143
7.1 ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ
Любой блок управления не может работать сам по себе. Необходим набор
инструкций или программы управления, которые и определяют функциональное
назначение данного компьютера. Эти программы, состоят из отдельных блоков.
Одни блоки содержат математические и логические инструкции по обработке
данных и выработке управляющих команд. Другие содержат данные, относящиеся
к характеристикам транспортного средства: модель двигателя и все
характеристики, связанные с ней, передаточное отношение главной передачи и
др.
Часто математические зависимости и константы записываются в память
блока управления в виде матриц. Блок управления постоянно считывает из них
нужную в данный момент времени информацию и использует ее для принятия
решения по управлению трансмиссией.
Реальные условия эксплуатации автомобиля часто бывают несколько
отличны от тех, которые можно смоделировать во время стендовых и тестовых
испытаний, проводимых во время создания и доводки трансмиссии. В результате
на начальной стадии эксплуатации автомобилей со стороны водителей возникают
нарекания, для устранения которых программы управления достаточно часто
модифицируются и пересматриваются.
В автомобилях более позднего выпуска в блоках управления стали
использовать программируемые запоминающие устройства. Такие устройства
позволяют с помощью специальных приборов достаточно оперативно
корректировать программы управления.
На начальном этапе движения, когда двигатель и трансмиссия еще не
достаточно прогреты, необходимо обеспечить их защиту от перегрузок. Для этого
в блоке управления имеется специальная программа, в соответствии с которой
управление двигателем и трансмиссией осуществляется без обратной связи, т.е.
без учета фактических значений параметров состояния двигателя и трансмиссии.
В этом случае для принятия решений блок управления использует только данные,
записанные в его памяти.
Для трансмиссии этот режим характеризуется запретом блокировки
гидротрансформатора, более поздними по оборотам двигателя переключениями
передач и иногда запретом включения повышающей передачи.
Для управления трансмиссией в штатном режиме работы, в память ее
блока управления записано несколько программ переключения передач:
экономичная, спортивная, движения по скользкой дороге и др. Для реализации
той или иной программы в автомобилях более ранних годов выпуска, рядом с
рычагом селектора режимов часто располагался специальный переключатель,
который в зависимости от марки автомобиля мог иметь различные обозначения: