ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2012 год) - часть 14

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2012 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2012 год) - часть 14

 

 

209
бор», ОАО «Дзержинский мясокомбинат», ОАО «Ильиногорское», ОАО «НМЖК»;
в Республике Мордовия: ОАО «Биохимик», ОАО «Сан ИнБев» Саранский фили-
ал). На предприятиях, в которых численность занятых на опасных производствен-
ных объектах составляет от 150 до 500 человек, ответственными за осуществление
производственного контроля являются инженеры по производственному контролю
(ЗАО «Завод «Оргсинтез «Ока», ООО ПКФ «Оргхимпром», ООО «Экопол», ООО
«Фирма «Хорст» и др.). На предприятиях с численностью занятых на опасных про-
изводственных объектах менее 150, ответственными за осуществление производ-
ственного контроля являются технические руководители (ООО «Химсинтез», ОАО
«Дзержинскхолод», ООО «Астат»).
Вместе с тем в условиях функционирования ОПО с малой численностью обслу-
живающего персонала в организациях, имеющих небольшой общий штат работни-
ков, работа по осуществлению производственного контроля не в полной мере соот-
ветствует требованиям. Организация работы на данных ОПО требует дальнейшего
совершенствования, в том числе в плане методического обеспечения.
В то же время анализ результатов контрольной и надзорной работы, в том числе
анализ аварий и травматизма, позволяет сделать вывод о низкой эффективности
производственного контроля и низкой квалификации руководителей и специали-
стов на отдельных предприятиях, допустивших аварии.
Наиболее характерными нарушениями при организации производственно-
го контроля являются отсутствие оценки и анализа при проведении комплексных
проверок, результаты проверок не доводятся до должностных лиц организаций, не
всегда своевременно и качественно проводятся расследования причин происшед-
ших инцидентов.
Результаты проверок, проведенных государственными инспекторами химическо-
го надзора Приволжского управления, показывают, что системы управления про-
мышленной безопасностью функционируют на крупных предприятиях, на таких,
как ОАО «Химпром», ОАО «Химзавод им. Л.Я.Карпова», ООО «Менделеевсказот»,
ОАО «Марбиофарм», ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО
«Татспиртпром».
На этих предприятиях созданы службы производственного контроля, установ-
лен постоянный контроль за состоянием факторов, определяющих промышленную
безопасность опасного производственного объекта; организовано проведение рас-
следования аварий, несчастных случаев и инцидентов; проводятся обучение и под-
готовка обслуживающего персонала в соответствии с действующими квалифика-
ционными требованиями. Однако сбор и анализ информации о состоянии условий
промышленной безопасности в цехах и подразделениях, разработка и реализация
мероприятий по совершенствованию систем управления промышленной безопа-
сностью проводятся не на должном уровне.
За 2012 г. службами производственного контроля предприятий выявлено 3022 на-
рушения (за 2011 г. — 2843), приняты меры дисциплинарного воздействия к 62 ра-
ботникам (за 2011 г. — 51). На отдельных предприятиях производственный контр-
оль проводится формально. Оперативные, целевые и комплексные обследования,
осуществляемые работниками служб ведомственного надзора и производственно-
го контроля, носят поверхностный характер. Отсутствует анализ выявленных на-
рушений. Не в полной мере выявляются имеющие место нарушения в ОАО «Мар-
210
биофарм», ОАО «Химпром», ОАО «Хитон», ОАО «Маргаушский молочный завод»,
ООО «Молочное дело — Алатырь».
Работа по организации служб производственного контроля на подконтрольных
предприятиях является объектом постоянного контроля со стороны государствен-
ных инспекторов при проведении плановых и внеплановых обследований.
Экспертизы промышленной безопасности реализуются, как правило, в целях
обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов,
количество экспертиз за последние годы стабилизировалось, при этом большое ко-
личество экспертиз промышленной безопасности проводится в отношении техни-
ческих устройств.
Вместе с тем, анализ заключений экспертизы промышленной безопасности по-
казывает, что в 2012 г. значительная часть их не соответствует требованиям, предъ-
являемым к проведению экспертизы и оформлению экспертных заключений. Так,
например, Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора утверждены 486 заклю-
чений экспертизы промышленной безопасности, 36 заключениям экспертизы про-
мышленной безопасности отказано в утверждении.
Характерные нарушения при проведении экспертизы промышленной безопасно-
сти связаны с несоблюдением требований, предъявляемых к проведению эксперти-
зы промышленной безопасности, например, проектной документации по техниче-
скому перевооружению опасных производственных объектов.
Приволжским управлением зарегистрировано 284 заключения экспертизы про-
мышленной безопасности, из них утверждены 277, отказано в утверждении 7, в том
числе не все технические устройства имеют положительные заключения экспертизы.
Проблемным вопросом на ряде предприятий (ОАО «Химпром», ОАО «Казан-
ский завод синтетического каучука», ОАО «Хитон») остается вывод оборудования
из эксплуатации для проведения качественного ремонта и диагностирования. Не
проводится входной контроль оборудования и материалов, не соблюдаются гра-
фики ППР. Ремонт оборудования проводится собственными силами без соблю-
дения требований правил и руководящих документов. Так, на ОАО «Химпром» в
цехе № 56 ремонт ректификационных колонн проведен с применением неаттесто-
ванного оборудования и технологий, применены сварные швы внахлест, что не до-
пустимо на сосудах, работающих под давлением, и т. д. Предприятию предписано
вывести данное оборудование из эксплуатации. Виновные по данным фактам ру-
ководители и специалисты данных предприятий были привлечены к администра-
тивной ответственности.
Работа по проведению диагностирования технических устройств, оборудования,
зданий и сооружений на поднадзорных предприятиях является объектом постоян-
ного контроля со стороны государственных инспекторов при проведении плановых
и внеплановых обследований.
Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, осуществ-
ляют страхование риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации
ОПО, договоры страхования заключаются и пролонгируются в установленном по-
рядке.
Формирование реестров договоров страхования в рамках системы АИС ПБ, учет
и выявление просроченных полисов, формирование базы данных по предприятиям
ведут территориальные органы Ростехнадзора.
211
Так, поднадзорными Верхне-Донскому управлению предприятиями, располо-
женными в Белгородской области, оформляются договоры обязательного страхова-
ния в соответствии с требованиями закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном
страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта…». Наруше-
ний требований закона по срокам оформления страховых договоров при проведе-
нии плановых проверок не выявлено.
Поднадзорные Северо-Западному управлению предприятия в Новгородской об-
ласти имеют договоры страхования ответственности за причинение вреда при эк-
сплуатации опасного производственного объекта.
Контроль за наличием договоров страхования осуществляется инспекторским
составов при проведении плановых проверок. Информация о наличии страховых
полисов предоставляется в отдел лицензирования и регистрации ОПО ежемесячно.
Вместе с тем подконтрольное Западно-Уральскому управлению ОАО «КЭЛ-
МИ», эксплуатирующее аммиачную холодильную установку, не выполнило проце-
дуру страхования. Информация о данном нарушении требования промышленной
безопасности была направлена в прокуратуру Пермского края. По результатам рас-
смотрения данного обращения прокуратурой было внесено представление генераль-
ному директору ОАО «КЭЛМИ» об устранении данного нарушения, на основании
которого Западно-Уральским управлением на генерального директора наложен ад-
министративный штраф на сумму 15 тыс. руб.
Анализ хода выполнения мероприятий, предусмотренных ст. 10. Федерального
закона от 20.06.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производ-
ственных объектов» и Методическими указаниями о порядке разработки плана ло-
кализации (ликвидации) аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических
объектах, свидетельствует о том, что работа, проводимая поднадзорными предпри-
ятиями и объектами в части обеспечения сил и средств, необходимых для локали-
зации и ликвидации аварий, в основном обеспечена и контролируется.
По информации территориальных органов Ростехнадзора, химически опасные
объекты в основном в достаточной мере защищены, их охрану осуществляют как
подразделения войсковых частей и МВД России, специализированные охранные
организации, так и собственные охранные службы.
На химически опасных объектах осуществляются меры по предотвращению по-
стороннего несанкционированного вмешательства в ход технологических процес-
сов по противодействию террористическим проявлениям и защите объектов.
По информации территориальных органов Ростехнадзора, ужесточен пропуск-
ной режим, запрещен пронос подозрительных и объемных вещей и несанкциони-
рованный въезд транспортных средств.
На ряде крупных химически опасных объектов периметр и въезд контролирует-
ся видеокамерами. Работники подрядных организаций пропускаются по спискам,
утвержденным руководителями предприятий. Помещения, в которых нет постоян-
ного присутствия персонала, закрываются и контролируются при обходах.
На предприятиях организованы связь и взаимодействие (на случай непредвиден-
ных обстоятельств — внезапного нападения террористов) с органами ФСБ, МВД,
МЧС России, пожарными подразделениями, медицинскими учреждениями как в
порядке заключения договоров, так и в оперативном порядке с использованием как
телефонной связи, так и мобильной радиосвязи через диспетчерские службы и де-
журный персонал.
212
На химически опасных объектах реализуются комплексные мероприятия по за-
щите химически опасных производственных объектов от проникновения посторон-
них лиц. Выполнение на предприятиях графиков проведения учебно-тренировоч-
ных занятий с персоналом по ликвидации аварийных ситуаций, наличие средств
индивидуальной и коллективной защиты персонала, средств пожаротушения также
повышают противоаварийную устойчивость опасных производственных объектов.
Так, на подконтрольных Нижне-Волжскому управлению предприятиях органи-
зован пропускной режим на территории предприятий, охрана объектов осуществля-
ется специализированными охранными предприятиями. Созданы резервы финан-
совых и материальных ресурсов на случай аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Предприятия оснащены средствами пожаротушения. На рабочих местах вывешены
памятки по профилактике и предупреждению террористических актов, инструкции
по действиям работников при возникновении террористической угрозы, установлен
порядок взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, ФСБ,
МВД, МЧС и медицинскими учреждениями.
Например, крупными предприятиями, подконтрольными Приволжскому управ-
лению Ростехнадзора, где используется хлор, аммиак в больших количествах, яв-
ляются в том числе ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Казаньоргсинтез», Му-
ниципальное унитарное предприятие (далее: (МУП) «Водоканал» (г. Казань),
ОАО «Генерирующая компания», ООО «Менделеевсказот», ОАО «Челныводоканал»,
ОАО «Химпром» (г. Новочебоксарск). На таких предприятиях организованы меры
по учету, применению, а также недопущению несанкционированного доступа к хи-
мически опасным веществам посторонних лиц.
На основании анализа результатов проведенной территориальными органами
надзорной работы видно, что на поднадзорных объектах не происходит массового
внедрения новых высокоэффективных и безопасных технологий, все еще медленно
происходит замена технических устройств (оборудования, средств контроля и авто-
матики, противоаварийной защиты, электрооборудования и других), отработавших
нормативный срок службы, на новые и более эффективные (в большинстве случаев
по результатам проведенных экспертиз промышленной безопасности принимается
решение о продлении срока эксплуатации).
Также проблемами, связанными с обеспечением промышленной безопасности,
являются частая смена собственников (руководителей и специалистов), неритмич-
ность работы служб производственного контроля, значительный износ (до 70-80 %)
основных производственных фондов, недостаточное финансирование программ по
техническому перевооружению и модернизации действующих производств.
Анализ выявленных нарушений требований промышленной безопасности пока-
зал, что большая часть нарушений связана с нарушениями при эксплуатации тех-
нологического оборудования (в том числе динамического и технологических трубо-
проводов), средств контроля, управления и противоаварийной защиты и автомати-
ки при ведении взрывоопасных и химически опасных технологических процессов.
При этом подавляющая часть нарушений связана с обращениями опасных веществ,
обладающих в том числе механизмом остронаправленного действия.
Для проведения реконструкции, модернизации в целях выполнения требований
правил промышленной безопасности, как правило, требуются значительные капи-
тальные вложения. Однако из-за отсутствия или неполного финансирования го-
ловными организациями реализация плановых мероприятий осуществляется с от-
213
ступлением от намеченных сроков. В результате резко снижается качество решения
вопросов промышленной безопасности. Особенно это касается предприятий, эксплу-
атирующих аммиачные холодильные установки, а также хлорные и иные объекты.
Крупные предприятия, эксплуатирующие производства хлора и каустической
соды, сформировались в Республике Башкортостан, Чувашской Республике, Перм-
ском крае, Иркутской, Нижегородской, Волгоградской, Кемеровской, Кировской и
Тульской областях, что требует от территориальных органов Ростехнадзора на этих
территориях повышенной ответственности по контролю и надзору.
Недостатки по состоянию безопасности производств и объектов отмечены в
ОАО «Химпром» (Республика Чувашия, г. Новочебоксарск) и в ОАО «Химпром» (г. Вол-
гоград), эксплуатация которых характеризуется нарастающим износом основных про-
изводственных фондов, нерешенностью вопросов реконструкции производств.
Подобные негативные процессы характерны и для других крупных предприятий
по производству хлора и каустической соды, а также потребителей хлора.
По информации территориальных органов Ростехнадзора, в течение 2012 г. на
предприятиях по производству хлора и каустической соды строительство новых объ-
ектов, техническое перевооружение, реконструкции, капитальные ремонты, кон-
сервация и ликвидация опасных производственных объектов масштабно не осу-
ществлялись.
Перспективным и более безопасным может быть перевод производств хлора на
современный, мембранный метод по производству товарного жидкого хлора, вне-
дренный на ОАО «Саянскхимпласт», где получаемый в мембранных электролизе-
рах хлор без сжижения направляется в производство поливинилхлорида (ПВХ), но
широкого развития эти технологии не получили.
ООО «Сода-Хлорат» (г. Березники, Пермский край) также планировало в 2011 г.
построить завод по производству ПВХ с использованием хлора, получаемого в мем-
бранных электролизерах, без промежуточного сжижения, но реализация проекта
фактически прекратилась в связи с отсутствием финансирования.
Ряд действующих хлорных объектов расположен в селитебных зонах с высокой
плотностью населения и (или) наличием вблизи них промышленных объектов и
мест массового скопления людей.
Часто фиксируются случаи непроектного сокращения опасных зон хлорных объ-
ектов предприятий водоподготовки. Например, в пределах радиуса опасной зоны
(500 м) хлораторной МУП «Водоканал» г. Ставрополя расположены не только ор-
ганизации и учреждения, но и строения селитебной части города, что увеличивает
степени риска поражения населения при возможных инцидентах и аварийных си-
туациях на хлораторной. Аналогичные ситуации сложились в отношении опасных
зон кустового склада хлора Северной водопроводной станции ОАО «Ярославльво-
доканал» (при этом в зону фактического заражения на уровне смертельных токсо-
доз в результате аварии в хлорном хозяйстве может попасть до 700 человек незащи-
щенного гражданского населения) и также расходного склада хлора водопроводных
очистных сооружений ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» (г. Заречный
Пензенской области) в Костромской области и в ряде других регионов.
Остро стоят вопросы по достаточно длинным маршрутам перевозок хлора в
баллонах и контейнерах и обусловленные этим нерегулярность поставок и превы-
шение установленных норм хранения и транспортирования хлора, при этом парк
транспортных средств в значительной мере технически изношен и устарел.
214
В подобных ситуациях необходима разработка оптимизированных требований к
инженерным компенсирующим и защитным мероприятиям и их реализации.
В рамках реализации мероприятий программы «Национальная система химиче-
ской и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2014 годы») про-
водятся следующие мероприятия:
в ФГУП Производственное объединение Красноярский химический комбинат
«Енисей» (г. Красноярск) осуществляются меры по ликвидации 38 объектов, содер-
жащих химически опасные вещества, в том числе, диоктилфтолат;
на Режевском химическом заводе (Свердловская область) завершены отдельные
этапы работ по выведению из эксплуатации опасных объектов;
на объектах ВОАО «Химпром» (г. Волгоград) осуществляется ряд организацион-
но-технических мероприятий по остановке, консервации и ликвидации объектов
ВОАО «Химпром» с учетом морального и физического износа технологического обо-
рудования, зданий, сооружений, инженерно-технической и транспортной инфра-
структуры, в аспекте процессов реструктуризации предприятия (в том числе произ-
водств неорганических хлоросодержащих соединений, цианистого бензила, а также
накопителя сточных вод «Белое Море»).
Планируются меры по реструктуризации технологических и инфраструктурных
производств на ОАО «Байкальский ЦБК».
В рамках выполнения мероприятий, предусмотренных развитием систем водо-
снабжения и канализации города Москвы на Западной станции водоподготовки
МГУП «Мосводоканал», введены в эксплуатацию технологические линии по обез-
зараживанию воды с использованием гипохлорита натрия с целью исключения из
обращения высокотоксичного жидкого хлора. При этом сокращены перевозки жид-
кого хлора железнодорожным транспортом по территории Московского региона,
обеспечено повышение надежности и безопасности систем водоснабжения, сниже-
ны риски возникновения чрезвычайных ситуаций. Завершаются работы по перево-
ду технологии Северной и Рублевской станций водоподготовки также на использо-
вание гипохлорита натрия.
Проблемы, связанные с вопросами промышленной безопасности при строитель-
стве, техническом перевооружении, реконструкции, капитальном ремонте, консер-
вации и ликвидации объектов, а также применение передовых технических норм
объектов химического комплекса требуют постоянного контроля и надзора со сто-
роны инспекторского состава территориальных органов и отраслевых управлений
центрального аппарата Ростехнадзора.
В 2012 г. продолжалось работа по контролю исполнения предписаний, выдан-
ных при проведении комплексных проверок ОАО «Аммофос», ОАО «Череповец-
кий Азот» и ЗАО «Агро-Череповец», проведенных в сентябре — ноябре 2011 г. Про-
верки, проведенные Северным управлением, показали, что предписания выполне-
ны полностью.
В 2012 г. территориальными органами Ростехнадзора осуществлялись надзорно-
контрольные функции в отношении предприятий энергетического комплекса, в том
числе эксплуатирующих взрывопожароопасные и химически опасные производст-
венные объекты (ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2», ОАО «Фе-
деральная гидрогенерирующая компания РусГидро»).
Противоаварийная устойчивость поднадзорных химических предприятий обес-
печивается комплексом соответствующих организационно-технических меропри-
215
ятий, среди которых использование автоматических систем управления технологи-
ческими процессами, регулярный контроль содержания опасных веществ в воздухе
рабочей зоны, разработка планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций,
проведение профилактической работы, учебных тревог, наличие на предприятиях
нештатных аварийно-спасательных формирований.
Со стороны территориальных органов Ростехнадзора установлен плановый (вне-
плановый) контроль выполнения требований промышленной безопасности, в том
числе в части выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности
опасных производственных объектов.
В 2012 г. по сравнению с 2011 г. (в скобках указаны данные за 2011 г.) территори-
альные органы химического надзора провели 3851 (4188) обследование, по резуль-
татам которых выданы предписания к устранению 22 255 (25 486) нарушений требо-
ваний промышленной безопасности. За нарушение законодательства, требований
нормативных документов промышленной безопасности назначено 1779 (1688) адми-
нистративных наказаний. Общая сумма взысканных штрафов составила 80 930 тыс.
руб. (60 638 тыс. руб.).
Показатели надзорной деятельности, а также снижение в 2012 г. уровня аварий-
ности свидетельствуют о повышении требовательности инспекторского состава к
нарушителям требований промышленной безопасности на подконтрольных объ-
ектах, а также об усилении контроля со стороны инспекторского состава за выпол-
нением требований предписаний, выданных территориальными органами Ростех-
надзора.
В соответствии с отчетными материалами территориальных органов Ростехнад-
зора декларирование опасных производственных объектов проходит в основном
удовлетворительно и в установленные сроки.
Территориальные органы Ростехнадзора осуществляют контроль за пересмотром
в установленные сроки деклараций промышленной безопасности на поднадзорных
предприятиях, а также за выполнением мероприятий, указанных в декларациях без-
опасности, направленных на повышение уровня промышленной безопасности опас-
ных производственных объектов.
Профессиональные аварийно-спасательные формирования созданы и функци-
онируют на подконтрольных Волжско-Окскому управлению Ростехнадзора круп-
ных химических предприятиях г. Дзержинска Нижегородской области (ООО «Ко-
рунд», ОАО «Сибур-Нефтехим», ОАО «Дзержинское Оргстекло», ОАО «Синтез»).
Командиры профессиональных аварийно-спасательных формирований прошли
аттестацию в центральной ведомственной комиссии по аттестации аварийно-спа-
сательных формирований и спасателей организаций (предприятий) химического
комплекса.
Члены формирований аттестованы в межведомственной комиссии по аттестации
аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учрежде-
ний по их подготовке. Нештатные аварийно-спасательные формирования созданы
на предприятиях (заводы «Капролактам» ОАО «Сибур-Нефтехим», ООО «Корунд»,
ОАО «Акрилат», МУП ВКХ «Исток», ОАО «Дзержинскхолод», ОАО «Дзержинский
мясокомбинат», ООО «МК «Ильиногорское», ОАО «Авиаприбор», ОАО «НМЖК»),
а также на предприятиях пищевой промышленности, эксплуатирующих аммиачно-
холодильные установки (АХУ). Члены нештатных газоспасательных формирований
прошли обучение и аттестацию.
216
На поднадзорных химически опасных производственных объектах в основном
созданы и действуют нештатные газоспасательные формирования. На подконтроль-
ных предприятиях планируются и проводятся учения по локализации и ликвидации
аварийных ситуаций. Руководящие работники и специалисты ведомственной под-
системы РСЧС, в том числе спасатели нештатных аварийно-спасательных форми-
рований, проходят подготовку, переподготовку и повышение квалификации в уста-
новленном порядке.
Вместе с тем на территории Ульяновской области профессиональные аварийно-
спасательные формирования отсутствуют, что является основной проблемой в обес-
печении готовности организаций к локализации и ликвидации аварийных ситуаций.
На подконтрольных Средне-Поволжскому управлению предприятиях Ульянов-
ской области созданы нештатные аварийно-спасательные формирования из числа
работников предприятий.
Практически на всех подконтрольных предприятиях разработаны графики под-
готовки и обучения членов нештатных аварийно-спасательных формирований.
В ходе проведенных проверок был выявлен ряд системных нарушений в подго-
товке персонала к ликвидации аварийных ситуаций, касающихся:
формального подхода или отсутствия проведения учебно-тренировочных заня-
тий по ПЛАС (ОАО «Диком», ОАО «ГНЦ НИИ АР»);
невыполнения мероприятий по обучению и аттестации нештатного аварийно-
спасательного формирования (на всех поднадзорных предприятиях, кроме УМУП
ВКХ «Ульяновскводоканал»);
неоснащенности в полном объеме средствами индивидуальной защиты на слу-
чай возникновения аварий (ООО «Чердаклинский молокозавод», ООО «Теренгуль-
ский маслодельный завод», ОАО «МЗ Новомалыклинский»);
несоответствия плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций Мето-
дическим рекомендациям по разработке ПЛАС (РД 09-536) (ОАО «ГНЦ НИИ АР»,
ООО «Чердаклинский молокозавод», ООО «Теренгульский маслодельный завод»).
К проблемным вопросам функционирования профессиональных аварийно-спа-
сательных служб и формирований, обслуживающих поднадзорные предприятия и
объекты, следует отнести недостаточное оснащение аварийно-спасательными сред-
ствами и оборудованием.
Процедура лицензирования опасных производственных объектов позво-
ляет влиять на состояние их промышленной безопасности и дает возможность
не допустить к деятельности на опасном производственном объекте профес-
сионально неподготовленные организации. В целом практика лицензирова-
ния показывает, что наличие лицензий дисциплинирует организации, повы-
шает персональную ответственность руководителей организаций в решении
технических вопросов, направленных на модернизацию оборудования и тех-
нологических процессов.
При этом акценты целесообразно сместить в сторону контроля соблюдения ли-
цензионных условий и требований (при условии введенного бессрочного исполь-
зования лицензий).
Проверка выполнения лицензионных требований и условий является также важ-
ным элементом управления промышленной безопасностью и рычагом понуждения
предприятий к выполнению требований законодательства в области промышлен-
ной безопасности.
217
Волжско-Окским управлением за 2012 г. была выдана 201 лицензия, переофор-
млено 190, 25 заявителям отказано в предоставлении и переоформлении лицензий,
в основном это лицензиаты и соискатели лицензий на эксплуатацию взрывопожа-
роопасных производственных объектов.
Основными причинами отказов являются:
несоответствие технических устройств требованиям промышленной безопасности;
отсутствие положительных заключений экспертизы промышленной безопасно-
сти;
отсутствие должной организации производственного контроля за соблюдением
требований промышленной безопасности;
отсутствие договоров на обслуживание с профессиональными аварийно-спаса-
тельными службами или формированиями;
отсутствие или не должное функционирование приборов и систем контроля,
управления, сигнализации и противоаварийной автоматической защиты техноло-
гических процессов.
При проведении лицензионных проверок (например, Беломорским управле-
нием Ростехнадзора) предприятий, эксплуатирующих опасные производственные
объекты, на которых применяется аммиак, были выявлены 16 нарушений лицен-
зионных требований. Из них по осуществлению производственного контроля — 4,
по ведению документации — 8, по требованиям промышленной безопасности — 4.
По результатам проверок применялась административная практика. На 2 работни-
ков предприятия составлены протоколы об административном правонарушении и
вынесены постановления о наложении штрафов по 2 тыс. руб.
В крупных производственных организация и вертикально интегрированных ком-
паниях, в которых активно внедряются системы управления промышленной без-
опасностью, системы производственного контроля, отмечается улучшение ситуа-
ции с состоянием промышленной безопасности, аварийностью и травматизмом.
На крупных предприятиях, имеющих развитую структуру управления производст-
вом, сформированы и реализуются элементы систем управления промышленной
безопасностью.
На ряде предприятий, поднадзорных Западно-Уральскому управлению Ростех-
надзора, организованы отделы производственного контроля или отделы промыш-
ленной безопасности (ОАО «Минеральные удобрения», ОАО «ГалоПолимер Пермь»,
ООО «Новогор-Прикамье», ОАО «Камтэкс-Химпром», ОАО «Сорбент», ОАО «Бе-
резниковский содовый завод», ОАО «Пермский мясокомбинат» ОАО «Пермалко»,
ОАО «Метафракс», филиал «Азот» ОАО «ОХК «УРАЛХИМ»). На других предприя-
тиях за организацию и осуществление производственного контроля назначены при-
казами ответственные лица.
В целях обеспечения требуемого уровня промышленной безопасности поднад-
зорных взрывопожароопасных и химически опасных объектов и повышения эф-
фективности надзора и контроля на указанных объектах актуальными представля-
ются следующие задачи:
содействие обеспечению государственной безопасности и устойчивому развитию
экономики путем повышения эффективности государственного надзора за обеспе-
чением промышленной безопасности, предупреждением техногенных аварий и ка-
тастроф, способных привести к значительному ущербу объектам экономики, при-
родной среде, отрицательному воздействию в демографической и социальной сфере;
218
создание условий развития и модернизации промышленности на основе внедре-
ния новейших научных достижений в области технического прогресса и путем ак-
тивного участия в нормативном регулировании в области промышленной безопа-
сности и в совершенствовании проектной и эксплуатационной документации;
реализация системы лицензирования и лицензионного контроля при эксплуа-
тации опасных производственных объектов, разрешительной деятельности по при-
менению технических устройств на опасных производственных объектах, а также
осуществление контроля за этой деятельностью, включая принятие необходимых
санкций и мер воздействия;
содействие повышению кадрового потенциала путем участия в системе подго-
товки, повышения квалификации и аттестации специалистов в области промыш-
ленной безопасности.
В области повышения уровня промышленной безопасности объектов территори-
альным органам Ростехнадзора совместно с подконтрольными предприятиями не-
обходимо сконцентрировать внимание на внедрении и совершенствовании систем
управления промышленной безопасностью и производственного контроля, созда-
нии условий и соответствующих стимулов, при которых практически исключается
нарушение персоналом требований промышленной безопасности.
Для совершенствования надзорной деятельности требуется на основе действу-
ющей нормативно-технической и методической документации по осуществлению
надзора за взрывоопасными и химически опасными производствами и объектами
разработать новую с учетом современных направлений развития предприятий хи-
мического комплекса.
Основное внимание инспекторского состава должно быть уделено объектам, в
технологических системах которых и на складах хранения находятся большие коли-
чества токсичных, высокотоксичных и взрывоопасных химических веществ (хлор
и хлорсодержащие вещества, аммиак и его соединения, органические соединения
и др.).
В целях обеспечения безопасной эксплуатации и повышения противоаварийной
защиты производств требуется обеспечить надзорное сопровождение мероприятий
по повышению их безопасности, реконструкции и техническому перевооружению
на основе современных проектных решений и достижений науки и техники в обла-
сти машиностроения и средств автоматизации, повысить уровень контроля за дея-
тельностью проектных и конструкторских организаций.
Повышение уровня подготовки руководителей, специалистов и персонала пред-
приятий и организаций должно сопровождаться внедрением на поднадзорных пред-
приятиях новых эффективных методов обучения персонала в условиях нормально-
го ведения технологических процессов, отработки их действий при отклонениях от
регламентированных параметров и в условиях аварийных ситуаций.
2.2.14.2. Предприятия оборонно-промышленного комплекса
К опасным производственным объектам предприятий оборонно-промышлен-
ного комплекса относятся:
объекты по безопасному хранению и уничтожению химического оружия (объ-
екты УХО);
объекты, связанные с производством взрывчатых веществ, порохов и ракетно-
го топлива;
219
предприятия и объекты, связанные со снаряжением и промышленной утилиза-
цией боеприпасов, ракет и их составных частей;
предприятия и объекты Роскосмоса.
Предприятия оборонно-промышленного комплекса в наибольшем количестве
размещены в следующих субъектах Российской Федерации: Республиках Татарстан
и Башкортостан, Алтайском и Пермском краях, Московской, Ленинградской, Че-
лябинской, Амурской, Свердловской, Новосибирской, Тульской, Нижегородской,
Самарской, Брянской областях.
Число поднадзорных организаций, относящихся к оборонно-промышленному
комплексу, на которых обращаются взрывчатые вещества и материалы, в 2012 г. со-
ставило 87.
Общее количество опасных производственных объектов — 516, из которых 49 —
объекты по безопасному хранению и уничтожению химического оружия.
На 74 объектах предприятий оборонно-промышленного комплекса установлен
режим постоянного государственного надзора, предусматривающий проведение
органами Ростехнадзора мероприятий по контролю за соблюдением предприяти-
ями, эксплуатирующими объекты повышенной опасности, обязательных требова-
ний при их эксплуатации.
Контрольно-надзорные мероприятия за состоянием промышленной безопасно-
сти опасных производственных объектов предприятий оборонно-промышленного
комплекса, их безопасной эксплуатацией в 2012 г. проводились также и в направ-
лении активизации работ предприятий по техническому перевооружению и модер-
низации действующих и создание новых экономически эффективных и экологиче-
ски безопасных производств.
Так, с целью восстановления и обновления производственных мощностей, совер-
шенствования безаварийного функционирования опасных производственных объ-
ектов и вывода людей из опасных зон на ФКП «Казанский государственный казен-
ный пороховой завод» была разработана «Программа мероприятий по реконструк-
ции и техническому перевооружению производств на 2011-2020 годы».
Согласно Федеральной целевой программе «Развитие оборонно-промышленно-
го комплекса на 2007-2010 года и на период до 2015 года» на ФКП «Казанский го-
сударственный казенный пороховой завод» ведутся работы по трем направлениям:
восстановление изношенного оборудования, строительных конструкций и ком-
муникаций производств нитратов целлюлозы и регенерации отработанных кислот;
техническое перевооружение производства пироксилиновых порохов;
создание комплекса по изготовлению новых форм целлюлозного сырья.
Указанные работы позволят снизить риски возможных аварийных ситуаций до 50 %.
Уже реализованы новые проектные решения, смонтирована сигнализация о неи-
справностях технологического оборудования, расположенного в производственных
помещениях, разработаны планы локализации и ликвидации аварийных ситуаций
(ПЛАС) на опасные производственные объекты, ведутся работы по выносу из тон-
неля линии подачи спирта в производстве эфира, что позволит обеспечить взрыво-
безопасность указанного производства.
На ФКП «Пермский пороховой завод» разработана проектно-сметная документа-
ция «Реконструкция комплекса инженерно-технических средств охраны периметра».
В рамках ФЦП «Национальная система химической и биологической безопасно-
сти РФ (2009-2014 годы)» на ФКП «Алексинский химический комбинат» выполня-
220
ется этап подготовительных работ за счет собственных и привлеченных средств по
ликвидации аварийных зданий 204, 205, 217, не задействованных в основном про-
изводстве и мобилизационных планах.
На ФКП «Алексинский химический комбинат» в 2012 г. проводились работы по
ремонту зданий участка нитрации и стабилизации нитратов целлюлозы, участка из-
готовления смол и хранения ЛВЖ, погребков хранения процесса изготовления по-
рохов и метательных зарядов, зданий химического производства, велась очистка
производственной канализации от здания 205 до прудов-отстойников в целях ис-
пользования ее для транспортирования нитратов целлюлозы, чтобы минимизиро-
вать угрозы взрывоопасных ситуаций.
Планируется модернизация производства нитратов целлюлозы и порохов, про-
изводства рулонных и прессованных пластин, рукавов с нитяной и металлической
оплеткой (в том числе в стратегических целях).
В 2011 г. на предприятиях оборонно-промышленного комплекса аварии, несчаст-
ные случаи не зафиксированы.
В 2012 г. произошла 1 авария и 1 инцидент, несчастных случаев со смертельным
исходом не зарегистрировано.
28.11.2012 на ФКП «Тамбовский пороховой завод» в здании № 760 цеха № 5 произ-
водства основной продукции после завершения работ по разделению пороха на фрак-
ции на рабочем месте был замечен очаг загорания на сите «наклона». В результате
чего сработала система пожаротушения в автоматическом режиме и прошел сигнал на
пульт пожарной части. Возгорание было ликвидировано, пострадавшие отсутствуют.
Причиной инцидента явилось несоблюдение рабочим персоналом регламентиро-
ванных требований обеспечения безопасности при ведении технологического про-
цесса разделения пороха, а именно: несоблюдение требований по частоте влажной
уборки оборудования в течение смены, применение подручных средств для выпол-
нения работ, использование которых может привести к накоплению зарядов стати-
ческого электричества на рабочем персонале, нарушение требований конструктор-
ской документации при изготовлении специального оборудования (сита).
Материальный ущерб составил 1 482 тыс. руб.
29.10.2012 при утилизации патронов калибра 7,92 мм марки «Маузер» методом
отжига в ООО «Гефест-М», г. Реж, Свердловская область, произошла авария, в ре-
зультате которой имеется один пострадавший.
Предприятие ООО «Гефест-М» проводило работы по утилизации патронов в
печи шахтного типа. В процессе единовременного обжига патронов в количестве
42 тыс. штук в печи произошел хлопок газов, в результате чего печь обжига разру-
шена, обрушилась часть стены и перекрытия помещения № 8 здания 46. В соседнем
помещении № 15 внутрь выпало стекло, пролетев вниз через металлическую лест-
ницу, разбилось и осколком травмировало токаря.
При разборе разрушенной печи обнаружено 919 штук необожженных патронов
калибра 7,92 мм марки «Маузер», также обнаружены фрагменты конструкций об-
жиговой печи, характер которых указывает на разрушение по сварным соединени-
ям, произошедшее в результате резкого повышения давления внутри печи.
Колосники печи имели неплотности между собой и трещины в своих плоскостях,
что могло дать возможность просыпания патронов в канал подачи топочных газов,
изменяя тем самым режим разогрева и обжига патронов, создавая «мертвые» зоны
неравномерного нагрева обжигаемых боеприпасов.
221
При рассмотрении материалов расследования установлено, что печь шахтного типа
Гефест. 026500.002 предназначена для разделения сердечника и оболочки пуль типа БЗТ
калибра 12,7 мм и 14,5 мм, снарядов типа БЗТ, БТ боеприпасов калибра 23 мм и 30 мм
путем их отжига, при этом использовалась для утилизации методом отжига патронов
калибра 7,92 мм марки «Маузер», то есть печь использовалась не по назначению.
При этом не учитывалось наличие и количество пороха и капсюлей в утилизиру-
емых патронах, что могло также являться одной из возможных причин аварии, от-
сутствовали расчеты нормы загрузки печи для утилизации патронов калибра 7,92 мм
марки «Маузер» ( 126 кг пороха).
Технология утилизации патронов методом отжига в указанном количестве не со-
гласована с разработчиком печи.
Материальный ущерб составил 573 тыс. руб.
По результатам технического расследования аварии руководство ООО «Гефест-
М» направлено на переаттестацию в области промышленной безопасности в цен-
тральную аттестационную комиссию Ростехнадзора.
В 2012 г. Ростехнадзор участвовал в контрольно-надзорных мероприятиях при
выполнении работ по реализации Федеральной целевой программы (ФЦП) «Унич-
тожение запасов химического оружия в Российской Федерации» (далее — Програм-
ма), что позволило в установленные сроки поэтапно вводить в строй мощности объ-
ектов по уничтожению химического оружия.
Представители органов Ростехнадзора принимали участие в работе комиссий
при проведении приемочных испытаний технических устройств на объектах УХО.
В декабре 2012 г. представители Средне-Волжского управления принимали учас-
тие в работе комиссии по проведению государственных испытаний технологической
линии разборки и уничтожения изделий сложной конструкции модернизированной
(ОКР «Блок-М») на реальных средах в п. Леонидовка (здание 1002 детоксикации,
уничтожения боеприпасов сложной конструкции).
Контрольно-надзорные функции в рамках (ФЦП) осуществлялись в соответст-
вии с нормативной правовой базой в области промышленной безопасности, дейст-
вующей в системе Ростехнадзора, а также Градостроительного кодекса РФ и элек-
троэнергетики на объектах по уничтожению химического оружия в г. Щучье Курган-
ской области, г. Почеп Брянской области, пос. Марадыковский Кировской области,
пос. Леонидовка Пензенской области, и на объектах в г. Камбарка Удмуртской Ре-
спублики, в пос. Горный Саратовской области.
Производственный контроль на предприятиях оборонно-промышленного ком-
плекса является неотъемлемой частью производства.
На предприятиях внедряются системы управления промышленной безопасно-
стью, системы производственного контроля, при этом согласно ведомственным пра-
вилам безопасности на предприятиях работают также службы спецрежима.
На предприятиях разработаны и согласованы с территориальными органами Рос-
технадзора положения о производственном контроле. Поднадзорные организации
в установленные сроки представляют отчеты о производственном контроле в тер-
риториальные органы Ростехнадзора.
Контроль за организацией производственного контроля за соблюдением требо-
ваний промышленной безопасности на предприятиях Ростехнадзора осуществля-
ется при проведении плановых и внеплановых проверок, а также при проверках со-
блюдения лицензионных требований и условий.
222
В 2012 г. количество проверок органами Ростехнадзора составило 337, из них вы-
ездных — 326.
При этом выявлено 1425 нарушений требований промышленной безопасности.
Количество административных наказаний по результатам проверок составило 83,
в том числе по видам наказаний: административных приостановок деятельности —
14, административных штрафов — 69.
Общая сумма наложенных штрафов составила 5 482 тыс. руб.
В 2012 г. Управлением общепромышленного надзора центрального аппарата Рос-
технадзора совместно с территориальными органами проведены выездные плановые
проверки состояния промышленной безопасности в отношении объектов органи-
заций ФКП «Завод им. Я.М. Свердлова», ОАО «ГосНИИ «Кристалл», г. Дзержинск;
ОАО «Промсинтез», ОАО «Полимер», ФКП «Чапаевский механический завод», г. Ча-
паевск; ОАО «НПП «Краснознаменец», ФГУП «Завод имени Морозова», ОАО «Ле-
нинградский завод «Сокол», Ленинградская обл.; ФКП «Авангард», г. Стерлитамак;
ОАО «Новосибирский завод искусственного волокна», ОАО «Новосибирский меха-
нический завод», ФКП «Новосибирский опытный завод измерительных приборов»,
Новосибирская обл., ФГУП «ПО «Прогресс», г. Кемерово.
В ходе проведения указанных проверок зафиксировано 711 нарушений. Харак-
терными нарушениями безопасности являются:
эксплуатация зданий и сооружений, технических устройств, применяемых для
производства взрывчатых материалов, осуществляется с истекшим установленным
сроком эксплуатации и (или) с нарушением нормативных требований;
нарушения требований безопасности при эксплуатации электрооборудования,
установленного во взрывоопасных зонах;
не в полной мере обеспечена готовность предприятий к действиям по локализа-
ции и ликвидации аварий при эксплуатации опасных производственных объектов.
В ходе проведенных проверок установлено, что отдельные руководители и спе-
циалисты организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, не
прошли аттестацию в области промышленной безопасности, в ряде случаев отме-
чена недостаточная профессиональная подготовка персонала, обслуживающего со-
оружения и технические устройства.
Вопросы антитеррористической защищенности опасных производственных объ-
ектов рассматривались при проведении всех видов проверок. Особое внимание уде-
лялось следующим вопросам: защита объектов от несанкционированного проник-
новения посторонних лиц, обеспечение надлежащей охраны производственных объ-
ектов и складов взрывчатых материалов, сохранность взрывчатых материалов при
транспортировании, наличие мероприятий по антитеррористической защищенно-
сти, их выполнение.
Результаты проверок организаций показали, что условия режимного доступа и
охраны в основном соблюдаются, осуществляется контроль и досмотр транспорта,
барьерные средства защиты не нарушены, случаи прямых террористических пося-
гательств не зафиксированы.
Вместе с тем отдельными предприятиями допускаются нарушения требований по
организации хранения и учета взрывчатых материалов, в том числе отдельные зда-
ния и помещения хранения не соответствуют предъявляемым требованиям, отсут-
ствуют или находятся в ненадлежащем состоянии тамбуры, вторые двери, системы
проветривания, решетки на окнах, молниезащита, допускается превышение норм
223
загрузки складских помещений, хранение несовместимых взрывчатых материалов,
ведение учета взрывчатых материалов с нарушением требований и др.
Установлено, например, что в ОАО «Промсинтез» (г. Чапаевск, Самарская об-
ласть) осуществляется хранение взрывчатых материалов в необорудованных ваго-
нах, с превышением установленных нормативными документами допустимых норм
загрузки взрывчатых материалов, имеются и другие нарушения, в итоге приводящие
к событиям негативного характера.
Так, 12.04.2012 в ОАО «Промсинтез» произошла утрата взрывчатого материала
(детонирующего шнура ДШЭ-12 в количестве четырех ящиков) из железнодорож-
ного вагона № 52535044, находящегося на складах хранения взрывчатых материа-
лов ОАО «Полимер» на основании договора хранения.
Можно отметить также, что к наиболее уязвимым участкам производственной
деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов (в части случайно-
го распространения или умышленного хищения), относятся участки, связанные с
погрузочно-разгрузочной деятельностью и транспортированием взрывчатых мате-
риалов.
По результатам проверок перечисленных выше организаций привлечены к ад-
министративной ответственности как юридические (20 протоколов), так и физиче-
ские (должностные) лица (36 протоколов), оформлены 10 протоколов об админи-
стративных правонарушениях на приостановление деятельности (автомобильный
транспорт, перевозящий взрывчатые вещества, автомобильные и мостовые краны,
склады хранения взрывчатых веществ и др.), 5 административных материалов были
направлены в судебные органы.
Сумма штрафов составила 4 582 тыс. руб.
В 2012 г. территориальными органами Ростехнадзора проводились внеплановые
выездные проверки ранее выданных предписаний в отношении опасных производ-
ственных объектов следующих предприятий, проверенных центральным аппаратом
и территориальными органами в 2011 г.: ФКП «Казанский государственный казен-
ный пороховой завод», г. Казань, ФКП «Пермский пороховой завод», г. Пермь, ФКП
«Тамбовский пороховой завод», г. Котовск Тамбовской области, ФКП «Алексинский
химический комбинат», г. Алексин Тульской области, ФПК «Авангард», г. Стерли-
тамак, Республика Башкортостан, ФПК «Государственный научно- исследователь-
ский институт химических продуктов», г. Казань.
При проверках рассматривались вопросы соответствия деятельности указанных
организаций нормативным правовым актам Российской Федерации в области про-
мышленной безопасности, безопасности в электроэнергетике, в сфере градостро-
ительной деятельности, в том числе в части соблюдения обязательных требований
промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации,
консервации и ликвидации опасных производственных объектов, монтаже, налад-
ке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных про-
изводственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных произ-
водственных объектах, лицензионных требований и условий, выполнения меропри-
ятий по предотвращению аварийности и травматизма.
Фактически большая часть нарушений в области промышленной безопасности
носят не только повторяющийся, но и системный характер, что может негативно
повлиять не только на сами объекты, но и на критически важные объекты населен-
ных пунктов и промышленных зон в случае аварийных ситуаций.
224
Так, объекты ФКП «Казанский государственный казенный пороховой завод» рас-
положены вблизи жилых зон и транспортных коммуникаций города Казани и пред-
ставляют реальную угрозу для населения.
Объекты других проверенных предприятий также находятся вблизи или в черте
селитебных зон.
При проверках установлено, что на ФКП «Пермский пороховой завод» остают-
ся нерешенными вопросы транспортирования опасных веществ по железнодорож-
ным путям внутри территории предприятия (ввиду износа головок рельс), рекон-
струкции шламонакопителей, консервации (ликвидации) неиспользуемых зданий
и сооружений, предназначенных для производства спецпродукции.
Серьезной нерешенной проблемой для ФКП «Алексинский химический комби-
нат» остается наличие большого количества опасных веществ до 200 т, оставшихся
в технологическом оборудовании законсервированного крупнотоннажного произ-
водства пороха, а в гидротехнических сооружениях предприятия (шламонакопите-
лях) находится до 200 тыс. неизвлекаемых остатков в виде нитратов целлюлозы, что
представляет высокую опасность для населения и инфраструктуры города Алексин
и окружающих зон.
Структура производственного цикла, проверенных объектов предприятий и их
инженерно-техническая инфраструктура перегружены утратившими производст-
венную необходимость и имеющие значительный износ основными фондами.
В соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 13.04.2012
№ РД-П7-2054, от 26.06.2012 № РД-П7-303с в рамках реализации мероприятий Фе-
деральных целевых программ «Промышленная утилизация вооружения и военной
техники на 2011-2015 годы и на период до 2020 года» и «Национальная система хи-
мической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2014 годы)»
территориальные органы Ростехнадзора также проводили контрольно-надзорные ме-
роприятия в отношении предприятий отрасли боеприпасов и спецхимии, с учетом
разработанных критериев оценки, а также объектов на поднадзорных предприяти-
ях, занимающихся промышленной утилизацией боеприпасов и их составных частей.
Основными целями и задачами 2012 г. было осуществление мероприятий, свя-
занных с безопасностью при выполнении конвенционных обязательств по уничто-
жению отравляющих веществ.
Контрольно-надзорные функции на объектах УХО осуществлялись территори-
альными органами Ростехнадзора в соответствии с Планом проведения плановых
проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Федеральной
службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2012 г. и по
отдельным поручениям.
В течение 2012 г. Ростехнадзором проведено 63 проверки на строящихся и дей-
ствующих объектах УХО, в результате которых было выявлено 274 нарушения тре-
бований законодательства Российской Федерации в области промышленной без-
опасности, электроэнергетики, Градостроительного кодекса, которые устраняются
в установленные соответствующими предписаниями сроки.
К числу основных итогов 2012 г. следует отнести: плановую эксплуатацию объек-
тов в г. Камбарке Удмуртской Республики, г. Почеп Брянской области, пос. Марады-
ковский Кировской области и пос. Леонидовка Пензенской области и г. Щучье Кур-
ганской области, ввод в эксплуатацию здания детоксикации, уничтожения боепри-
пасов сложной конструкции (1002) объекта в пос. Леонидовка Пензенской области.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..