Renault Megane (Scenic). Руководство - часть 53

 

  Главная      Автомобили - Рено     Renault Megane, Scenic (1999-2002 года). Бензиновые двигатели 1.4 л, 1.6 л, 2.0 л. Дизельные двигатели 1.9 л

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  ..

 

 

Renault Megane (Scenic). Руководство - часть 53

 

 

4 В • 2 Системы контроля за составом выпускных газов 

Рис. 1.4,а. Система вентиляции картера -

двигатели E7J 

1. Входной патрубок воздушного фильтра 

2. Шланг, соединяющий клапанную 

крышку с воздушным фильтром 

3. Калиброванное отверстие с большим 

проходным сечением 

4. Калиброванное отверстие с малым 

проходным сечением 

5. Шланг, соединяющий клапанную 

крышку с впускным коллектором 

6. Тройник 

7. Штуцер впускного коллектора 

8. К угольному адсорберу 

1 Общая информация 

1. Все бензиновые двигатели спроекти­

рованы для использования неэтилирован­

ного бензина, для удовлетворения жестких 

требований к составу выхлопных газов. Все 

моделиоборудованытакже системой управ­

ления картерными газами, которая описана 

ниже. 
2. Все модели оборудованы также и 

системой рециркуляции выхлопных газов 

(РВПисистемойулавливанияпаровтоплива 

для дальнейшего снижения токсичности 

двигателя. На все модели установлены сие-

Рис. 1.4.б. Система вентиляции картера - двигатели K4J и К4М 

А Выход масляных паров 

тема улавливания паров топлива (система 

EVAP) и каталитический нейтрализатор, что­

бы свести вредность выхлопа до минимума. 
3. Системы действуют следующим об­

разом. 

Управление картерными газами 

4. Чтобы снизить выпуск несгоревших 

углеводородов из картера в атмосферу, 

система управления картерными газами 

замкнута, картерные газы и пары масла 

извлекаются из картера и подаются во 

впускной коллектор через маслоотделитель 

с проволочной сеткой, для дожига в процессе 

нормального сгорания в цилиндрах (рис. 

1.4,а,б). 

5. При всех условиях работы двигателя 

картерные газы удаляются под действием 

повышенного давления в картере. 
6. Для уверенности в правильной работе 

шланги и калиброванные втулки системы 

должны периодически прочищаться. 

Контроль за выхлопными газами 

7. Чтобы минимизировать уровень вред­

ных выбросов в атмосферу, в выхлопной сис­

теме установлен каталитический нейтра­

лизатор. Система - закрытого типа с дат­

чиком кислорода (лямбда-зондом), который 

обеспечивает обратную связь через БЭУ 

двигателя. БЭУ регулирует состав смеси, 

создавая оптимальные условия работы 

Рис. 1.4,в. Система вентиляции картера -

двигатели F8Q 788 

1 Маслоотделитель 

Рис. 1.7 На двигателях К4М верхний датчик кислорода расположен во впускном 

коллекторе 

Renault Megane 

Системы контроля за составом выпускных газов  4 В • 3 

Рис. 1.9,а. Система улавливания паров топлива - ранние двигатели Е7 J 

каталитического нейтрализатора. На всех 

двигателях кроме К4М датчик кислорода 

установлен в приемной трубе глушителя; в 

двигателе К4М один датчик ввернут в верх­

нюю часть выпускного коллектора, другой -

за каталитическим нейтрализатором 

(рис. 1.7). 
8. Датчик кислорода имеет встроенный 

элемент электроподогрева, который по сиг­

налам из БЭУ через репе получает питание 

и быстро прогревает наконечник датчика до 

рабочей температуры. Датчик посылает в 

БЭУ сигнал напряжения, изменяемого в за­

висимости от содержания кислорода в вых­

лопных газах: низкое напряжение соответ­

ствует низкому уровню кислорода, с обедне­

нием смеси и ростом содержания кислоро­

да в выхлопных газах напряжение растет. 

Пиковое значение напряжения получается 

при стехиометрическом соотношении сме­

си 14.7 частей (весовых) воздуха и 1 часть 

топлива. Вокруг этого значения напряже­

ние от датчика меняется в широких пре­

делах, изменяя широту импульса открытия 

форсунки. 

Система улавливания паров 

топлива 

9. Для минимизации испарения в атмо­

сферу несгоревших углеводородов на все 

модели устанавливается система улавлива­

ния паров топлива (рис. 1 Да, б). Топливный 

Рис. 1.13.а. Система вентиляции картера - двигатель F8Q 

Рис. 1.9.6. Система EVAP (поздние двига­

тели E7J, K4J. К4М и F4R) 

1 Впускной коллектор 

2 Электромагнитный клапан 

3 Угольный адсорбер 

4 Топливный бак 

А Трубка от адсорбера ко впускному 

коллектору 

В Трубка от топливного бака к адсорберу 

М Вентиляция адсорбера 

бак вентилируется в атмосферу черезуголь-

ный адсорбер, установленный в передней 

правой части подкапотного пространства за 

опорой бампера. Адсорбер улавливает пары 

топлива из бака при стоянке автомобиля и 

сохраняет их до того момента, как двигатель 

будет заведен и прогрет, клапан продувки 

(по команде из БЭУ) откроется, пары через 

впускной коллектор попадут в цилиндры, где 

сгорят в обычном режиме сгорания. 

10. Для того, чтобы не переобогащать 

смесь при прогреве и под нагрузкой и не 

вывести каталитический нейтрализатор 

преждевременно из строя, клапан продувки 

системы открывается и закрывается по 

команде из БЭУ. 

Дизельные модели 

11. Все дизельные двигатели спроекти­

рованы для удовлетворения жестких требо­

ваний к составу выхлопных газов. На все ди­

зельные модели также установлена систе­

ма управления картерными газами и ката­

литический нейтрализатор, чтобы свести 

вредность выхлопа до минимума. Все 

модели оборудованы также и системой 

рециркуляции выхлопных газов (РВГ) для 

дальнейшего снижения токсичности вы­

пускных газов. 

12. Системы действуют следующим обра­

зом. 

Управление картерными газами 

13. Чтобы снизить выпуск несгоревших' 

углеводородов из картера в атмосферу, 

система управления картерными газами 

замкнута, картерные газы и пары масла 

извлекаются из картера и подаются во 

впускной коллектор через маслоотделитель, 

установленный в передней левой части 

блока цилиндров, для дожига в процессе 

нормального сгорания в цилиндрах (рис. 

1.13,а-в). 

14. В системе нет калиброванных втулок, 

поскольку при всех режимах работы во 

Renault Megane 

4 В • 4 Системы контроля за составом выпускных газов 

Рис. 1.13,б. Система вентиляции картера (двигатели F8Q с турбонаддувом) 

Рис. 1.16 Схема системы рециркуляции выхлопных газов 

1. Вакуумный клапан РВГ 6. Впускной коллектор 

2. Электромагнитный клапан РВГ 7. Воздушный фильтр 
3. Вакуумный насос 8. БЭУ управления впрыском 
4. Двигатель 9. Датчик температуры 

5. Выпускной коллектор охлаждающей жидкости 

Рис. 1.13.в. Система вентиляции картера 

(двигатели F9Q 732) 

А Трубка к впускному коллектору 

В Трубка из блока цилиндров 

С Маслоотделитель 

В Трубка, связанная с впускными 

трубками 

впускном коллекторе сохраняется посто­
янное минимальное разрежение. 

Контроль за выхлопными газами 
15. Чтобы минимизировать уровень вред­

ных выбросов в атмосферу, в выхлопной 

системе установлен каталитический ней­

трализатор. Нейтрализатор работает в сис­

теме самостоятельно, без применения 

кислородного датчика, как в бензиновых 

двигателях. 

Система рециркуляции выхлопных 
газов (РВГ) 

16. Эта система предназначена для воз­

врата небольшого количества выхлопных 

газов во впускной тракт (рис. 1.16). Это 

помогает снизить количество несгорев-

ших углеводородов, присутствующих в вых­

лопных газах до того, как они достигнут 

каталитического нейтрализатора. Систе­

ма управляется по сигналам из БЭУ впрыс­

ка, который, в свою очередь, получает 

сигналы от различных датчиков. Система 

отключается на холостых оборотах, если 

температура воздуха ниже 16°С, при тем­

пературе охлаждающей жидкости ниже 

45°С или нагрузка на двигатель/обороты 

двигателя выше определенного уровня. 

Система включается в работу, если скорость 

автомобиля превышает 10 км/час. 

17. Объем рециркуляции газов контроли­

руется вакуумным или электромагнитным 

клапаном РВГ, установленным между вы­

пускным и впускным коллекторами. Ваку­

умный клапан управляется посредством 

электромагнитного клапана, который уста­

новлен на моторном щите, в то время как в 

системе с электронным управлением элек-

RenaultMegane 

Системы контроля за составом выпускных газов  4 В • 5 

тромагнитный клапан встроен в клапан РВГ. 

В системе с вакуумным управлением разре­
жение подается из вакуумного насоса уси­
лителя тормозов. Для отключения функции 
также применен микровыключатель, конт­
ролируемый сигналами из БЭУ. В вакуумный 
шланг включен температурный клапан, 

отсекающий разрежения до того момента, 
как двигатель достаточно прогреется. Если 

установлен электромагнитный клапан, он 
также управляется по сигналам из БЭУ. 

Каталитический 

нейтрализатор -

меры предосторожности 

18. Чтобы катализатор служил долго и ис­

правно, нужно принимать особые меры пре­
досторожности. Они перечислены в пара­

графе 4 настоящей главы. 

2 Система контроля 

за выхлопными газами 

бензиновых двигателей -

проверка и замена 

компонентов 

Управление чартерными газами 

Проверка 

1. Каких-либо особых процедур проверки 

не предусмотрено. Если есть подозрение на 
неисправность системы (воздушный фильтр 
замаслен), проверьте внутреннюю чистоту 
шлангов и калиброванных втулок. 

Замена компонентов 

2. Простота операций очевидна. Запом­
ните подключение или нанесите маркиров­
ку на шланги, чтобы не перепутать их при 
сборке. 

Контроль за выхлопными газами 
Проверка 

3. Состояние каталитического нейтрали­
затора можно проверить с помощью хоро­
шего качества правильно откалиброванно-
гогазоанализатора. Передтем, как вынести 
приговор подозрительному каталитичес­
кому нейтрализатору, необходимо прове­
рить состояние системы зажигания, смен­
ный элемент воздушного фильтра должен 
быть достаточно чист, двигатель - механи­
чески исправен. 
4. Прогрейте двигатель до рабочейтемпе-
ратуры, присоедините газоанализатор в со­

ответствии с инструкцией по его примене­
нию. 
5. Доведите обороты двигателя до 2500 
мин

-1

 на 30 секунд, оставьте его работатьна 

холостых оборотах и проверьте содержание 
СО (см. Спецификации главы 1А). Если 
уровень СО находится в предписанных 
пределах, система работает правильно. 
6. Если уровень СО выше предписанного, 
попробуйте отсоединитьпроводкуотдатчика 

Renault Megane 

кислорода. Если после этого уровень СО 
вырастет, вероятнее всего, датчикисправен, 
а из строя вышел каталитический нейтра­
лизатор. Если отключение датчика не влияет 
на уровень СО, неисправен датчик. 
7. Если имеется цифровой вольтметр 
(вольтметр с высоким входным сопротив­

лением - прим. перев.), можно измерить 
выходное напряжение датчика. Напряжение 
должно быть в пределах 625...1100 мВ 
(богатая смесь) или 0...80 мВ (бедная 
смесь]. 
8. Неисправный датчик кислорода подле­

жит замене. 

Замена датчика кислорода 

9. Затяните ручной тормоз, поднимите 
переднюю часть автомобиля и установите 
страховочные опоры (см. Поднятие автомо­

биля домкратом и установка страховочных 

опор). Снимите защитный кожух силового 
агрегата, отсоедините проводку датчика. 
10. Выверните датчик из приемной трубы 
или каталитического нейтрализатора (что 

предусмотрено) и снимите его с автомобиля 
(рис. 2.10). 

11. Очистите резьбовую часть датчика 

(если его предстоит устанавливать назад) и 
прочистите ответную резьбу. 

12. Неисправный датчик подлежит замене. 
Попытки его ремонта бесперспективны. 
13. Нанесите на резьбу датчика антипри­
гарный состав. Заверните датчик "от руки', 
затем затяните предписанным моментом. 
14. Присоедините проводку. Установите 
защитный кожух и опустите автомобиль. 

Каталитический нейтрализатор -

замена 

15. Нейтрализатор встроен в выпускную 

систему. Снятие и установка нейтрализатора 
описаны в части А настоящей главы. 

Контроль за топливными 

испарениями 
Проверка 

16. Принцип действия системы заключен в 

электромагнитном клапане, который откры­
вается только при прогретом двигателе и 

частичном открытии дроссельной заслонки. 

Рис. 2.10 Датчик кислорода - вид из-под 

капота - двигатель E7J 

17. Прогрейте двигатель до рабочей тем­

пературы и заглушите. Присоедините вакуум­
метр (со шкалой 0...1000 мбар) к шлангу 
между адсорбером и электромагнитным 
клапаном. К выводам клапана присоедините 
вольтметр. 

18. Запустите двигатель на холостых обо­
ротах. Вакуумметр не должен регистриро­

вать разрежения и вольтметр - напряжения. 

19. Если разрежение присутствует, а напря­

жения нет, электромагнитный клапан мо­
жет приоткрыться. Временно отсоедините 

шланги от клапана и продуйте их, чтобы 
выдуть остатки паров топлива. 
20. Если на холостых оборотах напряжение 
индицируется, неисправна проводка или БЭУ. 
2 1 . Слегка увеличьте обороты. Напряжение 
и разрежение должны появиться тотчас же. 
22. Если напряжение есть, но разрежения 
нет, то причина кроется или в протекающих 
шлангах или в неисправном клапане. 
23. Если напряжение не появляется, неис­
правна или проводка или БЭУ. 

Замена адсорбера 
24. Адсорбер расположен впереди под 
правым колесным локером. Затяните руч­
ной тормоз, поднимите переднюю часть 
автомобиля и установите страховочные 

опоры(см. Поднятое эвтообиля домкратом 
и установка страховочных опор). 

25. Снимите правое переднее колесо и 
покер, чтобы получить доступ к адсорберу. 
26. Отсоедините и заткните шланг, идущий 
от электромагнитного клапана продувки и 
шланг, ведущий к баку (рис. 2.26). 
27. Отсоедините проводку от электромаг­
нитного клапана. 
28. Отверните болты крепления и снимите 
адсорбер из-под крыла. 
29. Обращайтесь с адсорбером аккуратно 
- он может содержать топливо или его пары. 

30. Установка - обратная процедура. Пра­
вильно присоединяйте шланги. 

Замена электромагнитного 
клапана 
3 1 . Клапан установлен наверху адсорбера, 
доступ к нему возможен в переднем правом 
углу моторного отделения. Отсоедините 
шланги и многополюсный разъем от клапана 
(рис. 2.31). 

Рис. 2.26 Угольный адсорбер установлен 

в правом переднем углу под капотом 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  ..