ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ

  Главная      Учебники - Самолёты     Руководство по процедурам эксплуатационной инспекции, сертификации и постоянного надзора (5 издание) - 2010 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6   ..

 

 

Глава 5


 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ


 

    1. ИНСПЕКЦИЯ ВГА


       

      Следует создать инспекцию ВГА, которая должна быть независимым подразделением ВГА и подчиняться непосредственно ГДГА. Численный состав эксплуатационной инспекции должен зависеть от масштабов летной работы, выполняемой в государстве воздушными судами коммерческой авиации и авиации общего назначения. Для эффективного выполнения своих обязанностей такая организация должна быть разбита на специализированные отделы. В зависимости от конкретных потребностей государства структура организации может быть разной, но в большинстве случаев желательно выделить по крайней мере функции производства полетов, технического обслуживания, финансирования и юридического обеспечения с дальнейшей разбивкой функций производства полетов и технического обслуживания применительно к авиации общего назначения и коммерческому воздушному транспорту. В любом случае требуется тесное сотрудничество всех отделов. Ниже- следующие пункты конкретно относятся к отделу производства полетов коммерческой авиации в рамках инспекционного подразделения, в дальнейшем именуемого инспекцией ВГА, однако в определенной мере они применимы и к остальным отделам.


       

      Примечание. Инструктивный материал по инспекционной организации по летной годности содержится в "Руководстве по летной годности" (том I "Организация и процедуры") (Doc 9760).


       

    2. ОБЩИЕ ФУНКЦИИ


 

      1. Инспекция ВГА несет ответственность за проведение требуемых расследований и оценок до выдачи СЭ и связанных с ним эксплуатационных спецификаций, а также за осуществление постоянного контроля за обеспечением безопасности полетов для того, чтобы:


         

        1. подготавливать рекомендации для ГДГА в отношении выдачи СЭ и связанных с ним эксплуатационных спецификаций, а также способности эксплуатанта продолжать осуществление прав, предоставленных сертификатом;


           

        2. подготавливать рекомендации для ГДГА в отношении специальных условий, введение которых может потребоваться в связи с проводимым расследованием;


           

        3. информировать ГДГА и эксплуатанта о любых недостатках, которые требуют устранения;


           

        4. подготавливать рекомендации для ГДГА в отношении соответствующих правоприменительных действий.


           

      2. При осуществлении своих функций инспекция ВГА не разделяет и не умаляет прямой ответственности эксплуатанта за обеспечение безопасности полетов и соблюдение установленных в государстве эксплуатационных норм и правил. В процессе проведения своих расследований инспекция ВГА неизбежно оказывает влияние на составление эксплуатационных норм и определение методов соблюдения этих


 

I-5-1

Руководство по процедурам эксплуатационной инспекции,

I-5-2 сертификации и постоянного надзора


 

image


 

норм эксплуатантом. Поэтому ГДГА должен обеспечивать, чтобы инспекция ВГА была надлежащим образом укомплектована квалифицированных и должным образом подготовленным персоналом и чтобы в соответствующих инструкциях были определены те виды влияния, которое инспекция ВГА может оказывать.


 

5.3 ПЕРСОНАЛ


 

      1. Эффективность осуществляемого государством в общественных интересах контроля и надзора за выполнением коммерческих авиатранспортных перевозок зависит от компетентности инспекции ВГА. Для эффективного выполнения своих функций инспекция ВГА должна быть соответствующим образом организована и укомплектована квалифицированным персоналом, способным выполнять широкий круг требуемых обязанностей по технической инспекции. Для качественного выполнения этой задачи важно, чтобы уровень подготовки и опыт работы в эксплуатационной или технической областях соответствовал характеру инспектируемой деятельности и был не ниже, чем у инспектируемого персонала эксплуатанта. Кроме того, персонал инспекции ВГА должен иметь соответствующие их образованию, техническим знаниям и опыту условия службы и уровень вознаграждения, сравнимые с условиями работы и вознаграждением персонала эксплуатанта, работу которого он будет инспектировать и контролировать.


         

      2. Обычной практикой является делегирование ГДГА ответственности за некоторые виды деятельности назначенному персоналу эксплуатанта. В эксплуатационной сфере это относится к квалификационным отметкам о типе, квалификационным отметкам о праве на полеты по приборам и аттестации пилотов. Кандидатов для назначения проверяющими предлагает эксплуатант. Проверка компетентности и утверждение такого назначенного персонала, в том числе, при необходимости, в ходе полета и на тренажерных устройствах, должна проводиться ВГА. Как правило, условием для такого утверждения является постоянная работа у одного и того же эксплуатанта. ВГА отвечает за постоянный надзор за последующей деятельностью таких назначенных проверяющих. Необходимо установить требование о минимальном количестве проверок, которые должен провести за год каждый назначенный проверяющий. Следует также ввести требование о периодическом наблюдении за проводимыми назначенным персоналом проверками квалификационных свидетельств и аттестации, с тем чтобы ВГА мог контролировать их работу и при необходимости продлить срок действия утверждения назначенного проверяющего. ВГА может согласиться с назначением членов летного экипажа эксплуатанта в качестве инспектирующих пилотов или бортинженеров авиакомпании. Такой персонал не относится к категории назначенных проверяющих, однако ВГА необходимо должным образом контролировать его подготовку и деятельность.


         

      3. Государство, которое не в состоянии должным образом укомплектовать свою эксплуатационную инспекцию, может договориться об откомандировании в распоряжении ВГА опытных сотрудников эксплуатанта для использования их в качестве инспекторов ВГА. В этом случае необходимо определить и документально оформить стратегию предотвращения возможного конфликта интересов. Тем не менее, в таких ситуациях вряд ли можно гарантировать, что инспектор не будет участвовать в проверках деятельности откомандировавшего его эксплуатанта. В любом случае, ГДГА должен следить за тем, что персонал эксплуатанта, прикомандированный к ВГА в качестве инспектора, обладал необходимой квалификацией, подготовкой и постоянно контролировался при выполнении работы.


         

      4. Государство, которое не в состоянии должным образом укомплектовать свою эксплуатационную инспекцию, может также договориться об использовании на временной основе опытных инспекторов из другого государственного полномочного органа. Условия таких договоренностей, включая процедуры запроса инспекторов для конкретных случаев или на конкретный период времени, должны быть оформлены в виде соглашения между ВГА и таким другим полномочным органом.


 

Часть I.

Надзор за безопасностью полетов коммерческого воздушного транспорта: государство

 

Глава 5.

Государственная организация по контролю за обеспечением безопасности полетов

I-5-3


 

5.4 ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНСПЕКТОРА ВГА


 

      1. ГДГА должен назначить для каждого эксплуатанта инспектора ВГА, отвечающего за осуществление надзора за работой такого эксплуатанта со стороны ВГА. Такое назначение должно быть на установленный период времени, например на два или три года, после чего к такому эксплуатанту "прикрепляют" другого инспектора, если численный состав инспекции ВГА позволяет сделать это. Другие инспекторы ВГА могут оказывать помощь инспектору, назначенному к конкретному эксплуатанту, в зависимости от объема и сложности деятельности эксплуатанта и требуемой специализации инспекторской работы.


         

      2. Основной задачей инспектирующего персонала является определение эксплуатационного уровня безопасности полетов, которого может достичь эксплуатант и которого он фактически достигает в реальных эксплуатационных условиях. С учетом этого основная часть работы инспектора ВГА состоит из инспекторских проверок, оценок, подготовки отчетов и рекомендаций. Рекомендации, равно как и критические замечания по аспектам производства полетов, должны основываться на фактах, а не на субъективных суждениях, и тщательно и в полном объеме документироваться. На все замеченные инспекторами ВГА недостатки необходимо немедленно обращать внимание соответствующего персонала. Если в течение разумного периода времени, установленного инспектором, необходимые корректирующие действия не предпринимаются, об этом следует доложить ГДГА для принятия решения о возможном ограничении производства полетов или о соответствующих правоприменительных действиях в отношении такого эксплуатанта.


         

      3. Инспекторы ВГА должны часто вступать в контакты с эксплуатантами, к которым они назначены, для проведения оценки работы организации и их персонала при выполнении полетов, техническом обслуживании и обучении. В ходе таких контактов с руководством, эксплуатационным и техническим персоналом эксплуатанта инспектор ВГА должен постоянно указывать на необходимость соблюдения норм безопасности полетов, стремиться к установлению и поддержанию нормальных рабочих отношений. Трудно переоценить важность таких качеств инспектора ВГА, как беспристрастность, инициативность, ровность в поведении и отношениях с коллегами и объективность в сочетании с необходимой твердостью в общении с представителями эксплуатанта.


         

      4. Невозможно сформулировать рекомендации на все ситуации и в отношении всех проблем, с которыми может столкнуться персонал инспекции. Кроме того, обязанности и ответственность отдельных инспекторов ВГА могут варьироваться в зависимости от их технической специализации и поставленных конкретных задач. Тем не менее, ожидается, что инспекторы ВГА будут выполнять некоторые или все из перечисленных ниже задач в сфере конкретной специализации:


         

        1. проведение регулярных инспекционных проверок, например, проверок представительств эксплуатанта, проверок на перроне, проверок на маршруте, проверок базовых объектов и т. д., а также мер надзора или проверок с предписанной периодичностью, если это сочтено необходимым;


           

        2. оценка эффективности СУБП эксплуатанта и уровня выделяемых для этой цели ресурсов;


           

        3. проведение таких инспекций или надзора в соответствии с установленной программой работы и применимыми стандартными процедурами и инструкциями;


           

        4. письменное уведомление эксплуатанта о любых существенных недостатках с просьбой предложить действия по их устранению;

          Руководство по процедурам эксплуатационной инспекции,

          I-5-4 сертификации и постоянного надзора


           

          image


           

        5. проведение последующих проверок по отчетам инспекции, чтобы убедиться в своевременном предпринятии надлежащих действий;


           

        6. представление отчетов по результатам каждой инспекции или расследования в установленном порядке, заполнение, обработка применимых инспекционных форм;


           

        7. расследование и, при необходимости, уведомление о возможных нарушениях основного авиационного законодательства или связанных с ним норм и правил по безопасности полетов;


           

        8. рассмотрение на постоянной основе соответствующей документации эксплуатанта (например, руководств по производству полетов, подготовке персонала и MCM), политики авиакомпании, эксплуатационных инструкций, информации для персонала и порядка внесения в них поправок на предмет определения их точности и своевременного предоставления запрашивающим сотрудникам;


           

        9. постоянное информирование соответствующего персонала инспекции ВГА относительно всех аспектов текущей работы и планируемых событий в авиакомпании, включая изменения руководящего состава, установленного круга обязанностей и структуры организации эксплуатанта в целом;


           

        10. проведение мероприятий по аттестации, утверждению и надзору в отношении сотрудников, предлагаемых для использования в качестве назначенных проверяющих эксплуатанта.


           

      5. Все мероприятия инспектора ВГА по контролю за обеспечением безопасности полетов в отношении конкретного эксплуатанта должны тщательно планироваться. Охватить все аспекты деятельности в ходе каждой инспекционной проверки невозможно, однако следует стремиться охватить максимальный объем в течение определенного периода времени и отражать это в соответствующих записях. Инспекторские проверки следует также планировать на основе мероприятий по оценке факторов риска, с тем чтобы чаще проверялись те аспекты работы, которые связаны с наибольшим риском. При планировании работы инспектора ВГА необходимо учитывать результаты определения опасностей и оценки факторов риска, проводимых и обновляемых эксплуатантом в рамках функционирования СУБП эксплуатанта.


 

image


 

Глава 6


 

КВАЛИФИКАЦИЯ И ПОДГОТОВКА ИНСПЕКТОРА


 

    1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ ИНСПЕКТОРА


       

      ВГА должно устанавливать и контролировать уровень профессиональной пригодности своих инспекторов по безопасности полетов. С этой целью необходимо проводить подготовку или принимать другие меры для достижения установленного уровня профессиональной пригодности и оценивать эффективность этой работа. ВГА должно следить за тем, чтобы инспекторы по безопасности полетов обладали компетентностью для выполнения порученных им задач и сознавали важность их работы для безопасности полетов авиации.


       

    2. КВАЛИФИКАЦИЯ ИНСПЕКТОРА


 

      1. В идеальном варианте инспектор ВГА должен обладать по крайней мере такой же квалификацией, что и персонал, работу которого он инспектирует или контролирует. Для проведения инспекции в полете инспектор ВГА должен иметь квалификационные отметки по типу соответствующего воздушного судна или воздушного судна с аналогичными эксплуатационными характеристиками, а также достаточный опыт работы на соответствующих маршрутах. Вместе с тем следует признать, что, хотя инспектор ВГА должен обладать квалификацией применительно к типу используемого воздушного судна или аналогичному типу воздушного судна, вряд ли можно ожидать, что во всех случаях инспектор ВГА будет обладать тем же опытом полетов на данном типе воздушного судна, что и персонал, работу которого он проверяет, или – применительно к эксплуатантам, парк которых состоит из воздушных судов нескольких типов, – что инспектор будет обладать квалификацией для всех типов. Кроме того, в отношении проверок на маршруте нельзя ожидать, что инспектор будет располагать фактическим опытом выполнения полетов по всем маршрутам, на которых проводятся инспекции. Тем не менее, инспектор ВГА должен по крайней мере иметь опыт работы на сравнимых маршрутах и получить соответствующий инструктаж в отношении инспектируемых маршрутов.


         

      2. Инспекторы ВГА могут получить квалификационные отметки по типу воздушных судов на курсах, проводимых изготовителями воздушных судов, в официально утвержденных летных школах или на курсах подготовки персонала авиакомпании. Как правило, нежелательно, чтобы инспектор ВГА проходил подготовку на базе эксплуатанта, работу которого инспектирует ВГА. При необходимости повышение летной квалификации инспектора может проводиться с использованием утвержденных пилотажных тренажеров, если такая процедура утверждена ГДГА.


         

      3. Ниже перечислены общие, хотя и не исчерпывающие, требования к квалификации и опыту, которыми можно руководствоваться при первоначальном найме технического персонала инспекции ВГА:


         

        1. глубокие знания в области воздушного транспорта со стажем работы не менее 5 лет;


           

        2. опыт решения проблем эксплуатации или технического обслуживания транспортных воздушных судов;


           

        3. знания и опыт в области метеорологии и климатологии;


           

          I-6-1

          Руководство по процедурам эксплуатационной инспекции,

          I-6-2 сертификации и постоянного надзора


           

          image


           

        4. опыт в области технического обучения, включая использование визуальных средств, обучающих устройств и пилотажных тренажеров воздушных судов;


           

        5. наличие таких качеств, как инициативность, тактичность, выдержка и терпение;


           

        6. опыт применения методов контрольно-ревизионной работы.


           

          Примечание. Опыт применения методов контрольно-ревизионной работы, если он требуется, можно получить на базе ВГА с помощью соответствующих учебных курсов и последующего проведения практических контрольно-ревизионных мероприятий под наблюдением.


           

      4. Например, инспектор по летной эксплуатации должен иметь большой эксплуатационный опыт – как правило, не менее 5000 часов в качестве командира гражданского или военного транспортного воздушного судна. Необходимо, чтобы инспектор ВГА по проверке свидетельств линейного или летного персонала имел действующее свидетельство линейного пилота (ATPL). Кандидаты на должность инспектора по летной эксплуатации должны иметь предшествующий опыт работы либо в органах эксплуатационного управления в качестве линейного пилота авиакомпании и назначенного проверяющего, либо в качестве пилота-инструктора, либо в качестве военного пилота, получившего эквивалентный опыт в области осуществления авиатранспортных перевозок.


         

      5. Репрезентативные квалификационные требования к инспектору по летной годности.


 

        1. Инспектор по летной годности должен обладать соответствующими знаниями, подготовкой и необходимым опытом в области управления сохранением летной годности воздушных судов, указанными в п. 6.2.5.2, а также опытом фактической работы по техническому обслуживанию и ремонту планера, силовой установки и систем или агрегатов воздушных судов. Инспектор должен, если это допускается, иметь техническое свидетельство с соответствующими квалификационными отметками для планера и/или силовой установки ВС.


           

        2. Знания, подготовка и опыт в области управления сохранением летной годности должны охватывать следующие элементы:


           

          1. подготовка, утверждение и контроль программы технического обслуживания воздушного судна, включая применимые программы надежности;


             

          2. утверждение модификации и ремонтов;


             

          3. выдача свидетельств о техническом обслуживании;


             

          4. применение директив о летной годности и эксплуатационных директив, оказывающих влияние на сохранение летной годности;


             

          5. устранение или отсрочка устранения дефектов;


             

          6. координация проведения регламентных работ, выполнения директив по летной годности, замены частей с ограниченным сроком эксплуатации и инспекции агрегатов;


             

          7. ведение формуляров по сохранению летной годности;


             

          8. ведение сводно-загрузочной ведомости;


             

            Часть I.

            Надзор за безопасностью полетов коммерческого воздушного транспорта: государство

             

            Глава 6.

            Квалификация и подготовка инспектора

            I-6-3


             

          9. требования по летной годности в соответствующих разделах эксплуатационных спецификаций;


             

          10. знакомство с системами контроля качества.


 

6.2.6 Удовлетворительное выполнение различных функций инспекции ВГА зависит от квалификации, опыта, компетентности и серьезного отношения к работе инспекторов. Помимо исключительной важности технической компетентности в выполнении функций, связанных с инспекцией, сертификацией и надзором, не менее важно, чтобы инспекторы обладали высокими моральными качествами и при выполнении своих обязанностей проявляли объективность и тактичность, были хорошими психологами и могли устанавливать нормальные отношения с сотрудниками. Лица, за работой которых инспектор осуществляет надзор, часто с опасением воспринимают вмешательство со стороны представителей ВГА в вопросы, которые они рассматривают как собственную сферу компетенции. Такое чувство настороженности или обиды обычно можно смягчить или преодолеть, если инспекторы, осуществляющие надзор, постараются разъяснить, что их задачей является оказание содействия, а не создание помех и что проводимые мероприятия по надзору направлены на повышение безопасности полетов. Учитывая специфический и весьма деликатный характер функций инспектора ВГА, чрезвычайно важно, чтобы до отбора и назначения кандидатов тщательно анализировались квалификация, предшествующий опыт и личные качества каждого лица, которое будет участвовать в выполнении функций инспекции и надзора.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6   ..