Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей - часть 727

 

  Главная      Автомобили - Mitsubishi     Mitsubishi - руководство по эксплуатации и ТО. Программы обучения Рольф

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  725  726  727  728   ..

 

 

Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей - часть 727

 

 

Система снижения токсичности 

Система снижения токсичности содержит в своем составе трёхкомпонентный каталитический 

нейтрализатор, для эффективной работы которого необходимо поддерживать состав 
топливовоздушной смеси с высокой точностью. 

 

 

“Окно” 

Эффективность

очистки, % 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Богатая смесь 

Бедная смесь 

 

 

 

Стехиометрическое 

соотношение 

 

  Рис. 5.22 

Из графика изображенного выше видно, что максимальная степень очистки отработавших газов от 

углеводородов (СН), оксидов углерода (СО) и оксидов азота (NO

x

) с помощью каталитического 

нейтрализатора достигается при стехиометрическом составе смеси. Для поддержания 
стехиометрического соотношения с необходимой высокой точностью (отклонения не более ±1%) 
используется система автоматического регулирования с обратной связью по сигналу кислородного 
датчика.  

Стехиометрическое 

соотношение 

1 В 

0 В 

Бедная смесь 

Богатая смесь 

Сигнал датчика

  Рис. 5.23 

 

Кислородный датчик на основе оксида циркония генерирует ЭДС, зависящую от количества 

кислорода в отработавших газах. Эта зависимость показана на рис. 5.23 и как видно из рисунка 
электродвижущая сила резко возрастает при обогащении состава смеси и резко снижается при ее 
обеднении, реагируя даже на очень слабые колебания. 

Следует подчеркнуть, что блок управления двигателем поддерживает состав смеси в очень узком 

диапазоне наиболее близким к стехиометрическому составу путем подстройки количества 
впрыскиваемого топлива в соответствии с сигналом кислородного датчика.  

При  работе  прогретого  двигателя  на  режимах  низких  и  средних  нагрузок,  блок  управления 

двигателем осуществляет управление с обратной связью по сигналу кислородного датчика (см. раздел 
"Работа с обратной связью" на стр. 2.16).   

 

5 – 17 

 

Система снижения токсичности 

Двигатели с непосредственным впрыскиванием бензина в цилиндры (GDI) для достижения лучшей 

топливной  экономичности  и  снижения  содержания  СО  в  отработавших  газах,  при  небольших  или 
умеренных нагрузках работают на обедённых смесях. 

2.4.1  Трехкомпонентный каталитический нейтрализатор 

 

Держатели 

каталитического 

блока 

 

 

Кислородный 

датчик 

 

 

 

 

 

 

Каталитическое 

покрытие 

 

 

 

 

Каталитический 

блок 

 

Корпус 

 

 

 

 

 

 

С сетчатой 

структурой 

Со спиральной 

структурой 

С рядной 

структурой 

 

 

 

  Рис. 5.24 

Для  преобразования  токсичных  компонентов  (СО,  СН  и NO

x

),  содержащихся  в  отработавших 

газах,  в  безвредные  вещества  применяются  комбинированные  каталитические  покрытия 
нейтрализатора  (платино-родиевые  или  платино-родиево-палладиевые).  Существует  два  типа 
трехкомпонентных  каталитических  нейтрализаторов:  шарикового  (гранулированного)  типа  и 
монолитного  (блочного)  типа.  Шариковый  нейтрализатор  состоит  из  шариков  диаметром 2-4 мм, 
которые  покрыты  каталитическими  материалами.  Монолитный  тип  представляет  собой  сотовую 
структуру,  поверхность  которой  покрыта  каталитическими  материалами.  Практически  все 
современные трехкомпонентные каталитические нейтрализаторы имеют монолитную структуру.  

 

NOx

N

2

+H

2

O+CO

2

Восстановление

CH, CO 

O

2

 

 

Окисление

Рис. 5.25 

 

 

5 – 18 

Система снижения токсичности 

В  трехкомпонентном  нейтрализаторе  происходит  одновременно  две  различные  химические 

реакции: окисления и восстановления. Реакция восстановления приводит к образованию азота N

2

, а 

освободившийся  при  этом  кислород  О

2

  используется  для  реакции  окисления  окиси  углерода  СО  и 

углеводородов СН, приводящей к образованию углекислого газа CO

2

 и воды H

2

O. 

 

2.5. Винт регулировки состава смеси (переменное сопротивление) 

<Автомобили без каталитического нейтрализатора> 

5

5

 

 

В

В

E

E

n

n

g

g

i

i

n

n

e

e

-

-

E

E

C

C

U

U

 

 

П

П

е

е

р

р

е

е

м

м

е

е

н

н

н

н

ы

ы

й

й

 

 

р

р

е

е

з

з

и

и

с

с

т

т

о

о

р

р

 

 

R L 

Обогащение 

Обеднение 

Положение 

переменного 

резистора 

Напряжение, В 

Рис. 5.26

 

Винт регулировки состава смеси измеряет сопротивление переменного резистора. Он используется 

для регулирования концентрации окиси углерода (СО) в отработавших газах при работе двигателя на 
режиме холостого хода. Электронный блок управления запрограммирован таким образом, чтобы иметь 
возможность изменять количество впрыскиваемого топлива в соответствии с положение переменного 
сопротивления. 
 

 

5 – 19 

 

Система снижения токсичности 

3 Система бортовой диагностики (OBD) 

Бортовые системы самодиагностики OBD помимо определения неисправностей ориентированы 

на  экологичность  автомобиля  и  дополнительно  отслеживают  уровень  токсичности  отработавших 
газов. Кроме определения неисправности, ведущей к превышению порога токсичности отработавших 
газов  (при  этом  включается  сигнальная  лампа  неисправности),  диагностическая  система, 
соответствующая требованиям OBD должна дополнительно: 

•  запоминать неисправности   
•  запоминать определенные параметры в момент появления неисправности (FREEZE FRAME) 
•  определять  нарушения  процессов  сгорания,  которые  могут  привести  к  повреждению 

каталитического нейтрализатора   

 3.1  Диагностические коды неисправности (DTC) 

Диагностические  коды  систем E-OBD (для  Европы), OBD-II (для  США)  и J-OBD (для  Японии), 

отличаются  от  применяемых  ранее  двухзначных  обозначений,  и  в  соответствии  с    международными 
стандартами были изменены на пятизначные коды. Новый код неисправности начинается с буквы, за 
которой следует четыре цифры (ISO 15031-6/SAE J2012). 

Вследствие использования новых стандартов, общепринятый метод считывания диагностических 

кодов  (с  помощью  мигания  контрольной  лампы  индикации  неисправности  двигателя)  больше  не 
используется.  Для  считывания  кодов  неисправностей  необходимо  использовать  диагностический 
прибор MUT-II или MUT-III.   

 

Символ 1 

Двигатель и трансмиссия 
Кузов 

Шасси 

Сетевые связи (электрооборудование) 

Символ 2 

Определитель кода 

Подсистема 

Символ 3 

0 или 2 - Стандартизированный       
код по SAE/ISO 
 
1 или 3 - Код завода-производителя 

0  Вся система 
1  Система управления составом смеси 
2  Система управления составом смеси (подача топлива, система наддува) 
3  Система зажигания/пропуски зажигания 
4  Дополнительные системы снижения токсичности 
5  Система холостого хода, круиз контроль, система кондиционирования 
6  Контроллер и его выходные цепи 
7  Трансмиссия 
8  Трансмиссия без электронного блока управления 

Порядковые номера отдельных элементов 

или систем (AFS, TPS и др.) 

Символы 4/5 

Первый символ (буква) определяет систему, к которой относится код: 

ƒ

  P – Power train -    коды связанные с работой двигателя и/или АКПП 

ƒ

  B – Body – коды связанные с работой “кузовных систем“ (SRS, центральный замок, 

электростеклоподъёмники и др.),  

ƒ

  C – Chassis – коды относящиеся к шасси 

ƒ

  U – Network – коды относящиеся к системе взаимодействия между электронными блоками 

(например, к шине CAN). 

 

5 – 20 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  725  726  727  728   ..