Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей - часть 513

 

  Главная      Автомобили - Mitsubishi     Mitsubishi - руководство по эксплуатации и ТО. Программы обучения Рольф

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  511  512  513  514   ..

 

 

Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей - часть 513

 

 

 

143

7.1 ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ 
Любой блок управления не может работать сам по себе. Необходим набор 

инструкций  или  программы  управления,  которые  и  определяют  функциональное 
назначение  данного  компьютера.  Эти  программы,  состоят  из  отдельных  блоков. 
Одни  блоки  содержат  математические  и  логические  инструкции  по  обработке 
данных и выработке управляющих команд. Другие содержат данные, относящиеся 
к  характеристикам  транспортного  средства:  модель  двигателя  и  все 
характеристики,  связанные  с  ней,  передаточное  отношение  главной  передачи  и 
др.  

Часто  математические  зависимости  и  константы  записываются  в  память 

блока  управления  в  виде  матриц.  Блок  управления  постоянно  считывает  из  них 
нужную  в  данный  момент  времени  информацию  и  использует  ее  для  принятия 
решения по управлению трансмиссией. 

Реальные  условия  эксплуатации  автомобиля  часто  бывают  несколько 

отличны  от  тех,  которые  можно  смоделировать  во  время  стендовых  и  тестовых 
испытаний, проводимых во время создания и доводки трансмиссии. В результате 
на начальной стадии эксплуатации автомобилей со стороны водителей возникают 
нарекания,  для  устранения  которых  программы  управления  достаточно  часто 
модифицируются и пересматриваются.  

В  автомобилях  более  позднего  выпуска  в  блоках  управления  стали 

использовать  программируемые  запоминающие  устройства.  Такие  устройства 
позволяют  с  помощью  специальных  приборов  достаточно  оперативно 
корректировать программы управления. 

На  начальном  этапе  движения,  когда  двигатель  и  трансмиссия  еще  не 

достаточно прогреты, необходимо обеспечить их защиту от перегрузок. Для этого 
в  блоке  управления  имеется  специальная  программа,  в  соответствии  с  которой 
управление двигателем и трансмиссией осуществляется без обратной связи, т.е. 
без учета фактических значений параметров состояния двигателя и трансмиссии. 
В этом случае для принятия решений блок управления использует только данные, 
записанные в его памяти.  

Для  трансмиссии  этот  режим  характеризуется  запретом  блокировки 

гидротрансформатора,  более  поздними  по  оборотам  двигателя  переключениями 
передач и иногда запретом включения повышающей передачи. 

Для  управления  трансмиссией  в  штатном  режиме  работы,  в  память  ее 

блока  управления  записано  несколько  программ  переключения  передач: 
экономичная,  спортивная,  движения  по  скользкой  дороге  и  др.  Для  реализации 
той  или  иной  программы  в  автомобилях  более  ранних  годов  выпуска,  рядом  с 
рычагом  селектора  режимов  часто  располагался  специальный  переключатель, 
который  в  зависимости  от  марки  автомобиля  мог  иметь  различные  обозначения: 

 

144

«POWER», «COMFORT», «S», «SPORT», «AUTO», «A/T MODE», «WINTER», «W», 
«HOLD», «

∗» и т.п. 

На  современных  автомобилях  выбор  «экономичной»  или  «спортивной» 

программы  работы  системы  управления  коробки  передач  осуществляется 
автоматически  в  зависимости  от  характера  воздействия  водителя  на  педаль 
управления  дроссельной  заслонкой.  При  плавном,  спокойном  характере 
воздействия  на  эту  педаль  реализуется  экономичная  программа  управления 
трансмиссией.  Спортивную  программу  блок  управления  выбирает  тогда,  когда 
получает информацию о резком воздействии на педаль управления дроссельной 
заслонкой.  Кроме  того,  современные  системы  управления  способны  автомати-
чески  предотвращать  нежелательное  переключение  с  третьей  на  четвертую 
передачу.  Это  может  происходить,  например,  при  движении  с  прицепом,  когда 
двигатель  имеет  большую  нагрузку,  или  при  движении  по  дороге  с  большим 
уклоном.  Системы  управления,  способные  автоматически  подстраиваться  под 
манеру  управления  водителем  автомобиля  и  учитывать  внешние  условия 
движения, называются адаптивными. 

Экономичная  программа  настроена  на  обеспечение  движения  с 

минимальным  расходом  топлива.  В  этом  случае  повышающие  переключения 
происходят,  приблизительно,  при  достижении  оборотов  двигателя  средних 
значений,  что  соответствует  на  характеристике  расхода  топлива  минимуму. 
Движение автомобиля в этом случае имеет плавный, спокойный характер.  

Спортивная  программа  настроена  на  максимальное  использование 

мощности  двигателя.  Поэтому  повышающие  переключения  происходят  в  районе 
максимальных  оборотов  двигателя,  при  которых  двигатель  развивает 
максимальную  мощность.  Автомобиль  в  этом  случае  развивает,  по  сравнению  с 
экономичной программой, значительно большее ускорение. 

Электронные 

блоки 

управления 

практически 

всех 

современных 

автомобилей  имеют  специальную  программу  трогания  с  места  на  скользкой 
дороге.  Суть  этой  программы,  как  правило,  сводится  к  тому,  что  автомобиль 
начинает движение не с первой, а со второй передачи. В дальнейшем разрешены 
все переключения, кроме включения первой передачи.  

В  случае  возникновения  в  трансмиссии  или  системе  управления 

неисправности,  которая  может  привести  к  серьезной  поломке  АКПП,  блок 
управления  начинает  работать  по  аварийной  программе  управления 
трансмиссией, что позволяет добраться своим ходом до сервиса с минимальными 
отрицательными последствиями для автомобиля и пассажиров.  

Обычно,  в  таком  защитном  режиме  в  коробке  передач  включается  одна 

какая-либо  передача  и  запрещены  все  переключения.  Номер  передачи, 
включаемой  в  аварийном  режиме,  как  правило,  соответствует  передаче,  на 
которой  все  соленоиды  переключения  находятся  в  выключенном  состоянии. 

 

145

Кроме  того,  в  защитном  режиме  в  основной  магистрали  устанавливается 
максимальное давление и запрещается блокировка гидротрансформатора. 

 

146

7.2. БОРТОВАЯ ДИАГНОСТИКА 
Трансмиссионные  компьютеры  осуществляют  непрерывный  контроль  за 

работой  системы  управления  трансмиссией.  Кроме  того,  с  помощью  этого  блока 
можно  производить  проверку  работоспособности  отдельных  элементов  системы 
управления,  и  в  случае  необходимости  осуществлять  поиск  возникшей 
неисправности. 

Сразу  же  после  включения  зажигания  блок  управления  производит  ряд 

проверок.  Сначала  происходит  внутреннее  самотестирование  (проверяются 
внутренние элементы самого блока управления и его память). Затем проверяются 
источник питания (аккумуляторная батарея), электроцепи датчиков и соленоидов. 
Все  это  происходит  достаточно  быстро.  Даже  если  все  первичные  проверки 
прошли  успешно,  блок  управления  продолжает  контролировать  состояние 
трансмиссии в процессе езды.  

Проверка  работоспособности  элементов  системы  управления  может 

осуществляться  двумя  способами:  непрерывно  или  периодически  через 
определенные интервалы времени. 

Каждый  датчик  системы  и  исполнительный  механизм  имеют  рабочие 

диапазоны изменения напряжения. Блок управления контролирует напряжение на 
этих элементах. При этом контролируется наличие сигнала, его значение и выход 
за  установленные  пределы.  При  обнаружении  проблем  с  тем  или  иным 
элементом  системы  управления  информация  об  этом  записывается  в  память 
трансмиссионного компьютера. В случае возникновения серьезной неисправности 
для  оповещения  водителя  на  приборной  панели  загорается  контрольная 
лампочка.  При  этом  блок  управления  переходит  на  программу  управления 
трансмиссией в защитном режиме. 

Для облегчения поиска причины неисправности, возникшей в АКПП или ее 

системе  управления,  в  память  блока  записывается  информация  о  возникавших 
сбоях в работе в виде соответствующих кодов отказов. Это в значительной мере 
облегчает  поиск  возникшей  неисправности.  Большинство  кодов  связаны  с 
неисправностями  в  электрической  части  системы  управления,  но  некоторые  из 
них  относятся  к  неисправностям  гидравлической  части  системы  управления  и 
механической  части  АКПП.  Код  неисправности  записывается  в  память  блока 
управления в тех случаях, когда возникает одно из следующих условий: 

• 

сигнал беспорядочен; 

• 

сигнал отсутствует; 

• 

сигнал выходит за заданный диапазон. 

Ранние  системы  самодиагностики  имели  ограниченное  число  кодов 

отказов  и  реагировали  только  на  обрывы  и  короткие  замыкания  в  электроцепях. 
Зачастую, считывание кодов отказов из памяти блока управления было возможно 
без специального диагностического оборудования.  

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  511  512  513  514   ..