Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство - часть 19

 

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  17  18  19  20   ..

 

 

Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство - часть 19

 

 

 
146 

Наряду с охватываемой полумуфтой  HP10-2-X0041 для подсоедине-

ния гидросистем агрегатируемых с трактором машин можно использовать 
охватываемые  полумуфты  HP10-2-X0048  и  НР10-2-AGF-08  с  резьбой 
штуцера соответственно М27×1,5 и G 

1

/

2

". 

В  процессе  эксплуатации  своевременно  производите  промывку  за-

правочного  фильтра,  замену  фильтрующего  элемента  магистрального 
фильтра и замену масла в баке гидравлической системы. 

В баке гидравлической системы  трактора установлены два фильтра: 

магистральный, через который проходит все масло, идущее от распреде-
лителя на слив в бак, и заправочный. 

Для замены фильтрующего элемента 17 магистрального фильтра 

(см. рисунок 58) отверните четыре болта 13, снимите крышку 10, выньте 
пружину 11, ограничитель 14, клапан 12, фильтрующий элемент 17 и кор-
пус  19  фильтра  с  уплотнительными  кольцами 15,  16 и  24.  Промойте  все 
детали фильтра, кроме фильтрующего элемента и резиновых колец, в ди-
зельном  топливе,  установите  новый  фильтрующий  элемент  и  соберите 
фильтр в обратной последовательности. 

 

 

 

 

1  -  сапун;  2  –  защелка;  3  -  фильтр  заправочный;  4,6,9,26  –  прокладка; 
5,8- пробка;     7 – крышка горловины; 10 – крышка фильтра; 11 - пру-
жина клапана; 12 - клапан предохранительный; 13,18 - болт; 15,16,21, 24 

 

 

147 

–  кольцо  уплотнительное;  16  –  ограничитель;  17  -  элемент  фильтрую-
щий;  19  –  корпус  фильтра;  20  –  экран;  22  –  стекло;  23  –  гайка;  25  – 
пробка сливная; 27 – корпус бака 

 

Рисунок 58 - Бак 

 
Для промывки заправочного фильтра отверните болты 18, сними-

те крышку 7, выньте фильтр 3, промойте его в дизельном топливе и уста-
новите на место. 

Для промывки сапуна 1 снимите и разберите его, сняв защелки 2 и 

крышку, промойте детали в дизельном топливе. Соберите сапун и устано-
вите его на место. 

Масло  заливайте  в  бак  через  заправочный  фильтр  до  центра  цен-

трального отверстия экрана 20 смотрового окна с помощью заправочного 
агрегата (ведра и воронки), отвернув большую пробку 5 или с помощью 
нагнетателя масла, отвернув малую пробку 8. Уровень масла в баке  дол-
жен быть в пределах центрального отверстия экрана 22 смотрового окна. 

Для  удаления  воздуха  из  гидравлической  системы  расстопорите 

навесное устройство, включите насос гидросистемы, запустите двигатель 

и произведите десятикратный перевод рычага  распределителя   управле-

ния 

навесным устройством из положения "Подъем" в положение "Опускание 

принудительное".  Установите  рычаг  распределителя  в  нейтральное  по-

ложение,  остановите  двигатель,  проверьте  уровень  масла  в  баке  и,  при 

необходимости дозаправьте. 

При  подсоединении  к  гидросистеме  трактора  гидрофицированных 

машин  выполните  аналогичные  работы  с  рычагами  распределителя 

управления выносными гидроцилиндрами. 

 

5.3.10 Обслуживание подвески 

 

Подвеска  переднего  моста  представляет  собой  полуэллиптические 

рессоры 6 (см. рисунок 59), соединенные с мостом стремянками 4, а с ра-

мой  -  через  резиновые  подушки  7.  Динамический  ход  переднего  моста 

вверх ограничен двумя резиновыми буферами 5.  

 
148 

 

 

1 – крышка переднего кронштейна рессоры; 2 – гайка; 3 – подкладка; 4 – 

стремянка;        5  -  буфер;  6  –  рессора;  7  –  подушка;  8  -  крышка  заднего 

кронштейна  рессоры    9  –  амортизатор;  10  –  кронштейн;  11  –  ось;  12  - 

шплинт пружинный 

 

Рисунок 59 – Подвеска передняя 

 

Для улучшения плавности хода трактора в подвеске переднего моста 

установлены телескопические амортизаторы 9 двухстороннего действия. 

Задний мост жестко закреплен на кронштейнах 16 (см. рисунок 88) и 

17 рамы трактора. 

При  техническом  обслуживании  трактора  необходимо  проверять  за-

тяжку гаек 2 (см. рисунок 59) и стремянок 4. 

При правильной эксплуатации амортизаторы не требуют регулировки 

и дозаправки масла. 

При  необходимости  разбирайте  амортизаторы  только  в  ремонтных 

мастерских. 

 

5.3.11 Накачивание шин и перестановка колес на тракторе 
 

Во  время  эксплуатации  проверяйте  давление  воздуха  в  шинах  шин-

ным  манометром.  Давление  должно  соответствовать  виду  выполняемых 

работ (см. подраздел 4.1). 

Накачивайте воздух в шины в следующем порядке: 
- присоедините к крану отбора воздуха (на правом воздушном бал-

лоне) конец шланга с гайкой-барашком, предварительно слив конденсат 

из баллона; 

- присоедините противоположную головку шланга к вентилю шины, 

откройте кран отбора воздуха и накачайте шину (при работающем двига-

теле)  до  необходимого  давления  (см.  подраздел  4.1).  Проверьте  затяжку 

гаек крепления колес. Гайки подтягивайте равномерно крест-накрест. 

 

 

149 

При изменении колеи трактора и неравномерном износе шин перед-

них и задних колес поменяйте их местами в следующем порядке: 

- установите трактор на ровной площадке, затормозите трактор стоя-

ночным  тормозом,  заблокируйте  горизонтальный  шарнир  рамы  пальцем 

со шплинтом (см. подраздел 3.8); 

- поднимите домкратом или подъемником переднюю и заднюю части 

рамы, чтобы разгрузились колеса, и подставьте под обе части рамы ме-
таллические или деревянные опоры; 

- отверните гайки крепления колес и поменяйте местами передние и 

задние  колеса  при неравномерном  износе  шин,  а  при  изменении  колеи  - 
левые колеса установите на правую сторону, правые - на левую. При ши-
рокой  колее  вентиль  колеса  направлен  внутрь  трактора,  а  при  узкой  – 
наружу; 

- опустите поочередно переднюю и заднюю части рамы; 
- разблокируйте горизонтальный шарнир. 

 

5.3.12 Монтаж и демонтаж шин 
 
Монтаж  и  демонтаж  шин.  Монтаж  и  демонтаж  шин  выполняется 

двумя операторами с помощью трех монтажных лопаток. Монтажная ло-
патка 1 (см. рисунок 60) представляет собой рычаг, один конец которого 
выполнен в виде вилки для снятия бортов покрышки с посадочных полок 
обода, а другой - гладкий изогнутый, профиль которого служит непосред-
ственно для монтажа и демонтажа. 

Монтажная лопатка 2 имеет один плоский прямой конец для снятия 

бортов покрышки с  посадочных полок обода  в  паре  с  вилочным  концом 

лопатки 1; другой  конец  представляет  собой  изогнутый  профиль со 

специальным носиком, который обеспечивает надежный захват за закраи-

ну обода при монтаже и демонтаже шин. 

 

 

 

Рисунок 60 - Монтажные лопатки 

 

Монтажная  лопатка  3  -  малая.  Один  конец  ее  -  плоский  прямой,  а 

другой - представляет собой торцовый ключ для запорного винта домкра-

та и служит рычагом домкрата. 

Монтаж шин. При монтаже обратите внимание, чтобы направление 

вращения собранного колеса при движении трактора вперед совпадало со 

стрелкой на покрышке. 

Помните,  что  при монтаже и  демонтаже  заведение борта  покрышки 

возможно только в случае, когда диаметрально противоположная часть ее 

относительно заправляемого борта утоплена в монтажный ручей обода. 

 
150 

Монтаж шины на обод выполняйте в следующем порядке: 
- пересыпьте внутреннюю полость покрышки тальком; 
-  на  ровную  площадку  положите  покрышку,  на  нее  установите  обод 

вниз  закраиной, а   вентильное  отверстие  установите  в противоположной 

стороне заводимой части обода колеса (см. рисунок 60,а); 

 

 

 

Рисунок 61 - Монтаж шин на обод 

 

-  вставьте  лопатку  1  (см.  рисунок  60)  между  верхним  бортом  по-

крышки и ободом так, чтобы гладкий изогнутый конец надежно захваты-

вал  ее борт, и, действуя  как  рычагом,  заведите  монтируемый  борт  за  за-

краину обода (см. рисунок 61,б). Эту операцию повторяйте несколько раз 

до  тех  пор,  пока  монтаж  обода  не  будет  вызывать  затруднений.  Для  об-

легчения дальнейшего монтажа пользуйтесь лопаткой 2 (см. рисунок 60). 

Вставьте  ее  между  бортом  покрышки  и  ободом,  отожмите  обод  вверх, 

другую лопатку вставьте как можно ближе к заведенному борту покрыш-

ки  и  повторите  предыдущую  операцию.  Постепенно  подвигаясь  по 

окружности обода, повторяйте эту операцию несколько раз, пока закраина 

обода не войдет в полость покрышки; 

-  поставьте  колесо  вертикально.  Отожмите  обод  так,  чтобы  полно-

стью освободилась полость покрышки, и, взяв камеру со стороны венти-
ля, заведите ее в полость. Вставьте вентиль в отверстие и наденьте камеру 
на обод (см. рисунок 61,в). Подайте колесо внутрь покрышки и подкачай-
те камеру, чтобы исключить выпадение вентиля и возможность защемле-
ния камеры между бортами покрышки и ободом; 

-  положите  колесо  на  пол.  В  противоположной  стороне  от  вентиля 

вставьте обе монтажные лопатки 1 (см. рисунок 60) и 2 на расстоянии 250 
-300 мм одна от другой, чтобы они надежно захватывали закраину обода, 
и, нажимая лопатки вниз, заведите борт покрышки за закраину обода (см. 
рисунок 61,г); 

- придерживая лопатку 1 (см. рисунок 60) в таком положении, отсту-

пите от нее на 50-100 мм, вставьте лопатку 2 так, чтобы она захватила за 
закраину  обода,  нажимая  лопаткой  вниз,  заведите  борт  покрышки  за  за-
краину обода. Чтобы облегчить монтаж, следует одновременно нажимать 

 

 

151 

ногой на покрышку, а заправленную часть ее борта утопить в монтажный 
ручей обода (см. рисунок 61, д) Монтаж заканчивайте у вентиля одновре-
менно двумя лопатками (см. рисунок 61, е);  

-  накачайте  шину  до  полной  посадки  бортов  покрышки  на  кониче-

ские полки обода, но не более 0,24 МПа (2,4 кгс/см

2

), а затем установите в 

ней рекомендуемое давление (см. подраздел 4.1). 

Демонтаж шины с обода. Эту операцию выполняйте в такой после-

довательности: 

- выпустите полностью воздух из шины; 
-  утопите  вентиль  внутрь  покрышки.  Снимите  с  обеих  конических 

полок обода борта покрышки (см. рисунок 62, а, б, в) вилочным концом 
лопатки 1 (см. рисунок 60) прямым плоским концом лопатки 2. Вставьте 
монтажные лопатки 2 и 1 те стороны от вентильного отверстия на рассто-
янии 100 мм и, вдавливая ногами противоположный борт покрышки в ру-
чей обода, извлеките борта за закраину обода (см. рисунок 62, д, е); 

 

 

 

Рисунок 62 - Демонтаж шин с обода 

 

- отступите от извлеченной части борта покрышки по окружности на 

расстояние,  где  можно  без  затруднения  вставить  лопатку  1  (см.  рисунок 
60)  гладким  изогнутым  концом  между  закраиной  обода  и  бортом  по-
крышки,  и  извлеките  борт  за  закраину  обода  (см.  рисунок  62,  д,  е).  Для 
облегчения заведения лопатки 1 (см. рисунок 60) между закраиной обода 
и бортом покрышки применяйте плоский прямой конец лопатки 2 или 3; 

- повторяя предыдущую операцию, снимите верхний борт покрышки; 
-  поставьте  колесо  и  снимите  второй  борт  покрышки  с  обода.  Один 

оператор поднимает колесо вверх так, чтобы второму представилась воз-
можность вставить монтажные лопатки 2 и 3 между бортом покрышки и 
ободом по обе стороны от вентильного отверстия на расстоянии 100 мм; 

-  отожмите  обод  вверх  сначала  одной,  затем  другой  лопатками  (см. 

рисунок 62, ж); 

-  лопатку  1  (см.  рисунок  60)  гладким  изогнутым  концом  вставьте  в 

зазор между полкой обода и бортом покрышки и, упираясь концом лопат-
ки в обод, отожмите борт покрышки в сторону от обода (см. рисунок 62, 

 
152 

и).  Эту  операцию  повторите  несколько  раз,  пока  колесо  полностью  не 
выйдет из покрышки. 

 
Примечание. Обтирание бортов покрышки мыльным раствором значи-

тельно облегчит монтаж и демонтаж. 

 
 

5.3.13 Электрооборудование 

 

На тракторе применено электрооборудование постоянного тока с но-

минальным напряжением в бортовой сети трактора 12 В, и в системе пус-
ка двигателя – 24 В. Источниками электроэнергии являются две аккуму-
ляторные батареи, соединенные между собой последовательно, и генера-
тор двигателя, подключенный в схему электрооборудования параллельно 
к одной из аккумуляторных батарей. 

Одна аккумуляторная батарея подзаряжается непосредственно от ге-

нератора, вторая батарея, обеспечивающая только пуск двигателя, подза-
ряжается через преобразователь напряжения. 

Все  источники  и  потребители  электроэнергии  обоих  тракторов  со-

единены  по  однопроводной  схеме.  Отрицательные    полюса  соединены  с 
корпусом  ("массой")  трактора.  Напряжение  на  все  потребители  электро-
энергии подается только при включенном включателе "массы". 

Схема электрическая соединений электрооборудования трактора при-

ведена на рисунке 63 (вклейка ), перечень элементов схемы – в таблице 8. 

На схеме обозначены номер, сечение и цвет провода. 

Например: 35-2,5Ж 
Обозначение цветов: Б – белый; Г – голубой; Ж – желтый; З – зелё-

ный; К – красный; КЧ – коричневый; О – оранжевый; С – серый; Ч – чер-
ный; Ф – фиолетовый; 

Цвет провода не всегда может соответствовать указанному на схеме, 

поэтому следует пользоваться номерами проводов. 

 

Таблица 8 - Перечень элементов схемы электрической соединений 

электрооборудования трактора (см. рисунок 63, вклейка) 

 

Позиция,  

обозначение 

Наименование 

Кол. 

Примечание 

А 

Панель переключателей  

1   

HL1* 

Сигнализатор включения знака 

автопоезда (светодиод) 

1  Входит в состав па-

нели переключателей  

KV1* 

Реле включения задних рабочих 

фар 

То же 

KV6* 

Термореле с регулятором тем-

пературы воздуха подаваемого в 

кабину кондиционером 

-"- 

 

 

153 

SA4* 

Переключатель режимов рабо-

ты электродвигателей кондицио-

нера (вентиляторов отопительно-

вентиляционного блока) 

-"- 

SA9* 

Выключатель знака автопоезда 

-"- 

SA10* 

Выключатель передних рабо-

чих фар 

-"- 

SA11* 

Выключатель задних рабочих 

фар 

-"- 

SA12* 

Переключатель режимов рабо-

ты стеклоочистителя заднего 

стекла 

-"- 

SA14* 

Переключатель режимов рабо-

ты стеклоочистителя переднего 

стекла 

-"- 

В 

Датчик указателя уровня топлива 

в баке  

 

ВР1 

Датчик указателя температуры 

воды в системе охлаждения дви-

гателя  

 

ВР2 

Датчик сигнализатора аварийной 

температуры охлаждающей жид-

кости в системе охлаждения дви-

гателя  

 

ВК1 

Датчик указателя давления масла 

в системе смазки двигателя  

 

ВК2 

Датчик засоренности фильтра 

грубой очистки масла системы 

смазки двигателя  

 

ВК3 

Датчик указателя аварийного 

давления масла в системе смазки 

двигателя  

 

ВК4 

Датчик указателя давления масла 

в гидросистеме коробки передач  

 

Продолжение таблицы 8 

 

Позиция,  

обозначение 

Наименование 

Кол. 

Примечание 

ВК5 

Датчик указателя давления воз-

духа в тормозной системе  

 

ВК6 

Датчик указателя давления воз-

духа в центральной пневмоси-

стеме  

 

ВК7 

Датчик сигнализатора засоренно-

сти фильтра воздухоочистителя 

двигателя 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  17  18  19  20   ..