Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство - часть 20

 

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  18  19  20  21   ..

 

 

Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство - часть 20

 

 

 
154 

ВК8 

Датчик давления воздуха пневмо-

системе стояночного тормоза 

 

ВК9 

Датчик аварийного давления воз-

духа в воздушных баллонах 

пневмосистеме 

 

ВК10 

Датчик давления масла в гидро-

системе ВОМ 

 

ВК11 

Датчик давления кондиционера 

 

ВК12 

Датчик температуры кондицио-

нера 

 

Е 

Магнитола 

 

EL1, EL2  Фара транспортная с лампой  

А12-45-40 

2   

EL3, EL4  Фонарь передний с лампами  

А12-21-3 (указатель поворотов) и 

А-12-5-1 (указатель габаритов) 

2   

EL5, EL9  Фара рабочая передняя с лампой 

АКГ 12-55-1 

 

EL6 – EL8  Фонарь с лампой А12-5 (знак ав-

топоезда) 

 

EL10 

Плафон освещения кабины с 

лампой А12-21-3 

 

EL11, EL12, 

EL13, EL14 

Фара рабочая задняя с лампой 

АКГ 12-55-1  

 

EL15 

Фонарь освещения номерного 

знака с лампами А12-5 (2 шт.) 

 

EL16, EL17  Фонарь задний с лампами А12-

21-3 (2 шт., указатели поворотов 

и габаритов) и АС12-5 (стоп-

сигнал) 

 

F1 

Блок предохранителей с двумя 

предохранителями на 60А 

 

F2, F3 

Блок предохранителей с плавки-

ми вставками 

 

GB1 

Генератор 

 

GB2, GB3  Батарея аккумуляторная  

6 СТ-140А3 

 

Продолжение таблицы 8 

 

Позиция,  

обозначение 

Наименование 

Кол. 

Примечание 

GB4 

Преобразователь напряжения  

 

HA 

Сигнал звуковой  

 

HL1-HL6, 

HL9-HL11 

Фонарь контрольной лампы с лам-

пой А12-1 

10 

 

М1 

Стартер 

1   

М2 

Электродвигатель  стеклоомывателя   1   

 

 

155 

М3, М6  Моторедуктор стеклоочистителя 

переднего и заднего стекол 

 

М4, М5  Электродвигатель вентиляторов 

кондиционера (отопительно-

вентиляционной установки) 

 

KV1 

Реле включения стартера  

 

KV4 

Реле включения звукового сигнала  

 

KV5 

Реле поворотов  

 

KV9 

Прерыватель сигнальной лампочки 

ручного тормоза  

 

KV10 

Реле-переключатель датчиков дав-

ления воздуха  

 

SA1 

Выключатель "массы"  

 

SA2 

Включатель стартера 

 

SA5 

Переключатель ближнего и дальне-

го света фар  

 

SA8 

Переключатель указателей поворо-

та  

 

SA13 

Включатель габаритов 

 

SВ1 

Выключатель света заднего хода 

(блокировки пуска двигателя стар-

тером) 

 

SВ2 

Включатель "массы" (дистанцион-

ный) 

 

SВ4 

Включатель звукового сигнала 

 

SВ4А 

Включатель электродвигателя стек-

лоомывателя 

 

SВ5 

Выключатель стоп-сигнала 

 

SВ6 

Выключатель аварийной сигнализа-

ции 

 

ХТ-1 

Прикуриватель 

 

ХТ2 

Розетка штепсельная ПС 300А3-100 

для подключения  электрооборудо-

вания прицепа 

 

Р1 

Указатель давления масла в системе 

смазки двигателя 

 

Р2 

Указатель давления масла в гидро-

системе коробки передач  

 

Продолжение таблицы 8 

 

Позиция,  

обозначение 

Наименование 

Кол. 

Примечание 

Р3 

Указатель давления масла в гид-

росистеме редуктора ВОМ  

 

Р4 

Указатель давления воздуха  

 

PV 

Указатель напряжения  

 

 
156 

PS1 

Указатель температуры охла-

ждающей жидкости в системе 

охлаждения двигателя 

 

PS2 

Указатель уровня топлива  

 

PS3 

Тахометр со счетчиком моточа-

сов  

 

Д1, Д2  Динамики 

 

МЭ 

Электромуфта привода компрес-

сора кондиционера 

 

 

Электрические цепи потребителей электроэнергии защищены от ко-

ротких  замыканий  тремя  блоками  предохранителей  с  плавкими  вставка-

ми, размещенными под крышками 16 (см. рисунок 9) и 25 панели прибо-

ров водителя. 

ВНИМАНИЕ! В электрической схеме предусмотрено блокирующее 

устройство, исключающее пуск двигателя при включенных диапазонах и 

заднем ходе в коробке передач трактора. В крышке коробки передач уста-

новлен выключатель 1 (см. рисунок 80) блокировки.  

Для  освещения  и  сигнализации  прицепных  орудий  схема  трактора 

предусматривает  подачу  напряжения  к  ним  через  семиклеммную  штеп-

сельную розетку, установленную на правом лонжероне задней части рамы. 

Для поддержания электрооборудования в исправном состоянии очи-

щайте  приборы и провода от пыли и  грязи,  следите  за  чистотой сбороч-

ных  единиц  электрооборудования  и  состоянием  изоляции  проводов: 

устраняйте  поврежденные  места,  обматывая  изоляционной  лентой  типа 

ПВХ.  Проверяйте  надежность  крепления  электрооборудования  и  кон-

трольно-измерительных  приборов,  состояние  соединительных  шлангов 

указателей давления, следите за правильностью установки и регулировки 

фар,  тщательно  оберегайте  коммутационную  аппаратуру  и  приборы  от 

попадания влаги. 

ВНИМАНИЕ! ВО ИЗБЕЖАНИЕ ВЫХОДА ИЗ СТРОЯ ГЕНЕРА-

ТОРА,  ТАХОМЕТРА,  ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ  НАПРЯЖЕНИЯ  РА-

БОТА ДВИГАТЕЛЯ ТРАКТОРА БЕЗ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТА-

РЕЙ,  А  ТАКЖЕ  ВЫКЛЮЧАТЬ  ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ  "МАССЫ",  ЗА-

ПРЕЩАЕТСЯ. 

Перед  ремонтом  электрооборудования  снимите  клеммы  с  акку-

муляторных батарей. 

ВНИМАНИЕ!  ВСЕ  РЕМОНТНЫЕ  РАБОТЫ,  СВЯЗАННЫЕ  С 

ПРИМЕНЕНИЕМ  ЭЛЕКТРОСВАРКИ  НЕПОСРЕДСТВЕННО  НА 

ТРАКТОРЕ  ИЛИ  МАШИНЕ  (ОРУДИИ)  ПОДСОЕДИНЕННОЙ  К 

ТРАКТОРУ,  ВЫПОЛНЯЙТЕ  ПРИ  ВЫКЛЮЧЕННОМ  ВЫКЛЮЧА-

ТЕЛЕ  "МАССЫ"  И  СНЯТЫХ  СИЛОВЫХ  АККУМУЛЯТОРНЫХ 

ПРОВОДАХ.  ПРИМЕНЯЙТЕ  ТОЛЬКО  ЭЛЕКТРОСВАРКУ  ПО-

СТОЯННЫМ  ТОКОМ.  ПРИМЕНЕНИЕ  ЭЛЕКТРОСВАРКИ  ПЕРЕ-

МЕННЫМ  ТОКОМ  ЗАПРЕЩАЕТСЯ.  СВАРИВАЕМЫЕ  ДЕТАЛИ 

ДОЛЖНЫ  БЫТЬ  ЗАЗЕМЛЕНЫ  КАК  МОЖНО  БЛИЖЕ  К  МЕСТУ 

СВАРКИ. 

 

 

157 

Ремонтировать электродвигатели, генераторы и стартеры рекоменду-

ется в ремонтных мастерских. 

Заменяя лампы и фары, следите, чтобы внутрь оптических элементов 

не попадали пыль и грязь. Поврежденные рассеиватели заменяйте новы-

ми. При загрязнении зеркала отражателя фар промойте его ватой в чистой 

теплой воде и просушите зеркалом вниз. Пятна, появившиеся на поверх-

ности отражателя после просушки, удалять не рекомендуется. 

ДЛЯ ИСКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕГРЕВА И ПОСЛЕДУЮЩЕГО КО-

РОБЛЕНИЯ  И  ПОРЧИ  ПРИБОРОВ  ОСВЕЩЕНИЯ  И  СВЕТОВОЙ 

СИГНАЛИЗАЦИИ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ УСТАНАВЛИВАТЬ В НИХ 

ЛАМПЫ,  МОЩНЕЕ  ТЕХ,  ЧТО  УСТАНОВЛЕНЫ  НА  ЗАВОДЕ-

ИЗГОТОВИТЕЛЕ. 

КАТЕГОРИЧЕСКИ  ЗАПРЕЩАЕТСЯ  ПРИМЕНЯТЬ  В  КАЧЕ-

СТВЕ  ПЛАВКИХ  ВСТАВОК  МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ  ПРЕДМЕТЫ,  НЕ 

ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ЭТОЙ ЦЕЛИ. 

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРОВЕРЯТЬ ИСПРАВ-

НОСТЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ "НА ИСКРУ". 

ВНИМАНИЕ!  ОБЕРЕГАЙТЕ  ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ  И 

ПРИБОРЫ ОТ ПОПАДАНИЯ НА НИХ ВОДЫ, ТОПЛИВА И МАС-

ЛА. МЫТЬ КАБИНУ ВНУТРИ СТРУЕЙ ВОДЫ КАТЕГОРИЧЕСКИ 

ЗАПРЕЩАЕТСЯ. 

В зависимости от климатического района, в котором работают акку-

муляторные  батареи,  в  них  заливают  электролит,  плотность  которого 

должна соответствовать указанной в таблице 9. 

 

Таблица 9 

 

Климатический район 

Время года 

Плотность электролита, 

приведенная к 15

С, г/см

3

 

Залива-

емого 

В конце первого 

заряда 

Районы с резко континенталь-

ным климатом с температурой 

зимой ниже минус 40

С 

Зима 

Лето 

1,290 
1,250 

1,310 
1,270 

Северные районы с темпера-

турой зимой до минус 40

С 

Круглый год 

1,270 

1,290 

Центральные районы с темпе-

ратурой зимой до минус 30

С 

То же 

1,250 

1,270 

Южные районы 

То же 

1,230 

1,250 

 

Правильная  эксплуатация  аккумуляторных  батарей  и  тщательный 

уход  обеспечивают  надежный  и  быстрый  запуск  трактора,  увеличивают 

срок службы электрооборудования. 

Не реже одного раза в две недели выполняйте профилактические ме-

роприятия: 

-  очищайте  батареи  от пыли  и  грязи, электролит на поверхности  ба-

тарей  вытирайте  чистой  ветошью,  смоченной  в  10-процентном  растворе 

нашатырного спирта или кальцинированной соды. Очищайте окисливши-

 
158 

еся выводные клеммы батарей и наконечники проводов и, после их уста-

новки, клеммы батарей смазывайте тонким слоем технического вазелина; 

- проверяйте крепление батареи в гнезде, надежность электрического 

контакта между наконечниками проводов и выводными клеммами бата-

рей. Не допускайте натяжения проводов во избежание повреждения вы-

водных клемм и образования трещин в мастике; 

- прочищайте вентиляционные отверстия в аккумуляторных пробках; 
-  проверяйте  уровень  электролита  стеклянной  трубкой  диаметром      

3-5 мм в каждом аккумуляторе батареи и, при необходимости,  доливайте 

только дистиллированную воду; 

- проверяйте целость моноблока и поверхности мастики. Трещины на 

поверхности  мастики  действующих  батарей  устраняйте  на  ремонтно-

зарядных станциях с соблюдением необходимых мер предосторожности. 

- не реже одного раза в месяц проверяйте степень заряженности ба-

тареи  замером  плотности  электролита  (см.  таблицу  10)  кислотомером 

(ареометром). Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем 

на 50% летом, снимите с трактора и зарядите аккумуляторные батареи по-

стоянным током до 100% емкости батарей. 

 

Таблица 10 

 

Плотность электролита, приведенная к 15

С, г/см

3

 

Полностью заряжена батарея 

Батарея разряжена 

на 25% 

на 50% 

1,310 

1,270 

1,230 

1,290 

1,250 

1,210 

1,270 

1,230 

1,190 

1,250 

1,210 

1,170 

1,230 

1,190 

1,150 

 
Одновременно замеряйте температуру электролита, чтобы учесть 

температурную поправку (см. таблицу 11). 

 

Таблица 11 

 

Температура электролита, 

С 

Поправка к показанию 

ареометра 

+45 

+0,02 

+30 

+0,01 

+15 

0,00 

-0,01 

-15 

-0,02 

-30 

-0,03 

При  каждом  сезонном  техническом  обслуживании,  а  также  при 

участившихся  случаях  ненадежного  запуска  двигателя,  снимите  аккуму-

ляторные батареи  с  трактора  зарядите аккумуляторные батареи постоян-

ным током до 100% емкости батарей. 

 

 

159 

Для  обеспечения  длительной  работы  аккумуляторных  батарей  и  во 

избежание их разряда ниже 50% в период длительной работы трактора со 

100% загрузкой генератора (работа в ночные смены со всеми включенны-

ми  потребителями)  заводы  изготовители  аккумуляторных  батарей  реко-

мендуют каждые две недели заряжать аккумуляторные батареи в режиме 

постоянного тока до 100% емкости батареи. 

При  систематическом  недозаряде  аккумуляторных  батарей  или  вы-

кипании  электролита  проверьте  величину  регулируемого  напряжения  на 

клемме "В" генератора. 

Помните,  что  при  минусовых  температурах  электролит  может  за-

мерзнуть, в результате чего батарея выйдет из строя. Температура замер-

зания электролита в зависимости от его плотности приведена в таблице 12. 

 

Таблица 12 

 

Плотность электролита, г/см

3

 

Температура замерзания, °С 

1,100 

-7 

1,150 

-14 

1,200 

-25 

1,250 

-50 

1,275 

-59 

1,300 

-63 

1,310 

-66 

 

ВНИМАНИЕ!  НЕПРАВИЛЬНОЕ  ПОДКЛЮЧЕНИЕ  АККУМУ-

ЛЯТОРНЫХ  БАТАРЕЙ  В  ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ  СЕТЬ  ТРАКТОРА 

ВЫВОДИТ ГЕНЕРАТОР ИЗ СТРОЯ! 

КАТЕГОРИЧЕСКИ  ЗАПРЕЩАЕТСЯ  ПРОВЕРЯТЬ  ИСПРАВ-

НОСТЬ  АККУМУЛЯТОРНОЙ  БАТАРЕИ  ПО  СИЛЕ  ИСКРЫ  ПРИ 

ЗАМЫКАНИИ КЛЕММ БАТАРЕИ МЕЖДУ СОБОЙ.  

Во избежание разряда аккумуляторных батарей при остановке двига-

теля отключайте их выключателем "массы". 

 
5.3.14 Уход за сиденьями 

 

В кабине установлены два сиденья: подрессоренное - для оператора и 

неподрессоренное - дополнительное.  

В  процессе  эксплуатации  периодически  контролируйте  крепление 

сидений. 

Смазку  всех  трущихся  частей  механизма  подрессоривания  сиденья 

оператора необходимо производить консистентной смазкой не реже двух 
раз  в  год.  Механизмы  подвески  сиденья  продувайте  сжатым  воздухом  и 
протирайте ветошью, смоченной дизельным топливом. 

ЗАПРЕЩАЕТСЯ  МЫТЬ  МЕХАНИЗМЫ  И  ПОДУШКИ  СИДЕ-

НИЙ ВОДОЙ

 
160 

Обивку  сидений  протирайте  слабым  водным  раствором  моющих 

средств, не содержащих щелочей, затем вытирайте насухо. 

В сиденье оператора предусмотрено быстрое снятие и установка по-

душек  при  их  чистке  с  помощью  поворота  специальных  шайб  на  их  об-
ратной стороне 

 

5.3.15 Система микроклимата 

 

Трактор  оборудован  системой  микроклимата  с  кондиционером-

отопителем. По отдельному заказу на трактор может устанавливаться си-

стема микроклимата с отопительно-вентиляционным блоком. 

Система микроклимата кабины с кондиционером предназначена для 

оптимизации микроклимата (вентиляции, охлаждения воздуха и обогрева 

с отбором тепла от системы охлаждения кабины) в кабине трактора в за-

висимости от температуры окружающего воздуха, а также создания под-

пора воздуха в закрытой кабине с целью снижения запыленности в ней. 

Кондиционер состоит из воздушного фильтра 2 (см. рисунок 64), ис-

парительно-отопительного  блока  3,  компрессора  1,  ресивера  (фильтра-

осушителя) 23, радиатора-конденсатора 19, воздуховодов, хладопроводов 

5, 7, 12 и 16, трубопроводов 11 и 14 подвода и отвода охлаждающей жид-

кости  к  испарительно-отопительному  блоку,  кран  10  и  дефлекторов  4. 

Описание,  назначение  и  работа  составных  частей  системы  приведена  в 

эксплуатационной документации кондиционера. 

Электромуфта привода компрессора включается термо реле с регуля-

тором 5 (см. рисунок 10) температуры воздуха на панели переключателей, 
электродвигатели  вентиляторов  испарительно-отопительного  блока  –  пе-
реключателем  6  (см  подраздел  1.4).  Электромуфта  привода  компрессора 
необходимо включать после включения электродвигателей вентиляторов 

Система может работать в трех режимах: 
-  вентиляции  -  вентиляторы  испарительно-отопительнного  блока 

включены,  регулятор  температуры  воздуха  термо  реле  находиться  в  вы-

ключенном положении, а кран подачи охлаждающей жидкости к системе, 

установленный  на  водосборном  патрубке  двигателя  закрыт  (система  от-

ключена от системы охлаждения двигателя); 

- подогрева воздуха, подаваемого в кабину (обогрев кабины),  -  вен-

тиляторы  отопительно-вентиляционного  блока  включены,  регулятор  5 

температуры воздуха термо реле находиться в выключенном положении, 

а  кран  подачи  охлаждающей  жидкости  к  системе  открыт  (система  под-

ключена к системе охлаждения двигателя); 

-  в режиме  охлаждения  воздуха  подаваемого  в кабину  (кондициони-

рования)  -  вентиляторы  испарительно-отопительнного  блока  включены, 

регулятор  5  температуры  воздуха  термо  реле  находиться  в  включенном 

положении,  а  кран  подачи  охлаждающей  жидкости  к  системе,  уста-

новленный  на  водосборном  патрубке  двигателя  закрыт  (система  от-

ключена от системы охлаждения двигателя). 

 

 

161 

Не рекомендуется охлаждать воздух в кабине более чем на 12ºС 

относительно температуры окружающего воздуха, так как это может 

быть причиной простудного заболевания оператора

 

 

 

1 - компрессор; 2 - фильтр воздушный; 3 - испарительно-отопительный блок; 4 - де-

флекторы;  5  –  хладопровод  компрессор  -  радиатор-кондесатор;  6,8,17,22  –  кольца 

уплотнительные;  7  –  хладопровод  компрессор  -  испарительно-отопительный  блок;  
9 – правый водосборный патрубок двигателя; 10 – кран подачи охлаждающей жид-

кости  к  испарительно-отопительному  блоку;  11  –  трубопровод  подачи  охлаждаю-

щей жидкости к испарительно-отопительному блоку; 12 - хладопровод испаритель-

но-отопительный блок - ресивер; 13 – жгут электропроводов; 14 – трубопровод от-

вода  охлаждающей  жидкости  от  испарительно-отопительного  блока;  15  –  штуцер; 
16 – хладопровод радиатор-кондесатор - ресивер; 18 – радиатор гидросистемы коро-

беи  передач;  19  –  радиатор-коденсатор;  20  –  радиатор  системы  смазки  двигателя;   
21 – радиатор системы охлаждения двигателя; 23 - ресивер 

 

Рисунок 64 Система микроклимата кабины с кондиционером 

 

Система микроклимата кабины с отопительно-вентиляционным бло-

ком предназначена для подачи в кабину фильтруемого воздуха в режиме 

вентиляции или обогрева кабины трактора в зависимости от температуры 

окружающего воздуха, а также создания подпора воздуха в закрытой ка-

бине с целью снижения запыленности в ней. 

Система  состоит  из  воздушного  фильтра  4  (см.  рисунок  65),  отопи-

тельно-вентиляционного  блока,  трубопроводов  подвода  и  отвода  охла-

ждающей, воздуховодов и дефлекторов.  

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  18  19  20  21   ..