управления планетарных коробок передач можно разделить на два вида:
блокировочные дисковые муфты (или просто муфты) и тормоза. Кроме того,
фрикционные элементы управления можно разделить на неуправляемые
(обгонные муфты) и управляемые (дисковые и ленточные тормоза и дисковые
муфты).
Рис.1-7
Система управления АКПП
Управление фрикционными элементами АКПП осуществляется с помощью
гидравлических
сервоприводов,
которые
преобразовывают
давление
трансмиссионной жидкости в механическую силу, необходимую для включения
блокировочных муфт и ленточных тормозов. Определение моментов
переключения и формирование требуемых законов управления осуществляет
система управления. До начала 80-х годов прошлого столетия эти системы были
полностью гидравлическими, причем, все их элементы были расположены, как
правило, в едином корпусе, который назывался клапанной коробкой либо
гидравлическим блоком управления. Клапанная коробка располагается в картере
самой коробки передач (рис.1-8).
Начиная с 1983 года, в трансмиссиях с АКПП начали внедряться
электрогидравлические системы управления, в состав которых входит
электронный блок (специализированный компьютер). При этом часть функций, за
которые раньше отвечала гидравлическая система управления, была передана
этому блоку. Появление электронного блока управления значительно расширило
возможности по разработке более рациональных алгоритмов управления
коробкой передач.
11