ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2018 год - часть 14

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2018 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2018 год - часть 14

 

 

СООТВЕТСТВИЕ

ИНТЕГРИРОВАННОСТЬ

КОМПЛЕКСНОСТЬ

ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ 
НА ЦЕЛИ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ 
ЕДИНООБРАЗИЕ

СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ

НЕПРЕРЫВНОСТЬ

РАЗУМНЫЙ ПОДХОД 

К ФОРМАЛИЗАЦИИ 
И ДОКУМЕНТИРОВАНИЮ

ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ

РАЗДЕЛЕНИЕ 
ОБЯЗАННОСТЕЙ

АДАПТИВНОСТЬ 
И ГИБКОСТЬ

ПРИНЦИПЫ СУРиВК

Процесс управления  

рисками и его этапы

Управление рисками является частью 
корпоративного управления и представ-
ляет собой непрерывный, интерактив-
ный процесс, осуществляемый на всех 
уровнях управления (организационной 
иерархии) и охватывающий все виды 
деятельности Компании, встраиваемый 
в миссию, стратегии, бизнес-процессы, 
управленческие решения Компании и на-
правленный на предоставление разум-
ной уверенности в достижении целей.

ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

МОНИТОРИНГ 

И ПЕРЕСМОТР

Обмен информацией

и консультирование

ВОЗДЕЙСТВИЕ 

(РЕАГИРОВАНИЕ)  

НА РИСКИ

ИДЕНТИФИКАЦИЯ 

РИСКОВ

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА 

РИСКОВ

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Обзор результатов

Приложения

Корпоративное управление

210

/211

Риск-аппетит

Риск-аппетит относится к компетенции 
совета директоров ОАО «РЖД», опре-
деляет приемлемый уровень рисков 
и используется при принятии решений 
о выборе методов и мероприятий по воз-
действию на риски.

Риск-аппетит определяется на основе 
анализа целей, целевых параметров 
и показателей целевого состояния, 
требований и решений общего собра-
ния акционеров, совета директоров 
ОАО «РЖД», ключевых показателей дея-
тельности и портфеля рисков Компании.

Порядок формирования, утверждения 
и пересмотра риск-аппетита определяет-
ся внутренними нормативными доку-
ментами.

Оценка эффективности СУРиВК

ОАО «РЖД» проводит внутреннюю и вне-
шнюю оценки СУРиВК.

Внутренняя оценка осуществляется 
не реже одного раза в год. В ОАО «РЖД» 
эту функцию выполняет Центр внутренне-
го аудита «Желдораудит».

Фокус внутреннего аудита в 2018 году 
был направлен на анализ соответствия 
организации СУРиВК установленным 
требованиям и выборочную оценку 
эффективности отдельных мероприятий 

по управлению рисками и контрольных 
процедур. 

Вопрос о состоянии и направлениях 
совершенствования СУРиВК рассмотрен 
на заседании правления ОАО «РЖД» 
и о результатах доложено Комитету 
по аудиту и рискам совета директо-
ров ОАО «РЖД». Аудитом отмечается, 
что в 2018 году в ОАО «РЖД» проведен 
ряд мероприятий по организации и обес-
печению эффективного функциониро-
вания СУРиВК, посредством которых 

общий уровень организации СУРиВК 
стал отвечать более высоким требовани-
ям, отмечена положительная динамика 
развития.

Внешняя оценка СУРиВК осуществляется 
путем привлечения внешнего независи-
мого эксперта. Периодичность внешней 
оценки СУРиВК устанавливается советом 
директоров ОАО «РЖД» по рекоменда-
ции Комитета по аудиту и рискам.

Ограничения СУРиВК

В рамках построения, развития и под-
держания СУРиВК Компания допускает 
ряд ограничений в функционировании 
СУРиВК:

 

риски относятся к будущим событи-
ям, которые по умолчанию являются 
неопределенными;

 

функционирование СУРиВК не дает 
полных гарантий достижения целей 
деятельности Компании.

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

Совершенствование системы управления рисками в 2018 году

В 2018 год, в том числе с учетом выхода 
обновленного стандарта COSO «Управ-
ление рисками организации. Интегра-
ция со стратегией и эффективностью 
деятельности» и публикации новой 
редакции ISO 31000, проводилась работа 
по совершенствованию действующей 
СУРиВК (созданию интегрированной 
СУРиВК). Изменены подходы к реали-
зации процесса управления рисками. 
Особое внимание уделялось компла-
енс-рискам, возникающим в различных 
направлениях деятельности ОАО «РЖД».

В отчетном периоде реализованы сле-
дующие мероприятия по совершенство-
ванию системы управления рисками:

 

проведен анализ лучших практик в об-
ласти системы управления рисками 
и внутреннего контроля в сопостави-
мых компаниях;

 

продолжено совершенствование 
нормативно-методологической базы 
СУРиВК;

 

проведены обучающие семинары 
для сотрудников подразделений, 
ответственных за СУРиВК;

 

разработана целевая модель интегри-
рованной СУРиВК до 2021 года. 

В рамках реализации целевой модели 
интеграции СУРиВК для оценки реали-
зуемых инициатив на предмет соответ-
ствия передовым практикам по управле-
нию рисками привлечен независимый 
консультант.

В 2019 году планируется продолжить 
работу по развитию СУРиВК путем даль-
нейшего внедрения актуализированной 
нормативно-методологической базы, 
формирования программ и проведения 
обучения, совершенствования подходов 
к оценке рисков с акцентом на моде-
лирование, проведения комплексного 
анализа рисков, а также использование 
его результатов в процессах принятия 
решений и дальнейшей интеграцией 

СУРиВК с процессной моделью управле-
ния. При этом особое внимание будет 
уделено выстраиванию единообразных 
подходов в холдинге «РЖД» путем со-
вершенствования СУРиВК в ДЗО. Также 
предусмотрена проработка вопроса 
по автоматизации СУРиВК и созданию 
единой информационной платформы. 

Системный подход к управлению 
рисками обеспечивает возможности 
для устойчивого развития Компании 
в условиях неопределенности и изме-
нений во внутренней и внешней среде, 
оказывающих влияние на деятельность 
Компании. Именно поэтому Компания 
стремится к формированию и обеспече-
нию эффективного функционирования 
системы управления рисками, в рамках 
которой деятельность по управлению 
рисками структурирована, обеспечена 
необходимыми ресурсами и организова-
на в соответствии со стратегией и целя-
ми Компании.

Ключевые риски ОАО «РЖД», связан-
ные с реализацией ДПР до 2025 года, 
определены с учетом их влияния 
на достижение ключевых показателей 
эффективности деятельности и сгруп-
пированы в следующие категории 
по источнику возникновения:

Ключевые риски, связанные с реализацией ДПР до 2025 года

 

макроэкономические риски;

 

риски, связанные с государственным регулированием;

 

рыночные риски;

 

инвестиционные риски;

 

налоговые риски;

 

управленческие риски;

 

кадровые риски;

 

научно-технические и технологические риски;

 

технологические риски.

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Обзор результатов

Приложения

Корпоративное управление

212

/213

Категория рисков

Наименование риска

Последствия  
реализации риска

Мероприятия, снижающие вероятность 
наступления риска или тяжесть последствий 
его реализации

Макроэкономические

Ухудшение макроэкономи-
ческой ситуации в стране 
и снижение грузовой базы про-
ектов, в том числе за счет 
ужесточения санкций.

Степень влияния 
макроэкономических 
рисков на показатели 
программы оценивается 
как высокая.

Постоянное взаимодействие с государ-
ственными органами и основными потре-
бителями услуг с полным и объективным 
информированием о потенциальных 
негативных последствиях принимаемых 
решений.
Реализация комплекса мер по повышению 
эффективности, долгосрочные договоры 
с поставщиками.
Принятие решений о предоставлении 
институтам развития дополнительной 
ликвидности.

Опережающий прогноз роста 
цен на потребляемую продук-
цию, в том числе на нефте-
продукты и электроэнергию.

Государственное 
регулирование

Отсутствие/невыполнение 
долгосрочных государствен-
ных решений в части финанси-
рования развития железнодо-
рожного транспорта.

Оценивается как кри-
тичный при высокой 

вероятности наступ-
ления.

Поиск альтернативных источников и меха-
низмов финансирования.
Оптимизация технических решений по ка-

питальным проектам.
Разделение проектов на этапы и их реали-
зация в приоритизированном порядке.
Постоянное взаимодействие с государ-
ственными органами и основными по-
требителями услуг ОАО «РЖД» с полным 
и объективным информированием их о по-
тенциальных негативных последствиях 
принимаемых решений для ОАО «РЖД».

Изменение государственного 
регулирования/поддержки дру-
гих видов транспорта.

Может привести к ухуд-
шению конкурентоспо-
собности железнодорож-
ного транспорта.

Либерализация рынков грузо-
вых и пассажирских перевозок.

Оценивается как кри-
тичный при небольшой 
вероятности наступ-
ления.

Снижение объема государ-
ственного финансирования.

Ведет к необходимости 
привлечения внешне-
го долга и процентов 
по обслуживанию долга, 
а также к сокращению 
объема инвестиционной 
программы.

Отставание развития норма-
тивно-правовой базы от пре-
образований на железнодорож-
ном транспорте.

Оценивается как значи-
тельный при высокой 
вероятности наступ-
ления.

Рыночные

Существенное изменение 
структуры грузооборота 
по типам грузов и направле-
ниям относительно прогнози-
руемых значений.

Снижение прироста 
грузооборота будет 
вести к пропорциональ-
ной невозможности 
реализации этих проек-
тов и снизит чистую 
прибыль ОАО «РЖД», 
которая является их ис-
точником.

Выстраивание долгосрочных отношений 
с клиентами, улучшение обратной связи 
с потребителями.
Повышение рыночной гибкости и расши-
рение бизнеса в дерегулированных сегмен-
тах.
Развитие логистических возможностей 
для удовлетворения потребностей клиен-
тов в комплексных услугах. 
Реализация проектов, включенных в ком-
плексный план модернизации и расширения 
магистральной инфраструктуры

Инвестиционные

Недостаток инвестиций 
в развитие инфраструктуры.

Недостаток инвести-
ций в развитие инфра-
структуры оценивается 
как критичный риск 
при средней вероятно-
сти наступления.

Оптимизация технических решений.

Несоблюдение планируемых 
сроков реализации инвестици-
онной программы.

Совершенствование системы управления 
инвестиционными проектами.

Ключевые риски ОАО «РЖД»

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

Категория рисков

Наименование риска

Последствия  
реализации риска

Мероприятия, снижающие вероятность 
наступления риска или тяжесть последствий 
его реализации

Налоговые

Увеличение налоговой нагрузки 
вследствие ужесточения на-
логовой политики Российской 
Федерации в условиях неста-
бильной социально-экономиче-
ской ситуации.

Оценивается как кри-
тичный риск при высокой 
вероятности наступле-
ния.

Постоянное взаимодействие с федераль-
ными и региональными органами власти 
в области налоговой политики.

Управленческие

Недостаточность компе-
тенций персонала в области 
управления.

Риск оценивается как не-
значительный при не-
высокой вероятности 
наступления.

Совершенствование системы управления.

Кадровые

Нехватка квалифицированных 
кадров вследствие недоста-
точного уровня конкурен-
тоспособности ОАО «РЖД» 
как работодателя.

Риски оцениваются 
как значительные 
при средней вероятно-
сти наступления.

Поддержание оплаты труда работников 
на уровне выше общероссийского 
и обеспечение конкурентоспособного 
уровня.
Развитие персонала, основанное 
на современных подходах к обучению 
и подготовке.

Реализация социальных целевых программ.
Формирование социального пакета, 
отвечающего потребностям работников.

Усиление конкуренции на рынке 
труда вследствие негативной 
динамики численности трудо-
способного населения России 
в среднесрочной перспективе.

Научно-технические 
и технологические

Снижение конкурентоспособно-
сти железнодорожного транс-
порта вследствие отставания 
от технического и технологи-
ческого развития других видов 
транспорта.

Степень влияния таких 
рисков оценивается 
как невысокая при не-
высокой вероятности 
их наступления.

Реализация Комплексной программы инно-
вационного развития холдинга «РЖД».

Недостаточный уровень 
внедрения и использования со-
временных научно-технических 
разработок.

Недостаточный уровень коопе-
рации с зарубежными лидерами 
в области развития и исполь-
зования инновационных техно-
логий в сфере железнодорож-
ного машиностроения.

Технологические 

Отставание ликвидации 
ограничений смежных видов 
транспорта (мощностей пор-
тов, складских терминалов) 
от реализации инвестицион-
ной программы Компании.

Корректировка сроков 
реализации собствен-
ной инвестиционной 
программы в случае 
необходимости.

Постоянное взаимодействие 
с компаниями смежных видов транспорта 
для синхронизации планов реализации 
инвестиционных программ.

Неудовлетворение потребно-
стей рынка грузовых перевозок 
вследствие неэффективной 
работы парка грузовых вагонов.

Сотрудничество с операторами подвижно-
го состава с целью повышения эффектив-
ности управления вагонными парками.

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Обзор результатов

Приложения

Корпоративное управление

214

/215

Риски, требующие особого внимания

Коррупционные риски 

В ОАО «РЖД» особое внимание уделя-
ется отдельным видам рисков, таким 
как коррупционные риски. Уполномо-
ченным подразделением по противодей-

ствию коррупции и совершенствованию 
антикоррупционной политики в соот-
ветствии с законодательством Россий-
ской Федерации в Компании является 

Центр по организации противодействия 
коррупции.

Риски кибербезопасности

В результате реализации угроз безопас-
ности информации возможно нарушение 
или остановка предоставляемых ИТ-сер-
висов, технологических и производствен-
ных процессов Компании, а также утечка 
информации ограниченного доступа. 

В соответствии с Концепцией обеспе-
чения кибербезопасности ОАО «РЖД» 
применимо к информационной инфра-
структуре ОАО «РЖД» цели в области 
информационной безопасности дости-
гаются за счет реализации следующих 
мероприятий:

 

определение и анализ угроз, оценка 
рисков информационной безопасности;

 

организация элементов информаци-
онной инфраструктуры ОАО «РЖД» 

с учетом потребности в обеспечении 
безопасности информации, вклю-
чая проектирование и внедрение 
в информационную инфраструктуру 
ОАО «РЖД» систем защиты инфор-
мации, анализ и оценку соответствия 
информационных систем требованиям 
безопасности информации;

 

подготовка персонала ОАО «РЖД» по во-
просам информационной безопасности;

 

обработка возникающих инцидентов 
и проведение служебных расследова-
ний по нарушениям требований в об-
ласти информационной безопасности;

 

совершенствование нормативно-мето-
дической базы ОАО «РЖД» по вопро-
сам информационной безопасности.

В 2018 году наиболее существенные 
мероприятия организованы в части 
внедрения и сопровождения информа-
ционных систем обеспечения, оценки 
защищенности (уязвимости) информаци-
онной инфраструктуры ОАО «РЖД» и си-
стемы обнаружения и предупреждения 
компьютерных атак. Проведен контроль 
состояния защищенности информацион-
ной инфраструктуры Компании (включая 
узлы выхода в интернет).

На 2019 год запланированы мероприя-
тия по развитию систем управления 
и мониторинга информационной без-
опасности.

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

Управление финансовыми рисками

Компания уделяет особое внимание 
вопросам управления финансовы-
ми рисками, включая страхование 
имущественного комплекса и ответ-
ственности. С 2010 года в ОАО «РЖД» 
реализуется и ежегодно совершенству-
ется гибкая и эффективная система 
управления финансовыми рисками.

В 2018 году в число основных задач в об-
ласти развития системы управления фи-
нансовыми рисками входили адаптация 
системы под возможные неблагоприят-
ные геополитические и макроэкономи-
ческие факторы, а также продолжение 
работы по распространению единых 
принципов по управлению финансовыми 
рисками в холдинге «РЖД». 

Основным нормативным документом 
системы управления финансовыми 
рисками является Политика управления 
финансовыми рисками ОАО «РЖД».

Центром принятия решений по управ-
лению финансовыми рисками является 
Комиссия по управлению финансовыми 
рисками (КУФР) — коллегиальный орган 
под руководством первого заместителя 
генерального директора ОАО «РЖД». 
Постоянными членами КУФР являются 
руководители ряда подразделений, 
в том числе Департамента корпоратив-
ных финансов, бухгалтерской службы, 
Правового департамента и Департамен-
та безопасности, а также приглашаемые 
эксперты, как внутренние, так и вне-
шние, в зависимости от специфики 
рассматриваемых вопросов. 

Практика управления финансовыми 
рисками продемострировала эффек-
тивность КУФР в качестве центра 
принятия управленческих решений, 
что обусловлено вовлечением всех 
причастных подразделений в процесс 
обсуждения и выработки взвешенных 
решений с учетом всех сопуствующих 
рисков. Заседания КУФР проводят-

ся на регулярной основе, в течении 
2018 года было проведено в общей 
сложности более 20 заседаний КУФР, 
в ходе которых рассмотрен широкий 
спектр вопросов, в том числе вопро-
сы управления валютной позицией 
ОАО «РЖД», определения подходов 
к хеджированию, управления финан-
совыми рисками в рамках реализации 
первоочередных инвестиционных 
проектов. 

Применяемые в ОАО «РЖД» подходы 
к финансовому риск-менеджменту 
основаны на передовых практиках 
управления финансовыми рисками, 
принципах диверсификации путем 
использования различных инструмен-
тов управления рисками и надежных 
контрагентов. Политика риск-ме-
неджмента исключает спекулятивные 
инструменты управления рисками, 
а также операции с ненадежными 
контрагентами. 

Кредитные риски

Для управления кредитными рисками 
в ОАО «РЖД» действуют методики рас-
чета кредитных лимитов, нормативные 
документы, определяющие работу с бан-
ковскими гарантиями и поручительства-
ми, в том числе единый корпоративный 
стандарт холдинга «РЖД» по работе 
с инструментами обеспечения. Компа-
ния осуществляет оценку финансовых 
институтов и расчет соответствующих 
кредитных лимитов, регулирующих 
операции с банками по размещению 

депозитов и приему банковских гаран-
тий в зависимости от оценки состояния 
соответствующего финансового инсти-
тута. Оценка финансовых институтов 
осуществляется на основе анализа каче-
ственных и количественных показателей 
деятельности банков, в соответствии 
с внутренней методикой, разработан-
ной при поддержке  ведущих экспертов 
в области риск-менеджмента. Компания 
уделяет особое внимание постоянному 
совершенствованию и развитию подхо-

дов по оценке финансовых институтов, 
учитывающих актуальные изменения 
в банковской сфере Российской Федера-
ции. Расчет кредитных лимитов произво-
дится с использованием автоматизиро-
ванной системы.  

При взаимодействии с компаниями 
реального сектора для обеспечения 
защиты ОАО «РЖД» от рисков неиспол-
нения (ненадлежащего или несвоевре-
менного исполнения) контрагентом 

Риски, связанные с изменением климата

Большое внимание в Компании уделя-
ется рискам, связанным с изменением 
климата. Основной из них, который 
потенциально может повлиять на работу 
компании, заключается в увеличении 
опасных гидрометеорологических 
явлений. 

Проектирование железных дорог может 
быть осложнено возрастанием количе-
ства осадков, особенно жидких и сме-
шанных, ростом количества опасных 
явлений, таких как туман, сильные 
ливни, снежные лавины, опасные 
снегопады и метели, песчаные бури. 

Увеличение жидких осадков создает 
опасность размыва некоторых участков 
железнодорожного полотна, а обильные 
снегопады и прирост снежного покрова 
более чем на 5 см потребуют повышения 
насыпи железнодорожного полотна.

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Обзор результатов

Приложения

Корпоративное управление

216

/217

своих обязательств применяется систе-
ма стандартов управления, включаю-
щая в себя типовые условия расчетов 
с контрагентами, обеспечительные 
меры, казначейский контроль, норми-
рование дебиторской и кредиторской 

задолженностей, банковские гарантии 
серьезности намерений по участию 
в конкурентных закупочных процеду-
рах, надлежащего исполнения своих 
обязательств (в том числе на гарантий-
ный период для договоров поставки), 

возврата авансов, поручительства 
материнских компаний. Выбор финан-
совых институтов — эмитентов банков-
ских гарантий и поручителей осуще-
ствляется с учетом кредитной истории, 
действующих кредитных лимитов.

Риск потери ликвидности

Оперативное управление ликвидностью 
Компании осуществляется на основе 
платежного баланса, платежного кален-
даря и платежной позиции в пределах 
утвержденных бюджетов.

В зависимости от текущей ликвидности 
Компания осуществляет оперативное 
привлечение или размещение денежных 
средств на лучших рыночных условиях. 
Оперативное управление ликвидностью 
осуществляется на базе систем Reuters 
и Bloomberg.

Компания активно вводит принципы 
управления внутрихолдинговой ликвид-
ностью с применением инструмента 
кеш-пуллинга.

Валютные и процентные риски

Для оценки данных рисков Компания 
применяет моделирование и оценку 
бюджетных параметров с учетом воз-
можной волатильности соответствующих 
рыночных параметров.

Оценка величины валютного риска 
ОАО «РЖД» и выбор инструмента 
управления валютным риском основы-
ваются на анализе открытой валютной 
позиции Компании (ОВП). Для расчета 
ОВП операции Компании анализируются 
и группируются в разрезе инвестици-
онной, операционной и финансовой 
деятельности.

Величина и структура рассчитанной 
открытой валютной позиции влияют 
на политику заимствований Компании 
и определяют подходы к хеджированию.

Компания на регулярной основе пере-
сматривает ОВП и корректирует соответ-
ствующие мероприятия по управлению 
валютным риском и валютным портфе-
лем заимствований. Компания миними-
зирует валютные риски путем снижения 
открытой валютной позиции, в том 
числе применяя производные финансо-
вые инструменты. Компания ставит себе 
целью поддержание ОВП близкой к ней-
тральной, при которой входящие и исхо-

дящие денежные потоки в иностранных 
валютах компенсируют друг друга.

В основе оценки величины процентного 
риска лежит анализ волатильности пла-
вающих процентных ставок и соответ-
ствующее влияние на портфель заим-
ствований ОАО «РЖД».

Компания также формирует и рассма-
тривает ОВП холдинга «РЖД» с целью 
оценки профиля риска и выработки ско-
ординированных решений по Холдингу 
в целом.

Принимая во внимание возросший 
риск изменения курса рубля по отноше-
нию к иностранным валютам, начиная 
с 15 июля 2015 года в соответствии со 
своей утвержденной политикой управ-
ления валютными рисками Компания 
применяет учет хеджирования к обяза-
тельствам, номинированным в валюте.

В качестве объекта хеджирования 
назначена выручка от транзитной пе-
ревозки через территорию Российской 
Федерации, номинированная в швей-
царских франках, а также инвестиции 
в компанию GEFCO, номинированные 
в евро.

В качестве инструментов хеджирования 
выступают кредиты и займы в швейцар-
ских франках и долларах США (с учетом 
конвертации в швейцарские франки) 
и часть займа в евро, соответствующая 
величине чистой инвестиции в компа-
нию GEFCO.

Учет хеджирования позволяет отразить 
эффект от реализации политики управ-
ления валютными рисками и снизить 
волатильность финансового резуль-
тата Компании в условиях изменения 
валютных курсов. Так, курсовые разницы 
по займам, участвующим в хеджиро-
вании, признаются в капитале с после-
дующим переносом в состав отчета 
о прибылях и убытках по мере получения 
валютной выручки и (или) реализации 
валютного актива.

По мере привлечения заимствований 
в валюте Компания проводит детальный 
анализ возможности применения к ним 
учета хеджирования в соответствии 
с российскими и международными стан-
дартами финансовой отчетности. По со-
стоянию на 31 декабря 2018 года более 
чем к 70 % заимствований Компании, 
номинированных в иностранной валюте, 
применялся учет хеджирования.

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

В Компании организовано страхование 
комплекса недвижимого имущества, по-
движного состава, личного страхования 
работников, ответственности владельца 
инфраструктуры железнодорожного 
транспорта и перевозчика, а также 
ответственности директоров и руководи-
телей Компании и 73 подконтрольных 
обществ.

В отчетном году были урегулирова-
ны 625 страховых случаев. Общий 
объем полученного страхового воз-
мещения в 2018 году составил около 
874 млн руб.

Для обеспечения единого подхода к ор-
ганизации страховой защиты дочерних 
обществ с 2010 года действует единая кор-
поративная концепция страховой защиты 
подконтрольных обществ ОАО «РЖД», ак-
туализированная в 2018 году для унифи-
кации подходов к обеспечению страховой 
защиты в холдинге «РЖД», учитывающая 
лучшие практики и современные тенден-
ции в организации страхования. 

Страхование

В целях обеспечения наиболее высокого 
уровня страхового покрытия в Ком-
пании регулярно проводится работа 
по улучшению параметров страховой 
защиты ОАО «РЖД» при обеспечении 
оптимизации затрат. Так, по результатам 
проведенных в отчетном году конкурент-
ных процедур по закупке услуг страхова-
ния достигнута оптимизация расходов 
в среднем на 12,7 % на предстоящий 
двухлетний период действия договоров, 
заключенных по результатам данных 
процедур. 

Значительное внимание уделяется во-
просу размещения рисков в перестрахо-
вание, которое обеспечено такими веду-
щими зарубежными перестраховочными 
компаниями, как Swiss Re, Munich Re, 
Hannover Re, AIG Europe и т. д.

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Обзор результатов

Приложения

Корпоративное управление

218

/219

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

ПРИЛОЖЕНИЯ

1.

 Организационная структура

Холдинг «РЖД» поэтапно переходит 
к функционированию в форме комплек-
са вертикально интегрированных струк-
тур, специализирующихся на конкретных 
видах деятельности. 

Базовыми элементами организацион-
ной структуры являются корпоративный 
центр и бизнес-единицы. Для оптими-
зации работы корпоративного центра 
бизнес-единицы сгруппированы по на-
правлениям деятельности. 

Корпоративный центр – комплекс 
подразделений ОАО «РЖД», специали-
зирующихся на управлении Холдингом 
как набором бизнес-единиц. Корпора-
тивный центр выполняет прежде всего 
функции стратегического целепола-
гания, контроля и координации дея-
тельности бизнес-единиц. Он является 
центром принятия стратегических 
решений и формирования общих поли-
тик и стандартов. Основной областью 
ответственности корпоративного центра 
является определение задач долгосроч-
ного развития Холдинга, распределение 
ресурсов Холдинга, исходя из этих задач, 
а также координация взаимодействия 
бизнес-единиц между собой и с внешней 
средой.

Бизнес-единица – это часть Компании, 
осуществляющая специфические виды 
хозяйственной деятельности и обладаю-
щая необходимыми для осуществления 
этой деятельности имущественным 
комплексом, специализированными 
производственными и управленческими 
технологиями, персоналом и структурой 
управления.

Операционная деятельность обеспе-
чивается бизнес-единицами. Каждая 
бизнес-единица организационно 
или юридически является отдельным 
элементом холдинга «РЖД» и становит-
ся центром ответственности за резуль-

таты и эффективность осуществляемого 
вида деятельности, а также за достиже-
ние контрольных параметров целевого 
состояния. 

Эффективное управление Компанией 
и ее хозяйственным комплексом в ус-
ловиях быстроизменяющейся внешней 
среды обеспечивается за счет развития 
системы управления и формирования 
оптимальной организационной струк-
туры, а также усиления корпоративной 
вертикали управления. Эта вертикаль 
обеспечивает реализацию стратегии 
развития, эффективность, безопасность 
движения, достижение установленных 
целевых параметров деятельности.

С целью достижения поставленных 
целей в основу системы управления 
Компании на первоначальном этапе 
были заложены современные инструмен-
ты управления: стратегическое управ-
ление, процессный подход, управление 
рисками, проектное управление. 

На период 2017–2019 годов соответ-
ствующей программой запланированы 
мероприятия по расширению примене-
ния процессного подхода в управлении, 
ставящие целью формирование при-
кладной основы для систем управле-
ния рисками и внутреннего контроля, 
менеджмента качества, инструментов 
бережливого производства и пр.

Железная дорога – филиал ОАО «РЖД», 
наделенный функциями контроля 
и координации деятельности фили-
алов и структурных подразделений 
ОАО «РЖД», а также дочерних обществ, 
находящихся в границах железной 
дороги.

Полностью отказаться от территориаль-
ного подхода к управлению ОАО «РЖД» 
невозможно: его хозяйственный 
комплекс охватывает всю территорию 

Российской Федерации и представляет 
собой значимый фактор социально-эко-
номического развития страны. В силу 
географического масштаба хозяйствен-
ного комплекса полноценная реализа-
ция функций управления ОАО «РЖД» 
без наличия территориальных органов 
управления неэффективна и приведет 
к необходимости решения вопросов 
корпоративным центром.

Матричность управления реализуется 
путем развития на всех уровнях управ-
ления сквозных горизонтальных связей, 
обеспечивающих взаимодействие хо-
зяйственных вертикалей, ответственных 
за координацию деятельности подраз-
делений на региональном и линейном 
уровнях. Также матричность управления 
усиливается за счет расширения приме-
нения проектных принципов управления 
на всех уровнях управления.

На уровне корпоративного центра скон-
центрированы функции, обеспечиваю-
щие как проработку общекорпоративных 
стратегических целей, определение 
единых политик, норм, правил и стан-
дартов, так и детальный анализ, вза-
имную согласованность среднесрочных 
и долгосрочных целей филиалов и до-
черних обществ на стадии планирования 
с последующим столь же детальным 
контролем их достижения на стадии 
исполнения. Кроме того, корпоративный 
центр организует корпоративное управ-
ление и контроль дочерних обществ.

На уровне корпоративного центра также 
обеспечивается совершенствование 
и развитие системы управления холдин-
га «РЖД» и его дочерних обществ.

Годовой отчет 2018

Обзор результатов

Корпоративное управление

Устойчивое развитие

Приложения

Ключевые элементы системы управления

ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ АКЦИОНЕРОВ ОАО «РЖД»

СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ ОАО «РЖД»

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР – ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ ОАО «РЖД»

ПРАВЛЕНИЕ ОАО «РЖД»

Совещательные и координационные органы: советы, рабочие группы, оперативные штабы и комитеты, комиссии

Департаменты, управления, структурные подразделения  

Органы управления бизнес-единиц

Органы управления региональных структурных подразделений филиалов и дочерних обществ

Структурные подразделения региональных структурных подразделений филиалов и дочерних обществ

Бизнес-единицы по направлениям

Центральный уровень

Региональный уровень

Линейный уровень

Фирменное транспортное 
обслуживание

Оперирование подвижным 

составом

Терминально-складской комплекс 

и брокерские услуги

Логистика и оперирование 
грузовыми вагонами

Пассажирские  перевозки                             
в дальнем и пригородном 

сообщении

Скоростные и высокоскоростные 

пассажирские перевозки

Управление железнодорожными 
перевозками

Управление вокзальными 

комплексами

Ремонт и ТО пассажирского 

подвижного состава

Оказание прочих сервисных услуг 
пассажирам

Текущее обслуживание и ремонт 
инфраструктуры

Управление тяговым подвижным 
составом и локомотивными 
бригадами

Проектирование, строительство 
и эксплуатация железнодорожной 

инфраструктуры за рубежом

Управление международными 
инфраструктурными проектами

Научно-техническая, 
опытно-конструкторская, 

исследовательская деятельность

Предоставление услуг в области 

здравоохранения и санаторно-
курортное обслуживание

Обучение и развитие персонала

РЦКУ

Корпоративный центр

220

/221

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

2. 

Дочерние, зависимые и другие 

аффилированные общества ОАО «РЖД» 

с долей участия от 2 % уставного капитала

№ п/п

Наименование общества

Доля ОАО «РЖД» в уставном капитале, %

1

БЛЕК СИ ФЕРРИС ЛИМИТЕД

51,00

2

GEFCO

75,00

3

АО «Oy Karelian Trains Ltd»

50,00

4

АО «АК «ЖДЯ»

49,93

5

АО «Алтай-Пригород»

51,00

6

АО «Арена-2000»

99,94

7

ООО «Аэроэкспресс»

25,00

8

АО «Байкальская ППК»

49,90

9

АО «Баминвест»

82,84

10

АО «Башкортостанская ППК»

100 % – 1 акция

11

ООО «Развитие ТЛЦ»

99,99

12

АО «БЭТ»

25,00

13

ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)»

36,00

14

АО «ВРК-2»

100 % – 1 акция

15

АО «ВРК-3»

100 % – 1 акция

16

АО «ВРК-1»

100 % – 1 акция

17

АО «ВРМ»

25,00 % + 1 акция

18

АО «ВВРЗ им. С. М. Кирова»

100 % – 1 акция

19

ОАО «Владинпорт»

17,00

20

АО «ВНИИЖТ»

100 % – 1 акция

21

АО «ВНИКТИ»

100 % – 1 акция

22

АО «ВВППК»

49,33

23

АО «Волгоградтранспригород»

51,00

24

АО «Вологодский ВРЗ»

100 % – 1 акция

25

ОАО «ВСМ»

87,38

26

АО «ФГК»

100 % – 1 акция

27

АО «Издательскй дом «Гудок»

100 % – 1 акция

28

АО «ДЦВ», г. Воронеж

49,00

29

АО «ДЦВ ВСЖД»

25,00

30

АО «ДЦВ Калининградской ж. д.»

49,00

31

АО «ДЦВ Красноярской ж. д.»

49,00

32

АО «ДЦВ» ГЖД

49,00

33

АО «ДЦВ Зап. Сиб. ж. д.»

49,00

34

АО «ДЦВ», г. Ростов-на-Дону

31,00

35

АО «ДЦВ», г. Самара

49,00

36

АО «ДЦВ ОЖД»

49,00

37

АО «ДЦВ», г. Саратов

25,00

38

АО «ДЦВ», г. Хабаровск

49,00

39

АО «ДЦВ», г. Челябинск 

49,00

Годовой отчет 2018

Обзор результатов

Корпоративное управление

Устойчивое развитие

Приложения

№ п/п

Наименование общества

Доля ОАО «РЖД» в уставном капитале, %

40

ЗАО «ДЦВ», г. Чита

49,00

41

ЗАО «ДЦВ», г. Ярославль

49,00

42

АО «Желдорипотека»

50,01

43

АО «Желдорреммаш»

25,00 % + 1 акция

44

АО «ЖТК»

100 % – 1 акция

45

ОАО «Забайкалстальинвест»

25,10

46

АО «Забайкальская ППК»

51,00

47

АО «Забайкальское ЖАСО»

22,19

48

АО «ЗСТ»

100 % – 1 акция

49

ООО «ИНТЕСМО»

25,00

50

АО «ИМЗ»

100 % – 1 акция

51

АО «ИЭРТ»

100 % – 1 акция

52

АО «Калужский завод «Ремпутьмаш»

25,00 % + 1 акция

53

АО «Компания Усть-Луга»

7,15

54

АО «КППК»

100 % – 1 акция

55

АО «Краспригород»

51,00

56

АО «КРП-Инвест»

100 % – 1 акция

57

АО «Компания ТрансТелеКом»

100 % – 1 акция

58

АО «Кубань Экспресс-Пригород»

49,00

59

АО «Кузбасс-пригород»

51,00

60

АО «Люблинский ЛМЗ»

100 % – 1 акция

61

ООО «Людиновокабель-Сервис»

10,80

62

АО «Московский ЛРЗ»

100 % – 1 акция

63

АО «Московский МЗ «Красный путь»

100 % – 1 акция

64

АО «МТ ППК»

49,99

65

АО «МСЗ»

13,33

66

АО «НИИАС»

74,99

67

АО «НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ»

17,50

68

АО «НСЗ»

25,00 % + 1 акция

69

АО «Омск-пригород»

51,02

70

АО «ОТЛК»

99,99

71

АО «ОТЛК ЕРА»

33,33

72

АО «ОТЛК Финансы»

99,99

73

АО «ОТЛК Логистика»

99,99

74

ЗАО «ОЦВ»

43,43

75

ООО «ОЦРВ»

26,00

76

АО «ПНК»

25,00 % + 1 акция

77

АО «ППК»

51,00

78

АО «Петуховский ЛМЗ»

100 % – 1 акция

222

/223

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

№ п/п

Наименование общества

Доля ОАО «РЖД» в уставном капитале, %

79

АО «ПУЛ транс»

50,00

80

АО «ППК «Черноземье»

50,50

81

АО «Пассажирская компания «Сахалин»

99,00

82

КОО «РазвИн»

50,00

83

ЗАО «Раском»

46,00

84

ЗАО «РТ – ДВ»

51,00

85

АО «РТА»

51,00

86

АО «Рефсервис»

100 % – 1 акция

87

АО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ»

100 % – 1 акция

88

АО «РЖДстрой»

100 % – 1 акция

89

АО «Росжелдорпроект»

25,00 % + 1 акция

90

АО «Русская тройка»

25,00

91

АО «Самарская ППК»

49,00

92

АО «Саратовская ППК»

51,00

93

АО «СЗППК»

74,00

94

АО «Скоростные магистрали»

75,10

95

АО «СКППК»

74,00

96

АО «Содружество»

49,33

97

АО «СПбМТСБ»

5,00

98

АО «СПК»

51,00

99

АО «СППК»

100 % – 1 акция

100

ЗАО ТК «Магистраль»

13,92

101

ОАО «ТЛК»

5,96

102

АО «ТД РЖД»

50,13

103

АО «ТВС»

100 % – 1 акция

104

ЗАО ЛК «ТРАНСЛИЗ»

25,00

105

ЗАО «ТрансТех»

49,00

106

АО «УК «МТУ»

25,00

107

АО «ФПК»

100 % – 1 акция

108

ЗАО «ЦЕНТР ВНЕДРЕНИЯ МЖД»

25,00

109

ООО «ЦНИИТЭИ-ИС»

24,00

110

ООО «ОП «РЖД-ОХРАНА»

99,99

111

АО «ЭКЗА»

24,73

112

АО «Экспериментальный завод «Металлист-Ремпутьмаш»

100 % – 1 акция

113

АО «Экспресс Приморья»

51,00

114

АО «Экспресс-пригород»

51,00

115

ОАО «ЭЛТЕЗА»

50,000

116

ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ»

51,00

117

ЗАО «Энергет и КО»

10,00

118

ЗАО «ЮКЖД»

100 % – 1 акция

119

АО «ЮУППК»

100 % – 1 акция

120

АО «ЯЖДК»

45,00

Годовой отчет 2018

Обзор результатов

Корпоративное управление

Устойчивое развитие

Приложения

В 2018 году по итогам открытого 
конкурса между ОАО «РЖД» и АО «Ка-
лугапутьмаш» был заключен договор 
купли-продажи 75 % – 2 акции АО «Ка-
лужский завод «Ремпутьмаш» (от 15 ок-
тября 2018 года № 3102877). Цена 
продажи акций по договору составля-
ет 3 625 млн руб. Сделка завершена 
в де кабре 2018 года. 

Также в 2018 году завершены сдел-
ки по продаже принадлежащих 
ОАО «РЖД» акций и доли следующих 
хозяйственных обществ:

Покупка/продажа акций, долей, паев ДЗО в 2018 году

 

25 % + 1 акция АО «Центральная ППК». 
Договор купли-продажи от 21 нояб ря 
2017 года № 2635908 заключен между 
ОАО «РЖД» и ООО «МАРШРУТНЫЕ 
СИСТЕМЫ». Цена продажи акций 
по договору составляет 2 286 млн руб. 
Сделка завершена в январе 2018 года.

 

30 %-ная доля участия в компании 
«Транс-Евразия Лоджистикс ГмбХ». 
Продажа ОАО «РЖД» указанной доли 
акционерному обществу «ДБ КАРГО 
АКЦИЕНГЕЗЕЛЛЬШАФТ» (Федератив-
ная Республика Германия) по цене 
930 тыс. евро (69,7 млн руб.) на осно-

вании договора от 19 июля 2017 года 
№ 119 и отказа от прав требования 
от 3 октября 2018 года № 3113225. 
Сделка завершена в октябре 
2018 года.

Кроме этого, по итогам открытого 
аукциона 19 декабря 2018 года между 
ОАО «РЖД» и ООО «РегионТрансСервис» 
был заключен договор купли-прода-
жи 100 % – 1 акция АО «Рефсервис» 
№ 3209218. Цена продажи акций 
по договору составляет 2 459,8 млн руб. 
Сделка завершена в марте 2019 года.

Продажа акций (долей) хозяйственных обществ в 2018 году

№ 
п/п

Общество

Доля 

ОАО «РЖД» 

до продажи

Доля, 

подлежащая 

продаже

Доля 

ОАО «РЖД» 

после 

продажи

Поступления 

от продаж 

(доходы), 

млрд руб.

Балансовая 

стоимость 

(расходы), 

млрд руб.

Финансовый 

результат 

от продажи, 

млрд руб.

1

АО «Центральная 
ППК»

25 % + 1 

акция

25 % + 1 

акция

0 %

2,29

0,00

2,29

2

«Транс-Евразия 
Лоджистикс ГмбХ»

30 %

30 %

0 %

0,07

0,01

0,06

3

АО «Калужский завод 
«Ремпутьмаш»

100 % – 1 

акция

75 % – 2 

акции

25 % + 1 

акция

3,62

3,35

0,27

Итого

5,98

3,36

2,62

224

/225

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

3. 

Акции и реестродержатель

Выпуски обыкновенных и привилегированных акций

Акции ОАО «РЖД», выпуски которых 
были зарегистрированы Банком России 
по состоянию на 31 декабря 2018 года:

 

обыкновенных акций – 
2 238 913 075 шт.;

 

привилегированных акций – 
70 000 000 шт.

Государственный регистрационный номер 
выпуска обыкновенных акций

Дата государственной регистрации выпуска

Количество акций в выпуске, шт.

1-01-65045-D

02.12.2003

1 535 700 000

1-01-65045-D-001D

1

13.12.2007

5 997 819

1-01-65045-D-002D

1

23.12.2008

41 500 000

1-01-65045-D-003D

1

25.08.2009

11 318 400

1-01-65045-D-004D

1

04.03.2010

60 000 000

1-01-65045-D-005D

1

23.12.2010

43 611 848

1-01-65045-D-006D

1

31.03.2011

40 000 000

1-01-65045-D-007D

1

21.12.2011

48 587 521

1-01-65045-D-008D

1

20.03.2012

40 460 952

1-01-65045-D-009D

1

27.12.2012

60 832 676

1-01-65045-D-010D

1

23.07.2013

31 745 352

1-01-65045-D-011D

1

26.12.2013

27 724 619

1-01-65045-D-012D

1

22.05.2014

12 973 678

1-01-65045-D-013D

1

19.08.2014

12 070 500

1-01-65045-D-014D

1

29.12.2014

4 708 977

2-01-65045-D

20.02.2015

50 000 000

1-01-65045-D-015D

1

18.06.2015

64 280 838

1-01-65045-D-016D

1

29.12.2015

8 950 000

1-01-65045-D-017D

1

10.03.2016

47 380 991

1-01-65045-D-018D

1

27.12.2016

24 981 693

1-01-65045-D-019D

1

27.04.2017

29 786 438

1-01-65045-D-020D

1

09.11.2017

13 155 453

1-01-65045-D-021D

1

21.12.2017

17 686 420

1-01-65045-D-022D

1

23.04.2018

24 103 858

1-01-65045-D-023D

21.12.2018

34 884 072

2-01-65045-D-001D

21.12.2018

20 000 000

1  

В связи с истечением трех месяцев с момента регистрации отчетов об итогах дополнительных выпусков обыкновенных именных бездокументарных акций 1-01-65045-D-001D, 

1-01-65045-D-002D, 1-01-65045-D-003D, 1-01-65045-D-004D, 1-01-65045-D-005D, 1-01-65045-D-006D, 1-01-65045-D-007D, 1-01-65045-D-008D, 1-01-65045-D-009D индивидуальные но-

мера (коды) 001D, 002D, 003D, 004D, 005D, 006D, 007D, 008D, 009D были аннулированы решениями ФСФР России; в связи с истечением трех месяцев с момента регистрации 

отчетов об итогах дополнительных выпусков обыкновенных именных бездокументарных акций 1-01-65045-D-010D, 1-01-65045-D-011D, 1-01-65045-D-012D, 1-01-65045-D-013D, 

1-01-65045-D-014D, 1-01-65045-D-015D, 1-01-65045-D-016D, 1-01-65045-D-017D, 1-01-65045-D-018D, 1-01-65045-D-019D, 1-01-65045-D-020D, 1-01-65045-D-021D, 1-01-65045-D-022D 

индивидуальные номера (коды) 010D, 011D, 012D, 013D, 014D, 015D, 016D, 017D, 018D, 019D, 020D, 021D, 022D были аннулированы решениями Банка России.

РЕЕСТРОДЕРЖАТЕЛЕМ КОМПАНИИ 

ЯВЛЯЕТСЯ АО «РЕГИСТРАТОРСКОЕ 

ОБЩЕСТВО «СТАТУС» (Г. МОСКВА, 

УЛ. НОВОХОХЛОВСКАЯ, Д. 23, СТР. 1, 

ПОМЕЩЕНИЕ 1).

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..