БУЛЬДОЗЕРЫ РТС-10. ТРАНСМИССИЯ

  Главная      Книги - Трактора     БУЛЬДОЗЕРЫ РТС-10 ИХ МОДИФИКАЦИИ И КОМПЛЕКТАЦИИ (ОБЩЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ)

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

10.2.

БУЛЬДОЗЕРЫ РТС-10. ТРАНСМИССИЯ

10.2.1. Гидромеханическая трансмиссия

Гидромеханическая трансмиссия состоит из гидротрансформатора и планетарной коробки передач, соединенных между собой карданным валом, главной передачи, бортовых фрикцио­нов, тормозов, бортовых редукторов и системы управления и смазки трансмиссии.

Гидротрансформатор (рис. 64) предназначен для бесступенчатого автоматического изме­нения крутящего момента и частоты вращения выходного вала в зависимости от величины внешней нагрузки, а также демпфирования колебаний вращающего момента (крутильные коле­бания от дизеля не передаются на трансмиссию, нагрузки, идущие через ходовую систему и трансмиссию, не передаются на дизель).


 

 

Гидротрансформатор состоит из рабочих колес: насосного, турбинного и реактора, уста­новленных относительно друг друга с небольшими зазорами. Межлопаточные полости колес образуют тор, в котором циркулирует рабочая жидкость. В насосном колесе, соединенном с ди­зелем, механическая энергия дизеля преобразовывается в кинетическую и потенциальную энергию жидкости, в турбинном колесе (связанном с выходным валом) снова превращается в механическую.

В реакторе меняется направление и уменьшается скорость потока, происходит трансфор­мация вращающего момента на величину, воспринимаемую реактором. Опоры рабочих колес гидротрансформатора расположены на ступице и выходном валу.

Рабочая жидкость в торе гидротрансформатора находится под избыточным давлением. Уплотнение тора обеспечивается двумя парами уплотнительных фторопластовых колец.

К насосному колесу (рис. 65) прикреплено ведущее зубчатое колесо, находящееся в зацеп­лении с колесом зубчатым привода откачивающего насоса НМШ-25, а оно в свою очередь на­ходится в зацеплении с зубчатым колесом привода насоса НШ-50А-3 системы управления и смазки. Смазка привода насосов обеспечивается маслом, поступающим из канала выхода из тора гидротрансформатора через трубку 22 (рис. 71), каналов в корпусе гидротрансформатора и корпусах подшипников.


 

На кожухе гидротрансформатора установлены: сапун, клапан выхода из ГТР (рис. 66) и фильтр (рис. 67).


 

Внутренняя полость фильтра разделена на две камеры. В нижней, соединенной со всасы­вающей магистралью, расположен магнитный фильтр, в верхней, соединенной с нагнетанием, фильтр тонкой очистки.

Магнитный фильтр обеспечивает очистку рабочей жидкости от частиц железа. Он состоит из постоянных магнитов. Фильтр тонкой очистки состоит из фильтроэлементов, установленных на трубе. Полости неочищенного и очищенного масла разделены крышкой 7 (рис. 67). На крышке установлен клапан 11, срабатывающий при загрязнении фильтроэлементов до состояния, препятствующего пропуску всего расхода масла. Работа с этим клапаном в открытом положе­нии допускается только при необходимости передвижения бульдозера до ремонтной базы при не­возможности очистки фильтроэлементов на месте эксплуатации.

Фильтр тонкой очистки соединен через трубу с магнитным фильтром в единый блок, кото­рый может выниматься при техническом обслуживании вместе с крышкой 7. В крышке выпол­нены два резьбовых отверстия для съемника.

В случае замены фильтроэлементов обеспечить размер А (52 ± 3 мм) (рис. 67) установкой необходимого количества фильтроэлементов (72 max).

Уплотнение между полостью фильтра тонкой очистки (высокое давление - нагнетание насо­са НШ-50) и полостью магнитного фильтра (низкое давление - всасывание насоса НШ-50) обес­печивается за счет плотного прилегания торца трубы 13 к торцу нижнего корпуса фильтра.

Карданный вал (рис. 68) двухшарнирный.

Шипы крестовин кардана прокачиваются на игольчатых подшипниках. Концы карданного вала соединены с полумуфтой выходного вала и с полумуфтой ведущего вала планетарной коробки передач.

Коробка передач реверсивная планетарная (рис. 69) трехскоростная с переключением пе­редач на ходу. Планетарная часть коробки состоит из пяти элементарных планетарных рядов, пяти фрикционных дисковых тормозов, работающих в масле, включение которых производится гидравлическими бустерами.

Первые два планетарных ряда выполняют роль механизма реверса. При замыкании 1-го фрикциона обеспечивается передний ход, 2-го фрикциона - обеспечивается задний ход.

Три последующих планетарных ряда выполняют функцию коробки передач. При замыкании 3-го фрикциона включается вторая передача, 4-го фрикциона - включается третья передача, 5-го фрикциона - включается первая передача.


 


 

 


 

Ведущий вал смонтирован на подшипниках качения, установленных в корпусе коробки передач. Задний шлицевой конец вала служит для отбора мощности. На шлицах вала установ­лены солнечные шестерни механизма реверса, на шариковом и роликовом подшипниках смон­тировано первое водило, в котором на осях на игольчатых подшипниках без обойм установле­ны сателлиты 1-го, 2-го и 3-го планетарных рядов. Сателлиты 4-го и 5-го планетарных рядов смонтированы на осях второго водила, которое зафиксировано в корпусе коробки передач при помощи шарикового подшипника.

На наружных поверхностях эпициклов нарезаны шлицы, в которые устанавливаются диски с металлокерамикой на медной основе. Гладкие диски соединяются с корпусами гидравличе­ских фрикционных тормозов. При помощи гидроаппаратуры жидкость попадает под поршень одного из тормозов, который, перемещаясь, замыкает пакет фрикционных дисков, тем самым, останавливая эпицикл планетарного ряда. При движении бульдозера включено два тормоза: ме­ханизма реверса (передний или задний ход) и коробки передач (первая, вторая и третья пере­дачи). При нейтральном положении рычага переключения передач включен тормоз 3-го плане­тарного ряда, что обеспечивает центрирование планетарных рядов относительно корпуса.

Переключение передач осуществляется без разрыва потока мощности.

За планетарной частью коробки передач установлен редуктор соосности, обеспечивающий необходимое межцентровое расстояние между валом отбора мощности и выходящим валом коробки передач.

Ведущая шестерня соединена с солнечной шестерней третьего и пятого планетарных рядов. Ведомая шестерня соединена с выходным валом, заканчивающимся малой конической шестерней главной передачи.

Переключение передач и реверса обеспечивается рукояткой переключения 7 (рис. 37).

Для переключения передач перемещение рукоятки передается через тягу 2, рычаг (рис. 36), тягу управления переключением передач 4, рычаг 5 на золотник блока передач 10.

Фиксация золотника блока передач обеспечивается рычагом-фиксатором 6.

Сверху на крышке коробки передач напротив тяги управления переключением передач установлен выключатель ВК415 блокировки пуска дизеля. В нейтральном положении рычага переключения передач выключатель разомкнут. При включенной I передаче - замкнут.

Для переключения реверса перемещение рукоятки передается через тягу 5 (рис. 37), рычаг 11, тягу управления переключением реверса (рис. 36), рычаг реверса 11 на золотник блока реверса 7.

Фиксация золотника блока реверса обеспечивается рычагом-фиксатором 12.

Сверху на крыше коробки передач напротив тяги управления переключением реверса ус­тановлен выключатель ВК415 звукового прерывистого сигнала, который замыкается при пере­воде рычага управления в положение задний ход (REV).

ВНИМАНИЕ! Система сигнализации работает непрерывно при движении бульдозера назад.

При включенном переднем ходе выключатель разомкнут.

Проверить работу выключателей блокировки пуска и звукового прерывистого сигнала мож­но под напряжением не более (24 ± 2) В и силой тока не более 1 А.

Установку выключателей производить по размеру R = (22 ± 1) мм, регулируемому шайбами (по 4 шт. max на каждый выключатель).

Гидроаппаратура системы управления и смазки (рис. 71, 72) смонтирована на корпусах гидротрансформатора и корпусах фрикционных тормозов планетарной коробки передач.

Система управления обеспечивает:

-    наполнение тора гидротрансформатора рабочей жидкостью под избыточным давлением;

-    подачу жидкости к фрикционным тормозам реверса и переключения передач;

-    смазку подшипников гидротрансформатора и коробки передач;

-    плавное включение фрикционов трансмиссии;

-    установку рукоятки управления ГМТ в нейтральное положение при остановке дизеля или падении давления в системе управления.


 

На корпусах фрикционных тормозов планетарной части коробки передач смонтированы че­тыре узла гидроаппаратуры:

-    блок передач с четырехпозиционным золотником для подачи рабочей жидкости во фрик­ционные тормоза реверса;

-    блок реверсов с двухпозиционным золотником для подачи рабочей жидкости во фрикци­онные тормоза реверса;

-    плита с золотником предохранительного клапана блокировки 16 (рис. 72) и клапаном регу­лирования давления рабочей жидкости на входе в гидротрансформатор в пределах от 0,48 до 0,51 МПа (от 4,8 до 5,1 кгс/см2);

-    блок клапанов, обеспечивающий плавное трогание бульдозера с места, состоит из двух кла­панных систем: перепускного клапана 28 (рис. 72) и клапана давления 8, отрегулированного на давление от 2,2 до 2,5 МПа (от 22 до 25 кгс/см2), предназначенных для ограничения макси­мального давления и обеспечения в определенной последовательности включения фрикцио­нов передач и реверса.

На корпусе ГТР установлен клапан выхода из ГТР, обеспечивающий давление на выходе из гидротрансформатора в пределах от 0,22 до 0,28 МПа (от 2,2 до 2,8 кгс/см2).

При работающем дизеле рабочая жидкость из поддона КП поступает через рукав 23 (рис. 71) в нижнюю внутреннюю полость корпуса фильтра ГТР, где находится магнитный фильтр.


 

После магнитного фильтра рабочая жидкость поступает во всасывающую полость насоса НШ-50А-3, после чего оно попадает в верхнюю внутреннюю полость фильтра, где расположен фильтр тонкой очистки.

После тонкой очистки рабочая жидкость через рукав высокого давления 14 поступает в блок передач КП, откуда в зависимости от положения золотника, при включенной передаче или нейтрали, поступает под поршень одного из тормозов.

Из блока передач 11 (рис. 72) рабочая жидкость поступает в плиту маслораспределитель-ную, а из нее по каналам в блок клапанов 3.

Блок клапанов работает следующим образом: при нейтральном положении рычага КП и не­работающем дизеле давление жидкости в системе отсутствует. Клапаны 8 и 28 находятся в крайнем правом, а плунжер в крайнем левом положении. После пуска дизеля и достижения определенного давления клапан открывается, и жидкость по системе отверстий перемещает обратный клапан б в крайнее левое положение, перекрывая слив.


 

Через жиклер клапана жидкость поступает на плунжер 4, который передвигается вправо до упора, сжимая пружину, обеспечивая в системе плавное нарастание давления, необходимое для включения фрикционов. При включении передачи бульдозер плавно трогается с места.

Из блока клапанов рабочая жидкость через клапан давления поступает по каналам мас-лораспределительной плиты в предохранительный клапан блокировки 16.

Предохранительный клапан состоит из золотника, штока, втулки и пружины. Предназначен для перекрытия канала подачи рабочей жидкости в блок реверса при нейтральном положении рычага переключения передач и возврата его в нейтральное положение при остановке дизеля. Этим обеспечивается блокировка пуска дизеля при включенной передаче.

При работающем дизеле давление рабочей жидкости в полости (между штоком и втулкой) достаточно высокое для сжатия пружины, и клапан 16 не касается передней стенки КП - в этом случае возможно переключение передач.

При падении давления рабочей жидкости в гидросистеме или остановке дизеля рабочая жидкость вытесняется через зазор между штоком и втулкой и разжимает пружину. Клапан упи­рается в переднюю стенку КП, перемещает золотник предохранительного клапана назад и воз­вращает рычаг переключения передач в нейтральное положение.

При нейтральном положении рычага переключения передач золотник предохранительного клапана перекрывает канал к блоку реверса. При включенных передачах канал открыт, и рабо­чая жидкость поступает в блок реверса, при этом возможно реверсирование коробки передач путем перемещения золотника блок реверса 14 и подачи рабочей жидкости под давлением в полости поршней тормозов переднего или заднего хода.

После блока клапанов основной расход рабочей жидкости поступает в плиту в канал кла­пана 9 входа в ГТР. Клапан входа в ГТР, расположенный в плите, является предохранительным и начинает перепускать рабочую жидкость на слив из системы в случае повышения гидравли­ческого сопротивления трассы со стороны ГТР сверх допустимого.

После клапана входа рабочая жидкость поступает в канал входа корпуса ГТР, откуда через ка­налы оси реактора 11 (рис. 64) поступает в тор ГТР, затем через зазор между осью реактора и тур­бинным валом, каналы оси реактора 13, канал корпуса ГТР - в клапан 23 выхода из ГТР (рис. 72).

Клапан выхода из ГТР полнопоточный, поддерживает избыточное давление в торе ГТР. После клапана выхода рабочая жидкость поступает в масляный радиатор, установленный пе­ред радиатором дизеля. Радиатор масляный трубчато-пластинчатый, двухрядный, с латунной цельнотянутой трубкой. Далее рабочая жидкость поступает в дополнительный фильтр системы смазки КП. Фильтр установлен на лонжеронах корпуса бортовых фрикционов и служит для очи­стки рабочей жидкости, поступающей из масляного радиатора в коробку передач.

После дополнительного фильтра рабочая жидкость поступает в систему смазки КП. На входе в систему смазки расположен клапан смазки 19 (рис. 72), обеспечивающий необходи­мое давление в системе смазки КП.

Рабочую жидкость в коробку передач и отделение конических шестерен заливать через горловину, расположенную на верхней плоскости корпуса бортовых фрикционов справа от сер­вомеханизма.

Гидромеханическая трансмиссия оборудуется датчиками аварийного давления рабочей жид­кости в системе смазки коробки передач, системе управления КП и на выходе из гидротрансфор­матора, которые соединены с контрольными лампами на щитке приборов и датчиком темпера­туры рабочей жидкости в гидротрансформаторе, соединенным с указателем на щитке приборов.

Главная передача (рис. 40) коническими зубчатыми колесами передает вращение от про­дольного расположенного нижнего вала коробки передач на поперечный вал. Ведущая шестер­ня выполнена заодно с нижним валом коробки передач, ведомая шестерня крепится на валу, установленном на подшипниках, в корпусе бортовых фрикционов, система смазки общая с ко­робкой передач.


 

Бортовые фрикционы (рис. 73) многодисковые постоянно замкнутые сухого трения с гид-росервированным приводом их выключения; ведомые диски имеют фрикционные накладки.

Тормоза ленточные сухого трения двустороннего действия плавающие. Тормозные ленты фрикционными накладками воздействуют на наружные барабаны фрикционов.

Бортовые фрикционы и тормоза управляются механизмом управления поворотом. Чтобы снизить усилие, требуемое для выключения бортовых фрикционов, установлен гидравлический сервомеханизм, подключенный в гидравлическую систему управления бульдозером (рис. 74).


 

Бортовой редуктор (рис. 75) двухступенчатый с двумя парами прямозубых цилиндриче­ских шестерен.

Ведущая и двойная шестерни вращаются на двух роликовых и одном шариковом подшип­никах. Двойная шестерня выполнена разъемной. Шестерня с большим зубчатым венцом съемная.

От осевого перемещения шестерни фиксируются стержнем с гайкой.

Большая (конечная) шестерня соединяется с фланцем ступицы при помощи шлицевого венца, прикрепленного к фланцу ступицы болтами. Такая установка большой шестерни на сту­пицу позволяет исключить кромочные контакты в зацеплении при перекосах осей.

Ступица вращается на двух роликовых и одном шариковом подшипниках.

Ведущее колесо, имеющее съемный зубчатый венец, соединяется со ступицей торцевыми шлицами и крепится болтами.

Шестерни и подшипники смазываются разбрызгиванием. Масло заливается через отвер­стия, находящиеся сзади на боковой стенке корпуса бортовых фрикционов. Уровень масла за­меряют масломерной линейкой.

В нижней части кожуха ввинчена пробка с магнитом. Что предупредить вытекание масла, на ступице и полуоси установлены лабиринтные уплотнения. Втулка концевого подшипника смазывается через масленку, находящуюся на крышке концевого подшипника. В его корпусе установлен сальник.


 

На болотоходных бульдозерах для увеличения колеи бульдозера и обеспечения симметричной установки уширенных башмаков гусеницы удлинены полуось, ступица и распорная втулка. Между кожухом и ведущим колесом установлена проставка.

10.2.2. Механическая трансмиссия

Механическая многоступенчатая трансмиссия бульдозера состоит из муфты сцепления, ко­робки передач с механизмами переключения, главной передачи, бортовых фрикционов, тормо­зов, бортовых редукторов, системы смазки и системы управления трансмиссией.

Муфта сцепления (рис. 76) сухого трения, постоянно замкнутая с гидросервированным приводом включения с двумя ведущими и двумя ведомыми дисками, смонтирована на дизеле. Ведомые диски вращаются вместе с барабаном на подшипниках закрытого типа, посаженных на цапфе, прикрепленной к коленчатому валу дизеля. Ведущий и нажимной диски вращаются вместе с маховиком.

На верхний вал коробки передач вращение передается через карданный вал и зубчатые муфты. При выключении муфты сцепления муфта выключения, перемещаясь назад, тянет за собой три рычага, которые через пальцы, воздействующие на нажимной диск, сжимают пакет пружин, обеспечивая зазоры между ведущими и ведомыми дисками. В конце хода педали тормозок 14, соприкасаясь фрикционной накладкой с корпусом подшипника выключения, останав­ливает верхний вал коробки передач, обеспечивая безударное переключение передач.


 

Снаружи муфта защищена кожухом. Выключение ее облегчает сервомеханизм, включен­ный в гидравлическую систему управления бульдозером (рис. 77). Муфта сцепления болотоходных бульдозеров имеет удлиненный вал.

Муфта сцепления снимается с бульдозера без демонтажа дизеля и верхней половины кожуха муфты сцепления. Для этого необходимо вывернуть штуцер сливной трубы 5 (рис. 77) из корпуса сервомеханизма, отсоединить трубу. Вновь завернуть штуцер в корпус сервомеханизма, это пре­дохранит поршень сервомеханизма от опускания в нерабочее положение и заклинивания. Снять нижнюю половину кожуха муфты сцепления. Отсоединить рычаг выключения 19 (рис. 76) муфты сцепления от тяги к сервомеханизму, болты крепления муфты к верхнему валу КП и крышки тормозка 14 к муфте. Вместе с муфтой переместить карданный вал 17 до упора в сторону муфты выключения 13. Снять муфту 16, стянуть фланец 2 и нажимной диск через отверстия во фланце тремя болтами М12*35. Отсоединить болты крепления фланца к маховику, придерживая муфту снизу или через люк верхней половины кожуха. Перемещая муфту сцепления к коробке передач, вынуть ее вниз. Монтаж муфты производить в обратной последовательности.

Коробка передач (рис. 78, 79) имеет 8 передач переднего и 4 заднего хода (для болотоходных бульдозеров - соответственно 6 и 3), смонтирована в отдельном корпусе и крепится к перед­ней стенке корпуса бортовых фрикционов. Коробка передач четырехвальная с шестернями по­стоянного зацепления. Каждый вал двухопорный на трех подшипниках качения, из которых пе­редний - шариковый, а остальные - роликовые.

На промежуточных валах шестерни установлены на шлицы. На верхнем и нижнем валах шестерни свободно вращаются на втулках.


 

На комплектациях бульдозеров, приспособленных для установки привода вала отбора мощ­ности, верхний и второй промежуточный валы выполнены со шлицевыми хвостовиками для подсоединения привода ВОМ и ходоуменьшителя. Максимальная мощность отбора с вала КП с учетом потерь на привод насосов (без нагрузки) гидросистемы управления навесным оборудо­ванием и трансмиссией см. таблицу 10.1.

 

Таблица 10.1

Мощность дизеля, л.с.

Максимальная мощность отбора с вала КП при номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеля, кВт (л.с), не менее

180

125+37(170+5)

170

117,6+37(160+5)

140

95,6+3(130+4)

Передачи переключаются двумя рычагами механизмов переключения: рычагом б (рис. 79) переключения передач и рычагом 15 переключения заднего хода и диапазонов переднего хода, с помощью которых перемещаются вилками зубчатые муфты на верхнем и нижнем валах. На рычаге переключения заднего хода и диапазонов переднего хода установлен выключатель ВК418 блокировки пуска и выключатель ВК412 звукового прерывистого сигнала заднего хода.


 

При включенной передаче «задний ход» контакты выключателя ВК412 - разомкнуты, звучит прерывистый сигнал.

При необходимости, установку выключателя ВК412 производить следующим образом:

-    замерить размер Р от торца пробки до торца валика, находящегося в положении вклю­ченной передачи «задний ход»;

-    ввернуть выключатель в отверстие пробки на размер М = (51 - Р) ± 1 мм.

В механизме переключения передач на болотоходных бульдозерах рычаги сдвинуты вперед, соответственно изменены проставка, рычаг и валик.

Передняя стенка коробки передач съемная.

В коробке передач бульдозеров Т10МБ.2120-11 первая передача заблокирована. Блокировка осуществлена с помощью втулки-упора, исключающей возможность перемещения валика с вилкой в сторону включения I передачи.

Система смазки (рис. 22)

Трущиеся поверхности деталей верхнего и нижнего валов коробки передач и подшипники вала конической шестерни смазываются под давлением.

Масло в коробку передач и отделение конических шестерен заливать через горловину, на­ходящуюся на верхней плоскости корпуса бортовых фрикционов (около сервомеханизма). Масляный насос установлен на корпусе коробки передач справа. Масляный фильтр прикреплен к левому корпусу механизма переключения передач. Масляный радиатор системы смазки трансмиссии установлен впереди масляного радиатора дизеля.


 

ВНИМАНИЕ! Бульдозеры поставляются с отключенным радиатором системы смазки трансмиссии.

Подключение радиатора проводить перестановкой полого болта и упора в корпусе фильтра системы смазки трансмиссии.

Главная передача, бортовые фрикционы, тормоза и бортовые редукторы такие же, как у бульдозеров с гидромеханической трансмиссией (см. подраздел 10.2.1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..