Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство - часть 26

 

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  24  25  26  27   ..

 

 

Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство - часть 26

 

 

 
202 

- отвинчивая или навинчивая вилку 14, отрегулируйте длину тяги 16

При  правильно  отрегулированной  длине  тяги  16  рычаг  20  должен  нахо-

диться  в  крайнем  переднем  положении  и  своим  выступом  упираться  в 

штифт 23 (допускается зазор не более 0,5 мм). 

Переналадка  редуктора  ВОМ.  На  трактор  устанавливается  редук-

тор  ВОМ с  частотой  вращения  выходного  вала 1000 об/мин и  хвостови-

ком тип ВОМ3 (20 эвольвентных шлицев с наружным диаметром 45 мм). 

При агрегатировании трактора с сельскохозяйственными машинами, 

требующими частоты вращения 540 об/мин, произведите переналадку ре-

дуктора  ВОМ,  установив  съемное  ведущее  зубчатое  колесо  с  числом 

зубьев Z=17 взамен зубчатого колеса с числом зубьев Z =21 и хвостовик 

тип ВОМ1С (8 прямобочных шлицев с наружным диаметром 38 мм), при-

кладываемые в ЗИП трактора. 

При работе ВОМ в режиме 1000 об/мин и с хвостовиком ВОМ3 до-

пускается передача полной мощности двигателя, а в режиме 540 об/мин и 

с хвостовиком тип ВОМ1С допускается передача мощности двигателя до 

60 кВт (81,7 л.с.). 

Замена ведущего зубчатого колеса. Для замены ведущего зубчатого 

колеса: 

-  отсоедините от  масляного  насоса  9  (см.  рисунок  96)  всасывающий 

16 и нагнетающий 10 маслопроводы; 

- отверните четыре гайки 7 и снимите насос 9 вместе с крышкой 6; 
- снимите стопорное кольцо 8 и втулку 4 с подшипником 5; 

 

 

 

203 

 

 

1 – вал ведущий; 2,4 – втулка; 3,33 – колесо зубчатое ведущее; 5,29,31,34 – подшип-

ники; 6 – крышка; 7,21,24 – гайка; 8,12,26 – кольцо стопорное; 9 – насос; 10 – масло-

провод нагнетания; 11 – хвостовик ведомого вала; 13,25 – кольцо; 14 – корпус уплот-

нения; 15 – пробка контроля уровня масла; 16 – маслопровод всасывания; 17 – пробка 

магнитная; 18 – колеса зубчатые ведомые; 19 – муфта гидроподжимная; 20 – поддон; 
22 – диск тормозка; 23 – механизм клапанный; 27 – кольцо уплотнительное; 28 – вал 

ведомый; 30 – винт регулировочный; 32 – сапун 

 

Рисунок 96 - Редуктор ВОМ 

- снимите ведущее зубчатое колесо 3 и втулку 2; 
-  установите  на  место  снятой  втулки  2  ведущее  зубчатое  колесо  33 

(Z=17); 

- установите втулку 2; 
- установите остальные снятые детали в обратном порядке. 
Замена хвостовика ведомого вала. Для замены хвостовика ведомо-

го вала 11: 

- снимите стопорное кольцо 12; 

 
204 

- постукивая по хвостовику, снимите хвостовик вместе с кольцом 13; 
- снимите с хвостовика кольцо 13; 
-  установите  хвостовик,  соответствующий  скоростному  режиму  ра-

боты. Проверьте наличие на нем резинового уплотнительного кольца; 

- установите кольцо 13 меньшим диаметром вперед; 
- установите стопорное кольцо 12. 

 

5.4.18  Регулировка,  переналадка  и  обслуживание  навесного 

устройства 

 

Для агрегатирования с навесными и полунавесными машинами (ору-

диями) на тракторе могут устанавливаться два типа навесных устройств: 
навесное устройство с крюковым захватом верхней тяги (см. рисунок 97) 
и навесное  устройство  с  шаровым  шарниром  верхней  тяги (см. рису-
нок 98)  

Оба  навесных  устройства  представляют  собой  рычажно-шарнирные 

четырехзвенные  механизмы  и  управляются  рычагом  управления  распре-
делителем из кабины трактора. 

Навесное устройство с крюковым захватом верхней тяги состоит 

из верхней оси 33 (см. рисунок 97) и вала 6 с подъемными рычагами 5 и 
11, верхней тяги 10, двух раскосов 18 и 38, нижней оси 36 с двумя цилин-
дрическими головками 34, двух упоров 35, двух нижних тяг 20 и 28, двух 
растяжек 25 и 26 с муфтами 24 для блокировки нижних тяг, регулировоч-
ной растяжки 9 с муфтой 23, а также шарнира 15 верхней тяги с пальцем и 
чекой. 

Нижние тяги 20 и 28 предназначены для крепления двух нижних то-

чек рамы навесной (полунавесной) машины (орудия) к трактору. Верхняя 
тяга  10  служит  для  присоединения  третьей  точки  машины  (орудия)  и 
удержания ее в заданном рабочем или транспортном положении. 

Перед  подсоединением  машины  (орудия)  к  навесному  устройству 

необходимо  ослабить  натяжение  растяжек  25  и  26  для  блокировки  ниж-
них  тяг  20  и  28,  путем  вращения  муфт  24,  и  расстопорить  шарнир  15 
верхней  тяги,  потянув  за  кольцо  14,  снять  его  с  навесного  устройства  и 
установить на навешиваемую машину (орудие).  

 

 

205 

 

 

 

1  –  гидроцилиндр;  2  -  рычаг  упорный;  3  -  палец  блокировки,  4  –  рычаг  штока;         
5,11  -  рычаги  подъемные;  6  -  вал  рычагов;  7,16,37  -  контргайки;  8,17,39  –  рукоятка;      
9  –  растяжка  (ограничитель  заглубления  плуга);  10  -  тяга  верхняя;  12  -  фиксатор 

верхней  тяги  при  транспортных  переездах;  13  -  скоба;  14  –  кольцо;  15  -  шарнир  с 

пальцем и чекой; 18,38 - раскосы; 19,21,27,40 – оси; 20,28 – тяги нижние; 22 – стре-

мянка; 23,24 – муфты; 25,26 – растяжки; 29,43 – пальцы; 30 – бугель; 31 – кронштейн;               
32 – стяжка; 33 - ось верхняя; 34 - головка цилиндрическая; 35 – упор; 36 – ось ниж-

няя;  41 – шплинт; 42 - проушина кронштейна; 44 – звено цепи растяжки  

 
206 

 

Рисунок 97 - Навесное устройство с крюковым захватом верхней тяги 

Регулировка положения рабочих органов машины (орудия) выполня-

ется  изменением  длины  верхней  тяги  10,  раскосов  18  и  38.  Изменение 
длины верхней тяги и раскосов выполняется вращением их регулировоч-
ных муфт при отвернутых на несколько оборотов контргайках 7,16 и 37. 
После регулировки контргайки затяните до упора. Удлинение верхней тя-
ги  и  раскосов  допускается  до  начала  выхода  прямоугольных  канавок 
резьбовых винтов за торец регулировочных муфт. 

Изменение длины раскосов может изменяться ступенчато за счет пе-

рестановки осей 19 и 40 в верхнее или нижнее отверстия винтов раскосов. 
При  работе  машины  (орудия)  в  нефиксированном  (плавающем)  верти-
кальном положении необходимо вынуть оси 19 и 40 из раскосов 18 и 38. 

При транспортных переездах, когда навесное устройство  не исполь-

зуется, верхнюю тягу закрепляйте на фиксаторе 12. 

В  транспортном  положении  навешенное  орудие  предохраняется  от 

раскачивания  двумя  перекрестно  расположенными  растяжками  25  и  26 
блокировки тяг, при этом боковое качание концов нижних тяг не должно 
превышать 10-20 мм. 

При длительных переездах  трактора  с навесной  машиной (орудием) 

поднимите навесное устройство и заблокируйте упорный рычаг 2 и рычаг 
штока  4  вместе  с  левым  подъемным  рычагом  5  пальцем  3  и  шплинтом. 
Перед опусканием навесного устройства палец 3 обязательно извлеките. 

Для принудительного заглубления рабочих органов машины (орудия) 

заблокируйте пальцами подъемные рычаги 5 и 11 с рычагами штока 4. 

При  работе  с  навесными  машинами  (орудиями)  для  ограничения 

опускания навесного устройства с присоединенной машиной (орудием) в 
рабочем  положении  применяется  растяжка  9  с  муфтой  23,  которая  кре-
пится к стремянке 22 правой нижней тяги 20 и проушине кронштейна ра-
мы 42 (см. вид А). Это позволяет догрузить задние колеса трактора за счет 
массы  сельхозмашины  и  вертикальной  составляющей  силы  заглубления 
орудия,  снизить  буксование,  повысить  производительность  агрегата  и 
снизить расход топлива. 

При  агрегатировании  трактора  с  широкозахватными  навесными  и 

полунавесными  орудиями,  для  обеспечения  ровного  их  опускания  и  хо-
рошей устойчивости в рабочем режиме, рекомендуется устанавливать две 
растяжки с обеих сторон (левую и правую) навесного устройства. 

Для  различных  условий  работы  конструкцией  навесного  устройства 

предусмотрено присоединение машины (орудия) к трактору по трехточеч-
ной (см. рисунок 97а) и двухточечной (см. рисунок 97б) схемам наладки. 

При  отгрузке  с  завода  навесное  устройство  устанавливается  по 

трехточечной схеме наладки. 

Трехточечная схема наладки. При работе с широкозахватными ма-

шинами,  подсоединенными  к  трактору  по  этой  схеме,  обеспечивается 

устойчивое положение машины (орудия) в поперечном направлении отно-

 

 

207 

сительно  трактора.  При  этой  наладке  навесного  устройства  головки  34 

нижних тяг 20 и 28 установлены в крайние положения на нижней оси 36 и 

закреплены  упорами  35.  Верхняя  тяга  9  установлена  по  оси  трактора,  а 

раскосы 18 и 38 - с правой стороны относительно подъемных рычагов 5 и 
11. 

Для обеспечения жесткой связи нижних тяг в поперечной плоскости, 

присоедините растяжки 25 и 26 крест на крест к скобам 13 и стремянкам 
22 нижних тяг и натяните их муфтами 24. 

Двухточечная схема наладки. При работе с машинами (орудиями), 

подсоединенными к трактору по этой схеме, обеспечивается большая ма-

невренность  агрегата  и  допускается  его  отклонение  от  прямолинейного 

пути или поворота не более 20° (по дуге большого радиуса) без подъема 

машины из рабочего положения в транспортное положение. 

При агрегатировании трактора с плугами с шириной захвата до 2,1 м 

головки 34 нижних тяг сдвиньте вместе и сместите вправо или влево со-

гласно рекомендаций раздела 4.2 относительно продольной оси трактора, 

закрепите  их,  установив  упоры  35  с  обоих  сторон  сдвинутых  головок. 

Верхнюю тягу 10 сместите в крайнее правое положение. При этом раско-

сы 18 и 38 закрепите с правой стороны относительно подъемных рычагов 

5 и 11. 

При  агрегатировании  трактора  с  плугами  с  шириной  захвата  более 

2,1 м головки 34 нижних тяг установите по продольной оси 36 трактора и 

закрепите упорами 35, а раскосы - с правой стороны относительно подъ-

емных рычагов 5 и 11. 

При ТО-2, а также при увеличении усилия во время вращения муфт 

(изменения длины) верхней тяги и раскосов, необходимо смазать резьбы 

винтов и муфт, для чего, вращая муфты из одного крайнего положения в 

другое,  удалите  с  винтов  чистой  ветошью  смоченной  дизельным  топли-

вом загрязнение и старую смазку, а затем нанесите на винты кистью тон-

кий слой смазки Литол-24.  

Навесное устройство с шаровым шарниром верхней тяги состоит 

из верхней оси 19 (см. рисунок 98) и вала 23 с подъемными рычагами 1 и 

16, верхней тяги 2, двух раскосов 4, нижней оси 15 с двумя цилиндриче-

скими головками 13, двух нижних тяг 7 и ограничительных растяжек 5 и 

28 с регулируемыми муфтами 11. 

Наворачиванием  или  отворачиванием  муфты  верхней  тяги  регули-

руют равномерность заглубления передних и задних рабочих органов ма-

шины  или орудия. При  транспортных  переездах,  когда  навесное  устрой-

ство  не  используется,  верхнюю  тягу  закрепляйте  фиксатором  3.  Нижние 

тяги 7 выполнены телескопичными, что облегчает надевание шаровой го-

ловки на цапфу присоединяемого орудия. Телескопичность обеспечивает-

ся при снятом пальце 6 фиксатора. Для фиксации телескопичности ниж-

них тяг 7 подайте трактор назад, вставьте пальцы 6 в совместившиеся от-

верстия и введите рукоятки пальца под фиксатор 12. 

 
208 

Нижние  тяги  с  подъемными  рычагами  соединены  раскосами.  Наво-

рачивая или отворачивая муфты раскосов и верхней тяги, установите ма-

шину или орудие в рабочее положение, как указано в руководстве по их 

эксплуатации  при  смещении  головок  нижних  тяг  вправо  или  закрепите 

раскосы  с  левой  стороны  относительно  подъемных  рычагов  5  и  11  при 

смещении головок нижних тяг влево. 

 

 

 

1 - рычаг подъемный правый; 2 - тяга верхняя; 3 - фиксатор верхней тяги; 4 - раскос; 
5 – растяжка (ограничитель заглубления плуга); 6 – палец  фиксатора; 7 – тяга ниж-

 

 

209 

няя; 8 - головка шаровая; 9 - винт; 10 - стремянка; 11 - муфта; 12 - фиксатор; 13 - го-
ловка  цилиндрическая;  14  -  упор;  15  -  ось  нижняя;  16  -  рычаг  подъемный  левый;      
17 - рычаг штока;  18  - палец  соединительный;  19  – ось верхняя;  20  -  палец  блоки-
ровки;  21  -  цилиндр;    22  -  рычаг  упорный;  23  -  вал  рычагов;  24  -  проушина  крон-
штейна рамы; 25 - шплинт; 26 - палец; 27 - звено цепи; 28 – растяжка 

 

Рисунок 98 - Навесное устройство с шаровым шарниром верхней тяги 

 

В  транспортном  положении  навешенное  орудие  предохраняется  от 

раскачивания  двумя  перекрестно  расположенными,  регулируемыми  по 

длине ограничительными растяжками, при этом боковое  качание  концов  

нижних  тяг не должно превышать 10-20 мм. 

При длительных переездах трактора с навесными машинами  подни-

мите навесное устройство и закрепите  упорный рычаг 22 и рычаг штока 

17  вместе  с  левым  подъемным  рычагом  16  пальцем  и  шплинтом.  Перед 

опусканием навесной системы палец обязательно снимите. 

Для  принудительного  заглубления  рабочих  органов  машины  или 

орудия  заблокируйте  пальцами  подъемные  рычаги  1  и  16  с  рычагами 

штока 17. 

Для  различных  условий  работы  конструкцией  навесного  устройства 

предусмотрено  присоединение  орудия  к  трактору  по  двухточечной  (см. 

рисунок 98а) и трехточечной (см. рисунок 98б) схемам наладки. 

Двухточечная  схема  наладки.  При  работе  с  машинами,  подсоеди-

ненными  к  трактору  по  этой  схеме,  обеспечивается  большая  маневрен-

ность агрегата и допускается его отклонение от прямолинейного пути или 

поворота не более 20° (по дуге большого радиуса) без подъема машины из 

рабочего положения в транспортное. 

При агрегатировании с плужными агрегатами с шириной захвата до 

2,1 м головки нижних тяг сместите вправо или влево согласно рекоменда-

ций раздела 4.2 относительно продольной оси трактора, (правый упор за-

крепите на предпоследней лыске на правой части нижней оси, левый – за 

сдвинутыми головками). Верхнюю тягу 2 сместите в крайнее правое по-

ложение.  При  этом раскосы 4  закрепите  с правой  стороны  относительно 

подъемных рычагов 1 и 16. 

При агрегатировании с плужными агрегатами с шириной захвата бо-

лее  2,1  м  головки нижних  тяг  установите  по продольной  оси  трактора и 

закрепите упорами 14, а раскосы - с левой стороны относительно подъем-

ных рычагов 1 и 16. 

Трехточечная схема наладки. При работе с широкозахватными ма-

шинами, подсоединенными к трактору по трехточечной схеме, обеспечи-

вается  устойчивый  ход  орудия  в  поперечном  направлении  относительно 

трактора. Для наладки навесного устройства по трехточечной схеме ниж-

ние тяги 7 установите в крайние  положения на нижней оси 15 и закрепи-

те упорами 14. Верхнюю тягу 2 установите по оси трактора, а раскосы 4 - 

с левой стороны относительно подъемных рычагов 1 и 16. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  24  25  26  27   ..