Подготовка мотоцикла к соревнованиям - часть 2

 

  Главная      Учебники - Мотоциклы     Подготовка мотоцикла к соревнованиям (Мамзелев И.А.) - 1982 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..

 

 

Подготовка мотоцикла к соревнованиям - часть 2

 

 

СВЕДЕНИЯ О ДВИГАТЕЛЕ

Двигатели тяжелых мотоциклов, выпускаемые Ир-

битским и Киевским мотозаводами, являются четырех-

тактными, двухцилиндровыми с оппозитным расположе-

нием цилиндров. Все они, за исключением двигателя

К-750, с верхним расположением клапанов.

В спортивной практике, особенно для мотокроссов,

наиболее широко применяются двигатели Ирбитского

мотозавода М-63К, что объясняется, во-первых, широ-

ким распространением мотоциклов с этими двигателями

в мотосекциях ДОСААФ, а во-вторых, тем, что криво-

шипно-шатунный механизм стандартного двигателя

К-650 МТ-9, оснащенный подшипниками скольжения,

более требователен к качеству масла и в условиях мото-

кросса часто выходит из строя. Поэтому ниже подробно

рассмотрено устройство и обслуживание дорожного дви-

гателя М-63, дальнейшей модификацией которого явля-

ется двигатель М-66. На основе двигателя М-63 создан

и спортивный двигатель М-63К.

Устройство двигателей М-63 дорожных мотоциклов

Двигатель (рис. 1) состоит из кривошипно-шатунно-

го механизма, механизмов газораспределения и венти-

ляции, картера и системы смазки.

Кривошипно-шатунный механизм преобразует прямо-

линейное возвратно-поступательное движение поршней

во вращательное движение коленчатого вала. Этот ме-

ханизм включает в себя цилиндры и поршни с компрес-

сионными и маслосъемными кольцами, поршневые

пальцы, шатуны с подшипниками качения и коленча-

тый вал с маховиком.

Коленчатый вал установлен на двух шарикоподшип-

никах. Передний подшипник запрессован в корпус, име-

ющий крышку (рис. 2). Корпус вместе с крышкой укреп-

лен на передней стенке картера. От продольных переме-

щений подшипник удерживается с одной стороны бурти-

ком в корпусе подшипника, а с другой — крышкой.

Задний подшипник установлен таким образом, что не

мешает коленчатому валу, удлиняющемуся при работе

от нагрева, перемещаться в продольной плоскости. На

передней шейке коленчатого вала крепится ведущая

5

6

шестерня, а на конической части задней коренной шей-

ки — маховик.

Механизм газораспределения (см. рис. 1) состоит из

распределительного вала, толкателей, направляющих

толкателей, штанг, коромысел с регулировочными бол-

тами и контргайками, клапанов с пружинами, опорны-

ми тарелками и сухариками.

На заднем конце распределительного вала напрессо-

вана шестерня привода масляного насоса, а на перед-

нем установлена шестерня привода, которая входит в

зацепление с ведущей шестерней коленчатого вала. Кро-

ме того, на переднем конце крепится шестерня привода

генератора у дорожного или привода магнето у спортив-

ного мотоцикла.

Распределительный вал установлен на двух подшип-

никах: передний —• шариковый, задний представляет со-

бой бронзовую втулку.

Кривошипно-шатунный механизм и механизм газо-

распределения монтируют в картере двигателя.

В верхней части картера дорожного двигателя уста-

навливают генератор. У спортивного двигателя вместо

генератора на четырех шпильках крепят магнето. . В

нижней части находится шестеренчатый масляный на-

сос, приводимый в движение шестернями от распреде-

лительного вала. Картер служит также резервуаром для

масла. Снизу картер закрывается специальной крыш-

кой — поддоном.

Двигатель М-66, в отличие от М-63, снабжен фильт-

ром тонкой очистки масла (рис. 3).

Рис. 1. Двигатель М-63 в поперечном разрезе:

/ — генератор (магнето); 2 — распределительный вал; 3 — толкатель;

4 — направляющая толкателя; 5 — уплотнительный колпак; 6 — штанга

толкателя; 7 — трубка (кожух) штанги; 8 — цилиндр; 9 -г- поршень; 10 —

головка цилиндра, // — клапан, 12 — пружина клапана, 13 — регулиро-

вочный болт, 14 — кронштейн оси коромысла, 15 — контргайка регулиро-

вочного болта, /') •— коромысло, 17 — ось коромысла; 18 — крышка голов-

ки, 19 — шпилька крепления головки цилиндра; 20 — прокладка; 21 —

стойка оси коромысла; 22 — канал оттока масла из головки цилиндра;

23 — прокладка, 24 — трубка цилиндра сливная для масла; 25 — компрес-

сионные кольца; 26 — маслосъемные кольца; 27 — поршневой палец,; 28 —

шатун, 29 — роликовый подшипник; 30 — палец коленчатого вала; 31 —

картер двигателя; 32 — поддон; 33 — масляный насос; 34 — коленчатый

вал, 35 — маслоуловитель; 36 — гайка крепления цилиндра; 37 — карбю-

ратор, 38 — корпус наконечника; 39 — провод высокого напряжения; 40 —

пробка наливного отверстия со щупом; 41 •— шестерня ведомая привода

насоса; 42 — пробка привода масляного насоса; 43 — шестерня (ведущая)

привода масляного насоса

7

8

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..