Основы электрооборудования
Электрические схемы
Общие положения
•
Электрическая схема подробно показывает всю проводку, все элементы и
заземления электрической системы автомобиля. Электрическая схема подобна
карте электрической системы автомобиля, показывающей, как подключены все
цепи и элементы. Вам следует всегда обращаться к электрической схеме, чтобы
наметить рациональную процедуру обнаружения неисправности, а также снятия и
ремонта разъёмов.
Цветовые коды проводов
•
Используемая в автомобильных электрических системах проводка имеет цветовые
коды для идентификации. Рядом с каждым проводом на электрической схеме
помещается буквенный код. Эти коды помогают опознать нужный провод в
автомобиле.
•
Провода не всегда окрашены в один цвет. Двухцветные провода обычно
обозначаются двумя буквами. Если на электрической схеме указаны две буквы
кода, тогда первая буква представляет основной цвет провода, а вторая буква
обозначает цвет маркировочных знаков (полосок, точек или символов #).
•
Например, провод, обозначенный кодом B/R, имеет чёрный цвет с красными
маркировочными знаками. Провод GY/O – серый с оранжевой полоской или
маркировочными знаками. Чёрный провод с белой полосой обозначается кодом
B/W. Всегда обращайтесь к электрической схеме за текущей информацией о
цветовой кодировке проводов.
Чтение электрической схемы
•
Всегда читайте и анализируйте электрическую схему, прежде чем пытаться
устранить электрическую неполадку. Тщательный анализ схемы и способность
заранее определить её нормальную работу экономит время и силы. Знание того,
где выполнить измерения, помогает избежать ненужного снятия и замены
элементов.
•
Для чтения электрической схемы используйте следующую методику:
–
Убедитесь, что Ваша электрическая схема соответствует автомобилю, с
которым Вы работаете.
–
Тщательно просмотрите раздел Общих сведений, чтобы сориентироваться в
цветовой кодировке проводов, типовых разъёмах, точках заземления и т.п.
–
Выделите участок электрической схемы, который содержит проблемную цепь
или элемент. Найдите точку заземления элемента и проследите цепь до
источника питания. Убедитесь, что вы можете проследить всю замкнутую цепь
от источника питания через все плавкие предохранители, переключатели, реле
и т.п. к элементу и обратно к источнику питания через заземление.
–
Определите, включена ли цепь последовательно, параллельно, с заземлённым
переключателем, с заземлённой нагрузкой и т.п.
–
Определите заранее нормальную работу схемы. Разбейте схему на участки
меньшего размера и найдите удобную точку для проверки схемы или
проблемного элемента.
–
Найдите точку проверки в автомобиле и оцените теоретически напряжение, ток
или сопротивление в этой точке. Проверьте схему с помощью соответствующего
тестового устройства (омметра, вольтметра, амперметра и т.п.). Соответствуют
ли результаты проверки ожидавшимся Вами величинам работы цепи или
техническим характеристикам из руководства по ремонту?