ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2009 год) - часть 19

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2009 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     17      18      19      20     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2009 год) - часть 19

 

 

по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
289
того, проводились работы по анализу научно-технической документации, посту-
пившей от эксплуатирующих организаций через Ростехнадзор. Всего было выпу-
щено 220 отчетных документов, из которых 212 являются экспертными заключе-
ниями НТЦ ЯРБ, официально принятыми Ростехнадзором согласно действующей
процедуре лицензирования.
В 2009 году начато 20 экспертных работ со сроком окончания в 2010 году.
На рис. 30 представлено распределение количества завершенных работ по годам,
начиная с 2000 года.
Рис. 30. Количество выполненных экспертных заключений
В 2008 году имело место некоторое уменьшение количества работ по сравне-
нию с 2007 годом при одновременном увеличении общего количества рассмотрен-
ных тематических вопросов, то есть при укрупнении объема средней экспертизы. В
2009 году тенденция на увеличение объема экспертной работы по этому показате-
лю также сохранилась: общее количество рассмотренных вопросов возросло с 2184
до 2901. Динамика общего количества тематических вопросов по годам представ-
лена на рис. 31.
Поручения и заказы в НТЦ ЯРБ на выполнение работ по экспертизе безопасно-
сти в 2009 году поступили в следующих количествах:
от 5 Управления Ростехнадзора — 188;
от 6 Управления Ростехнадзора — 29;
от межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и ра-
диационной безопасностью Ростехнадзора и других организаций — 3.
Распределение экспертиз безопасности, выполненных в рамках процедуры ли-
цензирования в 2009 году, по объектам использования атомной энергии выглядит
следующим образом:
ядерные установки — 155;
пункты хранения ЯМ, РВ и РАО, расположенные как на атомных электростан-
циях, так и на предприятиях топливного цикла, — 48;
радиационные источники — 1.
290
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
Рис. 31. Общее количество тематических вопросов в экспертных заключениях
В число упомянутых 212 экспертиз также вошли восемь работ, связанных с за-
явлениями на получение организациями лицензий на право ведения определенных
видов деятельности в области использования атомной энергии и оказания услуг экс-
плуатирующим организациям (проектирование и конструирование, экспертиза без-
опасности и пр.).
В числе выпущенных экспертных заключений, связанных с атомными станция-
ми и исследовательскими ядерными установками, 16 относятся к намерению экс-
плуатирующей организации российских АЭС ОАО «Концерн Росэнергоатом» по-
лучить разрешение на повышение номинальной мощности энергоблоков АЭС и на
переход к 18-месячному циклу непрерывной работы; 3 — к получению лицензий на
эксплуатацию энергоблоков в период продленного срока службы; 11 — к получе-
нию лицензии на очередной срок эксплуатации.
10 экспертных заключений были разработаны в связи с лицензированием разме-
щения и сооружения новых энергоблоков АЭС (блоков № 1 и № 2 Ленинградской
АЭС-2 с реакторными установками проекта «АЭС-2006» — внесение изменений в
УДЛ на сооружение, блока № 4 Белоярской АЭС с реактором БН-800 — продолже-
ние сооружения, блоков № 3 и № 4 Ростовской АЭС с реакторами ВВЭР-1000 —
размещение и сооружение, блоков № 1 и № 2 Северской АЭС с реакторными уста-
новками проекта «АЭС-2006» — размещение).
Большинство работ по экспертизе, относящихся к АЭС, были связаны с заявле-
ниями на внесение изменений в условия действия лицензий на эксплуатацию от-
дельных энергоблоков.
Экспертиза программных средств, используемых для расчетного анализа безо-
пасности объектов использования атомной энергии
В 2009 году продолжалась работа по экспертизе (аттестации) программных средств
(ПС), используемых для обоснования безопасности объектов использования атомной
энергии, через экспертный Совет по аттестации ПС (далее — Совет) и его секции.
По состоянию на декабрь 2009 года действуют аттестационные паспорта 166 ПС
по различным направлениям (нейтронная физика, теплогидравлика, прочностные
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
291
расчеты, радиационная безопасность, вероятностный анализ безопасности (ВАБ) и
т.д.), из них в 2009 году аттестационные паспорта выданы на 15 ПС. Аннулированы
аттестационные паспорта по шести ПС в связи с истечением срока их действия, по
двум ПС аттестационные паспорта продлены.
В соответствующих секциях экспертного Совета завершена экспертиза двух ПС,
и их рассмотрение вынесено на очередное заседание Совета.
Кроме того, поданы заявления на аттестацию еще 69 ПС, которые находятся на
различных стадиях прохождения экспертизы. Информация об этапах их аттестации
на декабрь 2009 года приведена в табл. 93.
Таблица 93
Этапы аттестации на декабрь 2009 года
Состояние прохождения экспертизы представленных к аттестации ПС
Количество ПС
Рассмотрение результатов экспертизы включено в повестку дня заседа-
9
ний секций Совета
Осуществляется взаимодействие экспертов и специалистов заявителя
8
для рассмотрения замечаний экспертных заключений
Материалы по ПС находятся на рассмотрении экспертов
14
Верификационный отчет по результатам экспертизы отправлен заяви-
12
телю на доработку
ПС принято к аттестации, предварительно рассмотрено секциями, на-
11
значены эксперты
ПС заявлено к аттестации, его предварительное рассмотрение и назна-
15
чение экспертов включено в повестку дня заседаний секций
Постоянно формируется информационный банк ПС, прошедших экспертизу (ат-
тестацию), в котором хранятся копии аттестационных паспортов, отчеты о верифи-
кации аттестованных ПС, материалы экспертизы ПС.
По всем ПС, которые планируется представить к аттестации, осуществлялись кон-
сультации заявителей по подготовке верификационных отчетов и проектов аттеста-
ционных паспортов, проводился входной контроль аттестационных материалов.
Развитие системы менеджмента качества экспертизы НТЦ ЯРБ
В 2009 году система менеджмента качества (СМК) экспертизы не претерпевала
радикальных изменений. Текущая работа характеризовалась дальнейшим развити-
ем и повышением системного характера процессов организации и их практического
использования при проведении экспертизы в НТЦ ЯРБ. Продолжилась и получила
новое качественное и количественное развитие практика привлечения сотрудников
различных отделов к координаторской деятельности. Расширение круга лиц, выпол-
няющих функции координаторов работ по экспертизе, высветило как уровень пер-
сональной профпригодности конкретных сотрудников, так и некоторые узкие места
в устоявшихся и выверенных процедурах экспертной деятельности. Это дало также
определенную информацию к дальнейшему совершенствованию СМК экспертизы.
Проблемы экспертизы безопасности ОИАЭ и пути их решения
Одной из значимых проблем, связанных с обеспечением требуемого уровня ор-
ганизации экспертизы безопасности в области использования атомной энергии, яв-
ляется объективный дефицит высококвалифицированных технических экспертов.
Это обусловлено несколькими обстоятельствами, среди них:
292
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
крайне ограниченное количество высококвалифицированных специалистов сред-
него возраста, которые профессионально владеют специальными знаниями и по-
тенциально могут быть экспертами в области использования атомной энергии;
высокая занятость высококвалифицированных специалистов, работающих в ве-
дущих организациях отрасли, что практически исключает возможность их привле-
чения в нужные сроки к участию в экспертизе безопасности.
НТЦ ЯРБ проводит целенаправленную работу по постоянному расширению кру-
га технических специалистов, которых можно было бы привлечь в качестве экспер-
тов в области использования атомной энергии.
Еще одной значимой проблемой, связанной с обеспечением требуемого уровня
экспертизы безопасности в области использования атомной энергии, является про-
блема сохранения знаний и опыта, которыми располагают эксперты старшего воз-
раста, постепенно уходящие на пенсию. Текущая практика ряда стран свидетель-
ствует о принятии срочных мер для максимального сохранения знаний уходяще-
го поколения экспертов. Соответствующая деятельность в этих странах называется
«менеджментом знаний». Она активно поддерживается органами регулирования и
всемерно финансируется государством. Несомненно, что аналогичные меры назре-
ли и в России. НТЦ ЯРБ в течение нескольких лет проводит планомерную систем-
ную работу по привлечению в регулирующие органы молодых специалистов и по
повышению квалификации действующих экспертов.
Анализ и обобщение опыта организации и проведения экспертизы безопасно-
сти в области использования атомной энергии свидетельствует о том, что деятель-
ность по экспертизе безопасности осуществляется в соответствии с действующим в
Российской Федерации законодательством. Она имеет адекватное организационно-
методическое сопровождение со стороны НТЦ ЯРБ как ведущей экспертной орга-
низации в области использования атомной энергии в системе Ростехнадзора.
2.3.2. Экспертиза промышленной безопасности
Экспертиза промышленной безопасности в соответствии с Федеральным зако-
ном от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производ-
ственных объектов» (далее — ФЗ-116) относится к видам деятельности в области
промышленной безопасности. Экспертиза промышленной безопасности прово-
дится в целях выявления соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему
требованиям промышленной безопасности. Требования к порядку проведения экс-
пертизы промышленной безопасности и оформлению заключения указанной экс-
пертизы установлены Правилами проведения экспертизы промышленной безопас-
ности, утвержденными постановлением Госгортехнадзора Росии от 06.11.1998 № 64
«Об утверждении Правил проведения экспертизы промышленной безопасности»,
зарегистрированным в Минюсте России 08.12.1998 № 1656 (далее — ПБ 03-246).
Экспертизе промышленной безопасности подлежат:
проектная документация на расширение, техническое перевооружение, консер-
вацию и ликвидацию опасного производственного объекта;
технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте;
здания и сооружения на опасном производственном объекте;
декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе проектной
документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликви-
дацию опасного производственного объекта, и иные документы, связанные с экс-
плуатацией опасного производственного объекта.
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
293
Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие ли-
цензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, пред-
полагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатиру-
ющей его.
В 2009 году Федеральной службой по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору проведено 2655 проверок соблюдения лицензионных требований и
условий, в ходе которых выявлены и предписаны к устранению 1076 нарушений.
Результатом осуществления экспертизы промышленной безопасности является
заключение. Заключение экспертизы промышленной безопасности, представлен-
ное в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безо-
пасности или в его территориальный орган, рассматривается и утверждается ими в
установленном порядке.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О ме-
рах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объ-
ектов на территории Российской Федерации» от 28.03.2001 № 241 продолжает разви-
ваться система контроля, позволяющего осуществлять экспертизу промышленной
безопасности и проводить техническое диагностирование технических устройств,
оборудования и сооружений без нарушения их пригодности к дальнейшему приме-
нению и эксплуатации (неразрушающий контроль), для принятия решения о прод-
лении срока их безопасной эксплуатации на опасных производственных объектах
(определение остаточного ресурса).
В 2009 году Федеральной службой по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору утверждено и зарегистрировано 335 483 заключения экспертизы
промышленной безо-
пасности, в утвержде-
нии 10 829 заключений
было отказано ввиду их
несоответствия уста-
новленным требова-
ниям. Распределение
утвержденных заклю-
чений по объектам
экспертизы промыш-
ленной безопасности
приведено на рис. 32.
Основной объем
Рис. 32. Распределение утвержденных заключений по
экспертизы прихо-
объектам экспертизы промышленной безопасности
дится на технические
устройства, применя-
емые на опасных производственных объектах.
Отраслевая специфика деятельности по проведению экспертизы промышленной
безопасности отражена на рис. 33.
Наиболее массово проводится экспертиза промышленной безопасности в обла-
сти подъемных сооружений (более 100 000 заключений экспертизы). Значительное
количество работ по проведению экспертизы промышленной безопасности прихо-
дится на нефтегазовую промышленность, объекты газопотребления и газораспре-
деления, нефтехимическую и нефтеперерабатывающую промышленности, объек-
294
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
Рис. 33. Распределение утвержденных заключений по видам надзора1
ты котлонадзора, химическую промышленность и объекты спецхимии. В остальных
направлениях надзорной деятельности количество заключений экспертизы, сделан-
ных в 2009 году, значительно меньше.
У экспертных организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельно-
сти по проведению экспертизы промышленной безопасности, есть возможность
в добровольной форме подтвердить свою компетентность и пройти аккредитацию
в Единой системе оценки соответствия в области промышленной, экологической
безопасности, безопасности в энергетике и строительстве (далее — Единая система
оценки соответствия).
В рамках данной системы оценена компетентность более 46 тысяч экспертов
и специалистов и более 4 тысяч органов оценки соответствия, в том числе более
5600 экспертов и более 39 000 специалистов неразрушающего контроля, 556 экс-
пертных организаций, 453 независимых аттестационно-методических центра, 42 ин-
спекционных организаций, 23 независимых органов по аттестации экспертов, 28 не-
зависимых органов по аттестации персонала в области неразрушающего контроля,
38 независимых органов по аттестации лабораторий неразрушающего контроля, бо-
лее 3500 лабораторий неразрушающего контроля.
В 2009 году со стороны Европейского сотрудничества по аккредитации (EA) было
получено международное признание деятельности по аккредитации в Единой си-
стеме оценки соответствия. Это первый договор между ЕА и российским органом
по аккредитации.
С подписанием вышеуказанного соглашения у экспертов, работающих в экс-
пертных организациях и осуществляющих экспертизу промышленной безопасно-
сти, появилась возможность подтвердить свою компетентность в форме аттестации
(сертификации) в российских органах по аттестации (сертификации) аккредито-
ванных в России, соответствующих не только национальным, но и международ-
ным требованиям.
В 2009 году при участии Комиссии по созданию и развитию систем саморегули-
1 У — надзор в угольной промышленности; Г — надзор в горнорудной и нерудной промышленности; НХ — над-
зор за объектами нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности; НД — надзор за объектами не-
фтегазодобычи; ГР — надзор за объектами геологоразведочных работ; МТ — надзор за объектами магистрального
трубопроводного транспорта; М — надзор за металлургическими и коксохимическими производствами и объекта-
ми; ГС — надзор за объектами газораспределения и газопотребления; Х — надзор за объектами химической про-
мышленности и объектами спецхимии; ВМ — надзор за объектами производства, хранения и применения взрыв-
чатых материалов промышленного назначения; Т — надзор за транспортированием опасных веществ; РС — надзор
за взрывоопасными объектами хранения и переработки растительного сырья; ПС — надзор за подъемными соору-
жениями; К — котлонадзор.
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
295
руемых организаций Общественного совета при Федеральной службе по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору осуществлялась подготовка проектов
нормативных правовых актов и нормативных методических документов по вопро-
сам саморегулирования в области экспертизы промышленной безопасности, про-
паганда, информационное и методическое обеспечение внедрения саморегулиро-
вания в указанной области.
С октября 2009 года началась регистрация саморегулируемых организаций в об-
ласти экспертизы промышленной безопасности в государственном реестре. В госу-
дарственном реестре зарегистрированы следующие саморегулируемые организации
в области экспертизы промышленной безопасности: Некоммерческое партнерство
«Союз экспертов промышленной безопасности в энергетике»; Межрегиональная
Ассоциация экспертных организаций «Русьэкспертлифт»; Некоммерческое партнер-
ство «Межрегиональное сотрудничество в области промышленной безопасности».
В рамках деятельности Комиссии по созданию и развитию систем саморегули-
руемых организаций Общественного совета при Федеральной службе по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору был разработан проект федерального
закона «О внесении изменений в федеральные законы «О промышленной безопас-
ности опасных производственных объектов» и «О лицензировании отдельных видов
деятельности», который направлен на внесение изменений в Федеральный закон «О
промышленной безопасности опасных производственных объектов» в части допол-
нения его нормами, регулирующими вопросы создания и деятельности саморегу-
лируемых организаций, осуществляющих отдельные виды деятельности в области
промышленной безопасности, в том числе экспертизу промышленной безопасно-
сти, а также на внесение изменений в Федеральный закон «О лицензировании от-
дельных видов деятельности» в части исключения из перечня видов деятельности,
на осуществление которых требуются лицензии, деятельности по проведению экс-
пертизы промышленной безопасности.
2.3.3. Государственная экологическая экспертиза
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.2004
№ 401 Ростехнадзор является органом, уполномоченным организовывать и прово-
дить в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, госу-
дарственную экологическую экспертизу федерального уровня.
Государственная экологическая экспертиза проводится в соответствии с
Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»,
Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы,
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996
№ 698, Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по
экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции
по организации и проведению государственной экологической экспертизы феде-
рального уровня, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и
экологии Российской Федерации от 30.10.2008 № 283.
Особенности организации и проведении государственной экологической экспер-
тизы проектной документации объектов, включенных в Программу строительства
олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта,
утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007
№ 991, закреплены Федеральным законом от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации
296
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр
2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
и постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 824 «Об
утверждении Положения об особенностях проведения государственной экологиче-
ской экспертизы проектной документации олимпийских объектов, строительство,
реконструкцию и капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на
землях особо охраняемых природных территорий федерального значения».
Особенности организации и проведения государственной экологической экспер-
тизы проектной документации, разработанной в рамках подпрограммы «Развитие
города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-
Тихоокеанском регионе» Федеральной целевой программы «Экономическое и со-
циальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», за-
креплены Федеральным законом от 08.05.2009 № 93-ФЗ «Об организации про-
ведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума
«Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о разви-
тии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-
Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации».
Структура подразделений Ростехнадзора, осуществляющих организацию и про-
ведение государственной экологической экспертизы, включает:
в центральном аппарате — Управление государственной экологической экспер-
тизы и администрирования платежей;
в территориальных органах — экспертные подразделения в территориальных ор-
ганах Ростехнадзора по технологическому и экологическому надзору.
Фактическая общая численность специалистов, осуществляющих организацию
и проведение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) в установленной
сфере деятельности Ростехнадзора составляет 229 человек, включая шесть чело-
век — центральный аппарат.
Количество материалов, поступивших на ГЭЭ, включая принятые, отклоненные,
находящиеся в процессе и на рассмотрении по процедуре ГЭЭ, организованной и
проведенной центральным аппаратом Ростехнадзора:
а) общее количество материалов, поступивших на ГЭЭ — 361;
б) количество материалов, принятых на ГЭЭ, — 215, в том числе:
утверждено заключений ГЭЭ — 182 (положительных — 176; отрицательных — 5,
ГЭЭ завершена без результата — 1);
количество материалов, находящихся в процессе (имеется приказ об организа-
ции ГЭЭ), — 33;
в) количество неначатых ГЭЭ — 110, в том числе:
отказано в проведении ГЭЭ — 99;
количество материалов, находящихся на рассмотрении (отсутствует приказ об
организации ГЭЭ), — 47.
Количество материалов, поступивших на ГЭЭ, включая принятые, отклоненные,
находящиеся в процессе и на рассмотрении по процедуре ГЭЭ, организованной и
проведенной территориальными органами Ростехнадзора:
а) общее количество материалов, поступивших на ГЭЭ, — 2577;
б) количество материалов, принятых на ГЭЭ, — 1835, в том числе:
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
297
утверждено заключений ГЭЭ — 1766 (положительных — 1644, отрицательных —
108, ГЭЭ завершена без результата — 14);
количество материалов, находящихся в процессе (имеется приказ об организа-
ции ГЭЭ), — 69;
в) количество неначатых ГЭЭ — 742, в том числе:
отказано в проведении ГЭЭ — 613;
количество материалов, находящихся на рассмотрении (отсутствует приказ об
организации ГЭЭ), — 129.
Количество материалов, представленных на государственную экологическую
экспертизу в Ростехнадзор в течение 2009 года, относительно 2008 года сократилось
в четыре раза, что обусловлено вступлением в силу 10.01.2009 Федерального зако-
на от 30.12.2008 № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального зако-
на «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской
Федерации», исключившего из числа объектов государственной экологической экс-
пертизы материалы обоснования лицензии на осуществление деятельности по сбо-
ру, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных
отходов, являвшиеся основным объектом экспертизы.
В то же время проектная документация объектов, связанных с размещением и
обезвреживанием отходов I-V класса опасности, включенная в число объектов го-
сударственной экологической экспертизы Федеральным законом № 309-ФЗ, раз-
работанная и согласованная в течение 2009 года, только начала представляться на
государственную экологическую экспертизу.
Анализ деятельности Управления государственной экологической эксперти-
зы и администрирования платежей свидетельствует о наличии тенденции увели-
чения доли указанной документации. Если в течение двух первых кварталов 2009
года на государственную экологическую экспертизу был представлен один такой
проект, в III квартале — семь проектов, в IV квартале — 21 проект. Тенденцию
подтверждает и анализ обращений территориальных органов по экологическому
и технологическому надзору Ростехнадзора. Таким образом, можно утверждать,
что количество материалов, планируемых к представлению на государственную
экологическую экспертизу в 2010 году, будет сопоставимо с количеством мате-
риалов, представленных на государственную экологическую экспертизу в тече-
ние 2008 года.
Соотношение утвержденных положительных и отрицательных заключений госу-
дарственной экологической экспертизы, несмотря на 4-кратное снижение объема
представляемых на экспертизу материалов, изменений не претерпело.
В 2008 году Ростехнадзором прогнозировалось поступление денежных средств за
государственную экологическую экспертизу в объеме 200 млн руб. (50 млн руб. — в
центральном аппарате, 150 млн руб. — в территориальных органах).
Фактически за 12 месяцев 2009 года к оплате за организацию и проведение
государственной экологической экспертизы было выставлено счетов на сумму
55,307 млн руб., оплачено счетов на сумму 56,002 млн руб.
Невыполнение прогнозных значений на 2009 год в объеме 200 млн руб. обуслов-
лено, во-первых, 4-кратным сокращением общего количества представляемых на
государственную экологическую экспертизу материалов в связи с вступлением в
силу Федерального закона № 309-ФЗ, во-вторых, снижением стоимости каждой го-
сударственной экологической экспертизы, обусловленным снижением планового
298
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
процента накладных расходов на обеспечение процесса организации и проведения
государственной экологической экспертизы с 209 до 104 %.
Необходимость изменения нормативов накладных расходов на обеспечение про-
цесса организации и проведения государственной экологической экспертизы была
определена п. 9 приказа Ростехнадзора от 02.12.2008 № 940 «О принятии мер по ре-
зультатам проведения контрольного мероприятия «Проверка использования средств
федерального бюджета, внебюджетных источников и государственной собственно-
сти в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзо-
ру и ее финансово-хозяйственной деятельности за период с 2006 по 2007 год и пер-
вое полугодие 2008 года», подготовленного во исполнение представления Счетной
палаты Российской Федерации от 05.11.2008 № ПР-10-168/10-04 по результатам
проведения контрольного мероприятия «Проверка использования средств феде-
рального бюджета, внебюджетных источников и государственной собственности
в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
и ее финансово-хозяйственной деятельности за период с 2006 по 2007 год и первое
полугодие 2008 года», в целях устранения нарушений, установленных при проведе-
нии контрольного мероприятия.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 28.04.2009 № 76-ФЗ «О внесении из-
менений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый
период 2010 и 2011 годов» средства, уплачиваемые в установленном порядке заказ-
чиками документации, подлежащей государственной экологической экспертизе объ-
ектов государственной экологической экспертизы, организация которой осущест-
вляется Ростехнадзором и его территориальными органами, подлежат перечисле-
нию в федеральный бюджет.
Участие Ростехнадзора в реализации Программы строительства олимпийских
объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 991
Государственная экологическая экспертиза объектов, включенных в Программу
строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклима-
тического курорта, утвержденную постановлением Правительства Российской
Федерации от 29.12.2007 № 991, организуется и проводится Управлением государ-
ственной экологической экспертизы и администрирования платежей и Северо-
Кавказским управлением Ростехнадзора.
Исполнение государственной функции по организации и проведению государ-
ственной экологической экспертизы объектов Программы центральным аппаратом
и Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора в течение 2009 года характеризу-
ется следующими показателями:
общее количество материалов, поступивших на ГЭЭ, — 183;
утверждено заключений ГЭЭ (всего) — 87;
из них:
положительных — 83;
отрицательных — 4;
возвращено без результата по ходатайству заказчика ГЭЭ — 21;
количество объектов, по которым отказано в проведении ГЭЭ, — 39.
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
299
Участие Ростехнадзора в реализации подпрограммы «Развитие города
Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском
регионе» федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие
Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года»
Исполнение государственной функции по организации и проведению государ-
ственной экологической экспертизы объектов подпрограммы центральным аппа-
ратом Ростехнадзора в течение 2009 года характеризуется следующими показателя-
ми:
общее количество материалов, поступивших на ГЭЭ — 6;
утверждено заключений ГЭЭ, — 3 (положительные);
возвращено материалов по причине некомплекта — 2.
Предложения по совершенствованию деятельности в области государственной
экологической экспертизы:
Анализ исполнения государственной функции по организации и проведению го-
сударственной экологической экспертизы федерального уровня территориальными
органами Ростехнадзора свидетельствует о наличии со стороны последних избыточ-
ных требований, предъявляемых к составу материалов, представляемых на государ-
ственную экологическую экспертизу.
В целях устранения административных барьеров необходимо исключить исполь-
зование отсылочных норм, допускающих неоднозначное толкование (например, по-
ложительные заключения и (или) документы согласований органов федерального
надзора и контроля и органов местного самоуправления, получаемые в установлен-
ном законодательством Российской Федерации порядке; заключения федеральных
органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспер-
тизы в случае его рассмотрения указанными органами).
Целесообразно указать исчерпывающие требования к составу отдельных катего-
рий объектов государственной экологической экспертизы.
Также Ростехнадзор считает избыточным требование о представлении матери-
алов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с граждана-
ми и общественными организациями (объединениями), организованных органами
местного самоуправления, в отношении проектов технической документации на
новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на
окружающую среду, технической документации на новые вещества, которые могут
поступать в природную среду; объектов экологической экспертизы, указанных в фе-
деральных законах «О континентальном шельфе Российской Федерации», «Об ис-
ключительной экономической зоне Российской Федерации», «О внутренних мор-
ских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», за
исключением проектной документации, обосновывающей создание и использова-
ние искусственных островов, установок и сооружений во внутренних морских во-
дах и территориальном море Российской Федерации.
2. По мнению Ростехнадзора, норма Федерального закона от 16.05.2008 № 75-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и ста-
тьи 49 и 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации», наделившая ис-
ключительным правом представлять на государственную экологическую эксперти-
зу проектную документацию, указанную в подпункте 7.1 статьи 11 и подпункте 4.1
статьи 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе», федеральный ор-
ган исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской
300
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
Федерации, уполномоченные на проведение государственной экспертизы про-
ектной документации, формирует дополнительный административный барьер.
Министерством регионального развития Российской Федерации регулярно наруша-
ются сроки направления проектной документации на государственную экологиче-
скую экспертизу в Ростехнадзор, определенные Правилами представления проект-
ной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт
которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных тер-
риторий, для проведения государственной экспертизы и государственной экологи-
ческой экспертизы, утвержденными постановлением Правительства Российской
Федерации от 07.11.2008 № 822. Целесообразно в отношении указанной проектной
документации установить порядок представления на государственную экологиче-
скую экспертизу, аналогичный тому, который закреплен в отношении иных объек-
тов государственной экологической экспертизы пунктом 1 ст. 14 Федерального зако-
на «Об экологической экспертизе». Настоящее предложение очевидно также в силу
того, что нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере ор-
ганизации и проведения государственной экологической экспертизы, до настоящего
времени не определены правовые последствия нарушения порядка представления
указанной документации на государственную экологическую экспертизу.
3. Согласно Федеральному закону «Об организации и о проведении
XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в горо-
де Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изме-
нений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» срок проведения
государственной экологической экспертизы проектной документации олимпийских
объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предпола-
гается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федераль-
ного значения, не может превышать 45 дней со дня представления заказчиком ма-
териалов, необходимых для проведения указанной экспертизы.
В соответствии с Федеральным законом от 08.05.2009 № 93-ФЗ «Об организа-
ции проведения встречи глав государств и правительств стран — участников фору-
ма «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о разви-
тии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-
Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» срок проведения государственной экологической экспер-
тизы проектной документации необходимых для проведения саммита объектов не
может превышать 45 дней после ее предварительной оплаты заказчиком этой про-
ектной документации в полном объеме. Продление сроков проведения государствен-
ной экологической экспертизы проектной документации по указанным объектам не
предусмотрено. Таким образом, заказчики государственной экологической экспер-
тизы практически лишены возможности устранять замечания экспертов в рамках
работы экспертных комиссий, что, в свою очередь, может способствовать повтор-
ному представлению материалов на экспертизу. В целях своевременной реализации
мероприятий, предусмотренных Программой строительства олимпийских объектов
и развития г. Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлени-
ем Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 991, и Программой эко-
номического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до
2013 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации
от 15.04.1996 № 480, предлагается включить в нормативные правовые акты, регу-
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
301
лирующие отношения в сфере государственной экологической экспертизы, поло-
жения, допускающие продление срока проведения государственной экологической
экспертизы в отношении рассматриваемых категорий объектов до трех месяцев на
основании соответствующих ходатайств заказчиков государственной экологиче-
ской экспертизы для доработки проектных материалов по замечаниям экспертных
комиссий.
2.4. Регистрация объектов в государственном реестре опасных
производственных объектов
Во исполнение Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной
безопасности опасных производственных объектов» Федеральная служба по эколо-
гическому, технологическому и атомному надзору осуществляет исполнение госу-
дарственной функции по регистрации опасных производственных объектов и веде-
нию государственного реестра опасных производственных объектов.
Ведение государственного реестра ОПО осуществляется в соответствии с:
Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и
атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской
Федерации от 30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, техно-
логическому и атомному надзору»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 № 30 «О ти-
повом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти»;
Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производ-
ственных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской
Федерации от 24.10.1998 № 1371 «О регистрации объектов в государственном рее-
стре опасных производственных объектов»;
Общими правилами безопасности для организаций, осуществляющих деятель-
ность в области промышленной безопасности опасных производственных объек-
тов (ПБ 03-517-02), утвержденными постановлением Госгортехнадзора России
от 18.10.2002 № 61-А, зарегистрированным Министерством юстиции Российской
Федерации 28.11.2002 № 3968;
Административным регламентом исполнения государственной функции по ре-
гистрации опасных производственных объектов и ведению государственного ре-
естра опасных производственных объектов, утвержденным приказом Ростехнадзора
от 04.09.2007 № 606, зарегистрированным Министерством юстиции Российской
Федерации 01.10.2007 № 10224.
В составе государственного реестра опасных производственных объектов (ОПО)
осуществляется ведение его ведомственных и территориальных разделов.
Ведение всех разделов государственного реестра ОПО осуществляется на основе
единых нормативно-методических и программных принципов.
Ведомственные разделы государственного реестра ведутся: Министерством
обороны Российской Федерации; Федеральной службой исполнения наказаний;
Федеральной службой безопасности Российской Федерации; Федеральной службой
охраны Российской Федерации; Службой внешней разведки Российской Федерации;
Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации;
Федеральным агентством специального строительства Российской Федерации на
основании представленных Президентом и Правительством Российской Федерации
302
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
полномочий в области промышленной безопасности и в соответствии с соглаше-
ниями о взаимодействии в области промышленной безопасности, заключенными с
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В 2009 году территориальные разделы государственного реестра велись в 78 субъ-
ектах Российской Федерации в составе 31 территориального органа Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
По состоянию на начало 2010 года в государственном реестре зарегистрированы
сведения по 298 567 ОПО, эксплуатируемым в составе 124 671 организации. В тер-
риториальных разделах зарегистрированы данные по 291 926 ОПО, эксплуатируе-
мые в составе 122 179 организаций. В ведомственных разделах зарегистрировано
6641 ОПО (2,27 %), эксплуатируемых 2492 организациями (1,9 %). На рис. 34 пред-
ставлено количественное распределение зарегистрированных ОПО и эксплуатиру-
ющих их организаций в федеральных округах Российской Федерации.
Рис. 34. Количественное распредение зарегистрированных ОПО и эксплуатирующих
их организаций по федеральным округам
Преобладающее большинство зарегистрированных опасных производственных
объектов 54,17 % (161 745 ОПО) составляют объекты 3-го типа опасности, на кото-
рых отсутствуют опасные вещества, определенные Федеральным законом «О про-
мышленной безопасности опасных производственных объектов». Объекты 1-го типа,
количество опасных веществ на которых равно или превышает установленное при-
ложением 2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных про-
изводственных объектов», составляют 1,2 % (3770 ОПО) общего количества опас-
ных производственных объектов. Объекты 2-го типа, на которых находятся опасные
вещества в количестве, меньшем установленного приложением 2 к Федеральному
закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», со-
ставляют 44,53 % (129 314 ОПО) количества зарегистрированных опасных произ-
водственных объектов.
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
303
В целях совершенствования программного обеспечения в течение 2009 года про-
водилась работа по обеспечения единства программного обеспечению исполнения
государственной функции по ведению государственного реестра ОПО, а также кор-
ректности ее функционирования в территориальных органах Ростехнадзора и реги-
стрирующих органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляю-
щих ведение ведомственных разделов государственного реестра ОПО. Проведена
работа по актуализации программного обеспечения в связи со структурными пре-
образованиями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору
Одним из наиболее острых вопросов при регистрации ОПО до сих пор остает-
ся вопрос, связанный с проблемой дублирования контрольно-надзорных функций
в области промышленной безопасности с Федеральной службой по надзору в сфе-
ре транспорта.
2.5. Декларирование промышленной безопасности
Для наиболее опасных объектов, определенных Федеральным законом от
21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных
объектов» (далее — ФЗ-116), информация об опасностях, представляется в виде
Декларации промышленной безопасности.
Декларация промышленной безопасности является документом, определяющим
возможные характер и масштабы чрезвычайных ситуаций на промышленном объек-
те и мероприятия по их предупреждению и ликвидации. Декларация должна харак-
теризовать безопасность промышленного производства на этапах его ввода в экс-
плуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации. В ней содержатся сведения о
месторасположении, природно-климатических условиях размещения и численно-
сти персонала промышленного объекта. Декларация промышленной безопасности
включает также основные характеристики и особенности технологических процес-
сов и производимой на промышленном объекте продукции, анализ риска возник-
новения на промышленном объекте чрезвычайных ситуаций природного и техно-
генного характера, оценку условий развития и возможных последствий чрезвычай-
ных ситуаций, в том числе выбросов в окружающую среду вредных веществ, порядок
информирования населения и органа местного самоуправления, на территории ко-
торого расположен промышленный объект, о прогнозируемых и возникших на про-
мышленном объекте чрезвычайных ситуациях.
Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной
документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевоо-
ружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, а также
уточняется или разрабатывается вновь в случае обращения за лицензией на эксплу-
атацию опасного производственного объекта, изменения сведений, содержащихся
в декларации, или в случае изменения требований промышленной безопасности.
Представление Декларации промышленной безопасности имеет целью:
повышение эффективности взаимодействия органов власти, местного самоу-
правления и общественных объединений по проблемам обеспечения промышлен-
ной безопасности опасных производственных объектов;
создание условий для организации и осуществления государственного надзора в
области промышленной безопасности опасных производственных объектов, а так-
304
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
же обеспечение деятельности в области охраны окружающей среды и защиты насе-
ления и территорий от чрезвычайных ситуаций;
обеспечение информированности органов власти, местного самоуправления, об-
щественных объединений и граждан о соблюдении требований промышленной без-
опасности на опасных производственных объектах.
Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных про-
изводственных объектов и перечень включаемых в нее сведений установлены в
соответствии с Порядком оформления декларации промышленной безопасно-
сти опасных производственных объектов и перечнем включаемых в нее сведений
(РД-03-14-2005), утвержденным приказом Ростехнадзора от 29.11.2005 № 893, за-
регистрированным в Минюсте России 17.01.2006, регистрационный № 7375.
ФЗ-116 установил обязательность разработки деклараций промышленной безо-
пасности опасных производственных объектов, на которых получаются, использу-
ются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются
вещества в количествах, равных или превышающих количества, указанные в при-
ложении 2 к ФЗ-116.
Обязательность разработки деклараций промышленной безопасности может быть
дополнительно установлена Правительством Российской Федерации.
В 2009 году разработано и зарегистрировано в Федеральной службе по эколо-
гическому, технологическому и атомному надзору 165 деклараций промышленной
безопасности.
Динамика разработки ДПБ в 1996-2009 годах представлена на рис. 35.
Рис. 35. Динамика разработки деклараций промышленной безопасности
в период 1996-2009 годов
Анализ сведений о ходе декларирования опасных производственных объектов
показывает, что в целом декларирование осуществляется с выполнением требова-
ний ФЗ-116 и нормативных правовых актов Российской Федерации.
К основным проблемам декларирования промышленной безопасности относятся:
участие в отдельных случаях в разработке и экспертизе деклараций неквалифи-
цированных специалистов и некомпетентных экспертных организаций (как пра-

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     17      18      19      20     ..