>>>115>>>
зиции признания исправления, общего и частного предупреждения в качестве целей наказания, а
причиняемые страдания считают средством достижения этих целей. О такой цели наказания, как
исправление преступника, еще до нашей эры говорил греческий философ Протагор. Сторонники
такого толкования целей наказания были в рабовладельческом, феодальном и в буржуазном
обществе. Имеются они и в современных буржуазных государствах. Третий довод против
признания кары целью наказания сводится к утверждению, что кара есть содержание наказания и
поэтому не может быть целью его. Такая постановка вопроса неправильна с позиции
диалектического материализма. Нельзя одно явление рассматривать всегда только как средство, а
другое — всегда только как цель. Диалектика заключается в том, что одно и то же явление может
выступать как цель и в то же время может быть средством достижения другой цели. Например,
исправление и перевоспитание преступника есть цель наказания, и одновременно исправление и
перевоспитание выступают как средство достижения цели ликвидации преступности, которая в
данной взаимосвязи выступает в качестве цели. Но и ликвидация преступности не самоцель, она
есть одно из средств решения задачи воспитания человека будущего и т. д.
Наконец, в ходе полемики против сторонников признания кары целью наказания «противники»
этой точки зрения сначала искажают критикуемую позицию, а затем критикуют эту искаженную
позицию. Это искажение заключается в утверждении, что будто бы сторонники признания кары в
качестве цели наказания считают, что таковой является применение наказания ради наказания,
причинение преступнику страданий ради страданий. Выдвинув подобное обвинение, А. А.
Пионтковский затем писал: «Если ставить целью наказания возмездие, то неизбежно вся
карательная система будет проникнута духом неоправданной жестокости... Признание возмездия
неизбежно приведет к превалированию задач устрашения и к умалению задач исправления и
перевоспитания преступника...»
31
Но ведь никто и никогда из критикуемых авторов не утверждал,
что наказание должно назначаться ради наказания и страдания должны причиняться ради
страданий.
По нашему мнению, суть дела заключается в том, что наказание должно применяться и страдания
должны причиняться преступнику не только в целях его исправления и перевоспитания и
предупреждения преступлений, но и для удовлетворения чувства справедливости советских
граждан, оскорбленного совершением преступления.
Таким образом, существо полемики по вопросу признания или непризнания удовлетворения
чувства справедливости одной из це-
31
Курс советского уголовного права, в 6-ти т. /Под ред. А. А. Пионт-ковского, П. С. Ромашкина, В. М. Чхиквадзе. М.,
1970, т. 3, с. 36.
8
* 115