Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н.А.) - часть 12

 

  Главная      Учебники - Уголовное право     Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н.А.) - 1986 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13   ..

 

 

Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н.А.) - часть 12

 

 

>>>91>>>

законодательства в этой области. При решении проблем развития народного хозяйства исходить 
из приоритета охраны здоровья настоящего и будущего поколений советских людей, создания 
наилучших условий для их жизни, нацелить на это научно-технический прогресс, обеспечить 
переход на ресурсосберегающие технологии, наиболее полно и бережно использовать природные 
богатства, полученные из них сырье, материалы, продукцию» 

|05

. В Советском Союзе наряду с 

другими мерами при решении этой задачи используется и советское уголовное право. УК РСФСР 
и УК других союзных республик предусматривают уголовную ответственность за нарушение 
ветеринарных правил (ст. 160 УК РСФСР), нарушение правил, установленных для борьбы с 
болезнями и вредителями растений (ст. 161 УК РСФСР), незаконное занятие рыбным и. другими 
водными добывающими промыслами (ст. 163 УК РСФСР), производство лесосплава или 
взрывных работ с нарушением правил охраны рыбных запасов (ст. 165 УК РСФСР), незаконную 
охоту (ст. 166 УК РСФСР), незаконную порубку леса (ст. 169 УК РСФСР), загрязнение воздуха и 
водоемов (ст. 223 УК РСФСР) и ряд других действий, причиняющих ущерб природе. Уголовное 
законодательство в этой области постоянно развивается. Так, в 1972 г. установлена уголовная 
ответственность за продажу, скупку, обмен шкурок пушных зверей (ст. 166' УК РСФСР), в 1974 г.
— за нарушение законодательства о континентальном шельфе (ст. 167' УК РСФСР) и за 
загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря (ст. 
223' УК РСФСР).
Уголовное законодательство СССР, направленное на охрану природы, достаточно обширно, 
однако практика его применения страдает существенными недостатками. Основной из них — 
недооценка общественной опасности нарушений в области охраны природы и отсюда 
необоснованное освобождение от уголовной ответственности и наказания лиц, совершивших 
преступления в этой области.
Заместитель председателя Верховного Суда СССР Е. А. Смо-ленцев в докладе на Пленуме 
Верховного Суда обратил внимание «на факты недооценки мер уголовного принуждения в 
отношении лиц, виновных в загрязнении водоемов и воздуха, некоторых других преступлениях» 

Ш6

.

В постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 7 июля 1983 г. «О практике применения 
законодательства об охране природы» отмечены существенные ошибки и недостатки, которые 
допускались судами при применении законов, направленных на охрану природы от преступных 
посягательств, как-то: не всегда выявляются и привлекаются к ответственности все лица, в част-

105

   Там же.

106

  Бюллетень Верховного Суда СССР, 1983, № 4, с. 4.

91

>>>92>>>

ности организаторы, подстрекатели и пособники, виновные в- совершении таких преступлений; 
допускаются послабления в наказании виновных; несмотря на наличие оснований, не решается 
вопрос о лишении их права занимать определенные должности или заниматься определенной 
деятельностью 

107

.

Научно-техническая революция порождает новые отношения, требующие уголовно-правовой 
охраны, повышает общественную опасность некоторых деяний, что практически ведет к 
появлению новых составов преступлений в национальном законодательстве различных 
государств.
Программа мира, разработанная и осуществляемая КПСС, несомненно приведет к существенной 
разрядке международной напряженности, к установлению более добрососедских отношений 
между государствами с различным общественно-политическим строем. Это дает и будет давать 
возможность одновременно во многих странах вести уголовно-правовую борьбу с явлениями, 
причиняющими ущерб странам и народам. Именно поэтому новой тенденцией в развитии 
уголовного законодательства в нашей стране будет появление уголовных законов, принятых на 
основе международных конвенций. В настоящее время СССР является участником ряда 
международных конвенций, предусматривающих уголовно-правовую борьбу с различного рода 
явлениями. Например, конвенций об охра-не подводных телеграфных кабелей от 14 марта 1884 г., 
о пресечении обращения порнографических изданий от 4 мая 1901 г., о борьбе с распространением
и торговлей порнографическими изданиями от 7 августа 1924 г., о столкновении судов на море и 
оказании помощи и спасении на море от 23 сентября 1910 г., о борьбе с подделкой денежных 
знаков от 20 апреля 1929 г., о преступлениях против общепринятых законов и обычаев ведения 
войны и о наказании военных преступников, о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 
(ратифицирована СССР в июле 1970 г.), о пресечении преступлений апартеида и наказании за него
(1975 г.), о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся 
международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1975 г.)-, и др.
На основании международных соглашений в уголовные кодексы включены составы: запрещение 
пропаганды войны (ст. 71 УК), изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 87
УК), неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 129 УК), подделка знаков 
почтовой оплаты (ст. 159 УК), незаконное пользование знаком Красного Креста и Красного 
Полумесяца (ст. 202 УК), неоказание помощи при столкновении судов или несообщение названия 
судна (ст. 204 УК), повреждение морского кабеля (ст. 205 УК), угон воздушного судна (ст. 228 
УК)  и некоторые другие.

107

 Там же, с. 7. 92

>>>93>>>

Представляется, что перечень таких составов преступлений будет" постоянно расширяться. 
Вполне мыслимо установление уголовной ответственности в международном масштабе за такие 
деяния, как нарушение правил полета космических кораблей, неоказание помощи в космическом 
пространстве, заражение природных объектов атомной радиацией, нарушение правил захоронения
отходов атомного производства, международный терроризм и т. д.
Одновременно с процессом криминализации идет процесс декриминализации определенных 
действий людей. «Наряду с процессом криминализации общественно опасных действий,— 
отмечает Н. И. Загородников,— советская уголовная политика также вырабатывает направления и 
пути их декриминализации. Это объясняется тем, что с изменением характера некоторых 
общественных отношений отпадает необходимость в их защите мерами и I средствами уголовного
права» 

|08

.

Процесс декриминализации не базируется на каких-либо присущих только ему критериях. Он 
противоположен процессу криминализации, и поэтому отпадение критериев, послуживших 
основанием для криминализации деяния, есть основание для его декриминализации, т. е. для 
признания его не преступным и не наказуемым в уголовном порядке.
Процесс декриминализации расширяется и углубляется в связи с принятием Основ 
законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях уже в
большинстве союзных республик (в РСФСР Кодекс об административных правонарушениях 
вступил в силу с 1 января 1985 г.). Естественно, что ряд преступлений, не представляющих 
большой общественной опасности, будет переходить в разряд административных 
правонарушений. Министр юстиции СССР Б. В. Кравцов в докладе на Всесоюзном совещании 
«Связь юридической науки и практики» говорил: «...с учетом принятия Основ и кодексов об 
административных правонарушениях большую пользу принесет... разработка предложений о 
декриминологизации некоторых преступлений, не представляющих большой общественной 
опасности 

|09

. В печати уже внесен ряд предложений по этому вопросу "°.

Наблюдающееся углубление процесса декриминализации и де-пенализации (которая является 
шагом по пути к декриминализации) вызвало полемику по вопросу о классификации общественно 
опасных деяний.

}8

 Загородников Н. И. Советская уголовная политика, с. 53.

109

   Кравцов Б. В. Взаимодействие науки с практикой  в области совершенствования законодательства, укрепления 

законности, правового воспитания граждан.— Советское государство и право, 1985, № 3, с. 7.

110

  См.,  напр.:   Мельников Ю.,  Носков Н.,  Ха н-М агомедов Д. Об   изменении   уголовного   законодательства   в   

связи   с   подготовкой   кодексов административных правонарушений.— Социалистическая законность,  1981, № 7, с. 3.
'93

>>>94>>>

В советской литературе высказано мнение, что все правонарушения, не влекущие уголовной 
ответственности, необходимо выделить в совокупность административных правонарушений и 
сконцентрировать их в кодексе административных правонарушений (Кодексе законов об 
административной ответственности) '".
Вряд ли можно согласиться с предложением о включении всех правонарушений, кроме 
преступлений, в одну группу — административные правонарушения. Сложившаяся практика 
разделения правонарушений на административные, дисциплинарные, гражданско-правовые 
вполне себя оправдывает. Эти группы правонарушений имеют определенную специфику, которую
нельзя не учитывать при решении вопросов ответственности за них.
Предлагается также наряду с понятиями преступления и административного правонарушения 
выработать понятие антиобщественного поступка, влекущего только ответственность перед 
общественными организациями, и дать перечень этих поступков в специальном нормативном акте.
Это предложение заслуживает внимания. Наконец, ряд теоретиков и практических работников 
считают необходимым выделить из круга преступлений «уголовные проступки» и объединить их 
в кодексе уголовных проступков. Эта позиция имеет сторонников и противников. Например, И. М.
Гальперин следующим образом возражает против последней точки зрения: «В течение ряда лет в 
юридической литературе обсуждается вопрос о целесообразности выделения уголовного 
проступка и даже принятия кодекса уголовных проступков. На наш взгляд, такой необходимости 
нет. Дело ведь не в том, как именовать соответствующее правонарушение, а в тех юридических 
последствиях, которые должны наступать за его совершение. Включение «уголовного проступка» 
в УК означало бы по существу лишь изменение терминологического характера, так как наличие 
малозначительных и не представляющих большой общественной опасности преступлений 
позволяет применить за их совершение наиболее мягкие наказания или вовсе освободить от 
уголовной ответственности. Введение в УК «уголовного проступка» без уголовной 
ответственности с присущими ей юридическими последствиями находилось бы в прямом 
противоречии со ст. 1 Основ уголовного законодательства. Необоснованна и идея о «Кодексе 
уголовных проступков» "

2

.

Автор прав, утверждая, что суть проблемы классификации правонарушений состоит в том, чтобы 
установить различные правовые последствия за правонарушение в зависимости от от-

111

 Г а р б у з А. Д., Сухарев Е. А Кодификация законодательства об ответственности за проступки.— Советское государство и право, 

1979, № 9, с. 122—123; Курляндский В. И. Неотвратимость наказания в борьбе с преступностью.— Советское государство и право, 
1972, № 9.
Гальперин И. М.   Социальные  и   правовые  основы  депенализации, с. 66.
94

>>>95>>>

несения его к той или иной классификационной группе. С остальными же его суждениями трудно 
согласиться.
В настоящее время все правонарушения разбиты на две большие группы: преступления, т. е. 
правонарушения, влекущие уголовную ответственность и применение уголовного наказания, и 
иные правонарушения (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые), т. е. не 
влекущие уголовной ответственности. Такое разделение осуществляется исключительно 
законодателем на основании критериев (принципов) криминализации, рассмотренных выше.
При полной декриминализации того или иного поступка никаких проблем с позиции уголовно-
правовой политики не возникает: данный поступок (правонарушение) перестает быть 
преступлением и переходит в разряд иных правонарушений. Естественно, что такой поступок не 
может называться «уголовным» и ему нет места в уголовном законодательстве.
Законодательство должно быть построено таким образом, чтобы преступление (пока оно 
считается таковым по закону) никогда не превращалось в иное правонарушение и, наоборот, иное 
правонарушение никогда не превращалось бы в преступление. Это, конечно, не относится к 
случаям ответственности за продолжаемые преступления, когда несколько внешне различных, но 
однородных и направленных к достижению единой цели административных актов составляют 
преступление (например, неоднократные порубки леса, объединенные единой целью).
Сложнее обстоит дело, когда полной декриминализации не наступает, т. е. когда законодатель 
продолжает считать то или иное поведение уголовно наказуемым, преступным и в то же время 
предоставляет право соответствующим государственным органам при определенных 
обстоятельствах освободить лицо, виновное в указанном поведении, от уголовной 
ответственности, заменяя ее административной ответственностью или ответственностью перед 
общественными организациями.
В таких случаях поведение человека стоит как бы на грани между преступным и непреступным. 
По закону оно является преступлением и не перестает быть таковым, если за его совершение 
назначено не уголовное наказание, а административное взыскание или меры общественного 
воздействия. Вместе с тем нельзя не видеть существенного отличия между такими деяниями и 
преступлениями, за совершение которых непременно назначается уголовное наказание. Поэтому 
граница между ними должна быть проведена законодателем и быть достаточно четкой с тем, 
чтобы суд мог безошибочно уяснить волю законодателя при решении конкретных дел.
В законодательстве четко решен вопрос о преступлениях, при совершении которых уголовная 
ответственность может быть заменена административной. Ст. 50' УК РСФСР устанавливает, что 
такая замена может иметь место при совершении преступлений,

95

>>>96>>>

за которые может быть назначено наказание в виде лишен'ия свободы на срок до одного года или 
иное более мягкое наказание.
Вопрос же об отграничении преступлений, за совершение которых вместо наказания могут быть 
применены меры общественного воздействия, и преступлений, которые неотвратимо влекут 
применение уголовного наказания, в УК РСФСР решен неудовлетворительно. К первой группе 
преступлений относятся прежде всего те, в составах которых прямо указана возможность 
применения мер общественного воздействия. Это злостное уклонение от оказания помощи 
родителям (ст. 123), неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, помощи (ч. 1
ст. 127), неоказание помощи больному (ч. 1 ст. 128), клевета (ч. 1 ст. 130), оскорбление (ч. 1 ст. 
131), оскорбление представителя власти или представителя общественности, выполняющего 
обязанности по охране общественного порядка (ст. 192), самоуправство (ст. 200), заранее 
необещанное приобретение имущества, заведомо добытого преступным путем (ч. 1 ст. 208), угон 
автомото-транспортных средств (ст. 212'), незаконное врачевание (ст. 221). В статье 51 УК РСФСР
говорится, что лицо может быть освобождено от уголовной ответственности с передачей дела в 
товарищеский суд в случае совершения вышеуказанных преступлений, а также умышленного 
легкого телесного повреждения или нанесения побоев, не повлекших расстройства здоровья (ч. 2 
ст. 112) и краж малоценных предметов потребления и быта при условии, что виновный и 
потерпевший являются членами одного коллектива (ч. 1 ст. 144).
А далее (п. 3) говорится, что то же самое можно сделать в отношении лица, совершившего 
впервые другие малозначительные преступления, если по характеру совершенного деяния и 
личности виновного его можно исправить без применения наказания, с помощью общественного 
воздействия. Применение п. 3 ст. 51 УК РСФСР вызывает на практике много трудностей и 
противоречий, поскольку понятие малозначительного преступления в законодательном порядке не
раскрыто. Освобождение от уголовной ответственности с передачей виновного на поруки (ст. 52 
УК РСФСР), а также освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетнего с 
направлением его в комиссию по делам несовершеннолетних для рассмотрения вопроса о 
применении к нему принудительных мер воспитательного характера (ст. 10 УК РСФСР) возможно
в случаях совершения преступления, не представляющего большой общественной опасности. К 
сожалению, в законодательстве отсутствуют перечень или хотя бы общие критерии отнесения 
преступления к категории не представляющих большой общественной опасности. Это вызывает 
серьезные трудности в применении рассматриваемых норм права и порождает разнобой и ошибки 
при практическом разрешении дел. Устранить такое ненормальное положение возможно тремя 
путями:

96

>>>97>>>

1)   в санкциях всех статей Особенной части, предусматривающих преступления,  при совершении 
которых законодатель считает возможным  применить вместо наказания меры общественного 
воздействия, указать: «...или влечет применение мер административного   или   общественного   
воздействия»,   а   в   статье Общей части, где будет дан перечень этих мер, указать, что они 
применяются только в случаях, специально указанных в статьях Особенной части;
2)   в Общей части УК определить исчерпывающий круг преступлений, не представляющих 
большой общественной опасности. Это можно сделать либо путем простого перечисления 
составов преступлений,  либо  путем  выделения  круга  этих  преступлений указанием   на   
максимальный   предел   наказания,   которое   предусмотрено законом за их совершение;
3)   выделить все составы преступлений, при совершении которых возможно применение мер 
административного или общественного   воздействия,   в  отдельную  группу  в   виде  
самостоятельного раздела уголовного кодекса или в виде самостоятельного Кодекса уголовных 
проступков.
Последний путь представляется наиболее предпочтительным. Термин «уголовный проступок» 
достаточно точно отражает существо деяний, которые, с одной стороны, предусмотрены 
уголовным законом, а с другой — не всегда влекут за собой привлечение   к   уголовной   
ответственности   и   назначение   наказания.
Создание Кодекса уголовных проступков вполне соответствует принципам советской уголовно-
правовой политики и, в частности, такому принципу, как неотвратимость наказания. Оставление в 
уголовных кодексах только преступлений практически будет означать, что лицо, совершившее 
деяние, подпадающее под признаки состава преступления, с неизбежностью, неотвратимо будет 
подвергнуто наказанию (за исключением случаев отпадения общественной опасности деяния или 
лица, его совершившего, и истечения сроков давности уголовного преследования).
Такое решение вопроса в уголовном праве позволит выделить в самостоятельную группу нормы 
уголовно-процессуального права, в которых была бы отражена специфика расследования 
уголовных дел о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности, а также 
устанавливался процессуальный порядок замены уголовной ответственности иными видами 
правовой ответственности и назначения мер административного взыскания и общественного 
воздействия вместо уголовного наказания.

Заказ  2102

>>>98>>>

Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ

§ 1. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

В. И. Ленин говорил, что теоретические положения имеют ценность не сами по себе, а только 
тогда, когда они претворяются в практические дела. «Было бы величайшей ошибкой, если бы мы 
стали укладывать сложные, насущные, быстро развивающиеся практические задачи революции в 
прокрустово ложе узко-понятой „теории" вместо того, чтобы видеть в теории прежде всего и 
больше всего руководство к д е й с т в и ю» '.
Выработка правильных идей, отражающих потребности общества, в условиях реально 
существующей действительности имеет важнейшее значение для достижения желаемых целей. 
Идеи, не основанные на объективных требованиях жизни (или вообще не соответствующие им, 
или значительно опережающие их, или значительно отстающие от них), не могут быть 
реализованы и оказывать положительное влияние на жизнь общества. Но и верные идеи сами по 
себе не представляют собой движущую силу: «Идеи никогда не могут выводить за пределы 
старого мирового порядка: во всех случаях они могут выводить только за пределы идей старого 
мирового порядка. Идеи вообще ничего не могут осуществить. Для осуществления идей 
требуются люди, которые должны употребить практическую силу» 

2

.

К- Маркс говорил: «...теория становится материальной силой, как только она овладевает массами»

3

. Эти положения в полной мере относятся и к идеям, составляющим содержание советской 

уголовно-правовой политики. Деятельность людей по реализации уголовно-правовых идей прежде
всего проявляется в создании уголовно-правовых норм, в которых закрепляются и 
конкретизируются эти идеи. Уголовное право — основная форма выражения, закрепления и 
практической реализации уголовно-правовой

1

   Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 31, с. 44.

2

  Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 132.

3

 Там же, т. 1, с. 422. 98

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13   ..