ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ ПО СПОРТИВНОЙ  БОРЬБЕ

  Главная      Учебники - Спорт     Спортивная борьба (классическая, вольная, самбо) (Н.М. Галковский, А.3. Катулин) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ ПО СПОРТИВНОЙ  БОРЬБЕ

 

Спортивная практика выработала атакующие, защитные и контратакующие структуры технических действий.

Атакующие действия являются основными для всего комп­лекса технических средств. Приступая к обучению основным техническим действиям, необходимо учитывать физиологические закономерности становления двигательного навыка, закономер­ности механики, строение организма человека, процессы памяти, мышления и эмоций.

На первом году обучения ведущей задачей является изучение техники борьбы. Оно и определяет содержание занятий: подбор средств и методов физической и тактической подготовки и режим выполнения специальных упражнений.

Выявленные закономерности становления двигательных на­выков и длительный педагогический опыт многих преподавате­лей и научных работников позволили определить последователь­ность изучения того многообразия технических приемов, которые существуют в борьбе.

Все приемы делятся на группы. В стойке, например, в клас­сической борьбе таких групп пять  (переводы в партер, броски наклоном, броски прогибом, броски через спину, сваливания); в самбо — десять (броски захватом ног, выведения из равнове­сия, подножки, подсечки, подхваты, броски через голову, подса­ды, зацепы, броски через спину, бедро, броски через грудь); в вольной — шесть (переводы, броски наклоном, броски через плечи, броски с поворотом спиной, броски прогибом, свали­вания).

В каждой из этих групп имеется наиболее типичный прием — основа структуры, который изучается вначале. В дальнейшем изучают другие варианты основы структуры (приемы данной группы). Например, в стойке в группе бросков через спину на­считывается более 14 приемов. После изучения броска через спи­ну с наиболее простым захватом (основа структуры) легко овла­деть и другими приемами из этой группы (вариантами).

Такой перенос двигательного навыка, когда изучение одного приема способствует изучению целой группы приемов, называет­ся положительным переносом.

Однако в практике, если приемы изучаются сразу один за другим, встречается отрицательный перенос. Например, перевод в партер вертушкой мешает изучению броска через спину захва­том руки через плечо (если эти приемы изучаются сразу один за другим), так как при этом неизбежно возникает грубая ошибка: атакующий при повороте к партнеру спиной (в последнем при­еме)  значительно отклоняет туловище назад (на партнера).

Изучение броска зацепом стопой также мешает изучению броска боковой подсечкой. Все это необходимо учитывать. Если при усвоении каких-либо приемов наблюдается отрицательный перенос навыков, то такие приемы надо изучать в разное время.

При изучении и закреплении какого-либо нового движения внимание борца имеет разную направленность. На первом этапе изучения приема внимание направлено на последовательное вы­полнение каждого отдельного элемента технического действия. По мере повторения всех деталей приема одновременно и при условии правильного выполнения их наступает ослабление вни­мания к деталям. В результате у занимающегося вырабатывает­ся умение целостно выполнять прием. Умение провести прием— это способность занимающегося сознательно выполнять техниче­ское действие с соблюдением определенных требований. Одна­ко овладения приемом на уровне первоначального умения явно не достаточно. Если борец во время схватки будет обращать вни­мание на правильное проведение элементов приема, а не на вы­бор удобной ситуации для его реализации, он не сможет пра­вильно подготовить прием и выполнить его.

Поэтому как только занимающийся овладеет техникой прове­дения приема в простых условиях (без сопротивления партнера), необходимо научить его выполнять прием в сложных условиях спортивных схваток. Занимающийся должен    уметь    выполнять прием в удобный момент схватки, не задумываясь над его дета­лями. Для этого надо, чтобы умение постепенно перешло в навык.

Под навыком понимается действие, выполнение которого бла­годаря многократному повторению приобрело автоматизирован­ный характер.

Известно, что всякий навык (включая и умение), с точки зре­ния физиологии, представляет собой сложную, относительно установившуюся систему условно-рефлекторных связей. Станов­ление технических навыков проходит на основе закономерностей образования сложных условных рефлексов.

Образование двигательного навыка представляет собой фор­мирование новой, сложной координационной деятельности нерв­ных центров. Эта координация всегда включает в себя регуля­цию как двигательных, так и нервных, секреторных, сосудистых и трофических функций организма, так как при осуществлении координационного двигательного акта требуется согласование не только двигательных, но и всех остальных функций организма спортсмена.

Процесс формирования двигательных навыков опирается на закон дифференцировки.

Выработка дифференцировочного торможения способствует устранению сокращения излишних мышечных групп. Быстрота становления двигательного навыка зависит от количества пра­вильно выполненных повторений, предшествующего опыта зани­мающихся, их физической подготовленности, верного представ­ления о структуре технического действия и содержания занятий.

Известно, что в структуре спортивных упражнений принято различать пространственные, временные и силовые компоненты. При овладении новым движением они усваиваются неодновременно — вначале закрепляются пространственные, затем сило­вые и, наконец, временные компоненты. Причем все эти пара­метры навыка тесно связаны   и взаимодействуют   между  собой.

Из практики известно, что даже незначительное изменение внешних условий оказывает сбивающее воздействие на структу­ру и, естественно, на эффективность выполнения основных дви­жений спортсмена. Практически очень важно, чтобы технические приемы борца имели определенную устойчивость, не расстраива­лись при помехах со стороны всех возможных факторов.

Но это не значит, что движение должно оставаться постоян­ным, оно, естественно, несколько изменяется, но основа структу­ры его сохраняется. Однако при максимальных результатах сохраняют постоянство структуры движения лишь мастера вы­сокого класса. Такое постоянство достигается, с одной стороны, приспособительными механизмами, выработанными в ходе изу­чения и, особенно, совершенствования технического навыка в Различных условиях, а с другой — приспособлением самой основы движений.

Без учета этих положений трудно правильно строить процесс обучения техническим приемам.

Таким образом, учитывая закономерности образования дви­гательного навыка, при изучении и совершенствовании техничес­ких действий, особенно сложных, тренер должен руководство­ваться следующим.

I.    Проводить предварительную подготовку для лучшего ус­воения технического действия.

С этой целью необходимо применять некоторые подводящие упражнения:

1.    упражнения, элементы которых   сходны   по   координации движений с изучаемыми техническими действиями в борьбе;

2.    упражнения на развитие мышечных групп, принимающих активное участие при  выполнении технических действий;

3.    упражнения на   растягивание   и   расслабление   основных мышц, противоположных тем, которые  несут  основную   нагруз­ку при выполнении технических действий.

II.  Упрощать условия  изучения  и  выполнения   технического действия за счет:

1.    предварительной специальной подготовки перед освоением и в процессе изучения приема;

2.    страховки и  помощи при особенно сложных технических действиях;

3.    предупреждения основных ошибок, возникающих при вы­полнении технического действия.

Примерные упражнения даны в главе «Упражнения бор­ца».

III. Последовательно изучать технические действия. Создав благоприятные условия   для   изучения   технического действия, необходимо приступить к его изучению в следующей последовательности: в подготовительной части урока занимаю­щиеся выполняют подводящие упражнения*; в основной — осваивают прием по частям (с партнером, чучелом, без партне­ра), объединяя последовательно изученную часть приема с изу­чаемой; наиболее простые приемы осваиваются сразу в обе сто­роны; сложные — в привычную сторону до того момента, как они будут выполнены в сложных условиях; затем приемы изучаются в непривычную сторону (обучение приемам в эту сторону начи­нается также с подводящих упражнений).

В процессе совершенствования технические действия можно повторять в непривычную сторону большее количество раз. Бла­годаря этому уровень владения техническими действиями в одну и другую сторону становится примерно одинаковым.

 

Изучение технических действий

 

1. Изучение простых приемов. Для изучения простых техниче­ских действий не требуется специальной предварительной под­готовки и расчленения их на отдельные элементы. После перво­го показа занимающийся легко выполнит прием на несопротивляющемся партнере. Однако для того, чтобы занимающийся мог применить простой прием в соревновательной схватке, недо­статочно только одного показа и выполнения приема на несопротивляющемся партнере. Необходимо, чтобы прием усваивался последовательно, а занимающиеся имели определенный уровень подготовки (схема 5).

 

2. Изучение сложных приемов. Для освоения  сложных  при­емов нужна специальная физическая подготовка и определенная последовательность изучения (схема 6).

3. Последовательность изучения тактико-технических дейст­вий.

Изучение приемов. Последовательность изучения при­емов борьбы может быть различной. В настоящее время приняты два основных   способа   последовательности   изучения   приемов: концентрический и линейный.    При концентрическом    изучении сначала изучают все первые приемы из каждой группы, затем все вторые приемы из каждой группы и т. д. Например, в первом цикле изучают первые приемы из каждой группы, во втором — вто­рые приемы из этих же групп и т. д.

При линейном построении изучения занимающиеся осваива­ют сначала все приемы из одной группы, затем все приемы из второй группы и т. д.

Концентрическое изучение приемов проводится на занятиях секций коллективов физической культуры,   а линейное — на сборах, семинарах тренеров и в специальных физкультурных учеб­ных заведениях.

Изучение защит. Защиты затрудняют условия для вы­полнения приема. Поэтому их изучают после того, как достаточ­но хорошо усвоен соответствующий прием.

На занятиях в секции коллектива физической культуры обыч­но не рекомендуют изучать защиту от приемов в том же уроке, где разучивают прием. С приемами защиты знакомят занимаю­щихся на следующем уроке или в том уроке, где планируют по­вторение приема. Сначала изучают простые защиты, а затем более   сложные.

К простым защитам относятся защиты, связанные с силовым противодействием усилиям атакующего; к сложным — защиты, которые связаны с различными перемещениями (нырки, зашагивания, выседы, забегания и др.). По возможности следует изучать такие защиты, после которых можно переходить к актив­ным действиям, а также стандартные, применяемые против раз­личных атак.

Изучение контрприемов. К разучиванию контрприе­мов приступают после того, как занимающиеся овладеют в схватках защитой от приема, которым атакует противник, и пос­ле того, как будет усвоен прием, применяемый в качестве контр­приема. Некоторые контрприемы изучаются вместе с защитой. Защита и прием должны быть усвоены борцом так, чтобы в схватке спортсмен не отвлекался для контроля за выполнением отдельных его элементов, а все внимание сосредоточивал на анализу складывающейся обстановки, предвидении атаки про­тивника и выборе удобного момента для проведения контрприе­ма. Например, бросок задней подножкой как контрприем от та­кого же броска можно изучать лишь после того, как навык за­щиты от броска задней подножкой и сам прием борец станет выполнять автоматически. Следовательно, к разучиванию контр­приемов обычно приступают через более продолжительный срок, чем после усвоения соответствующих приемов. При необходи­мости с контрприемами можно знакомиться и раньше, но тогда их изучение строят так, чтобы атакующий сначала несколько задерживался в положении атаки и этим создавал благоприят­ные условия для выполнения контрприема.

Тренер должен учитывать, что раннее разучивание защит и контрприемов может помешать занимающимся выполнять и со­вершенствовать приемы атаки в схватках и в дальнейшем бор­цы не будут применять их на соревнованиях.

Изучение комбинаций. Комбинации приемов изучают после того, как хорошо усвоены приемы, из которых они состоят, а также когда у партнера укрепится навык защиты от первого приема комбинации и он выполняет ее автоматически. Изучение комбинации раньше, чем у партнера будет выработана стереотипная защитная реакция на атаку, может привести к тому, что эта комбинация не будет получаться в схватке, и в результате атакующий потеряет уверенность в ее эффективности. Из этого общего правила могут быть исключения.

1. В случае, если  комбинации будут построены так, что в резуль­тате  выполнения  первого  приема  противник  придет в  удобное положение для проведения второго приема, например   комбина­ции: Перевод в партер рывком за руку — Накат; Бросок — Удер­жание (см. связку в главе «Тактика борьбы»).

2. В случае, если второй прием легче усваивается   занимаю­щимися в комбинации, а не отдельно, например, Переворот ры­чагом — Переворот прогибом с рычагом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..