Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство - часть 24

 

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  22  23  24  25   ..

 

 

Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство - часть 24

 

 

 
186 

 

 

1 - водило; 2 - корпус; 3 - контргайка; 4 - картер; 
5  -  ступица;  6  -  полуось;  7  -  гайка;  8  -  шайба  
промежуточная;  9  -  колесо  зубчатое  эпицикли-
ческое; 10 - сателлит; 11 - колесо зубчатое сол-
нечное; 12 - крышка 

 

Рисунок 83 - Колесный редуктор 

 

-  отсоедините  вилку  карданного  вала  от  фланца  1  (см.  рисунок  82) 

главной передачи, отверните  шестнадцать  гаек и  снимите  главную  пере-

дачу в сборе; 

- проверьте зазор в конических подшипниках ведущего зубчатого ко-

леса, при необходимости, отрегулируйте их и установите ведущее зубча-

тое колесо, выдержав размер А=189±0,5 мм; 

Отрегулируйте  зацепление  конических  зубчатых  колес  и  зазоры  в 

подшипниках. Для этого: 

- отпустите болты крепления крышек 14 подшипников; 
- расстопорите регулировочные гайки 17; 
-  легким  постукиванием  по  ведомому  зубчатому  колесу  со  стороны 

зубьев подожмите кольцо подшипника к регулировочной гайке, при этом 

ведомое зубчатое колесо должно вращаться свободно от руки; 

- переместите регулировочную гайку 17 со стороны зубьев колеса до 

получения    натяга  в  подшипнике  и  отпустите  ее  на  2-3  стопорящих  вы-

ступа; 

- застопорите регулировочные гайки 17 замковыми шайбами 15, за-

стопорите болты крепления замковых шайб; 

- затяните до отказа болты крышек 14 подшипников; 
- проверьте боковой зазор в зацеплении конических зубчатых колес, 

который должен находиться в пределах 0,25-0,66 мм для новой пары. 

Для получения необходимого зазора в зацеплении без изменения за-

зоров в подшипниках: 

- отпустите болты крышек 14 подшипников и расстопорите регули-

ровочные гайки 17; 

-  увеличьте  или  уменьшите  боковой  зазор  в  зацеплении  конических 

зубчатых колес. При слишком малом боковом зазоре отпустите регулиро-

вочную  гайку  со  стороны  торца  ведомого  зубчатого колеса  на  один сто-

порящий выступ, а затем подтяните на один стопорящий выступ регули-

ровочную гайку, находящуюся со стороны зубьев ведомого зубчатого ко-

леса.  При  слишком  большом боковом зазоре  подтяните  регулировочную 

гайку  со  стороны  торца  ведомого  зубчатого  колеса  на  один  стопорящий 

 

 

187 

выступ, предварительно  отпустив на столько же регулировочную  гайку, 

находящуюся со стороны зубьев ведомого зубчатого колеса; 

- затяните до отказа болты крышек 14 подшипников, застопорите ре-

гулировочные гайки 17 замковыми шайбами 15, застопорите болты креп-

ления замковых шайб. 

Для получения требуемого зазора в подшипниках без изменения за-

зора в зацеплении: 

- отпустите болты крышки 13 подшипника и расстопорите регулиро-

вочную гайку 15 со стороны зубьев ведомого зубчатого колеса; 

- увеличьте или уменьшите зазор в подшипниках, отпустив или под-

тянув регулировочную гайку со стороны зубьев ведомого зубчатого коле-

са на один-два стопорящих выступа; 

-  затяните до отказа  болты  крышки 13 подшипника, застопорите ре-

гулировочные  гайку  15  замковой  шайбой  15,  застопорите  болты  крепле-

ния замковой шайбой. 

Проверьте и, при необходимости, отрегулируйте контакт по отпечат-

ку  на  рабочей  стороне  зуба  ведущего  и  ведомого  конических  зубчатых 

колес. Для этого зубья ведомого конического зубчатого колеса покройте 

тонким  слоем  краски.  Отпечаток  контакта  на  вогнутой  стороне  зуба  ве-

дущего зубчатого колеса должен составлять 50 % длины зуба и распола-

гаться на образующей начального конуса на расстоянии не более 9 мм от 

наружных кромок  зуба  у  меньшего  основания конуса.  На  выпуклой  сто-

роне  зуба  при  заднем  ходе  трактора  отпечаток  контакта  должен  состав-

лять  также  не  менее  50  %  длины  зуба  и  не  выходить  на  кромки  торцов 

зубьев. 

Правильное расположение отпечатка пятна контакта на зубьях веду-

щего и ведомого зубчатых колес показано в таблице 14. 

НАРУШАТЬ СПАРЕННОСТЬ ПРИРАБОТАННЫХ ЗУБЧАТЫХ 

КОЛЕС КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ! 

В случае выхода из строя одного из зубчатых колес главной передачи 

оба зубчатых колеса замените новыми. 

При  установке  новых  зубчатых  колес  или  при  сборке  после  замены 

каких  либо  деталей  в  условиях,  когда  невозможно  проверить  размер  А 
(см.  рисунок  82)  правильный  зазор  и  отпечаток  контакта  на  зубьях  уста-

навливайте, как показано в таблице 14. 

 

Таблица 14 

 

Отпечаток 

на поверхности зуба 

Способ достижения правильного зацепления зубчатых колес 

Движение 

вперед 

Задний 

ход 

 

 

 
188 

 

Правильный контакт конических зубчатых колес 

 

 

Придвиньте ведомое зубчатое колесо к ве-

дущему. Если при этом получится слишком 

малый боковой зазор между зубьями, ото-

двиньте ведущее зубчатое колесо 

 

 

Отодвиньте ведомое зубчатое колесо от ве-

дущего. Если при этом получится слишком 

большой боковой зазор между зубьями, при-

двиньте ведущее зубчатое колесо 

 

 

Придвиньте ведущее зубчатое колесо к ве-

домому. Если боковой зазор будет слишком 

мал, отодвиньте ведомое зубчатое колесо 

 

 

Отодвиньте ведущее зубчатое колесо от ве-

домого. Если боковой зазор будет слишком 

велик, придвиньте ведомое зубчатое колесо 

 

 

5.4.8 Регулировка подшипников колесных редукторов 

 

Зазор в подшипниках проверяйте в поднятом положении колеса по-

качиванием и перемещением его в осевом направлении. Если ощущается 

свободное перемещение колеса, отрегулируйте подшипники: 

- слейте масло; 
-  поднимите  домкратом  колесо,  заблокируйте  вращение  остальных 

колес, подложите надежную подставку и освободите домкрат; 

- отвернув гайки, снимите колесо, тормозной барабан и водило 1 (см. 

рисунок 83) с корпусом и сателлитами 10; 

- выньте солнечное зубчатое колесо 11 с полуосью 6; 
- отверните контргайку 3 и снимите промежуточную шайбу 8; 
-  затяните  гайку  7  до  тугого  вращения  картера  4,  поворачивая  при 

этом картер в обоих направлениях, чтобы ролики равномерно расположи-

лись по коническим поверхностям колец, затем отверните гайку примерно 

на  45°.  Затяжку  подшипников  контролируйте  ручными  пружинными  ве-

сами.  Для  этого  крючок  весов  зацепите  за  отверстие  картера  и,  воздей-

ствуя на другой конец весов, плавно проворачивайте картер.  

Показания весов должны быть в пределах 11,6-19,2 кгс, что соответ-

ствует моменту сопротивления вращению 24-40 Н·м (2,4-4,0 кгс·м); 

- наденьте промежуточную шайбу 8 так, чтобы усики шайбы легли на 

одну из граней или охватили одну из вершин пересечения граней гайки 7; 

- затяните моментом 300-350 Н·м (30-35 кгс·м) контргайку 3 и про-

верьте правильность регулировки по моменту сопротивления вращения 

колес; 

- соберите колесный редуктор в обратной последовательности. 

 

5.4.9 Регулировка стояночного тормоза 

 

 

189 

 

Правильно отрегулированный стояночный тормоз должен надежно 

тормозить трактор на уклоне не менее 20°. 

Регулируйте тормоз следующим образом: 
-  убедитесь  в  том,  что  давление  воздуха  в  пневмосистеме  выше 

0,5±0,05 МПа (5±0,5 кгс/см

2

); 

- растормозите тормоз. Для растормаживания стояночного тормоза 

необходимо фиксатор 2 (см. рисунок 84) оттянуть вверх и отпустить руко-

ятку 1. Перевод рукоятки в крайнее переднее положение "расторможено" 

осуществляется автоматически под действием возвратной пружины; 

 

 

 

1 – рукоятка; 2 – фиксатор; 3 – кран тормозной обратного действия; 4 – верхняя сек-

ция  тормозного  крана;  5  –  тройник;  6  –  датчик  аварийного  давления  воздуха;            
7  –  пневмоаккумулятор;  8  –  вилка;  9  –  кронштейн;  10  –  тяга;  11  –  кронштейн;          
12 – пружина оттяжная; 13 – лента тормозная; 14 – кронштейн; 15 – палец; 16 – ба-

рабан; 17 – тяга; 18 – гайка регулировочная;  19 – колодка; 20 – болт регулировоч-

ный 

 

Рисунок 84 – Привод управления стояночным тормозом 

- замерьте щупом зазор между барабаном 16 и колодками 19 тормоз-

ной  ленты.  Зазор должен быть 1,0-1,5 мм  по  всей  окружности,  при  этом 

пальцы 15 должны упираться в торцы пазов кронштейна 14 стояночного 

тормоза; 

- отрегулируйте величину зазора и его равномерность гайкой 18 и ре-

гулировочными  болтами  20.  Длину  тяги  10  регулируйте  вилкой  8,  при 

этом пальцы 15 должны упираться в торцы пазов кронштейна 14. 

 
190 

При  значительном  износе  колодок  тормозной  ленты  и  невозможно-

сти добиться необходимого зазора указанным способом замените тормоз-

ные колодки 19, после чего выполните регулировку. 

Для затормаживания трактора механизмом стояночного тормоза по-

тяните и установите рукоятку 1 в кране заднее положение. 

При отсутствии воздуха в пневмосистеме регулировку стояночного 

тормоза производите с помощью воздуха давлением 0,5 МПа (5,0 кгс/см

2

), 

поступающего от внешнего источника, подсоединенного через кран отбо-

ра воздуха на воздушном баллоне. 

ВНИМАНИЕ! РАЗБОРКУ ПНЕВМОАККУМУЛЯТОРА ПРО-

ИЗВОДИТЕ ТОЛЬКО С ПОМОЩЬЮ ПРЕССА, ТАК КАК НАХО-

ДЯЩАЯСЯ ВНУТРИ ПРУЖИНА СЖАТА ДО УСИЛИЯ 300 КГС.

 

 

5.4.10 Регулировка колесных тормозов 

 

Увеличение  хода  штока  тормозной  камеры  связано  с  износом  коло-

док и тормозного барабана. Ход штока проверяйте линейкой (см. рисунок 
85) при номинальном давлении воздуха в пневмосистеме, нажимая на пе-

даль тормоза. Ход штока должен быть в пределах 15-20 мм, разность хо-

дов штоков для правого и левого тормозов не должна быть более 3 мм. 

 

 

 

1 – ось червяка регулировочного рычага 

 

Рисунок 85 - Проверка хода штока тормозной камеры 

 

 

Если ход штока 5 (см. рисунок 48) тормозной камеры 6 больше 35 мм, 

произведите  неполную  регулировку тормозов поворотом оси 1 (см. рису-

нок 85) червяка регулировочного рычага, установив ход штока 15-20 мм. 

Убедитесь, что при включении и выключении подачи сжатого воздуха 

штоки тормозных камер перемещаются быстро без заеданий. 

При  замене  фрикционных  накладок  или  нарушении  установки  осей 

тормозных  колодок  произведите  полную  регулировку  тормозов  в  следу-

ющем порядке: 

- проверьте и, при необходимости, отрегулируйте подшипники колес-

ного редуктора; 

-  ослабьте  гайки  эксцентриковых  осей  2  (см.  рисунок  48)  колодок. 

Поверните оси колодок метками одна к другой. Метки должны находить-

ся на наружных сторон торцев осей; 

- нажимая на регулировочный рычаг 8 в сторону хода штока тормоз-

ной камеры, разведите колодки до прижатия их к тормозному барабану 1; 

- поверните оси колодок 2 до упора в одну и другую сторону, устано-

вите  их  в  среднее  положение,  обеспечив  плотное  прилегание  колодок  к 

тормозному барабану; 

 

 

191 

- зазор между колодкой и тормозным барабаном должен быть не бо-

лее  0,2  мм,  проверьте  его  щупом  при  снятых  колесах  на  расстоянии  20-  

30 мм от наружных концов накладок; 

- затяните гайки осей 2 колодок, не допуская их поворота. Отпустите 

регулировочный рычаг 8; 

- произведите неполную регулировку тормозов; 
-  убедитесь,  что  в  расторможенном  состоянии  барабаны  вращаются 

равномерно и свободно, не касаясь колодок. 

Проверьте  в  движении  одновременность  работы  всех  тормозов  и 

убедитесь  в  отсутствии  нагрева  тормозных  барабанов  при выключенных 

тормозах, при необходимости повторите регулировку. 

 

5.4.11 Регулировка механизмов пневматической системы 

 

Регулятор  давления  4  (рис.  50)  регулируйте,  если  давление  включе-

ния  компрессора  ниже  0,65  МПа  (6,5  кгс/см

2

)    или  выключения  -  выше  

0,8 МПа (8,0 кгс/см

2

). 

Давление включения компрессора регулируйте регулировочным бол-

том 17 (см. рисунок 86). 

 

 

 

1 - гайка;   2 - насадка;   3 – крышка;            
4 - корпус; 5,6 - пружины; 7 – корпус 
верхний; 8 - крышка регулировочная;    
9 - шайба центрирующая;  10 – 
диафрагма; 11 - поршень; 12 - пружина 
клапана; 13 - прокладка; 14 – клапан 
обратный; 15 - клапан разгрузочный;  
16 - прокладка; 17 - болт 
регулировочный; А,Б,В – полости 

 

Рисунок 86 - Регулятор давления 

 

Давление выключения компрессора регулируйте путем заворачива-

ния или выворачивания регулировочной крышки 8. 

Регулировку регулятора давления должен выполнять квалифициро-

ванный механик на специальном стенде. 

Привод тормозного крана регулируйте соединительной муфтой тяги 

при нарушении величины свободного хода тормозной педали, а также по-

сле установки кабины или тормозного крана. Свободный ход педали тор-

моза должен быть 25-55 мм. Упор педали в ее исходном положении дол-

жен касаться пола кабины с наружной стороны, а рычаг 4 (см. рисунок 87) 

должен упираться в болт 31. Свободный ход педали проверяйте при нали-

 
192 

чии сжатого воздуха в пневматической системе. Для увеличения свобод-

ного хода удлините тягу, для уменьшения – укоротите. 

Для проверки работы тормозного крана резко нажмите до упора ры-

чаг 4. Давление в тормозных камерах трактора (стрелка Б) должно резко 

возрасти  от  ноля  до  давления  в  системе  (стрелка  В),  а  давление  в  маги-

страли прицепа (стрелка А) должно упасть до ноля. При удержании рыча-

га в этом  положении  утечки  воздуха не должно быть.  После проверки 

резко отпустите рычаг. При этом давление в тормозных камерах должно 

резко упасть до ноля, а в магистрали прицепа  -  возрасти  до  величины  

не менее 0,49 МПа (4,9 кгс/см

2

). 

Проверьте работу секции прицепа рычагом 32, а также работу вклю-

чателя сигнала "стоп". При давлении 0,02-0,08 МПа (0,2-0,8 кгс/см

2

) диа-

фрагма прогибается и прижимает подвижный контакт 21 к неподвижному 

контакту 20, замыкая электроцепь лампы стоп-сигнала. 

 

 

 

1 - тяга тормозного крана; 2 - чехол тяги; 3 - крышка корпуса рычагов; 4 – рычаг дву-

плечий; 5 - пружина уравновешивающая; 6 - направляющая штока; 7 - шток; 8 - кор-

пус; 9 - диафрагма с седлом выпускного клапана; 10 - клапан выпускной; 11 - пружи-

на  клапана;  12  -  седло  впускного    клапана;  13  -  клапан  впускной;  14  -  пробка;            
15  -  крышка;  16  -  пружина  диафрагмы;  17  -  диафрагма  включателя  "Стоп-сигнала"; 
18 - шина контактная; 19 - пружина контакта соединительная; 20 - болт контактный; 
21 - основание контакта; 22 - колодка контактная; 23 - канал; 24 - пружина уравнове-

шивающая; 25 - стакан; 26 - рычаг малый; 27 - корпус рычагов; 28 – болт регулиро-

вочный  рычага  ручного  привода;  29  -  болт  регулировочный  хода  штока;  30  -  валик 

рычага ручного привода; 31 - болт регулировочный; 32 - рычаг ручного привода 

 

Стрелками указано направление подачи воздуха: А - в магистраль прицепа; Б - к 

тормозным камерам трактора; В - от воздушного баллона; Г - от крана управления 

стояночным тормозом; Д - окно, соединенное с атмосферой 

 

Рисунок 87 - Тормозной кран (комбинированный) 

5.4.12 Проверка и регулировка торцового зазора в горизонталь-

ном шарнире рамы 

 

 

193 

 

Рама трактора швеллерная, состоит из двух полурам передней и зад-

ней, соединенных между собой вертикальным и горизонтальным шарни-

рами. Вокруг осей 2 (см. рисунок 88) вертикального шарнира происходит 

взаимный  поворот  полурамы  на  30°  вправо  или  влево  в  горизонтальной 

плоскости. Вокруг трубы 7 горизонтального шарнира полурамы могут по-

ворачиваться в вертикальной плоскости на 15° вверх и вниз. 

Для блокировки шарниров рамы в корпусе 9, бугеле 8 горизонтально-

го шарнира, кронштейне 14 и нижней полке правого переднего лонжерона 
сделаны отверстия 

34 мм. 

При возникновении ударов, стуков в горизонтальном шарнире рамы, 

проверьте торцовый зазор между корпусом 9 и задней опорой 5 шарнира, 

который должен не более 5 мм. 

 

 

 

а - шарнир рамы двойной; 1 - масленка; 2 - ось; 3 - опора шарнира передняя; 4 - коль-

цо проставочное; 5 - опора шарнира задняя; 6 - полукольцо; 7 - труба; 8 - бугель зад-

ней  опоры  шарнира;  9  -  корпус  шарнира;  10  -  стопор;  11  -  часть  рамы  передняя;        
12 - кронштейн; 13 - поперечина; 14 - кронштейн; 15 – часть рамы задняя; 16 - крон-

штейн правый; 17 - кронштейн  левый; 18 - болт; 19 – кронштейн заднего моста ле-

вый; 20 - кронштейн заднего моста правый; 21 - гайка; А,Б – зазор 

 

Рисунок 88 - Рама 

 

Для определения величины торцового зазора выполните следующее: 
- подложите подставки снаружи под передние и задние колеса; 
- поднимайте домкратом переднюю опору 3, пока зазоры "А" и "Б" 

станут одинаковыми; 

- замерьте зазор. 

При величине торцового зазора более 5 мм, установите трубу 7 про-

ставочные кольца 151.30.162-1

толщиной 2 мм в количестве обеспечива-

ющим величину зазора была не более 2 мм; для этого: 

- отсоедините кардан привода редуктора ВОМ от промежуточной 

опоры; 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  22  23  24  25   ..