Работа рулевого управления скрепера
МоАЗ-6014 и тягача МоАЗ-6442
При движении самоходного скрепера по прямой золотник рулевого механизма
с распределителем находится в нейтральном положении. Рабочая жидкость
засасывается насосами 10 (см. рис.33) из масляного бака I и нагнетается
по маслопроводу в распределитель.
Через щели между рабочими кромками золотника и корпуса золотника рабочая
жидкость поступает в сливную полость распределителя и далее по
маслопроводу в бак через фильтр. Щели между рабочими кромками золотника
и корпуса золотника подобраны таким образом, что давление в магистрали
нагнетания при нейтральном положении золотника составляет 0,6-1,2 МПа
(6-12 кгс/см2) в зависимости от частоты вращения коленчатого вала
двигателя.
При повороте рулевого колеса вращение через колонку и карданный вал
передается червяку рулевого механизма, при этом
червяк перемещается относительно сектора, а
закрепленный на червяке золотник - относительно корпуса золотника
В результате перемещения золотника рабочие полости бустеров соединяются
с магистралями слива и нагнетания. Рабочая жидкость из магистрали
нагнетания давит на поршни бустеров 3 и 4 и перемещает их со штоками
относительно цилиндров. Усилия бустеров передаются седельно-сцепному
устройству, которое поворачивается одновременно с тягачом относительно
стойки полуприцепного агрегата.
Рабочая жидкость, вытесняемая поршнями из бустера, поступает в
магистраль слива
Одновременно с тягачом поворачивается и бустеры относительно своих точек
крепления на опоре седельно-сцепного устройства. Вместе с бустерами
перемещаются шарнирно сочлененные с ними тяги переключения золотниковой
коробки. Когда какой-либо из бустеров подходит к положению мертвой
точки, то его тяга переключения золотниковой коробки поворачивает
шарнирно соединенный с ней
коленчатый рычаг, который плавно перемещает золотник золотниковой
коробки. За 2° до положения мертвой точки перемещаемый золотник
соединяет рабочие полости соответствующего бустера между собой и с
магистралью слива или нагнетания (в зависимости от направления
поворота). После прохождения положения мертвой точки коленчатый рычаг
продолжает перемещать золотник золотниковой коробки до тех пор, пока
полости бустера снова не соединятся с магистралями слива и нагнетания
таким образом, что бустер поменяет направление на обратное.
Переключение полостей бустера происходит через 2° после положения
мертвой точки.
Следовательно, в период прохождения первым бустером положения мертвой
точки поворот тягача производится только вторым бустером. Дальнейший
поворот тягача снова осуществляется двумя бустерами.
После поворота тягача на 90° в любую сторону относительно полуприцепного
агрегата дальнейший поворот тягача невозможен, так как кронштейн
седельно-сцепного устройства упирается в стойку полуприцепного агрегата.
Если и после этого продолжать поворот рулевого колеса в сторону поворота
тягача, то давление в магистрали нагнетания будет повышаться до тех пор,
пока не откроется предохранительный клапан
Когда в процессе поворота тягача прекращается поворот рулевого колеса и
оно фиксируется в данном положении, тягач будет еще какое-то время
продолжать поворот в заданном направлении до тех пор, пока следящее
устройство не установит золотник в распределителе в нейтральное
положение. Поэтому для сохранения желаемого
направления движения следует на короткое время
отпустить рулевое колесо для того, чтобы реактивный механизм возвратил
золотник распределителя в нейтральное положение
' При самопроизвольном изменении направления движения тягача из-за
дорожных препятствий (колесо переезжает через большой камень, глубокую
выбоину и т.п.) следящее устройство смещает золотник распределителя с
нейтрального положения, в результате чего рабочая жидкость из магистрали
нагнетания направляется в рабочие полости гидроцилиндров поворота,
которые описанным выше образом будут поворачивать тягач до тех пор, пока
золотник снова не установится в нейтральное положение.
Таким образом, следящее устройство фиксирует любое заданное
рулевым колесом направление движения тягача и не допускает
самопроизвольного изменения направления его движения.
4.4.12. Регулировка рулевого управления скрепера
МоАЗ-6014 и тягача МоАЗ-6442
Для обеспечения безопасности движения и нормальной работы механизмов
рулевого управления в процессе эксплуатации необходимо периодически
производить регулировку рулевого управления тягача.
Если угловой зазор рулевого колеса при работающем двигателе превышает
35° до начала поворота колес тягача, необходимо отрегулировать угловой
зазор следующим образом:
- устранить зазоры по горизонтальной оси шкворня седельносцепного
устройства (см. раздел 4.8. Устройство седельно-сцепное);
- проверить и при необходимости отрегулировать зазоры между торцами
толкателей золотниковой коробки и головками коленчатых рычагов
изменением длины тяг переключения золотниковой коробки
в положении движения тягача с полуприцепным агрегатом по прямой (т.е.
когда расстояния между осями пальцев крепления бустеров равны между
собой).
Зазоры должны быть в пределах 7 мм.
Если после выполнения указанных работ угловой зазор рулевого колеса
превышает допустимый, то необходимо произвести ремонт рулевого
управления для устранения зазоров в шарнирном соединении двуплечего
рычага, осевого перемещения сектора в картере рулевого механизма, зазора
в сопряжении вал сектора - кронштейн•промежуточной опоры.
Если производилась разборка следящего устройства, то сборку необходимо
выполнять в следующей последовательности:
- установить тягач со скрепером в положение
движения по прямой;
- установить сектор рулевого механизма в среднее положение, для чего
повернуть рулевое колесо до отказа по часовой стрелке, затем - до отказа
против часовой стрелки и сосчитать число оборотов рулевого колеса при
повороте из одного крайнего положения
в другое. Повернуть рулевое колесо в обратном направлении на половину
отсчитанного числа оборотов;
- установить сошку на шлицевой конец вала сектора рулевого механизма,
совместив метки на сошке и валу;
- соединить заднюю тягу следящего устройства .с верхним концом
двуплечего рычага и нижним вертикальным пальцем седельно--сцепного
устройства;
- соединить переднюю тягу следящего устройства с нижним концом
двуплечего рычага и рулевой сошки, отрегулировав ее длину при помощи
резьбового наконечника толкателя компенсатора и головки 8 (см. рис.41)
тяги, после чего закрепить гайкой 7, упирающейся в головку 8.
ВНИМАНИЕ! При регулировке длины тяги не разрешается вращать гайку 7 и
контргайку со стороны компенсатора относительно толкателя 4.
Уход за рулевым управлением в процессе эксплуатации заключается в
периодической проверке начала открытия предохранительного клапана, люфта
рулевого колеса, уровня рабочей жидкости в масляном баке, затяжки
резьбовых соединений, смазки соединений трения и в своевременном
устранении течи.
Производить- разборку и сборку сборочных единиц рулевого управления
следует только в условиях, исключающих попадание на детали влаги, пыли и
грязи.
Во время сборки тщательно осмотреть сопрягаемые с уплотнительными
кольцами детали и устранить на них заусенцы, забоины и другие дефекты,
которые могут привести к повреждению колец..
Перед сборкой тщательно промыть все детали рулевого управления в чистом
бензине, керосине или дизельном топливе, просушить и смазать трущиеся
поверхности тонким слоем рабочей жидкости.
При. замене рабочей жидкости в гидросистемах рулевого управления и
навесного оборудования, а также при первоначальной заправке рабочей
жидкостью гидросистем следует произвести их прокачку в следующей
последовательности:
- слить рабочую жидкость из маслобака гвдропроводов, бустеров и
гидроцилиндров;
- снять фильтр и промыть его в чистом топливе до полного удаления
отложений на фильтрующих элементах;
- промыть внутренние полости маслобака чистым дизельным
топливом;
- установить фильтр и гидропроводы на место;
- залить свежую рабочую жидкость в маслобак на 20-40 мм выше верхней
метки на маслоизмерительном стержне;
- пустить двигатель и повернуть тягач из одного крайнего положения в
другое не менее двух раз.
При остановленном двигателе проверить уровень рабочей жидкости в баке и
при необходимости долить ее до верхней метки на маслоизмерительном
стержне
При наличии гидропривода рабочего оборудования произвести его прокачку в
такой последовательности:
- пустить двигатель и переместить какой-либо из рабочих органов из
одного крайнего положения в другое не менее двух раз;
- при остановленном двигателе проверить уровень рабочей жидкости в баке
и при необходимости долить ее до верхней метки на маслоизмерительном
стержне.
Аналогичным образом произвести прокачку каждого рабочего органа
навесного оборудования до полного заполнения гидросистемы рабочей
жидкостью.