Renault Megane (Scenic). Руководство - часть 34

 

  Главная      Автомобили - Рено     Renault Megane, Scenic (1999-2002 года). Бензиновые двигатели 1.4 л, 1.6 л, 2.0 л. Дизельные двигатели 1.9 л

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  ..

 

Renault Megane (Scenic). Руководство - часть 34

 

 

Снятие двигателя и процедуры ремонта  2 Г • 2 7 

соответствие предписанной. Если разница 

есть, гильзы можно расставить так, чтобы 

эта разница снижалась или увеличивалась в 

соответствии с номером цилиндра. 

20. Установите наружные компоненты и 

датчики на свои места. 

15 Поршни и шатуны -

проверка и сборка 

Проверка 

1. Передначаломобследованияпоршней 

и шатунов их нужно очистить от грязи и 

нагара, отмыть, снять старые кольца. 

2. Аккуратно разожмите кольца надпорш-

нем и снимите их вверх. Применение двух-

трех плоских шупов облегчит работу и не 

дасткольцамупасть в пустые канавки поршня 

(рис. 15.2). Старайтесь не поцарапать 

поршни острыми краями колец. Кольца 

хрупкие и могутсломаться, если их растянуть 

слишком широко. Они еще и очень ост­

рые - берегите руки и пальцы. Третье (мас-

лосъемное) кольцо состоит из двух частей -

кольца и пружины. 
3. Соскребите с днища поршня все сле­

ды нагара. Ручная проволочная щетка или 

кусок наждачной бумаги помогут удалить 

основную часть нагара. 
4. Удалите нагар из канавок поршня, 

используя старые кольца или их обломки (не 

порежьтесь острыми кромками колец). 

Удаляйте только нагар, не снимайте металл 

и не царапайте канавки. Берегите руки -

одевайте перчатки. 
5. Закончив чистку поршней, отмойте 

керосином или другим подходящим раство­

рителем шатуны, высушите их как следует. 

Убедитесь, что отверстия для пропуска 

масла в канавках поршней не забиты 

нагаром. 
6. Если поверхность цилиндра не повреж­

дена существенно и блок не требует рас­

точки, можно установить прежние поршни. 

Нормальный износ поршня проявляется, 

как вертикальные залысины на трущихся 

поверхностях поршня и небольшое про­

славление в посадке верхнего компрес­

сионного кольца. При капитальном ремонте 

всегда должны устанавливаться новые 

поршни. 

Рис. 15.11.а. Измерение диаметра 

поршня 

Renault Megane 

Рис. 15.2 Снятие поршневых колец с по­

мощью щупа 

7. Тщательно осмотрите поршни - в 

бобышках, юбке и перегородках поршня не 

должно быть трещин. 
8. Проверьте поршни на отсутствие зади-

ров на трущихся поверхностях, прогаров 

дниша и перегородок. Если поршень имеет 

задиры или раковины, возможно, двигатель 

перегревался или сгорание топлива было 

неверным, что вызывало особо высокие 

температуры в камере сгорания. В таких 

случаях нужно проверить системы охлаж­

дения и смазки. Прогары по юбке поршня 

говорятотом, что кольца не уплотняли зазор 

поршень/цилиндр. Прогары днища поршня 

говорят о возможной неверной установке 

зажигания, момента впрыска, детонации. 

Если есть вышеуказанные проблемы, причи­

на должна быть устранена, в противном 

случае двигатель выйдет из строя снова. Эти 

причиныв бензиновых двигателях могут быть 

вызваны переобеднением смеси из-за 

подсасывания воздуха на впуске. В дизель­

ных двигателях виной тому могут быть 

неисправные форсунки. 
9. Коррозия поршня в форме питтинга 

говорит о проникновении охлаждающей 

жидкости в камеру сгорания и, возможно, в 

картер. Эти неполадки нужно устранить, или 

же они останутся и в восстановленном 

двигателе. 

10. Если настарыепоршниустанавливаете 

новые кольца, измерьте зазор кольцо/ 

канавка, уложив каждое кольцо в свою 

канавку и проведя измерение набором 

плоских щуповвтрех-четырехместахкаждой 

канавки. Предел не предписан, но изме-

Рис. 15.11 ,б. Диаметр поршня нанесен 

на днище поршня 

Рис. 15.3 Днище поршня двигателя F9Q 

732 

ренный зазор не должен превышать 0.10 

мм, иначе потребуются новые поршни. 

Излишне плотная посадка кольца в канавке 

может быть следствием застрявшей там 

грязи. 
11. Чтобы измерить зазор поршень-ци-

линдр/гипьза, измерьте диаметр юбки 

поршня и внутренний диаметр цилиндра, 

вычтя первый из второго, или вставьте 

поршень в свой цилиндр и подберите плоский 

щуп, который входил бы с легким трени­

ем между поршнем и цилиндром, располо­

жив поршень на серединехода (рис.15.11, а 

- в). Если зазор превышает допустимый,. 

потребуется новый поршень. Если трение 

поршня при движении от нижнего поло­

жения к верхнему заметно изменяется, 

значит, цилиндр изношен на конус. Если при 

вращении поршня совместно с плоским 

щупом ощущается заедание или подкли-

нивание - цилиндр имеет эллиптическую 

выработку. На двигателях E7J потребуются 

новые гильзы и поршни, в остальных дви­

гателях блок можно проточить под ре­

монтный размер. 

12. Проверьте посадку пальцев в поршнях, 

разворачивая поршень на шатуне. Если 

поршни "болтаются", в случае бензиновых 

двигателей их нужно снять с шатунов. Эту 

операцию нужно доверить специалисту по 

ремонту двигателей или дилерскому авто­

сервису. В дизельных двигателях пальцы 

крепятся стопорными кольцами и снять 

поршень с шатуна несложно. Запомните 

положение поршня относительно шатуна, 

чтобы правильно установить при сборке. 

Рис. 15.11 ,в. Метки на днище поршня 

двигателя F9Q 732 

2 Г • 2 8 Снятие двигателя и процедуры ремонта 

Рис. 15.12,а. Стопорное кольцо пальца 

(указано стрелкой) 

Используйте новые стопорные кольца (рис. 

15.12.а-е). 
13. Передтем.какнадетькольцанапоршни, 

установите их каждое в свой цилиндр/ гильзу 

и проверьте зазор в замке. Поршнем про­

толкните кольцо так, чтобы его плоскость 

была параллельна верхнему срезу цилинд­
ра/гильзы. Пределы не предписаны, но зазор 
должен быть порядка 0.50 мм для ком­
прессионного кольца и чуть больше для мас-
лосъемного. Кольца Renaultнетребуютине 
допускают корректировки зазора надфи­
лем (рис. 15.13,а, б). 

Сборка 

14. Установите новые кольца на поршни, 

надевая их через днище поршня, начиная с 

маслосъемного кольца (рис. 15.14,а - г). 

Для установки воспользуйтесь плоскими 

щупами, также как и при снятии, чтобы не 

Рис. 15.12,б. Масляное отверстие (1 ) в 

верхней головке шатуна должно смот­

реть в сторону от камеры сгорания (2) 

в днище поршня - дизельные двигатели 

повредить поршни. Обратите внимание на 

то, что второе компрессионное кольцо -

трапециедальное в сечении и в двигателях 

K4J и К4М имеет ступеньку. Оба компрес­

сионных кольца должны устанавливаться 

надписями ТОР вверх. Будьте осторожны при 

Рис. 15.12,в. Снятие стопорного кольца.. 

Рис. 15.12,г.... пальца.. 

обращении с компрессионными кольцами -
они очень хрупкие. Установив все кольца, 
разведите их зазоры под углом в 120° друг 
от друга. 

15. На двигателях Е7 J поршни в комплекте 

подобраны к гильзам, не перепутайте их при 
сборке. 

Рис. 15.12,д ...и шатуна (двигатели F9Q Рис. 15.12,е. Применение инструмента 

732) Renault для установки новых шатунных 

вкладышей (двигатели F9Q 732) 

Рис. 15.13,а. Поршнем равномерно про­

толкните кольцо в цилиндр... 

Рис. 15.13,б. — и измерьте зазор в замке Рис. 15.14,а. Установите расширитель 

маслосъемного кольца 

Рис. 15.14,б.... и маслосъемное кольцо 

Renault Megane 

Снятие двигателя и процедуры ремонта 2Г•29 

Рис. 15.14.в. Разверните кольца замка­

ми относительно друг друга на 120° 

1 Верхнее компрессионное кольцо 

2 Нижнее компрессионное кольцо 

3 Маслосъемное кольцо 

16 Коленчатый вал -

проверка 

2. Проверьте отсутствие износа, трещин, 

питтинга и царапин на коренных и шатунных 

шейках. 
3. Если коленвал был перешлифован, 

проверьте отсутствие заусенцев вокруг 

отверстий масляных каналов (если работа 

выполнена профессионально - никаких зау­

сенцев быть не должно). Удалите заусенцы и 

прочистите каналы, как описано выше. 
4. Замерьте микрометром диаметры 

шеек и сравните результаты со Специфи­

кацией (рис. 16.4). Проверив микрометром 

шейку в нескольких точках по окружности, 

можно сделать заключение о цилинд-

ричности шеек. Сравните результаты с дан­

ными Спецификации. Для определения 

конусности шейки измерьте диаметры на 

ее противоположных концах, ряжом со ще­

ками. Сравните полученные результаты со 

Спецификацией. Если износ шеек превы­

шает 0.025 мм, коленвал нужно перешли­

фовать под ремонтный размер. 

5. Проверьте контактирующие с рабочи­

ми кромками уплотнительных манжет по­

верхности коленвапа на отсутствие износа 

и повреждений. Если рабочая кромка 

Рис. 15.14,г. Профили поршневых колец 

1 Верхнее компрессионное кольцо 

2 Нижнее компрессионное кольцо 

3 Маслосъемное кольцо 

Установите метки ТОР, как указано 

манжеты натерла канавку на поверхности 

коленвапа, проконсультируйтесь у специ­
алиста, возможен ли ремонт, или коленвал 
надо заменить. 

17 Подшипники коленчатого 

вала - проверка 

1. При ремонте всегда рекомендуется 

заменять старые вкладыши новыми, одна­

ко старые вкладыши не торопитесь выб­

расывать - они много могут рассказать о со­

стоянии ремонтируемого двигателя. Иден­

тификационная метка на тыльной стороне 

вкладыша может быть использована ди­

лером для идентификации размерной груп­

пы подшипников коленвапа. 
2. Разрушение подшипников происходит 

вследствие недостатка смазки, избытка в 

масле грязи и инородных включений, пере­

грузкой двигателя или коррозией [рис. 14.2). 

Рис. 16.4 Измерение диаметра шейки 

микрометром 

Вне зависимости от причины разрушения 

подшипников, она должна быть устранена 

до сборки двигателя, чтобы этого не про­

изошло снова. 
3. Для осмотра вкладышей снимите их с 

двигателя, демонтировав крышки коренных 

и шатунных подшипников. Разложите вкла­

дыши на чистой горизонтальной поверх­

ности в порядке их размещения на двига­

теле. Это даст возможность сопоставить 

проблемы вкладышей с соответствующими 

цилиндрами. 
4. Грязь и прочие инородные частицы 

проникают в двигатель разными путями. Они 

могут остаться в двигателе после сборки, 

или проникнуть через фильтры или вен­

тиляцию картера. Они могут попасть в масло 

и с ним в подшипники. Часто присутствуют 

в масле металлические частицы, явля­

ющиеся продуктами нормального износа 

или механической обработки деталей. 

Абразивы часто остаются в двигателе после 

восстановления, особенно если после 

обработки двигатель был плохо промыт. Вне 

зависимости от источника, эти инородные 

частицы заканчивают свой путь часто 

вкрапленными в мягкий металл вкладышей, 

где их легко узнать. Крупные частицы оставят 

царапины и в шейке и во вкладыше. Лучшим 

Рис. 17.2 Типичные повреждения вкладышей 

A) Царапины - от посторонних включений в материал вкладыша 

B) Чрезмерный износ (проявилась медная подложка) - по причине масляного 

голодания 

C) Яркие (полированные) участки - по причине неправильной установки вкладыша 

D) Вытертость через всю ширину вкладыша - по причине повышенного износа 

E) Односторонний износ - по причине конусного износа шейки 

F) Трещины, кратеры и выбоины - усталостное разрушение материала вкладыша 

Renault Megane 

Внимание! При работе со сжатым 
воздухом наденьте защитные очки. 

1. Вымойте ко ленвап керосином или иным 

подходящим растворителем, просушите его, 
по возможности, сжатым воздухом. Прочис­
тите все отверстия проволокой и продуйте 
сжатым воздухом. 

2 Г • 3 0 Снятие двигателя и процедуры ремонта 

средством от этих болезней является 

чистота - мойте тщательнее все компоненты 

двигателя и содержите все в безупречной 

чистоте в проиессе сборки. Рекомендуется 

также частая и регулярная смена масла и 

фильтра. 
5. Недостаток смазки (или прекращение 

смазки) имеет много взаимосвязанных 

причин. Повышенная температура (масло 

становится недопустимо жидким), пере­

грузка (выдавливает смазку из подшипников 

скольжения], увеличенные зазоры в подшип­

никах, изношенный масляный насос, высо­

кие обороты двигателя провоцируют пре­

кращение смазки. Забитые каналы смазки, 

часто как следствие рассовмещенных 

отверстий для прохода масла во вкладышах, 

становятся причиной масляного голодания 

подшипников и преждевременно выводят их 

из строя. Если недостаток смазки явился 

причиной выхода вкладыша из строя, мягкий 

материал подшипника скольжения сотрет­

ся с металлической подложки вплоть до 

полного удаления. Увеличенная темпера­

тура трения раскрасит подложку вкладыша 

в цвета побежалости. 
6. На продолжительность жизни вклады­

шей сильно влияет стиль вождения. Полный 

дроссель ("педа льв пол", "полная дыра"), езда 

"внатяг" создают большие нагрузки на под­

шипники коленвала, выдавливая масляную 

пленку из их зазоров. Эти нагрузки ослабля­

ют вкладыши, оставляя усталостные мик-

Рис. 19.1 Измерение канавки крышки 

первой опоры штоком сверла 

Крышка (указана стрелкой] 

С Измерение канавки 

Рис. 1 9.З.а. Инструмент для укладывания 

вкладыша 

ротрещины в их рабочих поверхностях. 

Растрескавшийся материал отстает от 

подложки кусочками... Поездки на короткие 

дистанции ведут к коррозии подшипников, 

поскольку конденсат и коррозионные газы 

не удаляются из непрогретого моторного 

масла и образуют в нем кислоту и шлам. Все 

это подается вместе с маслом к подшип­

никам скольжения. 
7. Неправильная установка подшипников 

естественным образом ведет к их износу. 

Перетянутые подшипники имеют недоста­

точные зазоры, недостаточные зазоры имеют 

недостаточную смазку. Грязь и инородные 

включения забивают недостаточные зазоры, 

оставляя подшипники без смазки. 
8. Если устанавливаются новые вкладыши, 

зазоры в подшипниках нужно проверить, 

прежде чем собирать двигатель - это даст и 

убеждение втом, что вкладыши приобретены 

нужного размера (см. параграфы 19 и 20]. 

Если коленвал перешлифовывали профес­

сионалы, они подскажут, какого размера 

вкладыши нужно устанавливать. Если есть 

сомнение в верности принятого решения, 

перед сборкой двигателя обратитесь за 

советом к дилеру компании Renault. He стоит 

экономить на замене вкладышей. 

18 Ремонт двигателя -

последовательность 

сборки 

Перед началом сборки убедитесь в том, что 

приобретены все необходимые запасные 

части и имеются все необходимые инстру­

менты. Прочтите руководство по сборке, что­

бы познакомиться с предстоящей работой 

и убедиться, что все необходимое для этого 

будет под рукой. В добавление к обыкно­

венным материалам, потребуется фиксиру­

ющий резьбу анаэробный герметик. До­

статочно большой тюбик герметика RTV 

потребуется для стыковки поверхностей, 

которые совмещаются без прокладок. Для 

установки крышек опор коленвала и поддона 

потребуется герметик Rhodoseal 5661, для 

водяного насоса двигателя E7J, задней 

крышки головки цилиндров (двигатели K4J 

и К4М) - Loctite 518 (перечень необходимых 

герметиков, рекомендуемых Renault, дан в 

Рис. 19.3,б. Запрессуйте вкладыш в ин­

струмент до упора 

тексте]. Герметики можно приобрести у 

дилера компании Renault. 

Чтобы избежать проблем и потери 

времени, сборка двигателя проводится в 

следующем порядке. 
а) Коленвал. 

б) Поршни с шатунами. 
в) Масляный насос и поддон. 
г) Маховик/планшайба. 
д) Головка цилиндров. 
е) Натяжитель ремня ГРМ, звездочки и 

ремень. 

ж) Навесные компоненты двигателя. 

19 Коленвал - проверка 

зазоров в коренных 

подшипниках и установка 

1. Перед установкой коленвала с подшип­

никами опор на бензиновые двигатели Е7 J и 

дизельные двигатели, решите, будете ли Вы 

при установке крышки №1 использовать 

бутиловые уплотнения или силиконовый 

герметик. Если бутиловые уплотнения - не­

обходимо вычислить необходимую величину 

уплотнений, чтобы приобрестиудилера. Для 

этого уложите крышку на блок без уплот­

нений и закрепите двумя болтами крепле­

ния. Вставьте хвостовик сверла в выемку для 

уплотнения так, чтобы оно вошло с явным 

трением (рис. 19.1). Если размер сверла 

меньше 5 мм, потребуется уплотнение 

толщиной 5.1 мм. Если диаметр сверла 

больше 5 мм, потребуется уплотнение 

толщиной 5.4 мм. Приобретя необходимые 

уплотнения, далее действуйте, как пред­

писано для всех остальных двигателей. Об­

ратите внимание на то, что силиконовое 

уплотнение применяется при изготовлении 

двигателя на заводе. 

Проверка зазоров в коренных 

вкладышах 

2. Начисто и насухо протрите тыльные 

стороны вкладышей и их постелей в блоке и 

крышках, не оставляя ворсинок от ветоши. 
3. Уложите вкладыши в постели, высту­

пом замка в выемку в постели. Обратите 

внимание на то, что в двигателях K4J и K4M, 

Рис. 19.З.в. На двигателях F4R, если для 

укладки вкладышей применяется инстру­

мент Renault, установите его на постель 

вкладыша... 

Renault Megane 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  ..