ГИДРОАЗОТНАЯ  СИСТЕМА САМОЛЕТА ИЛ-14 С ДВИГАТЕЛЯМИ АШ-82Т

  Главная      Учебники - Самолёты     Руководство по летной эксплуатации и пилотированию самолета ИЛ-14 с двумя двигателями АШ-82Т

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12   ..

 

 

 

 

5.

ГИДРОАЗОТНАЯ  СИСТЕМА САМОЛЕТА ИЛ-14 С ДВИГАТЕЛЯМИ АШ-82Т

(рис.  27,   см.  в   конце  книги)

 

Основные эксплуатационные данные

 

Рабочая жидкость гидросистемы             АМГ-10

Общая емкость гидросистемы, л              114

Полная емкость бака гидросистемы, л     84+4-2

Объем жидкости в баке гидросистемы до

верхней черной отметки на масломерном

стекле, л                                                    73 ±3

То же до красной метки, л                         40±1

Резервный   объем   бака   гидросистемы, 

не забираемый   насосами,   л                               20+4-2

Уровень жидкости в мультипликаторе

ава­рийной системы торможения колес

при нормальной заливке                            На 10—15 мм выше

нижнего  конца щупа

Рабочее давление гидросистемы, кг/см2 75-100 +10—5

Номинальное давление в общей

аварийной сети азотной  системы,  кг/см120—150

Рабочее  давление  в   гидросистеме

автопи­лота, кг/см2                                     12—13

Начальное давление азота в гидроаккуму­ляторах (при давлении в гидросистеме и системе автопилота, равном нулю). кг/см2:

общей сети                                                63—73

тормозов                                                   39—45

автопилота                                                3,5—4,0

 

Гидроазотная система на самолете обеспечивает уп­равление шасси, тормозами, закрылками, стеклоочисти­телями и автопилотом. На рис. 27 дана принципиальная схема гидросистемы, применительно к самолетам с № 147001330 и с № 7343001.

 

Рекомендации по эксплуатации

 

Перед рулежкой на старт при работающих двигате­лях краны и агрегаты управления потребителями гидро­азотной системы должны находиться в исходном поло­жении, а именно:

— ручка управления шасси заперта стопором и пре­дохранителем;

— ручка  управления    закрылками    установлена  на «подъем», поднята вверх и    заперта стопором и предо­хранителем;

— кран аварийного выпуска шасси передней ноги закрыт;

— ручка крана переключателя ручного насоса уста­новлена в  положение «Нормальная сеть» — назад по полету;

—  кран стравливания из сети передней ноги  (на тех самолетах, где кран имеется)   закрыт и опломбирован;

— рукоятка включения рулевых машинок автопилота установлена в положение «Отключены» — повёрнута до упора влево;

— ручка крана включения гидросистемы автопилота (на самолетах, где имеется кран) установлена в поло­жение «Отключена» — повернута до упора влево;

—  указатели положения шасси показывают «Выпу­щено»;

— механический указатель передней ноги полностью выдвинут вверх.

При включенном переключателе сигнализации шасси горят: одна зеленая лампа передней ноги и по две зеле­ных лампы левой и правой ног шасси.

Лампы работы насосов не горят. Указатель положения закрылков показывает «нуль».

При установке рычага газа в положение малого газа сирена звуковой сигнализации не звучит.

В полете контроль за работой гидроазотной системы осуществляется по показаниям манометров, расположенных на левом щитке приборной доски и пульте агрегатов аварийной системы, сигнальным лампочкам, контролиру­ющим работу гидронасосов и автоматов разгрузки ГА-77Б, по указателю уровня жидкости в гидробаке, по визуальному наблюдению за агрегатами, доступными для осмотра, а также по результатам работы потребителей гидросистемы три их использовании.

В случае исправного состояния гидросистемы, нор­мальной зарядки гидроаккумуляторов и баллонов ава­рийной системы азотом показания приборов гидроазотной системы в полете при неработающих потребителях должны быть следующие:

— давление по манометру МГ-250 общей сети гидро­системы (верхний манометр на левом щитке) — 110+10-5 кг/см2При этом периодически, с интервалом не менее 1,5—3 час., вследствие возможных внутренних уте­чек в агрегатах системы давление по манометру может плавно понижаться до величины 80±5 кг/см2 с последую­щим резким нарастанием (при переключении автоматами разгрузки работы гидронасосов на подзарядку системы) до номинального рабочего давления 110+10-5кг/см2.

 

Предупреждение. Необходимо помнить, что при повороте крана включения гидросистемы автопилота в нейтральное положение линия давления через кран соединяется с линией слива, что вызы­вает падение давления в общей сети гидросистемы до нуля. Поэтому при пользовании краном для включения или выключения авто­пилота следует поворачивать кран в крайние положения до упора.

 

—  давление по манометрам МГ-60 тормозов  (второй ряд на левом щитке) —на нуле;

—  давление по манометру МГ-250 гидроаккумулято­ра тормозов основной системы торможения  (левый ма­нометр в нижнем   ряду    приборов    левого    щитка)    от 110+10-5  до 80±5 кг/см2;

—   давление по манометру МВ-60    азотной системы аварийного торможения  (правый манометр в нижнем ряду приборов на левом щитке) — на нуле;

—  давление в гидросистеме автопилота по двухстрелочному индикатору (нижний прибор на левом щитке) — 9—10 кг/см2;

—  давление по манометру МГ-250 сети ручного насо­са (на пульте агрегатов аварийной системы) — на нуле;

—  давление по манометру МВ-250 азотного баллона аварийной системы торможения и выпуска передней но­ги шасси, а на, самолетах первых серий давление по двум манометрам  МВ-250  —  азотного баллона аварийного торможения и азотного баллона аварийного выпуска пе­редней наги шасси  (на пульте агрегатов аварийной сис­темы) — не менее 120 кг/см2;

—  давление по манометру МВ-100 аварийной азотной сети выпуска передней ноги шасси (на пульте агрегатов аварийной системы)  — на нуле.

 

Примечание. Манометры сета аварийного торможения, руч­ного насоса и аварийной азотной сети выпуска передней ноги шасси показывают давление при использовании соответствующей аварий­ной системы;

 

—   две сигнальные лампы, установленные на щитке над пультом агрегатов аварийной системы, контролирую­щие работу  гидронасосов,  загораются  лишь  в момент, когда  давление в  линии  нагнетания насосов достигает 70+2 кг/см2 и насосы работают на подзарядку гидроси­стемы. При достижении давления в    гидросистеме 110+10-5 кг/см2 автоматы разгрузки переключают работу насосов на холостой ход и давление в линии насосов па­дает. При падении давления в линии насосов до 52 кг/см(в основной гидросистеме давление в этот момент 110+10-5   кг/см2) лампы гаснут. Вновь загораются лампы только при очередной разрядке гидроаккумуляторов (в результате включения потребителей или в длительном полете за счет внутренних утечек агрегатов) с падением давления в гидросистеме ниже 80±5 кг/см2когда автоматы разгрузки опять переключат гидронасосы на рабочий ход;

— уровень жидкости в гидробаке (по мерному стеклу) должен соответствовать указаниям на трафарете с учетом температурных поправок.

В полете с убранным шасси уровень жидкости в баке на 7—10 мм выше, чем с выпущенным шасси. На эту величину допускается превышение уровня над меткой верхнего предела.

Проверять уровень заливки бака в полете следует после срабатывания автомата разгрузки при давлении на манометре гидроаккумуляторов общей сети и тормозов 110+10-5  кг/см2В случае понижения давления в гидроаккумуляторах уровень жидкости в гидробаке повы­шается.

 

 

 

 

 

Предупреждения: 1. При снижении уровня жидкости в полете ниже допустимой величины повышается нагрев жидкости в гидросистеме, а при значительном недостатке жидкости в гидробаке могут выйти из строя насосы гидросистемы и вся система. Если невозможно добавить жидкость в бак необходимо следить за дальнейшим снижением уровнем жидкости. Если уровень опустился ниже нижней кромки масломерного стекла, необходимо после полета проверить работу, или заменить их.

2. Гидробак в нижней части имеет резервный объем в 20+4-2л который не забирается гидронасосами и может быть использован только в аварийных целях для питания ручного насоса.

 

6. ШАССИ САМОЛЕТА ИЛ-14 С ДВИГАТЕЛЯМИ АШ-82Т

 

Основные эксплуатационные характеристики

 

Рабочая жидкость в  амортизаторах  шасси         АМ-70/10

Рабочая жидкость в гасителях автоколеба­ний 

передней ноги шасси                                             АМГ-10

Количество   заливаемой  жидкости  в  амор­тизаторы, л:

основной  ноги  шасси                                           5,8

передней  ноги  шасси                                           4,6

Уровень жидкости в амортизаторе основ­ной

ноги шасси (при обжатой стойке)                          До  заливочного

от­верстия

Уровень   жидкости   в   амортизаторе  

перед­ней ноги шасси   (при  усадке поршня до

деления на шкале поршня 150 мм)                                    До   заливочного

от­верстия

Уровень жидкости в гасителях автоколебаний

передней  ноги  шасси                                           Контрольный

штырь должен

                   выступать над

гайкой корпуса

на 6,5—12 мм

Начальное давление  азота  в  амортизаторе при полностью выпущенном поршне  (без нагрузки), кг/см2:

основной   ноги  шасси                                          32±1

передней  ноги   шасси                                          7±0 5

Стояночное  обжатие   (усадка)   амортизатоpa,  мм:

основной   ноги   шасси                                         180—230

передней  ноги  шасси                                           170—260

Максимальное   стояночное   обжатие   амор-

тизатора  передней  ноги  шасси  при  полном

газе обоих двигателей, мм                                    280

Максимально допускаемое обжатие амортизаторов   (контролируемое по следу на поршне), мм:

основной  ноги  шасси                                           290

передней  ноги  шасси                                           310

Давление в   авиашинах колес, кг/см2:

основных ног  шасси                                             5—5,5

передней  ноги  шасси                                           4,3—4,8

Стояночное обжатие авиашин колес:

основной  ноги шасси, мм                                     60±5

Стояночное  обжатие  авиашины колеса 

пе­редней  ноги  шасси, мм                                    50 ±5

Зазоры   в тормозных колодках,  мм                     0,3—0,4

 

Рекомендации по эксплуатации

 

Для предупреждения от случайного или самопроиз­вольного сдвига ручки крана шасси от исходного поло­жения «Шасси выпущено» стопор ручки на стоянке са­молета, а также после посадки на пробеге и рулении дол­жен быть законтрен откидной защелкой (серьгой) и контровочной шпилькой (морским болтом).

Вынимать контровочную шпильку (морской болт) сле­дует перед выруливанием самолета на старт или непо­средственно на старте, перед подготовкой самолета к взлету. При этом после снятия контровочной шпильки и повертывания защелки на 180° (к концу ручки) следует установить шпильку (через ушки на предохранительной муфте и защелке) во второе гнездо, не оставляя шпильку и защелку незакрепленными.

При длительной стоянке самолета замки шасси дол­жны дополнительно контриться специальными штырями с красными флажками.

 

Подъем шасси в полете

 

Для подъема шасси необходимо:

1) оттянуть предохранительную муфту стопора и по­вернуть ее ушками с серьгой на 90° влево;

2) нажать на педаль стопора ручки и перевести ручку вверх в положение «Поднято». Отпустить педаль стопо­ра, убедиться, что стопор зафиксировал ручку в верх­нем положении.

По указателям УШ-48 и сигнализации проверить по­ложение шасси. Стрелки указателя шасси должны нахо­диться в положении «Убрано» и три красные лампочки сигнализации шасси — гореть.

Механический указатель передней ноги шасси при этом должен находиться в нижнем крайнем положении. При температуре наружного воздуха от +30°С до —30°С продолжительность подъема шасси составляет 4,5—5,5 сек.

 

Предупреждение. При взлете с размокшего грунтового аэродрома или с аэродрома с мокрым талым снегом, в целях мер предупреждения от засорения замков шасси при попадании на них грязи или комков снега, после взлета произвести двух-трехкратный подъем и выпуск шасси.

 

Выпуск шасси в полете

 

Для выпуска шасси необходимо:

1)  нажать на педаль стопора ручки крана шасси и пе­ревести ручку вниз в положение «Выпущено». Отпустить педаль стопора и убедиться, что стопор    зафиксировал ручку в нижнем положении;

2)   запереть стопор   предохранительной   муфтой,  по­вернув ее влево в положение стопорения.

По сигнальным лампочкам и указателям проверить положение шасси. При полностью выпущенном шасси и закрытых замках выпущенного положения должны го­реть пять зеленых лампочек сигнализации (одна лампоч­ка передней ноги и по две лампочки правой и левой ног основного шасси). Указатели положения шасси УШ-48 должны показывать, что шасси выпущено, а механиче­ский указатель передней ноги находится в крайнем верх­нем положении. этом случае при убранном газе сирена не звучит.

 

Предупреждение.   Уборку   и   выпуск   шасси   разрешается производить на скорости не более 290 км/час по прибору.

 

Аварийный выпуск шасси ручным насосом

 

Аварийный выпуск шасси ручным насосом применяет­ся в случае выхода из строя насосов или повреждения (отказа) основной гидравлической системы самолета.

Для выпуска шасси этим способом необходимо:

1) перевести ручку крана шасси вниз в положение шасси «Выпущено»;

2) установить ручку крана переключения ручного на­соса в положение «Аварийная сеть»;

3)  вставить в гнездо рукоятку ручного насоса и пере­вести ее в крайнее заднее положение для открытия верх­них замков, удерживающих шасси в поднятом положе­нии;

4) спустя 1—2 сек. после открытия верхних замков и частичного опускания шасси под действием собственно­го веса, что определяется по указателям положения шас­си, начать работать ручным насосом до момента полного выпуска шасси и закрытия замков выпущенного поло­жения.

Контроль за правильным положением шасси при вы­пуске и закрытии замков осуществляется по сигнальным лампочкам, указателям УШ-48 и механическому указа­телю передней ноги, как и в случае выпуска шасси нор­мальным способом от основной гидросистемы само­лета.

 

ВНИМАНИЕ! Учитывая, что скоростной напор спо­собствует лишь выпуску главных ног шасси и препятст­вует выпуску передней ноги, выпуск шасси при помощи ручного насоса для ускорения и облегчения процесса полного выпуска передней ноги рекомендуется произво­дить на скорости 200—230 кмIчас и не более, как на ско­рости 250 км/час по прибору.

 

Если приходится выпускать аварийным способом только основное шасси, рекомендуется увеличить ско­рость полета до 270—290 км/час. На этой скорости основ­ное шасси под действием встречного потока и собствен­ного веса фиксируется в выпущенном положении (запи­рается на замки) даже без применения ручного насоса.

 

Выпуск передней ноги при помощи азотной аварийной системы*

 

Применение азотной аварийной системы для выпуска (передней ноги ограничивается отдельными частными случаями. Практически эта  система  может быть использована в нижеследующих аварийных случаях:

— полный отказ гидросистемы и невозможность использования ручного гидронасоса;

*Выпуск  главных   ног  шасси   осуществляется  ручным  насосом или под действием собственного веса.

— неэффективность ручного гидронасоса при выпуске передней ноги шасси (стойка не доходит до крайнего выпущенного положения).

Для выпуска передней ноги азотной аварийной системой необходимо:

1)  Проверить по манометру МВ-250 на пульте агрегатов аварийной системы давление азота в баллоне ава­рийного выпуска передней ноги и аварийного торможе­ния (а на самолетах первых серий, где имеется два бал­лона азотной аварийной системы, проверить давление азота по манометру МВ-250 баллона аварийного выпус­ка передней ноги). Оно должно быть не менее 90 кг/см2.

2)   Проверить, что кран стравливания закрыт (только на самолетах с одним общим азотным баллоном, на которых установлен этот кран).

3)   Установить скорость полета 200—230  км/час по прибору.

4) Открыть полностью и быстро кран аварийного вы­пуска  передней ноги шасси. Медленное и неполное от­крытие крана приводит к стравливанию азота из балло­на в атмосферу, не попадая в цилиндр аварийного вы­пуска (особенно на самолетах с двумя азотными балло­нами, на  которых не имеется крана  стравливания. На этих самолетах кран аварийного выпуска передней ноги установлен до редуктора и к нему подводится давление, равное давлению в азотном баллоне).

5)   Убедиться по механическому указателю и указате­лю УШ-48, что передняя нота выпускается. При полном выпуске ноги и закрытии замка выпущенного положения должна загореться зеленая лампочка сигнализации, ме­ханический указатель занять верхнее положение, а ука­затель УШ-48 находиться в положении «Выпущено».

Во время выпуска передней ноги давление на манометре MB-100 азотной системы должно быть 30—50 кг/см2 и в конце выпуска 45—60 кг/см2.

6)   На самолетах,, имеющих кран стравливания и один общий азотный баллон, в целях уменьшения потери дав­ления азота в баллоне, необходимого как резерв для тор­можения колес при посадке самолета, после окончания выпуска передней ноги следует полностью закрыть ава­рийный кран выпуска (передней ноги.

Для стравливания давления в цилиндре аварийного выпуска передней ноги и подготовки таким образом ус­ловий для возможности последующего подъема передней ноги необходимо:

—  на самолетах, имеющих кран стравливания, — от­крыть этот кран,

—  на самолетах, не имеющих крана стравливания, — закрыть кран аварийного выпуска передней ноги шасси.

Однако эти операции необходимо выполнять не в полете, а на земле при выяснении причин отказа основной гидросистемы и устранении неисправностей.

 

Предупреждение. Впредь до выяснения причин отказа основной гидросистемы, устранения неисправностей с опробованием подъема и выпуска шасси в наземных условиях и приведения ава­рийной системы в исходное положение взлет самолета запрещается. Убедись, что после приведения аварийной системы выпуска передней ноги шасси в исходное положение цилиндр аварийного выпуска передней ноги законтрен, а кран стравливания азота (на самолетах, где имеется этот кран) закрыт и законтрен.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12   ..