>>>107>>>
го возраста, а за посягательство на жизнь милиционера или дружинника — с 16-летнего возраста.
Различного рода недостатки уголовного законодательства в большей или меньшей степени
искажают уголовно-правовую политику Коммунистической партии и Советского государства и
поэтому не могут быть терпимы. Заслуживают внимания предложения о путях и методах работы
по совершенствованию уголовного законодательства. В частности, привлекает к себе внимание
предложение о создании доктринального варианта уголовного кодекса. Е. В. Болдырев пишет:
«Проблема успешного обеспечения правотворческой работы в области уголовного
законодательства необходимыми исходными, достаточно разработанными материалами ставит в
качестве насущной задачи подготовку и так называемого доктринального варианта уголовного
кодекса. Разумеется, такой вариант кодекса не может рассматриваться в качестве проекта, ибо при
его подготовке, как нам кажется, должны преследоваться несколько иные цели. Доктриналь-ный
вариант УК может носить лишь „консультативный" характер. Разработка и опубликование такого
кодекса будут иметь большое значение для дальнейшего развития уголовно-правовой мысли.
Предложения по совершенствованию уголовного законодательства разрозненны, далеко не все
опубликованы в печати, а поэтому не становятся достоянием широких кругов юристов, хотя это
является необходимым условием успешного их обсуждения, выработки коллективного мнения и
принятия оптимального решения законодателем. Опубликование доктринального варианта
кодекса, в котором в систематизированном „концентрированном" виде был бы обобщен
коллективный опыт ученых и практиков, помогло бы решению многих уголовно-правовых
вопросов, требующих законодательного регулирования» .
При изучении вопроса о необходимости и целесообразности принятия новой уголовно-правовой
нормы, внесения изменений в действующую норму, исключения нормы из действующего
законодательства в целях повышения его эффективности представляется возможным, а иногда и
чрезвычайно желательным проведение уголовно-правового эксперимента. Эксперимент может
выражаться в принятии на определенный срок на территории всей страны или на территории
союзной республики, или на какой-то части территории новой уголовно-правовой нормы или в
отмене действующей нормы. Естественно, что эксперимент может проводиться только высшими
органами власти Союза ССР и союзных республик.
«Эксперимент состоит из: а) формулирования общей гипотезы экспериментального исследования;
б) разработки проекта опытной уголовно-правовой нормы, определения основной цели и задач;
19
Болдырев Е. В. Научное обеспечение совершенствования уголовного законодательства.— Советское государство и
право, 1975, № 9, с. 101.
107