Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей - часть 699

 

  Главная      Автомобили - Mitsubishi     Mitsubishi - руководство по эксплуатации и ТО. Программы обучения Рольф

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  697  698  699  700   ..

 

 

Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей - часть 699

 

 

Система впрыскивания топлива 

 

2 – 15 

 

2.3. Определение частоты вращения коленчатого вала двигателя 

 

Т

Т

 

 

Датчик положения 

коленчатого вала 

 

 

 

 

 

 

Время 

Рис. 2.16 

 

Частота  вращения  коленчатого  вала  двигателя  может  быть  определена  путем  измерения 

интервала между соседними импульсами на выходе датчика положения коленчатого вала (частота и 
период - это  обратные  величины).  Интервал  между  импульсами  измеряется  в  секундах  и  одному 
обороту  двигателя  соответствует  два  импульса  от  датчика  положения  коленчатого  вала  (для 4-х 
цилиндрового двигателя), поэтому: 

 60 с 

 

 

2 х Т с 

30/Т 

N (об/мин) =                    = 

                                                       

(для 4-х цилиндрового двигателя) 

 
 

 

 

                      Т: интервал между соседними импульсами на выходе датчика положения коленчатого вала 

 
 2.4.  Управление с обратной связью (система управления с обратной связью – 
closed-loop control) 

Чтобы  снизить  содержание  вредных  составляющих  в  отработавших  газах  в  соответствии  с 

международными  нормами,  выпускные  системы  автомобилей  фирмы Mitsubishi Motors оснащаются 
трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами.  

 

NO

x

 

CO 

N

2

+CO

2

 

CH,CO

O

2

H

2

O+CO

2

 

Восстановление

Окисление

 

Рис. 2.17 

 

Трехкомпонентный  каталитический  нейтрализатор  расщепляет  составляющую NO

x

  (реакция 

восстановления) и использует высвободившийся кислород для “дожигания” (реакция окисления) двух 
других составляющих отработавших газов - СО и СН      до        СО

2

 и    Н

2

О.  

 

 

 

 

 

Система впрыскивания топлива 

 

 

2 – 16 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ст

ь 

епень очистки, % 

“Окно” 

Богатая смесь 

Бедная смес

   

 

 

Стехиометрическое 

соотношение 

 

Рис. 2.18 

 

 

Для эффективной работы каталитического нейтрализатора воздушно-топливное соотношение 

смеси должно поддерживаться как можно ближе к стехиометрическому (14,7 : 1).   

Для поддержания стехиометрического соотношения с высокой точностью используется управления 

составом смеси с обратной связью по сигналу кислородного датчика.  

На  малых  и  средних  нагрузках  работы  двигателя  (включая  холостой  ход),  коррекция   

продолжительности  импульса  управления  топливоподачей  производится  с  учётом  сигнала 
кислородного  датчика.  При  этом  работа  двигателя  осуществляется  на  топливовоздушной  смеси 
близкой  по  составу  к  стехиометрическому  отношению  и  достигается  максимальная  эффективность 
работы трехкомпонентного каталитического нейтрализатора. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

О

б

б

о

о

г

г

а

а

щ

щ

ё

ё

н

н

н

н

а

а

я

я

 

 

с

с

м

м

е

е

с

с

ь

ь

 

 

(

(

λ

λ

1

1

)

)

 

 

С

С

г

г

о

о

р

р

а

а

н

н

и

и

е

е

 

 

У

У

в

в

е

е

л

л

и

и

ч

ч

е

е

н

н

и

и

е

е

 

 

с

с

и

и

г

г

н

н

а

а

л

л

а

а

 

 

 

 

λ

λ

-

-

з

з

о

о

н

н

д

д

а

а

 

 

У

У

м

м

е

е

н

н

ь

ь

ш

ш

е

е

н

н

и

и

е

е

 

 

д

д

л

л

и

и

т

т

е

е

л

л

ь

ь

н

н

о

о

с

с

т

т

и

и

 

 

в

в

п

п

р

р

ы

ы

с

с

к

к

а

а

 

 

В

В

п

п

р

р

ы

ы

с

с

к

к

 

 

В

В

п

п

р

р

ы

ы

с

с

к

к

 

 

О

О

б

б

е

е

д

д

н

н

ё

ё

н

н

н

н

а

а

я

я

 

 

с

с

м

м

е

е

с

с

ь

ь

 

 

(

(

λ

λ

1

1

)

)

 

 

С

С

г

г

о

о

р

р

а

а

н

н

и

и

е

е

 

 

У

У

м

м

е

е

н

н

ь

ь

ш

ш

е

е

н

н

и

и

е

е

 

 

с

с

и

и

г

г

н

н

а

а

л

л

а

а

 

 

 

 

λ

λ

-

-

з

з

о

о

н

н

д

д

а

а

 

 

У

У

в

в

е

е

л

л

и

и

ч

ч

е

е

н

н

и

и

е

е

 

 

д

д

л

л

и

и

т

т

е

е

л

л

ь

ь

н

н

о

о

с

с

т

т

и

и

 

 

в

в

п

п

р

р

ы

ы

с

с

к

к

а

а

 

 

Рис. 2.19 

   

Система впрыскивания топлива 

 

2 – 17 

 

2.4.1.  Работа с обратной связью 

Если топливно-воздушная смесь более богатая, чем стехиометрический состав, то содержание 

кислорода в отработавших газах низкое, следовательно, выходное напряжение кислородного датчика 
будет высокого уровня    и на вход блока управления поступает сигнал "богатая смесь" (высокий 
уровень сигнала). В соответствии с этим сигналом электронный блок управления двигателем 
уменьшает время открытого состоянию форсунки, и в результате смесь будет обедняться. Когда 
топливно-воздушное соотношение перейдет критическую точку и смесь станет беднее, чем 
стехиометрический состав, то содержание кислорода в отработавших газах увеличивается, и выходное 
напряжение кислородного станет низкого уровня. Сигнал "бедная смесь" (низкий уровень сигнала) 
поступает на электронный блок управления двигателем и на основании этого сигнала, увеличивается 
время открытия форсунки.  

Увеличение 

Выходное напряжение 

кислородного датчика 

Низкое 

Воздушно-топливное 

отношение 

Опорное 

  напряжение 

Стехиометрическое   

отношение 

Высокое 

Количество 

впрыскиваемого 

топлива 

Уменьшение 

Рис. 2.20 

 

Весь цикл изображенный на рисунке    непрерывно повторяется, и состав смеси постоянно 

колеблется между обедненными и обогащенными состояниями. Таким образом, при помощи 
управления топливоподачей с обратной связью, обеспечивается регулирование состава смеси на 
стехиометрическом отношении с высокой точностью. 

Однако  для  улучшения  работы  системы  топливоподачи  управление  обратной  связью  не 

используется в следующих случаях: 

1.  При прокрутке двигателя в процессе запуска двигателя 

2.  Во время прогрева двигателя, т.е., когда температура охлаждающей жидкости ниже 45

о

 

3.  В процессе разгона/торможения 

4.  При высоких нагрузках 

5.  При неисправности кислородного датчика 

 

         

Система впрыскивания топлива 

 

 

2 – 18 

2.4.2. Самообучение 

 

 

  Один только механизм управления с обратной связью не всегда может поддерживать оптимальный 

состав  смеси.  Например,  так  называемая  средняя  линия  диапазона  корректирования  процесса 
управления  обратной  связью  может  смещаться  по  прошествии  времени  (см.  рис. 2.16) вследствие 
изменения  характеристик  элементов  системы,  что,  тем  самым,  сужает  возможности  для 
корректирования  электронным  блоком  управления  двигателем.  Чтобы  преодолеть  это  явление, 
электронный  блок  управления  двигателем  заставляет  сместившуюся  среднюю  линию  диапазона 
корректирования вернуться в исходное положение. Этот тип коррекции называется «самообучение». 

 

Процесс “самообучения”  состоит из трех этапов, показанных на рис. 2.22. 

 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. ТТ3-10 

 

 

 

 

Меньше 

Больше 

Диапазон 

корректирования 

Медленное изменение во 

время эксплуатации 

Корректирование 

невозможно 

 

1.0 

Рис. 2.21 

 

Рассчитывается величина отклонения состава 

смеси от стехиометрического 

 

Определяется и запоминается корректирующий 

коэффициент (величина необходимого 

корректирования), с помощью которого 

величина сместившегося воздушно-топливного 

отношения возвращается на исходный уровень. 

(Полученное значение сохраняется в памяти 

электронного блока управления двигателем, 

даже при выключении зажигания) 

 

Величина корректирующего коэффициента, 

которая теперь соответствует текущему 

рабочему состоянию, учитывается при 

определении длительности впрыскивания 

топлива 

Рис. 2.22 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  697  698  699  700   ..