|
|
содержание .. 1 2 3 .. 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (РД 37.009.015-98)
Как уже отмечалось ранее, согласно п.18 «Стандартов оценки» оценщик при проведении оценки обязан использовать (или обосновать отказ от использования) затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке. Ниже рассматривается применение этих подходов при оценке АМТС. 2.1. Определение стоимости АМТС и их комплектующих сравнительным подходом.Сравнительный подход наиболее предпочтителен по сравнению с другими подходами при определении рыночной стоимости АМТС и их комплектующих, в том числе аварийных, не подлежащих восстановлению, крупносерийного и массового производства, имеющих, как правило, развитой рынок, что дает возможность оценщику выбрать достаточное по статистическим критериям количество аналогов. Сравнительный подход наиболее эффективен при использовании статистических методов при сборе и обработке стоимостной информации. В соответствии с пунктом 16 «Стандартов оценки» «...оценщик определяет и анализирует рынок, к которому относится объект оценки, его историю, текущую конъюнктуру и тенденции, а также аналоги объекта оценки и обосновывает их выбор...». Для анализа рынка используются методы математической статистики. При определении рыночной стоимости объекта оценки обычно используется следующая информация:
Полученную информацию обрабатывают с помощью различных статистических методов (корреляционный, дисперсионный, регрессионный анализы и т.п.) с целью определения статистических зависимостей между ценой объекта оценки и параметрами, влияющими на цену. Наиболее предпочтительной информацией, с точки зрения достоверности, являются цены сделок купли-продаж. Однако, такая информация является малодоступной, поэтому, в основном, используются цены справочно-аналитических и периодических изданий, прайс-листов, скорректированные должным образом при помощи соответствующих методик. Для определения рыночной стоимости АМТС и их комплектующих необходимо сформировать банк данных по стоимости аналогичных объектов оценки путем подбора аналогов и приведения их стоимости в сопоставимый вид путем ввода корректирующих поправок в виде коэффициентов или надбавок (скидок) к стоимости. Используют следующие виды поправок: - на техническую сопоставимость; - на различия в условиях продажи; - на временную сопоставимость; - на различие в комплектации. Поправки на техническую сопоставимость Для определения величины поправки используются соотношения между ценами и параметрами объекта оценки. - типоразмер (мощность двигателя, грузоподъемность, пассажировместимость и т.п.); - возраст; - техническое состояние; - износ. Внесение поправок на различия в условиях продаж означает приведение цен всех найденных аналогов к единым коммерческим условиям продаж. Различают следующие виды поправок: - на уторговывание; - на сроки поставки; - на условия платежа (авансовые платежи, платеж наличными, платеж в рассрочку, кредит, платеж в смешанной форме). Поправка на временную сопоставимость. Величина поправки определяется с помощью индексов или трендов. 2.2. Определение стоимости АМТС и их комплектующих затратным подходом.Затратный подход наиболее успешно используется при оценке переоборудованных, эксклюзивных, раритетных АМТС, их комплектующих. Кроме того, затратный подход успешно используется для корректировки стоимости объектов, имеющих незначительные повреждения (дефекты) или имеющих дополнительное оборудование или при отсутствии некоторых элементов базовой комплектации (некомплектность). Стоимость объектов оценки определяется затратным подходом с помощью следующих методов: - поагрегатный (поэлементный) расчет; - индексации цен; - расчет по цене однородного объекта. Поагрегатный (поэлементный) расчет используется в тех случаях, когда оцениваемый объект может быть собран из составных элементов. Суть определения стоимости АМТС, их комплектующих с помощью индексации цен заключается в приведении стоимости объектов к действующему уровню цен с помощью корректирующих индексов. Расчет стоимости по цене однородного объекта производят с помощью подбора для оцениваемого объекта аналогичного, похожего по конструкции, используемым материалам и технологии изготовления. Предполагают, что себестоимость изготовления аналогичного объекта близка к себестоимости изготовления оцениваемого и формируется под влиянием общих для данных объектов оценки производственных факторов. При оценке АМТС, их комплектующих по цене однородного объекта вначале необходимо определить стоимость воспроизводства нового аналогичного объекта, т.е. сумму затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание нового объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий. Затем полученная стоимость корректируется с учетом физического износа, стоимости устранения аварийных дефектов, функционального износа и экономического устаревания, дополнительной утраты товарной стоимости:
где: – рыночная стоимость АМТС, руб.; – стоимость воспроизводства нового аналогичного АМТС, руб.; – утрата стоимости из-за естественного физического износа, руб.; – стоимость устранения аварийных дефектов, руб; – потеря стоимости из-за функционального износа, руб.; – потеря стоимости из-за экономического устаревания, руб.; – дополнительная утрата товарной стоимости, руб. 2.2.1.Определение стоимости воспроизводства.В качестве стоимости воспроизводства нового объекта оценки выпуск которого не прекращен () принимается рыночная стоимость нового аналогичного объекта () соответствующей комплектации:
где: - стоимость воспроизводства нового объекта оценки, руб.; – рыночная стоимость нового аналогичного объекта, руб.; – стоимость дополнительной комплектации, руб.; – стоимость дополнительного оборудования, руб. Стоимость воспроизводства нового объекта оценки, снятого с производства (), рекомендуется определять, используя цену нового объекта этой модели в последний месяц выпуска, приведенную к расчетному периоду:
где: - стоимость воспроизводства нового объекта оценки, снятого с производства, руб.; - цена нового объекта этой модели в последний месяц выпуска по состоянию на последний месяц выпуска, руб.; - коэффициент приведения к расчетному периоду или коэффициент индексации. 2.2.2. Корректировка стоимости АМТС, оснащенных дополнительным оборудованием.При наличии на объекте оценки дополнительного оборудования, приспособлений, не входящих в стандартную комплектацию, необходимо учесть стоимость установленного оборудования и затраты по его установке. Стоимость дополнительного оборудования, приспособлений рассчитывается с учетом их индивидуального износа. 2.2.3. Учет износа при определении стоимости АМТС и их комплектующих2.2.3.1. Учет естественного физического износа.Стоимость объекта оценки в общем виде определяется по формуле:
где: – рыночная стоимость объекта оценки, руб.; – рыночная стоимость нового аналогичного объекта, руб.; – стоимость дополнительного оборудования, руб.; – стоимость дополнительной комплектации, руб.; – утрата стоимости из-за естественного физического износа, руб.; – стоимость устранения аварийных дефектов, руб.; – потеря стоимости из-за функционального устаревания, руб.; – потеря стоимости из-за экономического устаревания, руб.; – дополнительная утрата товарной стоимости, руб. В простейшем случае, когда объект оценки не имеет дополнительного оборудования и не имеет отклонений по комплектации по сравнению с новым аналогичным, а также отсутствуют аварийные дефекты и признаки функционального и экономического устаривания, то есть справедливы равенства:
и, следовательно, на изменение стоимости объекта оценки оказывают влияние только его естественный физический износ и при этом не выявлено замен дорогостоящих комплектующих изделий, то формула (2.4) примет вид:
Учитывая, что: после подстановки выражения (2.7) в формулу (2.6) получаем:
или: Введем понятие коэффициент физического износа ():
после подстановки выражения (2.10) в формулу (2.9) получаем:
В случае замены или ремонта в процессе эксплуатации дорогостоящих комплектующих изделий стоимость объекта оценки корректируется с учетом разницы в стоимости заменяемых (ремонтируемых) комплектующих изделий, а также затрат на их замену и дополнительных затрат на утилизацию непригодных к дальнейшему использованию замененных комплектующих изделий.
2.2.3.2. Учет аварийного физического износа.Для определения стоимости объекта оценки с учетом аварийного физического износа сначала определяют его стоимость в исправном состоянии (доаварийная стоимость), как правило, сравнительным подходом, а затем корректируют ее на величину затрат по устранению аварийных дефектов, повреждений и на величину дополнительной утраты товарной стоимости:
где: - стоимость аварийного АМТС, руб.; - доаварийная стоимость АМТС, руб.; - величина затрат на ремонт, руб.; - дополнительная утрата товарной стоимости, руб. 2.2.3.3. Учет функционального износа и экономического устаривания.Объект оценки может быть уценен по признаку функционального и экономического устареваний суммарно до 10%. Полученная стоимость может быть снижена дополнительно в дипазоне от 5 до 30%, если на момент осмотра прекращен его выпуск, и еще дополнительно до 15% в случае прекращения выпуска запасных частей для этого объекта. При принятии окончательного решения о величине снижения стоимости объект оценки необходимо учитывать реальные цены на вторичном рынке. 2.2.3.4. Предельное значение снижения стоимости за счет износа.Расчетная стоимость объект оценки с учетом всех перечисленных выше видов износа (физического, функционального и экономического) не должна быть меньше стоимости его годных остатков. 2.3.Определение стоимости АМТС доходным подходом.Доходный подход в основном используется для оценки предприятий, производственных комплексов и других объектов бизнеса. В связи с тем, что понятие дохода связывается с конкретным производством или оказанием услуг, то доходный подход малоэффективен при оценке отдельных видов средств труда, включая АМТС, которые, как правило, являются элементами системы, приносящей доход. Очевидно, что для серийно выпускаемых объектов оценки, включая АМТС и их комплектующие, широко представленых на рынке, степень эффективности использования таких объектов не отражается на их рыночной стоимости. Доходный подход дает хорошие результаты при оценке стоимости проектируемых АМТС и их комплектующих. При определение стоимости объекта оценки доходным подходом вначале рассчитывается чистый доход от эксплуатации всего комплекса, включающего объект оценки, а затем выделяют из суммы чистого дохода ту ее долю, которая непосредственно создается объектом оценки. После этого по этой части дохода определяют стоимость самого объекта оценки. Применение доходного подхода требует соблюдения принципа наиболее эффективного использования производственного объекта, в соответствии с которым стоимость объекта оценки определяется для такого варианта эксплуатации, когда отдача от него максимальная, в том числе, при условии дополнения его какими-либо устройствами или агрегатами. В этом случае оценку стоимости осуществляют с учетом этого дооснащения. 2.4. Определение итоговой величины стоимости АМТС (РД 37.009.015-98)Согласно пунктам 18-20 «Стандартов оценки»: - оценщик на основе полученных в рамках каждого из подходов к оценке результатов определяет итоговую величину стоимости объекта оценки; - итоговая величина должна быть выражена в рублях в виде единой величины, если в договоре об оценке не предусмотрено иное; - итоговая величина может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев. 2.5. Особенности определения стоимости аварийных АМТС.При определении рыночной стоимости аварийных АМТС, в том числе не подлежащих восстановлению применяется сравнительный подход. Процедура применения сравнительного подхода подробно изложена в п.2.1. «Определение стоимости АМТС сравнительным подходом». В случае невозможности реализации аварийного АМТС или отсутствия экономической целесообразности в его реализации, учитывается стоимость утилизационных остатков. 3.ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ РЕМОНТА АМТС.3.1. Требования к объему и качеству технического обслуживанию и ремонтаК качеству технического обслуживания и ремонта АМТС, согласно ст.18 закона «О безопасности дорожного движения», предъявляются следующие требования: транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг (п.4). Здесь и далее под ремонтом понимается исправление повреждений, неисправностей. 3.2. Мероприятия по пожарной безопасности и охране труда, влияющие на стоимость ремонта.Требования по безопасности труда к технологическим процессам по ремонту автомобилей регламентирует ГОСТ 12.3.017-79 «Ремонт и техническое обслуживание автомобилей. Общие требования безопасности». П. 2.3. ГОСТ 12.3.017-79 предписывает: «Перед установкой на пост ТО и ТР автомобили следует очистить от грязи, снега и вымыть». П. 2.12. ГОСТ 12.3.017-79 предписывает: «Снятие с автомобиля деталей и агрегатов, заполненных жидкостями, следует производить только после полного удаления (слива) этих жидкостей». Пожарная безопасность при техническом обслуживании и ремонте автомобилей регламентируется ВППБ 11-01-96 «Правила пожарной безопасности для предприятий автотранспорта». Согласно п. 12.1.2. ВППБ 11-01-96, «При проведении ТО и ТР, связанного со снятием топливных баков, а также ремонтом топливопроводов, через которые может произойти вытекание топлива из баков, последние перед ремонтом должны быть полностью освобождены от топлива…». Согласно п. 12.1.4. ВППБ 11-01-96, «Перед ремонтом бензобак необходимо промыть и пропарить до полного удаления паров бензина». Согласно п. 12.5.2. ВППБ 11-01-96, «При необходимости проведения сварочных и других работ с открытым огнем непосредственно на автомобиле топливный бак (или баллон с газом) должен быть снят или приняты меры, обеспечивающие полную безопасность, для чего горловину топливного бака и сам бак закрыть листом железа от попадания в него искр…При электросварочных работах необходимо дополнительно заземлить раму или кузов автомобиля….» 3.3. Определение объема и технологии ремонта.Способ, вид, технология и объем ремонтных работ определяются в зависимости от характера и степени повреждения АМТС его отдельных узлов, агрегатов и деталей с учетом необходимости проведения сопутствующих работ по разборке, дефектовке, сборке, регулировке, подгонке, окраске, антикоррозийной обработке и т.д., в соответствии с технологией ремонта, установленной предприятием-изготовителем автомототранспортного средства и общими принципами и методами ремонта. При определении объема окрасочных работ специалист должен исходить из необходимости полной (а не частичной) окраски всех замененных и подвергшихся сварке, рихтовке, правке, окрашиваемых деталей до видимой линии их раздела с сопряженной деталью, а также сопряженных деталей, если их окрашенная поверхность повреждается в результате соединения сваркой. Частичная окраска возможна только по рекомендации завода-изготовителя. Специалист принимает решение о замене агрегата, узла, детали только при экономической нецелесообразности или технической невозможности их восстановления, руководствуясь требованиями нормативных документов, действующих в Российской Федерации и технической документацией предприятий-изготовителей АМТС, регламентирующих нормативы технического состояния и безопасности эксплуатации. Замена кузова, кабины АМТС, дорогостоящих комплектующих изделий (двигателя, коробки передач, раздаточной коробки, коробки отбора мощности, ведущих мостов, межосевых дифференциалов, колесных редукторов, рулевого механизма, гидроусилителя руля, топливного насоса высокого давления, а для специального и специализированного транспорта - агрегатов и механизмов, размещенных на шасси базового АМТС и т.п.) назначается в том случае, если их ремонт экономически нецелесообразен или они не соответствуют требованиям приемки кузовов, кабин в ремонт . Решению о замене дорогостоящих комплектующих изделий, как правило, должна предшествовать их дефектовка с разборкой.
3.4. Определение расходов на ремонт (РД 37.009.015-98)Под ремонтом АМТС понимается приведение АМТС в состояние, в котором оно находилось до получения эксплуатационных, аварийных или иных повреждений, дефектов. При оценке стоимости ремонта АМТС используются затратный и сравнительный подходы. Доходный подход не используется, т.к. при ремонте не подразумевается получение доходов ни одной из заинтересованных сторон. Затратный подход используется для составления калькуляции (сметы) на ремонтные работы. Сравнительный подход применяется при определении рыночной стоимости материалов, комплектующих изделий, трудовых затрат, и стоимости других ресурсов необходимых для ремонта АМТС. Величина затрат на ремонт (устранение повреждений и дефектов) АМТС определяется по формуле:
где: - величина затрат на ремонт, руб.; - стоимость трудовых затрат и накладных расходов, руб.; - стоимость материалов, руб.; - стоимость запасных частей, руб.;
3.4.1. Определение расходов на оплату работ по ремонту.Величина расходов на оплату работ по ремонту АМТС () определяется на основании: - установленных предприятием-изготовителем АМТС нормативов трудоемкостей (если на какие-либо виды работ нормативы не установлены, то допускается использование норм времени, определенных экспертным путем); - рыночной стоимости нормо-часа работ в данном регионе на дату оценки с учетом типа, модели и возраста АМТС; по формуле:
где: – трудоемкость работ, выраженная в нормо-часах; – рыночная стоимость нормо-часа, выраженная в рублях. 3.4.2. Определение расходов на материалы и запасные части.Стоимость запасных частей, материалов, применяемых для ремонта, определяется по рыночной стоимости сложившейся в данном регионе на момент оценки с учетом типа, модели и возраста АМТС. 3.5. Особенности расчета стоимости ремонта для находящихся на гарантийном обслуживании АМТС.При определении стоимости ремонтных работ для АМТС, находящегося на гарантии, должны быть учтены все затраты на восстановление АМТС до такого состояния, которое отвечает требованиям завода-изготовителя для возобновления гарантийных обязательств. 3.6. Экономическая целесообразность ремонта АМТСВ случае, если стоимость ремонта, равна или превышает стоимость АМТС до аварии, то ремонтировать АМТС нецелесообразно по экономическим соображениям. То есть, если:
где: - доаварийная стоимость АМТС, руб.; - величина затрат на ремонт, руб.
содержание .. 1 2 3 ..
|
|
|