БОРТОВЫЕ (КОНЕЧНЫЕ) ПЕРЕДАЧИ ТРАКТОРА ДТ-20

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-20 (Калиновский Н.Ф., Левитанус А.Д., Ходулин Ю.А.) - 1965 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

БОРТОВЫЕ (КОНЕЧНЫЕ) ПЕРЕДАЧИ ТРАКТОРА ДТ-20

Бортовые передачи трактира передают вращение (крутящий момент) от полуосевых конических шестерен дифференциала к задник ведущим колесам трактора.

Трактор ДТ-20 имеет две одинаковые бортовые передачи, соединенные тормозными рукавами и вместе с ними закрепленные к боковым поверхностям корпуса главной передачи. Таким образом, картеры бортовых передач, тормозные рукава, картер главной передачи, соединительный корпус и картер двигателя образуют как бы остов-раму трактора ДТ-20.

Каждая из бортовых передач (рис. 85) состоит из картера, ведущей (малой) шестерни с валом, ведомой (большой) шестерни, подшипников, сальников, уплотнителей и крышек. Картер 1 бортовой передачи чугунный, с фланцем для крепления его к тормозному рукаву. Две пары расточек служат для установки подшипников. Во фланце бортовой передачи выполнены резьбовые отверстия для установки шпилек крепления бортовой передачи к тормозному рукаву и два отверстия пол установочные штифты. Эти штифты, запрессованные во фланец бортовой передачи, входят свободно в отверстия фланца тормозного рукава и определяют угловое положение бортовой передачи при различных модификациях трактора.

Снизу картер бортовой передачи имеет прямоугольный люк. По окончании сборки узла его закрывают нижней штампованной крышкой 36 (поддоном). Конические резьбовые отверстия в картере бортовой передачи служат для заливки, контроля и спуска масла. Они закрыты пробками 32 и 33 с конической резьбой. В верхних расточках картера установлены наружные кольца двух шариковых радиальных подшипников. В них вращается ведущая шестерня 4 бортовой передачи.

Наружный шариковый подшипник 3 закрыт сплошной крышкой 2, а внутренний 5 — корпусом 6 сальника. Самоподжимной каркасный резиновый сальник 7 препятствует вытеканию смазки из бортовой передачи в тормозной рукав. Корпус сальника прикреплен к картеру болтами и имеет обработанный цилиндрический фланец, при помощи которого центрируют передачу относительно тормозного рукава.

Внутренние кольца подшипников 3 и 5 напрессованы на вал малой шестерни до упора в шестерню, изготовленную за одно целое с валом. В средней части вала ведущей шестерни имеются две специальные шпоночные канавки для установки шпонок тормозного шкива. На конце вала малой шестерни нарезаны шлицы, которыми вал малой шестерни бортовой передачи соединен с конической шестерней полуоси дифференциала главной передачи.

Ведущая шестерня 4 сцеплена с ведомой шестерней 20 бортовой передачи, установленной на шлицах оси 21 заднего колеса. Ось изготовлена заодно с фланцем. К фланцу оси приклепан шестью заклепками диск 23, а к нему специальными болтами прикреплен диск заднего ведущего колеса.

На оси колеса со стороны фланца установлено упорное кольцо 28 уплотнения бортовой передачи. Уплотняющее резиновое кольцо 30 вставлено во внутреннюю канавку упорного кольца и препятствует вытеканию масла в зазор между кольцом и осью колеса. Ось

заднего колеса установлена в нижних расточках картера на двух роликовых конических подшипниках. Внутреннее кольцо наружного конического подшипника 29 напрессовано на цилиндрическую поверхность оси колеса до плотного упора в буртик. За этим кольцом подшипника на оси установлена ведомая шестерня 20 бортовой передачи, распорное кольцо 19, внутреннее кольцо внутреннего роликового подшипника 14, распорная втулка 12 и шайба 10. Набор деталей затянут на оси корончатой гайкой 11.

 

 

 

Рис. 85. Бортовые (конечные) передачи:
1—картер бортовой передачи; 2— крышка; 3—подшипник; 4—ведущая шестерня бортовой передачи; 5—подшипник; 6 — корпус сальника; 7—самоподжимной сальник; 8 — тормозной рукав; 9 — защитный колпак; 10 — шайба; 11 — гайка; 12 — распорная втулка; 13 — самоподжимной сальник; 14 — роликовый конический подшипник (внутренний); 15 — корпус сальника; 16 — прокладки; 17 — стакан подшипника; 18 — регулировочные прокладки; 19 — распорное кольцо; 20 — ведомая шестерня бортовой передачи; 21 — ось заднего колеса; 22 — крышка уплотнения; 23 — диск оси заднего колеса; 24 — резиновая диафрагма; 25 — защитное кольцо; 26 — нажимное кольцо уплотнения; 27 — пружина уплотнения; 28 — упорное кольцо уплотнения; 29 — роликовый конический подшипник (наружный); 30 — резиновое уплотняющее кольцо; 31 — кольцо; 32, 33, 34 и 35 — пробки заливных, контрольных и спускных отверстий; 56 — нижняя крышка (поддон) бортовой передачи.

 

 

 

 

Pис. 86. Измененная ось заднего колеса.

 

 

 

 

Ось заднего колеса ограничена цилиндрической шейкой со шпоночной канавкой, предназначенной для установки привода рабочих органов машин, работа которых синхронна с вращением ведущих колес трактора и его скоростью передвижения. При работе трактора с машинами, не требующими синхронного привода и отбора мощности, выступающий конец оси заднего колеса закрывают защитным колпаком 9.

Наружное кольцо внутреннего подшипника 14 установлено в стакане 17 с кольцевым буртом для упора кольца и запрессовано в картер. Стакан с подшипником закрыты корпусом 15 самоподвижного каркасного сальника 13. Он препятствует вытеканию масла из бортовой передачи. Для этой же цели по наружной поверхности стакана сделана канавка для резинового уплотнительного кольца. На тракторах, выпускаемых после 1 января 1964 г., на оси заднего колеса нет цилиндрической шейки и корпуса 15 с сальником. Стакан подшипника вместе с корпусом сальника и защитным колпаком 9 прикреплен четырьмя болтами к картеру бортовой передачи. Под фланец стакана устанавливают прокладки 18, которыми регулируют осевой зазор в конических

подшипниках бортовой конечной передачи. Два резьбовых отверстия во фланце стакана предназначены для его выпрессовки. Для стока масла и разгрузки сальника от давления масла стакан имеет три продольные канавки.

Осевой зазор в конических подшипниках регулируют прокладками под фланцем стакана. Для предупреждения вытекания масла из бортовой передачи и защиты бортовых передач от грязи, пыли и воды в месте выхода оси колеса из бортовой передачи установлен торцовый сальник с металлическими уплотняющими кольцами. Стальное Кольцо 28 установлено на оси заднего колеса. К торцовой поверхности его прижато четырьмя пружинами 27 нажимное кольцо 26, торцовая поверхность которого со стороны кольца 28 закалена. Нажимные пружины вставлены одним концом в отверстие нажимного кольца, а вторым— в крышку 22. В ней же запрессовано два штифта, которые свободно входят в отверстия нажимного кольца и удерживают его от проворачивания.

Крышка 22 прикреплена к картеру бортовой передачи. На ее центрирующем буртике, а также в картере сделаны канавки, по которым масло, прошедшее через подшипник, сливается обратно в картер, разгружая тем самым сальник от напора. Так как бортовые передачи трактора устанавливают в различных положениях (вертикально под углом 90°, назад под углом 90°), картер оборудован тремя канавками.

Вместе с крышкой к картеру бортовой передачи прикреплено болтами защитное кольцо 25 и резиновая диафрагма 24, расположенная между крышкой и защитным кольцом. Внутренним отверстием диафрагма установлена на цилиндрическую поверхность нажимного кольца и плотно прижата к его фланцу напрессованным кольцом 31.

Для облегчения сборки бортовой передачи нажимное кольцо с диафрагмой, нажимные пружины и защитное кольцо собирают вместе с крышкой сальника и крепят к ней двумя болтами. В собранном виде комплект деталей уплотнения устанавливают на ось колеса до напрессовки на нее внутреннего кольца конического подшипника 29 и крепят болтами к картеру бортовой передачи. Болты завинчивают через два больших отверстия во фланце оси колеса и стопорят стопорной пластиной. Защитное кольцо 25 предохраняет диафрагму от повреждений во время движения трактора, особенно по грязи. На фланце оси колеса просверлены два отверстия диаметром 5 мм для съема с оси упорного кольца 28. Они закрыты деревянными пробками.

В собранной бортовой передаче невращающееся нажимное кольцо 26 усилием нажимных пружин 27 постоянно прижато к упорному кольцу 28, вращающемуся вместе с осью 21 заднего колеса. Давление на трущихся поверхностях колец находится в пределах 0,8—1,5 кг/см2, что обеспечивает надежное уплотнение бортовой передачи и защиту ее от пыли, грязи и воды..

На тракторах ДТ-20 выпуска с апреля 1964 г. вместо оси заднего колеса с приклепанным фланцем в бортовой передаче установлена ось заднего колеса, изготовленная как одно целое с фланцем крепления диска колеса (рис. 86). Это устраняет расшатывание заклепочного соединения фланца с осью колеса. Измененная ось колеса выполнена без цилиндрической шейки.

Продольную базу трактора изменяют, устанавливая бортовые передачи в различных положениях относительно тормозных рукавов. Эти положения фиксируют установочными штифтами, запрессованными во фланец картера бортовой передачи. Фланец тормозного рукава имеет соответствующие отверстия под штифты.

Масло в бортовые передачи заливают через пробки 32 (рис. 85), ввернутые в картер. Нормальный и необходимый уровень масла в бортовых передачах определяют в огородной модификации контрольной

пробкой 34 на боковой поверхности штампованной нижней крышки картера боковой передачи; в садовой — контрольными пробками 33 на боковых поверхностях картера бортовой передачи; в промежуточной — пробкой 35.

Для слива масла используют пробки 35 и 32.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..