5. СИСТЕМА СМАЗКИ.
5. 1. Функции системы смазки.
Основной функцией системы смазки является непрерывная подача масла к частям
двигателя. Система смазки предназначена для уменьшения трения, охлаждения частей, их
очистки, поглощения вибрации, предотвращения коррозии и герметизации. Части
двигателя, таким образом, защищены от повреждений, что позволяет увеличить их
эксплуатационный ресурс.
5. 2. Режимы смазки.
Режим работы частей двигателя изменяется в зависимости от текущей нагрузки и скорости
движения автомобиля. Поэтому применяются различные режимы смазки, которая
выполняется с различной интенсивностью.
1. Смазка под давлением.
Масло подается под определенным давлением в зазоры между трущимися поверхностями,
которые быстро перемещаются под высокой нагрузкой, затем образуется масляная пленка,
и поверхность частей смазывается. Поток масла под определенным давлением смывает
образовавшиеся в результате трения твердые частицы и охлаждает части.
Смазка под давлением применяется в следующих зонах: коренная шейка коленчатого вала,
вкладыш подшипника оси и вкладыш шатунного подшипника, шейка распределительного
вала, крепление головки блока цилиндров, вал коромысла, коромысло и других.
2. Смазка разбрызгиванием.
Для наружных подвижных частей автомобиля, работающих под меньшей нагрузкой и с
более низкими скоростями, применяется масляная капельница или масляный туман, масло
разбрызгивается движущимися частями, смазывая трущиеся поверхности.
Смазка разбрызгиванием применяется для следующих частей: стенки цилиндров и
поршневые кольца, поршни и поршневые пальцы, распределительный вал и коромысло
клапанного механизма.
3. Периодическое нанесение консистентной смазки.
Движущиеся части системы вспомогательных устройств двигателя, такие как подшипники
водяного насоса, подшипники генератора, подшипники муфты сцепления, подшипники
шкива регулировки натяжения, работают под меньшей нагрузкой и с более низкими
скоростями скольжения. Поскольку температура их поверхностей трения относительно
низкая, для обеспечения работы таких частей достаточно периодически наносить
консистентную смазку.
5. 3. Выбор масла.
В настоящее время производится множество различных типов технических масел, выбор
масла производится в соответствии с рабочим состоянием двигателя, в зависимости от
времени года.
Важным параметром является вязкость масла, которая измеряется в Пуазах, масла
сортируются соответственно динамической вязкости при температуре 100
o
C.
Вязкость масла изменяется в зависимости от температуры воздуха. Чем выше температура,
тем ниже вязкость масла. Поэтому летом используются масла с более высокой вязкостью, а