-650)

Диаметр

пальца,

мм

20,998—20,995

20,995—20,992

20,992—20,989

20,989—20,986

21,0000—20,9975

20,9975—20,9950

20,9950—20,9925

20,9925—20,9900

Диаметр

отверстий в

бобышках

поршня, мм

20,991—20,988

20,998—20,985

20,985—20,982

20,982—20,979

20,9930—20,9905

20,9905—20,9880

20,9880—20,9855

20,9855—20,9830

Диаметр

отверстий в

верхней

головке

шатуна, мм

21,005—21,002

21,002—20,999

20,999—20,996

20,996—20,993

21,0070—21,0045

21,0045—21,0020

21,0020—20,9995

20,9995—20,9970

Цвето-

вая

марки-

ровка

Красная

Белая

Зеленая

Черная

Белая

Черная

Красная

Зеленая

Пользуясь таблицей, восстанавливают необходимый

зазор, подбирая поршневой палец увеличенного разме-

ра Как правило, при увеличении зазора между верхней

головкой шатуна и поршневым пальцем сверх нормы

необходимо бывает менять всю поршневую группу, по-

этому подбирают сразу палец и поршень, оставляя

прежнюю втулку. Если же втулка непригодна, ее вы-

прессовывают (рис. 8) и заменяют новой После запрес-

совки втулки в ней сверлят отверстие диаметром 3 мм

по отверстиям в шатуне, зачеканивают пазы, как на

старой втулке, и затем обрабатывают внутреннее отвер-

стие разверткой. Если поршневой палец и поршень

имеют малый износ, то рекомендуется развернуть втул-

ку под имеющийся палец. В этом случае диаметр втулки

равен диаметру пальца, увеличенному на 0,004—0,01 мм.

В том случае когда необходима замена поршня,

внутреннее отверстие обрабатывают разверткой до диа-

метра 20,993—21,005 мм. В соответствии с получившим-

ся размером подбирают новый палец по таблице, учи-

тывая, что нормальный зазор лежит в пределах 0,004—

0,01 мм. Далее по пальцу подбирают поршень. Допусти-

мо использовать старый поршень, если размер нового

пальца отличается на одну группу в сторону увеличения

(белый вместо красного, зеленый вместо белого и т. д.).

Зазор в соединении между пальцем и бобышкой

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  ..