Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство - часть 17

 

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  15  16  17  18   ..

 

 

Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство - часть 17

 

 

 
130 

помощи усиков шайбы 10 с сохранением плоскостности верхней поверх-
ности шайбы. 

Во время промывки и замене трубы нарушать регулировку 

предохранительного клапана не допускается; 

- установите на трубу 11 новый фильтрующий элемент и кольцо 2, 

предварительно проверив его целостность. Кольцо, имеющее механиче-
ские повреждения, заменить; 

- замените фильтрующий элемент 4; 

- установите на место корпус 3 фильтр, набор фильтрующего элемен-

та и крышку 1, предварительно проверив наличие и целостность проклад-

ки  12.  Прокладку,  имеющую  повреждения,  замените.  Допускается  изго-

тавливать прокладку изготавливать из паронита или плотного картона; 

- установите на место крышку пола кабины и коврик. 

Снимите, промойте в чистом дизельном топливе и продуйте сжатым 

воздухом  сапун,  установленный  на  верхней  крышке  коробки  передач, 

установите на место. 

Заполните систему чистым маслом до центрального отверстия экрана 

смотрового  окна  1  (см.  рисунок  42),  расположенного  справа  на  задней 

стенке раздаточной коробки. Масло заливайте в гидравлическую систему 

через заправочный фильтр с помощью заправочного агрегата (ведра и во-

ронки),  отвернув  пробку  7  (см.  рисунок  41)  или  с  помощью  нагнетателя 

масла, отвернув пробку 8. Перед установки пробки 7 на место проверьте  

целостность прокладки 1. Прокладку, имеющую повреждения, замените. 

Запустите двигатель и дайте ему поработать 2- 3 мин, проверьте все 

соединения, устраните подтекания и включите поочередно все передачи. 

Остановите двигатель  и  через 10-15  мин  проверьте  уровень  масла,  кото-

рый должен  быть  в  пределах  центрального отверстия  экрана  смотрового 

окна 1 (см. рисунок 42) и, при необходимости, дозаправьте. 

При монтаже и демонтаже сборочных единиц гидравлической систе-

мы предохраняйте отверстия от попадания в них пыли, грязи, влаги и.т.п. 

 

5.3.4 Обслуживание карданной передачи 
 

Во  время  эксплуатации  трактора  проверяйте  состояние  крепления 

фланцев  карданных  валов,  затяжку  болтов  3  (см.  рисунок  45)  крепления 

крышек подшипников, затяжку болтов 1 (см. рисунок 46) крепления про-

межуточной опоры вала кардана привода заднего моста к трубе горизон-

тального шарнира и посадку крестовин в подшипниках и подшипников в 

вилках. Посадку крестовин проверяйте покачиванием кардана для выбора 

зазора в подшипниках. 

При появлении суммарного радиального или осевого зазора более    

0,5 мм замените крестовины с игольчатыми подшипниками. 

 

 

 

131 

 

1 - клапан контрольный; 2 - масленка; 3 –болт 

 

Рисунок 45 - Шарнир карданной передачи 

 

 

1 – болт; 2 – масленка; 3 – вал 

 
Рисунок 46 - Промежуточная опора  

кардана 

 

Для  обеспечения  надежной  работы  карданов  привода  заднего  моста 

следите за затяжкой корончатой гайки, крепящей фланец главной переда-
чи.  При  ослаблении  крепления  расшплинтуйте  гайку  крепления  фланца, 
затяните ее до отказа и снова зашплинтуйте. 

Для снятия промежуточной двойной вилки 5 (см. рисунок 47) произ-

ведите "излом" рамы трактора, повернув руль в крайнее левое или правое 
положение. Отсоедините и снимите заднюю двойную вилку 7, установите 
вал  3  (см.  рисунок  46)  промежуточной  опоры  в  крайнее  заднее  положе-
ние, после чего отсоедините фланец двойной вилки 5 (см. рисунок 47) от 
раздаточной коробки и снимите ее. 

 

 

 

1 - вилка шлицевая; 2 - кардан привода переднего моста; 3 - маслен-

ка; 4 - вилка скользящая; 5 - вилка двойная промежуточная; 6 - опо-

ра промежуточная;7 - вилка двойная задняя 

 

Рисунок 47 - Схема карданной передачи: 

 
При снятии и установке карданных валов, а также при затяжке бол-

тов крепления карданов не пользуйтесь монтажной лопаткой или другими 

 
132 

предметами  для  прокручивания  карданного  вала.  Это  приводит  к  повре-
ждению  уплотнений  игольчатых  подшипников  и  преждевременному  вы-
ходу из строя карданной передачи. 

Заменяя крестовины с подшипниками, перед сборкой кардана напол-

ните  каждый  подшипник  смазкой  №158  на  1/3  объема,  смажьте  иглы  и 
рабочие  кромки  манжеты.  Пенополеуритановые  кольца  торцовых  уплот-
нений  перед  сборкой  пропитайте  маслом  индустриальным  И-20А  и 
отожмите.  

При сборке кардана привода переднего моста оси отверстий вилок 1 

и  4  должны  располагаться  в  одной  плоскости.  Для  этого  совместите 
стрелки, набитые на шлицевых хвостовиках вилок. Карданный вал приво-
да  переднего  моста  динамически  отбалансирован  установкой  балансиро-
вочных пластин под болты крышек игольчатых подшипников. Перед раз-
боркой шарниров нанесите метки на балансировочные пластины и проу-
шины вилок, чтобы при сборке все пластины были установлены на соот-
ветствующие проушины вилок. 

Промежуточную  и  заднюю  двойные  вилки  5  и  7  устанавливайте  на 

трактор  так,  чтобы  оси  проушин  двойных  вилок  лежали  во  взаимнопер-
пендикулярных плоскостях. 

Шарниры  крестовин  карданных  валов  смазывайте  через  масленки  2 

(см.  рисунок 45)  до  появления  смазки из  контрольного  клапана 1.  Недо-
статочная смазка крестовин приводит к их перегреву.  

В  шлицевые  соединения  карданных  валов  смазку  нагнетайте  через 

масленки 3 (см. рисунок 47) в двух точках. 

Для  добавления  смазки  в  промежуточную  опору  выверните  одну  из 

масленок  опоры,  через  другую  масленку  2  (см.  рисунок  46)  нагнетайте 
смазку  до  появления  ее  из  отверстия  вывернутой  масленки.  Установите 
масленку на место. 

 
5.3.5 Обслуживание и регулировка главных передач ведущих мо-

стов 

 
Для  замены  масла  или  проверки  осевого  перемещения  конических 

зубчатых  колес  главных  передач  поставьте  трактор  на  горизонтальную 
площадку. Выверните сливные пробки из корпусов ведущих мостов и ко-
лесных редукторов. В случае необходимости поддомкратьте каждое коле-
со и поверните его так, чтобы одна из двух сливных пробок колесного ре-
дуктора была внизу. Слейте масло. Заверните на место сливные пробки и 
залейте  по  31  л  дизельного  топлива  в  каждый  ведущий  мост.  Запустите 
двигатель и поездите на тракторе вперед и назад в течение 5 мин. Остано-
вите  трактор  и  двигатель,  слейте  грязное  дизельное  топливо  и  залейте 
масло до необходимого уровня. Запустите двигатель и поездите на трак-

 

 

133 

торе вперед и назад в течение 5 мин, вновь проверьте уровень масла. Если 
необходимо, долейте. 

При  появлении  шума  в  главных  передачах  проверьте  осевые  пере-

мещения и отпечатки на зубьях конических зубчатых колес главных пере-
дач, отрегулируйте зазоры в конических подшипниках ведущих зубчатых 
колес.  

Комплект конических зубчатых колес главных передач подобран по 

отпечатку зубьев и боковому зазору. Номер комплекта большого кониче-
ского  зубчатого  колеса  нанесен  на  боковой  поверхности,  а  малого  –  на 
торце вала (со стороны меньшего основания конуса зубчатого колеса). 

В  случае  снятия  дифференциала  устанавливайте  бугели  корпуса 

главной передачи на прежние места.  МЕНЯТЬ ИХ МЕСТАМИ КАТЕ-
ГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ. 

 
5.3.6 Обслуживание колесных тормозов и замена накладок 
 
Колесные тормоза трактора с пневматическим приводом, управляют-

ся педалью из кабины трактора.  

Тормоз состоит из барабана 1 (см. рисунок 48), двух тормозных ко-

лодок 13 с накладками, трех стяжных пружин 12 и 15, разжимного кулак 
11 и регулировочного рычага 9. 

Для  визуального  контроля  износа  накладок  при  сборке  колесного 

тормоза совмещают указатель "Г" шайбы 8 с головкой заклепки "Б". При 
совмещении  указателя  "Г"  с  головкой  заклепки  "Б"  дальнейшее исполь-
зование тормоза недопустимо из-за полного износа фрикционных накла-
док. 

Для смазки колесных тормозов и замены накладок: 
- снимите барабан 1, используя болты-съемники, установленные на 

главной передаче; 

- очистите полости тормоза, смажьте сопрягаемые поверхности раз-

жимных кулаков 11 тонким слоем солидола, оси 2 и 17 колодок – графит-
ной смазкой. Следите, чтобы смазка не попадала на накладки колодок; 

 

 
134 

 

 

1 – барабан; 2 –стяжка; 3,17 – ось колодки; 4,16 – чека; 5 – обод; 6 – шток 

тормозной камеры; 7 – камера тормозная; 8 – шайба с указателем "Г"; 9 

– рычаг регулировочный; 10 – кронштейн; 11 – кулак разжимной; 12,15 – 

пружина; 13 – колодка;             14 – щит; Б, Д – заклепки; В – ось червяка; 

Г – указатель на шайбе 8 

 

Рисунок 48 - Колесный тормоз 

 
-  проверьте затяжку  гаек  крепления  кронштейнов 10  разжимных  ку-

лаков и осей колодок, действие стяжных пружины 12 и 15. Если в растор-
моженном  состоянии  пружины  не  возвращает  колодки  в  исходное  поло-
жение,  устраните  причину  заклинивания  колодок,  при  необходимости, 
замените слабые пружины; 

-  проверьте  состояние  фрикционных  накладок.  Если  расстояние  от 

рабочей поверхности накладок до головки винтов меньше 0,5 мм, что со-
ответствует совмещению указателя "Г" с головкой заклепки "Б", замени-
те накладки. Для этого не снимая колесный редуктор с трактора, повора-
чивая  ось  "В"  червяка  регулировочного  рычага,  установите  разжимной 
кулак в нейтральное положение. При этом пятки колодок должны сопри-
касаться  всей  своей  поверхностью  с  плоскими  рабочими  поверхностями 
разжимного  кулака.  Отсоедините  пружины  12  и  15  от  колодок  13.  Про-
верните колодку 13 на оси 2 или 17 и снимите их. Установите новые ко-
лодки и пружины на тормоз. 

При установке колодок с новыми накладками в неизношенном бара-

бане их диаметр должен быть 460

0,84

1,47

 мм (см. рисунок 49), указатель "Г" 

(см.  рисунок  48)  визуального  индикатора  износа  при  новых  накладках 
совместите  с  головкой  заклепки  "Б".  Если  барабан  растачивали  при  ре-
монте,  диаметр  колодок  с  накладками  должен  соответствовать  диаметру 

 

 

135 

барабана.  Произведите  регулировку  тормозов.  Убедитесь,  что  в  растор-
моженном состоянии барабаны вращаются равномерно и свободно не ка-
саясь колодок. 

 

 

1 - колодка; 2 - накладка 

 

Рисунок 49 - Колодка тормоза 

 

5.3.7 Обслуживание сборочных единиц пневматической систе-

мы трактора 

 

Пневматическая система обеспечивает работу тормозов трактора (ко-

лесных и остановочного), а также прицепа, оборудованного однопровод-

ной  системой,  и  механизма  выключения  сцепления.  Кроме  того,  сжатый 

воздух используется для накачивания шин. Принципиальная схема пнев-

матической системы приведена на рисунок 50. 

В пневматическую систему входят компрессор 1, регулятор 4 давле-

ния,  комбинированный  тормозной  кран  13  привода  колесных  тормозов 

трактора и тормозов прицепа, воздушные баллоны 7 с краном 12 отбора 

воздуха  и  кранами  11  для  слива  конденсата,  тормозные  камеры  16  и  19 

привода  колесных  тормозов,  сервомеханизм  18  и  тормозная  камера  17 

привода управления муфтой сцепления, тормозной кран 8 обратного дей-

ствия  и  пневмоакумулятор  9  привода  остановочного  тормоза,  разобщи-

тельный  кран  14 и соединительная головка 15  для  подключения  тормоз-

ной  системы  агрегатируемого  с  трактором  машины  (прицепа),  датчики 

давления воздуха 9, 20, 21 и 22, воздухопроводы с арматурой. 

Давление воздуха в пневмосистеме должно быть 0,65-0,8 МПа (6,5-    

8  кгс/см

2

),  допускается  начинать  движение  при  давлении  в  системе  не 

ниже 0,5±0,05 МПа (5±0,5 кгс/см

2

), при этом контрольная лампа 6 (см. ри-

сунок 9) на панели приборов оператора не должна гореть.  

 

 
136 

 

 

1 – компрессор; 2 – воздухоочиститель двигателя; 3 – фильтр; 4 – регуля-

тор давления; 5 клапан буксирный; 6 – шланг; 7 - баллон воздушный; 8 – 

кран  тормозной обратного действия  привода  управления остановочного 

тормоза; 9 – датчик давления воздуха в приводе остановочного тормоза; 
10  –  пневмоаккумулятор  привода  стояночного  тормоза;  11  –  кран  для 

слива конденсата; 12 – кран отбора воздуха; 13 – кран тормозной комби-

нированный  привода  колесных  тормозов  трактора  и  тормозов  прицепа; 
14 – кран разобщительный; 15  – головка соединительная для подключе-

ния тормозной системы прицепа; 16  - камера тормозная привода колес-

ных тормозов заднего моста; 17 - камера тормозная привода управления 

муфтой сцеплением; 18 – сервомеханизм привода управления сцепления; 
19 - камера тормозная привода колесных тормозов переднего моста; 20 - 

датчик давления воздуха в пневмосистеме; 21 - датчик давления воздуха 

в тормозных камерах; 22  - датчик аварийного давления воздуха в пнев-

мосистеме 
 

Рисунок 50 - Схема пневмосистемы принципиальная 

 
ВНИМАНИЕ!  При  давлении  воздуха  в  пневмосистеме  ниже 

0,5±0,05  МПа  (5±0,5  кгс/см

2

)  трактор  будет  заторможен  стояночным 

тормозом. 

Во  избежание  полного  расхода  воздуха  при  торможениях  не  до-

пускается останавливать двигатель на спусках! 

Во  время  движения  следите  за  показаниями  указателя  давления  и 

контрольной  лампы  аварийного  давления  воздуха  в  пневматической  си-
стеме.  Загорание  контрольной  лампы  (непрерывным  красным  светом) 
свидетельствует об аварийной утечке воздуха из системы, которую следу-
ет обнаружить и устранить. 

В конце каждого рабочего дня откройте краны 11 на воздушных бал-

лонах и слейте конденсат.  

При  нажатии  на  педаль  тормоза  сжатый  из  воздушных  баллонов  7, 

через  тормозной  кран  13  подается  в  тормозные  камеры  16  и  19  привода 

 

 

137 

колесных тормозов трактора. Шток тормозной камеры, перемещаясь, по-
ворачивает разжимной кулак колесного тормоза и прижимает тормозные 
колодки к барабану. Одновременно с этим через соединительную головку 
15, открытый разобщительный кран 14 и тормозной кран 13 происходит 
выпуск  сжатого  воздуха  из  соединительной  магистрали  прицепа,  и  сжа-
тый  воздух  из  воздушных баллонов  прицепа  поступает к его  тормозным 
камерам. 

При  возвращении  педали  тормоза  в  исходное  положение  через  тор-

мозной кран происходит выпуск сжатого воздуха из тормозных камер 16 
и  19  трактора  в  атмосферу  и  пополняется  запас  сжатого  воздуха  в  воз-
душных баллонах прицепа от воздушных баллонов трактора. 

Давление воздуха в тормозных камерах и интенсивность торможения 

зависят от хода педали тормоза. 

После  того,  как  педаль  рабочего  тормоза  резко  отпущена,  время  па-

дения давления до нуля в тормозных камерах не должно превышать 0,2 с. 
При полностью выжатой педали тормоза нижней конец её не должен до-
ходить до пола кабины на 10-30 мм. Если педаль упирается в пол кабины 
или зазор меньше указанного, отрегулируйте привод тормозного крана. 

Перед  соединением  головок  пневмосистем  трактора  и  прицепа  про-

верьте исправность магистрали управления тормозами прицепа, для чего 
откройте разобщительный кран 14 и крышку соединительной головки 15 
трактора,  нажмите  на  обратный  клапан  головки.  В  этом  положении  при 
отпущенной  педали  тормоза  через  соединительную  головку  воздух  дол-
жен  выходить.  При  нажатии  на  педаль  тормоза  выход  воздуха  должен 
прекратиться.  

Перед соединением головок трактора и прицепа, очистите их от пыли 

и грязи. Затем соедините головки и откройте разобщительный кран (раз-
общительный  кран  открыт,  когда  его  ручка  расположена  параллельно 
корпусу).  При  утечке  воздуха  между  головками  проверьте  состояние ре-
зиновых колец и, при необходимости, замените их.  

Перед каждым выездом с прицепом проверьте, открыт ли разоб-

щительный кран.  

При  отсоединении  прицепа  закройте  кран  14,  разъедините  соедини-

тельные головки трактора и прицепа, закройте их крышками. 

При включении стояночного тормоза перемещением рукоятки 1 (ри-

сунок 84) в крайнее заднее положение убедитесь, что фонарь контрольной 
лампы 5 (рисунок 9) на панели приборов мигает, то есть механизм стоя-
ночного тормоза включен и трактор заторможен. 

Для  растормаживания  стояночного  тормоза  необходимо  фиксатор  2 

оттянуть  вверх  и  отпустить  рукоятку  1.  Перевод  в  переднее  положение 
"расторможено" осуществляется  автоматически под действием возврат-
ной пружины. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  15  16  17  18   ..