Эксплуатант несет ответственность за безопасное производство
полетов и соблюдение любых законодательных или нормативных
актов, которые может принять государство эксплуатанта. Эти
законы и нормы являются инструментарием, с помощью которого
государство обеспечивает соблюдение положений Приложений, но они
не дают эксплуатанту достаточно полных и подробных указаний
относительно того, как осуществлять работу. Поэтому
ответственность за выработку эксплуатационных инструкций,
необходимых для безопасного, регулярного и эффективного
выполнения полетов, несет эксплуатант. Такие эксплуатационные
инструкции не должны вступать в противоречие с законами и
нормативами государства эксплуатанта или таких других
государств, в которые или из которых выполняются полеты.
Эксплуатант публикует эксплуатационные инструкции в первую
очередь в руководстве по производству полетов и MCM, которые
рассматриваются в главе 2 настоящей части и в части III.
В соответствии с частью I "Международный коммерческий воздушный
транспорт. Самолеты" и частью III "Международные полеты.
Вертолеты" Приложения 6 "Эксплуатация воздушных
судов" государство эксплуатанта требует, чтобы эксплуатант
создал СУБП. Такая система должна, как минимум:
определять риски для безопасности полетов;
обеспечивать предпринятие корректирующих действий,
необходимых для поддержания приемлемого уровня безопасности
полетов;
обеспечивать проведение постоянного мониторинга и регулярной
оценки достигнутых показателей безопасности полетов;
предусматривать постоянное улучшение общих показателей
безопасности полетов.
В рамках СУБП должна быть также четко определена иерархия
ответственности в вопросах безопасности полетов по всей
организации эксплуатанта, в том числе прямая ответственность
старшего руководства за безопасность полетов.
Примечание. Инструктивный материал по СУБП содержится в "Руководстве по
управлению безопасностью полетов (РУПП)" (Doc 9859).
II-1-1
Глава 2
ЭКСПЛУАТАНТ. ОРГАНИЗАЦИЯ
2.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В части I и разделе II части III Приложения 6
устанавливается, что одним из требований к выдаче и
подтверждению действительности СЭ является создание и
поддержание эксплуатантом методики управления и контроля за
производством полетов. Таким образом, эксплуатант должен
иметь возможность организовать, проводить и контролировать
планируемую или существующую деятельность коммерческой
авиации.
Требуемая численность управленческого и контролирующего
персонала зависит от масштабов и сложности деятельности.
Эксплуатант должен определить обязанности и функции
различных сотрудников, их взаимосвязь с другими сотрудниками
и отношения в сфере летной эксплуатации в рамках организации
в целом. Положения о полномочиях, задачах, обязанностях и
взаимоотношениях по каждой ключевой должности должны быть
понятными и выполняться занимающими эти должности лицами.
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
Необходимо иметь рациональную и эффективную структуру
управления. Важно, чтобы лица, осуществляющие руководство
эксплуатационной деятельностью, имели должный статус в
организационной структуре, обладали необходимым опытом и
квалификацией. Необходимо определить четкую иерархию
ответственности и конкретные функции и обязанности
подчиненных звеньев и должностей.
Следует ввести и выполнять приемлемые процедуры доведения до
сведения соответствующего персонала принятых на уровне
компании решений, процедур и эксплуатационных инструкций для
постоянного информирования сотрудников по вопросам,
относящимся к их работе.
Эксплуатант должен составить полное описание
квалификационных требований, функций и должностных
обязанностей по основным управленческим должностям, включая
следующие:
руководитель полетов;
шеф-пилот;
сотрудник(и) по планированию использования самолетного
парка;
руководитель кабинного экипажа;
руководитель службы безопасности полетов;
руководитель службы подготовки;
руководитель базы технического обслуживания;
руководитель по наземному обслуживанию;
руководитель службы контроля качества;
руководитель службы авиационной безопасности.
В зависимости от масштабов и сложности деятельности на
одного сотрудника может возлагаться несколько из
перечисленных выше функций, если такая структура управления
приемлема для ВГА.
II-2-1
Руководство по процедурам эксплуатационной инспекции,
II-2-2 сертификации и постоянного надзора
2.3 РУКОВОДСТВО ПО ПРОИЗВОДСТВУ ПОЛЕТОВ
Руководство по производству полетов определяет структуру
авиакомпании и индивидуальные функции и обязанности.
В отношении организационной структуры компании руководство
по производству полетов включает следующее:
описание организационной структуры, включая общую
организационную структуру компании и подразделения по
производству полетов. Должны быть определены взаимосвязь
между подразделением по производству полетов и другими
отделами, система подчинения и иерархия отчетности по
всем отделам, департаментам и т. д., имеющим отношение к
безопасности летной работы;
фамилии руководителей, отвечающих за производство
полетов, летную годность и техническое обслуживание,
подготовку экипажей и наземные операции, с описанием их
функций и обязанностей и контактной информацией;
описание функций, обязанностей и полномочий
руководителей эксплуатационной службы в части
обеспечения безопасности полетов и соблюдения применимых
норм;
описание системы контроля за работой эксплуатанта,
включая формы надзора за безопасностью летной работы и
квалификационные требования к персоналу, занимающемуся
контролем и надзором за этой работой. В частности,
руководство содержит процедуры аттестации
эксплуатационного персонала, а также контроля, анализа и
хранения записей, летной документации и относящихся к
безопасности полетов данных;
система принятия новых эксплуатационных инструкций и
информации, дополняющих материал руководства по
производству полетов, включая применимость такой
информации и ответственность за ее принятие.
2.4 MCM
MCM должно содержать описание процедур эксплуатанта,
необходимых для обеспечения сохранения летной годности
воздушных судов эксплуатанта.
MCM содержит следующую информацию:
процедуры, позволяющие удостовериться в том, что
регламент организации по техническому обслуживанию
включает виды работ, требуемые для воздушных судов
эксплуатантов;
должность(и) и фамилия(и) лиц, которые контролируют
соответствие всех выполняемых работ по техническому
обслуживанию требованиям МСМ, и организационная схема с
указанием соответствующей иерархии ответственности;
общее описание и расположение объектов;
программа технического обслуживания эксплуатанта;
Часть II. Эксплуатант коммерческого воздушного
транспорта
Глава 2. Эксплуатант. Организация II-2-3
процедуры, устанавливающие, каким образом руководство
может удостовериться в том, что все регламентные и
внеплановые работы по техническому обслуживанию на
воздушном судне эксплуатанта выполнены своевременно, под
контролем и удовлетворительным образом;
методы, используемые для заполнения и хранения
формуляров технического обслуживания;
управление процессом утверждения модификаций и ремонтов;
координация регламентного технического обслуживания,
применение обязательной информации о сохранении летной
годности и оценка другой информации о сохранении летной
годности для обеспечения надлежащего выполнения работы;
процедуры обеспечения регистрации и устранения всех
неисправностей, влияющих на летную годность;
процедуры информирования государства регистрации о
существенных событиях в процессе эксплуатации и
соблюдения требований Приложения 8 о представлении
информации об обслуживании;
процедуры определения соответствия сведений о массе и
центровке фактическому статусу воздушного судна;
система анализа и постоянного контроля за выполнением и
эффективностью программы технического обслуживания.