Opel Corsa C, Combo, Meriva. Руководство - часть 60

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Corsa C, Combo, Meriva (2000-2006 года) - руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  59  60  61  ..

 

 

Opel Corsa C, Combo, Meriva. Руководство - часть 60

 

 

2 4 0 

Глава 8  П р и в о д н ы е валы 240 

5 . 1 6 Стопорная пластина (1) на 

ш а р н и р е приводного вал? (2) трипод-

ного типа (двигатели ZIOXE(P)) 

иллюстрацию). Данная пластина 

предназначена лишь для облегчения 

монтажа и не играет никакой суще-

ственной роли. При ее повреждении 

устанавливать новую необязательно. 

17 Извлеките приводной вал из кор-

пуса шарнира, снимите стопорное 

кольцо и триподную сборку с привод-

ного вала

 (см. сопр. иллюстрацию). 

Если сборка не снимается с вала 

вручную, воспользуйтесь специальны-

ми съемниками Opel-KM-161-В либо 

H a z e t  7 8 4 - 1 5 . 

18 Снимите чехол (5) с привода. 

19 Установка производится в порядке, 

обратном порядку снятия. 

6 Замена пыльников 

ШРУСов 

1 Для замены пыльника снимите со-

ответствующий шарнир (см. Раздел 5). 

На автомобилях с большим пробегом 

при повреждении одного пыльника 

рекомендуется заменять и второй. 

Если необходимо заманить оба пыль-

ника, достаточно снять только один 

шарнир. 
2 Снимите пыльник с вала, - в слу-

чае необходимости подлежащий заме-

не пыльник может быть просто срезан. 

3 Проверьте состояние шарнира, в 

случае необходимости произведите 

его замену (см. Раздел 5). 

5 . 1 7  Д л я снятия пыльника (5) необхо-

д и м о снять стопорное кольцо (4) и 

т р и п о д н у ю сборку  ( 3 ) с приводного 

вала (двигатели ZIOXE(P)) 

4 Посадите на вал внутренний хомут 

крепления пыльника, затем наденьте 

новый пыльник таким образом, чтобы 

он зафиксировался в канавке вала сво-

ей узкой посадочной кромкой. 

5 Набейте шарнир смазкой требуе-

мого типа, остатки смазки выдавите в 

пыльник. 

6 Посадите шарнир на вал, - не за-

будьте заменить стопорное кольцо и 

проследить за надежностью его защел-

кивания в приемной канавке. При не-

обходимости воспользуйтесь пласт-

массовым молотком. 

7 Натяните пыльник на шарнир и вы-

пустите из-под него воздух, поддев от-

верткой наружный край. Наружная 

кромка пыльника должна зафиксиро-

ваться в канавке шарнира. 
8 Строго следуя инструкциям изгото-

вителей хомутов, закрепите пыльник 

новыми крепежными хомутами

 (см. 

сопр. иллюстрацию) - он не должен 

проворачиваться на приводном валу. 

9 Установите приводной вал на ав-

томобиль (см. Раздел 2). 

7 Демпфер крутильных 

колебаний (правый 

приводной вал) 

1 На некоторых моделях, необорудо-

ванных промежуточным валом, для га-

шения крутильных колебаний правого 

6 . 8 Один из  в о з м о ж н ы х вариантов 

затягивания хомутов (4)  п р и  п о м о щ и 

приспособления Hazet  1 8 4 7 - 1 (3) 

7 . 1 Хомут (2) крепления  д е м п ф е р а (1) 

крутильных колебаний 

приводного вала, возникающих за счет 

его достаточно большой длинны, на вал 

устанавливается специальный демп-

фер

 (см. сопр. иллюстрацию). 

2 Снимите пыльник внутреннего 

ШРУСа с правого приводного вала (см. 

Раздел 6). 

3 Разрежьте хомут крепления демп-

фера и снимите демпфер с вала в ука-

занном стрелкой направлении

 (см. 

иллюстрацию 7.1). 

4 Установка производится в порядке, 

обратном порядку снятия. Для опреде-

ления места установки демпфера кру-

тильных колебаний измерьте расстоя-

ние от его наружной (крепежной) кром-

ки до соответствующего паза на при-

водном валу - а = 225 ± 5 мм

 (см. 

иллюстрацию 7.1). 

Глава 9 Тормозная система 

Содержание 

тормозных линий и шлангов 245 

5 Замена колодок дисковых тормозных 

механизмов передних колес 246 

6 Замена колодок дисковых тормозных 

механизмов задних колес 247 

9 Снятие, установка и проверка тормозного диска .... 250 

10 Снятие, установка и проверка тормозного 

барабана, замена башмаков барабанных 

тормозных механизмов 251 

11 Снятие и установка колесного тормозного 

цилиндра (модели с барабанными 

тормозными механизмами) 253 

12 Снятие и установка главного 

тормозного цилиндра (ГТЦ) 253 

13 Проверка состояния, снятие и установка сборки 

вакуумного усилителя тормозов 254 

14 Снятие и установка сборки педали 

ножного тормоза 255 

Спецификации 

О б щ и е  п а р а м е т р ы 

Тип системы 

Двойной гидравлический контур с диагональным 

разделением, с вакуумным усилителем тормозов. 

Привод стояночного тормоза на задние колеса 

тросовый с ручным управлением. Для любой модели 

предусмотрена возможность комплектации ABS. 

Передние тормозные 

механизмы Дисковые (в зависимости от модели 

могут устанавливаться вентилируемые) 

Задние тормозные 

механизмы Дисковые либо барабанного типа 

Х а р а к т е р и с т и к и  т о р м о з н ы х  м е х а н и з м о в 
См. Спецификации к Главе 1. 

Усилия затягивания резьбовых  с о е д и н е н и й , Нм 

Полые болты крепления 

тормозных шлангов к суппорту 40 

Накидные гайки штуцерного соединения 

тормозных шлангов к металлической линии 16 

Штуцер заднего тормозного шланга 

(дисковые тормоза) 16 

Болты крепления направляющих пальцев 

суппортов передних тормозных механизмов 28 

задних дисковых тормозных механизмов 

задних дисковых тормозных механизмов 

(модели Corsa с 09/2003 года и Meriva) 25 

Болты крепления направляющих 

Болты крепления направляющих задних тормозных 

механизмов (модели Corsa до 08/2003 года) 65 

Болты крепления направляющих 

задних тормозных механизмов 

(модели Corsa с 09/2003 года и Meriva) 100 

Ступичные гайки задних колес (модели 

Болты крепления колесных тормозных цилиндров 9 

Винты крепления тормозных дисков 7 

Гайки крепления сборки педали тормоза 20 

Гайки крепления тормозных линий к ГТЦ 16 

Гайки крепления ГТЦ 25 

Гайки крепления тормозного усилителя 20 

Гайки крепления рычага стояночного тормоза 10 

Болты крепления колес 110 

2 4 2 

Глава 9  Т о р м о з н а я  с и с т е м а 

1 Общая информация 

См. также Главу «Органы управления 

и приемы эксплуатации» Разделы 25 и 

26 и Главу 1, Раздел 14. 

Тормозная система является важней-

шим звеном в системе обеспечения 

безопасности движения автомобиля. 

Она включает в себя рабочую тормоз-

ную систему и стояночный тормоз. 

Выполнение обслуживания и ремонта 

компонентов тормозной системы тре-

бует аккуратности и точности испол-

нения. При отсутствии необходимого 

опыта лучше доверить выполнение дан-

ных операций специалистам автосер-

виса. 
Рабочая тормозная система предназ-

начена для снижения скорости движе-

ния автомобиля вплоть до полной его 

остановки и для удерживания автомо-

биля от скатывания при кратковремен-

ных остановках на уклоне. Все модели 

Corsa C/Meriva оборудованы гидрав-

лической тормозной системой с ваку-

умным усилением. Она включает в себя 

главный тормозной цилиндр, вакуумный 

усилитель тормоза и дисковые тормоз-

ные механизмы передних колес. В за-

висимости от модели на задние коле-

са автомобиля устанавливаются тор-

мозные механизмы дискового либо ба-

рабанного типа. Барабанные механиз-

мы оборудованы колесными тормозны-

ми цилиндрами. 

Для повышения надежности гидравли-

ческий привод тормозных механизмов 

разделен на 2 функционирующих не-

зависимо друг от друга контура, каж-

дый из которых связан с диагонально 

расположенными колесами автомоби-

ля. Один тормозной контур подведен к 

суппортам правого переднего и лево-

го заднего колес, второй - к суппортам 

левого переднего и правого заднего 

колес. В случае отказа одного тормоз-

ного контура, второй продолжает рабо-

тать в прежнем режиме, обеспечивая 

адекватное торможение автомобиля. 

Отказ любого из контуров ведет к сни-

жению эффективности торможения и 

сопровождается срабатыванием соот-

ветствующей контрольной лампы на 

панели приборов (см. Главу «Органы 

управления и приемы эксплуатации», 

Раздел 16). 

Давление жидкости для обоих конту-

ров создается в главном тормозном 

цилиндре (ГТЦ) при нажатии педали 

тормоза. ГТЦ установлен на сборке 

сервопривода вакуумного усилителя 

тормозов, закрепленной в нише под 

ветровым стеклом на переборке сало-

на автомобиля и прикрыт крышкой. 

Сверху на цилиндре расположен ре-

зервуар с запасом тормозной жидко-

сти. Он является общим, как для при-

вода рабочей тормозной системы, так 

и для привода сцепления (на моделях 

соответствующей комплектации). 

Для создания требуемого давления в 

гидравлическом тракте необходимо 

приложить к педали тормоза значи-

тельное усилие. В целях облегчения 

управления тормозной системой ис-

пользуется вакуумный усилитель, прин-

цип действия которого основывается на 

создании разности давления воздуха 

в камерах сервопривода усилителя. 

На бензиновых моделях при нажа-

тии на педаль тормоза открывается 

одноходовой клапан, при этом одна из 

двух воздушных камер сервопривода 

соединяется с впускным воздушным 

трактом двигателя. За счет движения 

воздушного потока во впускном трак-

те в камере сервопривода создается 

разряжение. В другой камере сервоп-

ривода давление воздуха оказывается 

больше и под его воздействием свя-

занная со штоком ГТЦ мембрана начи-

нает перемещаться и создает необхо-

димое дополнительное усилие. 

На дизельных моделях для создания 

разряжения в камере сервопривода 

используется специальный вакуумный 

насос. На двигателе Z13DT насос 

устанавливается на головке двигателя 

и приводится в действие от распреде-

лительного вала ГРМ, а на двигателях 

с рабочим объемом 1.7 л вакуумный 

насос установлен на генераторе и при-

водится в действие от его вала. 

Тормозные колодки/башмаки с фрик-

ционными накладками являются испол-

нительным компонентом тормозной 

системы - от их состояния и состоя-

ния тормозных дисков/барабанов за-

висит эффективность торможения. Для 

каждой модели автомобиля с учетом 

комплектации предназначены колодки 

соответствующей марки - установка 

других колодок может привести к из-

менению характеристик управляемос-

ти автомобиля, снижению эффективно-

сти торможения и в конечном резуль-

тате к ДТП. Некоторые советы и при-

емы торможения приведены в Главе 

«Органы управления и приемы эксплу-

атации». 

М е р ы  п р е д о с т о р о ж н о с т и 

При обслуживании компонентов тор-

мозной системы автомобилей следует 

соблюдать некоторые особые меры 

предосторожности: 

a) Тормозная жидкость ядовита -

не допускайте ее попадания внутрь 

организма! 

b) Тормозная жидкость в высшей 

степени химически агрессивна, - при 

случайном попадании ее в глаза и 

на окрашенные поверхности кузов-

ных панелей немедленно смойте ее 

большим количеством проточной 

воды! 

c) Для заправки тормозной систе-

мы используйте только гидравличес-

кую жидкость требуемого сорта (см. 

Главу 1). Не используйте для добав-

ления в систему гидравлическую 

жидкость, простоявшую более одно-

го года, либо хранившуюся в неплот-

но закрытой таре; 

d) Фрикционные накладки тормоз-

ных колодок/башмаков могут содер-

жать вредный для здоровья асбест. 

Старайтесь не вдыхать тормозную 

пыль, не сдувайте ее сжатым возду-

хом. Ни в коем случае не используй-

те для протирки компонентов тор-

мозной системы бензин или раство-

рители на нефтяной основе, - при-

меняйте только фирменные чистя-

щие средства; 

e) Следите за соблюдением всех 

требуемых допусков и усилий затя-

гивания крепежа. При обслуживании 

компонентов пользуйтесь только ис-

правным инструментом. При малей-

ших сомнениях обращайтесь за по-

мощью к специалистам. Помните, что 

исправность функционирования тор-

мозов является залогом безопасно-

сти движения; 
f) При малейших признаках нару-

шения исправности функционирова-

ния тормозной системы эксплуата-

ция автомобиля должна быть приос-

тановлена! 

д) При обслуживании любой час-

ти системы действуйте аккуратно и 

методично, скрупулезно соблюдая 

чистоту. При отсутствии увереннос-

ти в работоспособности компонен-

тов производите их замену в комп-

лекте для обоих тормозных механиз-

мов каждой оси. Используйте толь-

ко запасные части известных про-

изводителем. 

По окончании выполнения работ по 

обслуживанию и ремонту тормозных 

систем каждый раз необходимо про-

верять следующие моменты: 

• Надежно ли закреплены тормозные 

шланги? 

• Находится ли тормозные шланги и 

линии в держателях? 

• Затянуты ли вентили прокачки? 

• Достаточно ли залито в систему 

тормозной жидкости? 

• При работающем двигателе прове-

дите контроль герметичности рабо-

чей тормозной системы. Для этого 

нажмите на педаль тормоза усили-

ем от 200 до 300 Н (20 - 30 кг) и 

удерживайте в течение 10 секунд 

- педаль тормоза не должна про-

валиваться или опускаться. 

В заключение проведите контрольные 

торможения на дороге при отсутствии 

на ней транспортных средств. 

243 Глава 9  Т о р м о з н а я  с и с т е м а 

2 Системы электронного 

управления торможением 

О б щ а я  и н ф о р м а ц и я 

Внимание:

 Попытки самостоятельно-

го вмешательства в функционирование 

электронных систем, а так же их ремон-

та гарантированно приведут к отказу 

систем! Все работы ТО и ремонта дол-

жны выполняться только на фирменных 

СТО, специально подготовленным для 

этого персоналом с использованием 

соответствующего настроечного и ди-

агностического оборудования! 

В зависимости от комплектации на 

автомобиль могут устанавливаться раз-

личные электронные системы управле-

ния торможением. Все системы тесно 

связаны между собой и дополняют 

одна другую. 
Система антиблокировки тормозов 

(ABS) предотвращает преждевремен-

ную блокировку колес во время тор-

можения за счет модуляций давления 

гидравлической жидкости в каждом из 

тормозных механизмов. Благодаря это-

му почти в 2 раза повышается эффек-

тивность торможения и сокращается 

тормозной путь. Кроме того, отсутствие 

полной блокировки колес обеспечива-

ет сохранение управляемости автомо-

биля. На моделях Corsa C/Meriva в ABS 

интегрированы функции управления 

экстренным торможением. 

Электронная система распределе-

ния тормозных усилий (EBD) конт-

ролирует тормозное усилие на задней 

оси и в зависимости от нагрузки на 

ось изменяет давление в тормозных 

контурах. 

А н т и п р о б у к с о в о ч н а я  с и с т е м а 

(Traction Control- ТС) препятствует 

пробуксовке ведущих колес при рез-

ком нажатии педали газа, например, во 

время движения по дороге с влажным 

покрытием. При возникновении про-

буксовки колес система ТС принуди-

тельно снижает мощность двигателя и 

при необходимости притормаживает 

соответствующее колесо, - при этом на 

панели приборов активируется инди-

катор ухудшения сцепных свойств до-

рожного покрытия (см. Главу «Органы 

управления и приемы эксплуатации», 

Раздел 16). 
Противозаносная система (ESP) на-

ряду с ABS снижает риск неконтроли-

руемого заноса, как во время тормо-

жения автомобиля, так и при соверше-

нии различного рода маневров и по-

воротов. ESP функционирует в паре с 

антипробуксовочной системой (ТС). 

При прохождении поворотов на высо-

кой скорости или при резких манев-

рах автомобиля датчики ESP снимают 

информацию об угле поворота руле-

вого колеса и скорости поворота ав-

томобиля. В случае возникновения 

опасности заноса и неустойчивом по-

ложении автомобиля посредством тор-

можения отдельных колес и регулиров-

ки мощности двигателя выбирается 

оптимальный режим движения, и авто-

мобиль стабилизируется при движении 

по выбранной траектории - на панели 

приборов активируется соответствую-

щий индикатор (см. Главу «Органы уп-

равления и приемы эксплуатации»). 

В н и м а н и е :

 Электронные системы 

улучшают управляемость и тормозные 

свойства автомобиля, но не смогут пре-

дотвратить столкновения при неосто-

рожном и опасном вождении! Не до-

пускайте небрежности в управлении, 

полагаясь на вспомогательные систе-

мы, - ответственность за безопасность 

движения полностью лежит на водите-

ле! 

Указания по  э к с п л у а т а ц и и 

автомобилей,  о б о р у д о в а н н ы х 

э л е к т р о н н ы м и  с и с т е м а м и 

Внимание:

 Перед проведением элек-

тросварочных работ необходимо отсо-

единять разъем электропроводки от 

блока управления электронными сис-

темами - отсоединение должно про-

изводиться только при выключенном 

зажигании! Будьте осторожны при вы-

полнении покрасочных кузовных работ 

- даже кратковременный нагрев бло-

ка управления выше +80'С приведет к 

выходу его из строя! 

Особенности управления автомобилем 

с использованием систем электронно-

го управления приведены в Главе 

«Органы управления и примы эксплу-

атации». 
Встроенная контрольная система от-

ключает электронное управление тор-

можением при возникновении какого-

либо дефекта или неисправности в 

электрических схемах (например, обрыв 

кабеля) или при слишком низком на-

пряжении питания (напряжение акку-

муляторной батареи ниже 10 В). В не-

которых случаях отключение происхо-

дит при обнаружении дефектов ходо-

вой части и подвески автомобиля, вли-

яющих на корректную работу тормоз-

ной системы. При отключении систем 

электронного управления рабочая тор-

мозная система продолжает функцио-

нировать в обычном режиме. Отключе-

ние подтверждается активацией соот-

ветствующего индикатора на панели 

приборов (режимы активации индика-

торов и контрольных ламп описаны в 

Разделе 16 Главы «Органы управления 

и приемы эксплуатации»). 

Наиболее частой причиной отказов 

является падение напряжения в бор-

товой электросети автомобиля или 

обрыв проводки - проверьте надеж-

ность крепления проводов на клеммах 

аккумуляторной батареи, целостность 

соединительных линий датчиков. Если 

лампы загораются в начале движения 

и через некоторое время снова гаснут, 

это указывает на то, что напряжение 

аккумуляторной батареи сначала было 

слишком мало, а затем повысилось в 

результате зарядки при работе гене-

ратора - при первой же возможности 

проверьте состояние аккумуляторной 

батареи и подзарядите ее в стацио-

нарных условиях. 
Все остальные проверки электронных 

систем должны проводиться на СТО 

при помощи диагностического обору-

дования. 

3 Прокачка тормозной 

системы 

Внимание:

 Производите прокачку тор-

мозной системы в защитных очках. При 

случайном попадании тормозной жид-

кости в глаза немедленно промойте их 

обильным количеством воды и обра-

титесь за помощью к врачу! 

1 Прокачка гидравлической системы 

производится с целью удаления из нее 

воздуха, попадающего в тракт при вы-

полнении обслуживания тормозных 

механизмов, замене гидравлических 

линий или ГТЦ, а также при опускании 

ниже минимального допустимого зна-

чения уровня жидкости в резервуаре 

главного цилиндра. 
2 Если воздух попал в систему вслед-

ствие падения уровня жидкости в ре-

зервуаре ГТЦ, либо при отсоединении 

от ГТЦ тормозных линий, прокачке под-

лежат тормозные механизмы всех че-

тырех колес. При отсоединении линий 

от любого из суппортов/колесных ци-

линдров достаточно будет прокачать 

лишь тормозной контур соответствую-

щего тормозного механизма. Если про-

изводилось отсоединение тормозной 

линии от штуцера, расположенного 

между ГТЦ и одним из тормозных ме-

ханизмов, прокачивается только данная 

часть тормозного контура. 

Прокачка с  и с п о л ь з о в а н и е м 

с п е ц и а л ь н о г о  к о м п л е к т а 

3 Рассматриваемые в настоящем Ру-

ководстве модели могут быть обору-

дованы ABS. Для качественной и га-

рантированной прокачки гидравличес-

кого привода, равно как и для привода 

сцепления (см. Главу 6, Раздел 4), дол-

жен использоваться специальный ком-

плект для прокачки - внимательно изу-

чите инструкцию по его использованию 

перед началом выполнения работ. 
4 Несколько раз выжмите педаль 

ножного тормоза при заглушённом 

двигателе для сброса остаточного раз-

режения в вакуумном усилителе тор-

мозов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  59  60  61  ..