Организация ремонта компрессоров К2, К3

 

  Главная       Учебники - Тепловозы      Руководство по ремонту и испытанию компрессоров К2, К3 при среднем и капитальном ремонте локомотивов

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..

 

 

 

Руководство по ремонту и испытанию компрессоров К2, К3 при среднем и капитальном ремонте локомотивов

 

 

1 Введение ……………………………………………………………………...

 4

2 Организация ремонта ………………………………………………………..

 7

3 Меры безопасности ……………………………………………………….…

12

4 Требования на ремонт ……………………………………………………….

15

5 Ремонт ………………………………………………………………………..

22

5.1 Корпус ………………………………………………………………………

22

5.2 Крышка корпуса передняя, корпус ……………………………………….

26

5.3 Цилиндры ЦВД, ЦНД ……………………………………………………..

31

5.4 Вал коленчатый ……………………………………………………………

36

5.5 Шатун в сборе ……………………………………………………………..

41

5.6 Поршни цилиндров ЦВД, ЦНД …………………………………………..

45

5.7 Поддон ……………………………………………………………………..

51

5.8 Корпус головки ……………………………………………………………

52

5.9 Крышки нагнетательных и всасывающих клапанов ..…………………..

55

5.10 Пружины пластинные клапанов …………………………………………

59

5.11 Седло нагнетательного и всасывающего клапанов, отжимное

        устройство ………………………………………………………………..

 

59

5.12 Фильтр воздушный

66

5.13 Масляный насос ………………………………………………………….

66

5.14 Регулятор давления ………………………………………………………

75

5.15 Холодильник компрессора ………………………………………………

79

5.16 Сапун, фильтры и пылеловки ……………………………………………

80

6 Сборка ………………………………………………………………………..

81

7 Испытания ……………………………………………………………………

86

8 Перечень наиболее часто встречающихся или возможных

   неисправностей компрессоров ……………………………………………...

 

92

9 Приложение А. Перечень оборудования, приспособлений,

   инструментов и материалов, необходимых при выполнении работ по

   ремонту компрессоров К2, К3 ………………………………………………

 

 

97

10 Приложение Б. Перечень технической документации на ремонт

     компрессоров К2, К3 ………………………………………………………

 

101

11 Приложение В. Нормы предельно-допустимых размеров деталей

     компрессоров К2, К3 при среднем и капитальном ремонте

     локомотивов ………………………………………………………………..

 

 

102

12 Иллюстрации …………………………………………………………….…

105

 

 


 

1 Введение

 

1.1 Настоящее Руководство по ремонту компрессоров К2 и К3 при среднем и капитальном ремонте локомотивов (далее Руководство) содержит технические требования к ремонту компрессоров К2 и  К3.

Руководство разработано на основании опыта ремонта их на заводах ОАО «РЖД» и в соответствии с требованиями Инструкции по техническому обслуживанию, ремонту и испытанию тормозного оборудования локомотивов и моторвагонного подвижного состава, утвержденной МПС России от 27.01.1998 г., № ЦТ-533, а также чертежами Т328.40.01/02.00 (К2) и Э2518.00.00СБ (К3).

Ремонт компрессора производится единым капитальным ремонтом независимо от вида ремонта среднего или капитального.

1.2 Настоящим Руководством необходимо руководствоваться на всех предприятиях Дирекции по ремонту подвижного хозяйства «Желдорреммаш» ОАО «РЖД», производящих ремонт компрессоров К2 и К3.

1.3 В настоящем Руководстве даны нормы допусков и износов деталей, которыми следует руководствоваться при ремонте компрессоров, и средства определения дефектов

При контроле, определяющем состояние деталей, возможно применение других средств, обеспечивающих необходимую точность измерения.

1.4 Предприятие, производящее ремонт компрессоров, должно гарантировать их исправную работу в межремонтный период.

1.5 Перечень технической документации, используемой при ремонте компрессоров, приведен в Приложении Б.

 1.6 Руководство на разборку, ремонт и сборку компрессоров К2 и К3 содержит:

-    технические требования при разборке, ремонте и сборке;

-    допускаемые способы исправления поврежденных и изношенных деталей;

-    предельно-допускаемые размеры и сопряжения, при которых детали и узлы могут быть использованы при среднем и капитальном ремонте без восстановления.

        1.7 Трехцилиндровые компрессоры типа К2 и К3 с двухступенчатым сжатием и промежуточным охлаждением воздуха устанавливаются на локомотивах для снабжения воздухом системы автотормозов, а также используется для вспомогательных нужд (управления песочницами, приводами аппаратов).

         1.8 Компрессоры К2 и К3 имеют два цилиндра низкого давления (первой ступени) и один цилиндр высокого давления (второй ступени).

Всасывание воздуха осуществляется через два фильтра. В головках цилиндров расположены всасывающие и нагнетательные клапаны.

        1.9 В компрессоры типа К2 и К3 входят узлы и детали:

-         корпус литой чугунный;

-         вал коленчатый стальной, вращающийся на двух самоустанавливающихся роликовых подшипниках. На наружные кольца подшипников установлены крышка картера и корпус. Кривошипы коленчатого вала уравновешены противовесами, которые крепятся к валу шпильками и гайками;

-         цилиндры, к которым болтами прикреплены чугунные головки;

-         поршни первой и второй ступени, изготовленные из алюминиевого сплава и снабженные тремя уплотняющими кольцами и одним маслосъемным. Поршни имеют привод от коленчатого вала через кривошипно-шатунный механизм. В поршнях с помощью уплотняющих колец укреплены стальные закаленные поршневые пальцы. Эти пальцы обхватываются бронзовыми втулками шатунов. Головки шатунов выполнены разрезными. Присоединяются они к шатунам болтами с корончатыми гайками. Все три головки шатунов цилиндров низкого и высокого давления размещены на шейке коленчатого вала рядом. Внутренняя трущаяся поверхность головок покрыта антифрикционным сплавом (баббитом);

-         масляный насос, предназначенный для смазки трущихся частей компрессора. Через шестерню, установленную на шейке коленчатого вала получает вращение шестерня масляного насоса;

-    всасывающие и нагнетательные клапаны, фильтры;

-    вентилятор компрессора К3;

-    холодильник, предназначенный для охлаждения воздуха перед второй ступенью;

-    регулятор давления.

        1.10 Для охлаждения воздуха между первой и второй ступенями сжатия установлен холодильник с принудительным воздушным охлаждением при помощи крыльчатки вентилятора, насаженной на коническую поверхность коленчатого вала со стороны привода масляного насоса (для компрессора К3). У компрессоров К2 холодильник расположен в машинном отделении.

         1.11 Система смазки компрессора - комбинированная.

От масляного насоса под давлением масло подается к трущимся поверхностям шатунов. Смазка подается шестеренным масляным насосом из картера по трубке в каналы, имеющиеся в вале и шатунах. Остальные детали смазываются разбрызгиванием.

             1.12 На тепловозах ЧМЭ3 применяются компрессоры К2, привод которых

    осуществляется от коленчатого вала дизеля через гидромеханический редуктор.

        На электровозах применяется блок мотор-компрессор, состоящий из компрессора К2 или К3 и электродвигателя, смонтированных на общем каркасе. Коленчатый вал компрессора через зубчатую передачу соединяется с валом электродвигателя.


 

2

Организация ремонта компрессоров К2, К3

2.1 Указания по организации ремонта.

2.1.1 Рабочие места ремонта и испытания компрессоров и их деталей должны быть оснащены специализированными позициями в крытых помещениях, оборудованными необходимыми подъемно-транспортными средствами, механизмами, специальными приспособлениями и стендами для ремонта и проверки с целью обеспечения качества выполнения работ.

2.1.2 Рабочие места при выполнении работ должны быть оборудованы с учетом эргономических требований ГОСТ 12.2.032-78 и ГОСТ 12.2.033-78.

2.1.3 Ремонт и испытание компрессоров должны проводить только аттестованные высококвалифицированные работники.

2.1.4 Персонал, производящий разборку, ремонт, сборку и испытание компрессоров должен знать их устройство, конструктивные и технологические особенности составных частей, иметь соответствующую квалификацию и практические навыки по ремонту.

2.1.5 Каждый слесарь при ремонте компрессоров должен быть обеспечен соответствующими приспособлениями, набором инструмента согласно Приложению А к настоящему Руководству.

2.1.6 В распоряжении мастера должны находиться необходимые шаблоны, калибры и измерительный инструмент, проверенные методами и в сроки, установленные соответствующими стандартами, а также оборудование и испытательные стенды для проверки и испытания компрессоров.

2.1.7 Осмотр и ремонт стендов для проверки компрессоров производится через каждые 3 месяца. После осмотра и ремонта стенд принимается мастером. На видном месте на стенде наносится надпись с указанием даты выполнения периодичности осмотра. Результаты осмотра оформляются записью в книгу формы ТУ-14.

2.1.8 После окончания ремонта деталей или всего компрессора слесарь должен предъявить их мастеру или бригадиру для проверки качества ремонта и испытания.

        2.1.9 Мастер или бригадир автоматного цеха должен проверять качество ремонта и сборки компрессора и принимать от слесарей-автоматчиков компрессор при  испытании после ремонта.

        2.1.10. Ответственность за состояние оборудования, приписанного к автоматному отделению (участку), должен нести мастер.

 

2.2 Указания по организации разборки компрессора.

2.2.1 Снятие мотор-компрессора с электровоза.

Для снятия мотор-компрессора с электровоза необходимо:

-         открыть разобщительный кран на сливной трубе и слить масло;

-         снять всасывающие рукава с фильтрами и патрубками, отвернув предварительно барашки и болты, крепящие их к крыше электровоза;

-         отвернуть накидные гайки и снять рукава холодильников;

-         отсоединить патрубки клапанных коробок;

-         отсоединить нагнетательный рукав и две трубы, идущие к холодильнику;

-         отсоединить провода от нагревательных элементов подогрева смазки компрессора и масляного сигнализатора давления;

-         отсоединить заземляющий шунт и силовые провода двигателя компрессора;

-         отвернуть болты, крепящие мотор-компрессор к амортизаторам и снять мотор-компрессор с электровоза вместе с фундаментной плитой.;

-         отсоединить трубопровод регулятора давления у тепловоза.

2.2.2 Демонтаж мотора и компрессора.

        Демонтаж мотора и компрессора производить в следующей последовательности:

-         отвернуть болты, крепящие мотор-компрессор к фундаментной плите;

-         отвернуть болты, крепящие крышку редуктора к подшипниковому щиту двигателя, рассоединить компрессор и двигатель.

Слить масло из картера редуктора. Установить компрессор и двигатель на стеллаж;

-         отогнуть конец замковой шайбы на валу двигателя, отвернуть гайку и спрессовать шестерню, выбить шпонку. Спрессовку шестерни производить при помощи приспособления ПР 2140.02.00 (рис.33).

-         отогнуть конец замковой шайбы, отвернуть гайку на валу компрессора и спрессовать зубчатое колесо компрессора. Спрессовку колеса производить при помощи приспособления ПР 2140.01.00 (рис.34).

- отвернуть пробку для слива масла из картера компрессора и слить масло;

-         снять холодильник с компрессора К3;

        - снять крыльчатку вентилятора холодильника.

 

2.2.3 Разборка компрессора.

2.2.3.1 Очистить компрессор от грязи, обмыть и обтереть насухо.

        Очистка компрессора производится струйным методом в моечной машине с применением моющего средства Темп-100 ТУ 38-40343-79 с концентрацией раствора от 10 до 20 г/дм3. Допускается применение других моющих средств, обеспечивающих качество очистки.

        2.2.3.2 После слива масла и очистки в сборе установить компрессор на кантователь (рис.35).

        2.2.3.3 Вывернуть манометр поз.52, снять сапун поз.14 и воздушный фильтр поз.15. Отсоединить трубы подвода смазки к масляному насосу и корпусу.

        2.2.3.4 Отсоединить фланец поддона, крепящий подогреватель, отвернув болты М8. Вынуть фланец с подогревателем, снять прокладку. Вывернуть масляный фильтр.

2.2.3.5 Снять поддон, отвернув болты поз.2. Снять прокладку поз.3.

        2.2.3.6 Снять головки цилиндров первой и второй ступени поз.48, 65, отвернув гайки поз.6. Снять шайбы поз.8 и прокладки поз. 21 и 43.

        2.2.3.7 Повернуть компрессор на кантователе в горизонтальное положение так, чтобы передний корпус поз.35 совместно с масляным насосом находился на верху и снять нижние крышки шатунов поз.68 с вкладышами, предварительно расшплинтовав и отвернув корончатые гайки и сняв болты шатунные.

         2.2.3.8 Вынуть из цилиндров шатуны с поршнями, при этом коленчатый вал проворачивать воротком черт. ПР 2048.01СД, навернув его на резьбовую часть вала со стороны зубчатого колеса.

         Установить вкладыши в крышку шатуна. Соединить крышку головки шатуна с шатуном болтами и закрепить гайками.

       2.2.3.9 Расшплинтовать гайки, отогнуть концы фиксирующих шайб и снять противовесы поз.67. Вывернуть шпильки противовеса.

       2.2.3.10 Снять крышку поз.74 (рис.1а, рис.1б) с торцовой части коленчатого вала.

       2.2.3.11 Снять передний корпус поз.35 компрессора совместно с масляным насосом, отвернув крепящие ее болты. Снятие корпуса производить при помощи отжимных болтов, ввертываемых в специальные резьбовые отверстия М12.

       2.2.3.12 Вынуть коленчатый вал поз.11 в сборе с передней крышкой и подшипниками при помощи приспособления. Для этого необходимо предварительно отвернуть гайки, крепящие крышку. Снятие передней крышки производить при помощи двух отжимных болтов М12, ввертываемых в специальные резьбовые отверстия.

        2.2.3.13 Снять со шпилек корпус цилиндра высокого давления поз.23 и два цилиндра низкого давления поз.38, предварительно отвернув гайки поз.20 и снять шайбы поз.19.

2.2.3.14 Снять с поршней компрессионные и маслосъемные кольца.

Поршневые кольца ЦНД снимать при помощи съемника ПР 796.01.00.

Поршневые кольца ЦВД снимать при помощи съемника ПР 2144.01.00.

        2.2.3.15 Отсоединить шатуны от поршней, вынув предварительно стопорные кольца и выпрессовать пальцы. Выпрессовку пальцев производить на прессе с применением оправки.

2.2.3.16 Снять с демонтированных узлов прокладки.

 2 .2.3.17 После разборки металлические детали компрессора отправить

    на мойку.

            2.4. Мойка и очистка деталей компрессора после разборки.

После разборки производится промывка в моечных установках деталей компрессора.

Очистка деталей производится струйным, погружным или комбинированным методами.

Очистка деталей, изготовленных из стали и чугуна, производится с применением моющего средства «Темп-100» ТУ38-40343-79 с концентрацией раствора от 10 до 20 г/дм3; деталей, изготовленных из цветных сплавов - с применением моющего средства «МС6» ТУ 6-15-973-76 с концентрацией раствора от 15 до 20 г/дм3 или «ЧистКлин ММ» ТУ 18274330-99 с концентрацией раствора от 2 до 10 г/дм3 при температуре от 60 до 800С в течение 5-15 минут.

Допускается применение других моющих средств, обеспечивающих качество очистки.

После очистки в моющем растворе детали промываются в воде и сушатся сухим сжатым воздухом.

        2.5 Перечень оборудования, приспособлений, инструментов и материалов, необходимых при выполнении работ по ремонту компрессора, приведен в Приложении А.

 


 

3. Меры  безопасности

 

3.1 Обеспечение мер безопасности труда при ремонте компрессоров производить в соответствии с требованиями Отраслевых правил по охране труда при заводском ремонте локомотивов и грузовых вагонов, утвержденных МПС России 11.08.2003 г. № ПОТ РО-13153-ЖДРМ-946-03.

3.2 Разборку, ремонт, сборку и испытание компрессоров производить на специально оборудованном участке с помощью приспособлений, стендов и соответствующего инструмента, обеспечивающих безопасную работу при их обслуживании.

3.3 Перед снятием сборочных узлов компрессора проверить чалочные приспособления, правильность соответствия цеховой схемы строповки и подготовленность сборочной единицы для снятия. Снятие узлов производить с помощью специального приспособления, обеспечивающего безопасность работ.

3.4 Все эксплуатируемое оборудование должно находиться в полной исправности. Ограждения и защитные устройства установить на свои места и закрепить соответствующим образом

Работа на неисправном оборудовании, а также при отсутствии или неисправности ограждения не допускается.

3.5 Работа неисправным или изношенным инструментом не допускается. Неисправный или несоответствующий условиям работы инструмент изъять и заменить.

3.6 При пользовании всеми видами электроинструмента запрещается работать без его заземления. Не допускается пользоваться электроинструментом, рабочее напряжение которого превышает 36 В.

3.7 Уборка стружки, обрезок, пыли и грязи с оборудования и рабочих мест производится самим работающим. Уборка стружки с применением сжатого воздуха не допускается.

3.8 Верстаки, столы и стеллажи прочно, устойчиво, надежно закрепить и установить на полу. Для защиты рабочих от отлетающих осколков на верстаках установить сетки высотой не менее 1 м с ячейками не более 3 мм.

3.9 Все детали, узлы и изделия устойчиво укладываются на стеллажах, в корзинах, кронштейнах, не загромождая проходов.

3.10 Слесари при ремонте компрессора должны соблюдать следующие требования:

- при работе в тисках обрабатываемую деталь надежно зажимать;

- при рубке металла зубилом применять защитные очки с небьющимися стеклами по ГОСТ Р 12.4.013-97. Для защиты окружающих обязательно установить щитки и сетку;

- без специального разрешения мастера ремонт или осмотр оборудования, включая электрическую часть, не производить.

3.10 На каменном полу у рабочих мест установить деревянные настилы.

3.11 Всеми работниками, связанными с ремонтом компрессоров, должны соблюдаться правила личной гигиены.

Не допускается:

- мыть руки в масле или керосине и вытирать концами, загрязненными стружкой;

- принимать пищу на рабочем месте;

- хранить личную одежду на рабочем месте.

3.12 По окончании работы рабочие должны убирать детали, материалы, инструмент, приводить в порядок рабочее место, сдать смену, сообщив сменщику или мастеру о всех недостатках в работе оборудования, инструмента, мыть руки теплой водой с мылом и при необходимости принимать душ.

3.13 Мастер, осуществляющий руководство ремонтом тормозного оборудования, должен инструктировать бригадиров и слесарей по технике безопасности в соответствии с действующими инструкциями и правилами, контролировать качество ремонта и лично руководить освоением ремонта новых приборов и внедрением прогрессивной технологии ремонта.

3.14 Настоящие основные требования мер безопасности труда и промышленной санитарии являются обязательным руководством для исполнения всеми работниками, связанными с ремонтом компрессоров.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..