ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2009 год) - часть 17

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2009 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     15      16      17      18     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2009 год) - часть 17

 

 

по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
257
Рис. 27
Рис. 28
В целях предупреждения чрезвы-
чайных ситуаций при эксплуатации
бесхозяйных ГТС и обеспечения вы-
полнения требований Федерального
закона от 21.07.1999 № 117-ФЗ «О
безопасности гидротехнических со-
оружений» Ростехнадзор предло-
жил Минприроды России (письмо от
24.08.2009 № АФ-42/3252) совместно
Рис. 29
258
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органов
власти субъектов Российской Федерации:
1. Ускорить согласование и утверждение в установленном порядке федерально-
го закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидро-
технических сооружений», предусмотрев внесение в него ряда новых статей, в том
числе «Обеспечение безопасности бесхозяйного гидротехнического сооружения» и
«Консервация и ликвидация гидротехнического сооружения», а также федерально-
го закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причине-
ние вреда при эксплуатации опасного объекта», предусматривающего обязательное
страхование гражданской ответственности при эксплуатации ГТС.
2. Разработать проект постановления Правительства Российской Федерации «О
внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от
27.02.1999 № 237 «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического
сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разреше-
ние на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехни-
ческого сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего соб-
ственника» в части уточнения полномочий органов исполнительной власти по надзо-
ру в области безопасности ГТС, органов исполнительной власти субъекта Российской
Федерации и органов местного самоуправления в сфере обеспечения безопасности
бесхозяйных ГТС или взамен постановления Правительства Российской Федерации от
27.02.1999 № 237 разработать проект нового постановления Правительства Российской
Федерации «Об особых случаях эксплуатации гидротехнических сооружений», регла-
ментирующего вопросы безопасности бесхозяйных ГТС.
3. Внести дополнение в статью 15 «Вопросы местного значения муниципально-
го района» Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах ор-
ганизации местного самоуправления в Российской Федерации» в части отнесения
бесхозяйного ГТС, находящегося на территории муниципального образования, к
муниципальной собственности.
4. Внести дополнение в статью 8 «Условия предоставления сведений о государ-
ственной регистрации прав и об объектах недвижимого имущества» Федерального
закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним» в части включения в перечень организаций и ведомств,
которым предоставляется бесплатно информация о зарегистрированных правах на
недвижимое имущество и сделках с ним по их запросам, органы государственного
надзора за безопасностью ГТС.
5. Внести коррективы в постановление Правительства Российской Федерации
от 06.06.2006 № 353 «Об утверждении правил предоставления из федерального бюд-
жета субсидий субъектам Российской Федерации на осуществление капитального
ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов
Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротех-
нических сооружений» в части возможности субъекту Российской Федерации рас-
ходовать собственные бюджетные средства и запрашивать дополнительные средства
из федерального бюджета на объекты недвижимости, не имеющие собственника.
6. Подготовить предложения по критериям и порядку отнесения бесхозяй-
ных ГТС к федеральной собственности, собственности субъектов Российской
Федерации и муниципальной собственности, в соответствии с которыми часть пол-
номочий по контролю за их состоянием передать исполнительной власти субъектов
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
259
Российской Федерации и местным органам самоуправления на основе утвержден-
ных Правительством Российской Федерации или субъектов Российской Федерации
критериев, оставив за органами государственного надзора надзор за потенциально
опасными ГТС.
7. В целях исключения возникновения аварийных ситуаций на бесхозяйных ГТС,
не имеющих собственника или собственник которых неизвестен, либо ГТС, от права
собственности на которые собственник отказался, законодательно установить пре-
дельные (кратчайшие) сроки по постановке их на учет в органах регистрации права
на недвижимое имущество.
8. Учитывая дополнительный объем работы по организации надзора и контро-
ля за безопасной эксплуатацией переданных от Росприроднадзора ГТС в объеме
более 35 тыс., а также целесообразность осуществления в одном структурном под-
разделении Ростехнадзора функции по надзору за безопасностью ГТС на всех жиз-
ненных циклах, а именно: проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию,
эксплуатация, вывод из эксплуатации, консервация или ликвидация, считаем це-
лесообразным рассмотреть вопрос передачи функций по осуществлению государ-
ственного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте ГТС от
отдела государственного строительного надзора в отдел по надзору за ГТС и расши-
рения отдела по надзору за ГТС, а также расширения и комплектации соответству-
ющими специалистами территориальных отделов (подотделов) по надзору за безо-
пасностью ГТС Ростехнадзора пропорционально дополнительному количеству пе-
реданных поднадзорных ГТС.
В соответствии с Положением об организации работы по подготовке и аттестации
специалистов организаций, поднадзорных Ростехнадзору, утвержденным приказом
Службы от 29.01.2007 № 37, проведена проверка знаний с последующей аттестацией
в Центральной аттестационной комиссии Ростехнадзора по вопросам требований
безопасности ГТС, установленных федеральными законами и иными нормативны-
ми правовыми актами Российской Федерации и нормативными техническими до-
кументами 487 руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих ГТС,
а также 31 эксперта в области безопасности ГТС.
В целях организации и проведения в 2009 году безаварийного пропуска весен-
него половодья и паводков, предотвращения аварий и чрезвычайных ситуаций на
поднадзорных ГТС, во исполнение приказа Минприроды России от 29.01.2009 № 14
«Об утверждении Плана действий Минприроды России по обеспечению безопас-
ности гидротехнических сооружений на 2009 год», Ростехнадзором издан приказ
от 09.02.2009 № 51 «О безопасной эксплуатации и работоспособности гидротехни-
ческих сооружений, поднадзорных Ростехнадзору, в период весеннего половодья и
паводка 2009 года».
Созданными на период проведения паводковых мероприятий и прохождения па-
водка группами оперативного контроля за состоянием безопасности ГТС осущест-
влялась работа по проведению проверок реализации запланированных паводковых
мероприятий, а также готовности служб поднадзорных организаций и аварийно-
спасательных бригад к выполнению работ по локализации и ликвидации аварий-
ных ситуаций на ГТС в соответствии с приказом Ростехнадзора от 29.12.2008 № 1034
«Об утверждении Сводного плана надзорной, контрольной и разрешительной дея-
тельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору на 2009 год».
260
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
В ходе проверок организаций особое внимание уделялось подготовке к осущест-
влению комплекса превентивных мероприятий по снижению риска возникновения
чрезвычайных ситуаций, смягчению их последствий и уменьшению ущерба, вклю-
чающих:
приведение ГТС в технически исправное состояние, в том числе бесхозяйных ГТС;
готовность к устойчивому функционированию в паводковый период систем во-
дозаборных, водоочистных и канализационных сооружений;
готовность сил и средств, привлекаемых к проведению противопаводковых ме-
роприятий, аварийно-спасательных работ;
наличие и использование созданных резервов финансовых и материальных
средств;
выполнение комплекса инженерно-технических мероприятий по углублению и
расчистке русел рек, укреплению берегов, отсыпке дамб и дорог.
Руководители территориальных управлений Ростехнадзора принимали активное
участие в работе региональных и территориальных противопаводковых комиссий.
Представители Ростехнадзора принимали участие в работе селекторных совеща-
ний, проводимых в субъектах Российской Федерации.
Результаты работы территориальных управлений Ростехнадзора по подготовке
к пропуску паводковых вод в 2009 году доводятся до сведения жителей через сред-
ства массовой информации.
В целях координации действий между исполнительными органами государствен-
ной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами феде-
ральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления муни-
ципальных образований в сфере обеспечения безопасности ГТС на территории соот-
ветствующих субъектов Российской Федерации, обеспечения безопасного состояния
бесхозяйных ГТС территориальными управлениями Ростехнадзора были направ-
лены письма в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации о
создании межведомственных комиссий по вопросам безопасности ГТС.
Результаты проведенных проверок и информация, представленная поднадзорны-
ми организациями, свидетельствуют о том, что запланированные паводковые меро-
приятия в основном выполнены.
Дефектов сооружений, оснований и гидромеханического оборудования, опас-
ных для сооружений размывов в зоне отводящих участков русел рек или отводящих
каналов, проверками не зафиксировано.
В территориальных управлениях Ростехнадзора осуществлялись постоянный кон-
троль за подготовкой поднадзорных предприятий и организаций к пропуску весен-
него паводка, а также за уровнем в водохранилищах и водоемах водохозяйственного
назначения, за расходом воды через створы, а также изменениями уровней в верх-
нем и нижнем бьефе плотин электростанций, контроль за прохождением паводка
на поднадзорных объектах эксплуатирующих ГТС.
При подготовке к пропуску паводка поднадзорным предприятиям и организаци-
ям также было рекомендовано руководствоваться анализом эффективности проти-
вопаводковых предупредительных мероприятий на контролируемых территориях за
прошлых год и рекомендациями по снижению риска чрезвычайных ситуаций, свя-
занных с весенним паводком 2009 года.
Кроме того, во исполнение приказа Минприроды России от 22.01.2009 № 9 «Об
утверждении комплекса мер по предупреждению негативного воздействия вод в па-
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
261
водковый период в бассейне реки Лена» в мае-июне 2009 года во взаимодействии с
территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природополь-
зования по Республике Саха (Якутия), с участием органов государственной власти
Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления и Главного управле-
ния МЧС России по Республике Саха (Якутия) проводились проверки готовности
гидротехнических сооружений, водохозяйственных объектов к пропуску паводко-
вых вод, наличия резервов и аварийных запасов материалов для предупреждения и
ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций на них.
В целях качественной подготовки к обеспечению безопасного пропуска паводко-
вых вод в период весеннего половодья 2009 года на реках Республики Саха (Якутия)
и проведения предупредительных мероприятий создана Правительственная комис-
сия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопас-
ности.
На заседаниях, проведенных в рамках Правительственной комиссии, с участи-
ем Ленского управления Ростехнадзора рассмотрены вопросы подготовки к безо-
пасному пропуску паводковых вод, разработан и утвержден План предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций в период весеннего половодья 2009 года на
территории Республики Саха (Якутия).
Правительством Республики Саха (Якутии) обеспечены финансирование проти-
вопаводковых мероприятий и разработка проектов консервации ГТС.
В ходе проверок установлено, что эксплуатирующими организациями осущест-
влен комплекс мероприятий по пропуску паводковых вод для снижения риска воз-
никновения чрезвычайных ситуаций, смягчению их последствий и уменьшению
ущерба. Повреждения и дефекты сооружений, связанные с возможностью возник-
новения аварийных и чрезвычайных ситуаций на ГТС, не выявлены.
Весенний паводок в целом по Республике Саха (Якутия) прошел без аварийных
ситуаций на поднадзорных ГТС, мероприятия по пропуску весеннего паводка экс-
плуатирующими организациями выполнены в полном объеме.
Ростехнадзором во исполнение приказов Минприроды России от 22.01.2009 № 9
«Об утверждении Комплекса мер по предупреждению негативного воздействия вод
в паводковые периоды в бассейне реки Лены» и от 29.01.2009 № 14 «Об утверждении
Плана действий Минприроды России по обеспечению безопасности гидротехниче-
ских сооружений на 2009 год» соответствующая информация о ходе выполнения ме-
роприятий, предусмотренных Комплексом мер и Планом действий в части провер-
ки готовности ГТС к пропуску паводковых вод, направлялась Минприроды России
письмами от 01.04.2009 № ВК-42/300, от 06.07.2009 № НФ-42/1984, от 13.07.2009
№ НФ-42/2023, от 14.10.2008 № НФ-42/2892, от 18.01.2010 № 00-03-08/177.
18.03.2009 заместитель руководителя Ростехнадзора Б.А. Красных принял участие
в заседании Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрез-
вычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, на котором рассматри-
вались вопросы безаварийного пропуска весеннего половодья и паводков 2009 года,
предотвращения аварий и чрезвычайных ситуаций на ГТС.
Кроме того, представитель Ростехнадзора принял участие в рамках деятельности
межведомственной рабочей группы Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий сти-
хийных бедствий в проверке готовности территориальных и функциональных зве-
ньев РСЧС Сибирского и Дальневосточного федеральных округов к безаварийному
262
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
пропуску паводковых вод весеннего половодья 2009 года, о чем Ростехнадзор про-
информировал Минприроды России письмом от 23.03.2009 № АФ-42/601.
В целом уровень подготовки в 2009 году к проведению паводка по сравнению с
прошлыми годами в большей части регионов был значительно выше и проведенные
мероприятия обеспечили требуемый уровень безопасности ГТС.
В соответствии с Планом действий Минприроды России по обеспечению безопас-
ности ГТС в 2009 году, утвержденным приказом Минприроды России от 29.01.2009
№ 14, Планом нормотворческой деятельности Минприроды России в 2009 году
Ростехнадзор принял участие в разработке следующих нормативных правовых актов:
1. В целях уточнения полномочий федеральных органов исполнительной власти
в связи с изменением системы и структуры федеральных органов исполнительной
власти согласно Указу Президента Российской Федерации от 12.05.2008 «Вопросы
системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Ростехнадзором
принято участие в подготовке проекта постановления Правительства Российской
Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской
Федерации от 16 октября 1997 г. № 1320 «Об организации государственного надзо-
ра за безопасностью гидротехнических сооружений».
Изменения внесены постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.11.2009 № 970 «О внесении изменений в постановление Правительства
Российской Федерации от 16 октября 1997 г. № 1320».
2. В целях совершенствования законодательства в области безопасности ГТС,
Ростехнадзор принял участие в разработке следующих нормативных правовых актов:
проект приказа Минприроды России «Об утверждении формы акта преддеклара-
ционного обследования гидротехнических сооружений» (форма акта преддеклараци-
онного обследования ГТС утверждена приказом Минприроды России от 15.12.2009
№ 411 «Об утверждении формы акта преддекларационного обследования гидротех-
нических сооружений» (зарегистрирован Минюстом России 18.02.2010 № 16451);
проект приказа Минприроды России «Об утверждении Дополнительных тре-
бований к содержанию деклараций безопасности гидротехнических сооружений и
методики их составления, учитывающие особенности декларирования безопасно-
сти гидротехнических сооружений различных видов в зависимости от их назначе-
ния, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к без-
опасности».
Дополнительные требования к содержанию деклараций безопасности ГТС и ме-
тодика их составления, учитывающие особенности декларирования безопасности
ГТС различных видов в зависимости от их назначения, класса, конструкции, усло-
вий эксплуатации и специальных требований к безопасности, утверждены прика-
зом Минприроды России от 15.12.2009 № 412 «Об утверждении Дополнительных
требований к содержанию деклараций безопасности гидротехнических сооруже-
ний и методики их составления, учитывающие особенности декларирования безо-
пасности гидротехнических сооружений различных видов в зависимости от их на-
значения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований
к безопасности» (зарегистрирован Минюстом России 18.02.2010, регистрационный
№ 16452);
проект приказа Минприроды России «Об утверждении формы декларации без-
опасности гидротехнических сооружений» (форма декларации безопасности ГТС
утверждена приказом Минприроды России от 22.07.2009 № 221 «Об утверждении
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
263
формы декларации безопасности гидротехнических сооружений» (зарегистрирован
Минюстом России 04.09.2009, регистрационный № 14706));
проект приказа Минприроды России «Об утверждении Порядка формирования
и регламента работы экспертных комиссий по проведению государственной экс-
пертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений» (порядок фор-
мирования и регламент работы экспертных комиссий по проведению государствен-
ной экспертизы деклараций безопасности ГТС утверждены приказом Минприроды
России от 24.07.2009 № 231 «Об утверждении Порядка формирования и регламента
работы экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы декла-
раций безопасности гидротехнических сооружений» (зарегистрирован Минюстом
России 20.08.2009, регистрационный № 14583));
проект приказа Минприроды России «Об утверждении квалификационных тре-
бований к специалистам, включаемым в состав экспертных комиссий» (квалифика-
ционные требования к специалистам, включаемым в состав экспертных комиссий,
утверждены приказом Минприроды России от 30.10.2009 № 358 «Об утверждении
квалификационных требований к специалистам, включаемым в состав экспертных
комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности ги-
дротехнических сооружений» (зарегистрирован Минюстом России 01.12.2009, ре-
гистрационный № 15347)).
3. В целях приведения в соответствие с нормами Федерального закона от 26.12.2008
№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контро-
ля» нормативных технических документов Ростехнадзор принял участие в подготовке
проекта приказа Минприроды России «О внесении изменений в Административный
регламент исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому
и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственно-
го контроля и надзора за соблюдением собственниками гидротехнических сооруже-
ний и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехни-
ческих сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений)»,
утвержденный приказом Минприроды России от 31.10.2008 № 289.
Изменения внесены приказом от 15.12.2009 № 413 «Об утверждении
Административного регламента исполнения Федеральной службой по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осущест-
влению государственного контроля и надзора за соблюдением собственниками ги-
дротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил
безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидро-
технических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по
осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления)»
(зарегистрирован Минюстом России 18.02.2010 № 16453).
Кроме того, в целях совершенствования законодательной, нормативной и ме-
тодической базы в области безопасности ГТС и в соответствии с поручениями
Минприроды России:
разработана и письмом от 11.02.2009 № НФ-43/711 направлена в территориаль-
ные органы форма заключения территориального органа Ростехнадзора о соответ-
ствии состояния ГТС и квалификации работников эксплуатирующей организации
нормам и правилам, утвержденным в установленном порядке (оценка безопасности
ГТС), в целях единообразия при оформлении;
264
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
во исполнение п. 2 протокола совещания у заместителя министра природных ре-
сурсов и экологии Российской Федерации С.Р. Леви от 24.12.2008 № 03-16/180-пр
подготовлена первая редакция проекта Административного регламента по определе-
нию экспертных центров, проводящих государственную экспертизу декларации без-
опасности ГТС и письмом от 27.05.2009 № НФ-42/1611 направлена в Минприроды
России;
во исполнение пункта 4.1 протокола от 27.02.2009 № 01-15/12-пр выездного
аппаратного совещания у министра природных ресурсов и экологии Российской
Федерации Ю.П. Трутнева по вопросу «Подведение итогов работы Минприроды
России и подведомственных ему федеральных служб, федеральных агентств в 2008
году и приоритетные задачи на 2009 год» даны предложения в Минприроды России
(письмо от 12.03.2009 № НФ-42/1059) по подготовке ведомственного нормативно-
го правового акта — методики (порядка) расчета размера оплаты государственной
экспертизы декларации безопасности ГТС;
во исполнение ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безо-
пасности гидротехнических сооружений» разработаны и письмом от 25.03.2009
№ НФ-43/1173 направлены в территориальные органы состав и структура правил
эксплуатации ГТС.
В соответствии с пунктами 10 и 26 Плана приоритетных нормативных правовых
актов, относящихся к компетенции Минприроды России, подлежащих переработ-
ке в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009
№ СС-П4-969, Ростехнадзор письмами от 11.06.2009 № НФ-42/1754 и от 18.06.2009
№ НФ-42/1811 направил Минприроды России на рассмотрение проекты следую-
щих ведомственных нормативных правовых актов:
методические рекомендаци по ведению мониторинга безопасности ГТС нако-
пителей жидких промышленных отходов, подготовленные с учетом переработки
Инструкции о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических со-
оружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора
России, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 12.01.1998 № 2
(зарегистрированным Минюстом России 02.04.1998, регистрационный № 1467);
методических рекомендаций по определению критериев безопасности ГТС, под-
надзорных Ростехнадзору, подготовленные с учетом переработки Инструкции о
порядке определения критериев безопасности и оценки состояния гидротехниче-
ских сооружений накопителей жидких промышленных отходов на поднадзорных
Госгортехнадзору России производствах, объектах и в организациях, утвержденной
постановлением Госгортехнадзора России от 04.02.2002 № 10 (зарегистрированным
Минюстом России 18.05.2002, регистрационный № 3449).
В 2009 году в соответствии с распоряжениями Ростехнадзора от 01.06.2009 № 35-рп
и от 04.08.2009 № 47-рп проведено два семинара с государственными инспектора-
ми территориальных органов Ростехнадзора, осуществляющими надзор и контроль
за соблюдением собственниками ГТС и эксплуатирующими организациями норм
и правил безопасности ГТС в Центральном, Северо-Западном и Южном федераль-
ных округах, по теме: «Совершенствование государственного надзора и контроля
в сфере безопасности гидротехнических сооружений на объектах, поднадзорных
Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».
В работе семинаров приняли участие 143 человека, в том числе представители
13 территориальных управлений Ростехнадзора Центрального, Северо-Западного и
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
265
Южного федеральных округов, девяти экспертных и специализированных органи-
заций, аналитических центров по ведению мониторинга технической безопасности
ГТС, отраслевых институтов.
В ходе семинара были обсуждены актуальные и проблемные вопросы, связанные
с безопасной эксплуатацией ГТС, в частности подробно остановились на проблеме
бесхозяйности ГТС и недостаточности контроля за их техническим состоянием.
Одновременно с изложенным, подводя итоги 2009 года, необходимо отметить до-
пущенные недостатки и ошибки, чтобы уменьшить их количество в будущем.
17 августа 2009 года в филиале ОАО «РусГидро» — «Саяно-Шушенская ГЭС име-
ни П.С. Непорожнего» произошла авария — внезапное разрушение гидроагрегата
№ 2 с поступлением через шахту гидроагрегата под большим напором значитель-
ных объемов воды.
Причины разрушения гидроагрегата № 2:
работа гидроагрегата в зоне эксплуатационной характеристики, не рекомендо-
ванной к работе (повышенная вибрация);
обрыв шпилек крышки турбины.
В акте комиссии Ростехнадзора указаны шесть лиц, причастных, по мнению ко-
миссии, «к созданию условий, способствующих возникновению аварии» и 19 долж-
ностных лиц, «несущих ответственность за предотвращение инцидентов и аварий
на станции», и перечислены выявленные комиссией нарушения при осуществле-
нии ими их должностных обязанностей.
Мероприятия, необходимые для предотвращения подобных аварий:
внесение необходимых изменений в законодательство, предусматривающих уси-
ление контроля и надзора на опасных производственных объектах и объектах элек-
троэнергетики;
в целях стимулирования модернизации генерирующих станций, электрических
сетей и повышения ответственности собственников за техническое состояние обо-
рудования энергохозяйства подготовить предложения по внесению изменений в за-
конодательство Российской Федерации, в том числе по разработке соответствую-
щих технических регламентов и стандартов;
проработка совместно с организациями электроэнергетики мер по обеспечению
бесперебойной работы целостной системы комплексного технического контроля за
состоянием оборудования энергообъектов;
анализ практики совершенствования конструкций гидротехнических агрегатов,
включая гидроэнергетическое оборудование для высоконапорных ГЭС, в том числе
с учетом имеющегося мирового опыта, с проведением натурных испытаний;
устранение всех замечаний, выявленных при проведении проверок Ростех-
надзора;
разработка комплексной программы научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ в области повышения надежности и безопасности функци-
онирования действующих и разрабатываемых гидроагрегатов и обеспечение мони-
торинга и координации работ по изготовлению энергосилового оборудования для
Саяно-Шушенской ГЭС имени П.С. Непорожнего.
По результатам технического расследования причин аварии, происшед-
шей 17.08.2009 в филиале ОАО «РусГидро» — «Саяно-Шушенская ГЭС имени
П.С. Непорожнего», Ростехнадзор (письмо от 12.10.2009 № НФ-45/2843) поручил
ОАО «РусГидро»:
266
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
разработать и по согласованию с Ростехнадзором утвердить Комплекс мероприя-
тий по обеспечению безопасности Саяно-Шушенской ГЭС, предусмотрев ремонтно-
восстановительные работы, в том числе и ранее выполненные мероприятия, с ука-
занием лиц, ответственных за исполнение;
разработать и по согласованию с Ростехнадзором утвердить График выполнения
рекомендаций и мероприятий по предупреждению подобных техногенных ката-
строф (аварий) на гидроэлектростанциях ОАО «РусГидро», в том числе и ранее вы-
полненные мероприятия, с указанием лиц, ответственных за исполнение (по каж-
дой гидроэлектростанции);
еженедельно (четверг) представлять в Ростехнадзор информацию о выполнении
комплекса мероприятий по обеспечению безопасности Саяно-Шушенской ГЭС и
Графика выполнения рекомендаций и мероприятий по предупреждению подобных
техногенных катастроф (аварий) на гидроэлектростанциях ОАО «РусГидро»;
разработать и по согласованию с Ростехнадзором утвердить График переработки
деклараций безопасности ГТС всех гидроэлектростанций ОАО «РусГидро», а также
расчетов вероятного вреда в случае возможной аварии на ГТС, предусмотрев сцена-
рии возможной аварии ГТС при разрушении (выходе из строя) агрегатов и оборудо-
вания, размещенных на ГТС.
Еженедельно ОАО «РусГидро» представляет в Ростехнадзор отчеты о выполнении
мероприятий, предусмотренных указанными планами и графиками.
В связи с задержкой в получении филиалом ОАО «РусГидро» — «Саяно-
Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего» заключения МЧС России о готовно-
сти эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации чрезвычайных си-
туаций и защите населения и территорий в случае аварии ГТС имело место срыва
срока представления декларации безопасности ГТС Саяно-Шушенской ГЭС.
Для повышения надежности и безопасности ГТС, эффективности государствен-
ного надзора за их безопасной эксплуатацией Ростехнадзору необходимо:
1. Во исполнение приказа Минприроды России от 29.12.2009 № 428 «Об утверж-
дении Плана мероприятий Минприроды России по реализации Водной стратегии
Российской Федерации на период до 2020 года» во взаимодействии с заинтересо-
ванными федеральными органами исполнительной власти разработать и реализо-
вать мероприятия, направленные на обеспечение защищенности населения, про-
живающего на территориях, подверженных воздействию опасных гидрологических
явлений, и устойчивое функционирование соответствующих объектов экономики,
а именно:
обеспечение эксплуатационной надежности и безопасности ГТС, эксплуатируе-
мых поднадзорными организациями;
сокращение числа аварийных и бесхозяйных ГТС;
повышение эффективности государственного надзора за безопасностью ГТС;
обеспечение декларирование безопасности ГТС и актуализации баз данных по
поднадзорным ГТС;
повышение наполняемости Российского регистра ГТС.
2. В соответствии с Планом нормотворческой деятельности Минприроды России
на 2010 год, утвержденным приказом Минприроды России от 20.01.2010 № 17, под-
готовить проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении
изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.1999
№ 237 «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооруже-
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
267
ния и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на
строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического
сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собствен-
ника» в части уточнения порядка осуществления государственного надзора и кон-
троля за безопасностью ГТС, а также конкретизации процедуры обеспечения безо-
пасности бесхозяйных ГТС исходя из правоприменительной практики.
3. В соответствии с Планом переработки ведомственных нормативно-правовых
актов, относящихся к компетенции Минприроды России, разработать следующие
документы:
Порядок определения критериев безопасности ГТС, поднадзорных Федеральной
службе по экологическому, технологическому и атомному надзору;
Методические указания по осуществлению собственниками ГТС и эксплуатиру-
ющими организациями контроля (мониторинга) за показателями состояния ГТС,
надзор за которыми осуществляет Федеральная служба по экологическому, техно-
логическому и атомного надзору, природных и техногенных воздействий и оценки
безопасности ГТС;
Правила безопасности ГТС предприятий, подконтрольных Федеральной службе
по экологическому, технологическому и атомному надзору.
4. В целях определения направления затрат для обоснования платы за проведение
государственной экспертизы декларации безопасности ГТС экспертными комиссия-
ми, сформированными экспертными центрами, включенными в перечень организаций
(экспертных центров), определенных для проведения экспертизы деклараций безопас-
ности ГТС, поднадзорных Ростехнадзору, и обеспечения единого методологического
подхода при формировании сметы на проведение экспертизы декларации безопасности
ГТС, разработать нормативный правовой документ — Рекомендации по содержанию
сметы на проведение государственной экспертизы декларации безопасности ГТС.
5. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева
от 16.03.2009 № Пр-626 о проработке вопроса о бесхозяйных ГТС в части организа-
ции проведения мероприятий в целях предупреждения возникновения чрезвычай-
ных ситуаций и сокращения бесхозяйных ГТС организовать в соответствии с утверж-
денными планами-графиками действий территориальных органов Ростехнадзора по
сокращению количества бесхозяйных ГТС и обеспечению их безопасности на пери-
од до 1 июля 2011 года работу по:
выявлению бесхозяйных ГТС и проведению их обследования с применением тех-
нических и инструментальных средств;
созданию информационной базы данных о бесхозяйных ГТС с уточнением дан-
ных о месте их нахождения, техническом состоянии, степени потенциальной опас-
ности с привлечением для технического сопровождения ФГУ «Центр лабораторно-
го анализа и технических измерений» Ростехнадзора;
информированию федеральных органов власти, органов местного самоуправле-
ния и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на терри-
тории которых расположены бесхозяйные ГТС, для принятия мер по определению
собственника (эксплуатирующей организации);
мониторингу мер, принимаемых федеральными органами исполнительной вла-
сти органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами
местного самоуправления по определению собственника (эксплуатирующей орга-
низации) и обеспечению безопасности бесхозяйных ГТС;
268
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
организации взаимодействия с органами прокуратуры и судебной власти в слу-
чаях непринятия действенных мер федеральными органами исполнительной вла-
сти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органа-
ми местного самоуправления по обеспечению безопасности бесхозяйных ГТС;
декларированию безопасности ГТС, поднадзорных Ростехнадзору.
6. Государственный контроль и надзор за соблюдением собственниками ГТС и
эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности ГТС в 2010 году
осуществлять в соответствии с Планом действий Минприроды России по обеспе-
чению безопасности гидротехнических сооружений на 2010 год и Планом проведе-
ния плановых проверок Ростехнадзором на 2010 год.
7. В целях организации и проведения в 2010 году безаварийного пропуска весенне-
го половодья и паводков, предотвращения аварий ГТС, поднадзорных Ростехнадзору,
во исполнение приказов Минприроды России от 29.12.2009 № 428 «Об утвержде-
нии Плана мероприятий Минприроды России по реализации Водной стратегии
Российской Федерации на период до 2020 года» и от 22.01.2009 № 9 «Об утвержде-
нии комплекса мер по предупреждению негативного воздействия вод в паводковый
период в бассейне реки Лена» разработать, организовать и осуществить мероприя-
тия по безаварийному пропуску половодья и паводков в 2010 году.
8. В соответствии с Планом проведения семинаров (совещаний) с работниками
территориальных органов Ростехнадзора на 2010 год провести семинары с инспек-
торским составом Ростехнадзора по вопросам совершенствования государственно-
го надзора и контроля в сфере безопасности ГТС.
2.2.22. Осуществление государственного строительного надзора
при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов
капитального строительства
В течение 2009 года Федеральной службой по экологическому, технологическо-
му и атомному надзору осуществлялся государственный строительный надзор при
строительстве, реконструкции, капитальном ремонте на 10 300 объектах капиталь-
ного строительства (в 2008 году — 13 408).
При этом проведено 12 495 проверок (2008 году — 14595), выявлено 41 191 нару-
шение действующего градостроительного законодательства (в 2008 году — 54 883),
составлено 2035 протоколов об административных нарушениях (в 2008 году — 2991).
По 10 нарушениям применена такая мера административного воздействия, как при-
остановление деятельности. По 28 объектам (в 2008 году — 15) материалы переданы
в правоохранительные органы.
Сумма наложенных административных штрафов составила 77 086 тыс. руб.
(в 2008 году — 103 636 тыс. руб.), из них взыскано 55 505 тыс. руб. (в 2008 году —
85 127 тыс. руб.), что составляет 72 % наложенных штрафов (в 2008 году — 82 %).
Анализ поступивших в 2009 году из территориальных органов Федеральной служ-
бы по экологическому, технологическому и атомному надзору отчетных материа-
лов по проведенным плановым и внеплановым проверкам объектов капитального
строительства позволяет заключить, что нарушения носят в основном следующий
характер:
отсутствие оформленных в соответствии с действующим законодательством до-
кументов землепользования;
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
269
отсутствие градостроительной документации, оформленной в соответствии с дей-
ствующим законодательством (разрешения на строительство, заключения государ-
ственной экспертизы проектной документации);
несоответствие или отклонение строящегося, реконструируемого, ремонтируе-
мого объекта капитального строительства от требований технических регламентов
(норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации;
несоблюдение требований природоохранного законодательства (в том числе в
части складирования и утилизации строительных отходов);
низкий уровень исполнения или отсутствие строительного контроля со сторо-
ны заказчиков и лиц, осуществляющих строительство, что приводит к увеличению
количества нарушений, выявленных инспекторами Ростехнадзора при осуществле-
нии надзорных функций.
Аварий и несчастных случаев в 2009 году не зафиксировано.
В 2009 году выдано 6211 заключений о соответствии построенных, реконструи-
руемых и отремонтированных объектов капитального строительства требованиям
технических регламентов и проектной документации (в 2008 году — 6224).
Проведенные проверки деятельности территориальных органов Ростехнадзора
показали слабое знание должностными лицами некоторых территориальных органов
приказа руководителя Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1129 «Об утверждении и вве-
дении в действие порядка проведения проверок при осуществлении государствен-
ного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, ре-
конструированных, отремонтированных объектов капитального строительства тре-
бованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых
актов, проектной документации» (РД-11-04-2006).
В результате этого по ряду объектов капитального строительства, таких, как
Сасовский завод фенолформальдегидных смол (Рязанская область), Новошахтинский
завод нефтепродуктов (Ростовская область), магистральный газопровод «Касимовское
ПХГ — КС Воскресенск», осуществление государственного строительного надзора
велось с грубыми нарушениями требований действующего градостроительного зако-
нодательства, подзаконных актов, руководящих документов Ростехнадзора.
Приказы или распоряжения о проведении проверок зачастую отсутствуют либо
были составлены с нарушениями требований РД-11-04-2006. Более того, некото-
рые инспекторы отделов не знают, как составляются акты, предписания и другие
документы, что свидетельствует о недостаточном контроле за их работой со сторо-
ны руководства территориального органа, а также о крайне низком уровне их спе-
циальных знаний.
Следствием этого является неудовлетворительное качество контроля за оформ-
лением исполнительной документации (нарушаются сроки направления извещений
о начале строительных работ, об окончании контролируемых этапов работ; общие
журналы учета выполненных работ на объектах ведутся небрежно и не регистриру-
ются в территориальных органах; несвоевременно проводится освидетельствование
актов скрытых работ, их оформление происходит не по установленной форме; отсут-
ствует авторский надзор при строительстве, реконструкции и капитальном ремон-
те на опасных производственных объектах. Кроме того, не осуществлялся контроль
по устранению застройщиком недостатков, указанных в предписаниях, извещения
об устранении выявленных замечаний, а также копии документов о взыскании на-
ложенных административных штрафов не представлялись.
270
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
Неудовлетворительно велась работа по этому направлению в Центральном управ-
лении Ростехнадзора и Нижне-Донском управлении Ростехнадзора.
В соответствии с Положением об осуществлении государственного строительного
надзора в Российской Федерации в рамках государственного строительного надзора
осуществляется государственный пожарный надзор, государственный санитарно-
эпидемиологический надзор, а также государственный контроль в области охраны
окружающей среды (государственный экологический контроль). В актах проверок
объектов капитального строительства инспекторами Ростехнадзора должны быть
отражены нарушения требований пожарной и санитарно-эпидемиологической без-
опасности, а также нарушений природоохранного законодательства.
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзо-
ру в 2009 году при осуществлении государственного строительного надзора особое
внимание уделялось осуществлению надзора при строительстве олимпийских объ-
ектов в г. Сочи и объектов саммита АТЭС-2012 в г. Владивостоке.
Так, в 2009 году по объектам капитального строительства, включенным в
Программу строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горно-
климатического курорта, утвержденную постановлением Правительства Российской
Федерации от 29.12.2007 № 991, государственный строительный надзор осущест-
влялся на 32 объектах. Всего проведено 67 проверок строящихся объектов, выдано
шесть заключений о соответствии. По результатам проведенных проверок вынесе-
но 110 постановлений о наложении штрафов на общую сумму 3350 тыс. руб.
По объектам капитального строительства саммита АТЭС-2012 под надзором
Ростехнадзора находилось 11 объектов. Всего проведено 62 проверки, выдано
82 предписания, выявлено 462 нарушения, устранено 390 нарушений, 72 наруше-
ния находятся на контроле. Всего при осуществлении государственного строитель-
ного надзора по фактам допущенных нарушений к административной ответствен-
ности привлечено 4 юридических лица и 24 должностных лица. Сумма взысканных
штрафов составила 460 тыс. руб.
Особое внимание уделяется строительству уникального мостового перехода на о.
Русский через пролив Босфор Восточный и мостового перехода через бухту Золотой
Рог в г. Владивостоке на автомагистрали, связывающей федеральную автомобиль-
ную дорогу М-60 «Уссури» Хабаровск — Владивосток с о. Русский.
В 2009 году завершено строительство и выданы заключения о соответствии по-
строенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального стро-
ительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных норматив-
ных правовых актов, проектной документации по таким значимым объектам капи-
тального строительства, как:
крупнейший в России завод по производству сжиженного природного газа (СПГ),
Южно-Сахалинск;
первая очередь нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» —
Спецнефтепорт Козьмино;
объекты Московского метрополитена (Митинско-Строгинская линия, станция
Мякинино);
вторая очередь строительства Серебряноборских тоннелей в г. Москва;
аэровокзальный комплекс аэропорта «Внуково», 1-я очередь строительства;
шесть олимпийских объектов в соответствии с Программой строительства олим-
пийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта.
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
271
В рамках исполнения функции по ведению реестра саморегулируемых организа-
ций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирова-
ния, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального
строительства по состоянию на 31.12.2009 зарегистрировано 294 саморегулируемых
организации, из них 166 — осуществляющих строительство, 110 — осуществляю-
щих подготовку проектной документации и 18 — выполняющих инженерные изы-
скания (табл. 91).
Таблица 91
Количество зарегистрированных саморегулируемых организаций по состоянию
на 31.12.2009
Округ
Строительство, рекон-
Подготовка проектной
Инженерные
струкция, капитальный
документации
изыскания
ремонт
ЦФО
67
50
9
ЮФО
18
8
2
СЗФО
22
17
4
ДФО
10
1
СФО
18
11
1
ПФО
20
21
2
УФО
11
2
Всего:
166
110
18
Количество членов, входящих в состав зарегистрированных саморегулируемых
организаций, составляет:
в области осуществления строительства — более чем 25 000;
в области подготовки проектной документации — более чем 11 000;
в области выполнения инженерных изысканий — более чем 1500.
Если в декабре 2008 года было подано четыре заявления о внесении сведений в го-
сударственный реестр саморегулируемых организаций, то в декабре их подано 204.
На 31.12.2009 общее количество саморегулируемых организаций, подавших за-
явления для рассмотрения документов составило, 405.
В функцию по ведению государственного реестра саморегулируемых организа-
ций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирова-
ния, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального
строительства также входят выдача выписок и внесение изменений в сведения, со-
держащиеся в государственном реестре.
По состоянию на 31.12.2009 по заявлениям физических и юридических лиц вы-
дано 30 выписок из государственного реестра саморегулируемых организаций.
На сайте Ростехнадзора постоянно обновляется информация о внесении сведе-
ний в государственный реестр, а также в разделе «новости саморегулирования» в ре-
жиме реального времени обновляется информация о поступивших заявках, о вклю-
чении организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и о
принятых решениях по итогам рассмотрения документов.
Центральным аппаратом Ростехнадзора разработан План проведения проверок
деятельности саморегулируемых организаций на 2010 год, в который вошли 12 не-
коммерческих партнерств:
Некоммерческое партнерство «Объединение строителей Санкт-Петербурга»;
272
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
Некоммерческое партнерство по повышению качества строительства в городе
Томске и Томской области;
Некоммерческое партнерство «Объединение строителей подземных сооружений,
промышленных и гражданских объектов»;
Некоммерческое партнерство содействия в предупреждении вреда и повышении
качества работ в области строительства «Столичное строительное объединение»;
Некоммерческое партнерство «Союз строительных компаний Южного Урала и
Сибири»;
Некоммерческое партнерство «Балтийский строительный комплекс»;
Некоммерческое партнерство «Дальневосточное объединение строителей»;
Некоммерческое партнерство «Строительный комплекс Волгоградской обла-
сти»;
Некоммерческое партнерство компаний строительного комплекса «Союзпетро-
строй-стандарт»;
Некоммерческое партнерство содействия развитию инженерно-изыскательской
деятельности «Ассоциация Инженерные изыскания в строительстве»;
Некоммерческое партнерство «Центральное объединение организаций по инже-
нерным изысканиям для строительства «Центризыскания»;
Некоммерческое партнерство «Объединение строителей газового и нефтяного
комплекса».
Нерешенными остаются ряд вопросов по совершенствованию действующего гра-
достроительного законодательства:
требуется привести в соответствие Градостроительный кодекс Российской
Федерации, закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и
Налоговый кодекс Российской Федерации (в части необходимости уплаты и разме-
ра государственной пошлины за внесение сведений об организации в реестр СРО).
Требует разъяснений, какими документами с 01.01.2010 могут подтвердить заявлен-
ную деятельность члены некоммерческих партнерств для получения статуса само-
регулируемой организации;
не утверждены административные регламенты по осуществлению Ростехнадзором
функции по государственному контролю (надзору) за деятельностью саморегулиру-
емых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного
проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов ка-
питального строительства, а также по ведению реестра указанных организаций;
не утвержден административный регламент по осуществлению государственно-
го строительного надзора;
не утверждена форма свидетельства о допуске к работам, которые оказывают вли-
яние на безопасность объектов капитального строительства.
Приоритетными задачами на 2010 год являются:
усиление контроля за деятельностью территориальных органов Ростехнадзора в
части осуществления государственного строительного надзора при строительстве
объектов особого контроля, в том числе олимпийских объектов в г. Сочи и объек-
тов саммита АТЭС-2012;
повышение квалификации инспекторов государственного строительного надзо-
ра в территориальных управлениях Ростехнадзора, дополнительное их обучение, в
том числе в части пожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора и
экологического контроля.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     15      16      17      18     ..