Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство - часть 23

 

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  21  22  23  24   ..

 

 

Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство - часть 23

 

 

 
178 

ключенной  муфте  сцепления,  заключается  в  изменении  длины  тяги,  со-
единяющей рычаг управления муфтой сцепления  с рычагом валика бло-
кировки. Для изменения длины тяги: 

- отсоедините тягу 6 (см. рисунок 75) от рычага 1 валика блокировки; 
- выжмите полностью педаль 7 муфты сцепления; 

установите валик блокировки так, чтобы ось симметрии рычага ва-

лика совпала с ребром указателя 3 на крышке отсека первого диапазона, и 

отрегулируйте длину тяги, сворачивая или наворачивая вилку 4; 

 

 

 

1 - рычаг; 2 - палец; 3 - указатель; 4 - вилка; 5 - контргайка; 6 - тяга; 7 - педаль муфты 

сцепления 

 

Рисунок 75 - Схема регулировки механизма блокировки переключения 

диапазонов 

 

- соедините тягу 6 с рычагом 1 и проверьте включение всех диапазо-

нов  при  полностью  выжатой  педали  муфты  сцепления.  Переключение 

должно  производиться  свободно, без заеданий. Затем зашплинтуйте па-

лец 2 и затяните контргайку 5. 

Привод переключения передач регулируйте изменением длины, тяги 

соединяющий  рычаг  переключения  передач  с  рычагом  валика  распреде-

лителя переключения передач.  

Для  регулировки  привода  переключения  передач  на  тракторе  c 

трехдиапазонной коробкой передач: 

-  рычаг  11  (см.  рисунок  71)  переключения  передач  установите  в 

крайнее переднее положение "от себя", что соответствует включению IV 

передаче, а рычаг 25 управления золотником распределителе переключе-

ния  передач  установите  в  крайнее  нижнее  положение  (см.  рисунок  76), 

соответствующее  IV  передаче,  и  соедините  рычаг  11  (см.  рисунок  71)  и 

рычаг 25 тросом 22; 

 

 

 

 

179 

 

Рисунок 76 - Положения рычага управления золотником распределителя 

при переключении передач 

 

-  закрепите  трос  22  на  полу  кабины  так,  чтобы  гайки  19  крепления 

троса  были  максимально  приближены  к  направляющей  штока  троса 
управления; 

-  отрегулируйте  привод  управления  гайками  23  крепления  троса  на 

кронштейне, удлиняя или укорачивая оболочку троса. При правильно от-
регулированном  приводе  должны ощущаться  фиксированные положения 
I и IV передач, при этом пальцы 10 и 27 должны проворачиваться свобод-
но без натяга. 

Для  регулировки  привода  переключения  передач  на  тракторе  c 

четырехдиапазонной коробкой передач: 

- рычаг 1 (см. рисунок 77) переключения передач установите в край-

нее  положение  "от  себя",  что  соответствует  включению  III  передаче,  а 
рычаг  14  управления  золотником  распределителе  переключения  передач 
установите в крайнее нижнее положение (см. рисунок 76), соответствую-
щее III передаче, и соедините рычаг 4 (см. рисунок 77) блока управления 
и рычаг 14 тросом 11; 

закрепите  трос  11  на  полу  кабины  так,  чтобы  гайки  10  крепления 

троса  были  максимально  приближены  к  направляющей  штока  троса 
управления; 

 

 

 

 
180 

1 – рычаг переключения передач; 2 - болт; 3 – блок управления привода переключе-

ния передач; 4 – рычаг; 5,17 – палец; 6,16 – вилка; 7,10,13,15 – гайки; 8 – шайба спе-

циальная; 9 - крышка; 11 – трос управления; 12 – кронштейн; 17 – рычаг управления 

золотником распределителя переключения передач 

 

Рисунок 77 – Привод управления четырехдиапазонной коробки передач

 

 

- - отрегулируйте привод управления гайками 13 крепления троса на 

кронштейне, удлиняя или укорачивая оболочку троса. При правильно от-

регулированном приводе  должны ощущаться  фиксированные положения 
III  передачи  и  передачи  заднего  хода,  при  этом  пальцы  5  и  17  должны 

проворачиваться свободно без натяга. 

После регулировки может возникнуть необходимость в уменьшении 

или  увеличении  усилия  на  рычаге  переключения  передач.  Регулировка 

усилия производится регулировочным винтом 6 (см. рисунок 78) распре-

делителя переключения передач, застопоренным контргайкой 5. 

Разборку  и  сборку  сборочных  единиц  гидравлической  системы  ко-

робки передач должны производить только квалифицированные механики 

в чистом помещении. 

Распределитель  переключения  передач  кранового  типа  обеспечивает 

направление потока масла в одну из четырех гидромуфт. Устанавливается 

на хвостовике вторичного вала и крепится к передней стенке корпуса ко-

робки передач. 

На  тракторе  с  трехдиапазонной  коробкой  передач  устанавливается 

распределитель  переключения  передач  (см.  рисунок  78),  который  имеет 

четыре фиксированных рабочих положения (см. рисунок 76), а на тракто-

ре с четырехдиапазонной коробкой передач устанавливается распредели-

тель, имеющий пять фиксированных положений. 

 

 

 

 

 

181 

1 – вал вторичный; 2 – корпус распределителя; 3 – сектор; 4 – золотник; 5 – контр-

гайка; 6 – винт регулировочный; 7 – колпачок; 8 – пружина фиксатора; 9 – фикса-

тор;  10  –  крышка  боковая;  11  –  пробка;  12  –  пружина;  13  –  шарик;  14  –  клапан 

подпитки;  15  –  делитель  потока;  16  –  пробка–ограничитель;  17  –  клапаны  пере-

бросные; А – клапан подпитки и делитель потока; Б  - метки; В – замок уплотни-

тельного кольца. 

 

Рисунок 78 – Распределитель переключения передач трехдиапазонной 

коробки передач 

 

Распределитель  переключения  передач  четырехдиапазонной  короб-

кой  передач  отличается  от  распределителя  переключения  передач  трех-

диапазонной коробкой передач отсутствием пружины 12 (см. рисунок 78), 

шарика 13, клапана подпитки 14 и делителя потока 15, золотник 4 имеет 

свою оригинальную конструкцию. 

Каждое  положение  золотника  4  фиксируется  роликовым  фиксато- 

ром 9. Усилие, необходимое для переключения передач, регулируют вин-

том 1. Золотник 4 и сектор 3 установлены строго по меткам "Б", нанесен-

ным на торцах зубчатого венца золотника и среднего зуба сектора. 

В боковой крышке 10 расположены три перебросных клапана 17, ко-

торые в сочетании с клапаном подпитки 14 и делителем потока 15 и поз-

воляют  переключать передачи трехдиапазонной коробкой передач на хо-

ду под нагрузкой без разрыва передаваемого потока мощности, в момент 

переключения  давление  подпитки  составляет  0,45-0,65  МПа  (4,5-    6,5 

кгс/см

2

).  На  четырехдиапазонной  коробкой  передач  переключение  пере-

дач происходит с разрывом передаваемого потока мощности. 

При разборке и сборке распределителей и насоса не допускайте пере-

комплектовки  деталей  с  аналогичными  деталями  других  тракторов,  так 

как они подбираются селективно. При сборке распределителя переключе-

ния  передач  золотник  и  сектор  совместите    метки  "Б",  нанесенные  на 

торце  у  впадины  зубчатого  венца  золотника 4 и  среднем зубе  сектора  3, 

при этом метки и шпонка расположены в вертикальной плоскости. Несов-

падение меток ведет к выходу из строя гидроподжимных муфт. 

Перепускной  распределитель  отрегулирован  на  заводе.  Перерегули-

ровку его производите при понижении давления масла в гидросистеме из-

за износа рабочих поверхностей деталей гидросистемы коробки передач. 

Регулируйте давление винтом 3 (см. рисунок  40). После регулировки  за-

контрите винт 3 гайкой 4 и закройте колпачком 5, зашплинтуйте пробки 2 

и 12, колпачок 5, корпус 9 проволокой. 

При сборке вторичного вала и гидроподжимных муфт коробки пере-

дач  обеспечьте  совмещение  маслопроводов  для  соответствующих  пере-

дач.  Для  этого  установите  гидроподжимные  муфты  так,  чтобы  одна 

стрелка, набитая на задней муфте (см. рисунок 79), и две стрелки, наби-

тые на передней муфте, были направлены по ходу трактора и располага-

лись вверху, а риска на переднем торце вала, совпадающая с маслопрово-

дом второй передачи, была обращена вверх. 

Для обеспечения правильной сборки затягивайте втроичный вал сна-

чала гайкой, расположенной справа, а затем болтом. 

 
182 

 

 

 

Рисунок 79 - Установка гидроподжимных муфт 

5.4.5 Проверка работы и регулировка механизма блокировки пуска 

двигателя стартером 

 

В конструкции коробки передач предусмотрен механизм блокировки, 

предотвращающий пуск двигателя стартером при включенном диапазоне. 

Для проверки исправности работы механизма блокировки пуска дви-

гателя: 

- затормозите трактор стояночным тормозом; 
- установите рычаг переключения диапазонов в положение "Пуск 

двигателя" и, удерживая его, включите стартер без подачи топлива. 
Стартер должен включиться; 

- выведите рычаг из положения "Пуск двигателя" и включите стар-

тер поочередно на всех диапазонах. Стартер не должен включаться. 

Если стартер не включается в положении рычага "Пуск двигателя" 

или  включается  в  другом  любом  положении,  отрегулируйте  механизм 
блокировки в такой последовательности: 

- ослабьте четыре зажима крепления крышки пола и снимите крышку; 
- отсоедините два провода от выключателя 1 (рисунок 80) и, изменяя 

количество регулировочных прокладок 2, добейтесь, чтобы стартер вклю-
чался  только  при  установке  рычага  переключения  диапазонов  в  положе-
ние "Пуск двигателя" 

 

 

1 – выключатель; 2 – прокладка регулировочная 

 

Рисунок 80 

– 

Механизм блокировки пуска 

двигателя стартером (рычаг переключения 
диапазонов в положении "Пуск двигателя")

 

 

5.4.6 Регулировка положения заднего моста на раме 

 

 

 

183 

Для  обеспечения  работоспособности  карданной  передачи  привода 

заднего моста необходимо выдерживать равенство углов перегиба шарни-
ров задней двойной вилки. Положение заднего моста на раме устанавли-
вается специальным приспособлением при сборке трактора на заводе. По-
сле  установки  моста  на  верхних  плоскостях,  слева  и  справа,  в  местах  А 
(см. рисунок 81) вдоль сопрягаемых внешних кромок кронштейне нанесе-
ны метки-риски. 

Во время эксплуатации при ослаблении затяжки болтов 4 подтягивай-

те их так, чтобы метки совпали (исходили из одной точки). 

При замене заднего моста, трубы горизонтального шарнира или зад-

ней полурамы отрегулируйте положение главной передачи заднего моста 
относительно вала промежуточной опоры с помощью приспособления. 

Допускается  несовпадение  стрелок  приспособления  не  более  2  мм. 

После регулировки нанесите метки. 

 

 

1  -  фланец  вала  промежуточной  опоры  (подвижный);  2  -  фланец  главной  передачи 

заднего моста (неподвижный); 3 - бугель; 4 – болт; А – место нанесения меток 

 

Рисунок 81 - Установка заднего моста

 

 

5.4.7 Регулировка зазора в конических подшипниках и контакта 

зацепления зубчатых колес главных передач 

 

Зазор в подшипниках 8 и 24 (см. рисунок 82) вала ведущего зубчато-

го  колеса  проверяйте  индикаторным  приспособлением,  перемещая  веду-

щее зубчатое колесо в осевом направлении из одного положения в другое. 

Если  приспособления  нет,  необходимость  в  регулировке  подшипников 

проверяйте покачиванием ведущего зубчатого колеса за фланец кардана в 

радиальном и осевом направлениях. 

 

 
184 

 

 

1 - фланец; 2 - гайка; 3 - шплинт; 4 - шайба; 5 - болт; 6 - стакан; 7 - колесо зубчатое ве-

дущее; 8,13,24 - подшипник; 9 - корпус главной передачи; 10 – корпус моста; 11 - ко-

лесо зубчатое ведомое; 12 - дифференциал; 14 - крышка подшипника; 15 - шайба зам-

ковая;  16  -  полуось;  17  -  гайка  регулировочная;  18,20  -  прокладка  регулировочная; 
19,22 - болт; 21 – шайба упорная; 23 - крышка 

 

Рисунок 82 - Главная передача 

При свободном перемещении вала ведущего зубчатого колеса в ко-

нических подшипниках отрегулируйте их следующим образом: 

- отсоедините фланец вилки карданной передачи, для чего отверните 

гайки и выньте болты из фланца 1;  

- отверните болты 22 крепления стакана к корпусу 9 главной передачи; 
-  действуя  двумя    длинными    болтами    5    как  съемниками,  выньте 

стакан 6; 

-  не  разбирая  стакана, проверьте правильность  установки набора ре-

гулировочных  прокладок  22  между  подшипниками.  Для  этого  зажмите 
фланец стакана, а гайку 2 хвостовика вала ведущего колеса расшплинтуй-
те и затяните до отказа. Если прокладок больше, чем требуется, ведущее 
зубчатое колесо 7 свободно проворачивается за фланец 1 и ощущается пе-
ремещение  его  в  подшипниках.  Если  прокладок  недостаточно,  затягива-
ние  гайки  вызывает  перетяжку  подшипников,  вследствие  чего  ведущее 
зубчатое колесо  проворачивается очень туго или совсем не проворачива-
ется. В этом случае отрегулируйте подшипники, то есть правильно подбе-
рите толщину набора регулировочных прокладок, для чего изменяйте ко-
личество прокладок в несколько приемов, чтобы получить в подшипниках 
необходимый натяг; 

 

 

185 

- отверните гайку 2, снимите шайбу 4, фланец 1, крышку 23 корпуса с 

манжетами, внутреннее кольцо подшипника 24; 

- выньте или добавьте, при необходимости, одну или несколько про-

кладок; 

- соберите стакан в обратном порядке, не надевая крышку 23, и затя-

ните гайку 2 до отказа, чтобы одна из ее прорезей совпадала с отверстием 
для  шплинта.  При  затягивании  гайки  проворачивайте  ведущее  зубчатое 
колесо за фланец, чтобы ролики подшипника заняли правильное положе-
ние относительно обоих колец; 

-  проверьте  затяжку  подшипников.  Натяг  в  подшипниках  должен 

быть отрегулирован так, чтобы момент сопротивления вращению ведуще-
го колеса без манжет был 1,4-6,0 Н·м (0,14-0,6 кгс·м). Контролируйте за-
тяжку  подшипников  динамометрическим  ключом  или  ручными  пружин-
ными весами. Для этого зажмите стакан 6 в тиски, зацепите крючок пру-
жинных весов за отверстие фланца и плавно проворачивайте ведущее ко-
лесо.  Показания  пружинных  весов  должны  быть  в  пределах  2,3–10  кгс. 
Если  величина  сопротивления  вращению  находится  в  указанных  преде-
лах, на торцы вала и гайки нанесите керном метки, чтобы заметить поло-
жение гайки относительно торца; 

- отверните гайку, поставьте на место крышку и затяните гайку до 

положения, отмеченного керном. 

ВНИМАНИЕ! После регулировки зазора в подшипниках ведуще-

го  зубчатого  колеса    для  обеспечения  правильного  зацепления  вы-
держивайте  размер  А=189±0,5  мм,  который  измеряется  между  осью 
ведомого зубчатого колеса и заплечиками ведущего зубчатого колеса 
(торцом внутреннего кольца подшипника). 

Для получения размера А выньте необходимое количество прокладок 

16 (при установке новых подшипников возможно добавление прокладок). 

В процессе работы трактора вследствие износа подшипников и зубь-

ев зубчатых колес боковой зазор в главной паре увеличивается. Первона-

чальный зазор при сборке главной передачи с новыми колесами установ-

лен в пределах 0,25-0,66 мм. В дальнейшем зазор между зубьями не регу-

лируйте  до  полного  износа  главной  пары,  регулируйте  только  зазор  в 

подшипниках. 

Зазор в подшипниках ведомого зубчатого колеса (дифференциала) и 

боковой  зазор  в  зацеплении  конических  зубчатых  колес регулируйте  од-

новременно следующим образом: 

-  слейте  масло  из  картера  моста  и  колесных  редукторов,  затем  сни-

мите с картеров колесных редукторов крышки 12  (см. рисунок 83) и вы-

ньте из редукторов солнечные зубчатые колеса 11 с полуосями 6; 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  21  22  23  24   ..