|
|
Таблица 4.1.1 Классификация перекосов кузовов легковых автомобилей ВАЗ
Примечание: информация представлена по следующим изданиям ОАО НВП «ИТЦ АВТОВАЗ»: (1) Тольятти 2005г. (2) Тольятти 2004г. (3) Тольятти 2000г.
В зависимости от степени повреждения, деформации и коррозионного разрушения устанавливаются следующие виды ремонтов лицевых поверхностей кузовных деталей: · ремонт 0 – устранение мелких вмятин на лицевых поверхностях кузова без повреждения окраски; · ремонт 1 – устранение повреждений в легкодоступных местах до 20% поверхности детали; · ремонт 2 – устранение повреждений со сваркой или ремонт 1 на поверхности детали, деформированной до 50%; · ремонт 3 - устранение повреждений до 30% поверхности детали с вытяжкой или правкой, с усадкой металла, вырезкой участков, не подлежащих ремонту, и изготовлением ремонтных вставок из выбракованных деталей кузова или листового металла с приданием ему формы восстанавливаемой детали; · ремонт 4 – устранение повреждений с ремонтом 3 на площади свыше 30% поверхности детали. Замена – замена поврежденной детали кузова деталью из запчастей. Частичная замена – замена поврежденной детали кузова ремонтной вставкой. Крупноблочный ремонт – замена поврежденной части кузова блоками деталей от выбракованных кузовов с разметкой, отрезкой, подгонкой, вытяжкой, правкой, рихтовкой и сваркой соединяемых узлов. Ремонт кузова зачастую связан с необходимостью выполнения арматурных работ («Автомобили ВАЗ. Технология технического обслуживания и ремонта» т 6. Тольятти 1993г) по разборке, сборке и снятию, установкеследующих узлов, деталей. По разборке, сборке: · дверей передних, задний и задка; По снятию и установке: · капота и его механизмов; · крышки багажника и ее механизмов; · стекол ветрового, заднего и боковых; · фонарей задних; · бамперов переднего и заднего; · антенны, динамиков, радиоприемника, магнитолы, проигрывателя; · панели приборов; · обивки крыши; · ремней безопасности; · сиденьев; · блок-фар. 4.1.7. Составление Акта осмотраВ результате осмотра специалистом определяются и заносятся в акт осмотра все необходимые для оценки сведения об объекте оценки, его повреждениях, дефектах, в том числе: - соответствие номеров автомототранспортного средства и его агрегатов записям в представленных документах (регистрационный номер, идентификационный номер VIN, номер кузова, номер рамы, номер двигателя и т.п.); - для АМТС, которые находятся на гарантийном обслуживании, или которые ремонтируются и обслуживаются у официального дилера или на фирменной СТОА, необходимо сделать специальную подтверждающую запись; - комплектация автомототранспортного средства, наличие дополнительного оборудования; - производилась ли замена узлов, агрегатов и дорогостоящих комплектующих изделий; - наличие на автомототранспортном средстве эксплуатационных повреждений, дефектов; - наличие, вид, характер, степень сложности, размер и места расположения имеющихся аварийных повреждений, дефектов; - подвергалось ли транспортное средство кузовному ремонту ранее и каков его объем, характер и качество; - возможность и способы устранения обнаруженных повреждений, дефектов. В раздел "ПРИ ОСМОТРЕ УСТАНОВЛЕНО" заносятся сведения об обнаруженных повреждениях, дефектах. Необходимо отобразить наличие, вид, характер, степень, размер, место расположения повреждений (деформаций, царапин, задиров и т.п.). Так как описание повреждений, дефектов не всегда дает полного представления о них, то сведения о повреждениях, дефектах желательно сопровождать соответствующими фотографиями, видеосъемкой, зарисовками, эскизами, схемами и т.п. Деформация – это такое повреждение поверхности, когда нарушается ее форма. Деформация характеризуется глубиной, шириной, длинной, а также направлением и расположением. Царапина – это след на поверхности, который не нарушает формы поверхности. Задиры – повреждение, приведшее к нарушению материала поверхности. Повреждения, дефекты можно классифицировать по следующим видам: - - первичные, относящиеся к данной аврийной ситуации; - - вторичные, полученные от предыдущей аварии; - - полученные вследствие неправильной эксплуатации и хранения АМТС; - - явившиеся результатом некачественно проведенных ремонтных работ. В этот раздел нежелательно включать выводы и предложения о возможности, методах, способах восстановления (замена или ремонт деталей, величина трудоемкости ремонта, его технология и т.п.) АМТС. После заполнения в "Акте осмотра" раздела "ПРИ ОСМОТРЕ УСТАНОВЛЕНО" этот раздел подписывается специалистом, производящим осмотр, а после ознакомления - присутствующими при осмотре лицами. Все подписанты должны иметь возможность изложить в Акте осмотра свое особое мнение, замечания. При первичном осмотре АМТС не всегда имеется возможность выявить все повреждения, дефекты. В таких случаях все предположения по скрытым повреждениям, дефектам должны быть зафиксированы в Акте осмотра и документе, выдаваемом заинтересованной организации (лицу), но они не должны отражаться в стоимости ремонта до их окончательного установления при повтором осмотре АМТС. В расчет стоимости ремонта могут быть включены необходимые контрольно- диагностические операции. При оформлении Акта осмотра и других документов, необходимо пользоваться терминологией, принятой в нормативной и технической документации: в руководстве по технологии ремонта, руководстве по техническому обслуживанию и ремонту, в каталогах запасных частей и другой технической литературе. Для выводов по техническому состоянию АМТС и рекомендаций по его ремонту, в том числе, его целесообразности в Акте осмотра предназначен раздел "ВЫВОДЫ". Этот раздел заполняется специалистом без обсуждения и соглосования с другими участниками осмотра, после анализа экономической целесообразности проведения предполагаемых ремонтных работ. По согласованию с заказчиком Акт осмотра может не составляться. В этом случае все необходимые данные вносятся в отчет. 4.1.8. Образец Акта осмотра...................... (Наименование организации-исполнителя)
№_____________ Начало осмотра « » ……….. 200 г. А К Т осмотра транспортного средства « » час. « » мин.Место осмотраМною,произведен осмотр транспортного средства
год и месяц выпуска: регистрационный номерной знак: модель\№ двигателя: рабочий объём: мощность: идентификационный номер (VIN):______________ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 цвет кузова: тип ЛКП: номер кузова: пробег (показания одометра): (км, мили); свидетельство о регистрации АМТС ПТС собственник: доверенное лицо: тип кузова: кол-во дверей: седан купе фургон хэтчбэк универсал пикап дополнительно: складная крыша спойлер передний климат контроль АБС (антиблок. сист.) металл. съемн. крыша спойлер задний доп.автоном.отопитель ПБС (противобукс. сист.) люк стеклянный накл. арок/порогов центральный замок литые колеса механич. сдвигаем. люк защ. пер. хр/черн/кр противоугон. сигн. а/магнитола электр. сдвигаем. люк парк-контроль тахометр авт. КП багажн. (релинг) крыши наружный термометр эл. ст-подъемн. пер/зад КП типтроник тягово-сцепное устройство накладки хром. регулировка фар мех. КП тонированные стекла накладки окрашен круиз-контроль подкрылки зерк. з/вида эл./обогр натуральная кожа компьютер антикор фары ксенон спортивные сидения аэрбаг водит. газ. оборудование фары противотум./доп. обогрев сидений аэрбаг пассаж. шины омыват./очистит. фар раздельн. зад. сиденья аэрбаг боковой аэрбаг-занавеска стеклоочистит. задний кондиционер усилит. рул. управлен. бампер/зерк. под цвет куз. двойной кондиционер регул. подвеска
ПРИ ОСМОТРЕ УСТАНОВЛЕНО: ВЫВОДЫ:
4.2.Определение износа АМТС и их комплектующих (РД 37.009.015-98)Применительно к оценке объекта износ (И) означает потерю стоимости объекта оценки вследствие: - его эксплуатации или длительного хранения (физический износ); - развития научно-технического прогресса, приведшего к выпуску более совершенных конструкций (функциональное устаривание или моральный износ); - коренного изменения макроэкономической ситуации (экономическое или внешнее устаривание). В зависимости от количества (величины выборки) объектов-аналогов, представленных на рынке и вне зависимости от сферы применения (коммерческая или нет), применяются два метода расчета величины износа. При расчете величины износа для объектов, достаточно широко, по статистическим критериям, представленным на рынке, применяются различные экономико-статистические методы (регрессионный, корреляционный, дисперсионный и т.п.), которые позволяют рассчитать степень износа объекта оценки в зависимости от изменения его стоимости. В противном случае, когда невозможно из-за недостаточности представленных на данном рынке количества аналогов применить какой-либо статистический метод (например, для редких и эксклюзивных автомобилей, для праворульных автомобилей в Московском регионе, или для отечественных и европейских в Дальновосточном регионе и т.п.), при расчете величины износа применяются эмпирические зависимости, позволяющие рассчитать износ объекта с учетом его возраста, срока службы, пробега и других временных факторов. Величина износа определяется по формуле:
где: – величина износа, оцениваемого объекта, проценты; – стоимость нового объекта на момент оценки, руб.; – стоимость оцениваемого объекта на момент оценки, руб. Очевидно, что величина износа не может превышать 100%:
а для работоспособного объекта величина износа меньше 100%:
Износ АМТС и их комплектующих можно представить в виде суммы трех видов износа:
где: - естественный физический износ, проценты; – функциональный (моральный) износ, проценты; - экономическое устаривание, проценты. Кроме того, износ подразделяется на: - устранимый - износ, который возможно исправить технически и это целесообразно экономически; - неустранимый - износ, который невозможно устранить из-за конструктивных особенностей объекта или нецелесообразно устранять по экономическим соображениям, так как расходы на устранение превышают стоимость объекта. Физическим износом объекта называется изменение размеров, формы или состояния поверхностей, физико-механических, химических, электротехнических свойств материалов в процессе эксплуатации, аварии или длительного хранения. Физический износ вызывает частичную или полную потерю работоспособности объекта или его привлекательности и, как следствие, означает частичную или полную потерю стоимости объекта. Естественным (нормальным) физическим износом, называют износ, который возникает при правильных (с соблюдением рекомендаций завода-изготовителя) эксплуатации или хранении объекта. В случае, если не определен конкретный вид физического износа, то "по умолчанию" подразумевается естественный физический износ. Аварийным физическим износом называют износ, возникший в результате нештатной ситуации (ДТП, воздействие внешних сил и т.п.), а также при нарушении правил эксплуатации, в результате чего износ достигает таких размеров, что дальнейшая эксплуатацию АМТС становится невозможной. Способом устранения физического износа является ремонт. Функциональным устариванием (моральным износом) называется потеря стоимости объекта, вызванная появлением новых, конструктивно более совершенных, аналогичных объектов. Способом устранения функционального устаривания является модернизация объекта. Экономическое (внешнее) устаривание - потеря стоимости, обусловленная влиянием внешних макроэкономических факторов. Оно может быть вызвано общеэкономическими и внутриотраслевыми изменениями, приводящими к резкому, катастрофическому падению спроса на определенные объекты (например, катастрофическое падение спроса и цен в 90-х годах на грузовые автомобили ЗИЛ-130 и ГАЗ-53). Экономическое устаревание является неустранимым видом износа. 4.2.1. Определение износа для объектов, широко представленных на региональном рынке.Мерой износа объекта оценки, согласно п.4.2., может служить величина потери его стоимости, которая определяется по формуле (4.2.1):
Учитывая, что при осмотре без применения специализированного оборудования, в большинстве случаев невозможно определить величину индивидуального износа заменяемых в процессе ремонта комплектующих АМТС (деталей, узлов, агрегатов), включая стекла, рассеиватели фар, фонари, пластмассовые бамперы, ремни безопасности, электропроводку и т.д., износ комплектующих (снижение их стоимости) в процессе эксплуатации принимается равным износу транспортного средства. Потерю стоимости АМТС массового производства на момент оценки и, как следствие, его износ можно определить из различных справочников (например ежемесячник «Прайс-Н») или использовав адекватную математическую (регрессионную) модель, построенную для данного рынка на момент оценки. 4.2.2. Определение износа для объектов не имеющих достаточного числа аналогов на региональном рынке.Износ объекта оценки в общем виде определяется по формуле (4.2.4):
где: - естественный физический износ, проценты; – функциональный (моральный) износ, проценты; - экономическое устаривание, проценты. 4.2.2.1. Определение величины естественного физического износа для некоммерческих объектов. (Под «некоммерческими» здесь и далее понимаются АМТС, принадлежащие физическим лицам и используемые ими в личных целях)Величина естественного физического износа для АМТС, используемых в некоммерческих целях, () а также их комплектующих определяется по формуле:
где: - естественный физический износ, проценты; - базовое значение износа объекта, определяемое его сроком службы, проценты; - корректирующее по пробегу значение износа, определяемое величиной отклонения фактического пробега АМТС от среднегодового, проценты; - корректирующий коэффициент, учитывающий условия эксплуатации объекта и вычисляемый по формуле:
где: А1 - коэффициент корректирования износа, учитывающий природно-климатические условия эксплуатации; А2 - коэффициент корректирования износа, учитывающий состояние окружающей среды в данном регионе; А3 - коэффициент корректирования износа, учитывающий тип региона, в котором эксплуатировался объект. В свою очередь:
где: И1 - коэффициент
корректирования износа в зависимости от величины отклонения фактического пробега
АМТС от среднегодового (равный 0,25% или 0,1% за Пф - фактический пробег АМТС с начала эксплуатации, тыс.км.; Дф - фактический срок службы, лет; Пс – среднегодовой пробег, тыс.км.
где: И2 - величина износа АМТС за год эксплуатации (значения износа для различного типа АМТС приведены ниже в таблицах), проценты. Подставив в формулу (4.2.5) значения Иб, Ик, К из формул (4.2.6.), (4.2.7.) и (4.2.8.), получим:
Значения фактического пробега (Пф) определяется по показаниям одометра и учетным документам. В сомнительных случаях определяется расчетным путем по среднегодовому пробегу АМТС. В этом случае формула (4.2.9) упростится и примет вид:
Для определения срока службы АМТС используются данные паспорта АМТС, свидетельства о регистрации, договора купли-продажи, контракта на поставку или аналогичные документы. Если на предъявленном транспортном средстве в процессе его эксплуатации была произведена и документально или фактически установлена замена, установка или ремонт отдельных дорогостоящих комплектующих изделий необходимо определить их индивидуальный износ для последующей корректировки стоимости АМТС . Примечание 1: к дорогостоящим относятся комплектующие изделия, цена каждого из которых превышает 3% от стоимости АМТС. Таблица 4.2.1. Среднегодовая величина износа (И2) для легковых автомобилей, используемых в некоммерческих целях.
Таблица 4.2.2. Среднегодовая величина износа (И2) для микроавтобусов, используемых в некоммерческих целях.
Таблица 4.3. Среднегодовая величина износа (И2) для мототехники, используемых в некоммерческих целях.
4.2.2.2. Расчет величины естественного физического износа для коммерческих объектов. (Под «коммерческими» здесь и далее понимаются АМТС, принадлежащие хозяйствующим субъектам) При определении износа мототехники и автомобильной техники, используемой в коммерческих целях, а также прицепного подвижного состава, используемого в любых целях, применяются нормы амортизационных отчислений, утвержденные соответствующим директивным органом.
где: – годовая норма амортизационных отчислений, проценты; – покилометровая норма амортизационных отчислений, проценты. В случае отсутствия норм амортизационных отчислений на специализированные или специальные АМТС, рекомендуется определять износ раздельно для базового АМТС (шасси) и навесного оборудования. 4.2.3. Определение физического износа комплектующих при повторных (рецидивных) повреждениях.При определении величины износа комплектующих, которые ранее уже подвергались ремонтным воздействиям (рецидивные повреждения), необходимо учитывать, что они, как правило, имеют повышенный (дополнительный) физический износ, величина которого определяется экспертным путем. Величина износа комплектующих, которые ранее уже подвергались ремонтным воздействиям определяется по формуле:
где: - дополнительный физический износ комплектующих, подвергавшихся ранее ремонтным воздействиям, проценты. Итоговая величина износа работоспособных комплектующих, которые ранее уже подвергались ремонтным воздействиям, должна быть менее 100 процентов:
4.3.Значения коэффициентов корректирования износа, учитывающих природно-климатические условия эксплуатации (А1), экологическое состояние окружающей среды (А2), тип региона (А3).Таблица 4.3.1 Коэффициент корректирования износа автомототранспортных средств в зависимости от природно-климатических условий (А1)
Таблица 4.3.2 Районирование территории РФ по климатическим условиям
Таблица 4.3.3. Коэффициент корректирования износа автомототранспортных средств в зависимости от экологического состояния окружающей среды по степени агрессивности окружающей среды (А2)
Таблица 4.3.4. Районирование территории РФ в зависимости от экологического состояния окружающей среды по степени агрессивности окружающей среды
Таблица 4.3.5. Коэффициент корректирования износа автомототранспортных средств в зависимости от типа региона в котором эксплуатируется АМТС (А3)
4.4. Нормы годовых амортизационных отчислений для коммерческих АМТС.
4.4.1. Нормы годовых амортизационных отчислений для АМТС, изготовленных до
|
Группы и виды АМТС |
Шифр |
Норма амортизационных отчислений |
|
в процентах от стоимости машины |
в процентах от стоимости машины
на |
||
ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА |
504 |
|
|
Транспортные автомобили, прицепы и полуприцепы |
|
|
|
Автомобили грузоподъемностью: |
|
|
|
до 0,5 т |
50400 |
20,0 |
- |
более 0,5 до 2 т |
50401 |
14,3 |
- |
более 2 т с ресурсом до капитального ремонта: |
|
|
|
до 200 тыс. км |
50402 |
- |
0,37 |
более 200 до 250 тыс. км |
50403 |
- |
0,3 |
более 250 до 350 тыс. км |
50404 |
- |
0,2 |
более 350 до 400 тыс. км |
50405 |
- |
0,17 |
Карьерные автомобили-самосвалы грузоподъемностью*: |
|
|
|
от 27 до 50 т |
50406 |
16,7 |
0,37 |
более 50 до 120 т |
50407 |
14,3 |
0,3 |
более 120 до 220 т |
50408 |
12,5 |
0,22 |
более 220 т |
50409 |
11,1 |
0,2 |
Прицепы и полуприцепы грузоподъемностью: |
|
|
|
до 8 т |
50410 |
12,5 |
- |
более 8 т |
50411 |
10,0 |
- |
прицепы самосвальные |
50412 |
14,3 |
- |
Прицепы и полуприцепы-тяжеловозы (ЧМЗАП) грузоподъемностью: |
|
|
|
до 100 т |
50413 |
8,3 |
- |
более 100 т |
50414 |
6,7 |
- |
Легковые автомобили |
|
|
|
Автомобили особо малого класса (с
рабочим объемом двигателя до |
50415 |
18,2 |
- |
Автомобили малого класса (с рабочим
объемом двигателя более 1,2 до |
|
|
|
общего назначения |
50416 |
14,3** |
- |
Такси |
50417 |
- |
0,5*** |
Автомобили среднего класса (с рабочим
объемом двигателя более 1,8 до |
|
|
|
общего назначения |
50418 |
11,1 |
- |
Такси |
50419 |
- |
0,22 |
Автобусы |
|
|
|
Автобусы особо малого класса (длиной
до |
|
|
|
общего назначения |
50420 |
14,3 |
- |
маршрутные такси |
50421 |
- |
0,22 |
Автобусы малого класса (длиной до |
|
|
|
транспорта общего пользования |
50422 |
- |
0,22 |
ведомственного транспорта |
50423 |
10,0 |
- |
Автобусы среднего и большого классов
(длиной более |
|
|
|
транспорта общего пользования |
50424 |
- |
0,17 |
ведомственного транспорта |
50425 |
9,1 |
- |
Специальные автомобили (санитарные, ветеринарные, пожарные, аварийные, мастерские, автолавки и т.д.): |
|
|
|
на шасси грузовых автомобилей |
50426 |
10,0 |
- |
на шасси легковых автомобилей и автобусов |
50427 |
14,3 |
- |
Спецтягачи кортовые |
50428 |
12,5 |
- |
Производственный транспорт |
|
|
|
Аэросани «Амфибия» |
50510 |
20,0* |
- |
Мотоциклы, мотороллеры, мопеды |
50511 |
21,3 |
- |
Велосипеды (кроме спортивных) |
50512 |
25,0 |
- |
Примечания.
1.Для автомобилей и прицепов со специализированными кузовами, седельных тягачей, работающих с одним полуприцепом, и для автомобилей-самосвалов грузоподъемностью до 27 т применяются такие же нормы амортизационных отчислений, как для базового автомобиля по соответствующей группе.
2.К нормам амортизационных отчислений применяются следующие коэффициенты:
2.1.Для автомобилей, работающих с прицепами не менее 70% пробега (за исключением авто. КамАЗ), - 1,1;
2.2.Для всех групп автомобилей (грузовых, легковых, специальных, автобусов), прицепов и полуприцепов, постоянно работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (за исключением автотранспортных средств в северном исполнении), в пустынно-песчаных и высокогорных районах, а также в тяжелых дорожных условиях (котлованы, грунтовые и лесовозные дороги, временные подъездные пути), - 1,3;
2.3.Для автомобилей, выполняющих оперативно-служебные задачи в системе МВД СССР, - 1,3;
2.4.Для грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов, постоянно (не менее 70% пробега) используемых на перевозке химических грузов, вызывающих интенсивную коррозию, - 1,1;
2.5.Для грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов, постоянно работающих на вывозке леса из лесосек (за исключением автомобилей-лесовозов), наряду с коэффициентом, установленным подпунктом «б» этого пункта, применяется дополнительный коэффициент 1,2.
3.Для автомобилей ГАЗ-52, ГАЗ-53 и ЗИЛ-130, работающих по почасовой оплате, применяется норма амортизации 10% от стоимости машины.
4.К нормам амортизационных отчислений по карьерным автомобилям-самосвалам применяются следующие коэффициенты:
4.1.Для всех групп автосамосвалов грузоподъемностью от 27 т и более, постоянно работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пустынно-песчаных и высокогорных районах, - 1,2 (кроме автосамосвалов в северном исполнении);
4.2.Для всех групп самосвалов грузоподъемностью 27 т и более, постоянно используемых для перевозки грузов, вызывающих коррозию или сильно пылящих (сера, фосфаты, интенсивно пылящий уголь), - 1,1;
4.3.Для автосамосвалов грузоподъемностью
27 т и более, постоянно работающих в карьерах глубиной более
4.4.Для всех групп автосамосвалов
грузоподъемностью от 27 до 50 т, постоянно занятых на строительных работах,
внутрицеховых перевозках и транспортировке грузов на расстояние более
5.В случае применения двух и более коэффициентов максимальное увеличение норм амортизации не может быть более 30% от первоначальной нормы, при этом результирующий коэффициент исчисляется перемножением перечисленных в данных примечаниях коэффициентов.