ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2012 год) - часть 21

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2012 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     19      20      21      22     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2012 год) - часть 21

 

 

321
Таблица 97
Сведения о заключениях экспертизы промышленной безопасности за 2012 г.
Наименование
Вид экспертизы
Количест-
Количество
структурного
ПД
ЗС
ТУ
ДБ
ИД
во утвер-
заключений
подразделения
жденных
экспертизы,
заключе-
в утвержде-
ний эк-
нии которых
спертизы
было отка-
(за отчет-
зано
ный пери-
(за отчетный
од)
период)
Территориальные
органы
МТУ Ростехнадзора
2555
1038
15 091
2
805
17 992
1499
Центральное
1408
1716
13 136
0
2258
16 467
2051
управление
Верхне-Донское
1448
1153
15 324
0
1100
18 617
408
управление
Верхне-Волжское
1069
1012
7619
0
545
9450
572
управление
Приокское управление
1786
3041
9763
0
1133
15 438
285
Северо-Западное
2443
1066
7178
0
727
10 851
563
управление
Беломорское
182
186
3331
0
182
3525
356
управление
Печорское управление
401
163
3650
0
97
4221
90
Северное управление
425
468
4213
0
246
5222
130
Нижне-Волжское
781
1456
11931
0
479
13 902
745
управление
Северо-Кавказское
1621
705
5052
0
771
7658
491
управление
Нижне-Донское
1544
572
5242
0
499
7674
197
управление
Западно-Уральское
2270
838
16 724
0
550
20 078
304
управление
Приуральское
3685
1788
29 693
0
1388
35 288
1266
управление
Приволжское
2365
507
5848
0
762
9482
371
управление
Средне-Волжское
1339
465
4971
2
169
6230
581
управление
Средне-Поволжское
1556
946
21207
0
395
22385
1719
управление
Волжско-Окское
1857
1031
6121
0
284
9057
236
управление
Северо- Уральское
4361
3871
33631
0
4017
41 406
4474
управление
Уральское управление
2029
1989
16 650
2
1192
20 148
1714
322
Наименование
Вид экспертизы
Количест-
Количество
структурного
ПД
ЗС
ТУ
ДБ
ИД
во утвер-
заключений
подразделения
жденных
экспертизы,
заключе-
в утвержде-
ний эк-
нии которых
спертизы
было отка-
(за отчет-
зано
ный пери-
(за отчетный
од)
период)
Южно-Сибирское
1345
1660
9815
5
754
12 382
1197
управление
Забайкальское
15
43
1192
0
152
1351
51
управление
Енисейское
538
357
6393
0
486
7308
466
управление
Западно-Сибирское
311
663
11610
0
1043
13627
1365
управление
Прибайкальское
622
1112
9305
0
368
12523
69
управление
Дальневосточное
263
299
4922
2
664
5693
457
управление
Сахалинское
55
4
568
0
69
693
66
управление
Северо-Восточное
185
15
389
0
21
562
48
управление
Ленское управление
432
139
1684
0
289
2262
282
Камчатское
28
40
549
0
39
461
158
управление
Итого:
38 919
28343
282 802
13
21 484
351 953
22 211
Центральный аппарат
Ростехнадзора
7 Управление
88
24
763
46
200
1121
104
8 Управление
58
6
1160
128
117
1342
127
9 Управление
1
7
338
0
63
338
71
13 Управление
70
0
277
0
2
348
1
14 Управление
337
8
1649
227
68
1833
456
Итого:
554
45
4187
401
450
4982
759
Всего
39 473
28 388
286 989
414
21 934
35 6935
22 970
по Ростехнадзору:
Примечание. Экспертизе промышленной безопасности подлежат (вид экспертизы): ПД —
проектная документация на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликви-
дацию опасного производственного объекта; ТУ — технические устройства, применяемые на
опасном производственном объекте; ЗС — здания и сооружения на опасном производствен-
ном объекте; ДБ — декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе про-
ектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвида-
цию опасного производственного объекта, и иные документы, связанные с эксплуатацией опа-
сного производственного объекта; ИД — иные документы, связанные с эксплуатацией опасного
производственного объекта.
323
2.4. Регистрация объектов в государственном реестре опасных
производственных объектов
Во исполнение Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной
безопасности опасных производственных объектов», постановления Правительст-
ва Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371 «О регистрации объектов в государ-
ственном реестре опасных производственных объектов», Положения о Федераль-
ной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержден-
ным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 401,
Ростехнадзор осуществляет предоставление государственной услуги по регистрации
опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных
производственных объектов в порядке и сроки, установленные Административным
регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомно-
му надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных про-
изводственных объектов и ведению государственного реестра опасных производст-
венных объектов, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическо-
му, технологическому и атомному надзору от 04.09.2007 № 606 (зарегистрирован в
Минюсте России от 01.10.2007 № 10224) (далее — Регламент).
В составе государственного реестра опасных производственных объектов осу-
ществляется ведение ведомственных и территориальных разделов.
Ведение всех разделов государственного реестра опасных производственных объ-
ектов осуществляется на основе единых нормативно-методических и программных
принципов.
Регистрацию опасных производственных объектов и ведение ведомственных раз-
делов государственного реестра на основании полномочий в области промышлен-
ной безопасности ведут Министерство обороны Российской Федерации, Федераль-
ная служба исполнения наказаний, Федеральная служба безопасности Российской
Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней
разведки Российской Федерации, Главное управление специальных программ Пре-
зидента Российской Федерации, Федеральное агентство специального строительст-
ва Российской Федерации, а также «Государственная корпорация по атомной энер-
гии «Росатом» (с 2012 г.).
Полномочия по регистрации опасных производственных объектов в государ-
ственном реестре опасных производственных объектов отнесены к компетенции
территориальных органов Ростехнадзора, центральный аппарат Ростехнадзора не
осуществляет регистрацию опасных производственных объектов, а также внесение
изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре опасных произ-
водственных объектов.
По состоянию на 31.12.2012 в государственном реестре опасных производствен-
ных объектов зарегистрировано 286 774 объекта, эксплуатируемых 129 040 органи-
зациями.
За период с 01.01.2012 по 31.12.2012 зарегистрировано 23 904 опасных производ-
ственных объекта, исключено 33 810 опасных производственных объектов.
Таким образом, в 2012 г. в государственном реестре зарегистрировано опасных
производственных объектов на 2,6 % меньше по сравнению с 2011 г.
Из общего количества зарегистрированных опасных производственных объектов
за период с 01.01.2012 по 31.12.2012 преобладающее большинство составляют объек-
324
ты 2-го типа, на которых находятся опасные вещества в количестве, меньшем пре-
дельного количества, установленного приложением 2 к закону № 116-ФЗ, — 51,42 %
(12 312 опасных производственных объектов);
объекты 1-го типа, на которых количество опасных веществ в количестве, равном
или превышающем количество, установленное приложением 2 к закону № 116-ФЗ
и разработка декларации промышленной безопасности для которых является обя-
зательной в силу указанного закона, составляют 0,91 % (219 опасных производст-
венных объектов);
объекты 3-го типа, обладающие признаками опасности, указанными в пп. 2.1-2.5
карты учета объекта, составляют 47,58 % (11 373 опасных производственных объекта).
2.5. Декларирование промышленной безопасности
Для наиболее опасных объектов, определенных Федеральным законом от
21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных
объектов», информация об опасностях представляется в виде декларации промыш-
ленной безопасности.
Декларация промышленной безопасности является документом, определяющим
возможные характер и масштабы чрезвычайных ситуаций на промышленном объек-
те и мероприятия по их предупреждению и ликвидации. Декларация должна характе-
ризовать безопасность промышленного производства на этапах его ввода в эксплуата-
цию, эксплуатации и вывода из эксплуатации. В ней содержатся сведения о местора-
сположении, природно-климатических условиях размещения и численности персонала
промышленного объекта. Декларация промышленной безопасности включает также
основные характеристики и особенности технологических процессов и производимой
на промышленном объекте продукции, анализ риска возникновения на промышлен-
ном объекте чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оценку
условий развития и возможных последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе вы-
бросов в окружающую среду вредных веществ, порядок информирования населения
и органа местного самоуправления, на территории которого расположен промышлен-
ный объект, о прогнозируемых и возникших на промышленном объекте чрезвычай-
ных ситуациях.
Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проек-
тной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое
перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объ-
екта, а также уточняется или разрабатывается вновь в случае обращения за лицен-
зией на эксплуатацию опасного производственного объекта, изменения сведений,
содержащихся в декларации, или в случае изменения требований промышленной
безопасности.
Представление декларации промышленной безопасности имеет целью:
повышение эффективности взаимодействия органов власти, местного само-
управления и общественных объединений по проблемам обеспечения промышлен-
ной безопасности опасных производственных объектов;
создание условий для организации и осуществления государственного надзора в
области промышленной безопасности опасных производственных объектов, а так-
же обеспечение деятельности в области охраны окружающей среды и защиты насе-
ления и территорий от чрезвычайных ситуаций;
325
обеспечение информированности органов власти, местного самоуправления, об-
щественных объединений и граждан о соблюдении требований промышленной без-
опасности на опасных производственных объектах.
Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных про-
изводственных объектов и перечень включаемых в нее сведений установлены в
соответствии с Порядком оформления декларации промышленной безопасно-
сти опасных производственных объектов и перечнем включаемых в нее сведений
(РД-03-14-2005), утвержденным приказом Ростехнадзора от 29.11.2005 № 893, за-
регистрированным в Минюсте России 17.01.2006 № 7375.
Федеральный закон № 116-ФЗ установил обязательность разработки деклараций
промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых по-
лучаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортиру-
ются, уничтожаются вещества в количествах, равных или превышающих количест-
ва, указанные в приложении 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ.
Обязательность разработки деклараций промышленной безопасности может быть
дополнительно установлена Правительством Российской Федерации.
В 2012 г. разработано и зарегистрировано в Федеральной службе по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору 401 декларация промышленной без-
опасности, из них:
в нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности
58
в нефтегазодобывающей промышленности
124
на объектах магистрального нефтепроводного транспорта
37
на объектах газораспределения и газопотребления
8
в металлургической промышленности
8
на объектах хранения взрывчатых материалов
42
в химической промышленности
122
в горнорудной промышленности
2
Наибольшее количество деклараций промышленной безопасности разработано
и утверждено в Ростехнадзоре на объекты нефтегазодобычи.
Анализ сведений о ходе декларирования опасных производственных объектов
показывает, что в целом декларирование осуществляется с выполнением требова-
ний № 116-ФЗ и нормативных правовых актов Российской Федерации.
К основным проблемам декларирования промышленной безопасности относятся:
участие в отдельных случаях в разработке и экспертизе деклараций неквалифи-
цированных специалистов и некомпетентных экспертных организаций. Следстви-
ем такого положения являются низкое качество деклараций промышленной безопа-
сности и соответственно искажение информации о реальном состоянии промыш-
ленной безопасности декларируемых объектов;
несовершенство методического и программного обеспечения анализа риска, учи-
тывающего специфику опасных производственных объектов.
Динамика разработки деклараций промышленной безопасности в 1996-2012 гг.
представлена на рис. 71.
326
Рис. 71. Динамика разработки деклараций промышленной безопасности в период
1996-2012 гг.
К основным проблемам деклариро-
вания промышленной безопасности от-
носятся:
участие в отдельных случаях в раз-
работке и экспертизе деклараций
неквалифицированных специалистов
и некомпетентных экспертных орга-
низаций. Следствием такого положе-
ния являются низкое качество декла-
раций промышленной безопасности и
соответственно искажение информа-
ции о реальном состоянии промыш-
ленной безопасности декларируемых
объектов;
несовершенство методического и
программного обеспечения анализа ри-
ска, учитывающего специфику опасных
Рис. 72. Распределение разработанных
и утвержденных в 2012 г. деклараций
производственных объектов.
по отраслям промышленности
327
2.6. Научно-техническая поддержка регулирующей деятельности
2.6.1. Научно-исследовательские работы в области ядерной и радиационной
безопасности
В 2012 г. научная поддержка регулирующей деятельности Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществлялась ФБУ
«НТЦ ЯРБ» в рамках:
государственного задания за счет средств федерального бюджета;
федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной без-
опасности на 2008 год и на период до 2015 года» (ФЦП ОЯРБ);
федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Феде-
рации на период до 2012 года»;
федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Феде-
рации до 2015 года»;
договоров международного сотрудничества и работ по договорам с организаци-
ями атомной отрасли.
2.6.1.1. Государственное задание ФБУ «НТЦ ЯРБ» (ГЗ-2012)
В 2012 г. в рамках государственного задания ФБУ «НТЦ ЯРБ» выполнялись ра-
боты по двум направлениям и пяти разделам, предусмотренным «Ведомственным
перечнем государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящи-
мися в ведении Ростехнадзора федеральными государственными учреждениями в
качестве основных видов деятельности» (далее — Ведомственный перечень).
Направление I Ведомственного перечня «Проведение прикладных научных ис-
следований в области:
раздел 1.1 регулирование ядерной и радиационной безопасности, физической
защиты объектов использования атомной энергии, учета и контроля ядерных мате-
риалов и радиоактивных веществ».
Направление III Ведомственного перечня «Работы по проведению обследований,
исследований, испытаний, экспертиз и иных видов оценок, а также формирование
и ведение баз данных в части:
раздел 3.2 обеспечение мероприятий по оценке безопасности объектов исполь-
зования атомной энергии;
раздел 3.5 сбора, хранения, обработки и анализа информации, касающейся ре-
естров опасных производственных объектов, выданных лицензий и разрешений,
результатов контрольно-надзорной деятельности, данных об инцидентах, авариях,
несчастных случаях, иных нарушениях на поднадзорных объектах;
раздел 3.6 сбора, хранения, обработки и анализа информации, касающейся ис-
пользования атомной энергии, радиоактивных материалов и веществ, результатов
надзора за учетом, хранением и физической защитой ядерных материалов;
раздел 3.8 сбора, хранения, обработки и анализа информации о выполнении меж-
дународных обязательств Российской Федерации в области обеспечения безопасно-
сти при использовании атомной энергии и промышленной безопасности».
В рамках выполнения 21 темы НИР выпущено 94 отчета, содержащих результаты
научно-исследовательских работ и проекты нормативных документов (ФНП и РБ).
Все НИР были направлены на научно-техническую поддержку регулирующей
деятельности Ростехнадзора в области использования атомной энергии.
328
Основные результаты НИР, выполненных в рамках государственного задания,
приведены ниже.
По направлению Проведение прикладных научных исследований, в том числе в об-
ластях регулирования ядерной и радиационной безопасности, физической защиты
объектов использования атомной энергии, учета и контроля ядерных материалов и
радиоактивных веществ, выполнялись следующие работы:
разработаны предложения по второй редакции проекта ФНП «Общие положе-
ния обеспечения безопасности транспортных и транспортабельных ядерных уста-
новок» (взамен НП-022-2000);
разработаны предложения по второй редакции проекта ФНП «Основные требо-
вания к вероятностному анализу безопасности атомных станций»;
разработаны предложения по второй редакции проекта ФНП «Требования к пла-
нированию мероприятий по действиям и защите работников (персонала) при ядер-
ных и радиационных авариях на плавучем энергоблоке»;
доработаны окончательные редакции предложений по внесению изменений и
подготовлен комплект документов на рассмотрение для определения возможности
опубликования следующих нормативных документов:
Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давле-
нием, для объектов использования атомной энергии (НП-044-03);
Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей
воды для объектов использования атомной энергии (НП-045-03);
Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов
для объектов использования атомной энергии (НП-046-03);
выполнены расчеты рекомендуемых для использования при обосновании без-
опасности радиационных и теплофизических характеристик отработавшего ядер-
ного топлива;
разработан методический документ «Типовое содержание отчета о верификации
теплогидравлических кодов CFD-класса»;
разработаны предложения по второй редакции предложений по пересмотру до-
кумента НП-014-2000 «Правила расследования и учета нарушений при обращении
с радиационными источниками и радиоактивными веществами, применяемыми в
народном хозяйстве» (федеральные нормы и правила).
В рамках данного направления были подготовлены предложения по совершенст-
вованию нормативных документов по результатам анализа предложений, получен-
ных на основе обратной связи с предприятиями промышленности и территориаль-
ными управлениями Ростехнадзора.
По направлению Работы по проведению обследований, исследований, испытаний,
экспертиз и иных видов оценок, а также формирование и ведение баз данных в части
обеспечения мероприятий по оценке безопасности объектов использования атом-
ной энергии выполнялись следующие работы:
выполнен анализ методов, применяемых для увеличения работоспособности
сварных соединений аустенитных трубопроводов Ду 300 реакторов РБМК;
разработана методика расчета остаточных сварочных напряжений сварных сое-
динений трубопроводов Ду 300 и Ду 800 КМПЦ РБМК методом конечных элемен-
тов с использованием наиболее распространенных программных комплексов, та-
ких, как Ansys, Abaqus, SysWeld;
продолжена работа по экспертизе (аттестации) программных средств (ПС), ис-
пользуемых для обоснования безопасности объектов использования атомной энер-
329
гии. Проведены заседания Совета по аттестации программных средств (далее — ПС),
завершена экспертиза 19 ПС, на различных стадиях экспертизы находились 49 ПС;
разработаны предложения по окончательной редакции проекта руководства по
безопасности «Положение о составе и содержании документов, представляемых для
установления нормативов предельно допустимых выбросов и допустимых сбросов
радиоактивных веществ и выдачи разрешений на предельно допустимые выбросы
и допустимые сбросы радиоактивных веществ в окружающую среду».
По направлению Работы по проведению обследований, исследований, испытаний,
экспертиз и иных видов оценок, а также формирование и ведение баз данных в части
сбора, хранения, обработки и анализа информации, касающейся реестров опас-
ных производственных объектов, выданных лицензий и разрешений, результатов
контрольно-надзорной деятельности, данных об инцидентах, авариях, несчастных
случаях, иных нарушениях на поднадзорных объектах выполнялись работы по ше-
сти темам.
В рамках данного направления:
продолжены работы по анализу нарушений в работе ОИАЭ при их эксплуатации,
а также годовых отчетов по безопасности ОИАЭ. Выполнены анализы нарушений в
работе АС, РИ, ИЯУ, объектов ЯТЦ и ЯЭУ судов и иных плавсредств, а также в си-
стемах учета и контроля и физической защиты ядерных материалов и радиоактив-
ных веществ на ОИАЭ. Были продолжены работы по введению информации о на-
рушениях на ОИАЭ во время их эксплуатации в 2012 г. в базы данных, в том числе
в базу данных для АЭС «ИСИ-НАДЗОР», в базу данных для ИЯУ «ИСУН-ИЯУ», в
базу данных для РИ «RAIS»;
выполненные работы позволили выявить тенденции в динамике нарушений при
эксплуатации ОИАЭ, выявить дефициты безопасности, проводить оценку состоя-
ния ядерной и радиационной безопасности ОИАЭ, а также оценить необходимость
разработки и корректировки нормативной документации. Выявлены дефициты без-
опасности ОИАЭ и проблемы, которые предстоит решать эксплуатирующим орга-
низациям в целях повышения безопасности ОИАЭ.
По направлению Работы по проведению обследований, исследований, испытаний,
экспертиз и иных видов оценок, а также формирование и ведение баз данных в части
сбора, хранения, обработки и анализа информации, касающейся использования
атомной энергии, радиоактивных материалов и веществ, результатов надзора за уче-
том, хранением и физической защитой ядерных материалов выполнялись следую-
щие работы:
анализ безопасности атомных станций с водо-водяными энергетическими реак-
торами нового поколения (референтный энергоблок — энергоблок №1 НВАЭС-2)
с применением расчетных кодов ATHLET и COCOSYS;
анализ обоснований безопасности зданий и сооружений атомных станций и хра-
нилищ отработавшего ядерного топлива по результатам мониторинговых наблюде-
ний за современными движениями земной коры;
актуализация информационно-справочного фонда документов в соответствие с
действующими нормативно-правовыми актами в области регулирования ядерной и
радиационной безопасности.
По направлению Работы по проведению обследований, исследований, испытаний,
экспертиз и иных видов оценок, а также формирование и ведение баз данных в части
сбора, хранения, обработки и анализа информации о выполнении международных
330
обязательств Российской Федерации в области обеспечения безопасности при ис-
пользовании атомной энергии и промышленной безопасности выполнены следу-
ющие работы:
систематизация и анализ информации по взаимодействию Ростехнадзора с ме-
ждународными организациями и ассоциациями в области регулирования безопа-
сности при использовании атомной энергии (Международное агентство по атом-
ной энергии (МАГАТЭ), Агентство по ядерной энергии Организации экономиче-
ского сотрудничества и развития (АЯЭ ОЭСР), Ассоциация западноевропейских
органов регулирования (WENRA)). Также рассмотрены результаты деятельности
в рамках Многонациональной программы оценки проектов реакторов (MDEP),
Форума органов регулирования стран, эксплуатирующих реакторы ВВЭР (Форум
ВВЭР).
2.6.1.2. Деятельность ФБУ «НТЦ ЯРБ» в рамках федеральной целевой про-
граммы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности за 2008 год и на пери-
од до 2015 года»
Основной целью федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и ра-
диационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» (далее — Програм-
ма) является комплексное решение проблемы обеспечения ядерной и радиацион-
ной безопасности Российской Федерации.
В 2012 г. ФБУ «НТЦ ЯРБ» по Программе выполнялись работы по всем 14 меро-
приятиям, государственным заказчиком которых являлся Ростехнадзор.
В рамках 14 государственных контрактов были выполнены работы по 33 темам
НИР и подготовлены 89 отчетов, содержащих научно-техническую продукцию в
виде различных редакций нормативных документов (ФНП и РБ) и отчетов о науч-
но-исследовательских работах.
Основной целью выполняемых работ является получение результатов, способ-
ствующих эффективному выполнению задач, стоящих перед Ростехнадзором при
реализации мероприятий Программы, государственным заказчиком которых она
определена постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2007
№ 444. Выполняемые работы были направлены на комплексное решение пробле-
мы научного обеспечения регулирования ядерной и радиационной безопасности.
Основные результаты выполненных работ.
Мероприятие 50. Научное и информационно-аналитическое обеспечение в области
безопасного обеспечения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отхо-
дами.
В рамках данного мероприятия:
разработаны вторые редакции предложений по пересмотру документов (феде-
ральные нормы и правила):
Сбор, переработка, хранение и кондиционирование жидких радиоактивных от-
ходов. Требования безопасности (НП-019-2000);
Сбор, переработка хранение и кондиционирование твердых радиоактивных от-
ходов. Требования безопасности (НП-020-2000);
Обращение с газообразными радиоактивными отходами. Требования безопасно-
сти (НП-021-2000);
Правила безопасности при обращении с радиоактивными отходами атомных
станций (НП-002-04);
331
Разработаны окончательные редакции проектов руководств по безопасности:
Рекомендации по разработке программ обеспечения качества при обращении с
радиоактивными отходами;
Положение об оценке безопасности пунктов приповерхностного захоронения
РАО.
Мероприятие 267. Научное и информационно-аналитическое обеспечение решения
накопленных проблем в области ядерной и радиационной безопасности.
В рамках данного мероприятия:
разработаны рекомендации по определению приоритетов при регулировании без-
опасности объектов ФГУП «Рос РАО» (Благовещенского, Казанского, Ленинград-
ского, Мурманского Нижегородского, Новосибирского, Самарского, Саратовско-
го, Свердловского, Челябинского, Волгоградского, Ростовского, Иркутского и Ха-
баровского отделения ФГУП «РосРАО», а также МосНПО «Радон»);
выполнена оценка максимальных индивидуальных радиационных рисков, об-
условленных вывозом ОЯТ с площадок РБМК-1000, ВВЭР-1000, ВВЭР-440, ЭГП6
и исследовательских ядерных установок;
Разработана окончательная редакция проекта ФНП «Периодическая оценка без-
опасности исследовательских ядерных установок (ИЯУ)»;
Разработана вторая редакция предложений по пересмотру документа НП-009-04
«Правила ядерной безопасности исследовательских реакторов».
Мероприятие 321. Обоснование принципов и разработка рекомендаций по оптими-
зации регулирования систем радиационного мониторинга окружающей среды на объек-
тах использования атомной энергии.
В рамках данного мероприятия разработана окончательная редакция проекта по-
ложения «Рекомендации по обеспечению безопасности при возврате продуктов пе-
реработки ОТВС в государство их поставщика» (руководство по безопасности); под-
готовлен комплект документов для представления РБ на утверждение.
Мероприятие 322. Разработка элементов систем государственного учета и контроля
ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
В рамках данного мероприятия разработана окончательная редакция проекта
положения о порядке расследования и учета аномалий в учете и контроле ядерных
материалов на объектах использования атомной энергии (руководство по безопа-
сности).
Мероприятие 323. Разработка методологии и создание компьютерной системы ин-
формационного обеспечения, регулирующей деятельность при нормальной эксплуата-
ции объектов использования атомной энергии и при авариях.
В рамках данного мероприятия:
выполнен полномасштабный расчет одного действующего энергоблока АЭС с
реактором типа РБМК-1000; составлен альбом режимов проектных и запроектных
аварий АЭС с реактором ВВЭР-1000 на базе математического обеспечения анали-
тического тренажера энергоблока № 1 Ростовской АЭС;
разработаны методические рекомендации по сопоставлению измерений и рас-
четов эффективного коэффициента размножения подкритических систем c глубо-
кой подкритичностью;
выполнен анализ прогнозных моделей старения на примере радиационного ох-
рупчивания корпусов ВВЭР с учетом результатов испытаний образцов и облучения
корпуса.
332
Мероприятие 324. Нормативное регулирование обеспечения физической защиты
ядерных материалов.
В рамках данного мероприятия разработана окончательная редакция проекта ру-
ководства по безопасности «Оценка состояния системы физической защиты на ра-
диационно опасном объекте».
Мероприятие 343. Разработка методологии оценки состояния радиационной безопа-
сности на радиационно опасных объектах, относящихся к прежней и текущей деятель-
ности при добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным
содержанием природных радионуклидов.
В рамках данного мероприятия:
разработаны окончательные редакции проектов положений (руководств по без-
опасности):
положение об оценке текущего уровня безопасности объектов использования
атомной энергии;
положение о структуре и содержании отчета по результатам комплексного ин-
женерного и радиационного обследования для вывода из эксплуатации блока АС.
Мероприятие 344. Разработка методов оценки безопасности для объектов ядерно-
го топливного цикла.
В рамках данного мероприятия:
разработана вторая редакция предложений по пересмотру документа НП-053-04
«Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов» (фе-
деральные нормы и правила);
разработаны окончательные редакции проектов положений (руководств по без-
опасности):
Состав и содержание годового отчета о ядерной и радиационной безопасности
объектов ядерного топливного цикла (РБ-043-08);
Рекомендации к порядку обеспечения надежности оборудования ОИАЭ.
Мероприятие 353. Разработка методов комплексного анализа для оценки безопасно-
сти ядерно и радиационно опасных объектов.
В рамках данного мероприятия:
разработано руководство по безопасности «Положение о рекомендациях к со-
поставлению рассчитанной и измеренной реактивности при обосновании ядерной
безопасности реакторных установок типа ВВЭР»;
разработана окончательная редакция проекта руководства по безопасности «Ре-
комендации к составу и содержанию руководства по управлению запроектными, в
том числе тяжелыми авариями»;
разработана окончательная редакция проекта федеральных норм и правил «Тре-
бования к управлению ресурсом оборудования и трубопроводов атомных станций.
Основные положения»;
выполнена расчетная оценка возможности разрушения оборудования и трубо-
проводов с наиболее опасными из обнаруженных дефектов и расчетная оценка до-
пустимости эксплуатации аустенитных трубопроводов Ду300 и трубопроводов Ду800
КМПЦ РБМК с наибольшими из отобранных ранее дефектами, собрана и систе-
матизирована информация о дефектах в сварных соединениях и основном металле
оборудования и трубопроводов АЭС.
333
Мероприятие 354. Создание базы данных по применению федеральных норм и правил
и по оценке нарушений эксплуатации для научного обоснования, разработки критериев,
принципов и основных требований к обеспечению ядерной и радиационной безопасности.
В рамках данного мероприятия:
продолжены работы по развитию полнотекстовой базы данных правовых и нор-
мативно-технических документов в области ядерной и радиационной безопасно-
сти, регламентирующих жизненный цикл объектов использования атомной энер-
гии — «РИС-2»;
подготовлены предложения по разработке нормативных правовых документов и
по внесению изменений в нормативные правовые документы в связи с принятием
Федерального закона от 30.11.2011 № 347-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безопасности
в области использования атомной энергии».
Мероприятие 355. Подготовка материалов для национальных докладов о выпол-
нении Российской Федерации конвенций «О ядерной безопасности» и «Объединенная
конвенция о безопасности обращения с ядерным топливом и безопасности обращения с
радиоактивными отходами».
В рамках данного мероприятия:
выполнен анализ результатов представления Третьего национального Доклада
Российской Федерации на четвертом совещании договаривающихся сторон;
подготовлены материалы для представления третьего национального Доклада
Российской Федерации о выполнении обязательств, вытекающих из Объединен-
ной Конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопа-
сности обращения с радиоактивными отходами на четвертом совещании Договари-
вающихся сторон;
подготовлены материалы к Национальному Докладу Российской Федерации на
Втором внеочередном совещании стран — участниц Конвенции «О ядерной без-
опасности».
Мероприятие 356. Совершенствование информационно-аналитического обеспече-
ния специалистов данными о состоянии ядерной и радиационной безопасности объек-
тов использования атомной энергии.
В рамках данного мероприятия:
разработано руководство по безопасности «Основные рекомендации к разработ-
ке вероятностного анализа безопасности уровня 1 блока атомной станций для ини-
циирующих событий, обусловленных внутриплощадочными пожарами и затопле-
ниями»;
подготовлены примеры разработки перечня запроектных аварий, подлежащих
учету в проекте АС и примеры оценки нарушений, произошедших на АС с исполь-
зованием инструкций, содержащих формализованную модель ВАБ;
выполнен анализ нормативных документов Франции, Германии и США, регла-
ментирующих требования к эксплуатационному неразрушающему контролю обо-
рудования и трубопроводов АЭС;
разработан российский сегмент (NNRP — National Nuclear Regulatory Portal) ме-
ждународной сети органов регулирования (RegNet), размещенной в Глобальной сети
в области ядерной безопасности (GNSSN) международной сети органов регулиро-
вания безопасности при использовании атомной энергии.
334
Мероприятие 357. Формирование независимых оценок безопасности объектов ис-
пользования атомной энергии с целью участия в мероприятиях по созданию объектив-
ного общественного мнения по вопросам использования атомной энергии.
В рамках данного мероприятия разработаны три учебных пособия для специали-
стов Ростехнадзора и атомной отрасли:
«Контроль организации, проведения, анализа результатов мониторинга осадок и
кренов зданий и сооружений ОИАЭ и их использование при обосновании безопа-
сности»;
«Контроль организации, проведения, анализа результатов метеорологического и
аэрологического мониторинга на площадках размещения ОИАЭ и их использова-
ние при обосновании безопасности»;
«Нормативное регулирование безопасности сооружений АЭС с учетом сейсми-
ческих воздействий».
Мероприятие 358. Разработка с использованием подходов Международного агентст-
ва по атомной энергии и других международных организаций системы информационно-
справочной поддержки деятельности в области ядерной и радиационной безопасности.
В рамках данного мероприятия выполнены следующие работы:
осуществлена информационно-справочная поддержка деятельности инспектор-
ского состава МТУ по надзору за ядерной и радиационной безопасностью с учетом
подходов Международного агентства по атомной энергии и других международных
организаций;
подготовлены материалы для опубликования в ежеквартальном журнале «Ядер-
ная и радиационная безопасность», изданы 4 выпуска журнала.
2.6.1.3. Деятельность ФБУ «НТЦ ЯРБ» в рамках федеральной целевой програм-
мы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года»
В 2012 г. работы по Программе выполнялись ФБУ «НТЦ ЯРБ» в рамках государ-
ственного контракта с Ростехнадзором. Основной целью выполняемых работ яв-
ляется получение результатов, способствующих эффективному выполнению задач,
стоящих перед Ростехнадзором при реализации мероприятий Программы, государ-
ственным заказчиком которой она определена постановлением Правительства Рос-
сийской Федерации от 29.12.2007 № 972.
Разработан проект изменений в федеральные нормы и правила в области ис-
пользования атомной энергии «Общие положения обеспечения безопасности объ-
ектов ядерного топливного цикла (ОПБ ОЯТЦ)» (НП-016-05) в части требований
по обеспечению взрывобезопасности химико-технологических процессов на объ-
ектах ядерного топливного цикла.
2.6.1.4. Деятельность ФБУ «НТЦ ЯРБ» в рамках федеральной целевой програм-
мы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года»
В 2012 г. работы по Программе выполнялись ФБУ «НТЦ ЯРБ» в рамках государ-
ственного контракта с Ростехнадзором. Основной целью выполняемых работ яв-
ляется получение результатов, способствующих эффективному выполнению задач,
стоящих перед Ростехнадзором при реализации мероприятий Программы, государ-
ственным заказчиком которой Ростехнадзор определен Постановлением Правитель-
ства Российской Федерации от 07.07.2011 № 555.
335
В рамках выполненных работ разработан проект руководства по безопасности
«Минимизация вторичного загрязнения территорий, путей сообщения и транспорт-
ных средств при ликвидации последствий аварий на ОИАЭ. Методика организации
транспортных схем и пунктов дезактивации в зонах с различным уровнем загрязне-
ния». Подготовлен комплект документов для представления на утверждение руко-
водства по безопасности.
2.6.1.5. Деятельность ФБУ «НТЦ ЯРБ» в рамках федеральной целевой програм-
мы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-
2013 гг.
В 2012 г. работы по Программе выполнялись ФБУ «НТЦ ЯРБ» в рамках государ-
ственного контракта с Министерством образования и науки Российской Федерации
по мероприятию 1.2.2 «Проведение научных исследований научными группами под
руководством кандидатов наук».
В рамках проведенных работ:
для различных типов тепловыделяющих сборок реакторов РБМК-1000 выполнен
анализ ядерной и радиационной безопасности транспортирования отработавшего
ядерного топлива реакторов РБМК-1000 в различных типах транспортных упако-
вочных комплектов (ТУК-109 и ТУК-109Т);
выполнены теоретические исследования применимости различных методов оцен-
ки параметров ядерной и радиационной безопасности транспортирования ОЯТ при-
менительно к транспортированию ОЯТ РБМК-1000;
проведены расчеты значений полной мощности дозы излучения в различных точ-
ках за защитой транспортных упаковочных комплектов с ОЯТ.
Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, академическими
и прикладными институтами, высшими учебными заведениями, другими организациями.
Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, академиче-
скими и прикладными институтами, высшими учебными заведениями, другими ор-
ганизациями в 2012 г. проводилось по основным направлениям деятельности ФБУ
«НТЦ ЯРБ».
В обеспечение и развитие образовательного направления деятельности (разра-
ботка элементов системы профессионального образования сотрудников атомно-
го надзора в части программ учебных курсов по ядерной и радиационной безопа-
сности, их отработка на семинарах и практических занятиях, обеспечение после-
вузовского профессионального образования) взаимодействие осуществлялось с
центральным аппаратом Ростехнадзора и МТУ ЯРБ, Рособрнадзором, ГК «Рос-
атом», ЗАО «Русатом Оверсиз», Институтом безопасного развития атомной энер-
гетики РАН (ИБРАЭ), Московским энергетическим институтом (техническим
университетом) МЭИ (ТУ), Национальным исследовательским ядерным универ-
ситетом «МИФИ», Обнинским государственным техническим университетом атом-
ной энергетики (ИАТЭ, г. Обнинск), НОУ «Центральный Институт Повышения
Квалификации» (г. Обнинск), Международным агентством по атомной энергии
(МАГАТЭ), регулирующими органами и организациями технической поддержки
Германии, Франции, Вьетнама, Турции.
По основным направлениям деятельности ФБУ «НТЦ ЯРБ» в рамках хозяй-
ственных договоров взаимодействие осуществлялось с Ростехнадзором, ОАО
«Концерн Росэнергоатом», АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ ПО ГЕНЕРАЦИИ
336
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ АЭС АККУЮ, АНО МЦЯБ, ГБУЗ СО «СООД», Госкорпо-
рации «Росатом», ЗАО «Геоспецэкология», ЗАО «Геотерм-ЭМ», ЗАО «ИНЭСС»,
ЗАО «Русатом Оверсиз», ИБРАЭ РАН, ИМП им. М.В. Келдыша РАН, Минобрна-
уки РФ, НИЦ «Курчатовский институт», НОУ ДПО «ЦИПК», ОАО «Атомэнер-
гопроект», ОАО «ВНИИАЭС», ОАО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева», ОАО «ВНИИ-
НМ», ОАО «ГНЦ НИИАР», ОАО «НИАЭП», ФГУП НИКИЭТ им. Н.А. Доллежа-
ля, ОАО «ОКБМ Африкантов», ОАО «ОКБ «ГИДРОПРЕСС», ОАО «СПбАЭП»,
ОАО «ТВЭЛ», ОАО «СХК», ОБУЗ «Курский областной клинический онкологический
диспансер», ООО «ИЦ «Р.А.Н», ООО «ГЕОЛКОМ», ООО «ТЕХСОФТ», ООО «НТП
«ДИП», ООО «Энергопроекттехнология», ООО «НПЦ «ЭХО+», ООО «ИЦД НИКИ-
ЭТ», ООО «ЭнергоТех», ООО НТЦ «АПМ», ООО НПФ «Сосны», ФГУП «ГНЦ РФ
ФЭИ», ФГУП «НИТИ им. А.П. Александрова», ФГУП «ГХК», ФГУП «ПО «Маяк»,
ФГУП «ПСЗ», ФГУП «РосРАО», ФГУП «ФЦЯРБ», ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей»,
ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», ФГУП АТЦ СПб, Министерством энергетики США
(DOE) и другими организациями.
В рамках договора о научно-техническом сотрудничестве взаимодействие осуществ-
лялось с Институтом физической химии и электрохимии им. А.Н. Фрумкина РАН.
Формы и методы работ по координации НИР. Проблемные вопросы и задачи на бу-
дущее.
Основная работа по координации НИР проводится через участие специалистов
ФБУ «НТЦ ЯРБ» в деятельности научных, научно-технических и общественных ор-
ганов и организаций атомной отрасли, а именно: научно-технического совета (НТС)
ФБУ «НТЦ ЯРБ»; НТС, его секций и технических комитетов Ростехнадзора; НТС
Госкорпорации «Росатом» и его секций; НТС ОАО «Концерн Росэнергоатом»; НТС
МосНПО «Радон», НТС ФГУП «РосРАО».
Участие сотрудников в работе Российской научной комиссии по радиационной
защите (РНКРЗ) и взаимодействие с ФМБА России укрепляет координацию НИР
в части гигиенических аспектов радиационной безопасности человека и окружаю-
щей среды.
Формирование адекватного восприятия общественностью государственной по-
литики в сфере надзора и регулирования ядерной и радиационной безопасности
осуществляется как через деятельность в Общественных советах Ростехнадзора и
Госкорпорации «Росатом», так и путем распространения соответствующих матери-
алов в информационной сети ФБУ «НТЦ ЯРБ».
Активное участие сотрудников ФБУ «НТЦ ЯРБ» в деятельности Ядерного обще-
ства России и его Молодежного отделения не только укрепляет межотраслевое вза-
имодействие при апробации результатов НИР, но и способствует привлечению но-
вого поколения сотрудников в атомную отрасль России и ее регулирующий орган.
Основными задачами научного обеспечения регулирования ядерной и радиаци-
онной безопасности, актуальными на будущее, являются:
разработка и научно-методическое обоснование новых подходов к государст-
венному регулированию ядерной и радиационной безопасности в условиях уско-
ренного развития атомной энергетики, включая постепенный переход на установ-
ление лицензионных и надзорных процедур, адекватных потенциальной опасности
видов деятельности в области использования атомной энергии, а также устранение
избыточных административных барьеров при безусловном обеспечении безопасно-
сти объектов использования атомной энергии;

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     19      20      21      22     ..