Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей - часть 548

 

  Главная      Автомобили - Mitsubishi     Mitsubishi - руководство по эксплуатации и ТО. Программы обучения Рольф

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  546  547  548  549   ..

 

 

Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей - часть 548

 

 

Основы электротехники и электроники 

 

 

1 – 38 

(5)  Основные параметры батарей 

 
Емкость батареи - способность батареи принимать и отдавать энергию - измеряется в 

ампер-часах (Ач).  

Для оценки емкости европейских батарей принята методика 20-ти часового разряда током, 

равным 5% от номинальной емкости. Т.е., если емкость батареи 55Ач, то разряжая ее током 2.75 А, 
она полностью разрядится за 20 часов. Аналогично для батарей емкостью 60 Ач полный 20-ти 
часовой разряд произойдет при чуть большем токе разряда - 3А. Данная характеристика 
определяет возможность питать потребителей в экстремальной ситуации (при отказе генератора). 

Для батарей японского производства обычно указывается емкость, измеренная при 5-часовом 

разряде, т.е. током равным 20% емкости (значение емкости меньше, чем для 20-часового разряда 
примерно в 1,2- 1,25 раза).  

Резервная емкость  RC – время в минутах, в течении которого батарея сможет обеспечить 

работу потребителей в аварийном режиме (разряд током 25 А). Перерасчет емкости между 
европейским стандартом и американским производится с помощью экспериментальных 
коэффициентов ( примерно 1,6-1,7). Величина резервной емкости, выраженная в минутах, 
последнее время все чаще проставляется изготовителями батарей после значения тока холодного 
старта.  

Значение тока холодного старта  CCA - величина тока, которую батарея способна отдать 

при пуске. Наиболее важная характеристика, напрямую сказывающаяся на пуске двигателя. 
Существует несколько методик измерения этого тока (DIN, EN, SAE, JIS, BCI) отличающиеся друг 
от друга. Отличаются они деталями (30, 60 или 150 секунд, 7,2, 8,4 или 6,0 вольт конечное 
напряжение) и , как результат, определяют различные итоговые значения.

 Д

ля их сравнения нужно 

пользоваться справочными таблицами.   

 

(6)  Подзарядка   

 
Подзарядка производится, когда установленная на автомобиле аккумуляторная батарея 
разряжается или когда плотность электролита падает вследствие саморазряда. Подзарядку 
следует производить при снижении плотности электролита до 1,200 или менее. 

•  Метод заряда током постоянной величины   
Зарядка ведется в течение от 12 до 15 часов, при этом ток заряда составляет одну десятую 
от величины номинальной ёмкости батареи. 
•  Метод быстрого заряда   
Зарядка выполняется в течение времени от нескольких десятков минут до нескольких часов 
устройством быстрого заряда, которое обеспечивает зарядный ток от одной пятой до 
половины номинальной ёмкости батареи.  
 

(a)  Метод заряда током постоянной величины   

 

   

 

Для зарядки батареи выполните нижеописанные 
операции.  

 

 
1.  Прежде всего, удалите пыль и грязь с батареи, и 

особенно тщательно очистите её выводы. Снимите 
все заглушки с вентиляционных отверстий для 
свободного удаления газов в процессе зарядки. 

2.  Проверьте уровень электролита. Если он слишком 

низкий, добавьте дистиллированную воду. 

Рис. 1-74 

3.  Подключите положительную клемму аккумуляторной батареи к положительному 

выводу зарядного устройства, и отрицательную клемму аккумуляторной батареи к 

Основы электротехники и электроники 

 

 

 

1 – 39 

 

отрицательному выводу зарядного устройства, проверьте правильность подключения. 
Если необходимо зарядить сразу несколько батарей, присоедините их 
последовательно, как показано на рисунке справа. 

4.  Установите величину зарядного тока около одной десятой (А) от величины 

номинальной ёмкости батареи (А-ч).  

5.  Во время заряда батареи следите, чтобы температура электролита не превысила 45

°С. 

Если температура превысила 45

°С, уменьшите ток зарядки или охлаждайте батарею 

вентилятором. 

6.  Во время заряда батареи выделяется газовая смесь кислорода и водорода. Для 

предотвращения взрыва исключите возможность её контакта с открытым пламенем. 

7.  Во время заряда напряжение на батарее и плотность электролита будут постепенно 

расти, а также будут бурно выделяться газы. Указанные величины достигнут 
максимальных значений. Если их значения остаются неизменными в течение более 
чем одного часа, это означает, что батарея полностью зарядилась. 

8.  Если плотность после завершения зарядки выше заданного значения, удалите 

некоторое количество электролита и добавьте вместо него дистиллированную воду. 
Если плотность слишком мала, для достижения заданной плотности электролита 
добавьте раствор серной кислоты удельным весом 1,400.   

 
(b)  Метод быстрой зарядки   
 

Разряженная аккумуляторная батарея, конечно, должна быть заряжена. При отсутствии 
времени на зарядку, или если отсутствует батарея для замены, а так же если двигатель 
должен быть запущен в кратчайшее время, в качестве выхода из положения используется 
метод быстрой зарядки. В этом случае ток заряда достигает большой величины (в 
несколько раз больше, чем ток обычной зарядки). Используемое для этого зарядное 
устройство называется устройством быстрой зарядки. Необходимо отметить, что при такой 
зарядке срок службы аккумуляторной батареи несколько сокращается.  
 

< Метод быстрой зарядки > 

•  Перед проведением работ отключите оба (“плюсовой” и “минусовой”) провода от 

установленной на автомобиле аккумуляторной батареи. 

•  Желательно ограничить зарядный ток на уровне половины номинальной емкости 

батареи. 

•  Проводите быструю зарядку в течение как можно более короткого промежутка времени. 
•  Во время зарядки постоянно следите за температурой электролита. Если она 

превышает 45

°С, уменьшите ток или временно приостановите зарядку. Дайте 

температуре снизиться и лишь после этого возобновите зарядку. 

 

(7)  Процедуры сервисного обслуживания   

 

(a) 

ПРОВЕРКА УРОВНЯ И ПЛОТНОСТИ 
ЭЛЕКТРОЛИТА

   

Хорошо

 

1.  Проверьте, находится ли уровень 

электролита в аккумуляторной батарее 
между отметками ВЕРХНЕГО и НИЖНЕГО 
УРОВНЕЙ. 

Термометр 

Гидрометр (ареометр)

2. 

Используя 

денсиметр 

и 

термометр, 

проверьте 

плотность 

и 

температуру 

электролита в аккумуляторной батарее. 

 

Рис. 1-75 

Номинальное значение: 1,220-1,290 (20

°С) 

Основы электротехники и электроники 

 

 

1 – 40 

Плотность электролита в аккумуляторной батарее зависит от температуры, поэтому 

для приведения плотности к 20

°С используйте нижеприведенную формулу. Используя 

рассчитанное значение плотности, определите, соответствует ли оно рекомендованной 
величине.  

 

D20=Dt+0,0007(t-20), где 
D20: Плотность электролита, приведенный к температуре 20

°С 

Dt: реально измеренное значение плотности 
t: реально измеренная температура   

 
(b) 

ВИЗУАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА

   

 

Проверьте батарею после демонтажа. 

 

Внимание 
Если электролит вытек из батареи, наденьте для защиты рук при её снятии резиновые 
перчатки. 
 

•  Если вследствие вытекания электролита опоры и держатели аккумуляторной батареи 

подверглись коррозии, промойте их теплой или холодной водой. 

•  При наличии течи через трещины в корпусе, замените аккумуляторную батарею. 
•  Очистите клеммы аккумуляторной батареи проволочной щёткой, замените все 

поврежденные детали. 

 

Тестер Mitsubishi для проверки аккумуляторных батарей позволяет быстро проверить 6 и 

12 В батареи на их соответствие кондиции. Можно проверить батареи на соответствие их 
стандартам IEC, DIN, SAE, EN и JIS. 

Прибор портативный, простой в применении, оснащен зарядным устройством. Результаты 

измерений можно распечатать на специальном принтере или переслать на персональный 
компьютер через встроенный ИК порт. 

 

Многофункциональная 

кнопка 

 

Светодиод и ИК порт 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1-76 

Глава 2 

 

Электрооборудование двигателя 

 

1.  Генератор 

(1)  Общее описание 

 

Генератор обеспечивает питанием различные электрические устройства во время движения 

автомобиля, а также заряд аккумуляторной батареи током, обеспечивающим её полностью 
заряженное состояние.  

Когда электрическая нагрузка так велика, что электрическая мощность генератора 

оказывается меньше, чем потребление энергии, необходимая дополнительная энергия 
поступает от аккумуляторной батареи.  

Ротор  генератора  приводится  во  вращение  от  коленчатого  вала  двигателя  через 

поликлиновую  ремённую  передачу.  Постоянный  ток,  протекающий  по  расположенной  на 
роторе обмотке возбуждения, создаёт магнитное поле. Вращающееся вместе с ротором поле, 
генерирует  переменную  ЭДС  в  обмотках  статора.  Эта  переменная  ЭДС  выпрямленная 
диодным  выпрямителем  используется  в  качестве  источника  электрической  энергии 
автомобиля.  

Передаточное отношение привода от шкива коленчатого вала двигателя к шкиву генератора 

обычно  составляет  от 1:1,8 до 1:2,2. Таким  образом,  частота  вращения  ротора  генератора 
примерно в два раза больше, чем коленчатого вала двигателя. 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2-1 

 
При использовании на автомобиле дизельного двигателя разрежение в его впускной системе   
практически отсутствует. В связи с этой особенностью на автомобилях с дизельными 
двигателями используется генератор с лопастным вакуумным насосом, расположенным в его 
задней части. 

 

2 – 1 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  546  547  548  549   ..