Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство - часть 16

 

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  14  15  16  17   ..

 

 

Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство - часть 16

 

 

 
122 

- редукторе ВОМ (при ис-

пользовании), см. таблицу 1 и 

подраздел 5.4.16 

 

 

 

Ключ 32×36, 

заправочный 

агрегат, ве-

тошь 

 

5.3 Указания по проведению работ технического обслуживания 
 
5.3.1 Обслуживание системы питания двигателя  
 

Очистка  воздуха,  поступающего  в  цилиндры  двигателя,  от  пыли 

обеспечивается  предочистителем  "VORTEX  CV75616"  и  воздухоочисти-
телем  442Д-12с2  со  сменными  фильтрующими  элементами:  основным  и 
предохранительным. 

Предохранительный  фильтрующий  элемент  выполняет  роль  гаран-

тийного  элемента  для  защиты  цилиндров  двигателя  от  попадания  пыли 
при повреждении основного фильтрующего элемента. 

Ежесменно  проверяйте  и,  при  необходимости,  очищайте  сетку  "б" 

(см рисунок 35) и щель "а" для выброса пыли предочистителя 1 от расти-
тельных остатков и пыли и подтягивайте крепления шлангов подсоедини-
тельных патрубков воздухоочистителя. 

 

 

 

1  –  предочиститель;  2,4,5,7  –  хомут;  3  –  труба  воздухозаборника;  6  – 

кронштейн;          8 – воздухоочиститель; 9 - застежка; 10 – крышка; а – 

щель для выброса пыли; б – сетка воздухозаборника 

 

Рисунок 35 - Система воздухоочистки двигателя 

 

По  мере  необходимости  снимайте  предочиститель  и  очищайте  его 

внутреннюю полость, при этом не допускайте попадание воды в подшип-

никовый узел предочистителя и не нарушайте его регулировку. 

 

 

123 

Обслуживание  фильтрующих  элементов  производите  только  по  до-

стижении предельно допустимой степени их засоренности, для контроля 

которой на соединительном патрубке воздухоочистителя установлен дат-

чик. При срабатывании датчика на панели приборов водителя (тахометре)  

загорается светодиод. 

Обслуживание  воздухоочистителя  чаще,  чем  по  сигналу  датчика,  не 

рекомендуется, так как это вызывает излишний износ фильтрующих эле-

ментов. 

Техническое обслуживание выполняется в следующем порядке: 

а) расстегнуть защелки 9 и снять крышку 10 воздухоочистителя, вы-

нуть  основной  фильтрующий  элемент  1  (см.  рисунок  36).  Вынимать  и 

очищать предохранительный фильтрующий элемент 7 не допускается. 

 

 

 
1 – фильтрующий элемент основной; 2,6 – гайка; 3,5 – шайба; 4 – крышка 

воздухоочистителя; 7 – фильтрующий элемент предохранительный 

 

Рисунок 36 - Обслуживание воздухоочистителя 

ВНИМАНИЕ!  ПРИ  СНЯТИИ,  УСТАНОВКЕ  И  ОЧИСТКЕ 

ФИЛЬТРУЮЩИХ  ЭЛЕМЕНТОВ  НЕОБХОДИМО  СОБЛЮДАТЬ 

ОСТОРОЖНОСТЬ  ВО  ИЗБЕЖАНИЕ  РАЗРЫВА  БУМАЖНЫХ 

ФИЛЬТРУЮЩИХ ШТОР. 

б)  очистить  от  пыли  основной  фильтрующий  элемент  путем  обдува 

сухим сжатым воздухом под давлением не более 0,3 МПа (3 кг/см

2

). Об-

дувку (см. рисунок 37) надо начинать с внутренней стороны, а затем  - с 

внешней. Во избежание прорыва бумажной шторы струи воздуха следует 

направлять  под  углом  к  боковой  поверхности  фильтрующего  элемента. 

Интенсивность продувки регулировать за счет изменения проходного се-

чения  наконечника  или  расстояния  от  наконечника  до  фильтрующего 

элемента. Для эффективности очистки продувку следует проводить с по-

мощью специального наконечника длиной 360 мм и внутренним  диамет-

ром 6 мм. 

 

 

 

Рисунок 37 - Продувка фильтрующего элемента 

 
124 

 

в) проверить основной фильтрующий элемент на повреждение филь-

тровальной бумаги (методом просвечивания) и на повреждения уплотне-

ний. При наличии повреждений заменить фильтрующий элемент. 

Гайки  2  (рис.  33)  и  6  крепления  фильтрующих  элементов  в  корпусе 

затягивать моментом 4-10 Н·м (0,4-1 кгс·м); 

Фильтрующие элементы подлежит замене: 
- при наличии налета пыли на внутренней поверхности; 
- при наличии разрывов или других сквозных повреждений фильтру-

ющего картона; 

- при отслаивании картона от крышек;  
-  после  пяти  очисток  основного  фильтрующего  элемента  оба 

фильтрующие  элемента  (основной  и  предохранительный)  подлежат 

замене  новыми.  Не  реже,  чем один  раз  в  год,  оба  фильтрующие эле-

менты, независимо от их состояния, подлежат замене; 

г) собрать воздухоочиститель в обратной последовательности. 

Систематической  проверке  исправности  подлежит  также  электриче-

ская цепь датчика и сигнального светодиода: при перемыкании проводов, 

подсоединенных к датчику, сигнальный светодиод должен загореться. Ес-

ли светодиод не загорелась – найти и устранить неисправность. 

При длительной стоянке или транспортировании трактора необходи-

мо  обернуть  предочиститель  полиэтиленовой  пленкой  и  закрепить  ее 

шпагатом. 

Корпус  воздухоочистителя  при  необходимости  очистки,  снять  с 

трактора, промыть в неэтилированном бензине или горячей воде, продуть 

сжатым воздухом и тщательно просушить. 

Если корпус фильтра снимался с трактора или разбирались другие со-

единения  трассы  всасывания,  то  после  ее  восстановления  необходимо 

провести проверку герметичности трассы. 

Для  обеспечения  герметичности  между  трубой  3  и  воздухозаборни-

ком воздухоочистителя устанавливается вкладыш, между трубой и предо-

чистителем - прокладка 

ВНИМАНИЕ!  НЕГЕРМЕТИЧНОСТЬ  СОЕДИНЕНИЙ  ТРАССЫ 

ВСАСЫВАНИЯ  СОКРАЩАЕТ  СРОК  СЛУЖБЫ  ДВИГАТЕЛЯ  В 

НЕСКОЛЬКО РАЗ. 

 

5.3.2 Обслуживание муфты сцепления 
 

Техническое обслуживание муфты сцепления включает ежедневную 

проверку  работы  муфты  сцепления  на  тракторе,  а  также  периодическую 

смазку муфты выключения сцепления с подшипником. 

Смазка  муфты  выключения  с  подшипником  производится  при  каж-

дом первом техническом обслуживании (ТО-1) трактора. 

Для смазки муфты выключения сцепления выполните 3-4 нагнетания 

рычажно-плунжерным шприцем через масленку, расположенную рядом с 

крышкой 15 (см. рисунок 72) люка корпуса муфты сцепления. 

 

 

125 

 

5.3.3 Обслуживание гидравлической системы коробки передач 
 

В гидравлическую систему коробки передач входят: радиатор 1 (см. 

рисунок  38),  предохранительный  клапан  2  радиаторной  ветви,  распреде-

литель  3  перепускной,  фильтр  4  линии  нагнетания,  фильтр  11  заправоч-

ный,  фильтр  5  заборный,  насос  6,  распределитель  9  переключения  пере-

дач, трубопроводы и шланги 10. 

 

 

 

1 - радиатор; 2 - клапан предохранительный радиаторной ветви; 3 - рас-

пределитель перепускной; 4 - фильтр линии нагнетания; 5 - фильтр за-

борный; 6 - насос; 7 – пробка сливного отверстия раздаточной коробки; 
8  –  пробка  сливного  отверстия  отсека  гидроподжимных  муфт;  9  –  рас-

пределитель переключения передач; 10 – трубопроводы и шланги; 11 - 

фильтр заправочный 

 

Рисунок 38 - Гидросистема коробки передач 

Схема  гидравлической  системы  трехдиапазонной  коробки  передач 

приведена на рисунке 39. 

 

 

 
126 

 

1  –  радиатор;  2  –  канал  подпитки;  3  –  вал  вторичный;  4,  5,  6  –  клапан 

перебросный;  
7  –  поршень  гидромуфты;  8,  10,  14  –  клапан  предохранительный;  9  – 

распределитель перепускной; 11 – насос; 12 – фильтр заправочный; 13 – 

фильтр  нагнетания;  15  –  корпус  раздаточной  коробки;  16  –  фильтр  за-

борный;  17,  18,  19,  20  –  муфта  гидроподжимная;  21  –  распределитель 

переключения передач; 22 – золотник; 23 – делитель потока; 24 – клапан 

подпитки; 25  –  клапан давления  подпитки; 26  –  датчик  давления; 27  – 

указатель давления; I, II, III, IV – каналы гидроподжимных муфт соот-

ветствующих передач; А – подпитка выключенной гидромуфты I пере-

дачи при включении II передачи 

 

Рисунок  39  -  Схема  гидравлической  системы  трехдиапазонной  коробки 

передач 

 

Гидравлической  системы  четырехдиапазонной  коробки  передач  от-

личается  от  гидравлической  системы  трехдиапазонной  коробки  передач 

отсутствием элементов автоматического переключения передач: делителя 

потока 23, клапана подпитки 24 и клапана давления подпитки 25. 

Постоянно следите за показаниями указателя давления масла гидрав-

лической системы коробки передач на панели приборов в кабине трактора. 

При установившемся режиме в диапазоне 1500-2100 об/мин коленча-

того вала двигателя и температуре 40-75°С давлению масла в гидравличе-

ской системе должно быть в пределах 1,0-1,2 МПа (10-12 кгс/см

2

). В мо-

мент  переключения  передач  давление  масла  в  системе  стрелка  может 

кратковременно падать до 0,45-0,65 МПа (4,5-6,5 кгс/см

2

). 

На  тракторе  с  четырехдиапазонной  коробкой  передач  при  нахожде-

нии  рычага  переключения  передач  в  нейтральном  положении  указатель 

давление не показывает давления масла в гидравлической системе короб-

ки передач. 

Если при минимальной рабочей частоте вращения коленчатого вала 

двигателя давление масла в системе падает ниже 1,0 МПа (10 кгс/см

2

), то 

необходимо  немедленно  остановить  двигатель,  устранить  неисправность 

и, при необходимости, регулировочным винтом 3 (см. рисунок 40) пере-

пускного распределителя установить необходимое давление. 

 

 

127 

 

 

1 – пружина; 2,12 – пробка; 3 – винт регулировочный; 4 – контргайка; 5 

–  колпачок;      6  –  проволока  шплинтовочная;  7  –  шайба;  8  –  клапан 

предохранительный; 9 – корпус; 10 – втулка; 11 – клапан 

 

Рисунок 40 – Распределитель перепускной 

 

В случае залегания клапана 11 в закрытом положении для предохране-

ния  системы  от  разрушения  при  давлении  1,65-2,3  МПа  (16,5-23  кгс/см

2

срабатывает шариковый предохранительный клапан 8 и масло сливается в 

корпус коробки передач. 

В зимнее время при повышенной вязкости масла предохранительный 

клапан 10 (см. рисунок 39) открывается, предохраняя радиаторную ветвь, 

от повреждения. С повышением температуры масла вязкость понижается, 

предохранительный клапан закрывается и масло, проходя через радиатор, 

охлаждается и сливается в корпус раздаточной коробки. 

Для  замены  масла  в  гидросистеме  коробки  передач  сразу  после 

остановки двигателя слейте из системы масло, отвернув пробки 7 и 8 (см. 

рисунок 38) сливных отверстий раздаточной коробки и отсека гидропод-

жимных муфт коробки передач,. Снимите и промойте в дизельном топли-

ве сапун, крышку 4 (см. рисунок 42) с магнитом, заправочного 11 (см. ри-

сунок 38) и заборного 5 фильтров, замените фильтрующий элемент филь-

тра 4 линии нагнетания. 

Для промывки заправочного фильтра: 
- отверните болты 2 (см. рисунок 41) и снимите крышку фильтра 6; 
 

 
128 

 

1,5 – прокладка; 2 – болт; 3 – корпус фильтра; 
4 – фильтр; 6 – крышка; 7,8 – пробка 
 

Рисунок 41 – Фильтр заправочный 

 

- выньте фильтр 4, промойте его в чистом дизельном топливе и про-

дуйте сжатым воздухом. Фильтр, имеющий повреждения сетки, замените;  

- соберите фильтр в обратной последовательности, проверив наличие 

и целостность прокладки 5. Прокладку, имеющую повреждения, замени-

те. Допускается изготавливать прокладку изготавливать из паронита или 

плотного картона. 

Для промывки заборного фильтра: 
- отверните болты 9 (см. рисунок 42) и гайки 10, снимите крышку 8; 
- выньте заборный фильтр 16 с уплотнительным кольцом 7; 

 

 

 

1  –  окно  смотровое;  3,11,14  –  прокладка;  3,9,12  –  болты;  4  –  крышка  с 

магнитом;         5 – пробка сливного отверстия раздаточной коробки; 6 – 

штифт;  7  –  кольцо  уплотнительное;  8,12  –  крышка,  15  –  насос;  16  – 

фильтр заборный 

 

Рисунок 42 – Установка смотрового окна и заборного фильтра 

 
- промойте заборный фильтр в чистом дизельном топливе и продуйте 

сжатым воздухом. Фильтр, имеющий повреждения сетки, замените; 

- проверьте состояние уплотнительного кольца 7 и прокладки 11. По-

врежденные уплотнительное кольцо и прокладку замените. Допускается 

изготавливать прокладку изготавливать из паронита или плотного картона; 

 

 

129 

- установите заборный фильтр и крышку 8 на место, закрепив ее бол-

тами 10 и гайками 10. 

Для замены  фильтрующего  элемента  фильтра  линии нагнета-

ния 4 (см. рисунок 38): 

- отверните коврик и снимите крышку пола кабины; 
- отверните болты крепления и снимите крышку 1 (см. рисунок 43); 
 

 

1 - крышка; 2 - маслопровод 

 

Рисунок 43 - Место установки фильтра 

линии нагнетания 

- выньте набор фильтрующего элемента (фильтрующий элемент 4 (см. 

рисунок 44), кольца 2 и 7, труба 11, предохранительный клапан 5, пружина 
8 и шайба 9) корпус 3; 

 

 

1 - крышка; 2,7 - кольцо; 3 - корпус; 4 - эле-
мент фильтрующий; 5 - клапан предохрани-
тельный;       6,8 - пружина; 9 – гайки; 10 - 
шайба; 11 – труба;    12 - прокладка 

 

Рисунок 44 - Фильтр линии нагнетания 

 
- снимите с трубы 11 кольцо 2 и фильтрующий элемент 4; 
- промойте корпус 3 фильтра и трубу 10 в сборе с предохранительным 

клапаном 5, кольцом 7, пружиной  8 и шайбой 9 в  чистом дизельном топ-
ливе до полного удаления отложений и продуйте сжатым воздухом. Коль-
цо 7, имеющее механические повреждения, и трубу 10, имеющую повре-
ждения сетки, заменить. 

При замене трубы 11 предохранительный клапан заворачивать в трубу 

до упора резьбы, при этом корпус клапана не должен перекрывать отвер-
стие в трубе, а пружина 8 должна быть надежно закреплена на трубе при 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  14  15  16  17   ..