Opel Corsa C, Combo, Meriva. Руководство - часть 61

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Corsa C, Combo, Meriva (2000-2006 года) - руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  ..

 

 

Opel Corsa C, Combo, Meriva. Руководство - часть 61

 

 

2 4 4 

Глава 9  Т о р м о з н а я  с и с т е м а 

5 Снимите крышку резервуара тор-

мозной жидкости и установите вместо 

нее соответствующий переходник для 

подключения устройства для прокачки. 

Второй шланг устройства подсоедини-

те к вентилю прокачки соответствую-

щего тормозного механизма. Включи-

те устройство и откройте вентиль. Про-

качку следует продолжать до тех пор, 

пока из тормозного тракта не прекра-

тится выделение воздушных пузырьков, 

после чего сначала закройте вентиль, 

а затем выключите устройство. В слу-

чае необходимости повторите проце-

дуру для остальных тормозных меха-

низмов. 
6 По завершении прокачки долейте 

в резервуар ГТЦ свежую тормозную 

жидкость, приведя ее уровень в норму. 

Ни в коем случае не доливайте в ре-

зервуар бывшую в употреблении тор-

мозную жидкость, - она является в выс-

шей мере гигроскопичной и со време-

нем впитывает в себя много влаги, что 

ведет к падению точки ее кипения и, 

как следствие, к снижению эффектив-

ности торможения. Кроме того, присут-

ствие в гидравлической системе вла-

ги способствует ускоренному старению 

материала гибких тормозных шлангов. 
7 Проверьте эффективность функци-

онирования тормозов. Нажмите на пе-

даль тормоза с усилием примерно 

2 0 - 3 0  к г с / с м

2

 и удерживайте ее в 

нажатом положении в течение при-

мерно 10 секунд. Педаль должна ока-

зывать твердое сопротивление - ощу-

щение мягкости ее хода, а так же по-

степенное опускание педали в тече-

ние указанного времени свидетель-

ствует о наличии в гидравлических кон-

турах воздуха и необходимости повто-

рения процедуры прокачки. 
8 Совершите пробную поездку по 

дороге с низкой интенсивностью дви-

жения, убедитесь в надежности срабаты-

вания тормозных механизмов. Для про-

верки функционирования ABS разгони-

те автомобиль до скорости 40-50 км/ч, 

полностью выжмите педаль тормоза и 

удерживайте ее в этом положении до 

полной остановки автомобиля - авто-

мобиль должен сохранить курсовую 

устойчивость, колеса не должны бло-

кироваться и идти юзом. При фун-

кционировании ABS будут ощущаться 

пульсации педали тормоза, и слышен 

характерный шум в подкапотном про-

странстве. Внимание:

 Пред выполне-

нием торможения убедитесь, что ис-

ключена возможность создания ава-

рийной ситуации и помех для других 

участников движения! 
9 Проверьте тормозную систему на 

наличие утечек, при необходимости 

устраните причину, снова прокачайте и 

проверьте систему. Внимание:

 Ни в 

коем случае не приступайте к эксплу-

атации автомобиля, не будучи абсолют-

3 . 1 3 При  п о м о щ и рожкового ключа (1) 

ослабьте вентиль прокачки на суппор-

те  т о р м о з н о г о механизма 

но уверены в исправности функциони-

рования тормозной системы! 

Прокачка без использования 

специального комплекта -

требуется помощь ассистента 

10 В тех случаях когда комплект про-

качки оказывается не доступен, при 

попадании воздуха в гидравлический 

тракт привода рабочей тормозной си-

стемы можно воспользоваться ниже 

приведенным методом. Внимание:

 На 

моделях, оборудованных системой ABS, 

данный метод не дает 100% гарантии 

полного удаления воздуха из системы 

- при продолжении движения соблю-

дайте особую осторожность! При по-

падании воздуха в насосный узел ABS 

прокачка системы должна произво-

диться только при помощи специаль-

ного комплекта! 

11 Перед началом выполнения проце-

дуры проверьте уровень тормозной 

жидкости в резервуаре и при необхо-

димости доведите его до отметки 

«МАХ». Замечание:

 Не забывайте ре-

гулярно проверять уровень жидкости в 

резервуаре входе выполнения прокач-

ки. Чрезмерное падение уровня чре-

вато попаданием в ГТЦ воздуха, что 

сведет к нулю все предпринятые уси-

лия и повлечет за собой необходи-

мость прокачки всей тормозной сис-

темы. 

12 Заручитесь помощью ассистента, 

приготовьте запас свежей тормозной 

жидкости, прозрачный сосуд, частично 

заполненный тормозной жидкостью, 

отрезок пластмассового шланга, плот-

но надеваемый на вентиль прокачки, и 

подходящий рожковый/накидной ключ 

для отпускания/затягивания вентиля. 

13 Снимите пылезащитный колпачок и 

слегка ослабьте вентиль прокачки

 (см. 

сопр. иллюстрацию) тормозного ме-

ханизма левого переднего колеса, за-

тем вновь подтяните его таким обра-

зом, чтобы он легко и быстро отпус-

кался в ходе выполнения процедуры. 

3 . 1 4 Следите, чтобы второй  к о н е ц 

п о д с о е д и н е н н о г о к вентилю  п р о к а ч к и 

шланга  б ы л полностью  п о г р у ж е н в 

т о р м о з н у ю  ж и д к о с т ь ,  з а л и т у ю в 

прозрачный  п р и е м н ы й  с о с у д 

Замечание:

 Рекомендуется за час до 

начала процедуры прокачки нанести на 

вентили состав для удаления ржавчи-

ны! 

14 Натяните на вентиль подходящий 

пластмассовый или резиновый шланг. 

Для недопущения попадания в тормоз-

ной тракт воздуха второй (свободный) 

конец шланга должен быть погружен в 

емкость с тормозной жидкостью

 (см. 

сопр. иллюстрацию). Срез шланга 

должен оказаться полностью погружен-

ным в жидкость, а емкость с жидкостью 

должна располагаться выше, чем вен-

тиль прокачки. 

15 Попросите помощника несколько 

раз медленно выжать педаль ножного 

тормоза, подняв тем самым давление 

в системе. 

16 При зафиксированной в нижнем 

положении тормозной педали приотк-

ройте вентиль прокачки настолько, что-

бы из него начала вытесняться тормоз-

ная жидкость. Следите за выходом 

жидкости из шланга. Через пару секунд, 

когда напор ослабнет, закройте вентиль 

и разрешите помощнику отпустить пе-

даль. 

17 Повторяйте процедуры последних 

двух параграфов до тех пор, пока из 

вентиля не начнет вытекать свободная 

от воздушных пузырей жидкость, затем 

перейдите к тормозному механизму 

правого переднего колеса. Действуя в 

аналогичной манере, прокачайте дан-

ный механизм, затем механизмы лево-

го заднего и, наконец, - правого задне-

го колес. Внимание:

 Постоянно сле-

дите за тем, чтобы уровень жидкости в 

резервуаре ГТЦ не опускался чрезмер-

но низко, в случае необходимости про-

изведите соответствующую корректи-

ровку! 

18 По окончании работ проверьте ра-

ботоспособность тормозной системы 

(см. параграфы 6 - 9). 

245 Глава 9  Т о р м о з н а я  с и с т е м а 

4 . 7 Соединение  т о р м о з н о г о шланга (3) 

переднего колеса с металлической 

т о р м о з н о й  л и н и е й (1) 

4.8 Полый болт (4) крепления  т о р м о з -

ного шланга к суппорту переднего 

колеса 

4 . 1 8  Ш т у ц е р (1)  т о р м о з н о г о шланга 

вкручивается непосредственно в 

суппорт заднего  д и с к о в о г о  т о р м о з н о -

го механизма 

2 Стопорная скоба 

4 Проверка состояния и 

замена тормозных линий 

и шлангов 

1 Все элементы рабочей тормозной 

системы связаны между собой тормоз-

ными линиями. Система функциониру-

ет при достаточно высоком давлении: 

2.0-2.5 бар, поэтому в качестве тор-

мозных линий используются металли-

ческие трубки соответствующего сече-

ния. Однако для подвода жидкости к 

подвижным элементам подвески и хо-

довой части приходится использовать 

шланги, которые способны с опреде-

ленным запасом прочности выдержи-

вать требуемые нагрузки. 
2 Каждый раз при проведении ТО 

проверяйте все элементы тормозной 

системы на наличие трещин, призна-

ков повреждения защитной оболочки, 

следов утечек жидкости, вздутий и про-

чих повреждений. Шланги являются 

критической и наиболее уязвимой со-

ставляющей тормозной системы, по-

этому осмотр их должен производить-

ся со всей тщательностью. При выяв-

лении любых, даже незначительных, 

повреждений или их признаков подо-

зреваемый шланг подлежит замене. 

Внимание:

 Не допускайте контакта 

тормозных шлангов с маслом и бен-

зином, не подвергайте их окраске, а так 

же воздействию специальных составов 

для антикоррозионной защиты днища. 

3 Со временем, в ходе эксплуатации 

автомобиля, старые тормозные шлан-

ги могут набухать, при этом уменьша-

ется их проходное сечение, - это зат-

рудняет возврат тормозной жидкости 

в ГТЦ и полный отвод тормозных ко-

лодок от диска. В результате происхо-

дит нагрев тормозных механизмов, что 

может привести к выходу из строя как 

самих механизмов, так и колесных под-

шипников. 
4 Сменные стальные и гибкие тор-

мозные линии всегда можно приобре-

сти на фирменных СТО, а также в фир-

менных магазинах автомобильных ак-

сессуаров. Внимание:

 Ни в коем слу-

чае не используйте в качестве смен-

ных никакие трубки, кроме фирменных, 

специально предназначенных для ус-

тановки в тормозной контур Вашего 

автомобиля. 

5 В случае необходимости замены 

металлических тормозных линий необ-

ходимо обратиться на СТО компании 

Opel, т.к. их прокладка требует опре-

деленного навыка и квалификации -

неосторожное обращение может при-

вести к перегибу трубок и повлиять на 

величину проходного сечения канала. 

Тормозные линии должны располагать-

ся на удалении не менее 20 мм от дви-

жущихся или вибрирующих компонен-

тов кузова, подвески или рулевого при-

вода. При установке необходимо ис-

пользовать все штатные зажимы и дер-

жатели линий. 
6 Перед заменой шланга проверьте 

уровень тормозной жидкости в резер-

вуаре и при необходимости долейте 

необходимое количество. Снимите со-

ответствующее колесо (см. Главу «Вве-

дение»), Приготовьте заглушки для за-

купоривания тормозных линий после их 

отсоединения и ветошь для удаления 

пролитой тормозной жидкости. При 

необходимости откачайте жидкость из 

резервуара. 

Замена  т о р м о з н о г о шланга 

переднего колеса 
7 Для отпускания штуцерных соеди-

нений гибких шлангов со стальными 

трубками гидравлических линий ис-

пользуйте специальные накидные клю-

чи с разрезной головкой. После отпус-

кания накидной гайки снимите стопор-

ную скобу и высвободите тормозной 

шланг из опорного кронштейна

 (см. 

сопр. иллюстрацию) в колесной арке, 

- стопорную скобу после отсоедине-

ния шланга необходимо установить на 

место. Сразу же закройте тормозную 

трубку приготовленной заглушкой. 
8 Выверните полый болт

 (см. сопр. 

иллюстрацию) и отсоедините тормоз-

ной шланг от штуцерного соединения 

суппорта и снимите шланг. Удалите 

старые уплотнительные шайбы, - при 

сборке шайбы подлежат замене в обя-

зательном порядке. 
9 Проследите, чтобы новые тормоз-

ные шланги в точности соответствова-

ли по своим типоразмерам и характе-

ристикам снятым с автомобиля. 

10 Закрепите тормозной шланг с но-

выми уплотнительными кольцами на 

суппорте, затяните полый болт с тре-

буемым усилием. Затем извлеките заг-

лушку и состыкуйте шланг с металли-

ческой тормозной линией, затяните 

накидную гайку. После этого закрепи-

те шланг в промежуточном держателе 

на амортизаторной сойке - следите, 

чтобы при установке шланг не пере-

кручивался. 

11 При вывешенных передних колесах 

поверните рулевое колесо вправо и 

влево - шланг не должен мешать под-

вижным частям механизма рулевого 

управления и соприкасаться с други-

ми элементами конструкции. 
12 После замены шланга обязательно 

удалите воздух из тормозной системы 

с применением специального устрой-

ства (см. Раздел 3). Проверьте уровень 

жидкости в резервуаре ГТЦ, в случае 

необходимости произведите соответ-

ствующую корректировку. 

13 Прежде чем приступать к эксплуа-

тации автомобиля, удостоверьтесь в 

исправности функционирования тор-

мозов. 

Замена  т о р м о з н о г о шланга 

заднего колеса 

15 На моделях Corsa-Eco снимите 

защиту картера (см. Главу 2). 

16 Отсоедините от тормозного шлан-

га жгут электропроводки датчика ABS. 

17 Отсоедините тормозной шланг от 

подводящей металлической тормозной 

линии (см. параграф 7). Аналогичным 

образом на моделях, оборудован-

ных задними тормозными механиз-

мами барабанного типа, отсоединя-

ется и другой конец тормозного шлан-

га. 

18 На  м о д е л я х ,  о б о р у д о в а н н ы х 

д и с к о в ы м и  т о р м о з н ы м и механиз-

мами задних колес, наконечник шлан-

га (штуцер) вкручивается непосред-

ственно в суппорт

 (см. сопр. иллюс-

246 

Глава 9  Т о р м о з н а я  с и с т е м а 

5.2 Болт (2) нижнего направляющего 

пальца крепления суппорта (1) 

грацию). Выверните штуцер и сними-

те шланг, - соблюдайте осторожность, 

чтобы не перекрутить и не повредить 

шланг. 

19 Установка производится в порядке, 

обратном порядку снятия. Прокачайте 

тормозную систему (см. Раздел 3), про-

изведите корректировку уровня тор-

мозной жидкости в резервуаре. Преж-

де чем приступать к эксплуатации ав-

томобиля, удостоверьтесь в исправно-

сти функционирования тормозов. 

5 Замена колодок дисковых 

тормозных механизмов 

передних колес 

Внимание:

 Необходимо заменять од-

новременно все тормозные колодки 

одной оси автомобиля, даже если пре-

дельного износа достигла всего лишь 

одна из них! Используйте только раз-

решенные к применению заводом-из-

готовителем колодки! 

Снятие 
Внимание:

 После снятия тормозных 

колодок не нажимайте на педаль тор-

моза, в противном случае поршень мо-

жет быть выдавлен из корпуса. В этом 

случае для установки поршня на мес-

то придется обратиться на СТО. 

1 Взведите стояночный тормоз, сни-

мите передние колеса(см. Главу «Вве-

дение») и установите передок автомо-

биля на подпорки. 

2 Выверните болт нижнего направля-

ющего пальца суппорта

 (см. сопр. 

иллюстрацию) и разверните суппорт 

на оси верхнего направляющего паль-

ца вверх, при этом следите за тем, что-

бы тормозной шланг не был сильно 

натянут. 
3 Извлеките тормозные колодки из 

направляющей

 (см. сопр. иллюстра-

цию). Внимание: Если планируется 

повторная установка тех же тормозных 

5.3 Тормозные  к о л о д к и (4) установле-

ны в направляющей переднего 

д и с к о в о г о  т о р м о з н о г о механизма 

3 Поршень тормозного механизма 

колодок, при снятии необходимо поме-

тить места их установки. Не допуска-

ется перестановка тормозных колодок 

с наружной стороны на внутреннюю и 

с правого колеса на левое! 

Проверка 

4 Сметите с компонентов тормозно-

го механизма скопившуюся на их по-

верхностях пыль (см. Меры предосто-

рожности в Разделе 1). Протрите суп-

порт и торцевую поверхность поршня 

чистой ветошью. Удалите ржавчину с 

края тормозного диска. 
5 Проверьте состояние и толщину 

тормозных колодок (см. Главу 1, Раз-

дел 14) Замасленные колодки подле-

жат замене в обязательном порядке, -

предварительно устраните причину 

развития утечки. Проверьте поверх-

ность тормозного диска пальцами на 

ощупь. Тормозной диск, имеющий не-

ровности, может быть проточен, если он 

имеет достаточную толщину - обрати-

тесь к специалистам. Внимание:

 Оба 

тормозных диска одной оси должны 

быть обязательно проточены до оди-

наковой толщины. Если по толщине 

диск достиг предельного износа (см. 

Спецификации), замените оба диска 

одной оси. 
6 Если состояние тормозных колодок 

и диска найдено удовлетворительным, 

тщательно очистите их и контактные 

поверхности тормозных дисков от гря-

зи мягкой проволочной щеткой, особое 

внимание уделяя задней и боковым 

сторонам. Прочистите канавки во 

фрикционных накладках, полностью 

удалив из них посторонние включения. 

Зачистите посадочные места колодок 

в суппорте и анкерной скобе. После 

этого протрите все сопрягаемые по-

верхности смоченной спиртом вето-

шью. Внимание:

 Для очистки тормо-

зов применяйте исключительно спирт, 

либо специально предназначенные для 

этого жидкости, при этом во избежа-

ние повреждения уплотнительных ман-

жет не применяйте инструмент с ост-

рыми кромками! 

7 Направляющие пальцы должны лег-

ко сдвигаться во втулках суппорта, при 

необходимости очистите пальцы. Про-

верьте состояние уплотнительной ман-

жеты поршня, осмотрите поршень на 

наличие признаков развития утечек 

тормозной жидкости, следов коррозии 

и механических повреждений. Дефек-

тные компоненты замените. Разборка 

суппорта для восстановительного ре-

монта и замена манжеты поршня дол-

жны производиться только на сервис-

ной станции. 

Установка 

8 При установке новых колодок, пор-

шень необходимо утопить в цилиндре 

суппорта с целью освобождения под 

установку более толстых новых коло-

док. Отжимание поршня производится 

при помощи специального приспособ-

ления (например, Hazet 4970/6), хотя 

не менее эффективно сработает и под-

ходящая по размеру струбцина или 

деревянный рычаг

 (см. сопр. иллюс-

трацию), при необходимости, проложи-

те старую тормозную колодку в каче-

стве опорной поверхности перед пор-

шнем. Следите за тем, чтобы не повре-

дить поверхность поршня и защитный 

колпачок. При обратном ходе поршня 

тормозная жидкость выдавливается из 

тормозного цилиндра в резервуар, по-

этому крышка резервуара должна быть 

снята. Чтобы не допустить вытекания 

тормозной жидкости, предварительно 

проверьте ее уровень, - в случае необ-

ходимости откачайте избыток. Внима-

ние:

 Отжимание поршня сопряжено с 

риском повреждения уплотнительной 

манжеты и поверхности поршня - со-

блюдайте осторожность! 
9 Перед установкой новых тормозных 

колодок очистите сопрягаемые повер-

хности тормозного механизма и на-

правляющие. Смажьте направляющие 

поверхности колодок тонким слоем 

термостойкой смазки. 

10 Вставьте тормозные колодки в на-

правляющую, следите за правильнос-

5.8 Отжимание поршня  т о р м о з н о г о 

механизма при  п о м о щ и деревянного 

рычага 

247 Глава 9  Т о р м о з н а я  с и с т е м а 

5 . 1 8 Снятие  п р у ж и н н о г о  з а ж и м а (1) 

т о р м о з н о г о механизма передних 

колес 

5.19 Пылезащитные колпачки (2) 

направляющих пальцев (3) суппорта 

5.21 Наружная  к о л о д к а (1) переднего 

т о р м о з н о г о механизма с  и н д и к а т о р о м 

(3) износ а устанавливается в направ-

л я ю щ у ю (2) (двигатель Z17DTH) 

5 . 2 4 Установка внутренней  т о р м о з н о й 

к о л о д к и (5) в суппорт (двигатель 

Z17DTH) 

4 Тормозной цилиндр 

тью их установки - внутренняя колодка 

имеет упор для поршня тормозного 

механизма. 

11 Установите суппорт на направляю-

щую, вверните болт крепления нижне-

го направляющего пальца, затяните с 

требуемым усилием (28 Нм). 

12 Несколько раз выжмите педаль 

ножного тормоза до появления ощуще-

ния твердости хода - тормозные колод-

ки прилегают к дискам и занимают 

положение, соответствующее состоя-

нию эксплуатации. 

13 Действуя в аналогичной манере, 

произведите замену колодок тормоз-

ного механизма противоположного ко-

леса. 

14 Установите колеса, опустите авто-

мобиль на землю и затяните колесные 

болты с требуемым усилием. 

15 Проверьте уровень тормозной жид-

кости, в случае необходимости произ-

ведите соответствующую корректиров-

ку (см. Главу 1). 

16 Перед началом интенсивной эксп-

луатации дайте возможность тормоз-

ным колодкам немного притереться, 

для чего несколько раз затормозите 

автомобиль со скорости 80 км/час до 

скорости 40 км/час несильным нажа-

тием на педаль. Затем дайте тормозу 

остыть. Замечание:

 После замены 

колодок в течение примерно 200 км 

пробега старайтесь по возможности 

избегать резких торможений. 

Особенности  м о д е л е й Corsa С, 

оборудованных  д в и г а т е л е м 

Z17DTH 
З а м е ч а н и е :

 Для данных моделей 

справедливы все вышеприведенные 

требования по проверке и установке 

тормозных колодок, а так же по про-

верке функционирования тормозной 

системы. 

17 Взведите стояночный тормоз, сни-

мите передние колеса (см. Главу «Вве-

дение») и установите передок автомо-

биля на подпорки. 

18 При помощи отвертки отсоедини-

те пружинные зажимы

 (см. сопр. ил-

люстрацию) тормозных колодок от 

суппорта и снимите их. 

19 Снимите пылезащитные колпачки 

отверстий направляющих пальцев суп-

порта

 (см. сопр. иллюстрацию). 

20 Выверните болты крепления на-

правляющих пальцев и снимите суп-

порт с внутренней тормозной

 колод-

кой. Извлеките внутреннюю колодку из 

суппорта и подвяжите суппорт к стой-

ке куском проволоки, - не оставляйте 

его висящим на шланге. 

21 Извлеките наружную колодку с ин-

дикатором износа из направляющей 

(см. сопр. иллюстрацию). Внима-

ние:

 Если планируется повторная ус-

тановка тех же тормозных колодок, при 

снятии необходимо пометить места их 

установки. Не допускается перестанов-

ка тормозных колодок с наружной сто-

роны на внутреннюю и с правого коле-

са на левое! 
22 Произведите проверку элементов 

тормозного механизма (см. выше), при 

необходимости замените вышедшие из 

строя детали. 

23 Вставьте наружную тормозную ко-

лодку с индикатором износа в направ-

ляющую

 (см. иллюстрацию 5.21). 

24 Отожмите поршень тормозного ме-

ханизма при помощи приспособления 

Hazet 4970/6 или при помощи подхо-

дящего деревянного бруска и вставьте 

внутреннюю тормозную колодку в суп-

порт

 (см. сопр. иллюстрацию). 

25 Очистите резьбу направляющих 

пальцев суппорта, удалите остатки ста-

рого компаунда. 

26 Смажьте новые болты крепления 

суппорта свежим фиксирующим ком-

паундом (например, Loctite 243), уста-

новите суппорт на направляющую и 

затяните болты крепления с усилием 

28 Нм. 

27 Дальнейшая установка производит-

ся в порядке, обратном порядку сня-

тия. 

6 Замена колодок дисковых 

тормозных механизмов 

задних колес 

Внимание:

 Необходимо заменять од-

новременно все тормозные колодки 

одной оси автомобиля, даже если пре-

дельного износа достигла лишь одна 

из них! Используйте только разрешен-

ные к применению заводом-изготови-

телем колодки! 

М о д е л и Corsa,  в ы п у с к а по 

август  2 0 0 3 года 

1 Процедуры замены и проверки со-

стояния колодок задних тормозных 

механизмов принципиально полностью 

совпадают с аналогичными процеду-

рами передних тормозных механизмов. 

Необходимо следовать всем указани-

ям, приведенным в Разделе 5. 

2 Подоприте передние колеса проти-

вооткатными башмаками, снимите зад-

ние колеса (см. Главу «Введение») и 

установите задок автомобиля на под-

порки. 
3 Выверните болт нижнего направля-

ющего пальца и разверните суппорт на 

оси верхнего направляющего пальца 

вверх. 

4 Тормозные колодки задних тормоз-

ных механизмов установлены в направ-

ляющей на пластины скольжения

 (см. 

сопр. иллюстрацию). Извлеките из 

направляющей сначала колодки, а за-

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  ..