Трактор Т-40, Т-40А. Замена деталей поршневой группы двигателя Д37М
Поршневые кольца подлежат замене, если зазор в замке кольца,
вставленного в новую гильзу, превышает 5 мм или если зазор по высоте
между компрессионным кольцом и поршневой канавкой превышает 0,5 мм. При
замене поршневых колец тщательно очистите от нагара днища поршней,
канавки под кольца, маслоотводящие отверстия и промойте поршень
дизельным топливом.
При установке новых поршневых колец обращайте внимание на то, чтобы
кольца свободно входили в канавки поршня и при нажатии пальцем полностью
утопали в канавке. При надевании колец на поршень разводите замки колец
не более 30 мм.
Поршневые кольца, поставленные на поршень, должны свободно перемещаться
в канавках, без заеданий. При постановке колец хромированное кольцо
ставьте в верхнюю канавку, второе компрессионное кольцо ставьте
торсионной проточкой вверх, третье — проточкой вниз. Маслосъемные кольца
ставьте следующим образом: в верхнюю часть каждой канавки — кольцо с
дренажными пазами (пазами вниз), а в нижнюю часть — кольцо без дренажных
пазов.
При установке поршня в цилиндр замки колец располагайте под углом 90°
друг к другу. Поршни ставьте в те же цилиндры, в которых они работали.
Зеркало
цилиндра перед постановкой поршня смажьте дизельным
маслом.
Поршни заменяйте, когда зазор по высоте между верхней канавкой и новым
компрессионным кольцом превысит 0,5 мм или когда зазор между юбкой
поршня и цилиндром превысит 0,5 мм при положении поршня в в. м. т. В
последнем случае одновременно с поршнем замените и цилиндр. При замене
цилиндра замените медную уплотнительную прокладку толщиной 0,3 мм,
установленную между фланцем цилиндра и верхней плоскостью картера.
Новые поршень и цилиндр перед установкой подберите друг к другу по
размерам. Выпускаемые заводом размерные группы поршней и гильз и их
обозначения приведены в таблице 3.
Таблица 3
Размерная группа цилиндра нанесена на обработанной
поверхности (выемке) под шпильку около нижнего ребра, а поршня — на
днище. Поршень и цилиндр должны быть одной размерной группы. При сборке
зазор между ними, проверяемой длинным ленточным щупом шириной 12 мм,
должен быть в пределах 0,16— 0,20 мм. Для обеспечения правильного
сопряжения поршни (по диаметру отверстий в бобышках) и поршневые пальцы
сортируются на три размерные группы (табл. 4) и при сборке подбираются.
Таблица 4
Размерная группа пальца нанесена на его торце или
цилиндрической поверхности, а поршня — на днище.
При сборке поршня с пальцем поршень предварительно нагревают в масле до
температуры 120—150°. При этом палец в шатуне, будучи несмазанным,
должен легко от руки поворачиваться и выпадать из него под действием
собственного веса.
Поршневой палец с верхней головкой шатуна комплектуйте по двум размерным
группам. Обозначения размерных групп приведены в таблице 5.
Таблица 5
Размерную группу шатуна наносят на верхней головке
шатуна или часть полки тавра окрашивается в красный цвет при группе «М».
Вес поршня в граммах нанесен на днище. Первая цифра обозначает сотни,
вторая — десятки граммов веса детали (целые килограммы не обозначаются).
При ремонте на двигатель устанавливайте поршни
одной весовой группы.
При снятии шатунов с двигателя нельзя допускать обезличивания шатунов и
крышек нижней головки. Каждый шатун устанавливайте на двигатель только
со своей крышкой.
Болты шатунов при креплении крышек затягивайте равномерно с усилием
20,0—24 кг на плече 0,5 м. Перестановка болтов не допускается. Гайки
шатунных болтов должны быть надежно зашплинтованы разводными шплинтами.
При креплении цилиндра с головкой к картеру гайки анкерных (силовых)
шпилек затягивайте равномерно (в 3—4 приема), накрест; окончательную
затяжку производите с усилием 18—22 кг на плече 0,5 м.
В в. м. т. верхняя плоскость каждого поршня относительно верхней
плоскости цилиндра должна утопать
1 г» 4-0 18
на 1,2-0.40, когда цилиндр прижат к картеру двигателя.
Зазор между торцом втулки шатуна и бобышкой поршня должен быть для всех
цилиндров не менее
0,25 мм.
Поршни в сборе с шатунами установите иа двигатель таким образом, чтобы
полусферическая выемка, находящаяся в днище поршня, располагалась на
стороне распределительного вала.