Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей - часть 719

 

  Главная      Автомобили - Mitsubishi     Mitsubishi - руководство по эксплуатации и ТО. Программы обучения Рольф

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  717  718  719  720   ..

 

 

Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей - часть 719

 

 

 

Система управления холостым ходом двигателя 

2.4 Управление положением шагового электродвигателя 

2.4.1 Обзор 

Во время работы двигателя на режиме холостого хода любое изменение нагрузки приводит к 

изменению частоты вращения коленчатого вала. Сразу после поступления соответствующего 
электрического сигнала о включении той или иной дополнительной нагрузки на вход блока управления 
двигателем регулятор оборотов холостого хода (шаговый электродвигатель) изменяет количество 
воздуха, проходящего через байпасный канал и, тем самым, снижает влияние нагрузки на частоту 
оборотов холостого хода. 

Во время запуска двигателя, при разгоне автомобиля или в режиме торможения двигателем, 

шаговый электродвигатель устанавливается в положение наилучшим образом соответствующее   
рабочему режиму двигателя. 

Управление шаговым двигателем производится со скоростью 125 шагов/с. Рабочий диапазон 

вращения составляет от 0 до 120 шагов. При снижении напряжения аккумуляторной батареи менее 10 В, 
управление шаговым электродвигателем не производится. Сразу после выключения зажигания, 
запорный конус шагового электродвигателя полностью втягивается, после чего выдвигается на 80 
шагов, чтобы быть готовым к следующему запуску двигателя. 

2.4.2  Блок-схема управления положением шагового электродвигателя 

На блок-схеме показано, какие датчики используются электронным блоком управления двигателем 

для определения необходимого положения шагового электродвигателя.  

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

Ш

Ш

а

а

г

г

о

о

в

в

ы

ы

й

й

 

 

д

д

в

в

и

и

г

г

а

а

т

т

е

е

л

л

ь

ь

У

У

в

в

е

е

л

л

и

и

ч

ч

е

е

н

н

и

и

е

е

 

 

ч

ч

а

а

с

с

т

т

о

о

т

т

ы

ы

 

 

о

о

б

б

о

о

р

р

о

о

т

т

о

о

в

в

 

 

х

х

о

о

л

л

о

о

с

с

т

т

о

о

г

г

о

о

 

 

 

 

х

х

о

о

д

д

а

а

 

 

 

 

п

п

р

р

и

и

 

 

в

в

к

к

л

л

ю

ю

ч

ч

е

е

н

н

и

и

и

и

 

 

к

к

о

о

н

н

д

д

и

и

ц

ц

и

и

о

о

н

н

е

е

р

р

а

а

Р

Р

и

и

с

с

.

.

 

 

4

4

.

.

1

1

7

7

 

 

 

 

 

 

 

 

Д

Д

в

в

и

и

г

г

а

а

т

т

е

е

л

л

ь

ь

В

В

ы

ы

к

к

л

л

ю

ю

ч

ч

а

а

т

т

е

е

л

л

ь

ь

 

 

к

к

о

о

н

н

д

д

и

и

ц

ц

и

и

о

о

н

н

е

е

р

р

а

а 

Т

Т

е

е

м

м

п

п

е

е

р

р

а

а

т

т

у

у

р

р

а

а

 

 

о

о

х

х

л

л

а

а

ж

ж

д

д

а

а

ю

ю

щ

щ

е

е

й

й

 

 

ж

ж

и

и

д

д

к

к

о

о

с

с

т

т

и

и

,

,

 

 

º

º

С

С

 

 

Заданная   

частота 

вращения, 

об/мин 

У

У

в

в

е

е

л

л

и

и

ч

ч

е

е

н

н

и

и

е

е

 

 

ч

ч

а

а

с

с

т

т

о

о

т

т

ы

ы

 

 

о

о

б

б

о

о

р

р

о

о

т

т

о

о

в

в

 

 

х

х

о

о

л

л

о

о

с

с

т

т

о

о

г

г

о

о

 

 

 

 

х

х

о

о

д

д

а

а

 

 

 

 

п

п

р

р

и

и

 

 

в

в

к

к

л

л

ю

ю

ч

ч

е

е

н

н

и

и

и

и

 

 

д

д

и

и

а

а

п

п

а

а

з

з

о

о

н

н

а

а

 

 

 

 

D

D

 

 

 

 

У

У

в

в

е

е

л

л

и

и

ч

ч

е

е

н

н

и

и

е

е

ч

ч

а

а

с

с

т

т

о

о

т

т

ы

ы

 

 

о

о

б

б

о

о

р

р

о

о

т

т

о

о

в

в

 

 

х

х

о

о

л

л

о

о

с

с

т

т

о

о

г

г

о

о

 

 

х

х

о

о

д

д

а

а

 

 

 

 

п

п

р

р

и

и

 

 

р

р

а

а

б

б

о

о

т

т

е

е

 

 

 

 

 

 

Г

Г

У

У

Р

Р

 

 

У

У

в

в

е

е

л

л

и

и

ч

ч

е

е

н

н

и

и

е

е

 

 

ч

ч

а

а

с

с

т

т

о

о

т

т

ы

ы

 

 

о

о

б

б

о

о

р

р

о

о

т

т

о

о

в

в

 

 

х

х

о

о

л

л

о

о

с

с

т

т

о

о

г

г

о

о

 

 

 

 

х

х

о

о

д

д

а

а

 

 

 

 

п

п

р

р

и

и

 

 

в

в

к

к

л

л

ю

ю

ч

ч

е

е

н

н

и

и

и

и

 

 

э

э

л

л

е

е

к

к

т

т

р

р

и

и

ч

ч

е

е

с

с

к

к

о

о

й

й

н

н

а

а

г

г

р

р

у

у

з

з

к

к

и

и

 

 

 

 

Ф

Ф

о

о

р

р

м

м

и

и

р

р

о

о

в

в

а

а

н

н

и

и

е

е

 

 

у

у

п

п

р

р

а

а

в

в

л

л

я

я

ю

ю

щ

щ

е

е

г

г

о

о

 

 

с

с

и

и

г

г

н

н

а

а

л

л

а

а

 

 

ш

ш

а

а

г

г

о

о

в

в

о

о

г

г

о

о

 

 

д

д

в

в

и

и

г

г

а

а

т

т

е

е

л

л

я

я

 

 

Д

Д

а

а

т

т

ч

ч

и

и

к

к

 

 

д

д

а

а

в

в

л

л

е

е

н

н

и

и

я

я

 

 

в

в

 

 

с

с

и

и

с

с

т

т

е

е

м

м

е

е

 

 

Г

Г

У

У

Р

Р

 

 

В

В

ы

ы

к

к

л

л

ю

ю

ч

ч

а

а

т

т

е

е

л

л

ь

ь

э

э

л

л

е

е

к

к

т

т

р

р

и

и

ч

ч

е

е

с

с

к

к

о

о

й

й

н

н

а

а

г

г

р

р

у

у

з

з

к

к

и

и

 

 

Р

Р

е

е

г

г

у

у

л

л

я

я

т

т

о

о

р

р

 

о

о

б

б

о

о

р

р

о

о

т

т

о

о

в

в

 

 

х

х

о

о

л

л

о

о

с

с

т

т

о

о

г

г

о

о

 

 

 

 

 

 

х

х

о

о

д

д

а

а

 

 

Б

Б

а

а

з

з

о

о

в

в

а

а

я

я

 

 

м

м

а

а

т

т

р

р

и

и

ц

ц

а

а

 

 

2.4.3  Базовое положение шагового электродвигателя 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Базовое положение штока шагового двигателя зависит от температуры охлаждающей жидкости и 

записано в памяти блока управления двигателем в виде таблицы. При установке штока шагового 
двигателя в заданное базовое положение обеспечивается соответствующая ему частота оборотов 
холостого хода.  

 

Используемый датчик: 

•  датчик температуры охлаждающей жидкости в двигателе. 

80º С 

Температура 

охлаждающей жидкости, º С

Рис. 4.18 

40º С 

0º С 

-20º С 

Базовое положение 

шагового двигателя, 

шаги 

Д

Д

а

а

т

т

ч

ч

и

и

к

к

 

 

п

п

о

о

л

л

о

о

ж

ж

е

е

н

н

и

и

я

я

 

 

с

с

е

е

л

л

е

е

к

к

т

т

о

о

р

р

а

а

 

 

А

А

К

К

П

П

П

П

 

 

 

4 – 11 

 

 

Система управления холостым ходом двигателя 

2.4.4 Коррекция положения шагового электродвигателя для компенсации 
дополнительных нагрузок 
a)  Увеличение частоты оборотов холостого хода при включении диапазона “D” 

На автомобилях с автоматической трансмиссией при переводе рычага управления коробкой 

передач из положения Р или N в любое другое шаговый электродвигатель устанавливается в положение   
большего открытия, чтобы компенсировать сопротивление гидротрансформатора.

 

Используемый датчик: 

•  Датчик положения рычага управления АКПП. 

b)  Увеличение частоты оборотов холостого хода при работе гидроусилителя рулевого 
управления (ГУР) 
 

80º С 

Температура 

охлаждающей жидкости, º С 

40º С 

0º С 

-20º С 

Заданное положение 

шагового двигателя, шаги 

Величина коррекции 

Заданное    положение шагового 

двигателя при работе ГУР 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Поворот рулевого колеса при неподвижном автомобиле вызывает увеличение давления в 

гидравлической системе рулевого управления и замыкание датчика-выключателя. Для компенсации 
нагрузки гидравлического усилителя шаговый двигатель устанавливается в положение большего 
открытия. Существую варианты датчика на основе пьезоэлектрического элемента выдающего сигнал 
пропорциональный величине давления в системе. В этом случае коррекция носит не ступенчатый, а 
плавный характер и шаговый двигатель перемещается в соответствии с изменением давления. 

Используемый датчик: 

•  Датчик давления рабочей жидкости в рулевом управлении. 

c)  Увеличение частоты оборотов холостого хода при включении кондиционера 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

80º С 

Температура 

охлаждающей жидкости, º С

40º С 

0º С 

-20º С 

Заданное положение 

шагового двигателя, шаги

Величина 

коррекции 

Заданное    положение шагового двигателя 

при включенном кондиционере 

Рис. 4.19 

Рис. 4.20 

При  переводе  выключателя  кондиционера  во  включенное  положение  шаговый  двигатель 

устанавливается  в  положение  ещё  большего  открытия,  если  вдруг  уже  используется  какая-либо 
коррекция частоты вращения. 

 

Используемый датчик: 

•  Выключатель кондиционера. 

 

4 – 12 

 

Система управления холостым ходом двигателя 

 

d)  Коррекция по высоте над уровнем моря 

На больших высотах атмосферное давление меньше и плотность поступающего воздуха низкая. 

Для компенсации уменьшения массового расхода воздуха производится дополнительное открытие 
регулятора.  

 

Используемый датчик: 

•  Датчик атмосферного давления 

 

e)   Увеличение частоты оборотов холостого хода при включении электрической 
нагрузки 

При включении электрической нагрузки частота оборотов холостого хода уменьшается. Для 

компенсации уменьшения оборотов холостого хода шаговый двигатель перемещается в положение 
большего открытия в соответствии с изменением нагрузки.  

Используемый датчик: 

•  Вывод FR генератора 

 

2.4.5  Управление при снижении частоты вращения до предельно низкой величины 

Методы  компенсации  при  снижении  оборотов  холостого  хода  двигателя  ниже 450 об/мин  при 

прогретом двигателе (температура охлаждающей жидкости не ниже 55 

0

С): 

а)  Если используется метод управления с обратной связью   

Шаговый  электродвигатель  немедленно  перемещается  на  количество  шагов,  пропорционально 

величине отклонения действительной частоты вращения от заданной.  

b)  Если используется программный метод управления 

Шаговый  электродвигатель  перемещается  в  сторону  открытия  на  фиксированное  количество 

шагов (40 шагов). 

2.4.6   Управление при работе двигателя на переходных режимах 

Для  устранения  удара  (толчка)  при  резком  закрытии  дроссельной  заслонки,  шаговый 

электродвигатель перемещается в требуемое положение плавно с небольшой скоростью.  

 

Используемые датчики: 

•  Датчик положения коленчатого вала; 
•  Датчик положения дроссельной заслонки; 
•  Датчик-выключатель полностью закрытого положения дроссельной заслонки. 

2.4.7   Управление при переходе к режиму принудительного холостого хода 

При переходе от режима работы под нагрузкой к режиму принудительного холостого хода 

(торможение двигателем) шаговый двигатель обеспечивает медленное закрытие байпасного канала, с 
целью исключения резкого снижения расхода воздуха. Благодаря этому исключается резкий рывок. 

Вышеописанное управление производится при следующих условиях: 

•  Если частота вращения коленчатого вала двигателя или напряжение на выходе датчика 

положения дроссельной заслонки уменьшаются 

•  Замкнуты контакты датчика-выключателя закрытого положения дроссельной заслонки. 

 

 

4 – 13 

 

 

Система управления холостым ходом двигателя 

2.4.8   Управление во время запуска двигателя 

 

80º С 

Температура 

охлаждающей жидкости, º С 

Рис. 4.21 

40º С 

0º С 

-20º С 

Базовое положение 

шагового двигателя, 

шаги 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

При запуске двигателя сервопривод регулятора оборотов холостого хода регулирует количество 

воздуха, проходящего через байпасный канал в зависимости от температуры охлаждающей жидкости 
в двигателе. 

Сразу  после  замыкания  контактов “ST” (запуск)  замка  зажигания,  шаговый  электродвигатель, 

переводится в заданное (целевое) положение, соответствующее режиму запуска двигателя. 
 

Используемые датчики:

 

•  Замок зажигания (ST); 
•  Датчик-выключатель полностью закрытого положения дроссельной заслонки; 
•  Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя. 

 

2.4.9  Управление при запуске горячего двигателя 

 

Время, с 

Рис. 4.22 

Увеличение частоты 

вращения, об/мин 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Если  при  запуске  двигателя  температура  охлаждающей  жидкости  превышает 90

°С,  то  шток   

шагового  двигателя  перемещается    в  положение  большего  открытия,  обеспечивая  повышенные 
обороты  холостого  хода.  Затем  регулятор  медленно  закрывается,  и  обороты  уменьшаются  до 
заданного значения. 

Используемые датчики: 

•  Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя; 
•  Датчик положения коленчатого вала; 
•  Замок зажигания (ST); 
•  Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе. 

 

 

4 – 14 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  717  718  719  720   ..