Renault Megane (Scenic). Руководство - часть 20

 

  Главная      Автомобили - Рено     Renault Megane, Scenic (1999-2002 года). Бензиновые двигатели 1.4 л, 1.6 л, 2.0 л. Дизельные двигатели 1.9 л

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15  16  17  18  19  20  21  ..

 

Renault Megane (Scenic). Руководство - часть 20

 

 

Глава 2В 

Дизельный двигатель. 

Процедуры ремонта на автомобиле 

Содержание 

Моторное маспо -

проверка уровня см. Еженедельные проверки 

Моторное маспо и фильтр - замена см. главу 1Б 
Головка цилиндров - разборка и ремонт см. главу 2Г 
Вспомогательный вал - снятие и ремонт см, главу 2Г 
Общая информация 1 
Замер компрессии - описание и анализ результатов 2 
Метки механизма газораспределения -

общая информация и использование 3 

Зазоры в клапанном приводе - проверка и регулировка 4 
Ремень привода ГРМ - снятие, проверка и установка 5 

Натяжитель ремня привода ГРМ и звездочки -

снятие, проверка и установка 6 

Сальник распределительного вала [распредвала) - замена 7 

Распредвал и толкатели - снятие, проверка и установка 8 
Головка цилиндров - снятие и установка 9 
Поддон - снятие и установка 10 
Масляный насос - снятие, проверка и установка 11 
Сальники коленвала - замена 12 
Опоры силового агрегата - замена 13 
Маслоохладитель двигателя - снятие и установка 14 
Сальник вспомогательного вала - замена 15 

Маховик/планшайба - снятие, проверка и установка 16 

Степени сложности 

Спецификации 

Общие данные 

Тип двигателя четырехцилиндровый, рядный, с одним верхним распредвалом 

Коды двигателя: 

Атмосферный - модели D F8Q 620*, F8Q 622*, F8Q 788 
Турбодизели: 

Модели dT - предкамерный впрыск топлива F8Q 784 *, F8Q 786 
Модели dTi - непосредственный впрыск топлива F9Q 730*, F9Q 734 
Модели dCi - непосредственный впрыск "common rail" F9Q 732 

Диаметр цилиндров 80.0 мм 
Ход поршня 93.0 мм 
Объем двигателя 1870 см

Степень сжатия: 

Двигатели F8Q атмосферные 21.5:1 
Двигатели F8Q с турбонаддувом 20.5:1 
Двигатели F9Q 19.0:1 

Порядок работы цилиндров 1 -3-4-2 
Цилиндр N'1 со стороны ремня привода ГРМ 
Направление вращения коленвала - по часовой стрелке [если смотреть со стороны ремня ГРМ) 

* Примечание: Двигатели с вспомогательным валом 

Значения компрессии [двигатель прогрет до 80°С) 

Нормальное значение: 

Двигатели F8Q 27 бар 
Двигатели F9Q - 22 бар 

Минимально допустимая компрессия 20 бар 

Допустимая разница между цилиндрами 4 бар 

Легко, 

доступно новичку 

с минимальным 

опытом 

Довольно легко, 

доступно 

для начинающего 

с небольшим опытом 

Довольно сложно, 
доступно 
компетентному 
автомеханику 

Сложно, 

доступно опытному 

автомеханику 

Очень сложно, 
доступно очень 
опытному механику 
или профессионалу 

2 В • 2 Дизельный двигатель. Процедуры ремонта на автомобиле 

Распредвал 

Осевой зазор 0.05... 0.13 мм 

Зазоры в клапанном приводе 

Впускные 0.20 мм 
Выпускные 0.40 мм 

Натяжение ремня ГРМ [см. текст) 

Двигатели F8Q: 

Ремень HTD ЗВ ± 10% единиц 
Ремень HTD2 47 ± 10% единиц 

Двигатели F9Q ЗВ ± 10% единиц 

Система смазки 

Давление масла (температура масла 80°С): 

При 1000 мин

1

 1.2 бар 

При 3000 мин

-1

 не ниже 3.5 бар 

Зазоры масляного насоса: MIN МАХ 

Шестерня/корпус 0.100 мм 0.240 мм 
Осевой зазор 0.020 мм 0.085 мм 

Моменты затяжки резьбовых соединений Н°м 

Компрессор кондиционера 25 
Болт звездочки вспомогательного вала 50 
Крышки опор распредвала: 

Болты/гайки крепления 8 мм 20 
Болты/гайки крепления 6 мм 10 

Болт звездочки распредвала: 

Двигатели FBQ 50 
Двигатели F9Q 60 

Болты и гайки шатунных крышек: 

Двигатели FBQ 45...50 
Двигатели F9Q: 

Стадия 1 20 
Стадия 2 довернуть на 40° ± 6° 

Болт шкива коленвала: 

Ранние модели 90... 100 
Поздние модели с ремнем HTD2 (резьбу покрыть анаэробным герметиком): 

Стадия 1 20 
Стадия 2 довернуть на 115° 

Болты головки цилиндров - F8Q 620, F8Q 622, F8Q 7В8, и все двигатели F9Q *: 

Стадия 1 - все болты 30 
Стадия 2 - все болты: 

Кроме F9Q 732 довернуть на 50° ± 4° 
F9Q 732 довернуть на 100 ± 4° 

Стадия 3 подождать 3 минуты до усадки прокладки 
Стадия 4 - болты 1 и 2 полностью ослабить 
Стадия 5 - болты 1 и 2 25 
Стадия 6 - болты 1 и 2 довернуть на 213° ± 7° 
Стадия 7 - болты 3 и 4 полностью ослабить 
Стадия В - болты 3 и 4 25 
Стадия 9 - болты 3 и 4 довернуть на 213° ± 7° 
Стадия 10 - болты 5 и 6 полностью ослабить 
Стадия 11 - болты 5 и 6 25 
Стадия 12 - болты 5 и 6 довернуть на 213° ± 7° 
Стадия 13 - болты 7 и 8 полностью ослабить 
Стадия 14 - болты 7 и 8 25 
Стадия 15 - болты 7 и В довернуть на 213° ± 7° 
Стадия 16 - болты 9 и 10 полностью ослабить 

Стадия 17 - болты 9 и 10 25 
Стадия 18 - болты 9 и 10 довернуть на 213° ± 7° 

Renault Megane 

Дизельный двигатель. Процедуры ремонта на автомобиле  2 В • 3 

Моменты затяжки резьбовых соединений Н • м 

Болты головки цилиндров - F8Q 784 и F8Q 786*: 
Стадия 1 - все болты 30 
Стадия 2 - все болты довернуть на 50° ± 4° 
Стадия 3 обождать 3 минуты до усадки прокладки 
Стадия 4 - болты 1 и 2 полностью ослабить 
Стадия 5 - болты 1 и 2 25 
Стадия 6 - болты 1 и 2 довернуть на 213° ± 7° 
Стадия 7 - болты 3 и 4 полностью ослабить 
Стадия В - болты 3 и 4 25 
Стадия Э - болты 3 и 4 довернуть на 213° ± 7° 

Стадия 10 - болты 5 и 6 полностью ослабить 
Стадия  1 1 - болты 5 и 6 25 
Стадия 12 - болты 5 и 8 довернуть на 213° ± 7° 
Стадия 13 - болты 7 и 8 полностью ослабить 
Стадия 14 - болты 7 и 8 25 
Стадия 15 - болты 7 и 8 довернуть на 213° ± 7° 
Стадия 1Б - болты 9 и 10 полностью ослабить 
Стадия 17 - болты 9 и 10 25 
Стадия 18 - болты 9 и 10 довернуть на 213° ± 7° 
Стадия 19 прогреть двигатель до нормальной температуры (до включения 

вентилятора) и заглушить. 

Стадия 20 дать двигателю полностью остыть 
Стадия 21 - болты 1 и 2 довернуть еше на 120° ± 7° 
Стадия 22 - болты 3 и 4 довернуть еще на 120° ± 7° 
Стадия 23 - болты 5 и 6 довернуть еше на 120° ± 7° 
Стадия 24 - болты 7 и 8 довернуть еше на 120° ± 7° 
Стадия 25 - болты 9 и 10 довернуть еше на 120° ± 7° 
Болты/гайки крышки головки иипиндров 12 
Опоры силового агрегата см. параграф 13 
Сливная пробка масляного поддона двигателя 15 
Болты* крепления маховика 50... 55 
Гайка звездочкиТНВД см. главу 4Б 

Крышки опор копенвала 6О... 65 
Болты масляного насоса: 

Двигатели с вспомогательным валом: 

Болты диаметром 6 мм 10 
Болты диаметром В мм 22 

Все другие двигатели: 

Болты крепления нет данных 
Болты звездочек нет данных 

Болты крепления масляных форсунок 20 ± 2 
Бопты крепления колес 90 
Усиливающий кронштейн/крышка маховика: 

На двигателе 50 
На КПП 25 

Болты поддона: 

Все двигатели кроме F9Q 732 12...15 

Двигатели F9Q 732: 

Стадия 1 8 
Стадия 2 15 

Гайка натяжителя ремня ГРМ 50 

* Используйте новые бопты/ гайки 

Renault Megane 

1 Общая информация 

Как пользоваться настоящей 

главой 

В этой части главы 2 описаны процедуры 

ремонта дизельного двигателя, не снятого 
с автомобиля. Операции по снятию и ремонту 
двигателя и его головки описаны в главе 2Г. 
Идентификационные коды двигателя опи­
саны в параграфе Идентификация двига­

телей раздела Приложения. 

Большинство операций, описанных в 

этой главе, основаны на том, что двигатель 
еще не снят с автомобиля. Таким образом, 
если использовать данную здесь инфор­
мацию прикапитальном ремонте двигателя, 
ипикогда он снят, многие шаги, включенные 
в настоящую главу, можно пропустить. 

Описание двигателя 

Двигатель - четырехцилиндровый, ряд-

ный.с верхним распределительным валом, 

установлен спереди машины поперечно. 

Коленчатый вал вращается в пяти 

опорах с подшипниками скольжения. 
Опорные полукольца, регламентирующие 
осевой зазор, установлены у второй опоры. 

Шатуны соединены с коленчатым валом 

своими нижними головками, имеющими 
горизонтальные разъемы с подшипниками 
скольжения. К поршням шатуны крепятся 
через "плавающие" пальцы, осевое пере­
мещение которых ограничено стопорными 
кольцами. Алюминиевые поршни имеют по 

три поршневыхкопьца- два компрессионных 

и одно маслосъемное скребкового типа. 

2 В • 4 Дизельный двигатель. Процедуры ремонта на автомобиле 

Распредвал установлен непосредственно в 
отливке головки цилиндров, приводится от 
коленвала посредством зубчатого ремня. 

Клапаны приводятся непосредственно 

от кулачков распредвала через толкатели 
стаканчикового типа. Зазоры в приводе 

регулируются с помощью сменных шайб, ус­

тановленных наверху толкателей на ран­
них моделях или посредством сменных 
толкателей разной толщины на поздних 

моделях. Впускные и выпускные клапаны 
установлены вертикально и имеют по одной 
клапанной пружине. 

На ранних версиях двигателя (F8Q 620, 

F8Q 622, F8Q 784 и F9Q 730) параллельно 
распредвалу установлен вспомогательный 
вал привода масляного насоса через ко-
созубую шестерню. Вал имеет привод от 
зубчатого ремня ГРМ. На поздних версиях 
двигателя масляный насос приводится цепью 
от коленвала, вспомогательный вал не 
устанавливается, но его звездочка работает 
в качестве паразитного ролика. 

Впрысковой насос (F90 732) илиТНВД 

(кроме двигателя F9Q 732) приводится от 
зубчатого ремня ГРМ и детально описано в 
главе 4Б. 

В двигателе применена полузакрытая 

система вентиляции картера. Картерные 
газы через маслоотделитель в блоке 
цилиндров по шлангу подаются во впускной 
коллектор (см. описание главы 4В). 

Система смазки двигателя работает от 

шестеренчатого масляного насоса, уста­

новленного под копенвалом. Масло от 
насоса через наружный съемный масляный 
фильтр поступает по главному масляному 

каналу к коленвалу, промежуточному валу 
(если предусмотрен) и распредвалу. Для 
охлаждения поршней двигателя в блоке ци­
линдров установлены масляные форсунки, 

разбрызгивающие масло на днища порш­

ней. В некоторых моделях между масляным 
фильтром и блоком цилиндров установлен 
масляный радиатор. 

Ремонтные работы, возможные 

на двигателе, не снятом 

с автомобиля 

Следующие работы могут быть выполне­

ны на двигателе, не снимая его савтомоби ля: 

а} Снятие и установка головки блока. 

Рис. 2.2 Проверка компрессии 

б) Снятие и установка ремня привода ГРМ и 

зубчатых колес ("звездочек"). 

в) Замена сальников распределительного 

вала. 

г) Снятие и установка распределительного 

вала. 

д) Снятие и установка масляного поддона. 

е) Снятие и установка поршней с шату­

нами *. 

ж) Снятие и установка масляного насоса. 
з) Замена сальников коленчатого вала, 

и] Замена опор двигателя. 

* Хотя операцию, отмеченную звездоч­

кой, можно выполнить и на двигателе, не 
снятом с автомобиля, при снятом под­
доне, ее лучше все-таки провести в ин­

тересах чистоты и облегчения доступа, 
предварительно сняв двигатель. Исходя 
из этих соображений, эта процедура 
описана в главе 2Г. 
Предупреждение: Если на Вашем авто­
мобиле установлена магнитола с проти­
воугонной системой, перед отключением 
аккумулятора убедитесь в наличии
 у Вас 
кода активации магнитолы. 

2 Замер компрессии -

описание и анализ 

результатов 

Примечание: Для проведения этой про­
цедуры потребуется специальный компрес-

сометр для дизельных двигателей. 

1. При ухудшении работы двигателя или 

пропусках в работе цилиндров, которые 
нельзя считать следствием неисправности 
системы питания, можно провести замеры 
компрессии в цилиндрах двигателя, для 
помощи в постановке диагноза состояния 
двигателя. Если регулярно проводить про­

верки компрессии, это поможет предуп­
редить поломку до появления других симп­
томов. 
2. Поскольку в дизельном двигателе 
давление сжатия гораздо выше, чем в 
бензиновом, для проверки компрессии 
потребуется специализированный дизель-
ныйкомпрессометр.Компрессометр своим 
адаптером вворачиваетсяв отверстие свечи 
накаливания или вместо форсунки (рис 2.2). 
Такой компрессометр приобрести непросто 
- возможно, придется обратиться за по­

мощью в соответствующую автомастерскую. 
3. Кроме инструкции, прилагаемой к 
компрессометру, обратите внимание на 
следующие моменты: 

а) Аккумулятор должен быть полностью 

заряжен, воздушный фильтр должен быть 

чист, мотор должен быть прогрет до 

нормальной рабочей температуры. 

б] Все свечи накаливания должны быть 

вывернуты до начала проверки. Если 
вывернуты форсунки, снимите и ппаме-
гасительные шайбы (которые при снятии/ 
установке форсунок должны заменяться 

- см. описание главы 4Б], иначе при 

прокрутке двигателя их выдует из гнезд. 

в) Рекомендуется отключить запорный 

электромагнитныйклапанот ТНВД, чтобы 

предупредить запуск двигателя и раз­

брызгивание топлива. 

4. Нет необходимости топить педаль 
акселератора в пол, поскольку нет дрос­
сельной заслонки на впуске. 

5. Не столь важны значения компрессии в 

каждом отдельном цилиндре, сколь разница 

в этих значениях. Проверните стартером 

двигатель, после двух-трех оборотов пока­

зания компрессометра должны достигнуть 
максимума и затем стабилизироваться. 
Запишите наивысшее значение компрес­
сии. Требуемое значение записано в Специ­
фикациях. Повторите проверку на остав­
шихся цилиндрах, записав значения ком­
прессии для каждого цилиндра. 
6. Поиск причины потери компрессии с 
помощью масла, впрыснутого в камеру 
сгорания (мокрый способ), не так прост, как 
в бензиновом варианте, поскольку масло 

может остаться в выборке днища поршня и 

не проникнуть в зазор между кольцами и 
цилиндром. 

7. Значения компрессии во всех цилинд­
рах должны быть максимально близки друг 
другу. Превышение разницы, допустимой 
Спецификациями, указывает на неисправ­
ность двигателя. Обратите внимание, что 

значение компрессии должно быстро на­
растать на исправном двигателе. Низкая 
компрессия при первом такте сжатия, 

увеличивающаяся постепенно при последу­
ющих, указывает на износ поршневых колец. 

Низкая компрессия в первом такте сжатия, 

не возрастающая при последующих, указы­
вает на прогар клапанов или прокладки го­
ловки блока (трещина в головке блока тоже 

может быть причиной). Отложения на голов­
ках клапанов могут также быть причиной 
низкой компрессии. 
8. Низкое значение компрессии между 
двумя соседними цилиндрами может гово­
рить о прогаре перемычки прокладки между 
ними. 

Проверка на утечку воздуха 

9. С помощью этой проверки можно 
определить причину потери компрессии, во 
многих случаях этот способ продуктивнее в 
постановке диагноза. 

10. Для проведения подобной проверки 

потребуется компрессор, поэтому ее лучше 
провести в соответствующим образом 
оборудованном гараже. 

3 Верхняя мертвая точка 

для поршня №1 -
установка 

1. Движение поршня от нижнего до верх­

него положения называется ходом поршня. 

Верхняя мертвая точка -точка наивысшего 

положения, занимаемого поршнем при 
вращении коленчатого вала. Поскольку 

Renault Megane 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15  16  17  18  19  20  21  ..