|
|
содержание .. 10 11 12 ..
5. ГИДРОАЗОТНАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТА ИЛ-14 С ДВИГАТЕЛЯМИ АШ-82Т (рис. 27, см. в конце книги)
Основные эксплуатационные данные
Рабочая жидкость гидросистемы АМГ-10 Общая емкость гидросистемы, л 114 Полная емкость бака гидросистемы, л 84+4-2 Объем жидкости в баке гидросистемы до верхней черной отметки на масломерном стекле, л 73 ±3 То же до красной метки, л 40±1 Резервный объем бака гидросистемы, не забираемый насосами, л 20+4-2 Уровень жидкости в мультипликаторе аварийной системы торможения колес при нормальной заливке На 10—15 мм выше нижнего конца щупа Рабочее давление гидросистемы, кг/см2 75-100 +10—5 Номинальное давление в общей аварийной сети азотной системы, кг/см2 120—150 Рабочее давление в гидросистеме автопилота, кг/см2 12—13 Начальное давление азота в гидроаккумуляторах (при давлении в гидросистеме и системе автопилота, равном нулю). кг/см2: общей сети 63—73 тормозов 39—45 автопилота 3,5—4,0
Гидроазотная система на самолете обеспечивает управление шасси, тормозами, закрылками, стеклоочистителями и автопилотом. На рис. 27 дана принципиальная схема гидросистемы, применительно к самолетам с № 147001330 и с № 7343001.
Рекомендации по эксплуатации
Перед рулежкой на старт при работающих двигателях краны и агрегаты управления потребителями гидроазотной системы должны находиться в исходном положении, а именно: — ручка управления шасси заперта стопором и предохранителем; — ручка управления закрылками установлена на «подъем», поднята вверх и заперта стопором и предохранителем; — кран аварийного выпуска шасси передней ноги закрыт; — ручка крана переключателя ручного насоса установлена в положение «Нормальная сеть» — назад по полету; — кран стравливания из сети передней ноги (на тех самолетах, где кран имеется) закрыт и опломбирован; — рукоятка включения рулевых машинок автопилота установлена в положение «Отключены» — повёрнута до упора влево; — ручка крана включения гидросистемы автопилота (на самолетах, где имеется кран) установлена в положение «Отключена» — повернута до упора влево; — указатели положения шасси показывают «Выпущено»; — механический указатель передней ноги полностью выдвинут вверх. При включенном переключателе сигнализации шасси горят: одна зеленая лампа передней ноги и по две зеленых лампы левой и правой ног шасси. Лампы работы насосов не горят. Указатель положения закрылков показывает «нуль». При установке рычага газа в положение малого газа сирена звуковой сигнализации не звучит. В полете контроль за работой гидроазотной системы осуществляется по показаниям манометров, расположенных на левом щитке приборной доски и пульте агрегатов аварийной системы, сигнальным лампочкам, контролирующим работу гидронасосов и автоматов разгрузки ГА-77Б, по указателю уровня жидкости в гидробаке, по визуальному наблюдению за агрегатами, доступными для осмотра, а также по результатам работы потребителей гидросистемы три их использовании. В случае исправного состояния гидросистемы, нормальной зарядки гидроаккумуляторов и баллонов аварийной системы азотом показания приборов гидроазотной системы в полете при неработающих потребителях должны быть следующие: — давление по манометру МГ-250 общей сети гидросистемы (верхний манометр на левом щитке) — 110+10-5 кг/см2. При этом периодически, с интервалом не менее 1,5—3 час., вследствие возможных внутренних утечек в агрегатах системы давление по манометру может плавно понижаться до величины 80±5 кг/см2 с последующим резким нарастанием (при переключении автоматами разгрузки работы гидронасосов на подзарядку системы) до номинального рабочего давления 110+10-5кг/см2.
Предупреждение. Необходимо помнить, что при повороте крана включения гидросистемы автопилота в нейтральное положение линия давления через кран соединяется с линией слива, что вызывает падение давления в общей сети гидросистемы до нуля. Поэтому при пользовании краном для включения или выключения автопилота следует поворачивать кран в крайние положения до упора.
— давление по манометрам МГ-60 тормозов (второй ряд на левом щитке) —на нуле; — давление по манометру МГ-250 гидроаккумулятора тормозов основной системы торможения (левый манометр в нижнем ряду приборов левого щитка) от 110+10-5 до 80±5 кг/см2; — давление по манометру МВ-60 азотной системы аварийного торможения (правый манометр в нижнем ряду приборов на левом щитке) — на нуле; — давление в гидросистеме автопилота по двухстрелочному индикатору (нижний прибор на левом щитке) — 9—10 кг/см2; — давление по манометру МГ-250 сети ручного насоса (на пульте агрегатов аварийной системы) — на нуле; — давление по манометру МВ-250 азотного баллона аварийной системы торможения и выпуска передней ноги шасси, а на, самолетах первых серий давление по двум манометрам МВ-250 — азотного баллона аварийного торможения и азотного баллона аварийного выпуска передней наги шасси (на пульте агрегатов аварийной системы) — не менее 120 кг/см2; — давление по манометру МВ-100 аварийной азотной сети выпуска передней ноги шасси (на пульте агрегатов аварийной системы) — на нуле.
Примечание. Манометры сета аварийного торможения, ручного насоса и аварийной азотной сети выпуска передней ноги шасси показывают давление при использовании соответствующей аварийной системы;
— две сигнальные лампы, установленные на щитке над пультом агрегатов аварийной системы, контролирующие работу гидронасосов, загораются лишь в момент, когда давление в линии нагнетания насосов достигает 70+2 кг/см2 и насосы работают на подзарядку гидросистемы. При достижении давления в гидросистеме 110+10-5 кг/см2 автоматы разгрузки переключают работу насосов на холостой ход и давление в линии насосов падает. При падении давления в линии насосов до 52 кг/см2 (в основной гидросистеме давление в этот момент 110+10-5 кг/см2) лампы гаснут. Вновь загораются лампы только при очередной разрядке гидроаккумуляторов (в результате включения потребителей или в длительном полете за счет внутренних утечек агрегатов) с падением давления в гидросистеме ниже 80±5 кг/см2, когда автоматы разгрузки опять переключат гидронасосы на рабочий ход; — уровень жидкости в гидробаке (по мерному стеклу) должен соответствовать указаниям на трафарете с учетом температурных поправок. В полете с убранным шасси уровень жидкости в баке на 7—10 мм выше, чем с выпущенным шасси. На эту величину допускается превышение уровня над меткой верхнего предела. Проверять уровень заливки бака в полете следует после срабатывания автомата разгрузки при давлении на манометре гидроаккумуляторов общей сети и тормозов 110+10-5 кг/см2. В случае понижения давления в гидроаккумуляторах уровень жидкости в гидробаке повышается.
Предупреждения: 1. При снижении уровня жидкости в полете ниже допустимой величины повышается нагрев жидкости в гидросистеме, а при значительном недостатке жидкости в гидробаке могут выйти из строя насосы гидросистемы и вся система. Если невозможно добавить жидкость в бак необходимо следить за дальнейшим снижением уровнем жидкости. Если уровень опустился ниже нижней кромки масломерного стекла, необходимо после полета проверить работу, или заменить их. 2. Гидробак в нижней части имеет резервный объем в 20+4-2л который не забирается гидронасосами и может быть использован только в аварийных целях для питания ручного насоса.
6. ШАССИ САМОЛЕТА ИЛ-14 С ДВИГАТЕЛЯМИ АШ-82Т
Основные эксплуатационные характеристики
Рабочая жидкость в амортизаторах шасси АМ-70/10 Рабочая жидкость в гасителях автоколебаний передней ноги шасси АМГ-10 Количество заливаемой жидкости в амортизаторы, л: основной ноги шасси 5,8 передней ноги шасси 4,6 Уровень жидкости в амортизаторе основной ноги шасси (при обжатой стойке) До заливочного отверстия Уровень жидкости в амортизаторе передней ноги шасси (при усадке поршня до деления на шкале поршня 150 мм) До заливочного отверстия Уровень жидкости в гасителях автоколебаний передней ноги шасси Контрольный штырь должен выступать над гайкой корпуса на 6,5—12 мм Начальное давление азота в амортизаторе при полностью выпущенном поршне (без нагрузки), кг/см2: основной ноги шасси 32±1 передней ноги шасси 7±0 5 Стояночное обжатие (усадка) амортизатоpa, мм: основной ноги шасси 180—230 передней ноги шасси 170—260 Максимальное стояночное обжатие амор- тизатора передней ноги шасси при полном газе обоих двигателей, мм 280 Максимально допускаемое обжатие амортизаторов (контролируемое по следу на поршне), мм: основной ноги шасси 290 передней ноги шасси 310 Давление в авиашинах колес, кг/см2: основных ног шасси 5—5,5 передней ноги шасси 4,3—4,8 Стояночное обжатие авиашин колес: основной ноги шасси, мм 60±5 Стояночное обжатие авиашины колеса передней ноги шасси, мм 50 ±5 Зазоры в тормозных колодках, мм 0,3—0,4
Рекомендации по эксплуатации
Для предупреждения от случайного или самопроизвольного сдвига ручки крана шасси от исходного положения «Шасси выпущено» стопор ручки на стоянке самолета, а также после посадки на пробеге и рулении должен быть законтрен откидной защелкой (серьгой) и контровочной шпилькой (морским болтом). Вынимать контровочную шпильку (морской болт) следует перед выруливанием самолета на старт или непосредственно на старте, перед подготовкой самолета к взлету. При этом после снятия контровочной шпильки и повертывания защелки на 180° (к концу ручки) следует установить шпильку (через ушки на предохранительной муфте и защелке) во второе гнездо, не оставляя шпильку и защелку незакрепленными. При длительной стоянке самолета замки шасси должны дополнительно контриться специальными штырями с красными флажками.
Подъем шасси в полете
Для подъема шасси необходимо: 1) оттянуть предохранительную муфту стопора и повернуть ее ушками с серьгой на 90° влево; 2) нажать на педаль стопора ручки и перевести ручку вверх в положение «Поднято». Отпустить педаль стопора, убедиться, что стопор зафиксировал ручку в верхнем положении. По указателям УШ-48 и сигнализации проверить положение шасси. Стрелки указателя шасси должны находиться в положении «Убрано» и три красные лампочки сигнализации шасси — гореть. Механический указатель передней ноги шасси при этом должен находиться в нижнем крайнем положении. При температуре наружного воздуха от +30°С до —30°С продолжительность подъема шасси составляет 4,5—5,5 сек.
Предупреждение. При взлете с размокшего грунтового аэродрома или с аэродрома с мокрым талым снегом, в целях мер предупреждения от засорения замков шасси при попадании на них грязи или комков снега, после взлета произвести двух-трехкратный подъем и выпуск шасси.
Выпуск шасси в полете
Для выпуска шасси необходимо: 1) нажать на педаль стопора ручки крана шасси и перевести ручку вниз в положение «Выпущено». Отпустить педаль стопора и убедиться, что стопор зафиксировал ручку в нижнем положении; 2) запереть стопор предохранительной муфтой, повернув ее влево в положение стопорения. По сигнальным лампочкам и указателям проверить положение шасси. При полностью выпущенном шасси и закрытых замках выпущенного положения должны гореть пять зеленых лампочек сигнализации (одна лампочка передней ноги и по две лампочки правой и левой ног основного шасси). Указатели положения шасси УШ-48 должны показывать, что шасси выпущено, а механический указатель передней ноги находится в крайнем верхнем положении. этом случае при убранном газе сирена не звучит.
Предупреждение. Уборку и выпуск шасси разрешается производить на скорости не более 290 км/час по прибору.
Аварийный выпуск шасси ручным насосом
Аварийный выпуск шасси ручным насосом применяется в случае выхода из строя насосов или повреждения (отказа) основной гидравлической системы самолета. Для выпуска шасси этим способом необходимо: 1) перевести ручку крана шасси вниз в положение шасси «Выпущено»; 2) установить ручку крана переключения ручного насоса в положение «Аварийная сеть»; 3) вставить в гнездо рукоятку ручного насоса и перевести ее в крайнее заднее положение для открытия верхних замков, удерживающих шасси в поднятом положении; 4) спустя 1—2 сек. после открытия верхних замков и частичного опускания шасси под действием собственного веса, что определяется по указателям положения шасси, начать работать ручным насосом до момента полного выпуска шасси и закрытия замков выпущенного положения. Контроль за правильным положением шасси при выпуске и закрытии замков осуществляется по сигнальным лампочкам, указателям УШ-48 и механическому указателю передней ноги, как и в случае выпуска шасси нормальным способом от основной гидросистемы самолета.
ВНИМАНИЕ! Учитывая, что скоростной напор способствует лишь выпуску главных ног шасси и препятствует выпуску передней ноги, выпуск шасси при помощи ручного насоса для ускорения и облегчения процесса полного выпуска передней ноги рекомендуется производить на скорости 200—230 кмIчас и не более, как на скорости 250 км/час по прибору.
Если приходится выпускать аварийным способом только основное шасси, рекомендуется увеличить скорость полета до 270—290 км/час. На этой скорости основное шасси под действием встречного потока и собственного веса фиксируется в выпущенном положении (запирается на замки) даже без применения ручного насоса.
Выпуск передней ноги при помощи азотной аварийной системы*
Применение азотной аварийной системы для выпуска (передней ноги ограничивается отдельными частными случаями. Практически эта система может быть использована в нижеследующих аварийных случаях: — полный отказ гидросистемы и невозможность использования ручного гидронасоса; *Выпуск главных ног шасси осуществляется ручным насосом или под действием собственного веса. — неэффективность ручного гидронасоса при выпуске передней ноги шасси (стойка не доходит до крайнего выпущенного положения). Для выпуска передней ноги азотной аварийной системой необходимо: 1) Проверить по манометру МВ-250 на пульте агрегатов аварийной системы давление азота в баллоне аварийного выпуска передней ноги и аварийного торможения (а на самолетах первых серий, где имеется два баллона азотной аварийной системы, проверить давление азота по манометру МВ-250 баллона аварийного выпуска передней ноги). Оно должно быть не менее 90 кг/см2. 2) Проверить, что кран стравливания закрыт (только на самолетах с одним общим азотным баллоном, на которых установлен этот кран). 3) Установить скорость полета 200—230 км/час по прибору. 4) Открыть полностью и быстро кран аварийного выпуска передней ноги шасси. Медленное и неполное открытие крана приводит к стравливанию азота из баллона в атмосферу, не попадая в цилиндр аварийного выпуска (особенно на самолетах с двумя азотными баллонами, на которых не имеется крана стравливания. На этих самолетах кран аварийного выпуска передней ноги установлен до редуктора и к нему подводится давление, равное давлению в азотном баллоне). 5) Убедиться по механическому указателю и указателю УШ-48, что передняя нота выпускается. При полном выпуске ноги и закрытии замка выпущенного положения должна загореться зеленая лампочка сигнализации, механический указатель занять верхнее положение, а указатель УШ-48 находиться в положении «Выпущено». Во время выпуска передней ноги давление на манометре MB-100 азотной системы должно быть 30—50 кг/см2 и в конце выпуска 45—60 кг/см2. 6) На самолетах,, имеющих кран стравливания и один общий азотный баллон, в целях уменьшения потери давления азота в баллоне, необходимого как резерв для торможения колес при посадке самолета, после окончания выпуска передней ноги следует полностью закрыть аварийный кран выпуска (передней ноги. Для стравливания давления в цилиндре аварийного выпуска передней ноги и подготовки таким образом условий для возможности последующего подъема передней ноги необходимо: — на самолетах, имеющих кран стравливания, — открыть этот кран, — на самолетах, не имеющих крана стравливания, — закрыть кран аварийного выпуска передней ноги шасси. Однако эти операции необходимо выполнять не в полете, а на земле при выяснении причин отказа основной гидросистемы и устранении неисправностей.
Предупреждение. Впредь до выяснения причин отказа основной гидросистемы, устранения неисправностей с опробованием подъема и выпуска шасси в наземных условиях и приведения аварийной системы в исходное положение взлет самолета запрещается. Убедись, что после приведения аварийной системы выпуска передней ноги шасси в исходное положение цилиндр аварийного выпуска передней ноги законтрен, а кран стравливания азота (на самолетах, где имеется этот кран) закрыт и законтрен.
содержание .. 10 11 12 ..
|
|
|