ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТА ИЛ-14 С ДВИГАТЕЛЯМИ АШ-82Т

  Главная      Учебники - Самолёты     Руководство по летной эксплуатации и пилотированию самолета ИЛ-14 с двумя двигателями АШ-82Т

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  ..

 

 

3.

ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТА ИЛ-14 С ДВИГАТЕЛЯМИ АШ-82Т

(рис. 23,   см,  в   конце  книги)

 

На самолете установлено восемь металлических топливных баков  (рис, 23), разделенных на две самостоя­тельные группы правую и левую.  Бензобаки объединены в общую систему соединительным краном. Соеди­нительный кран, как правило, должен   быть закрыт. В этом случае левая группа баков питает левый двигатель, правая  правый двигатель. Соединительным краном пользуются:

— когда необходимо работать на какой-либо одной группе баков.

Для этого открывают соединительный кран и вклю­чают насос БЦН той группы, из которой необходимо ве­сти расход топлива;

— при отказе одного из двигателей, когда работающий двигатель следует питать от обеих групп баков. В бензосистеме предусмотрены бензонасосы подкачки БЦИ, включаемые в случаях;

а)  запуска двигателей (для создания подпора топли­ва);

б)  взлета (для обеспечения подачи топлива на случай отказа в работе основного бензонасоса);

в)   отказа в полете основного топливного насоса БНК-19 КТ;

г)  необходимости питания топливом обоих двигателей из одной группы баков;

д)   ускорения слива топлива  из баков через сливные краны, идущих от БЦН.

Емкость каждой группы баков равна 1760—2% л, а полная емкость обеих групп соответственно 3520—2% л,

Для измерения количества топлива в каждой группе баков имеется по два датчика суммирующего топливомера СБЭС-1357. Каждая пара датчиков работает в комплексе с указателем топливомера. Общее количество топлива на самолете определяется суммированием показаний обоих топливомеров.

Установленные    топливомеры    позволяют    измерять объем до 1600 л в каждой группе баков. Поэтому полную заправку баков можно проконтролировать на земле толь­ко мерными линейками.

Когда в какой-либо группе баков остается 200 л топ­лива, загорается красная сигнальная лампочка этой группы баков. Невырабатываемый остаток топлива в каждой группе — 20 л.

Нормальное давление в бензосистеме должно быть в пределах 1,5—2,0 кг/см2 на режимной работе и не менее 1,0 кг/см2 на малом газе.

 

Заправка самолета топливом

 

Заправка самолета топливом в промежуточных аэро­портах производится в присутствии бортмеханика или второго пилота (в случае отсутствия в составе экипажа бортмеханика).

В базовых и конечных аэропортах заправка разре­шается в отсутствие экипажа. При этом лицо, контроли­рующее заправку, должно предварительно проверить по паспорту соответствие заправляемого топлива техниче­ским условиям и наличие на паспорте -визы, разрешаю­щей заправку самолета этим топливом.

Для двигателей АШ-82Т всех серий применяется авиа­бензин Б95/130, а в случае отсутствия его — авиабензин Б100/130. Смешивать эти бензины допускается в любой пропорции.

Перед заправкой самолет должен быть заземлен, а бортовая электросеть выключена.

Топливо заправляется отдельно в каждую группу баков правой и левой консоли крыла через заправочные горловины крайних баков.

Для того чтобы в полете не появилось стремление самолета к крену, количество топлива, в обеих группах баков должно быть одинаковым.

Количество заправляемого топлива определяется при расчете плана полета и контролируется по указателям топливомеров, установленным на приборной доске в кабине пилотов, а также мерной линейкой и сверяется с показаниями литромера бензозаправщика.

При полной заправке баков необходимо оставлять некоторый объем на температурное расширение топлива, для чего расстояние от уровня топлива до обреза за­ливной горловины должно быть около 40 мм. По оконча­нии заправки нужно плотно закрыть и законтрить горловины баков и не ранее чем через 10 мин. слить отстой из баков и бензофильтров в количестве 0,5—1 л.

Если в отстое не обнаружится воды (зимой льда), закрыть и законтрить сливные краны; если окажутся от­дельные капли воды (кристаллы льда), следует через 16—20 мин. слив отстоя повторить.

Зимой в этом случае после пробы двигателей необхо­димо снять бензофильтры и проверить, нет ли на них кристаллов льда (воды). При наличии кристаллов льда воды слить бензин из баков и заправить их обезвоженным бензином.

Если зимой при открытых сливных кранах бензин будет вытекать неполной струей, это свидетельствует о за­сорении крана льдом. Для удаления льда отогреть сливной кран ветошью, смоченной горячей водой, или подве­сти рукав с теплым воздухом от подогревателя МП-85Э.

В случае, если после заправки топливом самолет сдается на хранение, горловины бензобаков подлежат обязательному опломбированию. Пломбирует бензобаки Авиатехник, ответственный за заправку самолета, бригадир или бортмеханик.

 

Особенности эксплуатации 12-бачной

топливной системы

 

Отдельные модификации самолета Ил-14 (Ил-14ФК и др.) оборудованы четырьмя дополнительными бензобаками, общей емкостью 860 л (см. на рис. 25 схему установки дополнительных бензобаков — в конце книги). Размещены дополнительные бензобаки в правой и левой консолях крыла между нервюрами 9 и 14 (по два бака № 5 и 6).

Для использования топлива дополнительных бензобаков, не имеющих непосредственного сообщения с баками основной системы, а стенке заднего лонжерона между нервюрами 9, 10 правой и левой консолей крыла Остановлены по одному насосу БПК-4-1, перекачивающие топливо из дополнительных баков в основную труппу ба­ров, и по одному сигнализатору давления СД-29А. Включение насосов и контроль за работой дополнительной системы осуществляется со щитка (см. рис. 24), расположенного на правой стенке шпангоута № 8 кабины пилотов. На щитке смонтированы два выключателя 8-45 (под колпачком), включающие и выключающие насосы перекачки, четыре лампы сигнализации, контроли­рующие процесс перекачки, и два реле РП-2 (с обратной стороны щитка).

 

Рис, 24. Щиток перекачки топлива.

 

Для осмотра в эксплуатации насосов БПК-4-1 и дюритового соединения баков № 5 и 6 на нижней панели каж­дой отъемной части крыла сделаны лючки.

Заправка топливом дополнительных бензобаков осуществляется через заливные горловины, установленные на правом и левом переднем баке № 5.

Баки № 6, имеющие сообщения с баками № 5, напол­няются топливом в момент заправки баков № 5.

Дополнительные баки, как  правило, должны запол­няться  топливом  полностью.

В случае, если происходит частичная заправка этих баков, количество заправленного в них топлива определяется   по  топливомерным  линейкам,  установленным   в заправочных горловинах баков № 5, и контролируется по счетчику бензозаправщика.

Общая емкость дополнительные баков распределяемся между баками № 5 и 6 следующим образом:

 

Правая группа    Левая группа      Всего

бак № 5, л          218                    218                    436

Бак № 6, л          212                    212                    424

И т о г о:            430                    430                    860

 

Слив топлива из дополнительных баков

 

Слив топлива из дополнительных баков производите через кран слива конденсата на баке № 6.

В случае необходимости быстрого слива топлива из дополнительных баков необходимо перекачать его с по­мощью насосов БПК-4-1 в основную группу баков и слить через сливной кран на сетчатом фильтре.

Если основные баки не имеют свободного объема для перекачки топлива из дополнительных баков, то необхо­димо предварительно слить соответствующее количество топлива из них и только после этого производить пере­качку топлива из дополнительных баков.

 

Эксплуатация дополнительной топливной системы

в полете

 

1.  Перед вылетом самолета, наряду с проверкой ко­личества заправленного топлива в дополнительные баки, следует проверить исправность системы перекачки, для этого необходимо кратковременно, на 1—2 сек., включить правый и левый перекачивающие насосы БПК-4-1. Заго­рание зеленых ламп сигнализации на щитке управления в момент включения насосов свидетельствует об исправ­ности насосов.

2.  В полете перекачка топлива из дополнительных ба­ков в основные контролируется по показаниям бензиномеров  основных баков.  При  этом  во время включения перекачивающих бензонасосов на щитке управления дол­жны гореть соответствующие зеленые лампочки сигнали­зации (одна лампочка левого, другая — правого насоса).

3.   Перекачка  всего  количества  топлива   (полностью заправленных дополнительных баков) в полете из допол­нительной в основную систему, при исправности перека­чивающей  системы, должна  продолжаться 7—8,5 мин., а  при выполнении  в этот момент различных эволюции самолета   (виражи, крен и др.)  может продолжаться до 10 мин.

4.  В конце перекачки в течение 10—60 сек. происхо­дит мигание зеленых и красных лампочек сигнализации. Выключать перекачивающие насосы при первых миганиях красных ламп не следует, так как в этом случае в до­полнительных баках остается около 50 л неперекачан­ного топлива.

Перекачивающие насосы следует выключать при ус­тойчивом загорании красных ламп сигнализации (зеленые лампы при этом погаснут). В этом случае топливо из дополнительных баков будет выкачано    практически полностью.

5.  При выполнении полета в жарких климатических условиях (при температуре порядка +40°С) следует учи­тывать, что в этих условиях надежная перекачка может быть обеспечена только на высотах    полета    не более 4000 м.

На больших высотах перекачка может не произойти из-за недостаточной высотности насосов БПК4-1.

6.  Включение перекачки топлива из дополнительных баков в основные следует производить при остатке топ­лива в каждой основной труппе баков не более 1100 л.

7.  Не допускается длительная работа насосов БПК4-1 на холостом ходу (топливо в дополнительных баках от­сутствует), так как это может привести к выходу их из строя.

 

4. МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТА ИЛ-14 С ДВИГАТЕЛЯМИ АШ-82Т

(рис.  26,  см.   в   конце  книги)

 

Основные эксплуатационные данные

 

Емкость каждого маслобака, л                             142

Допускаемая максимальная заправка масла в

каждый бак, л                                                       Не более 110

Минимальное количество масла в баке,

при котором обеспечивается нормальная

ра­бота двигателя, л                                               Не менее 30

Рекомендуемая заправка каждого бака маслом, л           95—105

Удельный расход масла на режимах 0,9

номинала, г/л.с.-час                                              Не более 10

Средняя  норма  расхода  масла                                       3,0% от расхода топ­лива

 

Каждый двигатель имеет самостоятельную систему маслопитания.

Контроль за работой маслосистемы осуществляется из кабины пилотов, где установлены на приборной доске двухстрелочный манометр давления масла 2ЭДМУ-10 передних маслонасосов, то же 2ЭДМУ-10 задних маслонасосов, два двухстрелочных термометра 2ТУЭ-111 вхо­дящего и выходящего масла и указатели УПЗ-48 поло­жения заслонок маслорадиаторов.

Производить запуск двигателя и осуществлять полет при нали­чии масла в каждом баке менее 60 л не разрешается.

 

Температуру масла в полете регулируют изменением положения створок маслорадиаторов. Количество масла в баках контролируется указателем масломеров, установленным на правом боргу кабины пилотов около приборной доски. Когда в баке остается 40 л масла, загорается сигнальная лампочка.

 

Заправка маслом

 

 В качестве смазочного, для двигателей АШ-82Т применяется авиамасло марок МС-20 и МК-22. При положительных температурах наружного воздуха выше +5°С заправляемое масло должно иметь температуру не ниже +200С, а при температуре наружного воздуха ниже + 5°С или отрицательных температурах масло заправляется подогретым до 75—86° С.

Если масло полностью сливалось из маслосистемы, в начале заправки следует отвернуть пробку на штуцере с левой стороны переднего маслонасоса и стравить воздух маслосистемы. После появления из отверстия штуцера непрерывной струи масла пробку завернуть и законтрить. Масло заливается через горловины маслобаков с внешней стороны мотогондол. Рекомендуется заправлять в каждый маслобак по 95—105 л.

Для опробования двигателей на земле достаточно иметь в баках по 60 л масла. Количество масла в баках контролируется мерными линейками, расположенными у заливных горловин баков, и по указателю масломеров в кабине пилотов.

 

Указания по разжижению масла бензином

 

Разжижение масла бензином применяют для понижения вязкости масла при низких температурах, чтобы обеспечить при запуске нормальную подачу масла в двигатель, к воздушному винту и регулятору оборотов и достаточную смазку деталей.

Применение разжижения масла бензином устраняет необходимость (до наружных температур минус 15°С) сливать или подогревать масло, находящееся в маслосистеме.

Разжижение масла бензином производят перед остановкой двигателей или во время длительной стоянки, руководствуясь следующим:

 

 

1.  Масло разжижают    перед    остановкой двигателя, если  ожидают, что при последующем запуске темпера­тура наружного воздуха  за истекшие сутки, предшест­вующие запуску, будет плюс 5°С или ниже.

2.  Если ожидают, что во время последующего запус­ка температура  воздуха будет ниже минус  15°С и нет возможности перед запуском подогреть маслобак и тру­бопроводы при помощи подогревателя, то разжиженное масло обязательно нужно слить из маслосистемы.

3.  После запуска двигателя и в начале прогрева на разжиженном масле давление масла может быть ниже нормы  на   1—1,5 кг/см2,  но к моменту вылета  должно восстановиться нормальное давление.

4.   Для  сокращения  времени  работы  двигателей  на земле и чтобы не задерживать выхода пассажиров из са­молета после подруливания к аэровокзалу разжижение масла бензином необходимо производить во время руле­ния самолета после посадки.

1) Для обеспечения нормального режима разжиже­ния на снижении самолета температуру входящего мас­ла необходимо понизить до 50°С, а температуру головок цилиндров (по наименее нагретому цилиндру) до 120—140°С. Руление самолета после посадки в процессе разжижения производить на 1000—1200 об/мин.

Для разжижения масла необходимо включить пере­ключатель разжижения и подавать бензин в масло в те­чение времени, указанного ниже:

 

Ожидаемая температура  наружного воз­духа,   °С

От +5 до 0

От 0 до —10

От —10 до  —15 и ниже

Время  включения  клапана  разжиже­ния ЭКР-3, мин

2

3

5

 

В процессе разжижения следить за давлением масла. Давление масла в переднем маслонасосе при 1200 об/мин не должно быть ниже 3 кг/см2.

При температуре наружного воздуха минус 35°С и ниже, ввиду возможного отказа манометра переднего маслонасоса из-за замерзания масла в штуцере шланга датчика манометра, контроль за разжижением произво­дить по давлению масла в заднем маслонасосе. Давление масла в заднем маслонасосе после разжижения не должно быть меньше 3,5 кг/см2 при работе двигателя на оборотах 1200 об/мин;

2)  в конце разжижения после заруливания увеличить обороты до 2200 в минуту (винт на малом шаге), произ­вести частичное флюгирование    до    падения    оборотов 1700 об/мин, а затем трижды перевести рычаг управле­ния винтом на большой шаг (1700   об/мин)  и обратно, для того чтобы заполнить механизм винта разжижен­ным маслом, после чего установить первоначальный ре­жим — 1200 об/мин;

3) по окончании разжижения масла выключить кла­пан разжижения ЭКР-3, проработать 20—30 сек. на ре­жиме 1200 об/мин. и остановить двигатель;

4)   бензин, поступивший в масло, испаряется в тече­ние 40—45 мин. работы двигателя. Поэтому, если после разжижения масла двигатель проработал    не    меньше 45 мне., следует повторить разжижение. Если запущен­ный на разжиженном масле двигатель    работал  менее 40 мин. и его останавливают на длительное время, необ­ходимо произвести повторное разжижение в течение меньшего времени, чем указано в таблице, ориентируясь по давлению масла в переднем маслонасосе;

5)  если масло разжижено в расчете на более низкие температуры,  а в действительности наступило потепле­ние, разрешается  запуск без замены масла, но в этом случае перед вылетом время  работы  на земле следует увеличить на 10—15 мин. для удаления лишнего бензи­на из масла;

6) если масло разжижено в расчете на более высо­кую температуру наружного воздуха, а в действитель­ности наступило похолодание, запуск двигателя  разре­шается производить только после    подогрева масла во всей  маслосистеме двигателя.   Подогрев  масла в  этом случае производить до   температуры   не   менее   чем   на 5°С выше той, на  которой  было  произведено разжиже­ние;

7)   если масло не разжижалось бензином  в течение 50 и более часов работы, то после первого полета с раз­жиженным маслом при (первой посадке снять и промыть масляные фильтры МФС-19, МФС-19-1 и фильтр в нос­ке картера, так как в таком случае бензин, содержащий­ся в масле, способствует обильному смыванию отложекий с деталей двигателя, что может привести к сильно­му засорению фильтров.

Также промыть фильтры при первой посадке после первого разжижения масла бензином;

 

8)   если за время   руления   процесс   разжижения   не будет закончен, то продолжить разжижение масла бен­зином после заруливания на стоянку  так, чтобы общее время разжижения масла за время руления и на стоян­ке было бы равно указанному выше на стр. 148;

9)   в случае невозможности, по каким-либо причинам, разжижить масло бензином во время руления, разжиже­ние произвести на стоянке самолета, после выхода из него пассажиров. Такое   разжижение   масла   бензином производить при 1200

  об/мин   и температуре входящего масла 40—50°С. В остальном руководствоваться указа­ниями, изложенными выше в пунктах 1—3.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  ..