ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2012 год) - часть 19

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2012 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     17      18      19      20     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2012 год) - часть 19

 

 

289
энергосистемы, включая разделение энергосистемы на части, выделение отдельных
энергорайонов Российской Федерации на изолированную от Единой энергетиче-
ской системы России работу (при отключении всех электрических связей с Единой
энергетической системой России) (подпункт «и» пункта 4 Правил).
В результате 46 аварий (25,4 %) произошло нарушение работы средств диспетчер-
ского и технологического управления, приводящее к прекращению связи (диспет-
черской связи, передачи телеметрической информации или управляющих воздейст-
вий противоаварийной или режимной автоматики) между диспетчерским центром
субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, объектом
электроэнергетики и (или) энергопринимающей установкой продолжительностью
1 час и более (подпункт «н» пункта 4 Правил).
В результате 27 аварий (15 %) произошло отключение объектов электросетевого
хозяйства (высший класс напряжения 110 кВ и выше), генерирующего оборудования
мощностью 100 МВт и более на 2 и более объектах электроэнергетики, вызвавшее
прекращение электроснабжения потребителей электрической энергии, суммарная
мощность потребления которых составляет 100 МВт и более, продолжительностью
30 минут и более (подпункт «к» пункта 4 Правил).
В результате 9 аварий (5 %) произошло повреждение гидротехнического соору-
жения, приведшее к нарушению его безопасной эксплуатации и вызвавшее пони-
жение уровня воды в водохранилище (реке) или повышение его в нижнем бьефе за
предельно допустимые значения (подпункт «к» пункта 4 Правил).
В результате 12 аварий (6,6 %) произошли нарушения в работе противоаварий-
ной или режимной автоматики, в том числе обусловленные ошибочными действи-
ями персонала, вызвавшие отключение объекта электросетевого хозяйства (высший
класс напряжения 110 кВ и выше), отключение (включение) генерирующего обору-
дования, суммарная мощность которого составляет 100 МВт и более, или прекраще-
ние электроснабжения потребителей электрической энергии, суммарная мощность
потребления которых составляет 100 МВт и более (подпункт «л» пункта 4 Правил).
Распределение по последствиям аварий представлено на рис. 68.
В 2012 г. не зафиксировано аварий на объектах, поднадзорных Камчатскому, Лен-
скому, Северо-Восточному, Приуральскому и Средне-Поволжскому территориаль-
ным управлениям.
По состоянию на 01.01.2013 проведе-
но расследование 172 аварий. Проведен-
ный анализ аварий показал, что основ-
ными организационными причинами
аварий являются:
несоблюдение сроков, невыполнение
в требуемых объемах технического об-
служивания или ремонта оборудования
и устройств;
ошибочные или неправильные дей-
ствия (или бездействие) руководящего
персонала;
превышение параметров воздействия
стихийных явлений относительно усло-
Рис. 68. Анализ причин аварийности
вий проекта;
на объектах электроэнергетики за 2012 г.
290
ошибочные или неправильные действия оперативного и (или) диспетчерского
персонала, привлеченного персонала, выполняющего работу по договору;
воздействие посторонних лиц и организаций, не участвующих в технологиче-
ском процессе.
Основные технические причины повреждения оборудования:
взрыв, возгорание, пожар;
нарушение электрической изоляции;
нарушение герметичности;
механическое разрушение (повреждение), деформация, перекос.
По итогам 2012 г. можно выделить следующие основные причины аварий на элек-
тросетевом оборудовании:
нарушения работы средств диспетчерского и технологического управления на-
иболее часто происходят из-за отсутствия или неподдержания в работоспособном
состоянии резервных каналов связи, а также неправильных действий персонала при
переключении каналов, переходе на резервные источники питания;
износ оборудования в процессе длительной эксплуатации;
грозовые отключения с последующим развитием аварии из-за высокого сопро-
тивления заземляющих устройств опор воздушных линий и сбоев в работе средств
автоматики;
зарастание просек с последующим касанием деревьями проводов, падение де-
ревьев на провода воздушных линий из-за несвоевременной расчистки трасс воз-
душных линий;
неправильная работа средств режимной и аварийной автоматики из-за проект-
ных ошибок, отклонений от проектов в процессе монтажа и эксплуатации оборудо-
вания, ошибочных действий оперативного и диспетчерского персонала;
низкое качество проведения технического обслуживания с последующими отка-
зами оборудования из-за сбоев в работе релейной защиты и автоматики, коротких
замыканий, перекрытия фарфоровых изоляторов;
провоз негабаритных грузов, работа автокрана вблизи воздушной линии, несанк-
ционированная рубка и транспортирование леса с касанием проводов, замыканием
на землю и последующим развитием аварии;
производственные дефекты оборудования, приводящие к механическим повреж-
дениям, разрушениям оборудования и возможному возгоранию.
Анализ случаев прекращения энергоснабжения потребителей показывает, что их
основными причинами продолжают оставаться ветхое состояние оборудования и се-
тей, несвоевременное или некачественное техническое обслуживание оборудования
и сетей, неквалифицированные действия обслуживающего персонала.
В целях реализации полномочий по надзору и контролю в области энергосбереже-
ния и повышения энергетической эффективности энергоустановок Ростехнадзором
осуществляется надзор за соблюдением требований законодательства в области энер-
госбережения и повышения энергетической эффективности в рамках полномочий,
определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2010
№ 67 «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федера-
ции по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной
власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».
В 2012 г. продолжена работа по выявлению организаций, обязанных соблюдать
требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энер-
291
гетической эффективности, а также организаций, обязанных провести энергетиче-
ское обследование в установленный срок; составлению перечней этих организаций.
По результатам проведенной работы выявлено 150 тыс. организаций, обязанных
соблюдать требование о принятии программ в области энергосбережения и повы-
шения энергетической эффективности, 156 тыс. организаций, обязанных провести
энергетическое обследование в установленные сроки.
Территориальными органами Ростехнадзора проверено более 14 тыс. организа-
ций, обязанных принять программы энергосбережения. В ходе проверок выявле-
но 190 организаций, нарушивших данное требование. Штрафным санкциям под-
верглось 66 юридических и 25 должностных лиц на общую сумму более 3,5 млн руб.
В ходе осуществления надзора ведется контроль за оснащением зданий, строений
и сооружений приборами учета. Территориальными органами Ростехнадзора выяв-
лено 1642 здания, не оснащенные приборами учета энергетических ресурсов. Адми-
нистративное наказание в виде штрафа наложено на 37 юридических лиц и 106 дол-
жностных лиц на общую сумму более 4 млн руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2011 № 318 ут-
верждены Правила осуществления государственного контроля за соблюдением тре-
бований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эф-
фективности, в соответствии с которыми плановые проверки проведения энергети-
ческого обследования Ростехнадзором проводятся с 01.01.2013.
К Олимпиаде в г. Сочи в 2014 г. будут возведены 235 объектов, из которых 11 —
новые спортивные сооружения олимпийского уровня, остальные — объекты ин-
фраструктуры, в частности 100 гостиниц и отелей, 5 ТЭС, строительство которых
направлено на развитие города как климатического, морского и горнолыжного ку-
рорта.
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору
в рамках реализации «Программы строительства олимпийских объектов и развития
города Сочи как горнолыжного курорта» организован постоянный надзор за стро-
ительством олимпийских объектов, в том числе и с участием персонала, команди-
рованного из других территориальных управлений.
В течение 2012 г. проведено более 600 проверок, в ходе проведения которых вы-
явлено около 1700 нарушений действующих норм и правил работы в электроуста-
новках. Выдано 198 разрешений на проведение пусконаладочных работ.
В рамках реализации подпрограммы «Развитие города Владивостока как
центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе»
и федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Даль-
него Востока и Забайкалья на период до 2013 года» за 2012 г. проведено проверок —
309 (первичные перед допуском электроустановок в эксплуатацию и с оформлением
разрешений на допуск в эксплуатацию по постоянной схеме и на пусконаладочные
работы); выявлено нарушений — 4364; составлено протоколов — 92, из них 26 — на
юридическое лицо.
В эксплуатацию на период проведения пусконаладочных работ допущено
124 электроустановки. По постоянной схеме в эксплуатацию допущено 40 электро-
установок.
В 2013 г. планируется к сдаче в эксплуатацию 126 электроустановок объектов по
данной подпрограмме.
292
2.2.21. Гидротехнические сооружения
В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, тех-
нологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительст-
ва Российской Федерации от 30.07.2008 № 401, и Положением о федеральном го-
сударственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений, ут-
вержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2012
№ 1108, за Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомно-
му надзору закреплены функции по осуществлению федерального государственно-
го надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (за исключением
судоходных гидротехнических сооружений).
Ростехнадзор, используя полномочия, предусмотренные Федеральным законом
от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», в 2012 г.
обеспечивал проведение надзора и контроля за безопасностью гидротехнических со-
оружений (ГТС) при их вводе в эксплуатацию, эксплуатации, восстановлении, кон-
сервации и ликвидации, а также организацию выполнения необходимых меропри-
ятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, непосредственно и через свои
структурные подразделения территориальных органов в соответствии с:
Административным регламентом исполнения Ростехнадзором государственной
функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением
собственниками ГТС и эксплуатирующими организациями норм и правил безопа-
сности ГТС (за исключением судоходных ГТС, а также ГТС, полномочия по осу-
ществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления),
утвержденным приказом Минприроды России от 15.12.2009 № 413, зарегистриро-
ванным Минюстом России 18.02.2010, регистрационный № 16453;
Административным регламентом исполнения Росводресурсами, Ростехнадзором
и Ространснадзором государственной функции по государственной регистрации ГТС
и ведению Российского регистра ГТС, утвержденным совместным приказом Мин-
природы России и Минтрансом России от 27.04.2009 № 117/66, зарегистрирован-
ным Минюстом России 08.07.2009, регистрационный № 14276;
Административным регламентом исполнения Ростехнадзором государственной
функции по осуществлению федерального государственного надзора в области без-
опасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротех-
нических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осу-
ществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления),
утвержденным приказом Ростехнадзора от 20.02.2012 № 116, зарегистрированным
Минюстом России 07.06.2012, регистрационный № 24483;
Административным регламентом Ростехнадзора по предоставлению государст-
венной услуги по согласованию правил эксплуатации гидротехнических сооруже-
ний, утвержденным приказом Ростехнадзора от 20.02.2012 № 118, зарегистрирован-
ным Минюстом России 05.06.2012, регистрационный № 24464;
Административным регламентом Ростехнадзора по предоставлению государст-
венной услуги по утверждению декларации безопасности гидротехнического со-
оружения (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также ги-
дротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми
переданы органам местного самоуправления), утвержденным приказом Ростехнад-
зора от 20.02.2012 № 117, зарегистрированным Минюстом России 07.06.2012, реги-
страционный № 24484;
293
Административным регламентом Ростехнадзора по предоставлению государст-
венной услуги по выдаче разрешений на эксплуатацию гидротехнических сооруже-
ний (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротех-
нических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми пере-
даны органам местного самоуправления), утвержденным приказом Ростехнадзора
от 10.02.2012 № 90, зарегистрированным Минюстом России 07.06.2012, регистра-
ционный № 24482;
Административным регламентом Ростехнадзора по предоставлению государст-
венной услуги по определению экспертных центров, проводящих государственную
экспертизу декларации безопасности гидротехнического сооружения (за исключени-
ем судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооруже-
ний, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам мест-
ного самоуправления), утвержденным приказом Ростехнадзора от 29.02.2012 № 142,
зарегистрированным Минюстом России 31.05.2012, регистрационный № 24401.
Государственный надзор и контроль за безопасностью ГТС осуществлялся 30 тер-
риториальными управлениями Ростехнадзора в 83 субъектах Российской Федера-
ции в восьми федеральных округах.
Общее количество поднадзорных Ростехнадзору комплексов ГТС промышлен-
ности, энергетики и водохозяйственного комплекса составляет 29 964, из них:
844 комплекса ГТС жидких промышленных отходов, в том числе: 365 комплек-
сов ГТС хвостохранилищ и шламохранилищ в горнодобывающей промышленно-
сти; 377 комплексов ГТС хранилищ отходов предприятий химической, нефтехими-
ческой и нефтеперерабатывающей промышленностях; 102 комплекса ГТС накопи-
телей отходов металлургической промышленности;
568 комплексов топливно-энергетического комплекса, в том числе: ГЭС — 218,
ГРЭС — 80, ТЭЦ — 256, ГАЭС — 3, АЭС — 11;
28 552 ГТС водохозяйственного комплекса, в том числе: в ведении Минсельхоза
России — 1481, в ведении Росводресурсов — 884, бесхозяйные — 7070, прочие — 19 117.
ГТС в соответствии со СНиП 33-01-2003 «Гидротехнические сооружения. Ос-
новные положения» классифицируются в зависимости от их высоты и типа грунтов
основания по классам и распределены следующим образом:
I класса — 116 комплексов;
II класса — 332 комплекса;
III класса — 669 комплексов;
IV класса — 28 847 комплексов.
По данным Российского регистра ГТС уровень безопасности поднадзорных ГТС
оценивается следующим образом:
нормальный уровень безопасности, при котором ГТС не имеют дефектов и по-
вреждений, дальнейшее развитие которых может привести к аварии, а эксплуата-
ция ГТС осуществляется с выполнением норм и правил безопасности, имеют 39,4 %
комплексов ГТС от общего количества;
пониженный уровень безопасности, при котором сооружения находятся в нор-
мальном техническом состоянии, но имеются нарушения правил эксплуатации,
имеют 43,4 % комплексов ГТС;
неудовлетворительный уровень безопасности, характеризуемый превышением
первого (предупреждающего) уровня значений критериев безопасности и ограни-
ченной работоспособностью сооружений, имеют 12,5 % комплексов ГТС;
294
опасный уровень безопасности, характеризуемый превышением предельно до-
пустимых значений критериев безопасности, потерей работоспособности и не под-
лежащих эксплуатации, имеют 4,7 % комплексов ГТС.
В 2012 г. Ростехнадзором рассмотрено и утверждено 242 декларации безопасности
ГТС (комплексов ГТС) и экспертных заключений на декларации безопасности ГТС.
Ростехнадзором в 2012 г. в соответствии с положениями Административного ре-
гламента исполнения Росводресурсами, Ростехнадзором и Ространснадзором го-
сударственной функции по государственной регистрации ГТС и ведению Россий-
ского регистра ГТС, утвержденного приказом Минприроды России и Минтрансом
России от 27.04.2009 № 117/66 (зарегистрирован Минюстом России 08.07.2009, ре-
гистрационный № 14276) направлены в Росводресурсы информационные данные
по 495 объектам, эксплуатирующим ГТС.
В соответствии с Административным регламентом исполнения Ростехнадзором
государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора
за соблюдением собственниками ГТС и эксплуатирующими организациями норм и
правил безопасности ГТС (за исключением судоходных ГТС, а также ГТС, полно-
мочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного само-
управления), утвержденным приказом Минприроды России от 15.12.2009 № 413 (за-
регистрирован Минюстом России 18.02.2010 № 16453) оформлено и выдано 267 раз-
решений на эксплуатацию ГТС.
В 2012 г. Ростехнадзором проведено 4055 мероприятий по осуществлению госу-
дарственного контроля и надзора за соблюдением собственниками и эксплуатиру-
ющими организациями норм и правил безопасности ГТС в поднадзорных органи-
зациях, что на 5 % меньше, чем в 2011 г. (4284).
В то же время выявлены и предписаны к устранению 15 305 норм и правил без-
опасности ГТС, что на 8 % больше, чем в 2011 г. (14 188).
По результатам проведенных мероприятий за допущенные нарушения норм и правил
безопасности ГТС подвергнуто штрафным санкциям 1827 юридических и должностных
лиц, что на 18 % больше, чем в 2011 г., общая сумма штрафов составила 26 785 тыс. руб.,
что на 2 % больше, чем в 2011 г., в 6 случаях применено административное приостанов-
ление деятельности, передано 13 материалов в правоохранительные органы.
В результате выполненной в 2012 г. работы по выявлению и сокращению бесхо-
зяйных ГТС количество бесхозяйных ГТС уменьшилось на 443 сооружения (5,9 %),
с 7513 (на 01.01.2012) до 7070 сооружений, из них:
1098 — с нормальным уровнем безопасности (было 1041);
4618 — с пониженным уровнем безопасности (было 5021);
1141 — с неудовлетворительным уровнем безопасности (было 1235);
213 — с опасным уровнем безопасности (было 216).
За отчетный период дополнительно выявлено 339 бесхозяйных ГТС, из них:
164 — с нормальным уровнем безопасности;
104 — с пониженным уровнем безопасности;
58 — с неудовлетворительным уровнем безопасности;
13 — с опасным уровнем безопасности.
Территориальными органами Ростехнадзора направлено 152 уведомления в му-
ниципальные образования для принятия мер по учету бесхозяйных ГТС и 57 уве-
домлений в органы государственной власти субъектов Российской Федерации для
принятия мер по обеспечению безопасности бесхозяйных ГТС.
295
Органами местного самоуправления и органами государственной власти субъек-
тов Российской Федерации:
поставлено на учет в органах государственной регистрации 671 бесхозяйное ГТС;
оформлено право собственности на 374 бесхозяйных ГТС, из них:
89 — с нормальным уровнем безопасности;
204 — с пониженным уровнем безопасности;
71 — с неудовлетворительным уровнем безопасности;
10 — с опасным уровнем безопасности.
По состоянию на 1 января 2013 г. выполняются мероприятия по ликвидации 5
бесхозяйных ГТС (1 — с пониженным уровнем безопасности; 4 — с неудовлетвори-
тельным уровнем безопасности).
Ликвидировано 408 бесхозяйных ГТС, из них:
18 — с нормальным уровнем безопасности;
303 — с пониженным уровнем безопасности;
81 — с неудовлетворительным уровнем безопасности;
6 — с опасным уровнем безопасности.
2.2.22. Государственный строительный надзор
2.2.22.1. Осуществление государственного строительного надзора при строитель-
стве, реконструкции объектов капитального строительства
Государственный строительный надзор осуществляется территориальными управ-
лениями по технологическому и экологическому надзору и межрегиональными тер-
риториальными управлениями по надзору за ядерной и радиационной безопасно-
стью Ростехнадзора согласно постановлению Правительства Российской Федера-
ции от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской
Федерации».
Кроме этого при проведении проверок используются следующие руководящие
документы:
«Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при
строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального стро-
ительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, кон-
струкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения», утвержденные
приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128;
«Порядок формирования и ведения дел при осуществлении государственно-
го строительного надзора», утвержденный приказом Ростехнадзора от 26.12.2006
№ 1130;
«Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строитель-
ного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструирован-
ных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям техни-
ческих регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проект-
ной документации», утвержденный приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1129;
«Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения ра-
бот при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитально-
го строительства», утвержденный приказом Ростехнадзора от 12.01.2007 № 7.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Феде-
рации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской
Федерации» Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомно-
296
му надзору является федеральным органом исполнительной власти, уполномочен-
ным на осуществление государственного строительного надзора при строительст-
ве, реконструкции объектов, указанных в п. 5.1 ст. 6 Градостроительного кодекса
Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осу-
ществление государственного строительного надзора указами Президента Россий-
ской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти.
В 2012 г. количество поднадзорных объектов государственного строительного
надзора составило 13 841, из них 64 — объекты использования атомной энергии.
В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в рамках
государственного строительного надзора территориальными управлениями по тех-
нологическому и экологическому надзору Ростехнадзора проведено 14 727 прове-
рок, из них 12 473 проверки объектов строительства, 2234 проверки объектов рекон-
струкции, 20 проверок объектов капитального ремонта.
Межрегиональными территориальными управлениями по надзору за ядерной
и радиационной безопасностью Ростехнадзора проведено 162 проверки, из них
140 проверок объектов строительства, 22 проверки объектов реконструкции.
Территориальными управлениями по технологическому и экологическому надзо-
ру Ростехнадзора выявлено 40 610 правонарушений в рамках государственного строи-
тельного надзора, из них 31 055 в отношении объектов строительства, 9547 в отноше-
нии объектов реконструкции, 8 в отношении объектов капитального ремонта. По ито-
гам проведения 3344 проверок, административных расследований возбуждены дела об
административных правонарушениях и наложено 4738 административных наказаний.
Общая сумма наложенных административных штрафов составила 442 149,2 тыс. руб.
Межрегиональными территориальными управлениями по надзору за ядерной
и радиационной безопасностью Ростехнадзора выявлено 1264 правонарушения в
рамках государственного строительного надзора, из них 1056 в отношении объек-
тов строительства, 208 в отношении объектов реконструкции. По итогам проведения
30 проверок, административных расследований возбуждены дела об административ-
ных правонарушениях и наложено 126 административных наказаний. Общая сумма
наложенных административных штрафов составила 8 635 тыс. руб.
При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитально-
го строительства основными видами нарушений явились:
отклонения от проектной документации, получившей положительное заключе-
ние государственной экспертизы;
несоблюдение технологии строительства;
к работам при строительстве особо опасных, технически сложных объектов до-
пускался персонал, не аттестованный в установленном порядке;
осуществление строительства, реконструкции без разрешения на строительство
(реконструкцию);
отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проектной
документации и результатов инженерных изысканий;
несвоевременное и некачественное оформление исполнительной документа-
ции (общие, специальные журналы работ, акты освидетельствования скрытых ра-
бот и т.д.);
нарушение сроков направления извещений о начале строительства;
отсутствие свидетельств саморегулирумой организации о допуске к работам, ока-
зывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства;
297
отсутствие или неудовлетворительное осуществление строительного контроля
на объекте;
несвоевременное уведомление об изменении сроков завершения работ, подле-
жащих проверке; об устранении нарушений.
Территориальными управлениями по технологическому и экологическому над-
зору Ростехнадзора выдано 7450 заключений о соответствии объектов капитального
строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных норма-
тивных правовых актов и проектной документации, в том числе в отношении объ-
ектов строительства — 6806, в отношении объектов реконструкции — 627, в отно-
шении объектов капитального ремонта — 17.
Межрегиональными территориальными управлениями по надзору за ядерной и
радиационной безопасностью Ростехнадзора выдано 11 заключений о соответст-
вии объектов капитального строительства требованиям технических регламентов
(норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в
том числе в отношении объектов строительства — 7, в отношении объектов рекон-
струкции — 4.
Осуществление экологического, санитарно-эпидемиологического и пожарного
надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства в
рамках государственного строительного надзора
В соответствии с Положением об осуществлении государственного строительно-
го надзора в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, в рамках государственного строитель-
ного надзора осуществляется государственный пожарный надзор, государственный
санитарно-эпидемиологический надзор, а также государственный контроль в обла-
сти охраны окружающей среды (государственный экологический контроль).
В рамках осуществления государственного строительного надзора территориаль-
ными управлениями по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзо-
ра выявлено 2129 нарушений экологического законодательства, 1088 нарушений са-
нитарно-эпидемиологического законодательства, 2106 нарушений требований по-
жарной безопасности.
В рамках осуществления государственного строительного надзора межрегиональ-
ными территориальными управлениями по надзору за ядерной и радиационной без-
опасностью Ростехнадзора выявлено 87 нарушений экологического законодатель-
ства, 72 нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, 113 нару-
шений требований пожарной безопасности.
В настоящее время в соответствии с действующим законодательством функции
государственного экологического контроля, закрепленные за Ростехнадзором, осу-
ществляются исключительно в рамках государственного строительного надзора на
основании пункта 5 Положения об осуществлении государственного строительно-
го надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительст-
ва Российской Федерации от 01.02.2006 № 54.
Так, в соответствии с пунктом 5 указанного Положения если при строительстве,
реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства пред-
усмотрено осуществление государственного строительного надзора, то органом го-
сударственного строительного надзора в рамках государственного строительного
надзора осуществляется государственный пожарный надзор, государственный са-
298
нитарно-эпидемиологический надзор, государственный контроль за соответствием
объекта капитального строительства требованиям в отношении его энергетической
эффективности и требованиям в отношении его оснащенности приборами учета
используемых энергетических ресурсов, а также, за исключением случаев, предус-
мотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, государствен-
ный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологиче-
ский контроль).
При этом привлечение к ответственности нарушителей законодательства в дан-
ной сфере (в том числе при нарушении требований экологического законодатель-
ства) осуществляется в пределах санкций статей 9.4 и 9.5 КоАП РФ, рассмотрение
которых отнесено к компетенции органов государственного строительного надзора
(в том числе Ростехнадзора).
В случаях выявления фактов нарушения требований законодательства в области
экологии и выходящих за рамки функций Ростехнадзора в сфере государственно-
го строительного надзора Ростехнадзор направляет информацию о таких фактах в
компетентные органы в установленном порядке, в функции которых входит соот-
ветствующий экологический контроль и надзор (в частности, Росприроднадзор).
Ввиду изложенного наделение инспекторского состава Ростехнадзора допол-
нительными полномочиями в сфере государственного экологического контроля
(в том числе путем внесения изменений в ст. 23.29 КоАП РФ) не требуется, так
как приведет к дублированию контрольных полномочий различных органов ис-
полнительной власти и противоречит требованию п. 5 ст. 3 Федерального закона
от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц, индивидуальных пред-
принимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муни-
ципального контроля».
В 2012 г. Управлением государственного строительного надзора Ростехнадзора
поддержан представленный Министерством природных ресурсов и экологии Рос-
сийской Федерации законопроект «О внесении изменений в некоторые законода-
тельные акты Российской Федерации (в части эффективности государственного
экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального
строительства и усиления ответственности за нарушение установленных экологиче-
ских требований)», в частности, в отношении передачи полномочий по осуществ-
лению федерального государственного экологического надзора при строительстве,
реконструкции объектов от Ростехнадзора Росприроднадзору.
Участие в реализации «Программы строительства олимпийских объектов и раз-
вития города Сочи как горнолыжного курорта» в рамках осуществления государст-
венного строительного надзора
Основные показатели осуществления государственного строительного надзора
при строительстве объектов сооружаемых в рамках программы строительства олим-
пийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта по со-
стоянию на 31.01.2013:
всего объектов, на которых осуществлялся государственный строительный над-
зор, — 247;
выдано заключений о соответствии (ЗОС) — 96;
объектов, на которых прекращено осуществление государственного строитель-
ного надзора, — 116;
299
объектов, на которых осуществляется государственный строительный надзор, —
131;
всего проверок, проведенных на строящихся объектах, — 1633 (в том числе про-
верки исполнения предписаний).
В 2012 г. в рамках федерального государственного строительного надзора прове-
дено 627 проверок на строящихся олимпийских объектах, из них: итоговых — 131,
проверок по выполнению предписаний — 199.
Инспекторским составом Ростехнадзора выявлено 2925 нарушений.
В целях устранения выявленных нарушений в 2012 г. руководителям различ-
ных организаций, участвующих в строительстве Олимпийских объектов, выда-
но 207 предписаний об устранении выявленных нарушений и 25 представлений об
устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
В прошедшем году требования 185 предписаний выполнены полностью.
Ростехнадзором за невыполнение в срок законного предписания органа (долж-
ностного лица), осуществляющего государственный строительный надзор (конт-
роль), по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ в 2012 г. составлено 8 протоколов. Дела направлены
в арбитражный суд, приняты решения о привлечении виновных к ответственности.
В результате проведенной в 2012 г. работы возбуждено 725 административных дел,
из которых 388 в отношении юридических и 337 в отношении должностных лиц.
Наибольшее количество административных дел содержат состав административ-
ных правонарушений, предусмотренных ст. 9.4 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (КоАП РФ) «Нарушение обязательных тре-
бований в области строительства и применения строительных материалов».
В 2012 г. на олимпийских объектах выявлено 50 административных правонаруше-
ний, предусмотренных ст. 9.5 КоАП РФ «Нарушение установленного порядка стро-
ительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строитель-
ства, ввода его в эксплуатацию». По части 1 указанной статьи за ведение строитель-
ства без соответствующего разрешения привлечено к ответственности 31 виновное
в совершении правонарушения лицо.
Также за период 2012 г. по ст. 9.5.1 КоАП РФ «Выполнение работ, которые вли-
яют на безопасность объектов капитального строительства без соответствующего
свидетельства о допуске выданного саморегулируемой организацией» привлечено
11 юридических лиц.
В результате рассмотрения административных дел о вышеуказанных правонару-
шениях за период 2012 г. сумма наложенных штрафов составила 38 203,5 тыс. руб.
Сумма взысканных штрафов — 31 670,5 тыс. руб.
Наиболее характерными нарушениями являются:
несвоевременное извещение органа государственного строительного надзора
о начале строительных работ и о сроках завершения работ, подлежащих проверке;
отсутствие разрешений на строительство;
отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проектной
документации;
отсутствие государственной экологической экспертизы, предусмотренной дей-
ствующим законодательством;
неудовлетворительное осуществление строительного контроля;
ведение исполнительной документации, журналов общих и специальных работ
с нарушениями требований действующего законодательства.
300
При осуществлении государственного строительного надзора на строящихся
олимпийских объектах в 2012 г. выявлено 22 нарушения Правил пожарной безопа-
сности, 22 — санитарно-эпидемиологических требований и 18 — в области охраны
окружающей среды.
Участие в реализации подпрограммы «Развитие города Владивостока как центра
международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» федеральной
целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и За-
байкалья на период до 2013 года» в рамках осуществления государственного стро-
ительного надзора
Результаты осуществления государственного строительного надзора:
при строительстве объектов инфраструктуры саммита АТЭС-2012 в соответствии
с подпрограммой «Развитие города Владивостока как центра международного со-
трудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» федеральной целевой програм-
мы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на пе-
риод до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Фе-
дерации от 15.04.1996 № 480 по состоянию на 24.01.2013:
всего объектов, на которых осуществлялся государственный строительный над-
зор (с учетом этапов), — 39;
выдано заключений о соответствии (ЗОС с учетом этапов) — 33;
всего объектов, на которых прекращено осуществление государственного стро-
ительного надзора (с учетом этапов), — 34;
объектов, на которых осуществляется государственный строительный надзор, — 5;
всего проверок, проведенных на строящихся объектах, — 232.
За весь период строительства объектов Саммита АТЭС-2012 Дальневосточным
управлением Ростехнадзора в ходе проведенных проверок было выявлено 1417 на-
рушений требований проекта, иных требований действующих нормативных актов.
К административной ответственности было привлечено 76 юридических и 85 долж-
ностных лиц. Общая сумма штрафов составила 11 030 тыс. руб.
По всем объектам капитального строительства Саммита АТЭС выданы заключе-
ния о соответствии построенных объектов техническим регламентам и проектной
документации, кроме следующих 5 объектов:
1. «Морской фасад г. Владивосток, включая портовые сооружения и портовую
инфраструктуру г. Владивосток и о. Русский. Строительство и реконструкция пор-
товых терминалов. Причалы 1, 2, 30, 36» Этап I — Реконструкция причала № 2.
2. «Строительство мостового перехода на о. Русский через пролив Босфор Вос-
точный в г. Владивостоке. II этап строительства».
3. «Строительство мостового перехода через бухту Золотой Рог в г. Владивостоке
на автомагистрали, связывающей федеральную автомобильную дорогу М-60 «Уссу-
ри» Хабаровск—Владивосток с островом Русский. II этап».
4. «Строительство автомобильной дороги пос. Новый — полуостров Де-Фриз —
Седанка — бухта Патрокл с низководным мостом (эстакадой) Де-Фриз — Седанка
на участке полуостров Де-Фриз — пос. Седанка с низководным мостом (эстакадой),
Приморский край, II этап».
5. «Организация интермодальных пассажирских перевозок по маршруту Влади-
восток — аэропорт «Кневичи» со строительством новой железнодорожной линии
Пост 13 км — аэропорт «Кневичи» (VI этап).
301
Для обеспечения полного и качественного выполнения контрольно-надзорных
мероприятий по объектам АТЭС к проверкам привлекался инспекторский состав
государственного строительного надзора Хабаровского края и Амурской области.
При проведении контрольно-надзорных мероприятий был обеспечен комплексный
подход к проверкам строящихся объектов с привлечением специалистов профиль-
ных отделов по надзору за опасными производственными объектами и государст-
венного энергетического надзора.
Для обеспечения в рамках государственного строительного надзора выполнение
требований экологической безопасности привлекались для участия в проверках в
качестве специалистов представители Росприроднадзора по Приморскому краю.
В ходе проверок выявлялись различные нарушения, по категориям и значимо-
сти они распределяются следующим образом:
отсутствие разрешения на строительство;
отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проектной
документации и результатов инженерных изысканий;
отсутствие у организаций необходимых свидетельств о допуске к работам, кото-
рые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, вы-
данных саморегулируемыми организациями;
несоответствие объекта капитального строительства требованиям проектной до-
кументации, имеющей положительное заключение государственной экспертизы;
отсутствие строительного контроля;
нарушения, связанные с ведением необходимой исполнительной документации.
В 2012 г. Управлением государственного строительного надзора Ростехнадзора
утверждены следующие административные регламенты взаимодействия:
1. Административный регламент взаимодействия Федеральной службы по эко-
логическому, технологическому и атомному надзору с Федеральной службой по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в части осу-
ществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора при стро-
ительстве, утвержденный приказом Ростехнадзора и Роспотребнадзора № 315/558
от 30.05.2012 (зарегистрирован в Минюсте России 31.07.2012, регистрационный
№ 25053).
2. Административный регламент взаимодействия Федеральной службы по эко-
логическому, технологическому и атомному надзору и Главного управления специ-
альных программ Президента Российской Федерации при осуществлении феде-
рального государственного строительного надзора, а также в части осуществления
федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и
безопасной эксплуатации энергоустановок, утвержденный приказом Ростехнадзо-
ра и ГУСПа № 489/70 от 03.09.2012 (зарегистрирован в Минюсте России 25.12.2012,
регистрационный № 26325).
2.2.22.2. Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в области ин-
женерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительст-
ва, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а
также ведение государственного реестра указанных организаций
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 19.11.2008 № 864 «О мерах по реализации Федерального закона от 22.07.2008
№ 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Феде-
302
рации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» на Федераль-
ную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору возложены
функции по государственному контролю (надзору) за деятельностью саморегули-
руемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строитель-
ного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объек-
тов капитального строительства, а также ведению реестра указанных организаций.
Начиная с декабря 2008 г. в Ростехнадзор поступили заявления от 539 некоммер-
ческих партнерств о внесении сведений в государственный реестр саморегулируе-
мых организаций, из которых 471 получили статус саморегулируемых организаций.
На конец 2012 г. в государственном реестре саморегулируемых организаций за-
регистрировано 471 саморегулируемая организация. Из них: основанных на членст-
ве лиц, выполняющих инженерные изыскания, — 37, осуществляющих подготовку
проектной документации — 179, осуществляющих строительство — 255.
За 2012 г. Ростехнадзором проведено 79 проверок соблюдения саморегулируемы-
ми организациями требований к саморегулируемым организациям и их деятельнос-
ти, установленных законодательством Российской Федерации, которые включают
в себя 10 плановых проверок и 69 внеплановых проверок, 7 из которых — выездные
и 13 — документарные.
Внеплановые проверки проведены по следующим основаниям:
в рамках исполнения предписаний, выданных по результатам ранее проведен-
ных проверок, — 9;
на основании поручения Правительства Российской Федерации — 60.
В результате проведения проверок саморегулируемых организаций выявлено
227 нарушений обязательных требований законодательства в области саморегули-
рования.
Основными нарушениями требований законодательства в области саморегули-
рования при проведении проверок являлись:
ненадлежащее ведение сайта саморегулируемой организации в сети «Интернет»
(отсутствие информации о членах СРО, отсутствие информации о составе органов
управления, а также о наличии и составе специализированных органов СРО, отсут-
ствие информации о принятых решениях органами управления СРО, отсутствие ин-
формации о состоянии и способах размещения компенсационного фонда, отсутст-
вие информации о любых исках и заявлениях, поданных СРО в суды, а также ин-
формации о результатах проведенных СРО проверок деятельности своих членов);
выборы руководящих органов саморегулируемой организации проводились с на-
рушениями требований законодательства и устава самой саморегулируемой органи-
зации (состав постоянно действующего коллегиального органа управления СРО из-
бран общим собранием учредителей, а не общим собранием членов СРО, избрание
постоянно действующего коллегиального органа управления СРО с процедурны-
ми нарушениями способов голосования, установленных законодательством, — не
тайным голосованием, избрание в постоянно действующий коллегиальный орган
управления СРО лиц, не являющихся представителями членов СРО, одновремен-
ное совмещение одним лицом должности единоличного исполнительного органа
управления и члена постоянно действующего коллегиального органа СРО);
размещение средств компенсационного фонда СРО в нарушение законодатель-
ства в области саморегулирования (не на депозитах российских кредитных органи-
заций);
303
документы СРО разработаны и утверждены с нарушениями законодательства в
области саморегулирования (требования к выдаче свидетельств о допуске, правила
саморегулирования и документы, устанавливающие меры дисциплинарного воздей-
ствия, утверждены не на общем собрании членов СРО, некоторые положения доку-
ментов противоречат законодательству и уставу самого СРО);
дела на членов СРО, сформированные при приеме в членство, ведутся не в пол-
ном объеме (в делах, где имеются заявления, отсутствует отметка о дате приема за-
явления, что не позволяет соблюдать сроки, предусмотренные на рассмотрение
заявления и прилагаемых к нему документов, в материалах дел отсутствуют пла-
тежные документы, подтверждающие оплату взносов в компенсационный фонд,
отсутствуют полисы страхования гражданской ответственности, В делах отсутст-
вуют копии документов на всех заявленных квалифицированных работников, под-
тверждающих, что они имеют трудовые отношения с данной организацией, отсут-
ствуют документы контрольной комиссии о соответствии членов установленным
требованиям к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают вли-
яние на безопасность объектов капитального строительства, отсутствуют решения
о принятии в члены, а также решения о выдаче свидетельств о допуске к опреде-
ленным видам работ);
нарушается порядок и сроки выдачи свидетельств о допуске членам СРО, уста-
новленные законодательством;
не образован третейский суд для разрешения споров, возникающих между чле-
нами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями про-
изведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными
лицами в соответствии с законодательством о третейских судах;
саморегулируемой организацией не организован и не осуществляется анализ де-
ятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в само-
регулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом не-
коммерческой организации или иным документом, утвержденными решением об-
щего собрания членов саморегулируемой организации;
не соблюдаются требования законодательства в области саморегулирования об
обязательном уведомлении органа надзора за деятельностью саморегулируемых ор-
ганизаций о принятых решениях.
Ростехнадзором в 2012 г. проведены следующие мероприятия:
в адрес саморегулируемых организаций было направлено более 1000 предпи-
сывающих писем об устранении нарушений законодательства в области саморегу-
лирования, в том числе выявленных при размещении информации на сайте в сети
Интернет о деятельности саморегулируемой организации и деятельности ее членов;
проводились регулярные проверки официальных сайтов саморегулируемых ор-
ганизаций в сети Интернет, в том числе на основании информации, предоставляе-
мой национальными объединениями саморегулируемых организаций.
Предоставление Ростехнадзором государственной услуги по ведению государст-
венного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий,
архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капи-
тального ремонта объектов капитального строительства
За 2012 г. по заявлениям физических и юридических лиц выдано более 5000 вы-
писок из государственного реестра саморегулируемых организаций.
304
В рамках осуществления Ростехнадзором функции государственного надзора и
во исполнение части 5 статьи 20 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О са-
морегулируемых организациях» и ч. 3 ст. 55.18 Градостроительного кодекса Россий-
ской Федерации по заказу Управления государственного строительного надзора
центрального аппарата Ротехнадзора была выполнена разработка и принята актом
от 28.08.2012 № 12-08/120 в фонд алгоритмов и программ Ростехнадзора «Инфор-
мационная система ведения государственного реестра, обеспечения осуществле-
ния контроля (надзора) и мониторинга за деятельностью саморегулируемых орга-
низаций».
Также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 07.07.2011 № 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных до-
кументов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципаль-
ных услуг, в форме электронных документов» разработаны форматы заявлений, уве-
домлений и иных документов, представляемых в форме электронных документов,
необходимых для предоставления государственной услуги ведения государственно-
го реестра саморегулируемых организаций.
К информационной системе ведения государственного реестра, обеспечения
осуществления контроля (надзора) и мониторинга за деятельностью саморегули-
руемых организаций на начало 2013 г. подключились 3 саморегулируемые органи-
зации, более 40 саморегулируемых организаций на стадии подключения к указан-
ной системе.
Проблемные вопросы в области саморегулирования
В результате выявления Ростехнадзором нарушений в деятельности саморегули-
руемых организаций выдаются предписания об устранении выявленных нарушений.
Протоколы об административном правонарушении могут быть составлены лишь
по результатам проверки исполнения ранее выданного предписания. Максималь-
ная сумма административного штрафа за неисполнение предписания должностно-
го лица органа надзора составляет 10 тыс. руб., что не соответствует тяжести допу-
скаемых нарушений законодательства Российской Федерации.
При этом оснований для обращения в арбитражный суд с требованием об исклю-
чении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра само-
регулируемых организаций практически не имеется.
В действующем законодательстве не предусмотрено какой-либо ответственно-
сти за нарушения требований законодательства в области саморегулирования, в том
числе ответственности за данные нарушения должностных лиц саморегулируемой
организации, что в настоящее время позволяет нарушителям при проведении над-
зорных мероприятий избежать ответственности.
Отсутствие в законодательстве Российской Федерации действенной системы сан-
кций за нарушения в деятельности саморегулируемых организаций является причи-
ной низкой эффективности проверок, как документарных, так и выездных, а так-
же в целом системы контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых орга-
низаций.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     17      18      19      20     ..