ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2009 год) - часть 21

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2009 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     19      20      21      22     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2009 год) - часть 21

 

 

по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
321
программные модули:
подготовки и оформления результатов проверок;
представления оперативной и сводной информации о ходе и результатах прове-
рок поднадзорных организаций, о состоянии подготовки теплогенерирующих объ-
ектов к осенне-зимнему периоду.
Технологическая работа «Создание Комплексной системы информатизации де-
ятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомно-
му надзору».
В рамках данной работы подготовлены:
проект КСИ, архитектура проекта КСИ, архитектура КСИ, предложения по спец-
ификациям вычислительных и телекоммуникационных средств, необходимых для
реализации проекта КСИ, программа и методика испытаний информационных под-
систем КСИ, а также следующие информационные подсистемы КСИ:
программные модули:
информационная подсистема «Реестр поднадзорных организаций»;
информационная подсистема «Система регистрации и учета поднадзорных объек-
тов», автоматизирующая исполнение государственной функции Ростехнадзора по ве-
дению государственного реестра опасных производственных объектов в центральном
аппарате и территориальных органах Ростехнадзора, а также учет и ведение реестра
сведений об объектах энергетики, объектах использования атомной энергии, тепло-
генерирующих объектах, объектах строительства, объектах, оказывающих негативное
техногенное воздействие на окружающую среду, гидротехнических сооружениях;
макеты программных модулей:
информационная подсистема «Контрольная и надзорная деятельность», автома-
тизирующая и осуществляющая информационное обеспечение исполнения государ-
ственной функции по контролю и надзору с учетом специфики каждого конкретного
вида надзора в центральном аппарате и территориальных органах Ростехнадзора;
информационная подсистема «Отчетность», обеспечивающая автоматизацию об-
работки и анализа информации баз данных Ростехнадзора, содержащих информацию
о контрольно-надзорной, лицензионной, разрешительной, учетной и организаци-
онной деятельности Ростехнадзора, а также автоматическое создание необходимых
отчетов о деятельности (за любой период времени — день, неделя, месяц, квартал,
год и т.д.) в центральном аппарате и территориальных органах Ростехнадзора;
информационная подсистема «Лицензирование», автоматизирующая и осуществля-
ющая информационное обеспечение исполнения государственной функции по выдаче
разрешений и лицензированию (проведение экспертизы промышленной безопасно-
сти, эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов, деятельность
по сбору, использованию, транспортированию, размещению опасных отходов и т.д.).
Тема НИР «Разработка новых технических решений в отношении очистки возду-
ха в подземных горных выработках для исключения случаев возникновения пожаро-
опасных концентраций газов и пылей, разработка систем и технических средств для
дистанционного контроля нахождения в рабочем состоянии и исправности датчиков,
средств контроля состояния среды и оборудования на пожароопасных объектах, а
также «черных ящиков» для контроля состояния среды и оборудования».
В рамках данной работы проведен анализ требований действующих норматив-
ных документов и результатов современных зарубежных и отечественных исследо-
ваний в части:
322
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
используемых и предлагаемых технических решений по очистке воздуха в под-
земных горных выработках;
рецептур и технологических схем применения смачивающе-связующих соста-
вов для предупреждения пылеотложений по сети горных выработок и самовозго-
рания угля;
автоматизированных систем контроля параметров газа в горных выработках и
подземных дегазационных трубопроводах угольных шахт (концентрации метана,
давления, температуры газовой смеси, скорости движения и расхода газовой сме-
си) и концентрации пыли в горных выработках;
систем и технических средств дистанционного контроля нахождения в рабочем
состоянии и исправности датчиков, средств контроля состояния среды и оборудо-
вания на пожароопасном объекте, а также «черных ящиков» для контроля состоя-
ния среды и оборудования.
Подготовлены технические задания на разработку систем очистки воздуха в
горных выработках шахт, систем контроля параметров газа, систем и технических
средств дистанционного контроля нахождения в рабочем состоянии и исправности
датчиков, средств контроля состояния среды и оборудования на пожароопасном
объекте, а также «черных ящиков» для контроля состояния среды и оборудования.
Тема НИР «Разработка программ обучения, учебных и методических пособий по
вопросам организации и проведения контроля и надзора за обеспечением пожарной
безопасности на подземных объектах и при проведении взрывных работ».
В рамках данной работы разработаны:
программы обучения инспекторского состава территориальных органов Рос-
технадзора, осуществляющего контроль и надзор за обеспечением пожарной безо-
пасности на подземных объектах и проведением взрывных работ;
вопросы и задания для самоконтроля и проведения проверки знаний инспектор-
ского состава территориальных органов Ростехнадзора.
Вопросы и задания для самоконтроля должны быть разработаны отдельно для
каждого модуля и содержать не менее 50 вопросов (заданий).
2.6.3. Научно-исследовательские работы в области безопасности электрических и
тепловых установок и сетей
В 2009 году научно-исследовательские работы в области безопасности электрических
и тепловых установок и сетей осуществлялись ФГУ «HTЦ Энергобезопасность» в рам-
ках Программы научно-технической деятельности ФГУ «HTЦ Энергобезопасность»,
выполняемой за счет средств федерального бюджета (ПНТД-09).
Программа научно-технической деятельности ФГУ «HTЦ Энергобезопасность»
в 2009 году состояла из мероприятий, сформированных в виде пяти направлений:
анализ и обобщение опыта эксплуатации гидротехнических сооружений на объ-
ектах энергетики, электрических и тепловых установок и сетей;
формирование баз данных для ведения и обслуживания разделов Российского
регистра гидротехнических сооружений в промышленности и энергетике, а также
Реестра теплоэнергетических установок;
методологическое и информационное обеспечение деятельности Ростех-
надзора;
научно-техническое обеспечение международного сотрудничества в области
энергетической безопасности, безопасности гидротехнических сооружений и сер-
тификации оборудования для объектов энергетики;
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
323
выполнение оперативных поручений центрального аппарата Ростехнадзора.
Согласно программе научно-технической деятельности ФГУ «HTЦ Энергобезо-
пасность» в 2009 году на исполнении находилось семь тем, в рамках которых было
выпущено семь научно-технических отчетов о научно-исследовательских работах
(НИР).
Все НИР были направлены на обеспечение регулирующей деятельности
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в
области безопасности электрических и тепловых установок и сетей, гидротехниче-
ских сооружений на объектах энергетики и промышленности.
В рамках темы НИР «Анализ инцидентов и аварий по данным технических рас-
следований на гидротехнических сооружениях объектов энергетики и промыш-
ленности» выполнялись исследования по анализу техногенной аварии на Саяно-
Шушенской ГЭС с применением методов структурного анализа надежности и оце-
нок риска».
В результате работы:
проанализирована статистика состояния ГТС в мире и в Российской Федерации,
а также аварии на ГТС, их причины и последствия. Рассмотрены факторы, опреде-
ляющие безопасность ГТС;
рассмотрены материалы новой (после аварии 17.09.2009) Декларации безопасно-
сти ГТС Саяно-Шушенской ГЭС и экспертного заключения на эту декларацию;
предложена методология структурного анализа надежности и риска для приме-
нения на ГЭС приплотинного типа;
проведен анализ причин техногенной аварии на Саяно-Шушенской ГЭС и ее по-
следствий с учетом состояния ГТС. В качестве вероятной причины аварии на Саяно-
Шушенской ГЭС в Декларации безопасности определен сценарий с отрывом шпи-
лек крышки турбины, уже реализовавшийся на объекте. Вместе с тем причины воз-
можных аварий этим сценарием не определяются. Причины аварий следует изучать
с применением структурного анализа надежности и статистики отказов оборудова-
ния на ГЭС (всех ГЭС с аналогичным оборудованием). Саяно-Шушенская ГЭС яв-
ляется критически важным объектом федерального уровня. Дальнейшая безаварий-
ная работа этого объекта должна быть обоснована с использованием современных
методов анализа безопасности.
В целях повышения уровня безопасности ГЭС/ГТС рекомендовано проводить
вероятностные анализы безопасности ГЭС совместно с ГТС с использованием ста-
тистики аварий, нарушений и отказов на ГЭС и ГТС, а также результатов обследо-
вания на площадке размещения комплекса ГЭС и ГТС в целях выявления источни-
ков техногенной опасности.
При выполнении НИР «Анализ инцидентов и аварий по данным технических рас-
следований на объектах электросетевого хозяйства и сетях потребителей электриче-
ской энергии» были рассмотрены аварийные ситуации, приведшие к отключению по-
требителей в электрических сетях. Материалы были представлены ОАО «Орелэнерго».
Исследовались причины возникновения инцидентов и аварий на объектах электро-
сетевого хозяйства и сетях потребителей электрической энергии в 2008 году, влияние
уровня эксплуатации на надежность работы электрической системы.
Были проведены:
сбор и анализ сведений об инцидентах и авариях на объектах электросетевого хо-
зяйства и сетях потребителей электрической энергии;
324
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
систематизация данных о причинах инцидентов и аварий на объектах электро-
сетевого хозяйства и сетях потребителей электрической энергии;
классификация причин инцидентов и аварий на объектах электросетевого хозяй-
ства и сетях потребителей электрической энергии.
Основными причинами инцидентов, приведших к отключению электрообору-
дования, были: отказы оборудования; ошибки эксплуатационного персонала; пре-
вышение ресурсных возможностей и отклонение реальных условий от расчетных;
недостатки в технологическом обслуживании; воздействие сторонних лиц; стихий-
ные явления.
Из анализа нарушений установлено, что наиболее уязвимым местом электросете-
вого хозяйства являются сети 0,38 кВ и 10 кВ. Повреждения имеют место по причи-
не отказов проводов (51,5 %), опор (деревянных 20,4 % и железобетонных — 2,1 %),
изоляции (11,7 %), другие повреждения (14,3 %). Провода повреждаются в основ-
ном по причинам гололедно-ветровых нагрузок, механических воздействий, дефек-
тов монтажа, натяжки, крепления к изоляторам.
Наиболее часто повреждаются силовые трансформаторы, измерительные транс-
форматоры, масляные выключатели, проходные и опорные изоляторы, разъедини-
тели.
Количество повреждений силовых трансформаторов в 2008 году составило 99 шт.,
52 из них выработали свой технический ресурс (срок службы более 25 лет).
Повреждения оборудования 0,4-10 кВ за 2008 и 2009 годы характеризуются ана-
логичными причинами: перегрузка, попадание воды на оборудование, повышен-
ная влажность, отсутствие надежного контакта, попадание мелких животных, ста-
рение, износ, пожар, сколы, трещины, перекрытие оборудования из-за поврежде-
ния кабельной воронки.
Отказы и повреждения имеются на масляных выключателях, разъединителях
6-10 кВ, выключателях нагрузки, изоляторах, рубильниках 0,4 кВ, контакторных
станциях, трансформаторах тока, трансформаторах напряжения.
Перечисленное оборудование, является сменным и заменяемым. Срок службы
для этого оборудования является определяющим для его безаварийной работы. Для
исключения аварий требуется качественная эксплуатация и техническое обслужи-
вание, своевременная замена старого оборудования на новое, сертифицированное
для применения на объектах электросетевого хозяйства и сетях потребителей элек-
трической энергии.
По теме НИР «База данных для ведения Государственного регистра гидро-
технических сооружений в 2008-2009 годах на объектах энергетики и промыш-
ленности» работа была продолжена. Ранее эта работа выполнялась ФГУ «НТЦ
Энергобезопасность» без финансирования. Была сформирована база данных ги-
дротехнических сооружений (комплексов гидротехнических сооружений) объектов
энергетики и промышленности.
В настоящей НИР отражены результаты работы ФГУ «НТЦ Энергобезопасность»
по совершенствованию и автоматизации системы учета, регистрации, хранения
и предоставления информации по гидротехническим сооружениям Российской
Федерации.
Были выполнены следующие работы:
проведен анализ структуры и состава общих сведений и основных характеристик,
отражающих особенности количественных и качественных показателей, принадле-
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
325
жащих каждому гидротехническому сооружению, в целях подготовки к автоматизи-
рованному вводу информации;
разработана программа по формированию электронной базы для хранения и ана-
лиза данных деклараций безопасности гидротехнических сооружений;
сформирована электронная база данных для ведения и обслуживания разделов
Российского регистра гидротехнических сооружений в промышленности и энерге-
тике, в которую вносились сведения о ГТС объектов промышленности и энергети-
ки после утверждения органом государственного энергетического надзора декла-
рации безопасности ГТС;
создан архив утвержденных деклараций безопасности ГТС объектов промышлен-
ности и энергетики, экспертизу которых проводило ФГУ «НТЦ Энергобезопасность».
По большинству объектов энергетики имеются электронные копии деклараций без-
опасности ГТС.
Информация из этой базы данных передается в Федеральную службу по эколо-
гическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Результаты данной научно-исследовательской работы позволили
существлять систематизацию и анализ данных о состоянии ГТС в области энер-
гетики и промышленности;
оценивать уровень опасности и выявлять тенденции изменения уровней безо-
пасности ГТС.
В связи с утверждением Административного регламента исполнения Росвод-
ресурсами, Ростехнадзором и Ространснадзором государственной функции по го-
сударственной регистрации гидротехнических сооружений и ведению Российского
регистра гидротехнических сооружений, утвержденного. приказом Минприроды
России и Минтранса России от 27.04.2009 № 117/66 изменился порядок проце-
дуры ведения Российского регистра (передача функций по ведению Регистра в
Росводресурсы). Административный регламент установил основные правила фор-
мирования и ведения регистра, систему сбора сведений, документов и проведения
процедур, связанных с ведением базы данных по каждому гидротехническому соо-
ружению, по каждому их виду и в целом по поднадзорным объектам в объеме раз-
делов регистра.
Электронная база данных ФГУ «НТЦ Энергобезопасность» представляет собой
основу для проведения исследования трендов безопасности, выполнения экспертиз
деклараций безопасности ГТС и иных исследований для научно-технической под-
держки надзорной деятельности Ростехнадзора.
По теме НИР «Информационное обеспечение регулирующей деятельности по на-
правлению «Электроэнергетика» выполнялись исследования по составлению анали-
тического обзора результатов инвентаризации источников информационного обе-
спечения регулирующей деятельности по направлению «Электроэнергетика». Была
проанализирована существующая система нормативных документов в области элек-
троэнергетики, нуждающаяся в постоянном совершенствовании по мере накопле-
ния опыта ее применения, развития современной науки и техники, а также в связи
с изменяющимся российским законодательством и постоянным изменением и по-
полнением фонда научно-технической информации. В ходе выполнения НИР вы-
явлен и приведен список действующих в электроэнергетике нормативных докумен-
тов. В отчете о НИР приводятся предложения по совершенствованию нормативной
базы в период до введения технических регламентов.
326
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
В рамках тематического направления «Методологическое и информацион-
ное обеспечение деятельности Ростехнадзора» проводилась работа по теме НИР
«Инвентаризация методик производственной деятельности, применяемых поднад-
зорными организациями на объектах теплоэнергетики, и предложения по их унифи-
кации». В 2009 году был проведен анализ существующих методик и сделаны пред-
ложения по унификации методик и разработке типовых методик.
По теме НИР «Участие в комплексе работ по международному сотрудничеству в
области энергетической безопасности, безопасности ГТС и сертификации оборудо-
вания для объектов энергетики» был проведен анализ возможных направлений со-
трудничества в области энергетической безопасности, безопасности ГТС и сертифи-
кации оборудования для объектов энергетики. Одной из актуальных задач сотрудни-
чества является проведение сравнительного анализа действующей нормативной базы
по электроэнергетике РФ с международной практикой нормативного регулирования
безопасности ГТС, электроэнергетики, теплоэнергетики, оценок соответствия.
Выполнялась работа по научной поддержке оперативной работы Ростехнадзора
по обеспечению регулирующей деятельности. В 2009 году поручения в основном
были направлены на подготовку тематических обзоров и независимые оценки без-
опасности объектов.
2.6.4. Научно-исследовательские работы в области ограничения негативного тех-
ногенного воздействия на окружающую среду
В 2009 году по заказу Ростехнадзора была проведена научно-исследовательская
работа по теме «Кодификация отходов на основании анализа сведений об их проис-
хождении, составе, опасных свойствах в целях формирования федерального класси-
фикационного каталога отходов в составе государственного кадастра отходов».
В рамках указанной работы было рассмотрено более 10 000 материалов обосно-
вания классов опасности отходов различных видов. Наиболее часто встречающие-
ся виды отходов были систематизированы по совокупности приоритетных призна-
ков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам,
степени вредного воздействия на окружающую среду.
В ходе идентификации видов отходов проведены:
проверка объективности и достоверности анализируемых материалов об отходах;
проверка обоснованности отнесения видов отходов к определенному классу опас-
ности;
обобщение и систематизация информации о видах отходов.
По результатам обобщения и систематизации информации сформирован пере-
чень отходов, материалы обоснования к которым полностью соответствуют требо-
ваниям законодательства, подготовлены предложения о введении в классификацию
125 новых видов отходов.
2.7. Информирование общественности
В 2009 году в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору (далее — Ростехнадзор) поступило 10 364 обращения граждан (в 2008
году — 9613).
Отмечается увеличение числа обращений в центральный аппарат Ростехнадзора.
В 2009 году в центральный аппарат Ростехнадзор поступило 2737 обращений граж-
дан, что в 1,9 раза больше, чем в прошлом году (в 2008 году — 1429).
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
327
Увеличение числа обращений граждан вызвано прежде всего ростом обращений
граждан по информационным системам общего пользования (в 2008 году — 549, в
2009 году — 1939). Удельный вес данных обращений от общего количества посту-
пивших в 2009 году 70,8 %, в 2008 году — 38,4 %).
Анализ обращений граждан в центральный аппарат показывает, что, как и в про-
шлом году, основными их темами являлись вопросы энергонадзора, строительного
надзора и экологические проблемы.
При этом отмечается возросшее количество обращений по энергонадзору и стро-
ительному надзору — 61 % всех полученных (в 2008 году — 37 %). Отмечается сниже-
ние числа обращений по экологическим вопросам, этим вопросам посвящено 21 %
обращений (в 2008 году — 42 %). Такое положение объясняется тем, что из полно-
мочий Ростехнадзора исключено осуществление государственного экологического
контроля в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 29.04.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской
Федерации».
В территориальных органах наиболее типичным и показательным является струк-
тура обращений граждан в Западно-Сибирское управление Ростехнадзора. В этом
территориальном органе основное количество из полученных в 2009 году обраще-
ний граждан приходится: на вопросы энергетики — 45 %; вопросы строительного
надзора — 32 %; экологические проблемы — 12 %.
В Южно-Сибирском управлении Ростехнадзора 53,3 % обращений приходится
на вопросы энергонадзора.
В обращениях граждан содержатся жалобы на перерывы в электроснабжении, не-
легальное подсоединение к линиям электропередачи и самовольную их эксплуата-
цию, представление некачественных услуг по электроснабжению и, как следствие,
выход из строя бытовых приборов.
В Приокском управлении Ростехнадзора удельный вес обращений по некаче-
ственному электроснабжению по отношению к общему количеству поступивших
составил 50 %.
В Уральском управлении Ростехнадзора обращения по вопросам надзора в элек-
троэнергетике составляют 43 % всей полученной корреспонденции. Среди них жало-
бы на перебои в снабжении электроэнергией, несоответствие предоставляемой элек-
трической энергии требованиям ГОСТа, несоблюдение ЖЭУ требований Правил
технической эксплуатации электроустановок, неудовлетворительное техническое со-
стояние высоковольтных линий передачи, износ электрооборудования. Кроме того,
в обращениях граждан содержались просьбы о проверке законности и правильности
подключения различных объектов к электросетям жилых домов.
Работа по личному приему граждан руководителем Ростехнадзора и его заместите-
лями регламентирована приказом Ростехнадзора от 16.02.2009 № 67. График личного
приема и порядок его организации отражен на официальном сайте Ростехнадзора.
Основное содержание обращений по социальным вопросам составляли прось-
бы о выдаче архивных справок для назначения пенсий, подтверждения стажа рабо-
ты, в том числе рассмотрения возможности учета стажа работы в исполнительных
органах советской власти, партийных органах исходя из конкретных условий тру-
довой деятельности.
В ряде обращений имелись просьбы о проведении дополнительного расследова-
ния несчастных случаев на производстве.
328
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
В целях решения проблем, порождающих обращения граждан, проводились:
выезды на место для выяснения повода обращения граждан и принятия мер;
разъяснительная работа с поднадзорными организациями по вопросам, вызыва-
ющим частые обращения граждан;
проведение совещаний со специалистами и обслуживающим персоналом экс-
плуатационных организаций по поводу обращения граждан и принятию мер к бо-
лее оперативной реакции на заявки граждан;
принимались меры административного воздействия в соответствии с Кодексом
об административных правонарушениях РФ к должностным лицам, виновным в на-
рушении законодательства.
Некоторые примеры рассмотрения обращений граждан в Ростехнадзор.
Так, в ноябре 2009 года было рассмотрено обращение жительницы Архангельской
области, которой было отказано газоснабжающей организацией в заключении до-
говора на поставку газа в ее жилой дом из-за замечаний по оформлению докумен-
тации и выполнению работ по монтажу внутридомового газового оборудования. В
ходе проверки Северным управлением Ростехнадзора была организована встреча
представителей конфликтующих сторон, составлен график устранения имеющих-
ся нарушений. После его выполнения и подписания акта приемки работ по монта-
жу внутридомового газового оборудования, с заявительницей был заключен дого-
вор на поставку газа и осуществлена его подача в ее жилой дом.
Проверка в декабре 2009 года обращения жильцов дома № 22 по ул. Советской
г. Ессентуки Средне-Кавказским управлением Ростехнадзора показала, что место
установки трансформаторной подстанции действительно не соответствует уста-
новленным санитарным нормам и правилам устройства электроустановок. В це-
лях устранения данного нарушения застройщиком должно быть произведено рас-
селение жильцов данного дома с последующим его сносом. В настоящее время дан-
ный вопрос не решен. В связи с этим строительно-монтажные работы по установке
трансформаторной подстанции остановлены и не будут возобновляться до момен-
та устранения отступлений от действующих нормативов.
В Ростехнадзор в октябре 2009 года обратился один из акционеров ОАО «Газпром»
по вопросу применения на объектах ОАО «Газпром» балластирующих устройств, не
имеющих разрешений Ростехнадзора на применение на опасных производствен-
ных объектах (для справки: балластировка — комплекс мероприятий по дополни-
тельному нагружению трубы в условиях обводненной местности, препятствующий
ее всплытию и способствующий надежному закреплению трубопровода на проект-
ных отметках. Всплытие трубопровода является серьезным инцидентом, влечет об-
разование гофр, непроектные напряжения и в дальнейшем аварии. Наиболее под-
вержены всплытию газовые трубопроводы в силу того, что газ более легкий про-
дукт, чем нефть).
В рамках предоставленных полномочий Ростехнадзор в ходе проверок выявил,
что на строящихся объектах ОАО «Газпром» (Северо-Европейский газопровод, маги-
стральный газопровод «Бованенково—Ухта», магистральный газопровод «Починки—
Грязовец») применяются технические устройства, не прошедшие необходимых про-
цедур подтверждения соответствия и не имеющие разрешения Ростехнадзора на при-
менение на опасных производственных объектах. Анализ ситуации, сложившейся
на объектах группы ОАО «Газпром», был представлен в Правительство Российской
Федерации и Минприроды России. Кроме того, направлена информация в проку-
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
329
ратуру Московской области по месту нахождения юридического лица, допустивше-
го нарушения законодательства Российской Федерации.
В связи с допущенными нарушениями установленных требований были выданы
предписания о запрете применения указанных устройств до получения изготовите-
лями разрешений Ростехнадзора на применение. Кроме того, Ростехнадзор в целях
предупреждения повреждений и аварий на магистральных газопроводах, преждев-
ременного выхода их из строя, а также недопущения техногенных и экологических
катастроф предложил ОАО «Газпром» принять исчерпывающие меры по недопуще-
нию применения на опасных производственных объектах технических устройств, не
имеющих разрешения Ростехнадзора, крупнейшими инвестиционными и строитель-
ными компаниями ОАО «Газпром»: ООО «Газпром Инвест Запад», ООО «Газпром
Инвест Восток», ЗАО «Газпромстройинжиниринг» и ЗАО «Ямалгазинвест».
В апреле 2009 года в Ростехнадзор обратился гражданин, проживающий в
Алтайском крае, о затягивании в Алтайском межрегиональном управлении по техно-
логическому и экологическому надзору Ростехнадзора (далее — Алтайский МУТЭН)
сроков при осуществлении процедуры выдачи свидетельства о регистрации электро-
технической лаборатории ООО «Интехцентр».
Изучение в центральном аппарате Ростехнадзора данного вопроса показало, что
не подлежат применению утвержденные в Алтайском МУТЭН документы, регла-
ментирующие порядок допуска в эксплуатацию электротехнических лабораторий,
так как принятие нормативных документов не входит в компетенцию территори-
альных органов. Непосредственно проверить факты, содержащиеся в данном обра-
щении, было поручено Южно-Сибирскому управлению Ростехнадзора. По резуль-
татам проверки было принято решение о регистрации электротехнической лабора-
тории ООО «Интехцентр» и выдачи свидетельства о регистрации.
В августе 2009 года в Ростехнадзор обратилась жительница г. Москвы по вопросу
проверки электроустановки жилого дома. Проведенная Московским управлением
Ростехнадзора проверка показала, что эксплуатация электроустановки жилого дома
осуществляется ООО УК «Красное село» с нарушениями. Техническое состояние
проложенных по фасаду дома линий, питающих сторонних потребителей электроэ-
нергии, не соответствует требованиям действующих норм и правил. По результатам
проверки составлен акт проверки и выдано предписание на устранение выявленных
нарушений. По фактам выявленных нарушений управляющая компания привлече-
на к административной ответственности по ст. 9.11 КоАП РФ.
В декабре 2009 года рассмотрено обращение жителя Брянской области по вопро-
су нарушения правил технической эксплуатации электроустановок потребителя и
правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок в муниципаль-
ном учреждении здравоохранения «Брасовская центральная больница» (далее —
МУЗ «Брасовская ЦРБ»).
Проверка данного обращения была поручена Приокскому управлению
Ростехнадзора. По результатам проверки руководству МУЗ «Брасовская ЦРБ» вы-
даны акты и предписание с указанием сроков устранения нарушений. Заместитель
главного врача, ответственный за электрохозяйство, привлечен к административной
ответственности по статье 9.11 КОАП. Выданное предписание взято под контроль.
По окончании сроков устранения нарушений планируется проведение контрольной
проверки. О выявленных нарушениях Приокское управление Ростехнадзора про-
информировало Департамент здравоохранения Брянской области.
330
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
В ноябре 2009 года в Ростехнадзор обратился с жалобой на неудовлетворитель-
ную работу лифтов один из жильцов дома по адресу: г. Москва, ул. Живописная,
д. 36, корп. 1.
Данное обращение было поручено проверить Московскому управлению
Ростехнадзора. В ходе проверки в присутствии представителя эксплуатирующей орга-
низации главного инженера ГУП ДЕЗ района «Щукино» г. Москвы и начальника участ-
ка СУ-14 филиал МГУП «Мослифт» было проведено внеплановое обследование со-
стояния промышленной безопасности при эксплуатации лифтов. Обследованием уста-
новлено, что факты, приведенные в обращении, в части неудовлетворительной работы
лифтов подтвердились. В журнале регистрации заявок за период с августа по 8 октября
2009 года по данному адресу было зарегистрировано 20 отказов в работе лифтов по раз-
личным причинам, в том числе из-за нарушений работы электрической схемы управ-
ления лифтом. После проведения внеплановых регламентных работ на вышеперечис-
ленных лифтах с 8 октября по 20 октября 2009 года отказов в работе не зарегистри-
ровано. За нарушение требований промышленной безопасности к дисциплинарной
ответственности привлечен начальник участка СУ-14 филиал МГУ «Мослифт».
В 2009 году также принимались меры по развитию собственной нормативной
базы, повышению уровня организации работы с обращениями граждан.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
от 29.06.2009 № 172 утвержден Административный регламент Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государ-
ственной функции «Организация приема граждан, обеспечение своевременного и
полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие решений
и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской
Федерации срок» (далее — Административный регламент). После регистрации (за-
регистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28.09.2009, реги-
страционный № 14898) и официального опубликования Административный регла-
мент вступил в силу 20.11.2009.
Вопросы работы с обращениями граждан находятся на контроле руководства
Ростехнадзора. В июле 2009 года проведено совещание с начальниками управлений
центрального аппарата о состоянии исполнительской дисциплины при рассмотре-
нии обращений граждан.
В 2009 году были проведены проверки состояния работы с обращениями граж-
дан в Центральном управлении и Северо-Кавказском управлении.
В целях информирования общественности о работе с обращениями граждан в
Ростехнадзоре используются возможности официального сайта. На сайте размещен
раздел «Общественная приемная», где имеются рубрики: «Краткий обзор обраще-
ний граждан в Ростехнадзор» (размещается информация о работе за каждый месяц);
«Результаты рассмотрения обращений» (приводятся примеры положительного ре-
шения по обращениям граждан); «Вопрос-ответ» (ответы на вопросы, которые наи-
более часто задают посетители сайта).
В 2009 году отмечена активизация работы в территориальных органах
Ростехнадзора по использованию имеющихся сайтов для освещения основных на-
правлений работы, сфер компетенции, публикации ответов на вопросы, которые
имелись в обращениях граждан.
В конце 2008 года — начале 2009 года отмечено значительно увеличение обра-
щений граждан по вопросам функционирования саморегулируемых организаций. С
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
331
учетом этих обращений совместно с Управлением энергетического и строительного
надзора были подготовлены необходимые разъясняющие документы, которые раз-
мещены на сайте Ростехнадзора в разделе «Государственные реестры».
Работа со средствами массовой информации
2009 год для Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору был охарактеризован рядом крупных событий, которые требовали со-
провождения их в средствах массовой информации. В целом ведущие медийные сю-
жеты, имевшие отношение к Ростехнадзору, и их освещение можно охарактеризовать
как положительные, так как в результате значительно повысился уровень упомина-
емости ведомства, его позитивной известности.
В сфере взаимодействия с пресс-службами и пиар-подразделениями ведомств и
компаний также наблюдается устойчивая позитивная динамика, выстроены рабо-
чие отношения с пресс-службами Минприроды России, Минэнерго России, пресс-
службами профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации, руководителями
пиар-подразделений крупных поднадзорных компаний, осуществляются постоян-
ное взаимодействие и информационный обмен. Начиная с апреля 2009 года, наблю-
дается устойчивый рост количества упоминаний Ростехнадзора в СМИ.
Повышение информационной активности связано в основном со следующими
темами:
апрель — итоговое совещание Ростехнадзора за 2008 год, работа по реформиро-
ванию ведомства;
май — работа комиссии Ростехнадзора по расследованию причин аварии на га-
зопроводе в Москве;
июнь — ряд интервью руководителя Ростехнадзора по основным направлениям
деятельности Ростехнадзора;
август — авария на Саяно-Шушенской ГЭС и работа комиссии по техническому
расследованию причин аварии;
сентябрь, октябрь, ноябрь — работа комиссии Ростехнадзора по расследованию
причин аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, опубликование итогового отчета комис-
сии, текущая деятельность службы;
декабрь — подведение предварительных итогов работы в 2009 году, 290-летний
юбилей горного и промышленного надзора.
В качестве основных форм работы пресс-службы ведомства можно выделить ра-
боту со СМИ, интернет-деятельность, спецпроекты (организация пресс-туров и
пресс-конференций, брифингов).
В 2009 году интервью с руководителем службы Н.Г. Кутьиным были опубли-
кованы в ведущих российских СМИ: «Комсомольская правда», РИА-Новости,
Интерфакс, «Российская газета», «Огонек», «Русский Forbеs» и др.
Согласно федеральному законодательству об обеспечении доступа к информа-
ции о деятельности органов государственной власти проводится работа по напол-
нению информацией официального сайта Ростехнадзора.
Информация о состоянии ядерной, радиационной, технологической и экологи-
ческой безопасности представляется на официальном сайте www.gosnadzor.ru на по-
стоянной основе под рубрикой «Новости».
В 2009 году сайт www.gosnadzor.ru посетили 1 млн 818 тыс. человек.
В 2009 году было организовано 9 пресс-конференций и 10 пресс-брифингов.
Для этого пресс-службой проводилась аккредитация и регистрация представите-
332
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
лей СМИ. К наиболее крупным мероприятиям, организованным пресс-службой,
относятся следующие:
06.03.2009 состоялся брифинг Н.Г. Кутьина после проведения итогового со-
вещания ведомства за 2008 год. Присутствовали журналисты следующих СМИ:
Информационное агентство РБК, ИТАР-ТАСС, Прайм-ТАСС, РИА Новости,
ИНТЕРФАКС, телекомпании ТРК «МИР», Звезда, Russia Today, РБК-ТВ, НТВ, ТВ
«Петербург 5 канал», Вести «Россия», «Первый канал», газеты «Газета», «Российская
газета», Dailyonline, Gazeta.ru.
11.04.2009 состоялась пресс-конференция Н.Г. Кутьина в «Комсомольской прав-
де» по теме основных направлений работы ведомства в 2009 году. Присутствовали
журналисты информационного агентства РИА Новости, РБК, Интерфакс, ИТАР-
ТАСС, телекомпаний ТРК «Мир», РБК-ТВ, журнала «Безопасность труда в промыш-
ленности», информационного агентства vz.ru, радиостанции «Голос России».
12.05.2009 руководитель Ростехнадзора дал интервью ВЕСТИ-24 по вопросам ра-
боты ведомства и ходу расследования причин взрыва газопровода на Озерной ули-
це в г. Москве.
05.06.2009 состоялась пресс-конференция Н.Г. Кутьина по итогам расследования
причин взрыва газопровода на Озерной улице в г. Москве, и вопросам безопасной
эксплуатации газопроводов.
09.07.2009 руководитель Ростехнадзора дал комментарий по итогам 16-го ежегод-
ного совещания Форума органов регулирования стран, эксплуатирующих реакторы
ВВЭР, прошедшего в Болгарии. Международные эксперты считают высоким уровень
безопасности на атомных станциях России, отметил Н.Г. Кутьин. Информационное
сообщение было распространено ведущими российскими и международными агент-
ствами, включая РИА Новости, Интерфакс, ИТАР-ТАСС, Рейтер, болгарское агент-
ство БТА, агентство Ассошиейтед пресс и др.
17.08.2009 руководитель Ростехнадзора дал комментарий в связи с созданием
комиссии Ростехнадзора по расследованию причин аварии на Саяно-Шушенской
ГЭС. Информационное сообщение было распространено ведущими российскими
и международными агентствами, включая РИА Новости, Интерфакс, ИТАР-ТАСС,
Рейтер, основными печатными и онлайн-СМИ.
27.08.2009 состоялась пресс-конференция Н.Г. Кутьина на Саяно-Шушенской
ГЭС по вопросам расследования причин аварии и устойчивости плотины, органи-
зованная пресс-службой ведомства. Информация была распространена ведущими
СМИ (Первый канал, РТР, НТВ, Эксперт-ТВ, РБК-ТВ, Звезда), информационны-
ми агентствами РИА Новости, Интерфакс, ИТАР-ТАСС, Рейтер, ведущими печат-
ными и онлайн-СМИ.
14.09.2009 состоялся пресс-тур руководителя Ростехнадзора в г. Почеп Брянской
области в связи с реализацией РФ конвенционных обязательств по уничтожению
химического оружия. Информация была распространена ведущими СМИ (Первый
канал, РТР, НТВ, Эксперт-ТВ, РБК-ТВ, Звезда), информационными агентствами
РИА Новости, Интерфакс, ИТАР-ТАСС, Рейтер, ведущими печатными и онлайн-
СМИ.
03.10.2009 состоялась пресс-конференция Н.Г. Кутьина в связи с обнародовани-
ем акта технического расследования причин аварии на Саяно-Шушенской ГЭС.
Информация была распространена ведущими СМИ (Первый канал, РТР, НТВ,
Эксперт-ТВ, РБК-ТВ, Звезда), информационными агентствами РИА Новости,
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
333
Интерфакс, ИТАР-ТАСС, Рейтер, ведущими печатными и онлайн-СМИ. Пресс-
службой была организована прямая трансляция на канале ВЕСТИ-24.
27.11.2009 состоялся совместный итоговый брифинг по итогам работы миссии
МАГАТЭ в России, в котором принял участие Н.Г. Кутьин. Информационное со-
общение было распространено ведущими российскими и международными агент-
ствами, включая РИА Новости, Интерфакс, ИТАР-ТАСС, Рейтер, основными пе-
чатными и онлайн-СМИ.
23.12.2009 в день 290-летия Федеральной службы ряд информационных агентств
распространили поздравительные сообщения.
29.12.2009 спецвыпуск «Российской газеты» опубликовал интервью Н.Г. Кутьина
по вопросам уничтожения химического оружия и аспектам взаимодействия с
Федеральным управлением по безопасному хранению и уничтожению химическо-
го оружия.
334
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
III. СВЕДЕНИЯ О ПЛАТЕЖАХ ЗА НЕГАТИВНОЕ ТЕХНОГЕННОЕ
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Федеральным законом от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009
год и на плановый период 2010 и 2011 годов» на Ростехнадзор возложены полномо-
чия главного администратора доходов федерального бюджета от платы за негатив-
ное воздействие на окружающую среду.
Поступление платы за негативное воздействие на окружающую среду в федераль-
ный бюджет было спрогнозировано на уровне 3,392 млрд рублей (в консолидиро-
ванный бюджет Российской Федерации — 16,958 млрд руб.).
Фактическое поступление в федеральный бюджет платы за негативное воздей-
ствие на окружающую среду за 2009 год по данным Федерального казначейства, со-
ставило 3,736 млрд руб. (в консолидированный бюджет Российской Федерации —
18,681 млрд руб.), или 110 % спрогнозированного объема поступлений (табл. 94).
Таблица 94
Сведения о поступившей в 2009 году плате за негативное воздействие
на окружающую среду
ФО
Наименование территориального
Субъект РФ
Поступило платы,
органа Ростехнадзора
тыс. руб.
ЦФО
Верхне-Донское управление
Белгородская область
174 499,5527
ЦФО
Приокское управление
Брянская область
98 921,91478
ЦФО
Верхне-Волжское управление
Владимирская область
63 511,11844
ЦФО
Верхне-Донское управление
Воронежская область
156 903,6725
ЦФО
Верхне-Волжское управление
Ивановская область
85 891,45613
ЦФО
Центральное управление
Тверская область
90 404,12233
ЦФО
Приокское управление
Калужская область
75 870,08218
ЦФО
Верхне-Волжское управление
Костромская область
28 337,76998
ЦФО
Верхне-Донское управление
Курская область
96 234,28509
ЦФО
Верхне-Донское управление
Липецкая область
116 564,4612
ЦФО
Центральное управление
Московская область
1 546 788,254
ЦФО
Приокское управление
Орловская область
34 704,54893
ЦФО
Приокское управление
Рязанская область
100 363,7688
ЦФО
Центральное управление
Смоленская область
102 825,4702
ЦФО
Верхне-Донское управление
Тамбовская область
69 901,66115
ЦФО
Приокское управление
Тульская область
111 301,0644
ЦФО
Верхне-Волжское управление
Ярославская область
132 262,2307
ЦФО
Московское управление
Москва
530 672,0501
Итого по ЦФО:
3 615 957
СЗФО
Беломорское управление
Республика Карелия
213 545,3854
СЗФО
Печорское управление
Республика Коми, НАО
272 671,3864
СЗФО
Северное управление
Архангельская область
342 521,1474
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
335
ФО
Наименование территориального
Субъект РФ
Поступило платы,
органа Ростехнадзора
тыс. руб.
СЗФО
Северное управление
Вологодская область
154 376,7906
СЗФО
Северо-Западное управление
Калининградская область
77 100,53004
СЗФО
Северо-Западное управление
Санкт-Петербург, ЛО
1 053 061,088
СЗФО
Беломорское управление
Мурманская область
329 587,7608
СЗФО
Северо-Западное управление
Новгородская область
51 402,1227
СЗФО
Северо-Западное управление
Псковская область
47 503,49693
Итого по СЗФО:
2 541 770
ЮФО
Средне-Кавказское управление
Республика Дагестан
26 802,79836
ЮФО
Средне-Кавказское управление
Кабардино-Балкарская
20 244,43453
Республика
ЮФО
Нижне-Волжское управление
Республика Калмыкия,
268 214,2483
Волгоградская область
ЮФО
Средне-Кавказское управление
Республика Северная
30 430,23315
Осетия (Алания)
ЮФО
Средне-Кавказское управление
Республика Ингушетия
1514,327163
ЮФО
Северо-Кавказское управление
Краснодарский край,
695 535,847
Республика Адыгея
ЮФО
Средне-Кавказское управление
Ставропольский край
121 092,9857
ЮФО
Нижне-Волжское управление
Астраханская область
79 237,31726
ЮФО
Нижне-Донское управление
Ростовская область
390 982,544
ЮФО
Средне-Кавказское управление
Карачаево-Черкесская
29 388,38941
Республика
ЮФО
Средне-Кавказское управление
Чеченская республика
6928,8294
Итого по ЮФО:
1 670 372
ПФО
Приуральское управление
Республика Башкортостан
378 388,0451
ПФО
Приволжское управление
Республика Марий Эл
35 479,48464
ПФО
Волжско-Обское управление
Республика Мордовия
48 155,39861
ПФО
Приволжское управление
Республика Татарстан
690 657,8996
(Татарстан)
ПФО
Западно-Уральское управление
Удмуртская Республика
159 645,304
ПФО
Приволжское управление
Чувашская Республика
102 702,9479
(Чувашия)
ПФО
Волжско-Обское управление
Нижегородская область
441 260,8015
ПФО
Западно-Уральское управление
Кировская область
90 490,85506
ПФО
Средне-Поволжское управление
Самарская область
466 817,9807
ПФО
Приуральское управление
Оренбургская область
404 511,8922
ПФО
Средне-Волжское управление
Пензенская область
112 946,5864
ПФО
Западно-Уральское управление
Пермский край
249 375,1373
ПФО
Средне-Волжское управление
Саратовская область
147 158,368
ПФО
Средне-Поволжское управление
Ульяновская область
124 979,2183
Итого по ПФО:
3 452 570
УФО
Уральское управление
Курганская область
48 381,8679
УФО
Уральское управление
Свердловская область
669 631,066
УФО
Северо-Уральское управление
Тюменская область
126 695,5915
УФО
Уральское управление
Челябинская область
419 725,6781
336
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
ФО
Наименование территориального
Субъект РФ
Поступило платы,
органа Ростехнадзора
тыс. руб.
УФО
Северо-Уральское управление
Ханты-Мансийский авто-
982 595,1631
номный округ (Югра)
УФО
Северо-Уральское управление
Ямало-Ненецкий авто-
586 726,1824
номный округ
Итого по УФО:
2 833 756
СФО
Забайкальское управление
Республика Бурятия
80 720,63454
СФО
Южно-Сибирское управление
Алтайский край,
96 098,18374
Республика Алтай
СФО
Енисейское управление,
Красноярский Край,
725 792,1732
Московское управление
Республика Тыва
СФО
Прибайкальское управление
Иркутская область
644 965,8786
СФО
Южно-Сибирское управление
Кемеровская область
824 352,681
СФО
Западно-Сибирское управление
Новосибирская область
198 060,7944
СФО
Западно-Сибирское управление
Омская область
121 647,8158
СФО
Западно-Сибирское управление
Томская область
362 922,4024
СФО
Енисейское управление
Республика Хакасия
61 111,93751
СФО
Забайкальское управление
Забайкальский край
186 765,1682
Итого по СФО:
3 302 438
ДФО
Ленское управление
Республика Саха (Якутия)
191 621,0572
ДФО
Дальневосточное управление
Приморский край
470 362,9489
ДФО
Дальневосточное управление
Хабаровский край и ЕАО
242 115,72
ДФО
Дальневосточное управление
Амурская область
79 229,77051
ДФО
Камчатское управление
Камчатский край
82 254,35744
ДФО
Северо-Восточное управление
Магаданская область
42 124,91516
ДФО
Сахалинское управление
Сахалинская область
89 433,16153
ДФО
Московское управление
Чукотский автономный
67 092,06871
округ
Итого по ДФО:
1 264 234
Итого по Российской Федерации:
18 681 096
Наибольшее снижение поступлений по сравнению с 2008 годом наблюдалось на
территориях Челябинской (на 33 %), Ивановской (на 33 %), Костромской (на 32 %),
Ярославской (на 30 %), Иркутской (на 26 %), Свердловской (на 25 %) областей,
Ханты-Мансийского (на 34 %) и Ямало-Ненецкого (на 40 %) автономных округов,
Камчатского края (на 27 %). Наибольшее увеличение поступлений по сравнению с
2008 годом наблюдалось в Псковской области (на 49 %), Республиках Дагестан (на
41 %), Мордовия (на 32 %), Бурятия (на 25 %), Чукотском автономном округе (на
75 %).
Общая сумма начислений платы за негативное воздействие на окружающую сре-
ду в 2008 году составила 18,113 млрд руб.
Структура начислений платы по отношению к нормативам выбросов (сбросов),
лимитам на выбросы и сбросы, лимитам на размещение отходов и доначислениям
в результате исполнения территориальными органами Ростехнадзора функции кон-
троля за правильностью исчисления показана в виде долей на рис. 36.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     19      20      21      22     ..